Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ'

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / GOVERNMENT REGULATION OF CRISIS SITUATIONS / CRISIS MANAGEMENT / CRISIS MANAGEMENT OF THE ECONOMY / COUNTERCYCLICAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давитиани К.И.

В данной статье исследована проблема государственного регулирования кризисных ситуаций, их методы, формы и направления. В статье дана подробная характеристика каждого из аспектов направления государственного регулирования. Рассмотрены виды, процессы и основные формы государственного регулирования кризисных ситуаций. В статье также представлены основные мероприятия государственной антициклической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND FORMS OF STATE REGULATION OF CRISIS SITUATIONS IN THE ORGANIZATION

This article examines the problem of state regulation of crisis situations, their methods, forms and directions. The article provides a detailed description of each of the aspects of the direction of state regulation. The types, processes and main forms of state regulation of crisis situations are considered. The article also presents the main measures of the state anti-cyclical policy.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 336.1; 658

Давитиани К. И. студент магистратуры направление 38.04.02 «Управление финансами и международным бизнесом» Московский педагогический государственный университет Россия, г. Москва

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: в данной статье исследована проблема государственного регулирования кризисных ситуаций, их методы, формы и направления. В статье дана подробная характеристика каждого из аспектов направления государственного регулирования. Рассмотрены виды, процессы и основные формы государственного регулирования кризисных ситуаций. В статье также представлены основные мероприятия государственной антициклической политики.

Ключевые слова: государственное регулирование кризисных ситуаций, антикризисное управление, антикризисное регулирование экономики, антициклическая политика

Davitiani K.I. student Direction 38.04.02 "Financial and International Business Management" Moscow State Pedagogical University

Russia, Moscow

METHODS AND FORMS OF STATE REGULATION OF CRISIS

SITUATIONS IN THE ORGANIZATION Annotation: this article examines the problem of state regulation of crisis situations, their methods, forms and directions. The article provides a detailed description of each of the aspects of the direction of state regulation. The types, processes and main forms of state regulation of crisis situations are considered. The article also presents the main measures of the state anti-cyclical policy.

Keywords: government regulation of crisis situations, crisis management, crisis management of the economy, counter-cyclical policy

Кризисные ситуации могут появиться на всех стадиях жизненного цикла организации. Они выражаются в колебаниях объемов производства продукции, возникновения сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым платежам и т.д.

Актуальность темы данной статьи обуславливается важной ролью государственного регулирования кризисных ситуаций, а также существенной ролью антикризисной финансовой стратегии в эффективном развитии

организации и недостаточной проработанностью ряда методологических и практических вопросов.

Цель статьи - изучить государственное регулирование кризисных ситуаций.

Задачи статьи:

- рассмотреть аналитическую основу государственного регулирования кризисных ситуаций;

- определить роль государства в антикризисном управлении;

- рассмотреть виды государственного регулирования кризисных ситуаций.

Направления государственного регулирования кризисных

ситуаций

Направление государственного регулирования кризисных ситуаций заключается в недопущении системных кризисов на рынках и обеспечении гарантий компенсации средств кредиторам обанкротившейся организации.

Законодательные процедуры главным образом ориентированы на поиск возможности санации организации, а при полном исчерпании данных возможностей на ее ликвидацию.

Необходимо более подробно рассмотреть ключевые аспекты основных направлений государственного регулирования кризисных ситуаций.

В результате проведенных исследований можно установить основные направления государственного регулирования кризисных ситуаций, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Основные направления государственного регулирования

кризисных ситуаций

№ Наименование направления Характеристика направления

1 Нормативно-законодательная деятельность Ужесточение режима контроля за соблюдением законов и нормативных актов, связанных с производством и реализацией продукции

2 Финансовое регулирование Управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования

3 Ценовая политика Государственное регулирование несоответствия цен на ресурсы и транспортные тарифы природным условиям и господствующим в стране ресурсоемким технологиям

4 Промышленная политика Создание материальной основы для повышения уровня жизни населения страны

5 Социальная политика Государственное регулирование размещения

труда и капитала, предотвращения падение

объемов производства в государственном

секторе экономики

Далее представим более подробную характеристику каждого из направления.

