Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
595
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ ЗАКУПОК / ФОРМЫ ЗАКУПОК / ПОСТАВКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепетуха В.М.

В статье описывается характеристика основных методов и форм закупок, методов управления закупочной деятельностью. Представлена классификация видов закупок.The article describes the characteristics of the main methods and forms of procurement, procurement management. The classification of types of procurement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

Пиковая зона руб./кВтч 4,99 4,49

Полупиковая зона руб./кВтч 2,74 2,93

Ночная зона руб./кВтч 1,84 1,89

Таким образом, проведенный в статье анализ ретроспективы основных нормативно-правовых актов, регулирующих ценообразование на электроэнергию; составляющих цены покупки электроэнергии (мощности); цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей Кемеровской области показал, что ОАО «Кузбассэнергосбыт» является социально ответственной компанией и в условиях экономического кризиса реализует практику ценообразования, направленную на сохранение уровня жизни населения.

Использованные источники: 1. ОАО «Кузбассэнергосбыт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://кузбассэнергосбыт.рф/1Мех^р.

УДК 658.7(075.8)

Лепетуха В.М., магистрант Институт управления Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Белгород МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация: В статье описывается характеристика основных методов и форм закупок, методов управления закупочной деятельностью. Представлена классификация видов закупок.

Ключевые слова: закупочная деятельность, методы управления закупками, методы закупок, формы закупок, поставки.

Abstract: The article describes the characteristics of the main methods and forms of procurement, procurement management. The classification of types of procurement.

Keywords: procurement, methods of procurement, procurement methods, forms of procurement, supply.

Предприятием-покупателем могут выступать промышленные и производственные предприятия, организации-посредники, органы власти и общественные организации и другие. От того, к какому типу относится предприятие-покупатель, зависит организация закупочной деятельности.

В закупочной деятельности можно выделить два аспекта: управление поставщиками и организация закупок.

Управление поставщиками является стратегической стороной закупочной деятельности, которая относится к рационализации имеющихся баз поставщиков, координированию работы, оцениванию показателей функционирования и наращиванию потенциала деятельности.

Управление поставщиками включает:

- принятие решения о покупке;

- оценка поставщиков;

- переработка базы поставщиков;

- привлечение поставщиков к решению собственных задач и реализации программ;

- ведение переговоров;

- взаимоотношения с поставщиками;

- бенчмаркинг;

- мониторинг функционирования поставщиков.

Организация закупок представляет собой оперативно-тактическую деятельность и включает следующие вопросы:

- размещение заказов у поставщиков;

- управление запасами;

- прием и хранение материалов;

- подготовка документов для оплаты.

В рыночных условиях предприятие получило право выбора поставщика, ассортимента закупаемых материалов, их качества, наиболее подходящих сроков поставки. Закупка материальных ресурсов представляет собой сложный процесс, который может привести как к высокой прибыли, так и к значительным потерям. В этой связи обязательным является формирование системы управления закупками материальных ресурсов, включающей методы и формы закупок; отбор поставщиков; стратегии управления запасами продукции и другие.

Перечисленные компоненты являются основой для совершенствования подхода к управлению закупками предприятия в конкретных условиях хозяйствования и позволяют повысить эффективность управления потребляемыми ресурсами.

В закупочной деятельности выделяют три основных метода закупок:

- оптовые закупки;

- регулярные закупки мелкими партиями;

- закупки по мере необходимости.

Метод оптовых закупок предполагает поставку материальных ресурсов большой партией за один раз. Преимущества этого метода состоят в простоте оформления документации, гарантии поставки полного объема заказа, повышенных торговых скидках. Недостатками метода это необходимость в больших складских площадях и замедленная оборачиваемость капитала.

При регулярных закупках мелкими партиями предприятие заказывает необходимое количество товаров в течение определенного периода времени. Преимущества данного метода в ускорении оборачиваемости капитала и экономии складских помещений.

Метод закупки по мере необходимости похож на регулярную закупку, но отличается приблизительно заказанным количеством, согласованием с покупателем каждой поставки и оплатой только поставленного количества. Преимуществами здесь будут ускорение оборота капитала и отсутствие обязательств в покупке определенного количества.

Виды закупок можно классифицировать более детально следующим образом:

- прямые закупки (закупки осуществляются у производителей);

- встречные закупки (закупки осуществляются у поставщиков, которые тоже являются потребителями);

- лизинг (аренда складского оборудования);

- новая закупка (покупка совершается впервые и может потребовать проведение исследований);

- повторная закупка;

- измененная повторная закупка (в спецификацию заказа внесены изменения по цене, по условиям поставки);

- комплексная закупка.

