Научная статья на тему 'Методы и инструменты эффективного менеджмента'

Методы и инструменты эффективного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1688
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акмаева Раися Исаевна

Обосновывается необходимость создания новой парадигмы менеджмента, эффективной в условиях Новой экономики. Методы и инструменты современной модели эффективного управления должны учитывать новые реальности и быть адекватными этим условиям. Результат работы обоснование теоретической базы эффективного менеджмента современной организации, состоящего из набора таких методов, как стратегическое управление, контроллинг и самоорганизация. Областью применения методов и инструментов новой парадигмы глобального менеджмента являются как западные компании, так и российские предприятия. Для успешных западных организаций прогрессивные методы и инструменты эффективного менеджмента уже стали реалиями их управленческой деятельности. Постановка, освоение и развитие указанных инструментов на отечественных предприятиях становятся актуальной задачей российских менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND INSTRUMENTS OF EFFECTIVE MANAGEMENT

The necessity of creating a new paradigm of management which should be effective under the conditions of new economy is substantiated. The methods and instruments of modern effective management model should take into consideration the new realities and be equivalent to these conditions. The result of this work is the substantiation of the theoretical basis of the effective management in the modern enterprise, which consists of a number of such methods as strategic management, controlling and self-organization. Both Western companies and Russian enterprises are viewed as the sphere of employing methods and instruments of the new global management paradigm, For successful western companies the progressive methods and instruments of effective management have already become the essence of their managerial activity. Introduction, mastering and development of the already mentioned instruments at Russian enterprises have become the urgent task of Russian managers.

Текст научной работы на тему «Методы и инструменты эффективного менеджмента»

ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ББК 65.050.(2 РОС)

Р. И. Акмаева

Кафедра производственного менеджмента и организации предпринимательства

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В российском бизнесе, как и в бизнесе во всем мире, возникла устойчивая потребность в создании новой парадигмы менеджмента, эффективной в условиях стратегических вызовов внешней среды и действия специфических особенностей отечественного менталитета. Парадигма менеджмента, как и парадигма любой общественной науки, основывается на системе взглядов, общих представлений о реальности, формируемых учеными, исследователями, преподавателями и специалистами-практиками [1, с. 15]. Парадигма - это исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и методов их решения, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе [2, с. 877]. Предмет изучения в социальных дисциплинах, в отличие от естественных наук, меняется непрерывно, поэтому парадигма менеджмента, как система взглядов и устоявшихся понятий о реалиях менеджмента в тот или иной период времени, также должна меняться.

На протяжении почти всего ХХ в. менеджмент выступал в роли фактора, организующего эффективную деятельность организаций. Но в конце века новые тенденции: глобализация спроса и предложения, высокий динамизм и неопределенность внешней среды, постоянно растущее многообразие товаров за счет дифференцирующихся требований потребителей, новые жизненные стили их поведения и информационные технологии -привели к возникновению ситуаций для организаций, в которых правильное воспроизведение традиционных принципов менеджмента уже не гарантировало требуемого эффекта. Чтобы добиться успеха в современном мире бизнеса, необходимо, как минимум, знать новые реальности, в которых приходится работать менеджерам и, соответственно, быть адекватным этим условиям и реалиям.

К важнейшим особенностям пространства Новой экономики, кроме вышеперечисленных, следует отнести: смещение фокуса с производства товаров на оказание услуг; превращение в решающий фактор производства самого человека и его знаний (до сих пор таким фактором являлись земля, капитал); кооперация конкурентов; непрерывная динамика инноваций; глобализация торговли; отсутствие монополии на знания; интерна-

лизация и виртуализация бизнеса; переход от экономии за счет масштаба к экономии за счет интеграции и др.

Современные организации, чтобы преуспеть на глобальных рынках с новыми формами гиперконкуренции, глобальной информатизацией, должны пересмотреть сложившуюся управленческую парадигму и создать новую парадигму глобального менеджмента, стирающую различия между национальными системами управления [3, с. 71]. Сейчас общее в менеджменте значительно перевешивает то, что пока еще различно. Менеджеры всего мира все больше говорят на одном языке концепций и практики бизнеса и управления. Различия можно найти в культурной среде или в уровнях компетенции, но базовые положения имеют тенденцию к большему единообразию и большей приемлемости.

