Научная статья на тему 'Политический текст как средство повышения риторической и политической культуры студентов'

Политический текст как средство повышения риторической и политической культуры студентов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1769
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА / РИТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / POLITICAL COMMUNICATION / POLITICAL LINGUISTICS / ORATORICAL CULTURE / POLITICAL CULTURE / TEACHING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гаврилова Марина Владимировна

Автор исследует возможности использования политических текстов на занятиях со студентами вуза. В статье выделяются основные формы использования политических текстов и их роль в развитии риторической и политической культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Text as a Means of Developing Oratorical and Political Culture of University Students

The author examines the possibilities of using political text at the lessons with University students. The author distinguishes the main forms of using political texts and their role in developing oratorical and political culture of the students.

Текст научной работы на тему «Политический текст как средство повышения риторической и политической культуры студентов»

Гаврилова М. В.

Санкт-Петербург, Россия ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РИТОРИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ Abstract

The author examines the possibilities of using political text at the lessons with University students. The author distinguishes the main forms of using political texts and their role in developing oratorical and political culture of the students.

***

Политический текст - это и убеждающая речь политика, и документ эпохи, и часть политической культуры, которую необходимо изучать. С этой целью был разработан лекционный курс «Политическая коммуникация XX века», призванный привить студентам традицию бережного отношения к политическим текстам, их вдумчивого медленного чтения, чтобы в дальнейшем студенты могли адекватно оценить политическую ситуацию и сформировать собственную позицию по отношению к тому или иному политическому событию.

Содержание лекционного курса ориентировано на решение следующих задач: расширить границы исторического знания студентов через рассмотрение политического текста в социокультурном контексте, познакомить студентов с особенностями речевого поведения политика, показать историческое развитие речевого образа главы государства, повысить уровень политической и риторической культуры студентов, способствовать развитию коммуникативной компетентности студентов.

Программа курса «Политическая коммуникация XX в.» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» (региональный компонент) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 350400 «Связи с общественностью».

Специальная профессиональная дисциплина «Политическая коммуникация XX в.» является элективной в цикле социальных и гуманитарных дисциплин.

Курс опирается на знания, полученные студентами при изучении таких гуманитарных дисциплин, как: «Отечественная история», «Политология», «Философия», «Основы теории коммуникации», «Риторика», «Русский язык и культура речи».

Знания, полученные в результате освоения курса, в дальнейшем используются в самостоятельной работе студентов и при изучении профессиональных дисциплин «Коммуникационный менеджмент», «Логика и теория аргументации», «Теория и практика связей с общест-

», «Теория и практика массовой информации», «Социальная психология», «Социология массовой коммуникации», «Политический РЯ».

Курс включает в себя изучение:

• специфики политической коммуникации;

• коммуникативных технологий в политике;

• особенностей речевого поведения политиков;

• традиций политического красноречия в России;

• жанрового пространства политического дискурса;

• дискурсивных особенностей политической коммуникации в конкретные исторические периоды развития страны;

• речевых портретов советских политических лидеров;

• речевых портретов российских президентов;

• особенностей речевого поведения российских и зарубежных глав государства;

• жанровой системы президентской речи;

• парламентской коммуникации в России.

Цель изучения дисциплины: познакомить

студентов с особенностями профессионально ориентированной коммуникации, показать взаимосвязь языка и общества, представить механизмы воздействия семиотических систем на общественное сознание.

Компетентностными характеристиками в освоении данного курса следует считать:

1) умение использовать средства речевого воздействия в профессиональной деятельности;

2) умение оценивать эффективность публичного выступления лидера; 3) умение анализировать жанры публичной коммуникации в исторической перспективе; 4) умение на основе полученных знаний оптимизировать речевое воздействие РЯ-текста.

Спецкурс рассчитан на 38 лекционных часов, форма контроля - зачет без оценки.

Общие методические рекомендации для проведения лекционных аудиторных занятий. На лекциях будут использоваться элементы визуальной коммуникации: агитационные плакаты, агитационные и поздравительные открытки, фотоснимки, кинофрагменты, диафильмы, художественные репродукции (живопись и архитектура, городская скульптура, мода, промышленный дизайн, интерьер квартиры) и т.п. На лекции будут звучать фрагменты художественных произведений, записи песен. Для выявления риторических особенностей политической речи будут использоваться тексты выступлений политиков, аудиоматериалы выступлений политиков, фрагменты публичных выступлений политиков, записанные в формате МРБЭ 4. Обучение проводится с применением активных форм: экспресс-

опросы, тесты, дискуссии и др.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Политическая коммуникация как вид профессионально ориентированной коммуникации

Определение понятий: политическая коммуникация, язык политики, политическая речь, политический язык, политический дискурс, политический текст, политическая риторика. Политический текст как документ эпохи.

