Научная статья на тему 'Методы и инструменты оптимизации инвестиционных процессов в муниципальных образованиях'

Методы и инструменты оптимизации инвестиционных процессов в муниципальных образованиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТОРЫ / МЕТОДЫ / ИНСТРУМЕНТЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вильчинская Ольга Витальевна

В статье рассмотрены основные направления и проблемы развития инвестиционной деятельности на территории муниципальных образований. Обозначены методы и инструменты оптимизации инвестиционных процессов в муниципальных образованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND INSTRUMENTS FOR INVESTMENT PROCESSES OPTIMIZATION IN THE MUNICIPALITIES

The article describes the main trends and problems of the development of investment activity on the territory of municipalities. Methods and instruments optimization of investment processes in the municipalities are identified.

Текст научной работы на тему «Методы и инструменты оптимизации инвестиционных процессов в муниципальных образованиях»

УДК 352(075)

О.В. Вильчинская

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления и проблемы развития инвестиционной деятельности на территории муниципальных образований. Обозначены методы и инструменты оптимизации инвестиционных процессов в муниципальных образованиях.

Ключевые слова: инвестиции, потенциал, инвесторы, методы, инструменты, оптимизация, муниципальное образование, местное самоуправление.

Olga Vilcinskaya

Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования - одно из важнейших направлений социально-экономического развития территорий. Органы местного самоуправления располагают возможностями существенно влиять на инвестиционный климат территории. Инвестиционный потенциал в комплексе с природно-ресурсным, экономико-географическим, бюджетным и демографическим потенциалами являются основой, на которой развиваются экономико-социальные отношения в муниципальных образованиях. Инвестиционная привлекательность муниципальных образований оценивается по возможности вложения средств в основные и оборотные фонды предприятий, рабочую силу, приобретение имущества в аренду и в собственность. Неосвоенные ресурсы могут заинтересовать инвесторов при условии, что государство берет на себя инфраструктурное обустройство территории [7].

Под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество и права, имеющие денежную оценку и вкладываемые в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Под инвестиционной деятельностью понимаются вложение средств (инвестирование) и практические действия по их использованию [8]. Для привлечения инвестиций на территорию муниципального образования необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки. К объективным предпосылкам относятся реальные экономико-географические и иные факторы, связанные с расположением территории. Они составляют инвестиционный потенциал данной территории и могут представлять интерес для инвесторов. К субъективным факторам такого рода относится деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала и привлечению инвестиций на свою территорию. Инвестиционный потенциал территории складывается из ряда факторов: выгодное географическое положение; транспортная доступность; наличие достаточных и эффективных природных ресурсов; наличие квалифицированных кадров; «цена» рабочей силы; емкость потребительского рынка; научно-техническая, проектная, образовательная база; состояние окружающей среды; уровень качества жизни населения.

Субъективные условия и предпосылки привлечения инвестиций на территорию муниципального образования связаны с регулирующей деятельностью органов местного самоуправления. Здесь могут иметь место две ситуации [9]. В первом случае, когда в качестве инвесторов выступают орга-

© Вильчинская О.В., 2015

низации немуниципальной формы собственности, роль органов местного самоуправления сводится к созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Это предполагает:

- исследование инвестиционного потенциала территории муниципального образования и представление его результатов потенциальным инвесторам или маркетинг территории;

- выделение земельных участков для строительства, обеспечение возможности подключения к инженерным и транспортным коммуникациям;

- экспертизу и согласование проектной документации на строительство с точки зрения интересов местного сообщества;

- установление льгот по уплате местных налогов, льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

- защиту интересов инвесторов;

- расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников для финансирования жилищного и социально-культурного строительства.

Во втором случае органы местного самоуправления напрямую участвуют в инвестиционной деятельности. Наряду с перечисленными мерами по созданию благоприятных условий для инвестирования, такое участие предполагает:

- использование средств местных бюджетов для полного или частичного финансирования инвестиционных проектов;

- разработку и утверждение инвестиционных проектов, осуществляемых за счет или с участием бюджетных средств;

- привлечение для инвестиционной деятельности кредитных ресурсов путем выпуска муниципальных займов;

- проведение конкурсов исполнителей, экспертизы и отбора инвестиционных проектов.

