Научная статья на тему 'Методы и инструменты разработки инновационных стратегических управленческих решений на основе применения передовых информационно-коммуникационных технологий в статистической отрасли Узбекистана'

Методы и инструменты разработки инновационных стратегических управленческих решений на основе применения передовых информационно-коммуникационных технологий в статистической отрасли Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ELECTRONIC DOCUMENT MANAGEMENT / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION SPACE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ / OPTIMIZATION OF DATA PROCESSING / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жуковская Ирина Евгеньевна

Данная статья посвящена вопросам совершенствования управления статистической отраслью на базе применения систем электронного документооборота и сетевых информационных технологий. В качестве программного решения предлагается использование нового программного решения Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике «eStat 2.0», позволяющего не только оптимизировать работу сотрудников статистической отрасли, но и служащего связующим звеном между всеми экономическими объектами национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жуковская Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TOOLS TO DEVELOP INNOVATIVE STRATEGIC MANAGEMENT DECISIONS BASED ON THE APPLICATION OF ADVANCED INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE STATISTICAL BRANCH OF UZBEKISTAN

This paper focuses on the improvement of the statistical branch-based application of electronic document management and network information technology. As a software solutions proposed use of new software solutions of the State Committee on Statistics of the Republic of Uzbekistan «eStat 2.0», allowing not only to optimize the statistical sector employees, but also serves as a link between all the economic entities of the national economy.

Текст научной работы на тему «Методы и инструменты разработки инновационных стратегических управленческих решений на основе применения передовых информационно-коммуникационных технологий в статистической отрасли Узбекистана»

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕРЕДОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ УЗБЕКИСТАНА

УДК 004.912

Ирина Евгеньевна Жуковская,

к.э.н., доцент, зав. кафедрой «Информационные системы в экономике» Ташкентского Государственного экономического университета Тел.: +998909036531 Эл. почта: [email protected]

Данная статья посвящена вопросам совершенствования управления статистической отраслью на базе применения систем электронного документооборота и сетевых информационных технологий. В качестве программного решения предлагается использование нового программного решения Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике «eStat 2.0», позволяющего не только оптимизировать работу сотрудников статистической отрасли, но и служащего связующим звеном между всеми экономическими объектами национальной экономики.

Ключевые слова: электронный документооборот, информационное пространство, эффективность, оптимизация обработки данных, совершенствование управления.

Irina E. Zhukovskya,

Ph.D in economics, Chair «Information systems in economy», Tashkent State economic university

Tel.: +998909036531 E-mail: [email protected]

METHODS AND TOOLS TO DEVELOP INNOVATIVE STRATEGIC MANAGEMENT DECISIONS BASED ON THE APPLICATION OF ADVANCED INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE STATISTICAL BRANCH OF UZBEKISTAN

This paper focuses on the improvement of the statistical branch-based application of electronic document management and network information technology. As a software solutions proposed use of new software solutions of the State Committee on Statistics of the Republic of Uzbekistan «eStat 2.0», allowing not only to optimize the statistical sector employees, but also serves as a link between all the economic entities of the national economy.

Keywords: electronic document management, information space, efficiency, optimization of data processing, management improvement.

1. Введение

Эффективное функционирование отраслей и сфер национальной экономики во многом зависит от оптимальности принимаемых управленческих решений и от применения передовых информационно-коммуникационных технологий.

Развитие статистики требует усовершенствования всех её элементов от организации до регулярных статистических расчётов количественной и качественной оценки всех социально-экономических явлений и процессов общественной жизни.

Применяя современные технологии в области электронной почты, электронного документооборота и телекоммуникации, можно существенно повысить эффективность работы за счет большей точности, полноты и достоверности накапливаемой информации; широких возможностей для контроля за исполнением решений; прозрачности процессов на всех этапах обработки статистической информации [1].

Развитие информационных технологий в Узбекистане с каждым годом принимает все более значительный статус в структурных преобразованиях и подъеме экономики, постепенном формировании информационного пространства и укреплении авторитета страны в мировом сообществе, а также служит важной составляющей в росте деловой интеллектуальной активности населения[2]. Как следствие, использование информационных технологий сегодня является не только ключевым фактором экономического роста, но и необходимым условием развития страны, оперативным обменом информации и процессом обработки статистических данных.

