Научная статья на тему 'Методы и методики исследования политической коммуникации'

Методы и методики исследования политической коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4391
612
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / МЕТОД / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / POLITICAL COMMUNICATION / POLITICAL LINGUISTICS / TEACHING STUDENTS / METHOD / METHODOLOGY IN STUDYING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гаврилова Марина Владимировна

В статье представлены программа и методические указания к курсу «Методы и методики исследования политической коммуникации», разработанные для студентов специальности «Связи с общественностью».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods and Methodologies in Studying Political Communication

The article presents the academic program and teaching aids for the course «Methods and techniques of political communication», designed for students majoring in «Public relations».

Текст научной работы на тему «Методы и методики исследования политической коммуникации»

Гаврилова М.Г.

Санкт-Петербург, Россия МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Abstract

The article presents the academic program and teaching aids for the course «Methods and techniques of political communication», designed for students majoring in «Public relations».

Программа курса и методические указания к курсу «Методы и методики исследования политической коммуникации» составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу "Общепрофессиональные дисциплины" (региональный компонент) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 350400 "Связи с общественностью".

Место курса в профессиональной подготовке. Специальная профессиональная дисциплина «Методы и методики исследования политической коммуникации» является элективной в цикле социальных и гуманитарных дисциплин.

Курс опирается на знания, полученные студентами при изучении таких гуманитарных дисциплин, как: «Основы теории коммуникации», «Философия», «Политология», «Социология», «Риторика», «Стилистика и литературное редактирование», «Логика и теория аргументации».

Знания, полученные в результате освоения курса, в дальнейшем используются в самостоятельной работе студентов и при изучении профессиональных дисциплин «Методы практических исследований в связях с общественностью», «Коммуникационный менеджмент», «Политический PR», «Кризисный PR», «Связи с общественностью в бизнесе», «Организация и проведение PR - кампаний», «Теория и практика массовой информации», «Консалтинг в связях с общественностью».

Курс включает в себя изучение: политической коммуникации как объекта междисциплинарного исследования;

лингвистического направления исследования политической коммуникации;

психологического направления исследования политической коммуникации;

когнитивных исследований политической коммуникации;

психолингвистического направления политической коммуникации;

политической коммуникации как дискурса и нарратива;

политологических концепций политической коммуникации;

социологических исследований политической коммуникации;

взаимосвязи языка и власти, языка и общества, содержательных связей между языком, идеологией и политикой.

Цель - сформировать у студентов базовые навыки прикладной аналитики с применением различных методов и методик изучения политической коммуникации.

Задачи курса - 1) научить студентов определять цели специальных исследований и использовать для их осуществления методы изученных наук; 2) познакомить студентов с основными подходами к прикладному изучению политической коммуникации; 3) представить возможности применения междисциплинарных методов в деятельности РЯ - специалиста; 4) развить навыки самостоятельной исследовательской работы с текстовой информацией и подготовки аналитических заключений.

Компетентностными характеристиками в освоении данного спецкурса следует считать:

1) умение применять различные методики научного анализа общественно-политических текстов в практической деятельности специалиста по связям с общественностью; 2) умение на основе полученных знаний оптимизировать речевое воздействие РЯ-текста; 3) способность проводить лингвистический мониторинг общественного сознания; 4) умение оценивать и прогнозировать развитие ситуации в краткосрочной и среднесрочной перспективе на основе анализа текстовой информации.

Формы проведения занятий: лекции. Спецкурс рассчитан на 38 лекционных часов, форма контроля - зачет без оценки.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Политическая коммуникация как объект междисциплинарного исследования

Многозначность политики как явления общественной жизни. Основные подходы к изучению политической коммуникации. Коммуникация - дискурс - текст. Текст как единица политической коммуникации. Отличительные черты политического текста. Текстоцентрический

принцип анализа коммуникации. Фундаментальное и прикладное научное знание. Моно-дисциплинарные и междисциплинарные исследования. Метод и методика.

Тема 2. Язык и власть. Язык и общество Перевод властных отношений в дискурсивную форму. Средства осуществления дискурсивной власти: определенная речевая стратегия, определенные коммуникативные права, определенные риторические качества речи. Язык как инструмент социальной власти (Р Блакар). Языковые «инструменты власти»: выбор слов и выражений, создание новых слов, выбор грамматической формы, выбор последовательности в синонимическом ряду, использование суперсегментных признаков, выбор имплицитных предпосылок. Язык и общество. Социальные функции языка. Политическая корректность: фило-

софия мультикультурализма и языковая политика идеологов политкорректности.

