А. И. Шинкевич, А. А. Газизова
УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
Ключевые слова: инвестиционные ресурсы, муниципальное образование, управление.
В статье представлены результаты анализа инвестиционной сферы муниципального образования г. Казани. Приводятся теоретические выводы и практические рекомендации по совершенствованию управления инвестиционными ресурсами в г. Казани.
Keywords: investment resources, municipalities, management.
In article results of the analysis of investment sphere of municipality of Kazan are presented. Theoretical conclusions and practical recommendations how to improve the investment resources in Kazan are resulted.
Муниципальные образования России переживают тяжелый кризис недофинансирования, что обусловлено недостаточностью инвестиционных ресурсов для полноценного и сбалансированного развития. На современном этапе для обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципальных образований требуется рост инвестиционных ресурсов в его экономику, разработка мер стимулирования, привлечения и удержания инвестиций на территории муниципалитета, а также усиления влияния инвестиций на улучшение благосостояния населения.
В научной литературе категория инвестиционные ресурсы характеризуется как экономические отношения по поводу формирования и использования запасов инвестиций хозяйствующего субъекта, средства, с помощью которых осуществляются вложения в объекты финансирования. К ресурсам относят денежные средства и финансовые инструменты, материальные ценности (здания, сооружения, оборудование и т.п.), а также имущественные, интеллектуальные и иные права, имеющие денежную оценку, то есть это аккумулированный с целью накопления доход [1]. Инвестиционные ресурсы непосредственно влияют на текущие и перспективные результаты экономической деятельности хозяйствующего субъекта, обеспечивая накопление фондов и производственного потенциала.
Анализа состояния инвестиционной сферы и инвестиционных ресурсов в муниципальном образовании г.Казань выявляет следующие результаты. В г.Казани наблюдается положительная динамика показателя инвестиций в основной капитал на протяжении последних 8 лет, который отражает долгосрочные приоритеты и совокупное поведение инвесторов в городе (рис. 1) [2]. Некоторый спад наблюдается в 2006г., который является следствием масштабного освоения инвестиций в 2005г., что связано с подготовкой празднования 1000-летия г. Казани.
Анализ источников инвестиций в основной капитал за 2000-2007гг. показал, что при общем многократном росте общего объема инвестиций в основной капитал структура по различным источникам инвестиций менялась в разной степени. Основная доля инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2007г. приходиться на собственные средства предприятий, 62299,90 млн.руб. (68%), что является наиболее высоким показателем за
последние 8 лет (см. Рис. 2). Объем привлеченных средств достиг максимального значения в 2005 году - 41795,20 млн. руб. (67,12%), в 2007г. этот показатель упал до 18302,80 млн. руб. и составил 19,98% от общего объема инвестиций в основной капитал [2].
100 000 90 000 80 000 70 000 60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Рис. 1 - Динамика инвестиций в основной капитал 2000-2007гг.
О 20000 40000 60000 80000 100000
млн. руб.
Рис. 2 - Динамика структуры инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (по крупным и средним предприятиями организациям, млн. рублей)
Структура источников финансирования инвестиций изменяется в зависимости от фазы делового цикла. В периоды оживления и подъема при повышении инвестиционной активности доля внутренних источников снижается, в периоды экономического спада растет вследствие сокращения масштабов инвестирования и удорожания кредита.
Главный аспект исследования источников инвестиционных ресурсов с современной экономике состоит в создании необходимых условий для воспроизводства основных фондов, учитывая крайне высокую степень их изношенности. Основная цель инвестиционной политики муниципального образования должна заключаться в определении приоритетных направлений капитальных вложений, от которых в первую очередь зависит эффективность
экономики, обеспечение наибольшего прироста производства продукции, территориального дохода и стабилизация все экономической системы.
Анализ отраслевой структуры инвестиционной деятельности показывает неравномерность инвестиционной активности по видам деятельности экономики г. Казани. При этом следует отметить, что динамика инвестиций по различным видам деятельности также различна (рис. 3).
25000
20000
. 15000 ю
2 10000 5000 О
2003 2004 2005 2006 2007
Рис. 3 - Динамика инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (по крупным и средним предприятиям и организациям, млн. рублей)
Некоторый рост удельного веса инвестиций в период с 2003-2007гг. наблюдается в таких отраслях, как обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг. Основная часть инвестиционных ресурсов направляется в отрасли транспорта и связи и обрабатывающие производства. Предпочтение инвесторов во многом складываются и зависят от структуры экономики города. Так, особый интерес инвесторов к обрабатывающему производству объясняется тем, что преобладающими отраслями в экономике города являются нефтехимические и химические комплексы.