Сущность и специфика политической коммуникации. Коммуникация как деятельность, направленная на изменение модели мира. Многообразие подходов к определению понятия «политическая коммуникация» (Л. Р. Посикера, Л. Пай, Р. Ж. Шварценберг, П. Б. Паршин). Способы политической коммуникации: коммуникация через печатные и электронные средства массовой информации, коммуникация через организации, коммуникация через неформальные каналы с использованием личных связей.

Территориально-иерархические уровни политической коммуникации: федеральный, региональный, муниципальный. Функциональные уровни политической коммуникации: аппаратная, или бюрократическая коммуникация; коммуникация в публичной политике; парламентская коммуникация; переговорная коммуникация (П. Б. Паршин).

Структура политической коммуникации: содержательный и формальный элементы. Средства политической коммуникации: организации и институты, функционирующие в рамках социальной и политической систем; коммуникативные действия, группа, индивид. Модели политической коммуникации: модель Г. Лассуэлла, модель Ж. М. Коттрэ, модель К. Сайне, модель вещания, диалоговая модель, консультационная модель, регистрационная модель.

Функции политической коммуникации: информационная, регулятивная, функция политической социализации, манипулятивная.

Системообразующие признаки политической коммуникации: институциональность, информативность, смысловая неопределенность, фантомность, фидеистичность, эзотеричность, дистанцированность, авторитарность.

Типология политической коммуникации: вербальная - невербальная, вертикальная -горизонтальная, личностная - межличностная -групповая - внутригрупповая - массовая, формальная - неформальная.

Политическая коммуникация в информационном обществе. Влияние Интернета на демократические институты и процессы. Типы сетевых ресурсов: информационные, презентационные, интерактивные. Расширение политического участия граждан как цель электронной демократии. Электронное правительство.

Изучение политической коммуникации представителями различных гуманитарных наук. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Концепция Х. Арендт. Политическая

коммуникация как форма осуществления массовой коммуникации (У. Липпман, П. Лазарс-фельд, Б. Берельсон, Х. Годе, Д. Батлер, Д. То-укс). Кибернетическое направление в анализе социальных систем (К. Дойч). Структурнофункциональный подход к изучению политики (Г. Алмонд). Лингвистическое изучение политической коммуникации (П. Б. Паршин, М. В. Ильин, В. И. Герасимов, А. Н. Баранов и др.).

Тема 2. Речь как политическое действие

Социальная и коммуникативная роль политика. Речевая деятельность политика как средство самоидентификации личности и способ моделирования сообщества. Политик как языковая и коммуникативная личность.

Смена коммуникативно-риторической традиции как изменение политической стратегии.

Требования к эффективному публичному выступлению политического лидера: оптимистичность, видимая искренность, исходящее от политика чувство тождества и родства с аудиторией, простота идей, социально значимые темы, проявление заботы о благополучии социально уязвимых групп населения, патриотизм, престиж государства, процветание народа, требовательность к себе и своим сотрудникам, знание ситуации, решительность и активность, а также убеждающая речь, т.е. речь, обладающая такими качествами, как ясность, правильность, уместность и красота.

Параметры, влияющие на трудность восприятия речи: словарный состав, структура предложения, количественные характеристики концептуальной насыщенности текста, мера интереса аудитории к теме выступления.

Формы речевого общения политика: жанры предъявления политика обществу, жанры предъявления обществу принятых решений, жанры обсуждения этих решений, жанры публичных массовых действий (Т. В. Шмелева).

Методы исследования речевого поведения политика: лингвистическое направление, психологическое направление, когнитивные исследования, психолингвистическое исследование, политологическое изучение, социологическое исследование, дискурс-анализ.

Тема 3. Традиции политического красноречия в России

Политическая риторика как частная риторика: условия коммуникации, функции речи, сфера деятельности человека. История ключевых слов русской политической коммуникации: политика, политик, власть, народ, Россия.

Речевое воздействие как основная функция выступления политика (типы слушателей, критерии оценки аудитории, взаимодействие оратора и аудитории, риторические средства). Типы речевого воздействия: убеждать - доказывать - внушать - уговаривать - приказывать -просить - принуждать. Модусы убедительности: логос - этос - пафос.

Речевые средства установления контакта с аудиторией: использование личных местоимений 1 и 2 л. ед. и мн. ч., глагольных форм 1 и

2 л. ед. и мн. ч., повелительной формы глагола, обращений, изъяснительных придаточных предложений, вводных слов, вопросительных предложений. Особенности аргументации в выступлениях политиков: соотношение эмоциональной и рациональной аргументации, расположение доводов, риторические уловки.

Этапы формирования политической коммуникации в России в XX в.: политическая коммуникация периода 1905-1917 гг., политическая коммуникация периода революции (19171924 гг.), политическая коммуникация периода сталинского тоталитаризма (1924-1953 гг.), политическая коммуникация периода «оттепели» (1953-1964 гг.), политическая коммуникация периода «развитого социализма» (1964-

1982 гг.), политическая коммуникация периода перестройки (1985-1991 гг.), политическая коммуникация периода новой России (19911999 гг.), новейшая политическая коммуникация (2000-2007 гг.).