Тема 3. Лингвистическое направление исследования политической коммуникации

Риторическое направление. Понятийное направление. Семантическое направление. Лингвостилистическое направление. Логиколингвистическое направление. Теория речевого воздействия. Теория лингвистической аргументации.

Теория управления истиной (X. Вайнрих, Ю. Левин). Категория истины и категория лжи. Управление пониманием. Лингвистические и экстралингвистические предпосылки осуществления контроля за восприятием текста (А. Н. Баранов, П. Б. Паршин). Способы искажения истины (Ю. Левин).

Политическая лингвистика. Возникновение и основные этапы развития. Ведущие направления в российских и зарубежных исследованиях политической коммуникации. Политическая филология (В. 3. Демьянков).

Лингвоидеологический анализ (Н. А. Купина, Е. А. Земская, Т. М. Николаева). Идеология как основа социальных представлений и практик членов группы. Прагматическая тетрада М. Эпштейна. Корреляции идеологических и языковых структур (п. Б. Паршин).

Тема 4. Психологическое направление исследования политической коммуникации

Политическая психология (А. И. Юрьев, Е. Б. Шестопал). Значение личностного фактора в политическом процессе.

Психологический анализ (Д. Винтер). Взаимосвязь между типичными грамматическими структурами и определенными психологическими типами. Психобиографический анализ (П. И. Ковалевский, Г. И. Чулков). Психоанализ.

Основные понятия и процедура применения мотивационного анализа. Классификация лидеров Д. Винтера. Классификация мотивов Д. Маклелленда и Дж. Аткинсона. Языковые репрезентанты мотивов власти, достижения, аффилиации.

Интент-анализ. Определение интенции. «Психологическое содержание» речи. Процедура интент-анализа. Сферы применения ин-тент-анализа.

Тема 5. Когнитивные исследования политической коммуникации

Основные положения когнитивистики. Междисциплинарная природа когнитивной науки. Текст как динамичное когнитивное образование, форма фиксации знаний о мире и источник исследования этих знаний.

Когнитивное моделирование политического и переговорного процессов. Переговоры как взаимодействие различных структур знания. Когнитивное объяснение тактических приемов ведения переговоров. Когнитивные характеристики лиц, участвующих в переговорах. Национальные стили ведения переговоров.

Когнитивное картирование. Применение когнитивного картирования для установления особенностей мышления индивидуальных и групповых субъектов. Основные понятия и процедура применения когнитивного картирования. Выделение опорных слов выступления. Установление причинно-следственных связей между опорными понятиями теста. Содержательная интерпретация результатов когнитивного картирования. Возможности применения компьютерных программ.

Операционный код. Исторический контекст появления методики. Значимость выявления устойчивых представлений о природе политики.

Метафорическое моделирование. Когнитивная теория метафоры. Политическая метафора как способ познания, структурирования и объяснения мира. Функции метафоры в общественно-политическом тексте. Метафора как признак кризисного состояния общества (А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов, Дж. Лакофф, А. П. Чудинов). Формула вычисления «метафорической силы» текста К. де Ландшер. Роль метафоры в принятии политических решений. Метафора как «проект действий по изменению нашей жизни». Классификация метафор по степени активности субъекта в принятии решений (А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов).

Концептуальный анализ. Различное толкование концепта. Методологические направления изучения концептов: рассмотрение контекстов употребляемых политических понятий (М. В. Ильин), реконструкция когнитивной схемы (В. М. Сергеев, К. В. Сергеев, А. А. Казанцев), этимологический подход.

Тема 6. Психолингвистическое исследование политической коммуникации

История становления, основные этапы развития, исследовательские программы психолингвистики. Методика перефразирования текста, методика семантического шкалирования текста, психосемантические исследования.

Методика ассоциативного эксперимента. Определение. История возникновения и развития. Процедура эксперимента: инструкции для испытуемого, критерии выбраковки результатов). Интерпретация ответов. Сферы применения методики.

Методика предикативного анализа текста (Т. М. Дридзе). Текст как иерархия коммуникативных программ. Процедура анализа.