Если говорить об иностранных инвестициях в г. Казани, то в период с 2000-2007гг. наблюдается положительная динамика данного показателя (рис. 4). Объем иностранных инвестиций в экономику г. Казани 2007г. составил 1046107 тыс. долларов США (около 30% от общего объема инвестиций в основной капитал). Из них наибольшую долю от общего объема иностранных инвестиций составляют прямые инвестиции - 37,84%, портфельные инвестиции 26,98%, прочие инвестиции - 35,18% [2].
Значительную долю в объеме иностранных инвестиций в экономику г.Казани составляют предприятия торговой сферы. Возрастает диверсификация источников иностранных инвестиций, в город привлекаются новые категории инвесторов.
Несмотря на положительную динамику основных показателей инвестиционной сферы г.Казани, ситуация в муниципальном образовании аналогична с другими российскими регионами и городами -основной проблемой является нехватка инвестиционных ресурсов в целом. В целях привлечения и удержания инвестиций на территории муниципалитета необходимо разработка эффективной системы управления инвестиционными ресурсами муниципального образования. От эффективности форм и методов управления за-
- обрабатывающие производства
-строительство
-трачсгорти связь
- п редоста зление услуг
-безоп асностьи здравоохранение
висит эффективность и качество инвестиций, степень их влияния на улучшение благосостояния населения и социально-экономическое развитие муниципалитета.
Рис. 4 - Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов (тыс. долларов США)
Учитывая закономерности развития муниципальной экономики и специфику функционирования органов местного самоуправления управление инвестиционными процессами и инвестиционными ресурсами представляется как целенаправленная деятельность органов местного самоуправления как по созданию условий для привлечения и удержания инвестиций на территории муниципального образования, так и по воздействию на инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов муниципального образования и на инвестиции, осуществляемые органами местного самоуправления за счет средств бюджета и иных источников с целью обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципального образования [3].
Следует отметить, что управление инвестиционными ресурсами в муниципальных образованиях имеет свои особенности. Во-первых, особый характер субъекта управления (органы местного самоуправления), объекта управления (не только инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов, но и инвестиции, осуществляемые за счет средств местного бюджета).
Во-вторых, необходимость ориентации управленческой деятельности на повышение благосостояния населения и комплексное социально-экономическое развитие муниципалитета, которое обеспечит усиление конкурентных преимуществ, рост качества предоставляемых на территории муниципального образования благ и более полное удовлетворение потребностей жителей местного сообщества.
В-третьих, органы местного самоуправления имеют особое место в системе управления инвестициями. С одной стороны, это заключается в одновременном равенстве органов местного самоуправления с другими участниками инвестиционной деятельности. С другой, установлении органов местного самоуправления как носителей публично властных отношений, а, следовательно, установлении ими общеобязательных правил в инвестиционной деятельности на территории муниципального образования и контроля за их соблюдением.
Эти особенности непосредственно влияют на методы управления процессом инвестирования на местном уровне (методы прямого участия в инвестиционном процессе и административные методы косвенного влияния), а также принципы осуществления управленческого воздействия.
Анализ практики управления инвестиционными ресурсами в муниципальных образованиях России показывает необходимость более полного использования экономических методов прямого участия и повышения активности воздействия на инвестиционные процессы. У органов местного самоуправления отсутствуют навыки самостоятельной постановки целей и задач управления инвестиционной деятельностью, а так же наблюдается слабая проработанность методик управления инвестиционными процессами, ориентированных на комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований.
Таким образом, проведенный анализ инвестиционной сферы г. Казани и представленные теоретические основы управления инвестиционными процессами и инвестиционными ресурсами в муниципальных образованиях позволяют выделить основные действенные механизмы мобилизации собственных и привлечения внешних источников инвестиционных ресурсов - направления инвестиционной политики муниципального образования.
1. Определение приоритетных социально-экономических задач обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, что связывает местную инвестиционную политику с другими локальными политиками (финансовой, структурной, социальной и т.п.), составляющими в своей совокупности муниципальную социально-экономическую политику, и обеспечивает реализацию стратегических и тактических целей развития муниципального образования (в г. Казани данные положения закреплены в «Стратегии развития Казани до 2015г.»).
Эффективное управление инвестиционным процессом предполагает выделение приоритетных сфер инвестирования, основанных на необходимости обеспечения инвестиций в ключевые отрасли, в те точки экономического роста, которые выгодны муниципальному образованию, и их развитие должно будет способствовать росту остальных сфер и отраслей. Т.е. приоритетными представляются инвестиции и регулирующие инвестиционную деятельность воздействия, находящие резонанс в самоорганизующейся системе - муниципальном образовании.