1) Нормативно-законодательная деятельность. В момент экономического кризиса, сфера социальных ценностей подвергается особому вниманию со стороны государственного правового регулирования. Данное внимание со стороны государства обусловлено необходимостью обеспечения эффективности и справедливости рынка, а также снабжения актуальной информацией о рыночных процессах заинтересованных лиц.

Такая необходимость обусловлена повышением факторов, представляющих опасность для деятельности организаций, для здоровья и жизни людей. В следствие этого государству требуется уделять больше внимания контролю над соблюдением законов и нормативных актов, связанных, к примеру, с производством и реализацией спиртных напитков, продуктов питания, медицинских препаратов, сложной электробытовой техники.

Очень важное значение имеет прямое участие государства в регулировании таких сторон социальной жизни, как занятость населения, трудовые отношения, развитие домохозяйств. Вариантами осуществления являются обширный комплекс законодательных и административно-правовых мер, ценовой политики и тарификации, налоговой политики, социальных трансфертов, экологических правил151.

2) Финансовое регулирование. Это контроль движения находящихся в распоряжении домохозяйств, организаций или государства денежных средств, источников доходов, статей расходов, порядка их формирования и реализации. На государственном уровне финансовые ресурсы собираются бюджетной системой, обеспечивающей их перераспределение, основываясь на принятых критериях и условиях.

Бюджетная система в определенной мере реализует общие цели, которые ставятся перед ней в обязательном порядке. Это объединение финансовых ресурсов, влияние на экономический рост и занятость, обеспечение как экономических, так и политических функций государства.

3) Ценовая политика. Государству следует решить вопрос несоответствия цен на ресурсы и транспортные тарифы природным условиям и ключевым ресурсоемким технологиям. Особенность ценового регулирования определена высокими ценами на ресурсы, обусловленными не столько монополизмом определенных производителей товаров, сколько расширившейся сферой посредников и завышенной налоговой нагрузкой на ресурсы.

151 Антикризисное управление. Механизмы государства, технологии бизнеса. - М.: Юрайт, 2016. - 640 с.

4) Промышленная политика. Выход из кризисного положения требует разработки материальной основы для улучшения показателей уровня жизни населения в стране, для этого необходимо повысить производительности труда. Важную роль в этом играет научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, зависит от многих факторов, таких как культура, образование, институциональные факторы и политика. Для роста производительности нужны инвестиции в человеческий капитал и в качество окружающей среды.

Решение данных задач в значительной степени зависит от государства.

Институты не могут обеспечить в той мере, которая необходима, оптимизацию структуры народного хозяйства, введения достижений научно-технического прогресса в производственные массы, форсирования сырьевой направленности экспорта.

Основной составляющей промышленной политики выступает повышение важности научно-технического развития. Научно-технический прогресс и общемировые тенденции к объединению национальных экономик вызывают стремительное расширение и появление нового ассортимента продукции, и ее техническое усложнение.

5) Социальная политика. Социально-экономический кризис сопровождается непродуктивным размещением труда и капитала, резким снижением объемов производства.

Большая часть доходов поступает в бюджет именно из этого сектора, в этом же секторе уменьшаются расходы государства. В итоге, когда необходимость в социальной защите резко повышается, расходы, направленные на социальные цели, снижаются государством.

При данных условиях в государственной социальной политике необходимо предусматривать управление рыночными силами. Оно позволяет устранять проблемы, вызванные несостоятельностью рынка, и организацию перераспределения доходов. В этом деле основным является недопущение снижения жизненного уровня населения. Борьба с бедностью является важным фактором для поддержания достойного уровня жизни и подразумевает под собой социальное страхование и выравнивание доходов.

Задача социального страхования - защитить каждого человека от неожиданного и недопустимо сильного падения уровня жизни.

Цель выравнивания доходов - дать людям возможность фактически перераспределять собственный доход.

Особая важность финансирования государством медицинского обслуживания обозначена потребностью, производства общественных благ и обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения.

В условиях кризиса увеличивается необходимость сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях начиная с федерального и заканчивая муниципальным.

Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

Антикризисное регулирование - это политика, нацеленная предотвращение возникновения кризисных ситуаций, банкротства предприятий и каждого гражданина государства. В рамках данной политики создаются условия для наиболее продуктивного использования научно-технического потенциала, а также внедрения инновационных путей развития во все сферы деятельности.

Антикризисное регулирование должно учитывать предыдущий опыт своей страны, а также передовой мировой опыт. Разработка и совершенствование политики антикризисных мер должны осуществляться на основе опыта, полученного в прошлом с учетом информации, о том какие происходили кризисы, какова деловая цикличность, какие были последствия положительные и негативные. Зачастую кризис - это начало нового вектора, замена устаревших технологий современными. Именно поэтому крайне важна глубокая диагностика всех возможных аспектов152.

Проведенные исследования позволяют выделить следующие основные формы государственного регулирования, представленные в таблице 2.

Таблица 2 - Основные формы государственного регулирования кризисных

ситуаций

Форма государственного регулирования кризисных ситуаций Характеристика формы государственного регулирования Примеры реализации формы государственного регулирования

Прямые Непосредственное воздействие государства на совокупные спрос и предложение Создание государственного сектора, перераспределение доходов и программирование экономики

Косвенные Опосредованное воздействие государства Использование механизмов кредитно-финансовой и налоговой систем

Государственная политика, как правило, определяет общую ситуации в стране, а ответственность за происходящие в экономике события несет Правительство. Для страны важно, чтобы компетентные государственные органы должным образом осуществляли меры по защите в следующих направлениях:

1) правовое (создание правовой основы антикризисного управления, создание специальных органов для контроля и экспертиз предприятий в кризисных ситуациях);

2) методическое (мониторинг и анализ банкротств предприятий);

3) информационное (анализ и учет платежеспособности предприятий);

4) экономическое и административное (методы регулирования экономической деятельности для стабилизации);

152 Антикризисное управление. Под ред. Короткова Э.И. - М.: ИНФРА-М, 2012. -620 с.

5) организационное (создание условий для мирного, цивилизованного разрешения конфликтных ситуаций);

6) социальное (защита работников в случае банкротства предприятия);

7) кадровое (подготовка специалистов в области антикризисного управления);

8) экологическое (защита окружающей среды).

Осуществление данных мер необходимо для стабилизации экономической ситуации и укрепления позиций на международной арене.

Экономическая и политическая ситуация в мире и в стране требует постоянных корректировок в установленной политике: изменения налоговых ставок, внесения поправок в существующие законы, ужесточение контроля за деятельностью организаций.

Процессы государственного регулирования кризисных ситуаций

Антикризисное регулирование экономики на государственном уровне напрямую связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Государство для достижения целей своей экономической политики использует различные формы и методы, образующие в

" 153

последствии инструментарий государственного регулирования экономики153.

Основным методом является антициклическое регулирование, суть которого заключается в смягчении циклических колебаний путем воздействия системой способов и методов на экономическую деятельность и хозяйственную конъюнктуру.

Негативные последствия цикличности развития, вынуждают государство применять антициклическую политику, состоящую из мероприятий, нацеленных на недопущение резких колебаний в развитии производства. Существует четыре главных мероприятия государственной антициклической политики, которые чаще всего используются государством.

Данные мероприятия имеют обратное направление формирующейся экономической ситуации для каждой фазы экономического цикла (табл. 3).

Таблица 3 - Основные мероприятия государственной антициклической

политики

Вид политики Характеристика

Денежно-кредитная (монетарная) политика Включает действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, то есть на денежное предложение; во время подъемов государство сокращает денежную массу, количество денег, которые находятся в обращении, а во время кризиса, наоборот, увеличивает

Фискальная политика Предполагает маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику; во время подъема экономики происходит увеличение налогов и сокращение расходов бюджета, а в кризисный период налоги сокращают и увеличивают расход бюджета; сокращение расходов правительства уменьшает

153 Жарковская Е.П. и др. Антикризисное управление. - М.: Омега-Л, 2014. -514 с.