Традиции русской политической риторики: торжественное красноречие, амплифицирую-щее расположение доводов, коммуникативная стратегия уподобления, метафора и притча, обращение к единомышленникам.

Русский речевой идеал: диалогичность по содержанию, гармонизирующий характер, положительная онтологичность.

Тема 4. Коммуникативные технологии в политике

Немаркетинговые способы организации политической коммуникации: агитация и пропаганда. Сущность и отличительные признаки политической пропаганды: монологическое сообщение, односторонняя коммуникация, выбор канала общения на основе интересов отправителя, игнорирование информационных потребностей получателя, подавление конкурентов, монополизация информационного пространства.

Функции пропаганды: управление интерпретациями событий на основе убеждения реципиента в правомерности взглядов и позиций коммуникатора, контроль за сознанием, перевод знаний и представлений политического в сферу поведенческой мотивации, борьба с идейными противниками, обязательный ответ на выпады политического противника (А. И. Соловьёв).

Типы пропаганды: пропаганда действием, идейная пропаганда, положительная пропаганда, негативная пропаганда, социологическая пропаганда, пропаганда средствами искусств, массовая пропаганда, аксиальная пропаганда, прямая пропаганда, неявная пропаганда, официальная пропаганда, неофициальная пропаганда, «белая» пропаганда, «серая» пропаганда, «черная» пропаганда, научная пропаганда.

Особенности пропагандистских информационных технологий.

Сущность и отличительные особенности агитации: стимулирование поведенческой активности реципиента, определенные жанры (программные документа партий и правительств, политические требования и директивы, лозунги и призывы), эмоциональная доминанта. Агитационные технологии.

Политический рынок. Политический маркетинг. Маркетинговые способы организации политической коммуникации: связи с общественностью, политическая реклама, создание имиджа, политический брендинг, информационный лоббизм.

Историяполитическойрекламы. Функции

политической рекламы. Цель политической рекламы. Разновидности политической рекламы.

Понятие лоббизма. Основные субъекты лоббистской деятельности. Виды лоббистской деятельности. Технологии организации лоббистских кампаний: выступление в профильных комитетах законодательного органа, составление законопроектов и вынесение их на обсуждение парламента, организация пропагандистских кампаний в СМИ по поводу готовящихся или принятых решений, проведение научнопрактических конференций с участием представителей законодательной и исполнительной властей, организация торжественных приемов и встреч, психологическое давление на депутатов и представителей исполнительной власти, подкуп должностных лиц (преследуется по закону), личные связи, Интернет-технологии.

Имидж и репутация.Имидж политика.

Имидж политической партии. Функции имиджа: коммуникативная, номинативная, эстетическая, адресная. Структура имиджа: персональные, социальные и символические характеристики. Типология имиджей: желаемый, субъективный, реальный, идеальный. Имиджевые стратегии: формирование имиджа неизвестного политика, корректировка реального имиджа политика, «снижение» имиджа конкурентов, мероприятия противодействия возможной кампании дискредитации.

Тема 5. Жанровое пространство политической коммуникации

Определение жанра. Жанр и процессы производства и понимания текста. Факторы, влияющие на изменение жанровой системы политической коммуникации. Критерии классификации жанрового пространства политической речи (Н. Н. Кохтев, Т. В. Шмелёва, П. Б. Паршин, Т. ван Дейк, Е. И. Шейгал).

Структурирование жанров политической речи по параметру институциональности: разговоры о политике в семье, с друзьями, с незнакомыми людьми, со случайными попутчиками и т.д., анекдоты, слухи - самиздатовские листовки и граффити - телеграммы и письма

граждан в знак поддержки или протеста - политический скандал - пресс-конференции - публичные политические дискуссии - публичные речи политических лидеров - законы, указы и прочие политические документы - международные переговоры, официальные встречи руководителей государств.

Структурирование жанров политической речи по параметру субъектно-адресных отношений, т.е. дифференциация жанров с учетом вариативности субъекта и адресата в рамках иерархии агентов политики: «политический институт, представитель института, граждане в массе, отдельный гражданин».

Дифференциация по параметру событийной локализации, социокультурная дифференциация.

Первичные (парламентские дебаты, публичная речь политика, лозунг, декрет, переговоры) и вторичные жанры политической речи (интервью, мемуары политиков, аналитические статьи, письма читателей, разговоры о политике, граффити, а также смеховые жанры).

Структурирование жанрового пространства относительно базовой семиотической триады: «интеграция - ориентация - агональность».