Важным направлением инвестиционной политики органов местного самоуправления является

работа по включению инвестиционных проектов, важных для жизнеобеспечения муниципального образования, в федеральные и региональные инвестиционные программы. Эта работа особенно актуальна для таких сфер, как снос ветхого жилья, коммунальная энергетика, социальная сфера и т.п. Как правило, мероприятия федеральных и региональных программ финансируются из бюджетов нескольких уровней на основе долевого участия. При участии органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов на уровне всей страны или субъектов РФ их разработка и утверждение согласовываются с органами местного самоуправления [11].

Так как уровень социально-экономического развития муниципальных образований различен, направлениями политики выравнивания уровней социально-экономического развития муниципальных образований являются:

- прямое финансирование развития территории;

- стимулирование инвестиционной активности;

- создание наиболее благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса;

- разработка и реализация стратегических планов социально-экономического развития муниципального образования, создание на их территории специализированных промышленно-инвестиционных зон и так далее [13].

Таким образом, инвестиции занимают одно из особых мест в социально-экономическом развитии муниципального образования. Посредством взаимодействия социальной и инвестиционной политики создается определенный социальный климат муниципального образования, снижаются социальные риски. Однако проблема заключается в том, что на деле инвестиционные и социальные программы слабо взаимосвязаны. Социальные программы имеют слабо выраженную и методически

слабо проработанную инвестиционную компоненту. Инвестиционные же программы недостаточно социально ориентированы. Их наиболее слабым местом является отсутствие мониторинга социальных рисков и специально разработанных мер по их снижению

Социальная направленность инвестиционной политики - единство собственно экономического и социального аспектов инвестиционной политики. Любые инвестиционные программы должны обеспечивать решение назревших социальных проблем, а специальные инвестиционные программы должны способствовать повышению экономической активности населения [6]. Таким образом, социально направленная инвестиционная политика на местном уровне должна включать в себя совокупность конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения посредством повышения эффективности использования инвестиционных ресурсов.

В настоящее время муниципальное образование город Новороссийск является одним из деловых центров Краснодарского края. Новороссийск по рейтингу муниципальных образований Краснодарского края по объему инвестиций в основной капитал занимает третье место, после Краснодара и Сочи, т.е. входит в число краевых лидеров. Крупнейший на юге России транспортный, промышленный и курортный центр, Новороссийск также является активным участником инвестиционной деятельности. Для привлечения и реализации инвестиций в различных сферах жизнедеятельности у города имеется ряд преимуществ.

1. Относительно комфортные для проживания климатические условия, что делает его достаточно привлекательным для проживания и занятия бизнесом.

2. Портово-транспортный комплекс, позволяющий на его основе развивать разнообразные сектора экономики.

3. Город является крупным транзитным транспортным узлом для приезжающих на курорты Черноморского побережья, что позволяет развивать услуги ориентированные на их обслуживание.

4. Новороссийск - наиболее крупный промышленно-транспортный центр на Азово-Черноморском побережье, что делает его притягательным для размещения производственных функций по обслуживанию потребностей курортной зоны.

5. Наличие большого количества населенных пунктов в составе муниципального образования и значительных земельных ресурсов представляют возможности для размещения целого ряда промышленных объектов.

Анализ инвестиционной деятельности муниципального образования город Новороссийск показывает, что по итогам прошедших презентационно-выставочных мероприятий в 2013 г. было заключено 22 договора и соглашений об инвестиционном сотрудничестве с российскими и зарубежными инвесторами с общей стоимостью объектов 58,84 млрд руб. По сравнению с 2012 г. в 2013 г. объем иностранных инвестиций вырос в 1,2 раза, что говорит не только об инвестиционной привлекательности города, но и о правильной имиджевой политике, проводимой администрацией муниципального образования. Кроме того в последнее время Новороссийск становится более привлекатель-ным местом отдыха. Объем инвестиций в эту отрасль составил 186 млн. Обустроены места отдыха для людей с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата. Инвестиции в рекреационную зону способствовали привлечению в бюджет города 68,3 млн руб. [10].

