УДК 338.246.025.2:336
Логвинова Ю.М. студент магистратуры 3 курса факультет магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации Орловский государственный университет экономики и торговли
Россия, г. Орел
ВИДЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗАДАНИЯ
Аннотация: В статье представлены виды и методы финансового контроля выполнения государственного задания, применяемые учредителем и контролирующими ведомствами. Система видов финансового контроля в их взаимосвязи с методами помогает проверить деятельность подведомственного учреждения по качественным и количественным показателям. Полученные данные составляют основу планирования и финансирования учреждения на очередной и плановые годы. Методы государственного финансового контроля дают возможность принять верные управленческие решения, в том числе и кадровые.
Ключевые слова: финансовый контроль, государственное задание, проверка, ревизия, мониторинг
Logvinova J.M. graduate student 3 year, Department of Graduate School and Highly-Qualified Staff Orel State University of Economics and Commerce
Russia, Orel
THE TYPES AND METHODS OF FINANCIAL CONTROL APPLIED TO IMPLEMENTATION OF STATE TARGETS
Abstract: The article deals with the types and methods of state financial control of implementation of State targets used by a founder and control authorities. The system of the types and the methods of financial control helps to check the activities of a subordinate institution according to the quality and quantity standards. The data gathered is the basis of planning and funding of the institution for the further and planning periods. The methods of state financial control are the means of making management and personnel decisions.
Key words: financial control, State targets, financial checks, revision, monitoring
Задание государственных и муниципальных учреждений является основой для выделения им субсидии на очередной финансовый год согласно ст.69 Бюджетного кодекса Российской Федерации [1]. Эти средства нуждаются в особом виде контроля - финансовом. Государственный финансовый контроль сочетает в себе бюджетный, налоговый, правовой,
гражданский, таможенный, валютный, кредитный и страховой контроль.
Наиболее важный и ответственный вид финансового контроля - это бюджетный контроль. Его задачей является отслеживание полноты использования имеющихся ресурсов при формировании доходной части бюджета и проверка целесообразности и эффективности финансирования расходной части. В процессе исполнения бюджета контролю подвергается своевременность и полнота финансирования, целевое и эффективное его использование.
Все виды контроля существуют во взаимосвязи - полнота и своевременность фискальных поступлений обеспечивают доходы бюджета, которые в свою очередь распределяются по статьям расходов, в том числе и на социальные выплаты и вознаграждение за труд. Заработная плата и налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, способствуют развитию экономики через покупательскую способность и спрос, а также способствуют реализации социальных программ, в том числе социального страхования (пенсионное обеспечение, выплата пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и т.п.).
Без строгого финансового контроля невозможно обойтись. Отлаженная система контроля способствует сокращению количества финансовых злоупотреблений и нарушения законодательства в бюджетной сфере. В сфере исполнения государственного (муниципального) задания финансовый контроль имеет особое значение. На его основе учредитель планирует деятельность подведомственных учреждений на очередной и плановые периоды, а именно: перечень государственных услуг и работ, увеличение или уменьшение их объемов, критерии качества выполнения услуг и работ, норматив отклонения от запланированных показателей, при котором задание считается выполненным, объемы финансирования. Также, последующий финансовый контроль исполнения государственного задания дает возможность учредителю принять решение о реорганизации или ликвидации учреждения, в случае низкой эффективности его деятельности и невыполнения государственного задания, о поощрении или наказании руководителя учреждения по результатам выполнения государственного задания. В данном случае следует обратить особое внимание на однозначность и четкость формулировок требований к качеству и объему оказания услуг и выполнения работ, на перечень форм контроля и указание периодичности, с которой подведомственные учреждения должны отчитаться перед учредителем. Это необходимо для объективного и эффективного контроля, как со стороны учредителя, так и для осуществления внутреннего контроля должностными лицами учреждения.
Контроль за выполнением государственного (муниципального) задания по времени проведения подразделяется на предварительный, текущий и последующий (ст.265 БК РФ). Предварительный контроль производят при утверждении задания через определение перечня и объема услуг и работ учреждению, размера субсидии, утверждение плана
финансово-хозяйственной деятельности.
Текущий контроль проводят в процессе исполнения государственного (муниципального) задания через анализ промежуточной отчетности о выполнении задания и плана финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, санкционирование финансовыми органами расходов учреждений, производящихся за счет целевых субсидий и бюджетных инвестиций, можно тоже считать формой финансового контроля. Текущий контроль помогает оперативно скорректировать недостатки планирования в текущей деятельности учреждения путем внесения изменений в план финансово-хозяйственной деятельности и государственное задание, определить пути развития для конкретного учреждения на перспективу. Кроме того, текущий контроль помогает отследить своевременность и полноту предоставляемой отчетности о выполнении госзадания, проанализировать качественные и количественные показатели в динамике.
Увидеть результаты деятельности и оценить эффективность функционирования учреждения помогает последующий контроль. Данный вид контроля осуществляется через ревизии, проверки, анализ исполнения государственных контрактов и договоров. Проверке могут подвергаться не только бухгалтерская финансовая отчетность, отчеты об исполнении государственного (муниципального) задания и отчеты об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, но и отчеты об использовании закрепленного за учреждением государственного имущества, отчеты о реализации государственных программ, отчеты об использовании средств целевых субсидий и т.п.