В г. Казани можно приоритетными отраслями является инновационные производства, туризм. На основе анализа инвестиционных ресурсов по видам экономической деятельности в г. Казани, можно сделать вывод о необходимости стимулирования инвестиций в развитие таких видов деятельности, как образование, финансовая деятельность, гостиницы и рестораны. Наличие четко выделенных приоритетов инвестиционной политики улучшает конкурентные позиции г. Казани на российских и международных рынках, позволяет эффективно выстраивать отношения с инвесторами, международными организациями.
2. Повышение эффективности бюджетных инвестиций и инвестиций организаций муниципальной формы собственности. В рамках данного направления необходимо формирование основы для притока внебюджетных инвестиций, соблюдение принципа минимизации рисков при вложении средств.
3. Прямое участие муниципалитетов лишь в экономических и социальных проектах (не предусматривающих получения прибыли). В научной литературе выделяются следующие виды проектов [4].
Коммерческие проекты - проекты, генерирующие достаточно доходов для погашения капитальных затрат. В большинстве стран доля участия бюджетных средств в коммерческих проектах очень низка. Практика показывает, что органы местного самоуправления
не могут эффективно управлять коммерческими проектами. Если органы местного самоуправления успешно участвуют в коммерческой деятельности, то этот успех, как правило, является результатом использования некоммерческих методов конкуренции (административное давление или создание неблагоприятных условий для бизнеса -высокое налогообложение, создание административных барьеров и др.). Все доходные проекты являются рисковыми, а муниципалитет не имеет права рисковать деньгами налогоплательщиков. Заинтересованность бизнеса в реализации коммерческого проекта является индикатором его доходности и степени риска, и если муниципалитет предлагает к реализации коммерческий проект, а бизнес в нем не участвует, это означает, что-либо переоценена доходность, либо недооценены риски. Поэтому коммерческая составляющая проектов, финансируемых за счет средств бюджета, должна быть сведена к минимуму.
Экономические проекты - проекты, которые окупается только косвенно - через расширение налогооблагаемой базы или другие доходы, доступные только для бюджета, а не за счет прямых платежей потребителей (нп., ремонт нежилых помещений, находящихся в собственности муниципалитета, что позволит повысить арендные ставки). Правильно построенные экономические инвестиции должны быть самофинансируемыми в среднесрочной перспективе. Экономические проекты должны финансироваться преимущественно за счет бюджетных средств.
Социальные проекты - это проекты, осуществление которых дает прямые преимущества для населения (улучшение систем образования, здравоохранения). Эти проекты не являются самоокупаемыми и могут финансироваться исключительно за счет бюджетных средств.
В качестве отдельного вида проектов, которые являются окупаемыми, но не являются коммерческими, можно рассмотреть инфраструктурные проекты, окупаемость которых будет достигнута за счет увеличения тарифов (модернизация теплосетей, сетей водоснабжения, строительство очистных сооружений и т.д.). Окупаемость этих проектов интересует муниципалитет исключительно с точки зрения возможности возврата заемных средств, в случаи их привлечения для их реализации.
Для привлечения частного капитала так же возможно осуществление частно- общественного партнерства, различные мероприятия по поддержке бизнеса. Бюджетные средства могут быть задействованы только в реализации экономических или социальных проектов, тех проектов, которые улучшают качество жизни населения, способствуют росту экономической активности и дополнительным налоговым поступлениям, и не могут быть осуществлены частными структурами или реализованы без софинансирования расходов со стороны органов власти. Поскольку большинство проектов содержит элементы всех категорий, нецелесообразно требовать самофинансирования и самоокупаемости проектов в целом.
Основными критериями выбора инвестиционных проектов должны быть их общественная значимость (определяется долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации проекта), общественная полезность (характеризуется уровнем потребности населения, на которое распространяются выгоды от реализации проекта), бюджетная и экономическая эффективность.
Сложившийся порядок экспертизы инвестиционных проектов в муниципальных образованиях России предусматривает, прежде всего, анализ финансового положения инициатора проекта, т. е. заранее отдается приоритет определенным участникам инвестиционной деятельности, обладающим более стабильным финансовым положением, а не инвестиционным проектом, более значимым и приоритетным для реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Тем самым органы муни-
ципалитета игнорируют принципы согласованности и комплексности социальноэкономического развития территории.
О результатах реализации проектов можно судить по созданию новых или повышению эффективности существующих услуг, предоставляемых населению, экономическому развитию территорий и т.п. Что касается инфраструктурных проектов, с одной стороны, муниципалитет заинтересован уменьшить объем расходов бюджета, переложив по возможности бремя развития инфраструктуры на плечи частных инвесторов. С другой стороны, учитывая, что доходы от большинства инфраструктурных проектов формируются за счет тарифов, в том числе платежей населения, муниципалитет должен учитывать социальные последствия повышения тарифов (в результате введения в них инвестиционной составляющей).
