Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 2. С. 48-54. УДК 338.24
ЭКОНОМИКА РОССИИ: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
RUSSIAN ECONOMY: CHALLENGES AND THREATS, PUBLIC POLICY IN THE CONTEXT OF REINDUSTRIALIZATION
О.В. Сергиенко O.V. Sergienko
Омский институт (филиал) Российский экономический университет им Г. В. Плеханова Plekhanov Russian University of Economics (Omsk Institute (branch))
Статья поступила в редакцию 26 февраля 2015 г.
Рассматриваются современные вызовы и риски развития экономики России как следствие глобальных вызовов мировой экономики, опыт формирования зарубежных антикризисных мер. Антикризисное государственное регулирование реального сектора России в период финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. решило ряд важных экономических задач. Однако меры антикризисной поддержки не заложили основы структурной перестройки экономики, базирующейся на развитии инноваций и модернизации технологического потенциала страны, и не привели к смене экономического курса. Для преодоления кризисных процессов в экономике и формирования новой модели экономического развития необходимо создание новых «точек» экономического роста и механизмов мобилизации и перераспределения ресурсов по перспективным направлениям. В современных условиях эффективная антикризисная государственная поддержка реального сектора могла бы заложить основы будущей инновационной модели экономического развития страны за счет структурных перемен. Автором проведен анализ реализованных в России мер борьбы с кризисом, выявляются основные факторы раскрытия потенциала инновационной экономики. Раскрыта сущность и необходимость государственного регулирования экономики в период рецессии и угрозы неблагоприятных факторов внешней среды и предложены приоритетные государственные антикризисные меры в условиях эффективной реиндустриализации.
The article deals with the current challenges and risks of the Russian economy as a consequence of the global challenges of the global economy, foreign experience of the anti-crisis measures formation. Anti-crisis state regulation of the real sector of Russia in the period of financial and economic crisis of 2008-2009 solved a number of important economic problems. However, the anti-crisis support measures did not lay the foundations of economic restructuring based on the innovation development and modernization of technological potential of the country and led to a change in economic policy. In order to overcome the crisis in the economy and to form the new model of economic development it is necessary to create new "points" of economic growth and mechanisms for mobilizing and reallocating resources in promising areas. In modern conditions effective anti-crisis state support of the real sector can lay the foundation for future innovative model of economic development through structural change. The author conducted an analysis of measures to combat the crisis in Russia, revealed the main factors of the innovative potential of the economy. The article reveals the essence and necessity of the economy state regulation in recession and the threat of adverse environmental factors, as well as the priorities of the state anti-crisis measures in conditions of effective reindustrialization.
Ключевые слова: рецессия, глобальный кризис, вызовы и угрозы, антикризисная стратегия, кризисные тенденции внутренней и внешней среды.
Key words: recession, global crisis, challenges and threats, anti-crisis strategy, crisis tendencies in external and internal environment.
Введение. Социально-экономические системы - это самоорганизующиеся объекты, имеющие индивидуальные жизненные циклы и находящиеся в процессе непрерывного развития, с учетом совершенствования выполняемых функций и адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Все системы подвержены воздействию внешних факторов: социальных, экономических и природных, - которые не всегда позитивно на них действуют и могут нарушить нормальную жизнедеятельность, приводя к кризису и разрушению системы. Эти обстоятельства способствовали изменению понимания роли и места антикри-
зисного управления в государственной политике и обусловили распространение практики антикризисного управления на макро- и мезо-уровнях экономики. В условиях угрозы социально-экономического кризиса эта тема стала крайне актуальной, обратив на себя внимание научной общественности. Вопросы антикризисного управления рассматриваются научным сообществом России с момента становления рыночной экономики.
Обзор литературы. Процессы формирования государственной антикризисной политики широко представлены в научной литературе. Наиболее известны следующие авторы
© О.В. Сергиенко, 2015
Экономика России: вызовы и угрозы, государственная политика в условиях реиндустриализации
49
исследований экономической направленности: В.Я. Захаров [1], Н.Н. Кожевников [2], Р.А. Попов [3], Н.В. Родионова [4]. Однако большинство работ является описанием западных теорий и зарубежного опыта антикризисного управления, которые невозможно в полной мере использовать в российской практике. В отечественной науке эволюция развития антикризисного управления описана в работах Э.М. Короткова, который считает, что любое управление является антикризисным, но последнее имеет особый предмет - совокупность проявлений неумеренного обострения противоречий, вызывающего кризис, прежде всего - проблемы и факторы кризиса, фактические или предполагаемые [5, с. 131]. Общеметодологические основы исследования кризисов социально-экономических систем заложены в трудах С. Глазьева, Дж. Гобсона, Г. Грефа, Дж. Кейнса, А. Кудрина [6], О. Мамедова, К. Маркса, В. Мау, В. Ойкена, А. Некипелова, П. Самуэльсона, Дж. Сороса, Л. Эрхарда и др. Методические аспекты оценки кризиса представлены в работах
Э. Альтмана, В. Банка, Ю. Батрина, Е. Броило, И. Васина, В. Ковалева, О. Калимова, М. Мельник, Р. Сайфулина, Е. Стояновой, А. Шеремета и др.
