ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
УДК 338.23:338.124.4
Горбов В.А.,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; аспирант кафедры менеджмента и управления
народным хозяйством (Российская Федерация, г. Москва)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Автором анализируются государственная роль в экономике и меры по предупреждению кризисных ситуаций, возможность их дальнейшего улучшения. Рассматриваются основные элементы российской государственной системы антикризисного регулирования реального сектора экономики, методы, инструменты и специфика исполнения. Особое внимание уделено антикризисным мероприятиям по оздоровлению экономики России.
Ключевые слова: антикризисная политика государства, государственная региональная политика, антикризисные мероприятия в России.
Возрастание государственной роли в экономике — это характерная черта современного общества. В течение последнего десятилетия в России происходит отступление от этого правила, что замедляет трансформационные процессы и противоречит мировым глобальным тенденциям. Специалисты отмечают, что государственная роль в рыночной экономике качественно отличается на различных стадиях её становления. К примеру, в переходный период необходимость регулирования государством экономики повышается, что обусловливается стихийностью рынка и процессами его становления. Отсутствие каких-нибудь регулирующих основ на этапе трансформации неминуемо ведет к хаотическим процессам. Значительное повышение значения государства в экономике Российской Федерации особенно ознаменовалось в последние десятилетия. На сегодняшний день нужность регулирования им ключевых социальноэкономических процессов признается единодушно.
Государство выступает в роли компенсатора несовершенного рынка, выполняя ряд функций в управлении экономикой и обществом. Для реализации данных функций государством используются методы и формы, образующие собой совокупность инструментов регулирования экономики государства.
Одной из главных государственных функций является регулирование и разработка антикризисных мероприятий. Политика государства в сфере разрешения кризисных ситуаций состоит в выработке и осуществлении стратегии развития государства и общества, направленной на преодоление кризисных ситуаций и обеспечение равновесного состояния институтов государственной системы и экономической системы.
Политика государства в сфере регулирования кризисных ситуаций заключается в уменьшении социального и экономического ущерба, вызванного банкротством организаций. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предпри-
Данные превентивные мероприятия помогают общественно значимым организациям минимизировать риски стать банкротами, а также сгладить негативные результаты подобного банкротства. К общественно значимым предприятиям относятся стратегические и градообразующие предприятия, финансовые и страховые компании, государственные и коммерческие банки, естественные монополии, а также сельскохозяйственные структуры.
Реальный сектор экономики является одним из центральных объектов государственного регулирования. Реальный сектор представляет собой отрасли
ятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.
Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:
— поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;
— предупреждение и недопущение кризисов в экономически и социально значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;
— уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов1.
Государство проводит специальные мероприятия по предотвращению появления кризисных ситуаций в сферах, играющих особо важное значение для социальной и экономической жизни страны.
Такие меры условно можно разделить на две группы: финансовая поддержка и особое администрирование (таблица 1).
экономики, производящие материально-вещественные блага, а также нематериальные блага стратегического или производственного назначения, в т.ч. сельское хозяйство и рыболовство, добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство, производство и распределение электроэнергии, воды, газа, транспорт и связь. Реальный сектор относится к макроэкономическому блоку государственного регулирования. В зависимости от фазы экономического цикла можно выделить антикризисное, стабилизационное и стимулирующее государственное регулирование реального сектора экономики. Антикризисное государственное
Таблица 1 — Государственные меры предупреждения кризисных ситуаций
Финансовая поддержка Особое администрирование
целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе введение дополнительных форм отчетности
субсидирование процентной ставки по кредиту лицензирование и установление обязательных нормативов
предоставление гарантий по кредиту обязательное страхование ответственности
налоговые льготы законодательное ограничение тарифов
налоговый кредит другие законодательные ограничения
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
регулирование реального сектора представляет собой систему форм, методов, инструментов государственного управления, направленную на анализ и прогнозирование кризисных процессов в реальном секторе экономики, снижение отрицательных последствий кризиса для экономических субъектов реального сектора и использование накопленных данных для дальнейшего развития экономики сектора. С точки зрения системного подхода антикризисное государственное регулирование реального сектора представляет собой систему, включающую следующие
Таблица 2 —
ключевые элементы: приоритеты регулирования, цели и задачи антикризисного регулирования, объекты и субъекты государственного регулирования, направления антикризисной поддержки реального сектора, методы и инструменты государственного регулирования, оценку рисков и контроль результатов проведения антикризисного регулирования реального сектора (таблица 2). Содержание и характер основных элементов государственной системы антикризисного регулирования реального сектора определяют его эффек-тивность2.