Тема 6. Дискурсивные особенности политической коммуникации в конкретные исторические периоды

Политическая коммуникация периода революции (1917-1924 гг.). Орфографическая реформа 1918 г. Смещение границ диалектных явлений, нарушение нормативно-стилистического уклада языка. Манифесты, приказы, декреты, телеграммы - частотные жанры письменной речи. Выступления на митингах и заседаниях -частотные жанры устной речи. Советский образ ритора 20-30 гг.: партийность, коммунистическая убежденность, правдивость, искренность, народность, оптимистичность, революционная страстность, боевитость, простота, скромность. Обновление политической лексики: переименование социально значимых профессий, обилие новых сложносокращенных слов, развитие новых значений слов, изменение оценки и ассоциаций слов на противоположные, уход слов, означающих реалии «старой» жизни, обилие иностранных слов. Патетическая фразеология и образность. Отражение языковых особенностей революционного периода в произведениях советских писателей. Пропаганда революционных идей. Революция как новая религия. Революционные песни. Мифологические мотивы революционной поэзии. Новые обряды. Отношение к одежде. Плакаты. Радио как основной канал политической коммуникации. Изменение привычного хронотопа. Новая государственная символика. Искусство и революция.

Политическая коммуникация периода сталинского тоталитаризма (1924-1953 гг.). Переосмысление значения слов, вырождение живого слова в набор устойчивых формул. Метафо-

рическое представление социальной действительности: частотность зооморфных и военных метафор. Эпидейктические речи о вожде и партии. Речевая агрессия по отношению к «чужим». Художественное осмысление эпохи: литература и живопись. Теория социалистического реализма. Агитационные плакаты. Монумен-тализм эпохи: сталинский ампир в архитектуре, организация садово-паркового пространства, тип идеального тела, типовой интерьер квартиры, конструирование одежды.

Политическая коммуникация периода «оттепели» (1953-1964 гг.). Основной политический документ - третья редакция Программы КПСС. Ключевые слова эпохи: кукуруза, целина, студенческий фестиваль, культ личности, спутник, космос, журнал "Новый мир" и др. Основная семантическая оппозиция «коммунизм -капитализм». Новые принципы общественной жизни: карнавализация, легкость, движение, открытость, эклектика. Смена знаков: новый герой эпохи, мода, ощущение новых пространственно-временных отношений, городское строительство, типовой интерьер квартиры, смеховой переворот в кино. Диспут как форма общественной жизни. Художественное осмысление эпохи: живопись (авангард), советский плакат, музыка, поэзия молодых поэтов.

Политическая коммуникация периода «развитого социализма» (1964-1982 гг.). Особенности жанровой системы политической речи. Лозунг. отчетный доклад. Проработка. Анекдот. Политзанятие как коммуникативное событие. Политическая пропаганда как основная коммуникативная технология. Повышенная эмоциональность, преобладание в значении слова идеологических смысловых приращений, кли-шированность, эвфемистичность, десеманти-зация дискурса, номинализация, сочинение, ритуализация речевой деятельности, создание идеального адресата политической коммуникации, диглоссия, метафоры родства в воспроизводстве отношений «общество - государство». Художественное осмысление эпохи.

Политическая коммуникация периода перестройки (1985-1991 гг.). Ключевые слова эпохи: ускорение, человеческий фактор, общеевропейский дом, новое политическое мышление, демократизация, социализм с человеческим лицом, гласность, рыночная экономика и др. Особенности номинации новых предметов и явлений общественно-политической жизни. Ресурсы пополнения политической коммуникации: английский язык, криминальный сленг, актуализация устаревших слов. Изменение модальности сообщения. Топоним как вербальномагический знак. Основные семантические изменения: деактуализация значений, отражающих советские реалии; деидеологизация лексики; политизация некоторых групп лексики; деполитизация некоторых политических терминов; активизация некоторых семантических мо-

делей, выражающих оценку личности как общественного явления; метафоризация как выражение оценки общественно-политической ситуации; разрушение прежней смысловой корреляции в политической лексике и возникновение новой. Приобщение к публичной речи новых социальных слоев, возникновение спонтанного политического и экономического дискурсов, отмена цензуры.

Политическая коммуникация новой России (1991-1999 гг.). Ключевые слова эпохи: кардинальные реформы, свобода, собственность, возрождение России, достойная жизнь, гражданин, гражданское общество, мировое сообщество, демократия, правовое государство, цивилизованные государства и др. Возникновение новых устойчивых словосочетаний: миротворческие силы, гарант конституции, русскоязычное население, шоковая терапия, молодые реформаторы, примирение и согласие, краснокоричневые, равноправное партнерство и др. Метафорическое представление социальной действительности: частотность криминальной, военной, бестиальной метафоры, метафоры болезни. Стилистическое снижение политической речи. Иноязычное влияние на уровне слов и лексической сочетаемости. Продуктивность антонимических отношений. Изменения в жанровой структуре политической коммуникации. Новые символы государственной власти.

Новейшая политическая коммуникация (2000-2007 гг.). Существенное обновление лексического состава русского политического дискурса, своеобразная перегруженность синтагматических связей ключевых слов, превращение общеязыковых слов в политические термины, изменение соположения значений слов в языковом сознании социума, возникновение новых синонимических связей, отражающих актуализацию и изменения семантики слов; нейтрализация эмоционального фона политических речей, ослабление продуктивности антонимических оппозиций.

