Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренний финансовый контроль / методы финансового контроля / инструменты финансового контроля / цифровизация / internal financial control / financial control methods / financial control tools / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чилимова Татьяна Анатольевна

Актуальной задачей развития внутреннего финансового контроля в субъектах хозяйствования является поиск новых методов и инструментов для использования наряду с уже известными. В статье предлагается систематизированная характеристика методов и инструментов внутреннего финансового контроля, регламентированных российским законодательством. По итогам теоретического исследования представлена обзор тенденций цифрового развития, определяющих направления трансформации системы внутреннего финансового контроля в хозяйствующих субъектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TOOLS OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT

The urgent task of the development of internal financial control at the enterprise is not only the use of already known methods and tools, but also the search for new ones. The article discusses the methods and tools of internal financial control regulated by Russian legislation. Based on the results of the theoretical study, an overview of digital development trends determining the directions of transformation of the internal financial control system in economic entities is presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Столыпинский ^^^^^^^^ вестник

Научная статья Original article УДК 336.63

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

METHODS AND TOOLS OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT

Чилимова Татьяна Анатольевна, ст. преподаватель кафедры финансов, денежного обращения и кредита, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (620140, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62), [email protected]

Chilimova Tatiana Anatolyevna, Senior Lecturer of the Department of Finance, Money Circulation and Credit, Ural State University of Economics (620140, Yekaterinburg, ul. 8 Marta, 62), [email protected]

Аннотация: Актуальной задачей развития внутреннего финансового контроля в субъектах хозяйствования является поиск новых методов и инструментов для использования наряду с уже известными. В статье предлагается систематизированная характеристика методов и инструментов внутреннего финансового контроля, регламентированных российским законодательством. По итогам теоретического исследования представлена обзор тенденций цифрового развития, определяющих

4713

направления трансформации системы внутреннего финансового контроля в хозяйствующих субъектах.

Abstract: The urgent task of the development of internal financial control at the enterprise is not only the use of already known methods and tools, but also the search for new ones.

The article discusses the methods and tools of internal financial control regulated by Russian legislation. Based on the results of the theoretical study, an overview of digital development trends determining the directions of transformation of the internal financial control system in economic entities is presented. Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, методы финансового контроля, инструменты финансового контроля, цифровизация Keywords: internal financial control, financial control methods, financial control tools, digitalization

Исследование механизма внутреннего финансового контроля хозяйствующего субъекта предполагает анализ имеющегося в его распоряжении обширного перечня методов и инструментов на основе функционального метода. Большое значение в формировании и развитии института финансового контроля, в том числе используемых методов и инструментов, имеет российское законодательство [1].

Систематизация основных законодательно определенных инструментов финансового контроля представлена в таблице 1.

В Бюджетном кодексе РФ (ст. 267.1) определяется суть целой группы методов и инструментов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, а именно: проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций [2]. Данный перечень является стандартным и может применяться как в отраслевых формах контроля, так и «при реализации контрольно-надзорных функций по отношению к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» [3].

4714

В практике финансового контроля доминирующим законодательно рекомендованным инструментом выступает проверка. В соответствии с ч. 2 ст. 267.1 Бюджетного кодекса РФ под проверкой понимается «совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за

Таблица 1 - Систематизированная харакетристика основных инструментов финансового контроля [2], [3], [4], [5], [6]

Инструмент финансового контроля Суть Виды и особенности

Проверка По отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе первичной документации, бухгалтерской и статистической отчетности Документальная проверка проводится в присутствии должностных лиц на основе отчетности. Камеральная проверка проводится на основе предоставленных предприятием документов и имеющихся материалов о проверяемом объекте

Обследование По отдельным сторонам деятельности хозяйствующего субъекта, но по более широкому кругу показателей с использованием как документальных, так фактических способов контроля На основе обследования определяется финансовое положение предприятия, перспективы его развития, необходимость реорганизации

Надзор Проводится контролирующим органами в отношении хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию на определенный вид деятельности (страховой, банковской, профессиональной) Предполагает контроль за соблюдением установленных правил и нормативов для лицензионного вида деятельности. Нарушение влечет за собой отзыв лицензии на профессиональный вид деятельности

4715

Ревизия Представляет собой взаимосвязанный комплекс контрольных действий по документальной и фактической проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период Сплошная ревизия касается проверки всех финансовых и бухгалтерских документов за конкретный период. В рамках выборочной проверки обследуются документы на выбор за определенный промежуток времени. В комплексной проверке участвуют несколько подразделений органа финансового контроля и проверяются одновременно все направления деятельности предприятия. Тематическая ревизия используется для проверки конкретных проблем деятельности контролируемого субъекта. Сквозная ревизия проводится одновременно в нескольких подразделениях, объединенных единой системой управления

Финансовый аудит Форма контроля, которая проводится независимыми структурами - аудиторскими компаниями и направлена на соблюдение интересов клиентов Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности контролируемого объекта

определенный период» [2]. Данное определение дает возможность рассматривать проверку не только как инструмент финансового контроля со стороны государственных (муниципальных) органов исполнительной власти, но и в рамках внутреннего финансового контроля хозяйствующего субъекта. Далее в ч. 2 ст. 267.1 Бюджетного кодекса РФ регламентируется ревизия, которая представляет собой «комплексную проверку деятельности объекта контроля в виде контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности» [2].

4716

В ч. 4 все той же ст. 267.1 законодательно определяется еще один инструмент финансового контроля - обследование, которое может представлять собой совокупность анализа и оценки состояния определенной сферы деятельности объекта контроля [2].

В соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 284-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» под проверкой понимается «совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) обязательным требованиям и нормам, установленным федеральными (муниципальными) правовыми актами». Законом устанавливаются формы проверок - плановая, внеплановая, документарная, выездная, а также регламент проведения проверок. Налоговый кодекс РФ также уделяет внимание инструментам контроля -налоговым проверкам. Так, в ст. 87 НК РФ определены их цели - контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах налогоплательщиком, налоговым агентом, взаимозависимым лицом, и установлены виды налоговых проверок - камеральные и выездные [4].

Еще одним нормативным документом, определяющим формы и виды реализации финансового контроля, является Таможенный кодекс Таможенного союза. В ст. 110 данного Кодекса выделены такие формы контроля, как проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; таможенная проверка и др.

[5].

4717

В банковской отрасли права также рассматриваются методы и инструменты финансового контроля. П. 1.4 Инструкции Банка России от 25 февраля 2014 г. № 149-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)» регулируется процесс проведения уполномоченными представителями комплексных, тематических или специализированных проверок [6].

Анализ законодательной базы позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, можно утверждать, что ряд контрольных функций в разных сферах контроля обладают универсальной формой и методами реализации. В целом практически во всех отраслевых направлениях права законодатель выделяет в качестве основных инструментов финансового контроля - проверку, обследование, надзор, наблюдение, анализ и ревизию.

Во-вторых, четко выявляется тренд нормативно-правовой унификации форм и

методов осуществления самой контрольной деятельности.

В-третьих, в основе большинства законодательно определенных методов

финансового контроля лежат проверки, которые можно рассматривать как

совокупность контрольных мероприятий для оценки соответствия

требованиям деятельности или действий, осуществляемых объектами

контроля.

Несомненно, такое разнообразие форм, методов и инструментов финансового контроля в рамках деятельности как государственных органов, так и хозяйствующих субъектов, говорит о необходимости дальнейшей унификации инструментов и методов реализации финансового контроля. Практика финансового менеджмента хозяйствующих субъектов включает еще большее разнообразие методов и инструментов осуществления внутреннего финансового контроля. Именно поэтому в основе совершенствования системы внутреннего инициативного финансового контроля хозяйствующего субъекта в настоящее время лежит не только повышение эффективности использования имеющихся инструментов, но и поиск новых.

4718

Особенно эта тенденция прослеживается в современных реалиях становления и развития цифровизации экономики. Анализ сформировавшихся тенденций цифровизации самой системы внутреннего финансового контроля в позволяет отметить неравномерность его интенсификации среди хозяйствующих субъектов в различных отраслях и секторах экономики. Ряд исследователей [8] отмечает «неоднородность цифровой трансформации в различных по размерам групп предприятий, а именно, отставание малых предприятий от средних и крупных предприятий по активности» [8] использования цифровых инструментов внутреннего финансового контроля.

В современной практике развития внутреннего финансового контроля хозяйствующими субъектами все шире используются такие инструменты и методы как внедрение электронного документооборота, цифровые формы бухгалтерского и налогового учета, цифровая обработка договоров, позволяющая интегрировать налоговый, управленческий и финансовый учеты и др. Применение цифровых инструментов и технологий влияет на трансформацию самой системы внутреннего финансового контроля, делая ее более открытой со стороны всех участников.

Литература

1. Головин С. В. Особенности современного этапа осуществления контроля в сфере закупок государственных учреждений // Аудит. 2020. № 10. С. 30-33;

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. - https://www.consultant.ru/document/

3. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: монография - М.: ИНФРА-М. 2013. 384 с.

4. Налоговый кодекс. Часть первая и вторая часть: федер. закон от 31 июля 1997 г. № 147-ФЗ.- https://www.consultant.ru/document/

4719

5. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 1. -https: //www.consultant.ru/document/

6. Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России): инструкция Банка России от 25 декабря 2014 г. № 149-И. - https://www.consultant.ru/document/

7. Бурцев В.В. Построение системы государственного финансового контроля в свете необходимости укрепления Российской государственности. - М.: Корпоративный менеджмент. 2018. 167 с.

8. Дуброва Т.А., Есенин М.А. Особенности развития цифровизации на малых предприятиях // Материалы 19-й Международной научно-практической конференции. Часть 2. - Самара. 2022.

Literature

1. Golovin S. V. Features of the modern stage of control in the field of procurement of public institutions // Audit. 2020. No. 10. pp. 30-33;

2. Budget Code of the Russian Federation: feder. Law No. 145-FZ of July 31, 1998. - https://www.consultant.ru/document/

3. Legal regulation of financial control in the Russian Federation: problems and prospects: monograph - M.: INFRA-M. 2013. 384 p.

4. The Tax Code. Part one and part Two: feder. Law No. 147 FZ of July 31, 1997.-https: //www.consultant.ru/document/

5. Customs Code of the Customs Union No. 1 of November 27, 2009. -https: //www.consultant.ru/document/

6. On the organization of inspection activities of the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia): Instruction of the Bank of Russia dated December 25, 2014 No. 149-I. - https://www.consultant.ru/document/

7. Burtsev V.V. Building a system of state financial control in the light of the need to strengthen Russian statehood. - M.: Corporate Management. 2018. 167 p.

4720

8. Dubrova T.A., Yesenin M.A. Features of digitalization development at small enterprises // Materials of the 19th International Scientific and Practical Conference. Part 2. - Samara. 2022.

© Чилимова Т.А., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2023.

Для цитирования: Чилимова Т.А. Методы и инструменты внутреннего финансового контроля: теоретико-правовой аспект// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 10/2023.

4721

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.