Основные элементы российской государственной системы антикризисного регулирования реального сектора экономики
Элемент Характеристика элемента
Приоритеты Стратегические ориентиры государственного регулирования, через призму которых происходит влияние на реальный сектор экономики, с которыми должны соотноситься все действия властей в отношении регулирования реального сектора.
Цели и задачи Исходя из поставленных приоритетов, определяют цели, которые планируется достичь в результате регулирования, и задачи как способы достижения этих целей.
Объекты государственного регулирования Объектами антикризисного государственного регулирования реального сектора могут быть экономические агенты, целые хозяйственные комплексы или экономические процессы, на которые воздействуют инструменты антикризисного государственного регулирования. Такие объекты можно классифицировать на три группы по следующим критериям: масштабу бизнеса, отрасли экономики, экономическим субъектам.
Субъекты государственного регулирования Субъектами регулирования выступают исполнительные органы государственной власти, Центральный банк, системообразующие государственные банки, а также институты и фонды развития, коммерческие банки и кредитные организации.
Направления Направления представляют собой стратегические области антикризисного государственного регулирования, исходящие из декларированных приоритетов и намеченных целей.
Направления антикризисного регулирования реального сектора экономики в зависимости от степени воздействия могут быть поделены на косвенные и прямые.
Методы государственного регулирования кризисных ситуаций представляют собой действенные, конкретные приемы воплощения обозначенных направлений и целей антикризисного регулирования. К примеру, за счет снижения тарифной, административной, налоговой нагрузки и
других осуществляется снижение нагрузки на бизнес в целом.
Инструментами реализации антикризисного регулирования являются практические способы воздействия на экономические процессы и экономические агенты. Для осуществления антикризисного регулирования в распоряжении государства находится целый комплекс различных инструментов регулирования экономики, относящихся к различным видам государ-
ственной политики, а именно: бюджетной, налоговой, монетарной, инвестиционной, тарифно-таможенной, макроэкономической, курсовой, промышленной и административной. Данные инструменты можно классифицировать на прямые и косвенные по критерию воздействия на экономические агенты реального сектора.
Риски государственного регулирования можно разделить на эндогенные, исходящие от недостатков внутреннего развития экономической системы, и экзогенные — от внешних факторов.
Контроль исполнения мероприятий в рамках антикризисного государственного регулирования является одним из способов
устранения эндогенных рисков и повышения эффективности реализуемых мер3.
Исходя из характеристик ключевых элементов, следует выделить три основных этапа антикризисного государственного регулирования реального сектора: на первом этапе — определение приоритетов, постановка целей, определение задач и направлений антикризисного регулирования; на втором этапе — определение методов, инструментов, объектов, субъектов и выявление рисков государственного антикризисного регулирования экономики страны; на третьем этапе — минимизация рисков реализации намеченных мероприятий и контроль результатов (рисунок 1).
Рис. 1 — Основные этапы антикризисного государственного регулирования
Россия относится к числу стран, сильно пострадавших в период мирового экономического кризиса 2008 — 2009 гг. Особенности экономического развития страны обусловили специфику протекания кризиса в реальном секторе экономики России, которыми являются: более сильное снижение импорта, чем экспорта, выпуска, чем внутреннего спроса; осложнение финансового состояния предприятий внешним корпоративным долгом; высокая зависимость показателей торгового баланса от мировых цен на сырье. В результате этого основными факторами дезорганизации
экономической системы, запустившими механизм кризиса в реальном секторе, стали сужение мирового спроса на сырьевые ресурсы, поддерживаемая «сырьевая» модель экономического роста, кризис ликвидности ввиду обвала фондового рынка и сужения кредитования, падение внутреннего спроса4.
В программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации были представлены основные мероприятия по оздоровлению российской экономики в 2009 — 2010 годах, которые в обобщенном виде представлены в таблице 3.
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Таблица 3 — Основные антикризисные мероприятия по оздоровлению экономики России
1. Усиление социальной защиты, сохранение и создание рабочих мест 1.1. Социальная защита. 1.2. Поддержка образования. 1.3. Здравоохранение, физическая культура и спорт.
2. Сохранение и повышение промышленного и технологического потенциала 2.1. Общая поддержка реального сектора и работа с системообразующими предприятиями: поддержка системообразующих предприятий, меры налогового стимулирования, поддержка спроса, содействие повышению доступности финансовых ресурсов. 2.2. Поддержка отдельных отраслей экономики.
3. Снижение административного давления на бизнес 3.1. Снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности. 3.2. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.
4. Повышение устойчивости национальной финансовой системы 4.1. Расширение ресурсной базы и повышение ликвидности банковской системы. 4.2. Повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора. 4.3. Санация банковской системы.
5. Взаимодействие Правительства и субъектов Российской Федерации по реализации антикризисных мер 5.1. Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ. 5.2. Расширение возможностей получения бюджетных кредитов.
Стоимостная оценка антикризисных мер поддержки реального сектора составляет 2,5 трлн. руб. Исходя из распределения средств, основным направлением поддержки реального сектора России в условиях кризиса стало создание финансовых стимулов предприятиям, оцениваемое в 1,6 трлн. руб. (64% антикризисного пакета), второй по величине финансирования стала поддержка системообразующих предприятий и приоритетных отраслей, составившая 302 млрд. руб.(12% антикризисного пакета)5.
Главными преимуществами проведенных антикризисных мер стали:
— минимизация последствий экономического кризиса и предотвращение необратимых последствий для экономики, установленных на основе статистического анализа динамики макроэкономических показателей;
— улучшение отдельных условий хозяйственной деятельности ввиду реализации антикризисных мер по развитию корпоративного права, снижения административной и налоговой нагрузки на бизнес, развития лизинга, усиления надзора за банками и фондовым рынком.
Программу антикризисных мероприятий Правительства Российской Федерации, программу антикризисных мер субъектов Федерации следует считать проблемно ориентированными и предназначенными для решения задач антикризисного управления российской экономикой и социальной сферой в условиях финансового и экономического кризиса.
Комплексный характер негативных и депрессивных явлений приводит к необходимости столь же разностороннего подхода к антикризисным мерам, подхода к ним как к системе, а не их совокупности, так как важнейшей причиной и основным проявлением кризиса является отсутствие баланса системы воспроизводства капитала во всех его направлениях: человеческого и социального, финансового и реального.
Таким образом, главным итогом осуществления программы антикризисных мер в России в идеале является недопущение нарастания дисбалансов или, как минимум, восстановление сбалансированности систем воспроизводства.
Поскольку в системе государственного управления важнейшими являются
показатели социально-экономической, а не только экономической эффективности, ключевой проблемой в оценке итогов реализации антикризисных мер оказывается качество целеполагания при выработке самих программ и адекватное ему определение критериев достижения цели. Важное отличие Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации от ее региональных аналогов — в источниках финансирования. Региональные программы и планы антикризисных мероприятий финансируются из текущих доходов бюджетов регионов, причем само планирование бюджета и его корректировка могут рассматриваться как дополнительная, а нередко и важнейшая антикризисная мера. В 53 субъектах Российской Федерации полноценные антикризисные программы отсутствуют. Аналитическая оценка антикризисной политики регионов позволяет выделить 9 основных ее направлений: от поддержки малого бизнеса до сокращения текущих расходов бюджета. Главный приоритет для регионов — усиление социальной защиты, поддержка рынка труда. Подобные меры реализуются в 75 регионах. Финансирование федеральной Программы антикризисных мер является дополнительным по отношению к ранее предусмотренным расходам федерального бюджета и осуществляется за счет накопленных резервов — Резервного фонда6.