2. Нормативно-правовые основы развития информационно-коммуникационных технологий в статистической отрасли Узбекистана

Ещё в конце XX века ИКТ стали ключевым элементом организационной структуры и фактором совершенствования управленческой деятельности, повышения эффективности государственного управления. Об этом свидетельствуют такие факторы, как достижение максимального уровня распространения ИКТ; создание технической инфраструктуры; наличие правовых основ развития и использования ИКТ; осуществление международных и региональных сопоставлений по уровню развития ИКТ; рациональное использование информационных ресурсов; достижение высокого уровня информатизации процессов управления; обеспечение информационной и экономической безопасности; восприятие статистической информации; осуществление межведомственного информационного взаимодействия; применение научно-обоснованных методов информационного обслуживания органов власти; актуализация статистической информации; улучшение качества и повышение оперативности получения органами власти аналитической информации; формирование системы мониторинга социально-экономического положения региона; создание и внедрение информационной системы в целях эффективного управления в регионе.

Нормативно правовую базу сферы ИКТ Узбекистана сегодня составляют 11 отраслевых и 6 смежных законов, 3 указа Президента Республики Узбекистан, ряд постановлений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров. На их основе реализуется ряд крупных проектов, направленных на развитие интернета, мобильной связи и других продуктов хай-тека, формируется высокотехнологичная база модернизации всей экономики страны.

Показателем постоянного совершенствования сферы ИКТ и эффективного использования ИКТ в Узбекистане явилось постановление Президента Ислама Каримова «О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных

информационно -коммуникационных технологий» от 21 марта 2012 года. Документ нацелен на повышение эффективности деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов власти на местах по широкому использованию современных информационно-коммуникационных технологий.

Реализация данного постановления послужит дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий в Республике Узбекистан, в частности, формированию Национальной информационной системы, созданию интегрированных информационных систем и информационных ресурсов государственных органов, расширению интерактивных государственных услуг, предоставляемых населению и субъектам предпринимательства, а также дальнейшему развитию телекоммуникационной инфраструктуры широкополосного доступа населения к сети интернет.

В соответствии с принятыми законодательными актами появилась возможность более эффективного использования информационных технологий для оптимизации сбора и обработки статистических данных. Одним из важных направлений деятельности по внедрению ИКТ в работу статистической службы Узбекистана стало внедрение с 2011 года системы электронного предоставления государственной статистической отчетности.

Преобразования институциональной среды, сопровождающиеся появлением новых форм хозяйствования, многообразием форм собственности, значительным ростом количества субъектов хозяйственной деятельности, изменением установленных норм и правил, регламентирующих статус и функции государственного статистического ведомства, взаимодействие его с другими Министерствами, ведомствами и респондентами, привели к реформированию статистического учета и отчетности, модернизации методологии и организации статистических наблюдений. Внедрение ИКТ вызвало совершенствование технологических процессов сбора, обработки и распространения статистической информации. Приоритетными стали требования, обеспечивающие государственное регулирование объема и условий предоставления информации, соблюдение конфиденциальности статистических данных.

2. Программный комплекс электронной статистической отчетности «eStat 2.0.» -основа оптимизации функционирования статистической отрасли Узбекистана

В настоящее время через официальный веб-сайт Госкомстата (www. stat.uz) можно предоставить данные в электронном виде по 34 формам статистической отчетности, а к 2014 году намечено сделать доступными в этом формате все используемые на практике формы. Программное обеспечение для электронного предоставления отчетности и изменения к нему предоставляются Госкомстатом через официальный сайт бесплатно. Для удобства отчитывающихся субъектов предусмотрено использование электронной цифровой подписи (ЭЦП), выданной Центром регистрации ключей электронных цифровых подписей научно-информационного центра новых технологий ГНК Республики Узбекистан, которая также используется для предоставления налоговой отчетности в электронном виде.

Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 16.07.2012 г. № УП-4453 «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур», а также в целях совершенствования и модернизации системы сбора статистической отчетности в электронном виде Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике разработано новое программное обеспечение - «eStat 2.0.».

Как показывает практика, преимущества перехода на электронное предоставление статистических отчетов очевидны. Это избавляет отчитывающиеся субъекты от личных визитов в отделы статистики, снижает затраты времени, труда и ресурсов, повышает достоверность и качество отчетов, сводит на нет возможные ошибки за счет использования подсказок программы, автоматического арифметического и логического контроля данных. Кроме того, Госкомстатом в режиме он-лайн предоставляется еще 9 интерактивных государственных услуг, таких, как данные об основных макроэкономических показателях социально-экономического развития страны и другие сведения, информация по государственному регистру предприятий и организаций, резервирование фирменных наименований.

Такие услуги стали возможны благодаря внедрению автоматизированной информационной система eStat 2.0. Новая программа электронной статистической отчетности «eStat 2.0.» позволяет отправлять статистическую отчетность сразу по нескольким организациям (предприятиям). Данная информационная система служит не только средством сетевой обработки данных, но и является элементом электронного документооборота организаций и предприятий.