Новая управленческая парадигма отражает в рамках единой системы характер революционного изменения в системах менеджмента, происходящего в постиндустриальную эпоху. Чтобы товары и услуги были конкурентоспособны по всем аспектам (глобальный потребитель желает получить и высокое качество, и низкие цены, и быструю доставку, и максимальную надежность), современной компании приходится делать то, что способствует производству таких товаров, т. е. усваивать основные черты новой управленческой парадигмы. Чертами современной модели эффективного управления предприятиями, учитывающими реалии окружающего пространства Новой экономики, являются, на наш взгляд, следующие: всемерная ориентация на потребителя, переход от вертикальных, иерархических структур управления к горизонтальным; ориентация на интеграцию бизнес-процессов производства и предоставление услуг с широким использованием инструментов аутсорсинга, виртуализации; интеграция поставщиков и потребителей; управление по принципу «открытой книги».

Весьма актуальной сейчас представляется разработка теоретической базы эффективного менеджмента, являющейся стержнем качественной работы менеджеров и позволяющей руководителям принимать эффективные решения в той или иной ситуации с помощью определенной совокупности методов и инструментов эффективного менеджмента. Основу содержания эффективного менеджмента современной организации должен составить набор следующих методов: стратегического управления, контроллинга и самоорганизации, состоящих, в свою очередь, из совокупности инструментов - приемов, «орудий» управленческого труда, применение которых приближает предприятие к эффективному управлению.

Метод стратегического управления позволяет собрать воедино весь комплекс инструментов управленческой деятельности для обеспечения и удержания конкурентных преимуществ на основе выявления ключевых компетенций организации и адекватного реагирования на изменения внешней среды. Основные его черты: систематический анализ факторов внешней и внутренней среды и отношение к персоналу как к основе организации - позволяют за счет активного участия работников в разработке и реализации стратегии обеспечить необходимую степень гибкости при реагировании на изменения окружения, поскольку необходимая информа-

ция собирается всеми сотрудниками, соприкасающимися с внешней средой и способными, благодаря развитию общего видения и внутренней сплоченности в организации, чутко улавливать изменения на рынке и вносить соответствующие корректировки в стратегию.

Результаты обследования более 30 промышленных предприятий Астраханской области в 2002-2003 гг. свидетельствуют, что в основном применяются инструменты стратегического управления, относящиеся к анализу среды и конкурентов (главным образом ценовая политика), и очень мало предприятий используют инструменты выработки и реализации намеченных целей и стратегий (целеполагание, метод управления по целям, план-фактный анализ по отклонениям, классические портфельные матрицы) [4].

Метод контроллинга представляет собой набор стандартов профессионального управления. Инструменты контроллинга сопровождают и поддерживают внутрифирменный процесс управления и принятия решений на всех уровнях управления, связывая воедино функции планирования, организации, координации и регулирования, учета и контроля, информационного обеспечения, мотивации и стимулирования. К ним относятся: производственный и финансовый анализ показателей хозяйственной деятельности (традиционный), анализ по финансовым коэффициентам оперативного контроллинга, «панель» управления на основе сбалансированной системы показателей (Б8е), управленческий учет, сегментированный учет и отчетность, приемы маржинального анализа, система бюджетирования, план-фактный анализ и контроль по отклонениям. Основная цель контроллинга - ориентация управленческого процесса на достижение стратегических и оперативных целей, а его практическая задача - направлять менеджеров путем подготовки и предоставления необходимой информации на принятие решений и комплекс необходимых действий. В этом своем значении метод контроллинга выполняет функцию «управления управлением» предприятием.

Методы контроллинга и стратегического управления тесно между собой взаимосвязаны. Так, инструменты контроллинга по существу являются стандартами профессионального управления, отработанными менеджерами в западной экономике, но в успехе их внедрения на отечественных предприятиях определяющую роль имеет высшее руководство, которое уже осознало важность и необходимость применения инструментов стратегического управления на своих предприятиях. Следовательно, с точки зрения последовательности внедрения методов эффективного менеджмента стратегическое управление, несомненно, является исходным этапом на пути движения к эффективному менеджменту.