совокупный спрос, что ведет к падению производства, доходов и занятости; рост правительственных расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, доходы увеличиваются, безработица сокращается_

Политика заработной платы Предполагает следующую концепцию: во время подъемов происходит понижение заработной платы, а в кризисные периоды проводится противоположная мера - повышение заработной платы.

Инвестиционная политика Предполагает сокращение государственных расходов во время подъемов экономики, и увеличение государственных инвестиций во время кризиса.

Следующий метод регулирования - это управление ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования - это годовые проценты, которые начисляются за предоставленные кредитным организациям кредиты, подлежащие уплате в обязательном порядке центральному банку. Мера предполагает увеличение ставки в условиях кризиса и снижение ставки во время стабильной экономической ситуации. Регулирование происходит путем воздействия на производство.

Регулирование в этой области на государственном уровне сводится к активной промышленной политике. Данная политика основывается на следующих принципах: учет интересов всех участников участвующих в ее реализации, социально-экономическая направленность, совмещение мер государственного регулирования и рыночных механизмов, адресный характер мероприятий, система договорных отношений и конкурсная основа для ее участников, широкое использование аренды, лизингов и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности.

Нормативно-законодательная деятельность также направлена на регулирование кризисных ситуаций. Ее основополагающим документом является Гражданский кодекс Российской Федерации. Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации154.

Одним из важных законодательных документов является также Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г.

Антикризисное регулирование рассматривается как помощь государства хозяйствующим субъектам и воздействие на кризисную ситуацию на высшем уровне. Данная процедура имеет особенности, отличающие ее от других подобных мероприятий, и включает:

- изменения законодательства;

- государственную поддержку организаций, деятельность которых приносит пользу экономике;

154 Конституция Российской Федерации (п. 1. ст. 76)

- добровольную приватизацию и ликвидацию организаций;

- совершенствование работы арбитражных управляющих;

- консультацию организаций, имеющих неблагоприятное финансовое положение, по вопросам выхода из кризисных ситуаций или ликвидации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование критериев оценки финансовой несостоятельности организаций;

- выступление в качестве представителя государственных предприятий.

Применение принципов антикризисного регулирования

Государство, осуществляя деятельность по антикризисному регулированию, соблюдает определенные принципы. Данная политика позволяет результативно оказывать помощь организациям, которые имеют финансовые и какие-либо другие затруднения. Фискальная политика необходима для поддержки организаций в основном по оплате налогов155.

Антикризисное регулирование требует совершенствования промышленной политики, которая направлена на изменение различных отраслевых структур. Создается и совершенствуется система корпоративного и стратегического планирования, требуется использование финансового мониторинга, который позволяет оказывать оперативную информационную поддержку организациям.

Результативная амортизационная политика антикризисного регулирования необходима чтобы оптимизировать затраты фонда организации. Результативная инвестиционная политика необходима для привлечения инвестиций.

Принципы антикризисного регулирования нужны для оказания полноценной помощи организациям, нуждающихся в ней. Система имеет значительное количество элементов, взаимодействующих друг с другом, в том числе постоянный мониторинг состояния хозяйствующих субъектов.

На данном этапе также устанавливаются вероятные потери кредиторов в следствии банкротства организаций.

Проведенное исследование государственного регулирования кризисных ситуаций позволяет сделать следующие выводы:

- определено, что в управлении кризисами в организациях важную роль играет государственное антикризисное управление; в статье проанализирован опыт государственного антикризисного управления, установлены основные направления и формы государственного регулирования кризисных ситуаций;

- установлено, что важную роль в эффективном антикризисном управлении играет нормативно-законодательная база управления несостоятельностью организаций; в работе выполнен анализ существующих проблем в этой области и предложены некоторые рекомендации по совершенствованию нормативно-законодательной базы.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации (п. 1. ст. 76)

155 Антикризисное управление. Механизмы государства, технологии бизнеса. - М.: Юрайт, 2016. - 640 с.

2. Антикризисное управление. Механизмы государства, технологии бизнеса. - М.: Юрайт, 2016. - 640 с.

3. Антикризисное управление. Под ред. Короткова Э.И. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 620 с.

4. Жарковская Е.П. и др. Антикризисное управление. - М.: Омега-Л, 2014. -514 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.