3. Место и роль электронного документооборота в управлении статистической отраслью

Эффективность использования СЭД, как правило, более очевидна, чем других корпоративных систем - имен-

Рис. 1. Данные о среднем проценте рабочего времени, которое сотрудники предприятий, организаций, министерств и ведомств тратят на различные

офисные операции

но потому, что системы электронного документооборота созданы для повышения эффективности использования рабочего времени сотрудников. Даже самый простой расчет эффективности показывает, что уменьшается время обработки документов и повышается качество принимаемых управленческих решений на всех уровнях.

На рисунке 1 представлены данные о среднем проценте рабочего времени, которое сотрудники предприятий и организаций тратят на различные офисные операции.

Как видно из рисунка 1, суммарное среднее время, которое сотрудники предприятий, организаций, министерств и ведомств тратят на рутинную обработку документов - более 60%. При этом некоторая часть сотрудников практически все свое рабочее время тратит на эти операции.

Кроме количественных оценок при внедрении систем электронного документооборота необходимо отметить и такой фактор, как повышение прозрачности движения документов. Сотрудники министерств и ведомств, предприятий и организаций получают возможность видеть на экране своего компьютера все документы, задачи и поручения, с которыми они должны работать в данный момент, а руководители имеют возможность видеть в режиме реального времени ход выполнения бизнес-процессов, например, исполнение заказов клиентов, прием новых сотрудников на работу, текущее состояние исполнения договоров, взаимодействие между разными подразделениями компании и т.п. Движение документов и работа с сотрудников с документами становятся контролируемыми в режиме реального времени.

Таблица 1.

Направления автоматизации функций системы электронного документооборота

Направления автоматизации Функции и процедуры

Делопроизводственных функций Автоматический прием документов с логической обработкой (сортировка по папкам, переадресация и т.д.); Преобразование бумажных документов в электронную форму; Регистрация входящей и исходящей корреспонденции; Рассылка документов; Отправка электронных документов в хранилище текстов; Поиск документов; Хранение документов; Статистика по делопроизводству.

Функций контроля исполнения Регистрация и сквозной контроль исполнения резолюций, решений, распоряжений по срокам и исполнителям; Индивидуальный список документов по поручениям «сверху» «вниз»; Сроки исполнения резолюций; Просроченные сроки исполнения резолюций; Снятие документа с контроля; Справки и отчеты по исполнительской деятельности.

Функции документооборота Поддержка рабочей версии документа; Маршрутизация исполнения (согласования) документа; Визирование; Утверждение Списание документов «в дело».

Управление документами Управление жизненным циклом документа; Редактирование/ утверждение, в т.ч. распределенное редактирование; Полный набор средств управления документами, включая: - оформление получения /выписывания, - контроль версий, - полнотекстовой поиск, - контрольные журналы, - работа с шаблонами, - уведомления об изменениях; Коллективная работа над документами в режиме реального времени; Работа с документами в режиме удаленного доступа.

Во-вторых, оптимизируется организация единого корпоративного информационного пространства. Удаленные офисы, филиалы, представительства связываются как с центральным офисом, так и между собой и степень их взаимодействия существенно повышается.

В-третьих, достигается объединение и обеспечение сохранности корпоративной информации. Корпоративная информация сохраняется в системе управления документами, а не в головах сотрудников. Даже если сотрудники увольняются или переходят на работу в другие подразделения предприятия, их знания, связанные с обработкой документов, сохраняются в системе электронного документооборота предприятия и могут быть использованы другими сотрудниками, приходящими на их место. Объединение знаний сотрудников в общей корпоративной системе дает синергетический эффект и может привести к значительным результатам.

И, наконец, - повышение управляемости организацией или ведомством в целом. Ускорение информационных потоков и уменьшение числа ошибок при принятии управленческих решений за счет использования актуальных и своевременных данных приводит к повышению управляемости организации в целом. Глобальная особенность СЭД, в отличие от других корпоративных систем, в том, что СЭД обычно устанавливается практически всем сотрудникам, имеющим компьютер, что позволяет повысить общий уровень организации предприятия.