Однако помимо положительных качеств Новороссийска как объекта привлечения инвестиций, существует и ряд проблем, затрудняющих инвестирование:

- несовершенство нормативно-правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В частности из-за несовершенства правового регулирования инвестиционных проектов часто возникают проблемы с их реализацией уже после заключения соглашений;

- инвесторам приходится сталкиваться с административными барьерами. Их преодоление способствует коррупции, особенно это касается рынка недвижимости;

- часто город является инициатором инвестиционных проектов и сам предлагает инвесторам проекты, которые их совершенно не интересуют либо не выгодны. Поэтому при создании бизнес-плана по реализации проекта необходимо особое внимание уделять финансовой составляющей, предоставлять экономическое обоснование выгодности проекта для потенциального инвестора;

- многие меры по поддержке иностранных инвестиций реализуются в основном не на институциональном уровне, а лишь на уровне проведения конференций, инвестиционных выставок, круглых столов и т.п.;

- высокая потребность в улучшении инфраструктуры города.

Основная задача - привлечь внимание российских и международных деловых кругов, показать привлекательные для потенциальных инвесторов условия инвестирования в экономику города, представить его как перспективного партнера, обладающего значительным инвестиционным потенциалом. Для этого необходимо использовать различные информационные и организационные методы влияния на процессы, происходящие в инвестиционной сфере, в том числе посредством разработки и издания информационно-справочных презентационных материалов о муниципальном образовании.

Важно отметить значительную роль инвестиций в реализации жилищной политики города. В настоящий момент идет активная реализация проекта по сносу и реконструкции многоквартирных домов. Однако, несмотря на участие в строительстве жилья частных компаний, все же большая часть нагрузки ложится на краевой и местный бюджеты. Поэтому ввиду активной реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья необходимо усилить внимание частных инвесторов на участие в инвестиционных проектах.

Таким образом, наличие проблем в осуществлении инвестиционной деятельности и в то же время преимуществ и потенциала города говорят о необходимости совершенствования и оптимизации инвестиционного процесса в целях его качественного комплексного социально-экономического развития. Для активации инвестиционных процессов в муниципальных образованиях необходимо использовать инструменты муниципального маркетинга. Маркетинг территории муниципального образования преследует главной целью формирование и улучшение имиджа муниципального образования, его престижа, деловой и социальной конкурентоспособности, обеспечивающей возможность привлечения инвестиций для более эффективного решения проблем социально-экономического развития [12; 13]. В основе маркетинга территории муниципального образования, согласно мировой практике маркетинга, лежат четыре компонента: продукт, цена, позиционирование, продвижение.

Применение этого подхода к муниципальному маркетингу характеризуется следующим. Маркетинговым продуктом в муниципальном образовании является его инвестиционный потенциал. Цена продукта (инвестиционного потенциала территории) определяется с учетом того, что в стоимости каждого инвестиционного проекта есть две составляющих: одна зависит от технологических характеристик самого объекта строительства, другая - от условий его размещения. Именно вторая составляющая определяется условиями конкретного муниципального образования. Она включает в себя транспортные расходы, расходы, связанные с выбором и подготовкой площадки, стоимость местных строительных материалов, стоимость и время оформления необходимых документов, доступность и своевременность получения достоверной информации. Как производитель любого товара ищет пути снижения его себестоимости, так и муниципальная власть должна искать пути снижения расходов возможных инвесторов, связанных с использованием территории [4].