Несмотря на выявленный интерес к названной проблематике, многие вопросы остаются дискуссионными, основные положения отечественного антикризисного управления в условиях нестабильной внешней среды только начинают складываться. Особенностью становления (1990-2000) антикризисного менеджмента в российской практике являлось узкое восприятие антикризисных мероприятий как практики арбитражного управления и регулирования процедур банкротства. В период поступательного развития экономики (2004-2007) было популярно мнение о нецелесообразности развития антикризисного управления на стадиях подъема. Глобальный финансово-экономический кризис 2008 г. продемонстрировал необходимость управления антикризисными процессами на постоянной основе и инициировал новый этап развития антикризисного управления. Современный кризис заставляет переосмыслить многие научные концепции экономических инструментов государственного регулирования экономики. Он выявил несоответствие политических, социальных и экономических институтов многих развитых стран запросам новой экономики. В современном мире возрастают требования к механизмам предупреждения кризисов, ликвидности финансовых рынков, прозрачности и достоверности
рыночной информации. В условиях нестабильности мировой экономической системы и попадания российской экономики в режим санкций со стороны западных стран России необходимо найти новые источники внутреннего экономического роста. Кардинальная модернизация российской экономики сегодня является аксиомой. В связи с этим необходимым становится проведение научного исследования, в котором будет предпринята попытка разработать приоритетные направления инновационного реформирования отечественной экономики на основе системных трансформаций, приведших к современному глобальному кризису.
Гипотезы и методы исследования. Рабочая гипотеза исследования состоит в научном предположении, что в современных условиях антикризисное управление должно осуществляться с учетом активного участия государства, использованием мер государственной поддержки на макро- и мезоуровне и необходимости разработки теоретических и методологических основ экономического механизма антикризисного управления. Область антикризисного государственного регулирования должна определяться положительными результатами: получением доходов в бюджет, восстановлением платежеспособности предприятий, инновационным развитием экономики. Методология данной проблемы включает вопросы познаваемости и обоснованности системы антикризисного управления на макроуровне. Система обоснования антикризисных мероприятий формируется методами прикладного системного анализа и исследования операций. Система гипотез определяется аспектами возникновения, развития и преодоления кризисов, которые не находят удовлетворительного описания в существующих теориях.
Результаты исследования. В настоящее время принятие действенных антикризисных мер для снижения негативных последствий кризисов становится важнейшей задачей органов государственного и регионального управления, менеджмента организаций. В рамках проведения первого антикризисного саммита G-20 2008 г. (Bretton Woods II) в Вашингтоне развернулось обсуждение вопросов согласования правительствами развитых стран антикризисных мер в период мирового финансовоэкономического кризиса 2008-2010 гг. Экономисты и государственные деятели, столкнувшиеся с необходимостью согласовывать и проводить совместные меры для предупреждения негативного развития событий, осознали, что наступает время преобразования мирового эко-
50
О. В. Сергиенко
номического и финансового устройства. В ходе саммита были достигнуты договоренности между представителями G-20 о сотрудничестве в ключевых областях в целях смягчения последствий финансового кризиса, общих принципах реформирования финансовых институтов и мерах, которые позволят предотвращать подобные кризисы в будущем [7]. Опыт формирования зарубежных антикризисных мер показывает, что иностранные партнеры серьезно подходят к разработке различных антикризисных программ. Так, в Австрии программа специального назначения (SPV) при поддержке ведущих австрийских банков позволила поддержать ликвидность автомобильных дилеров, которые в связи с мировым кризисом испытывали финансовые проблемы. Правительство Бразилии в целях активизации внутренней экономики предоставило возможность своим банкам приобретать бразильские компании. В Индии правительство страны отменило процентный максимум на внешние коммерческие займы индийских компаний, одновременно увеличив предел иностранных инвестиций в корпоративные облигации. Китайские власти во время кризиса упростили режим вывоза капитала из страны для китайских бизнесменов и разрешили иностранным компаниям выходить на Шанхайскую биржу. В Турции правительство сделало акцент на стимулирование внутреннего спроса и поддержку основных отраслей промышленности, выделив субсидии в размере 5,5 млрд турецких лир на налоговые ставки. Франция использовала меры отмены корпоративного налога на инвестиции и обеспечила финансовую поддержку крупнейшим государственным компаниям. Правительство ЮАР сделало ставку на решение проблем занятости населения, Южная Корея и Япония ввели налоговые стимулы. То есть правительства зарубежных стран стремились обеспечить благоприятные условия для функционирования бизнеса в период спадов и в посткризисный период [8].