При использовании СЭД выигрыш достигает за счет того, что:

- на поиск документов тратятся не часы, а секунды или минуты; ожидания документов не требуется - документы одновременно доступны всем сотрудникам, имеющим к ним право доступа;

- процесс согласования и утверждения документов становится прозрачен и происходит в онлайновом режиме;

- время на передачу документов между подразделениями не тратится вообще - карточки и файлы документов в режиме реального времени доступны всем имеющим к ним право доступа;

- подготовка стандартных отчетов о движении документов делается специальной функцией в работающей программе;

- отсутствие ключевых сотрудников в офисе в связи с командировками

не останавливает работу с документами - СЭД нового поколения обеспечивает возможность удаленной работы с документами, как через web-браузер, так и по электронной почте.

Основными объектами автоматизации в таких системах являются документы (в самом широком их понимании, от обычных бумажных до электронных любого формата и структуры) и бизнес-процессы, представляемые, как движение документов, а так же их обработка. Данный подход к эффективному применению ИКТ в управленческой деятельности предприятий и организаций является одновременно и конструктивным и универсальным, обеспечивая автоматизацию документооборота и всех бизнес-процессов предприятия в рамках единой концепции и единого программного инструментария.

Будущее документов видится как базовой единицы информационных ресурсов организации, управляемой в рамках новых, ориентированных на документы бизнес-процессов, составляющих неотъемлемую часть реорганизованного предприятия. Приняв документ за основную единицу информации, менеджеры и пользователи предприятий и организаций смогут наглядно представить себе и уяснить функцию информационного менеджмента. Они перестают быть пассивными безразличными наблюдателями процесса информационного менеджмента и становятся его активными участниками.

Решения по электронному документообороту органов управления должны внедряться с учетом максимального сохранения сделанных инвестиций в системы и технологии, с обеспечением непрерывности и преемственности работы всех звеньев органов управления:

Как показывает опыт, наиболее востребованными с точки зрения госорганов являются функции управления делопроизводством. Это и учет входящей/исходящей корреспонденции, и контроль исполнения документов/ поручений. Также можно отметить значимость «электронных архивов» и

подсистем, которые решают узко специализированные задачи: обработки информации, подготовки определенных типов документов, управления процессами внутреннего согласования и т.д.

Задачи внедрения СЭД можно разделить на три основные группы: технические, экономические и организационные. При этом организационный аспект, как свидетельствует практика, является самым важным. Ключевыми здесь оказываются подготовка регламентов работы и выпуск соответствующих приказов, определение политики безопасности, обучение сотрудников, правильное сочетание «бумажного» и электронного документооборота. Технические трудности связаны с необходимостью интеграции систем, осуществления выбора наиболее эффективного программно-аппаратного решения.

Заключение

Современный этап развития человеческого общества проходит под знаком бурного распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах экономической и общественной жизни. Автоматизация производственных процессов и эффективное использование информационных ресурсов становятся одними из доминирующих направлений повышения конкурентоспособности предприятий, способствуют глубоким качественным изменениям. На самом деле, в наше время сложно представить организацию, в деятельности которой не использовались бы персональные компьютеры, информационные технологии и телекоммуникационные системы и т.д. Современное управление предприятиями, организациями, министерствами и ведомствами, а также целыми отраслями национальной экономики немыслимо без всестороннего применения передовых информационно-коммуникационных технологий.

Государственное статистическое наблюдение необходимо для расчета индикаторов, характеризующих уровень готовности страны к инфор-

мационному обществу. Результаты его позволят сделать выводы о том, насколько благоприятные условия созданы в стране для формирования информационного общества: развивается ли инфраструктура, растет ли использование ИКТ в экономической жизни страны. И, естественно, полученные данные помогут определить главные направления информационного и экономического развития.

Узбекистан имеет множество перспективных направлений для развития высокотехнологичной сферы. Отечественная IT-индустрия успешно развивается, создаются совместные предприятия, разрабатываются и внедряются новые софтверные проекты, интернет завоевывает все больше пространства. Проводимая последовательная работа в данной сфере служат дальнейшему развитию информационного общества в Узбекистане и его интеграции в мировое информационное пространство.

Литература

1. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2010. - 432 с.

2. Мусалиев А.А., Бегалов Б.А. Информационно-коммуникационные технологии в национальной экономике. Т.: Издательство «ФАН». 2008, 130 с.

3. www.ut.uz - официальный сайт информационного агентства Uzbekistan Today

4. www.stat.uz - официальный сайт Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан

References

1. Lapigin YN Strategic Management: A Textbook. allowance. - Moscow: Penguin Books, 2010. - 432.

2. Musaliev AA, BA Begalov Information and communication technology in the national economy. T.: Publishing «FAN». , 2008, 130.

3. www.ut.uz - the official website of the news agency Uzbekistan Today

4. www.stat.uz - the official website of the State Committee on Statistics of the Republic of Uzbekistan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.