Процесс принятия решений при отборе проектов должен быть максимально объективным и прозрачным. Поэтому должны быть разработаны и критерии отбора проектов, основанные, главным образом, на оценке общественной значимости и общественной полезности проектов. Задача выбора источника финансирования проекта не должна рассматриваться муниципалитетом в качестве самостоятельной задачи, поскольку является частью общей задачи - подготовки бизнес-плана проекта, в том числе разработки его финансовой модели и схемы финансирования.
В условиях ограниченных возможностей привлечения капитала целесообразно максимально эффективное использование имеющихся муниципальных инвестиционных ресурсов - поэтому необходимо провести оценку и ранжирование всех муниципальных программ и проектов г. Казани по их типу, степени социальной значимости, охвата жителей города, использования высоких технологий. Данные меры видятся особенно актуальными в связи с ограничением средств для поддержки городской экономики (например, по данным критериям медицинская промышленность г. Казани может стать одним из приоритетов).
3. Создание благоприятных условий на территории муниципального образования, целенаправленная деятельность органов местного самоуправления по привлечению и «удержанию» инвестиций.
В рамках данного направления можно выделить поддержку малого и среднего бизнеса как один из способов сохранения экономического потенциала, и способ сохранения квалифицированных кадров в городской экономике в условиях кризиса, а так же информационная поддержка инвестиционного процесса, маркетинг территории, экспертиза и согласование инвестиционных проектов с точки зрения интересов местного сообщества, выделение земельных участков, обеспечение инфраструктурой, установление льготных режимов (налоги, платежи), защита интересов инвесторов в контексте преодоления административных барьеров, включение в городской заказ, содействие их участию в межрегиональных конкурсах и торгах.
4. Расширение инструментов привлечения инвестиций в целях социальноэкономического развития г. Казани.
В настоящее время в условиях кризиса на международных финансовых рынках существуют ограничения в привлечении заемного капитала в муниципальную экономику [5]. Для привлечения частного капитала в целях реализации общественно значимых проектов возможно использование инструмента государственно-частного (муниципально- частного) партнерства. Государственно-частное партнерство позволяет реализовать потенциал частнопредпринимательской инициативы, сохранить контрольные функции государства в социально значимых секторах экономики, повысить качество и увеличить объем общественных услуг, избавить государство от специфических рисков, связанных с выполнением про-
ектов [6]. Во многих странах взаимодействие власти и бизнеса получило широкое развитие именно на местном уровне.
В целях повышения эффективности управления инвестиционным ресурсами в муниципальных образованиях необходимо постоянное наблюдение за положением дел в инвестиционной сфере и анализ происходящих в ней изменений. Мониторинг должен проводиться на основании постоянно пополняющейся и совершенствующейся информационной базы данных инвестиционных проектов организаций и предприятий города, а также базы данных потенциальных инвесторов.
Таким образом, для обеспечения социально-экономического развития муниципального образования в соответствии с растущими потребностями экономики необходимо эффективное построение системы управления инвестиционными ресурсами. Инвестиционные процессы на местном уровне имеют особенности, которые отражаются на методах и принципах управления.
Активизация инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях обеспечит обновление и улучшение общественных услуг от инвестиций в муниципальную экономику, а так же создание новых рабочих мест, развития инфраструктуры от инвестиций в экономику муниципального образования.
В условиях ограниченных возможностей привлечения капитала целесообразно максимально эффективное использование имеющихся муниципальных инвестиционных ресурсов. Основные направления совершенствования управления инвестиционными ресурсами в муниципальных образованиях заключаются в выделении социальноэкономических задач и приоритетных сфер инвестирования, повышение эффективности бюджетных инвестиций и (или) инвестиции организаций муниципальной формы собственности, расширение инструментов привлечения инвестиций, таких как государственночастное партнерство, в целях социально-экономического развития.
Литература
1. Маренков, Н.Л. Инвестиции/Н.Л. Маренков. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - С.21.
2. Данные Казанского межрайонного отдела государственной статистики.
3. Иванов, Е.Г. Концепция муниципального управления инвестициями / Е.Г. Иванов // Городское управление.-2001.- №2.-С.29.
4. Кодекс лучшей практики в сфере управления муниципальными финансами // М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. - С.16.
5. Сухих, С.В. Проблемы финансирования проектов государственно-частных партнерств в условиях мирового финансового кризиса / С.В. Сухих, А.Г.Горбачев, Ю.Б. Вершинин //Вестник Казанского технол. ун-та. - 2009. - №6. - С.289-293.
6. Варнавский, В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / В.Г.Варнавский. - М.: Наука, 2005. - С.14-15.
© А. И. Шинкевич - д-р экон. наук, проф., зав. каф. логистики КГТУ; А. А. Газизова - асс. каф. государственного и муниципального управления КГУ, [email protected].