При реализации антикризисных мер был сделан акцент при диагностировании кризиса как финансового и краткосрочного, в то время как он является структурным и длительным; главный объект приложения антикризисных мер - банковская система и финансовый рынок; как следствие, краткосрочные меры в отсутствие стратегического плана оказались малоэффективными и расточительными. При этом до сих пор в проводимых антикризисных мерах не прослеживается понимания ни причин, ни сценариев дальнейшего развертывания глобального кризиса и путей выхода из него. Дан-
ная проблематика является актуальной для экономики России, так как после 1998 г. восстановление экономики обеспечивалось за счет роста инвестиций, после 2009 г. процессы восстановления заметно снизились за счет оттока капитала. Из-за сохраняющейся тенденции оттока частного капитала в 2013 г. инвестиции достигли отрицательной зоны, что негативно повлияло на дальнейшее экономическое развитие. Спад инвестиций очень заметно скажется на капиталосоздающих секторах: строительстве, металлургии, машиностроении.
По данным Росстата, рост ВВП России в
2014 г. замедлился до 0,6 % - с 1,3 % в 2013 г. Объем ВВП России за 2014 г., по предварительной оценке Росстата, составил в текущих ценах 70 975,6 млрд руб. В 2012 г. ВВП России вырос на 3,4 %, в 2011 г. - на 4,3 %, в 2010 г. -на 4,5 %. В кризисном 2009 г. экономика России упала на 7,8 %. Ажиотажное повышение экономической активности в декабре 2014 г. было обусловлено действием временных факторов, в том числе ростом спроса на товары длительного пользования на фоне панического увеличения инфляционных ожиданий, и сопровождалось более быстрым переносом изменения валютного курса на цены. В дальнейшем, по прогнозу Центрального банка, в сложившейся ситуации высоких цен на импортируемые товары инвестиционного назначения, дальнейшего падения финансовых результатов компаний, сохранения ограниченной доступности к долгосрочным финансовым ресурсам и ужесточения условий кредитования продолжится сокращение инвестиций в основной капитал. Это повлечет за собой снижение реальной заработной платы и замедление роста розничного кредитования и обусловит снижение потребительской активности [9]. Основной удар будет нанесен локомотиву спроса - среднему классу, глубже всех просядет спрос на товары длительного пользования. По аналитическим данным Центрального банка России, годовой темп снижения ВВП в первом полугодии
2015 г. составит 3,2 % [10]. По прогнозам Международного валютного фонда, ВВП России в 2015 г. упадет на 3 %. В МВФ полагают, что основными негативными факторами станут резкое снижение цен на нефть и усиление геополитической напряженности. По мнению Европейского банка реконструкции и развития, падение экономики России составит 5 %. Всемирный банк прогнозирует, что ВВП России в текущем году снизится на 2,9 %. Официальный прогноз Минэкономразвития (от начала декабря) по снижению ВВП на 2015 г. составляет
Экономика России: вызовы и угрозы, государственная политика в условиях реиндустриализации
51
0,8 % при цене нефти в 80 дол. США за баррель. Рецессия в России наряду с замедлением темпов китайской экономики и ослаблением еврозоны отмечена в прогнозе как один из главных факторов, которые в 2015 г. будут препятствовать росту общемирового ВВП [11].