Для муниципального маркетинга продвижение маркетингового продукта означает проведение грамотной рекламной кампании, чтобы как можно лучше использовать имеющиеся возможности в целях привлечения инвесторов. С этой целью необходимо определить каналы продвижения информации, разработать формы и объемы доносимой информации, определить степень ее воздействия на инвесторов и вносить в свои действия своевременные изменения. Одним из направлений привлече-

ния инвесторов могут стать объекты незавершенного строительства. В этом случае необходима полная инвентаризация таких объектов, оценка степени строительной готовности, возможностей их перепрофилирования с учетом стратегических целей развития муниципального образования. Другое возможное направление - высвобождающиеся в результате сокращения производства здания цехов и промышленных предприятий с транспортными подходами и инженерной инфраструктурой. Третье возможное направление привлечения инвесторов - использование ноу-хау мирового уровня [1]. Такие разработки и технологии имеются в ряде муниципальных образований с развитым научным потенциалом. Крайне важно знать об имеющихся разработках, провести их соответствующую экспертизу, осуществить рекламу.

Случаи, когда внешний инвестор полностью финансирует инвестиционный проект, достаточно редки. Чаще всего определенную долю инвестиционных расходов, в основном в объекты инфраструктуры, приходится нести муниципальному образованию. Существуют также программные мероприятия (в основном социального назначения), непривлекательные для внешних инвесторов. Финансировать такие мероприятия приходится за счет средств муниципального бюджета. В связи с этим возникает проблема поиска дополнительных источников средств. Одним из способов привлечения финансовых ресурсов для инвестирования подобных программных мероприятий являются муниципальные займы. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставляет муниципальным образованиям право на привлечение заемных средств, в том числе за счет выпуска ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством [2].

С вопросом привлечения средств тесно связан вопрос отбора наиболее эффективных инвестиционных предложений. Если инвестор сам исполняет свой проект, такой проблемы не возникает. Однако когда инвесторов много, в роли распорядителя средствами муниципального бюджета, включая заемные средства, выступает местная администрация. Выбирая исполнителей, муниципальная власть должна учитывать определенные требования к инвесторам, претендующим на получение муниципальных инвестиций, и к победителям конкурсов инвестиционных проектов [3].

Привлечение инвестиций в муниципальную экономику невозможно без качественно подготовленных документов стратегического планирования. К сожалению, такие документы не всегда отвечают современным требованиям [5].

Программа создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие финансовой инфраструктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнесцентров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для развития малых и средних предприятий). Кроме того в каждом муниципальном образовании составляется стратегия инвестиционного развития муниципального образования, которая представляет собой комплексный документ стратегического характера, который определяет ключевые экономические направления в развитии муниципального образования.

Библиографический список

1. Блохина В.Г.. Инвестиционный анализ / В.Г. Блохина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

2. Бочаров В.В. Инвестиции: учебник / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.

3. Валдайцев C.B. Инвестиции: учеб. / C.B. Валдайцев [и др.]. - M.: ТК Велби, 2008.

4. Виленский П.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика: учеб. пособ. / П.Л. Виленский, В.Н. Лившиц, С.А. Смоляк. - М.: Дело, 2010.

5. Деева А.И. Инвестиции: учебное пособие / А.И. Деева. - М.: Экзамен, 2009.

6. Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник для вузов / В.Б. Зотов. - СПб.: Лидер.

7. Игонина Л.Л. Инвестиции / Л.Л. Игонина; под ред. В.А. Слепова. - М.: Юристъ, 2012.

8. Инвестиции: учебное пособие / Под ред. В.В. Ковалева. - М.: Проспект, 2010.

9. Инвестиции: учеб. пособие / Под ред. М.В. Чиненова. - М.: КноРус, 2011.

10. Официальный сайт Администрации г. Новороссийск [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admnvrsk.ru/ (дата обращения: 17.03.2015)

11. ХазановичЭ.С. Инвестиции: учебник / Э.С. Хазанович. - М.: КноРус, 2011.

12. Шаповал А.Б. Инвестиции. учебное пособие / А.Б. Шаповал. - М.: Инфра-М, 2007

13. Янковский К.П. Инвестиции: учебник для вузов / К.П. Янковский. - СПб.: Питер, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.