Фоносемантический анализ эмоциональной нагрузки текста. Этапы становления фоносемантики как науки. Теория фонетического значения А. П. Журавлева. Система УАА1_. Возможности фоносемантики в психолингвистической экспертизе различных типов текста.

Тема 7. Политическая коммуникация как дискурс и нарратив

Определение понятий «дискурс», «политический дискурс», «политический нарратив».

Нарративный анализ. Дискурсивный анализ. Национальные школы дискурсивного анализа.

Ориентация научного исследования на решение социальных проблем в новом междисциплинарном направлении - критическом дискурс-анализе. Роль дискурса в становлении и воспроизводстве гендерного неравенства. Критические работы о роли дискурса в воспроизводстве этнического неравенства (этноцентризм, национализм, расизм). Критические исследования о злоупотреблении властью конкретными социальными группами в различных социальных сферах. Особенности критических исследований в различных странах мира (Австралия, Австрия, Великобритания, Германия, Голландия, Латинская Америка, США, Франция).

Тема 8. Политологическое изучение политической коммуникации

Коммуникативная концепция политики. Политика как система коммуникаций и информационных потоков (X. Арендт). Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Концепция общества Н. Лумана. Концепция Р. Дебре.

Тема 9. Социологические исследования политической коммуникации

Контент-анализ. Определение, основные понятия. Виды контент-анализа. Различия количественного и качественного контент-анализа текстовой информации. Условия отбора информационного материала. Определение единиц анализа текстовых массивов. Основные этапы применения процедуры контент-анализа. Обобщение и интерпретация результатов проведенного исследования. Использование компьютерных программ.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие. М., 2001.

2. Боришполец К. П. Методы политических исследований: Учебное пособие для студентов вузов (рекомендовано УМО вузов РФ). М., 2005.

3. Почепцов Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998.

4. Скрытое эмоциональное содержание текстов СМИ и методы его объективной диагностики. М., 2004.

5. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. М., 2004.

6. Чудинов А. П. Политическая лингвистика. М., 2007.

7. Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.

Дополнительная:

1. Аринштейн В. М. Движение за «политическую корректность» и его языковая политика // Языковая система и социокультурный контекст. Серия: БШсНа Ыпдшэ^са № 4. СПб., 1997. С. 36-52.

2. Будаев Э. В., Чудинов А. П. Метафора в политической коммуникации. М., 2008.

3. ВодакР. Язык. Дискурс. Политика. Волгоград, 1998.

4. Гаврилова М. В. Критический дискурс-анализ в современной зарубежной лингвистике. СПб., 2001.

5. Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1987. С. 268-304.

6. Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. М., 1980.

7. Ильин М. В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М.,

1997.

8. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М., 1999.

9. Кибрик А. А. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы языкознания, 1994. № 5. С. 126-139.

10. Лассвел Г. Почему количественный метод? // Перевод Е. Е. Аникина. Политическая лингвистика. Вып (2) 22: Из-во УрГПУ. Екатеринбург, 2007. С. 177-186.

11. Левин Ю. И. Способы искажения истины // Левин Ю. И. Поэтика. Семиотика. Избр. труды. М., 1998.

12. Методология исследований политического дискурса: Актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов. Минск,1998.

13. Михальская А. К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

14. Паршин П. Б. Исследовательские практики, предмет и методы политической лингвистики // Бспр1а Нпдшэ^сае аррИса1ае. Проблемы прикладной лингвистики-2001. М., 2001.

15. Плотинский Ю. М. Моделирование социальных процессов. М., 2001.

16. Политическая наука. Политический дискурс: история и современные исследования. Сб. науч. тр. / РАН ИНИОН. Отв. ред. и составитель Герасимов В. И., Ильин М. В. М., 2002.

17. Сергеев В. М., Цымбурский В. Л. Когнитивные механизмы принятия решений: модель и приложения в политологии и истории. М., 1990.

18. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. СПб., 2000.

19. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. М., 2002

20. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-200). Екатеринбург, 2001.

21. Шестопал Е. Б., Новикова-Грунд М. В. Восприятие двенадцати ведущих российских политиков (психологический и лингвистический анализ) // Полис. 1996. № 5.

22. Эпштейн М. Н. Идеология и язык (построение модели и осмысление дискурса) // Вопросы языкознания. 1991. № 6.

23. Юрьев А. И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.