Наиболее распространены такие методы управления закупками как метод увеличения объемов закупок, метод прямого расчета объемов закупки, метод уменьшения объемов закупок. При использовании метода увеличения объемов закупок в принятии решения о закупке учитывается спрос на конкретные виды продукции, анализ спроса за год с учетом возможных сезонных колебаний, определяется объем спроса достаточный для создания запасов продукции. Решение принимается в зависимости от количества заказов, а не от количества проданного товара.

Метод уменьшения объемов закупок подразумевает ежемесячный анализ статистики сбыта продукции, которая не пользуется спросом. На основании этого определяются объемы запасов продукции, которые следует сократить, либо ликвидировать. Объемы медленно реализуемых видов товаров сводятся к минимуму.

Метод прямого расчета представляет собой вычисление средних величин и не учитывает динамику и цикличность спроса. При этом определяются такие показатели, как период времени расчета, общее количество проданной продукции в этот период, среднюю величину запасов в неделю.

Различают две формы поставок: транзитную (прямую) и складскую (непрямую).

При транзитной форме поставок предприятие получает сырье и материалы непосредственно от предприятий, которые производят или добывают их. При этом устанавливаются прямые хозяйственные связи между предприятием-потребителем и предприятием-поставщиком. Применяется при оптовых закупках сырья большими партиям со склада предприятия-изготовителя. При такой форме поставки стоимость закупки обычно меньше, чем при складской форме. Ограничивается только минимальным объемом партии, ниже которой поставка становиться экономически не выгодной для предприятия-изготовителя.

При складской форме поставок, предприятие получает нужные материальные ресурсы с баз и складов поставщиков. Экономически целесообразно использовать данную форму поставок для материалов, которые потребляются в небольших количествах. Это позволяет избежать образования излишков на складах, и способствует улучшению использования материальных ресурсов, снижая издержки предприятия.

В современных условиях хозяйствования транзитная форма снабжения имеет ряд недостатков. Поставки осуществляются строго в соответствии с транзитными нормами. При транзите имеются сложности в комплектном обеспечении потребителей средствами, поскольку в поставках обычно принимают участие несколько предприятий-поставщиков, не имеющих единого цикла, ритма производства и поэтому поставляющих продукцию в различные сроки.

Поставленная прямой поставкой продукция обычно не сразу используется потребителями, что вынуждает их иметь дополнительные складские площади, подъемно-транспортные машины, механизмы, технологическое оборудование, штат складских работников. На складах предприятиях образуются сверхнормативные запасы материалов, на что отвлекаются оборотные средства.

При необходимости, складская форма поставок позволяет изменить первоначально сделанный предприятием заказ. Бесперебойное обеспечение производственных процессов при такой форме обеспечивается большей частотой, по сравнению с транзитной формой, отгрузки материалов со складов поставщиков.

В конкретных случаях, выбор той или иной формы поставок наиболее целесообразен, если ее использование обеспечивает непрерывность производственного процесса, наличие оптимальных запасов и наименьших затрат.

При выборе формы снабжения следует учитывать такие параметры,

как:

- объем потребления поставляемой продукции по каждому виду;

- нормы отгрузки;

- величину транспортно-заготовительных расходов;

- наличие складов и средств механизации;

- уровень материальных затрат;

- наличие крупных транспортных коммуникаций;

- расстояние от поставщика до потребителя.

Процесс закупки можно представить тремя основными блоками: признание возникновения потребности, принятие решения об удовлетворении этой потребности конкретными путями и заключение сделки.

Эффективность управления закупочной деятельностью достигается наличием следующей информации:

- о полученных заказах и выполненных поставках;

- о темпах использования поставленных материальных ресурсов;

- о количестве поставленных материальных ресурсов и их производственном расходе;

- о наименовании поставщиков и ценах на их товары;

- о цикличности заказов и количестве заказываемого сырья;

- о количестве брака, возвращенного заказчиками.

Закупка, с точки зрения процесса покупки, это осознание необходимости в материальных ресурсах, поиск и выбор поставщиков, а так же переговоры по условиям сделки. Для этого необходимо обладать множеством различных навыков, в том числе умением точно прогнозировать потребности и поддерживать хорошие взаимоотношения с поставщиками.

Использованные источники:

1. Инютина К.В. Совершенствование планирования и организации материально-технического обеспечения производственных объединений. -Л.: Машиностроение, 1986. - 274 с.

2. Кирсанов В.Н. Закупочная деятельность и товарно-материальные запасы. - М.:РАГС, 1991. - 668 с.

3. Митяшкина Л.И. Проблемы совершенствования материально-технического снабжения. - Алма-Ата: Феникс, 2009. - 368 с.

Лукашова Н.А. студент 4го курса РГГУ Россия, г.Москва УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД. Аннотация: Рассмотрены актуальные аспекты при управлении персоналом во время кризиса.

Ключевые слова: кризис, персонал, сотрудники, руководство, управление, лидерство, стратегия, издержки, увольнение, организация, предприятие, обучение, потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.