Внутренняя экономическая политика России, как и экономики других стран, исчерпали потенциал восстановительного роста. На сегодняшний день почти никто из экономических агентов, ни в частном, ни в государственном секторе, не готов принимать на себя долгосрочные риски российской экономики. Ситуацию осложняет исчерпание стимулирующего потенциала двух традиционных секторов экономики: ресурсного, где обвально снизились доходы по причине падения цен на нефть, и финансового, переживающего резкое сжатие доходов государственных и негосударственных финансовых институтов [12]. Экономический публичный порядок предполагает государственное воздействие на рыночную экономику в целях определенной стабилизации, упорядочения рыночных отношений, наполнения их социальным содержанием, поиска компромисса между частными и публичными интересами. Основная цель государственного регулирования экономики - обеспечение рационального хозяйствования, реализация и защита публичных интересов (интересов общества), таких, как оборона страны и безопасность государства, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана окружающей среды, надлежащее осуществление функций социального государства, в том числе защита социально уязвимых слоев населения [13]. Как фактор государственного регулирования в экономике и влияния государства на рыночные процессы, государственная поддержка варьирует в зависимости от сферы экономики и целей регулирования. Различные грани государственного регулирования в экономике и государственной поддержки проявляются в законодательстве, нормативных правовых актах.
В России государственная политика в области антикризисных мер определяется следующими направлениями: снижение налога на прибыль с 24 до 20 %, обеспечением возможности внеочередного и оперативного перехода с авансового способа уплаты налога на уплату фактически полученной прибыли. Повышена с 10 до 30 % амортизационная премия, регионам уменьшен единый налог для малого бизнеса с 15 до 5 %, также снижены налоги на нефтегазовую промышленность. На субсидирование процентных ставок по кредитам было вы-
делено 50 млрд руб. предприятиям обороннопромышленного комплекса, 30 млрд руб. кредитов - крупнейшим авиаперевозчикам, 7 млрд руб. - на субсидирование процентных ставок по кредитам сельхозпроизводителям, 150 млрд руб. выделено для поддержки сектора реальной экономики [14]. Бесспорно, данные меры позволили стабилизировать ситуацию в некоторых областях, однако после введения санкций и в условиях финансовой нестабильности появилась необходимость формирования дополнительного комплекса антикризисных мер на уровне государственной политики. Однако на практике в сравнении с международным опытом финансирование инфраструктурных проектов в рамках антикризисной программы России оказалось неоправданно занижено. Так, в рамках антикризисной программы США на развитие инфраструктуры выделено 12,9 % средств антикризисной программы, в ЕС - 8 %, в Китае - 21 %, в Японии - 24 %, в России -1,5 % [15].
Государственная экономическая поддержка организаций как элемент государственного регулирования экономики должна быть направлена на выравнивание диспропорций в сферах экономики путем поддержки производств, имеющих потенциальные преимущества на внутреннем или мировом рынке, но без государственной поддержки и регулирования не способных в полной мере реализовать этот потенциал. Специфической формой государственного регулирования в экономике является государственная экономическая поддержка стратегических организаций, применяемая в целях безусловного обеспечения бесперебойного производства продукции, имеющей стратегическое значение для государства, выражающаяся в конкретных мерах нормативно-правового, материального и организационного характера [16]. Наряду с обеспечением стратегических интересов государства, стратегические организации содействуют гармоничному развитию регионов, решению социальных вопросов (особенно в населенных пунктах, где стратегические организации являются одновременно градообразующими предприятиями), повышению занятости и улучшению благосостояния населения.
Современные проблемы отечественной экономики связаны не столько с санкциями, они вызваны политикой минимизации участия государства в технологическом обновлении промышленности, в регулировании системы трудовых отношений и подготовке кадров в соответствии с вызовами XXI в. Новые вызовы и риски для российской экономики предлагают
52
О. В. Сергиенко
новые пути решения проблем. В России антикризисные меры должны быть направлены на формирование отечественной инвестиционной системы и согласованы с политикой долгосрочного развития Концепции социально-экономического развития РФ до 2020 года. В январе 2015 г. утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в текущем году (Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98). При выполнении антикризисной программы падение ВВП сократится с 3 до 2,1 %. Антикризисный план содержит положения, посвященные поддержке банковской системы, меры по оптимизации бюджета и сохранению социальной стабильности в стране. Согласно антикризисному плану, в 2015-2016 гг. должны быть реализованы меры, направленные на активизацию структурных изменений в российской экономике, стабилизации работы системообразующих организаций в ключевых отраслях и достижение сбалансированности рынка труда, снижение инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги. Антикризисный план предусматривает адекватную бюджетную политику, которая к 2017 г. должна обеспечить бездефицитный бюджет при прогнозной цене на нефть на уровне 70 дол. США за баррель. Средства, необходимые на реализацию плана, будут заложены за счет антикризисного резерва, сформированного в бюджете. Объем этого резерва составлял на начало 2015 г. 193 млрд руб., после принятия ряда решений с использованием этих средств его объем снизился примерно до 170 млрд руб. За счет средств федерального бюджета планируется профинансировать мероприятия плана на 275,56 млрд руб., из Фонда национального благосостояния - на 550 млрд руб., еще 232,5 млрд руб. предусматривается по программе госгарантий, 160 млрд руб. бюджетных кредитов и 157,5 млрд руб. - через ОФЗ. Также антикризисные меры предусматривают право субъектам России снижать налоги для малого и среднего бизнеса. В свою очередь, все регионы должны создать планы реагирования на кризисные явления исходя из своих бюджетных возможностей.