24. Bolinger D. Language: The Loaded

Weapon. London, New York, 1980.

25. Fairclough N. L. Discourse and Social Change. Cambridge, 1992.

26. Fowler R, Hodge R, Kress G, Trew T. Language and Control. London, 1979.

27. Fowler R. Language and the News. Discourse and Ideology in the Press. London, New York, 1993.

28. Politically Speaking: a Worldwide Examination of Language Used in the Public Sphere / Ed. O. Feldman and C. de Landtsheer. New York,

1998.

29. Texts and Practices: Readings in Critical Discourse Analysis. London, 1996.

30. Van Dijk T. A. Ideolody. A Multidisciplinary Study. London, 1998.

31. Winter D. Leader Appeal, Leader Performance and the Motive Profiles of Leaders and Followers: a Study of American Presidents and Elections // Journal of Personality and Social psychology, 1987. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Дискурс - комплексное коммуникативное событие, происходящее между говорящим и слушающим (наблюдателем) в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном, социально-политическом и прочих контекстах (определение Т. Ван Дейка).

Интент-анализ - исследование речи, позволяющее реконструировать интенции говорящего и раскрыть скрытый подтекст выступлений.

Интенция - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет, намерение сделать что-либо; коммуникативное намерение говорящего.

Когнитивная наука - одно из ведущих направлений прикладных и фундаментальных исследований XXI века. Это наука о знании и познании, о результатах восприятия мира и предметно-познавательной деятельности людей, накопленных в виде осмысленных и приведенных в определенную систему данных, которые каким-то образом репрезентированы нашему сознанию и составляют основу ментальных, или когнитивных процессов (определение Е. С. Кубряковой).

Когнитивная картирование - прикладная аналитическая методика изучения особенностей индивидуального (реже группового) мышления.

Коммуникация - обмен информацией между двумя индивидами посредством общей для них знаковой системы.

Контент-анализ - количественный анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Концепт - это основная единица ментального плана, - содержащийся в словесном знаке

и явленный через него как образ, понятие и символ (определение В. В. Колесова).

Модель - аналог реальности, упрощенное отображение, используемое для научного изучения различных явлений.

Моделирование - изучение реальности посредством построения ее упрощенных образов (моделей) и при соблюдении правил проведения этой процедуры.

Мотив - побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов и представляющая собой образ желаемого человеком блага.

Мотивационный анализ - методика, позволяющая на основе текстовых данных определить доминирующий мотив в структуре личности говорящего.

Метафора - основная ментальная операция, способ мышления, инструмент познания действительности и способ существования в ней.

Метод - способ достижения какой-либо цели, совокупность приемов практического или теоретического познания действительности.

Методика - комплекс средств, предназначенный для решения определенного класса задач, как правило, часто повторяющихся.

Политический дискурс - коммуникативное взаимодействие между людьми по поводу це-ледостижения с помощью циркуляции власти как символического посредника такого общения (определение М. В. Ильина).

Политическая корректность - явление культурной, политической и общественной жизни, зародившееся в Америке в 60-х годах XX века. Политическая корректность языка выражается в стремлении найти новые способы языкового выражения взамен тех, которые задевают чувства и достоинства социально угнетенных групп, ущемляют их человеческие права прямолинейностью в отношении расовой и половой принадлежности, возраста, состояния здоровья, социального статуса, внешнего вида и т. п .

Политическая лингвистика - научное направление, занимающееся исследованием многообразных взаимоотношений между языковыми формами, мышлением субъектов политики и состоянием общества в конкретные исторические периоды.

Политическая психология - наука, изучающая психологические компоненты в политике, роль “человеческого фактора” в политических процессах; взаимодействие психологических и политических феноменов.

Прогноз - оценка будущих тенденций развития ситуации с помощью изучения и анализа доступной информации.

Психолингвистика - научная дисциплина, изучающая взаимоотношения языка, мышления и сознания.

Семантический дифференциал - метод количественного и качественного исследования значений понятий (объектов) с помощью набора биполярных шкал с определенным количеством делений на каждой, задаваемых парой антонимичных прилагательных или другими аналогичными оппозициями.

Текст - объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность.

Шкала - средство измерения, позволяющая соотнести некоторые признаки с числовыми характеристиками.

Шкалирование - метод присвоения числовых значений отдельным атрибутам некоторой системы.

