УДК 332
DOI 10.23672^1269-5533-1481^
Магницкий Никита Дмитриевич
студент,
департамент бизнес-анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации [email protected] D. Magnitskiy
Nikita D. Magnitskiy
Student,
Department of Business Analysis and Audit, Financial University under the Government of the Russian Federation [email protected]
Система контроля
за формированием средств бюджетов государства и муниципальных образований
The system of control over
the formation of funds from the budgets of the state and municipalities
Аннотация. Разнородные виды, формы и методы публичного финансового контроля в части формирования средств бюджетов государства и муниципальных образований образуют единую систему. Система публичного финансового контроля за мобилизацией средств бюджета - это комплекс различных видов и методов финансового контроля, осуществляемых субъектами финансового контроля, состоящих из элементов и функций, за объектом финансового контроля, выраженный через предмет контроля - поступлением доходов публично-правовых образований, обращаемых в собственность государства и муниципальных образований. Таким образом, цель данной статьи заключается в определении всех звеньев системы финансового контроля за доходами бюджета.
Ключевые слова: система финансового контроля, формы и методы финансового контроля, формирование и мобилизация доходов бюджетов.
Annotation. Various types, forms and methods of public financial control in terms of the formation of funds of the state and municipalities form a single system. The system of public financial control over the mobilization of budgetary funds is a complex of different types and methods of financial control carried out by the subjects of financial control, consisting of elements and functions, over the object of financial control. Thus, the purpose of this article is to determine all the links in the system of financial control over budget revenues.
Keywords: financial control system, forms and methods of financial control, formation and mobilization of budget revenues.
Под субъектами публичного финансового контроля понимаются органы, наделенные полномочиями по осуществлению функций в области бюджетной, денежно-кредитной, налогово-таможенной и валютной политики. В их число входят как органы публично-правового образования, так и различного вида хозяйственные общества (домохозяйства, коммерческие и некоммерческие организации).
Под объектами публичного финансового контроля в части мобилизации средств бюджетов, выраженного через предмет финансового контроля, понимается деятельность государства и муниципальных образований по осуществлению перераспределительных процессов в части формирования различных видов платежей публично-правового образования. В соответствии с законодательством [1, ст. 266.1., гл. 26, разд. IX, ч. III], объектами публичного финансового контроля в части мобилизации доходов государства и муниципальных образований являются главные администраторы доходов бюджета.
Под предметом указанного финансового контроля понимаются непосредственно средства бюджетов.
Под методами публичного финансового контроля в части мобилизации доходов государства и муниципальных образований принято считать приемы и способы, которые используются при реализации соответствующей формы финансового контроля исходя из конкретных обстоятельств. Относительно указанного финансового контроля можно выделить пять основных методов: наблюдение, обследование, анализ, проверку и ревизию. Отметим, что в соответствии с законодательством [1, п. 1, ст. 267.1, гл. 26 разд. IX ч. 3], методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование. В то же время, согласно [2, ст. 16], в рамках осуществления деятельности в области внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации применяются следующие методы: проверка,
обследование, анализ, наблюдение и ревизия. В соответствии с этим [3, пп. 77, п. 2, ст. 1, гл. 1], под контрольным мероприятием понимается проводимая проверка, ревизия, обследование.
Наблюдение - метод контроля, заключающийся в ознакомлении с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации. Например, в части мобилизации доходов государства и муниципальных образований примером наблюдения может являться динамика поступлений определенного вида дохода.
Обследование - метод предварительного финансового контроля, в рамках которого происходит ознакомление контролирующих органов с состоянием финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта.
Анализ - метод контроля, преподающий изучение хозяйственных процессов посредством аналитических приемов математики. Объектом анализа выступают бухгалтерские счета и балансы, а задачами - выявление недобросовестного отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы.
Проверка - форма контроля, предусматривающая комплекс мероприятий, направленных на исследование определенного круга вопросов в целях выявления нарушений в рамках финансового законодательства. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, которая совершена субъектами финансовых правоотношений.
Ревизия представляет собой систему контрольных действий, которые направлены на взаимосвязанное изучение хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта на предмет законности и обоснованности совершенных или совершаемых финансовых операций, как в документальной, так и в фактической форме, в том числе, с привлечением экспертов и специалистов.
В рамках публичного финансового контроля за формированием доходов (при рассмотрении более широкого понятия, выходящего за рамки бюджетного контроля) также применяется метод надзора (в настоящее время данный метод отсутствует в Бюджетном кодексе РФ), то есть, деятельность по анализу соблюдения подконтрольным объектом, получившим лицензию на определенный вид финансовой деятельности от контролирующего органа, установленных норм и требований ведения данной деятельности. Примером контролируемого органа, использующего надзор
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
в качестве метода осуществления финансового контроля, можно назвать Банк России, который выдает лицензии денежно-кредитным коммерческим организациям под обязательства соблюдения действующего законодательства, а также норм и стандартов Банка России.
По времени проведения выделяются предварительный, текущий (оперативный) и последующий публичный финансовый контроль. Отметим, что все вышеперечисленные виды контроля закреплены в международном законодательстве [4]. В то же время, предварительный и последующий контроль закреплен законодательством Российской Федерации [1, ст. 265], а определение текущего финансовый контроля закреплены письмами Казначейства России. Таким образом, необходима адаптация нормативных правовых актов к современным реальностям деятельности финансовых органов.
Предварительный контроль осуществляется по совершению проверяемых операций в рамках исполнения законов о бюджетах публично-правовых образований, что способствует предупреждению нарушения финансового законодательства и выявлению дополнительных финансовых ресурсов государства и муниципальных образований еще на стадии прогноза.
Текущий (оперативный) контроль осуществляется ежедневно в целях пресечения нарушений финансовой дисциплины в рамках осуществления бюджетного процесса. Примером оперативного контроля может являться контроль за объемами реализации нефтесодержащей продукции, её экспортно-импортными поставками в целях недопущения уменьшения налогооблагаемой базы.
Последующий контроль осуществляется за истекший период и сводится к проверке финансово-хозяйственных операций на основе анализа отчетов, а также, с помощью непосредственных проверок и ревизий по месту нахождения объекта контроля.
Таким образом, система публичного финансового контроля за мобилизацией и использованием средств бюджета - это комплекс различных видов и методов финансового контроля, осуществляемых субъектами финансового контроля, состоящих из элементов и функций, за объектом финансового контроля, выраженный через предмет контроля - поступлением доходов публично-правовых образований, обращаемых в собственность государства и муниципальных образований.
Literature:
1. Budget law of the Russian Federation of July 31, 1998 № 145-FZ // ATP ConsultantPlus.
2. Federal Law «On the Accounts Chamber of the Russian Federation» dated 05.04.2013 № 41-FZ // SPS ConsultantPlus.
3. Проект Бюджетного кодекса Российской Федерации. [сайт]. Москва. ШЬ : https://www.minfin.ru/ ги/регЬтапсе/Ьис1де^Ьис1_сос1ех/ (дата обращения 20.06.2020).
4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 10.10.2014 № 78 «О положении о бюджете Евразийского экономического совета».
3. Draft Budget law of the Russian Federation: [site]. Moscow. URL : https://www.minfin.ru/ru/perfomance/ budget/bud_codex/ (date accessed 20.06.2020).
4. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council dated 10.10.2014 № 78 «On the regulation on the budgets of the Eurasian Economic Council».