Тема 7. Речевые портреты советских политических лидеров

Тематическая направленность произведений В. И. Ленина. Конструктивные принципы индивидуального стиля: научность, доступ-

ность, простота изложения, ясность, категоричность, полемическая острота, экспрессивноэмоциональная аранжировка. Жанровая система. Ключевые слова выступлений В. И. Ленина: власть, интерес, цель, принцип, истина, вера, справедливость, ценность. Риторические приемы: разоблачительные и иронические кавычки, тройной повтор, усложненные повторы, метафоры, аналогия, цитирование, обобщения, ги-пербола,дистинкция, контраст.

Тематическая направленность выступлений И. В. Сталина. Коммуникативные стратегии презентации власти в выступлениях И. В. Сталина. Ключевые слова Сталина: я, правильный,

ясный, ошибка, головотяп(ство), вредительство), уклон, линия, борьба, победа. Конструирование полисемии слова как средство идеологической борьбы. Жанровая специфика (застольные речи). Речевое воздействие акустики речи. Лаконизм речи: использование пле-оназмов и различных видов повторов. Особенности аргументации. Риторические средства: военная и зооморфная метафоры, риторический вопрос, намёк, оксюморон, цитирование. Использование композиционных приемов для упрощения восприятия текста аудиторией.

Тематическое своеобразие выступлений

Н. С. Хрущева: защита простого человека, осуждение культа личности Сталина, восстановление ленинских традиций. Жанровая система. Знаменитые речи Н. С. Хрущева: выступление на ХХ съезде КПСС в 1956 г.; выступление в ООН в 1960 г.; выступление на XXII съезде КПСС в 1961 г. Риторические особенности выступлений Н. С. Хрущева: использование бытовых рассказов для объяснения важных политических решений, метафоричность, просторечия, фразеологизмы, шутки, отступление от темы. Частотность устной спонтанной речи в ситуациях официальной коммуникации.

Тематическое своеобразие выступлений Л. И. Брежнева: противостояние социализма и коммунизма, гиперболизация достижений социализма, построение коммунизма, верность ленинским идеям. Жанровая система. Номина-лизация, квазисинонимия, семантические оппозиции в речах Л. И. Брежнева. Коллективное авторство. Ритуальность политического общения.

Тематическая направленность выступлений М. С. Горбачева. Ключевые слова: перестройка, гласность, демократия, обновление, плюрализм мнений, демократизация и др. Новая речевая манера советского партийного лидера. Переход от монологических выступлений к диалогическому общению с народом. Знаменитые речи М. С. Горбачёва: выступление на XXVII съезде КПСС; обращение к народу Президента СССР (Форос, 20.08.1991), прощальная речь (26.12.1991). Сочетание идейного и речевого новаторства с советским новоязом. Метафорическое представление социальной действительности: частотное использование метафор движения, строительства, строения.

Тема 8. Становление жанровой системы президентской речи

Президентский дискурс как сложное многомерное речевое образование: 1) статусно-

ролевая природа речевого поведения главы государства; 2) преобладание серьезного модуса общения и социальная обязанность следовать стилевым требованиям формальной (официальной) коммуникации; 3) президентская речь интерпретируется как политическое действие; 4) помимо сообщения и воздействия выступления президента выполняют регулятив-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ную, познавательную функции, а также функцию конструирования общественного мнения;

5) выступления президента принадлежат системе публичных коммуникаций; 6) для выступлений политического лидера характерно сложное взаимовлияние и взаимозависимость устной и письменной формы речи; 7) преобладание речевых ситуаций подготовленного устного выступления политика; 8) президентский текст опосредован СМИ; 9) определенный тематический репертуар; 10)глава государства как

субъект речевого действия обладает широкими коммуникативными возможностями; 11) ценностные предпочтения граждан во многом структурируют выступления президента.

Жанровое пространство президентской речи: малые (приветствие, поздравление, телефонный разговор, вступительное слово перед началом переговоров с зарубежными политическими лидерами), средние (выступление, заявление, обращение, беседа, интервью, ответы на вопросы журналистов, подход к прессе, статьи, пресс-конференция) и крупные речевые формы (послание, прямая линия, ежегодное интервью большому числу журналистов). Новые жанры. Жанры, с которыми может выступать только глава государства: торжественная речь на церемонии вступления в должность президента, Послание высшему законодательному органу, кризисная речь (объявление войны), прощальная речь. История инаугурации как политически значимого события в сШа и России. Сопоставительный анализ инаугурационных выступлений Б. Н. Ельцина и В. В. Путина. Анализ инаугурационных выступлений российских и американских президентов. Послание Федеральному собранию как программная речь президента России.