Фоносемантика - научная дисциплина, изучающая способность звука как знака языковой системы выражать те или иные значения и смыслы, а также изучающая характер связи между звучанием звука или слова и его значением.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

В курсе предполагается следующая самостоятельная работа студентов:

а) чтение научной литературы по предмету;

б) выполнение письменных практических работ. С целью развития навыков самостоятельного применения различных техник анализа общественно-политических текстов студентам предлагается выполнить следующие практические работы:

• обнаружить механизмы использования языка как инструмента социальной власти в выступлениях политиков;

• провести мотивационный анализ политического текста;

• провести интент-анализ текста;

• определить языковые значения концептуальной переменной;

• выявить метафоры в выступлении политиков и определить функции политической метафоры;

• составить когнитивную карту общественно-политического текста;

• провести ассоциативный эксперимент;

• определить способы искажения истины в выступлениях политиков.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Текущий - фронтальные опросы, выполнение практических работ.

Срезовый - выполнение аттестационного теста (см. образец аттестационного теста).

Итоговый - зачет в форме проведения мини-конференции.

Образец аттестационного теста по курсу «Методы и методики исследования политической коммуникации»

Аттестационный тест содержит десять вопросов по пройденным темам и варианты ответов. Тест проверяет знания основных теоретических положений курса. На аттестационный тест отводится 20 минут в ходе десятой лекции.

1. По мнению голландского ученого Т. ван Дейка, дискурс - это

а) комплексное коммуникативное события, происходящее между говорящим и слушающим (наблюдателем) в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном, социально-политическом и прочих контекстах;

б) указание на коммуникативное своеобразие субъекта социального действия;

в) особый идеальный вид коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, традиций, авторитета, коммуникативной рутины и т.п. и имеющий целью критическое обсуждение и обоснование взглядов и действий участников коммуникации.

2. Известно, что существуют лингвистические и экстралингвистические предпосылки, позволяющие осуществлять контроль за восприятием текста. Подбор и дозировка информации, соотношение негативных и позитивных деталей в описании явлений и событий, учет стереотипов и мифов массового сознания, ориентация на «МЫ - группу», использование авторитетных заявлений - это

а) семиотические предпосылки;

б) социологические предпосылки;

в) когнитивные предпосылки;

г) психологические предпосылки;

д) лингвистические предпосылки.

3. Какая категория не является составной частью понятия «контекст коммуникативного события»?

а) Обстановка (время, место события).

б) Действующие лица (включая речевые жанры).

в) Языковое окружение, в котором употребляется конкретная единица языка в тексте.

г) Участники, выступающие в различных коммуникативных, социальных или институциональных ролях.

д) Ментальные представления участников (цели, знания, мнения, позиции и идеологии).

4. Каковы основные мотивы, содержащиеся в выступлениях политических лидеров?

а) Мотив труда, мотив безопасности, мотив признания.

б) Мотив власти, мотив достижения, мотив аффилиации (близости отношений).

в) Мотив самореализации, социальная значимость профессии, возможность помогать другим людям.

5. Какие синтаксические преобразования являются идеологически значимыми?

а) Выбор слов и выражений.

б) Создание новых слов и выражений.

в) Выбор грамматической формы.

6. В когнитологии метафора - это

а) способ мышления, инструмент познания действительности;

б) слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

7. Какова формула метафорической силы текста, используемая для лингвистического мониторинга общественного сознания?

а) Сумма метафорической частотности, интенсивности и содержания.

б) Количество метафор на каждые 100 слов текста.

в) Сумма стертых и креативных метафор, деленная на общее количество метафор в тексте.

8. Какая из перечисленных методик не относится к психолингвистическим исследованиям?

а) Методика перефразирования текста.

б) Интент - анализ.

в) Методика семантического шкалирования.

г) Методика свободного ассоциативного эксперимента.

д) Методика предикативного анализа.

е) Фоносемантический анализ.

9. Какова цель когнитивных исследований дискурса?

а) Определить психологический тип автора, опираясь на вербальные характеристики его текстов.

б) Выявить особенности мышления автора текста и социально значимых действий, что, в свою очередь, позволяет моделировать социальные процессы.

в) Качественно-количественный анализ содержания текста или текстовых массивов с целью последующей интерпретации выявленных числовых закономерностей.