Однако, не смотря на значимость и информативность текущего и последующего финансового контроля, эксперты рекомендуют делать акцент на предварительном контроле, так как функцией контроля является предупреждение и профилактика нарушений [1], чего помогает добиться предварительный контроль еще на этапе составления государственного (муниципального) задания. Предварительный контроль осуществляется с целью проверки соответствия составленного госзадания Постановлению Правительства от 26.06.2015 №640 (ред. от 19.07.2018) «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания», постановлениям администраций субъекта или муниципалитета на [2]:
— наличие всех обязательных составляющих (определена категория потребителей услуг, порядок оказания услуг, предельные цены (тарифы) на услуги, если это определено законодательством, формы и периодичность контроля выполнения госзадания);
— соответствие формы госзадания форме, утвержденной постановлением о формировании государственных/муниципальных заданий;
— соответствие содержания госзадания действующим нормативным актам;
— установление соответствия оказываемых услуг/выполняемых работ базовому (отраслевому) перечню, видам деятельности, открытым учреждением, и целям создания учреждения;
— объем финансирования сверяется с бюджетной росписью, планом финансово-хозяйственной деятельности и нормативами затрат на оказание услуг/выполнение работ [5].
Согласно ст.267.1 Бюджетного кодекса РФ финансовый контроль в отношении выполнения государственного (муниципального) задания, возможно реализовать несколькими методами [1].
Основным из них является проверка. Проверка имеет целью выявление законности операций объекта контроля, изучение степени достоверности его отчетности за проверяемый период через документальное (камеральная проверка) и фактическое (выездная проверка) изучение финансово -хозяйственной деятельности учреждения. Выполнение государственного задания учредитель чаще всего проводит методом сравнительного анализа в виде камеральной проверки отчетов о выполнении государственного задания и отчета об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности на предмет достоверности, законности и соответствия достигнутых показателей плановым, а также соблюдение порядка оказания услуг/выполнения работ
[3].
Учредитель может организовать выездную проверку деятельности подведомственного учреждения, при которой применяют метод наблюдения и контрольных вычислений с целью установления достоверности сведений отчетности о выполнении госзадания или проверки жалобы потребителей госуслуг/работ. Однако проверяется не только соответствие фактического оказания услуг/выполнения работ на должном уровне отчету о выполнении государственного задания и первичные документы, но и ведение книги обращений. В частности, содержание жалоб и достаточность принятых по ним мер.
Ревизия - это «комплексная проверка деятельности объекта контроля», всех его операций в совокупности и качества их отражения в бюджетной отчетности. В задачи ревизии входит и проверка показателей выполнения государственного (муниципального) задания и их влияние на финансовый результат деятельности объекта контроля.
Предметом обследования считается анализ и оценка конкретной сферы деятельности учреждения, в данном случае полноты и качества выполнения госзадания. Вспомогательным методом может служить социологическое исследование в форме анкетирования, опроса и приема потребителей услуги/работы по вопросам качества, имеющие целью установление мнения потребителей о качестве и ассортименте оказываемых госуслуг/выполняемых работ [4].
Санкционирование операций обеспечивает законность финансовых операций объекта контроля через проставление разрешительной надписи на документах после их тщательной проверки. Санкционирование служит
методом контроля исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности.
Иным методом государственного финансового контроля принято считать мониторинг. Он включает в себя сбор отчетов, оценку достижения показателей качества и объема выполнения госзадания. При анализе выполнения государственного задания мониторинг помогает вскрыть причины невыполнения задания и отклонений от стандарта качества услуг, работ, помогает определить перечень услуг и работ, их объем и показатели качества на плановые периоды, помогает сформулировать законодательные инициативы, направленные на совершенствование деятельности подведомственных учреждений [4].
Таким образом, контрольные мероприятия - средство принятия решения о соответствии объема, качества и номенклатуры государственных услуг/работ потребностям потребителей. Финансовый контроль выполнения государственного задания помогает в принятии решения об увеличении или уменьшении количественных и качественных показателей деятельности государственного учреждения, соответственно, об увеличении или уменьшении объемов финансирования учреждения и иных управленческих решений.
Использованные источники:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 11.10.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19702.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 №640 (ред. от 19.07.2018) «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (вместе с «Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181991/.
3. Приказ Правительства Ленинградской области от 14.03.2016 №34 «О порядке осуществления контроля за исполнением госзадания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными организациями Ленинградской области, подведомственными комитету общего и профессионального образования Ленинградской области» (с изменениями на 28 июля 2017 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.docs.cntd.ru/document/456003641.
4. Гвоздева Н.В. Контроль за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений в новых условиях [Электронный ресурс]/ Н.В. Гвоздева, Н.В. Бабко // Финансовый контроль. - 2012. - №7. Режим доступа: http://www.bujet.ru/article/193680.php.
5. Финансовый контроль и аудит как основа повышения качества управления общественными финансами [Электронный ресурс]//Финансовый контроль. - 2018. - №10. Режим доступа: http://www. bujet.ru/article/358152.php
УДК 330.59(477)
Макарчук О.Г., к.э.н.
доцент
кафедра статистики и экономического анализа
Педоряка А. студент
экономический факультет специальность «Экономика» Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины Украина, г. Киев
СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ
Аннотация: Статья посвящена статистическому исследованию уровня жизни населения Украины. Представлено понятие уровня жизни. Наведены основные факторы, которые обуславливают благосостояние населения страны. Оценено уровень жизни посредством фактора зароботной платы.
Ключевые слова: статистическое исследование, уровень жизни, население, благосотояние, зароботная плата
Makarchuk O.G., candidate of economic sciences, associate professor
Associate Professor of the Department of Statistics
and Economic Analysis National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine
Ukraine, Kiev
Pedoryaka A., student of economic faculty, specialty "Economics" National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine
Ukraine, Kiev
STATISTICAL STUDY OF LIVING STANDARDS OF THE POPULATION IN UKRAINE
Annotation:
The article is devoted to a statistical study of the standard of the population living in Ukraine. The sence of standard of living is presented. The main factors that determine the welfare of the population are defined. The standard of living is estimated through the wage factor.
Key words: statistical study, standard of living, population, welfare, wages