Тема 9. Речевые портреты российских президентов

Особенности выступлений Б. Н. Ельцина (тематика, жанровая система, речевое поведение, ключевые слова, способы речевого воздействия). Новые жанры президентского дискурса: инаугурационная речь, послание Федеральному собранию, интервью большому количеству журналистов, радиообращения, прощальная речь. Знаменитые речи Б. Н. Ельцина: пленум ЦК КПСС (октябрь 1987 г.); XXVIII съезд КПСС (июль 1990 г.); обращение к гражданам России во время августовского путча 1991 г.; прощальная речь (31.12.1999). Важные государственные документы: Декларация независимости России (1991 г.), указ о роспуске Компартии РСФСР (23 августа 1991 г.), Конституция РФ (12.12.1993 г.). Риторические особенности выступлений Б. Н. Ельцина: диалогичность, категоричность, образность, повышенная эмоциональность, эллипсис, антитеза.

Дискурсивные особенности выступлений В. В. Путина: категорическая императивность, осложненные повторения, кавычки, усиление

рациональной аргументации, парцелляция, особая логичность высказывания, модальность долженствования, отвлеченность, влияние административно-управленческого и юридического дискурсов, статика, усиление аналитических принципов построения речевой структуры, усиление влияния экономических ценностей, концептуальный взгляд на мир. Ключевые слова: рубеж, стратегическое партнерство, ключевая задача, эффективное государство, сильная Россия, рядовой гражданин. Новые жанры президентского дискурса: интервью в режиме реального времени в Интернете, ответы на вопросы граждан России в прямом теле- и радиоэфире «Прямая линия с Президентом России», ответы на вопросы граждан иностранных государств (Украина) «Прямая линия с Президентом России».

Тема 10. Особенности парламентской коммуникации в России

Номинация высшего законодательного органа России как языковой механизм идеологической борьбы. Коммуникативные цели парламентской речи: информация, убеждение, побуждение к действию, несогласие, поправка. Классификация парламентской коммуникации: речи информационного характера, речи аргу-ментативно-аналитического характера, речи императивного характера. Жанры парламентской речи: доклад, выступление, реплика, официальный депутатский запрос, вопрос, информация, дискуссионное выступление. Слово в парламентском общении. Особенности парламентской речи в разные исторические периоды (дореволюционный, советский, период перестройки, 2000-е гг.). Ритуальностью речевого поведения уэ (пере)убеждение аудитории в целесообразности и необходимости социальнополитических перемен. Речевые портреты партийных лидеров (Б. Грызлов, В. В. Жириновский, Г. А. Зюганов, С. М. Миронов).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Гаврилова М. В. Когнитивные и риторические основы президентской речи (на материале выступлений В. В. Путина и Б. Н. Ельцина). СПб., 2004.

2. Политические коммуникации: Учебное

пособие для студентов вузов. Под ред.

А. И. Соловьева. М., 2004.

3. Чудинов А. П. Политическая лингвистика. Учебное пособие. М., 2006.

4. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. М., 2004.

Дополнительная литература на русском языке:

1. Баранов А. Н., Казакевич Е. Г. Парламентские дебаты: традиции и новации. М., 1991.

2. Вайскопф М. Писатель Сталин. М., 2000.

3. Гоинберг Т. Э. Политические технологии: ПР и реклама: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2006.

4. Денисов П. Н. Язык русской общественной мысли конца XIX - первой четверти XX вв. М., 1998.

5. Дмитриев А. В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. М., 1997.

6. Ильин А., Кадацкий В. Ф, Никифоров К. В., Пихоя Л. Г. Отзвук слова. Из опыта работы спичрайтеров первого президента России. М., 1999.

7. Культура парламентской речи. М., 1994.

8. Купина Н. А. Тоталитарный язык. Екате-ринбург-Пермь, 1995.

9. Левин Ю. И. Семиотика советских лозунгов // Левин Ю. И. Поэтика. Семиотика. Избр. труды. М., 1998.

10. Лысакова И. П. Язык газеты и типология прессы. Социолингвистическое исследование. СПб., 2005.

11. Михальская А. К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

12. Романенко А. П. Советская словесная культура: образ ритора. М., 2003.

13. Руженцева Н. Б. Дискредитирующие тактики и приемы в российском политическом дискурсе. Екатеринбург, 2004.

14. Селищев А. М. Язык революционной эпохи: Из наблюдений над русским языком последних лет (1917-1926). М., 2003.

15. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.

16. Ушакин С. А. Речь как политическое действие // Полис. 1995. № 5.

17. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. М., 2002.

18. Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: учебное пособие. М., 2006.

19. Юдина Т. В. Теория общественно-политической речи. М., 2001.

Литература на иностранных языках:

20. Ealy S. Communication, Speech and Politics. Washington, 1981.

21. Edelman M. The Symbolic Uses of Politics. Urbana, 1972.

22. Edelman M. Political Language: Words that Succeed and Policies that Fail. NJ., 1977.

23. Fairclough N. L. Discourse and Social Change. Cambridge, 1992.

24. Political Discourse in Transition in Europe 1989-1991 / Ed. by P. A. Chilton. Amsterdam, 1998.

25. Politically Speaking: a Worldwide Examination of Language Used in the Public Sphere / Ed. by O. Feldman. NY., 1998.

26. Shapiro M. Language and Political Understanding: The Politics of Discursive Practices. New Haven, Conn., 1982.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Предполагается следующая самостоятельная работа студентов:

а) чтение научной литературы по предмету (см. хрестоматия);

б) выполнение следующих практических работ:

«Сравнительный анализ художественного и политического текстов»;

«Речевой портрет политика»;

«Система аргументации в выступлении политика»;

«Риторический образец политической речи»;

«Определение коммуникативной технологии»;

«Определение жанра политического текста»;

«Определение жанров президентской риторики»;

«Сопоставительный анализ речей главы государства»;

«Речевые особенности парламентских дебатов»;

тест, проверяющий умение определять авторство политической речи.