10. Какое исследовательское направление занимается изучением как вербальных компонентов (сочетание языковых знаков, их распределение в речевой линии), так и прагматических факторов (ситуации порождения и восприятия текста, коммуникативные и прагматические установки автора)?

а) Психологический анализ.

б) Лингвостилистический анализ.

в) Дискурс - анализ.

г) Понятийный анализ.

Ключи:

1 а); 2 б); 3 в); 4 б); 5 в); 6 а); 7 а); 8 б); 9 б); 10 в).

Содержание и форма итогового контроля Требования к зачету:

К сдаче письменного зачета допускаются студенты, набравшие в течение семестра от 65 до 85 баллов (см. положение о рейтинговой системе оценки знаний студентов)

Рейтинговая система оценки знаний студентов

Рейтинговая система оценки знаний студентов представляет собой интегральную оценку результатов следующих видов деятельности студента: 1) посещение лекций (конспектирование и познавательная активность); 2) своевременное выполнение практических работ; 3) успешное выполнение аттестационного теста.

Для каждого показателя рейтинга установлено определенное количество баллов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) посещение лекции - 3 балла;

2)своевременное выполнение практической работы - 5 баллов;

3) успешное написание аттестационного теста - 15 баллов. Аттестационный тест состоит из 10 заданий, каждое из которых оценивается по 1,5 балла. Тест считается успешно выполненным, если студент набрал минимум 9 баллов, т.е. правильно ответил на 6 вопросов теста.

Максимально возможное количество баллов - 100, из которых 45 баллов (посещение лекций), 40 баллов (выполнение восьми практических работ), 15 баллов (аттестационный тест).

К сдаче зачета допускаются студенты, набравшие в течение семестра от 65 до 85 баллов. «Зачет автоматом», освобождающий от зачета, получают студенты, набравшие 85 баллов и выше.

За дополнительные, не предусмотренные программой виды деятельности студентов (доклады на конференциях, участие в СНО и олимпиадах и др.), предусматриваются премиальные баллы - максимум 10 баллов.

Форма зачета

К сдаче зачета допускаются студенты, набравшие в течение семестра от 65 до 85 баллов. «Зачет автоматом», освобождающий от зачета,

получают студенты, набравшие 85 баллов и выше (см. положение о рейтинговой системе).

Зачет проходит в форме мини-конференции. Студенты объединяются в группы по 2-3 человека. Каждая группа выступает в качестве докладчика и в качестве дискутанта. Группа готовит сообщение по одному из контрольных вопросов к зачету. Сообщение должно быть представлено дискутантам за неделю до проведения конференции в мультимедийной форме. Каждой группе докладчиков назначается группа дискутант, в задачу которой входит оценка содержания сообщения, а также пояснительные вопросы либо критические замечания.

Контрольные вопросы к зачету по курсу «Методы и методики исследования политической коммуникации»

1. Основные подходы к изучению политической коммуникации.

2. Соотношение понятий «коммуникация», «дискурс», «текст».

3. Взаимодействие языка и общества.

4. Языковые механизмы воздействия на сознание.

5. Теория управления истиной. Способы искажения истины.

6. Лингвистические и экстралингвистиче-ские предпосылки речевого воздействия.

7. Предмет и задачи политической лингвистики.

8. Корреляции идеологических и языковых структур.

9. Философия мультикультурализма и языковая политика идеологов политкорректности.

10. Психологический анализ.

11. Мотивационный анализ.

12. Интент-анализ.

13. Политическая метафора как способ познания, структурирования и объяснения мира.

14. Метафора как признак кризисного состояния в обществе.

15. Основные этапы проведения контент-анализа.

16. Количественный контент-анализ

17. Качественный контент-анализ

18. Основные этапы и особенности применения когнитивного картирования.

19. Метод моделирования политического и переговорного процессов.

20. Правила проведения и сферы прикладного применения психолингвистических методик в РЯ - деятельности.

21. Различные толкования понятия «политический дискурс». Характеристика политического дискурса.

22. Национальные школы дискурсивного анализа.

23. Критический дискурс-анализ.

24. Коммуникативные концепции политики.

© Гаврилова М. В., 2008

ФИО студента Лекция 1 Лекция 2 и т.д. Аттест. тест Практ. работа 1 Практ. работа 2 и т.д. Итого

Иванов И.И. 3 3 15 5 5 100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.