Важнейшие пути усовершенствования политики государства в сфере регулирования экономики России, основным из которых является определение соответствия выполняемых приоритетов антикризисного регулирования экономики с приоритетами длительного экономического роста, обусловлены расположением страны в системе международных глобальных хозяйственных связей, направленных на уменьшение влияния факторов дезорганизации экономикосоциальной среды. Для Российской Федерации таким приоритетом выступает обеспечение новейшего инновационного характера стабильного воспроизводства экономики, опирающейся на долгосроч-
ные капитальные инвестиции и модернизацию производства. Отталкиваясь от этого, основными приоритетными задачами поддержки реального и финансового сектора экономики являются формирование инновационных возможностей страны, реализация инфраструктурных проектов и работ в пределах стимулирования совокупного спроса, обновление информационного и технологического капитала промышленности, развитие высокотехнологичных экспортно ориентированных отраслей, потенциально выгодных «точек» долгосрочного роста экономики. Государственное антикризисное регулирование в экономике как источник долгосрочного развития экономики должно быть максимально перспективным, не только минимизируя отрицательные последствия кризиса в экономике страны, но и учитывая её место в мировом разделении труда, соответствуя международному опыту государственного экономического регулирования и тенденциям роста хозяйственно-глобальной системы.
Библиографический список
1. Минакова И.В. Теоретические основы государственного регулирования несостоятельности хозяйствующих субъектов: неоинституциональный подход: Монография. — М.: Компания Спутник + , 2006. — 192 с.
2. Сайт Правительства Российской Федерации [электронный ресурс] // http://government.ru/
3. Новостной портал — Российская газета [электронный ресурс] // http://www.rg.ru/
4. Министерство экономического развития Российской Федерации: Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. от 19 марта 2009 г. [электронный ресурс] // http:// www.economy.gov.ru
5. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации [электронный ресурс] // http://ac.gov.ru/
6. Минакова И.В. Институционализация отношений в сфере банкротства. Монография. — Орел: Издательство ОРАГС, 2007. - 176 с.
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1 Минакова И.В. Теоретические основы государственного регулирования несостоятельности хозяйствующих субъектов: неоинституциональный подход. — М.: Компания Спутник + , 2006. — 192 с.
2 Сайт Правительства Российской Федерации [электронный ресурс] // http://government.ru/
3 Минакова И.В. Институционализация отношений в сфере банкротства. Монография. — Орел: Издательство ОРАГС, 2007. — 176 с.
4 Новостной портал — Российская газета [электронный ресурс] // http://www.rg.ru
5 Министерство экономического развития Российской Федерации: Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. от 19 марта 2009 г. [электронный ресурс] // http://www.economy.gov.ru.
6 Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации [электронный ресурс] // http://ac.gov.ru/
Gorbov V.A., e-mail: [email protected]
Russian Academy of National Economy and Civil Service under the President of the Russian Federation; post-graduate student of the department of management and control of the economy (the Russian Federation, Moscow)
STATE POLICY IN THE SPHERE OF ANTI-CRISIS REGULATION OF THE ECONOMY
The author examines the role of the state in the economy and measures to prevent crisis situations, the possibility of their further improvement. The basic elements of the Russian state system of crisis management of the real sector of the economy, methods, tools, and specific performance are considered. Particular attention is paid to the anti-crisis measures to revive the economy of Russia.
Key words: anti-crisis policy of the state, the state regional policy, anti-crisis measures in Russia.