Хрестоматия

Тема 1. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. - М., 2004. - С. 18-68.

Тема 2. Юдина Т. В. Теория общественнополитической речи. - М., 2001. - С. 13-39.

Тема 3. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. - М., 2002. - С. 25-31, 172-190.

Тема 4. Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов. Под ред.

А. И. Соловьева. - М., 2004. - С. 98-186.

Тема 5. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. - М., 2004. - С. 232-286.

Тема 6. Ермакова О. П. Семантические процессы в лексике // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). - М., 2000. - С. 32-66; Купина Н. А. Тоталитарный язык. - Екатеринбург-Пермь, 1995. - С. 6-52; Селищев А. М. Язык революционной эпохи: Из наблюдений над русским языком последних лет (1917-1926). - М., 2003. - С. 5-27.

Тема 7. Денисов П. Н. Язык русской общественной мысли конца XIX - первой четверти ХХ вв. - М., 1998. - С. 140-156; Вайскопф М. Писатель Сталин. - М., 2000. - С. 125-198.

Тема 8. Гаврилова М. В. Когнитивные и риторические основы президентской речи (на материале выступлений В. В. Путина и Б. Н. Ельцина). - СПб., 2004. - С.15-35.

Тема 9. Гаврилова М. В. Когнитивные и риторические основы президентской речи (на материале выступлений В. В. Путина и

Б. Н. Ельцина). - СПб., 2004. - С. 117-223.

Тема 10. Баранов А. Н., Казакевич Е. Г.

Парламентские дебаты: традиции и новации. М., 1991.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Текущий - фронтальные опросы, выполнение заданий для самостоятельной работы.

Срезовый - выполнение аттестационного теста (см. образец аттестационного теста).

Итоговый - зачет в форме проведения мини-конференции.

Образец аттестационного теста по курсу «Политическая коммуникация XX в.»

Аттестационный тест содержит десять вопросов по пройденным темам и варианты ответов. Тест проверяет знания основных теоретических положений курса. На аттестационный тест отводится 20 минут в ходе десятой лекции.

1. Политическая коммуникация - это

а) сфера вербальной коммуникации, относящаяся к области протекания политических процессов во всем ее жанровом многообразии;

б) взаимодействие (прежде всего, знаковое), служащее целям комфортного существования в среде, состоящей из имеющих свои цели и интересы их отстаивания субъектов;

в) философия управления обществом.

2. Основная функция политической коммуникации - это

а) борьба за власть;

б) регуляция поведения адресата;

в) распространение информации;

г) «определение повестки дня»;

д) проекция в будущее и прошлое.

3. Специфика политической коммуникации заключается в преобладании

а) индивидуального адресата;

б) группового адресата;

в) массового адресата.

4. Кто автор модели политической коммуникации: коммуникатор - сообщение - канал -реципиент - эффект?

а) Т. Ньюкомб;

б) Г. Лассуэл;

в) Вестли - Маклин.

5. Какая коммуникативная технология не относится к маркетинговым способам организации политического дискурса?

а) политическая реклама;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) политический РЯ;

в) политическая пропаганда;

г) информационный лоббизм.

6. Кто автор определения дискурса как комплексного коммуникативного события, происходящего между говорящим и слушающим (наблюдателем) в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном, социо-культурном и пр. контексте.

а) Т. ван Дейк;

б) Е. И. Шейгал;

в) М. В. Ильин.

7. Обмен информацией между институтами, структурами, группами, принадлежащими одному уровню организации власти - это

а) вербальная политическая коммуникация;

б) горизонтальная политическая коммуникация;

в) формальная политическая коммуникация.

8. Форма односторонней и монологической организации информационных потоков в сфере власти, формирующаяся без учета мнений реципиента и на основе остро критического отношения коммуникатора к позициям своих конкурентов - это

а) политическая агитация;

б) политическая пропаганда;

в) манипуляция.

9. Какое свойство политической коммуникации описывается в следующем фрагменте текста: «...проявляется в том, что неопределенность выступает в качестве специфического для политического (профессионального) языка явления. Подлинный смысл многих политических высказываний понятен толькоизбранным».

а) эзотеричность;

б) фидеистичность;

в) неопределенность;

г) авторитетность и дистанцированность.

10. Русское красноречие в своих истоках было

а) торжественным;

б) судебным;

в) совещательным.