Многие российские организации научились успешно решать задачи по стратегическому изменению своего бизнеса, отвечая на динамические вызовы внешней среды. Как правило, эти изменения осуществлялись в организациях по воле руководителей по схеме «сверху-вниз». В современном динамичном и неопределенном мире бизнеса организации должны сами меняться, быстро реагируя на запросы рынка и извлекая полезные

знания из собственного опыта, а для этого необходим высокий уровень самоорганизации и самообучения персонала, создание самообучающейся организации.

Метод самоорганизации базируется на концепции самообучающихся организаций и является стержневым методом эффективного менеджмента, пронизывающим все его методы и инструменты. Концепция самообучающейся организации, которая впервые четко была сформулирована в 1990 г. П. Сенге, является обобщением развиваемого в последние десятилетия направления по исследованию общих принципов эволюции сложных систем, и в частности свойства их самоорганизации [5]. Возникновение самообучающейся организации является элементом эволюции индустриального общества. Проходят те времена, когда кто-то наверху все рассчитает, определит, а потом все остальные исполняют приказы. В будущем станут преуспевать организации, которые на всех уровнях управления научатся использовать преданность людей делу и их способность учиться быстрее своих конкурентов [5]. Результаты независимых исследований, проведенных консалтинговыми фирмами Артур Д. Литл и Мак-Кинзи в 1992 г., показали, что примерно 2/3 попыток организационных реформ на предприятиях мира (кружки качества, РБП и т. п.) завершились ничем. Для успеха организационных перестроек в бизнесе необходимо не только умножение способностей организации к обучению, необходимо систематическое исследование сил, способствующих росту и, напротив, тормозящих процессы роста.

Обучающиеся организации строятся на следующих пяти дисциплинах, представляющими собой совокупность теории и методов, которые нужно освоить, которыми нужно овладеть и которые нужно использовать на практике: постоянное совершенствование личного мастерства; создание коллективного, общего видения единой цели; групповое (командное) обучение во время работы; непрерывное приспособление и изменение интеллектуальных моделей (стереотипов мышления) руководителей и специалистов организации; системное мышление. Насущной задачей для отечественных предприятий является овладение возможностями, предоставляемыми данными обучающими дисциплинами, чтобы заложить фундамент будущего развития, т. е. овладеть системой получения знаний внутри организаций. В качестве инструментов метода самоорганизации нами выделяются следующие: личное совершенствование на основе обучения и самообучения персонала; система мер по проектированию сильной организационной культуры; делегирование полномочий с предоставлением экономических прав подразделениям; создание горизонтальных ОСУ на основе самоуправляемых рабочих групп (команд), внутреннее предпринимательство (интрапренерство), совместное обсуждение целей и согласование организационных, групповых и личных интересов в процессе постоянного диалога менеджеров всех уровней; введение стимулирующей системы оплаты труда на основе участия в прибылях.

Философия самообучающейся организации является базисом новой управленческой парадигмы, и принятие всех неотъемлемых атрибутов

обучающейся организации в современных условиях представляет собой необходимое условие обеспечения эффективного менеджмента для российских предприятий.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ. - М.: Издат. дом «Вильямс», 2000. - 272 с.

2. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 1998.

3. Информационные технологии в бизнесе / Под ред. М. Желены. - СПб.: Питер, 2002. - 1120 с.

4. Епифанова Н. Ш. Развитие инструментов и методов эффективного менеджмента (на примере промышленных предприятий Астраханской области): Ав-тореф. дис.... канд. экон. наук. - Астрахань: АГТУ, 2003. - 24 с.

5. Питер Сенге. Пятая дисциплина: наука и практика самообучающихся организаций. - М.: Олимп-Бизнес, 1999. - 396 с.

Получено 19.07.04

METHODS AND INSTRUMENTS OF EFFECTIVE MANAGEMENT

R. I. Akmaeva

The necessity of creating a new paradigm of management which should be effective under the conditions of new economy is substantiated. The methods and instruments of modern effective management model should take into consideration the new realities and be equivalent to these conditions. The result of this work is the substantiation of the theoretical basis of the effective management in the modern enterprise, which consists of a number of such methods as strategic management, controlling and selforganization. Both Western companies and Russian enterprises are viewed as the sphere of employing methods and instruments of the new global management paradigm, For successful western companies the progressive methods and instruments of effective management have already become the essence of their managerial activity. Introduction, mastering and development of the already mentioned instruments at Russian enterprises have become the urgent task of Russian managers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.