Ключи: 1б, 2а, 3в, 4б, 5в, 6а, 7б, 8б, 9а, 10а.

Требования к зачету:

К сдаче письменного зачёта допускаются студенты, набравшие в течение семестра от 65 до 85 баллов (см. положение о рейтинговой системе оценки знаний студентов).

Рейтинговая система оценки знаний студентов

Рейтинговая система оценки знаний студентов представляет собой интегральную оценку результатов следующих видов деятельности студента: 1) посещение лекций (конспектирование и познавательная активность); 2) своевременное выполнение практических работ; 3) успешное выполнение аттестационного теста.

Для каждого показателя рейтинга установлено определенное количество баллов:

1) посещение лекции - 3 балла;

2)своевременное выполнение практической работы - 6 баллов;

3) успешное написание аттестационного теста - 15 баллов. Аттестационный тест состоит из 10 заданий, каждое из которых оценивается по 1,5 балла. Тест считается успешно выполненным, если студент набрал минимум 9 баллов, т.е. правильно ответил на 6 вопросов теста.

Максимально возможное количество баллов - 100, из которых 48 баллов (посещение лекций), 37 баллов (выполнение шести практи-

ческих работ), 15 баллов (аттестационный тест).

К сдаче письменного зачёта допускаются студенты, набравшие в течение семестра от 65 до 85 баллов. «Зачёт автоматом», освобождающий от письменного зачёта, получают студенты, набравшие 85 баллов и выше.

За дополнительные, не предусмотренные программой виды деятельности студентов (доклады на конференциях, участие в СНО и олимпиадах и др.), предусматриваются премиальные баллы максимум - 10 баллов.

ФИО студента Лекция 1 Лекция 2 и т.д. Аттест. тест Практ. работа 1 Практ. работа 2 и т.д. Ито го

Иванов И.И. 3 3 15 5 5 100

Форма зачета

К сдаче зачёта допускаются студенты, набравшие в течение семестра от 65 до 85 баллов. «Зачёт автоматом», освобождающий от зачёта, получают студенты, набравшие 85 баллов и выше (см. положение о рейтинговой системе).

Зачёт проходит в форме мини-конференции. Студенты объединяются в группы по 2-

3 человека. Каждая группа выступает в качестве докладчика и в качестве дискутанта. Группа готовит сообщение по одному из контрольных вопросов к зачёту. Сообщение должно быть представлено дискутантам за неделю до проведения конференции в мультимедийной форме. Каждой группе докладчиков назначается группа дискутант, в задачу которой входит оценка содержания сообщения, а также пояснительные вопросы либо критические замечания.

Контрольные вопросы к зачету по курсу «Политическая коммуникация»

1. Сущность и специфика политической коммуникации.

2. Структура, средства и модели политической коммуникации.

3. Функции политической коммуникации.

4. Системообразующие признаки политической коммуникации.

5. Типология политической коммуникации.

6. Политическая коммуникация в информационном обществе.

7. Взаимозависимость политического высказывания и политического действия.

8. Особенности русского риторического идеала.

9. Специфика политической риторики.

10. Традиции русского политического красноречия.

11. Политическая пропаганда: сущность, отличительные признаки, функции, типы.

12. Сущность и отличительные особенности агитации. Агитационные технологии.

13. Политический РЯ.

14. Политическая реклама.

15. Создание имиджа политика и политической партии.

16. Политический брендинг.

17. Информационный лоббизм.

18. Опишите жанровую систему политической коммуникации.

19. Опишите основные черты одного из жанров политической коммуникации: композиция, тематическое своеобразие, языковые особенности.

20. Опишите жанровую систему президентской речи.

21. Отличительные особенности президентской риторики.

22. Опишите основные черты одного из жанров президентской риторики: композиция, тематическое своеобразие, языковые особенности.

23. Речевые средства воздействия на аудиторию.

24. Критерии эффективности публичного выступления политика.

25. Риторические особенности выступлений

В. И. Ленина.

26. Риторические особенности выступлений И. В. Сталина.

27. Риторические особенности выступлений Н. С. Хрущева.

28. Риторические особенности выступлений Л. И. Брежнева.

29. Риторические особенности выступлений М. С. Горбачева.

30. Риторические особенности выступлений Б. Н. Ельцина.

31. Риторические особенности выступлений

В. В. Путина.

32. Дискурсивное пространство политической коммуникации в 1917-1924 гг.

33. Дискурсивное пространство политической коммуникации в 1924-1953 гг.

34. Дискурсивное пространство политической коммуникации в 1953-1964 гг.

35. Дискурсивное пространство политической коммуникации в 1964-1982 гг.

36. Дискурсивное пространство политической коммуникации в 1985-1991 гг.

37. Дискурсивное пространство политической коммуникации в 1991-1999 гг.

38. Дискурсивное пространство политической коммуникации начала XXI в.

39. Дискурсивные особенности парламентской речи в России.

40. Риторические особенности выступлений лидера одной из российских политической партии.

© Гаврилова М. В., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.