Основным источником экономического роста отечественной экономики должен стать реальный сектор. Необходимо сменить вектор развития и пересмотреть структуру ВВП, которая на сегодняшний день создается за счет экспорта сырья (40 %) и торговли и сферы услуг (43 %), тогда как машиностроение, электрони-
ка и другие высокотехнологичные отрасли формируют 7-8 %. России, учитывая ее большой потенциал, необходимо развивать отрасли, которые обеспечивают нашу обороноспособность; сельское хозяйство - как фундамент продовольственной безопасности; отрасли нового технологического уклада; транспортную, энергетическую инфраструктуру; строительство, науку, образование, медицину. При этом необходимо учитывать следующие приоритеты:
1. Независимость: военная (производство и послепродажное обслуживание новейших видов вооружения), продовольственная (обеспечение платежеспособного спроса населения, обеспечение потребления не ниже научнообоснованных норм за счет продуктов собственного производства), экономическая (возможность выбора партнеров по международной кооперации).
2. Потенциал для развития будущего - повышение качества человеческого капитала и создание условий для перехода к инновационной экономике.
3. Использование конкурентных преимуществ.
Заключение. Фундаментом новой модели экономического роста России должна стать система антикризисной государственной поддержки реального сектора. Кризис - это возможность подъема, из состояния, в котором мы находимся, надо управлять ликвидацией причин и угроз кризиса, отсюда основной целью государственной поддержки реального сектора экономики в условиях спада является развитие инновационного потенциала с решением следующих задач: модернизация отраслей реального сектора; развитие инновационного потенциала; развитие человеческого капитала страны; стимулирование промышленного роста.
В условиях эффективной реиндустриализации государственные антикризисные меры должны предусматривать следующие приоритетные направления:
1. Изменение стратегии интеграции, объединение природных, трудовых ресурсов и производственного потенциала страны для выпуска конкурентной продукции с высоким уровнем качества. В послании Президента России Федеральному собранию в качестве приоритетных целей отмечалась необходимость структурной перестройки экономики, её деофшоризация и демонополизация, обновление промышленности всемирного развития экономической интеграции.
2. Обеспечение эффективной защиты прав государственной и частной собственности за
Экономика России: вызовы и угрозы, государственная политика в условиях реиндустриализации
53
счет построения корпоративных форм менеджмента, учитывающих баланс интересов бизнеса и власти.
3. Переход от государственно-монополистического капитализма к планово-рыночному хозяйству, обеспечивающему поиск оптимального соотношения стимулов индивидуальной заинтересованности и рычагов общественного воздействия на экономику. Государственное регулирование экономики должно быть направлено на развитие потенциала как частного, так и государственного секторов экономики, государство должно оперативно реагировать на провалы рынка в области общественных (национальная оборона) и мериторных (наука, образование, медицина) благ, а рынок - на провалы государства, прежде всего в производстве товаров народного потребления и продовольствия.
4. Задействовать апробированные в мировой практике финансовые источники: запуск механизма количественного смягчения рублевой эмиссии, увеличив коэффициент монетизации, одновременно создав механизм жесткого аудита за целевым использованием эмитированных денежных средств; снижение ключевой кредитной ставки, расширение практики субсидирования кредитных ставок стратегическим предприятиям промышленности; смещение рынка заимствований от классического банковского кредитования в направление финансирования посредством развития рынка ценных бумаг и привлечения иностранных инвестиций стран мира, желающих сотрудничать с Россией на условиях взаимовыгодного партнерства.
Таким образом, для восстановления поступательных темпов экономики необходимо обеспечить концентрацию финансовых ресурсов и инвестиций за счет внутренних и внешних источников; усилить контроль реализации государственных программ и целевого использования трансфертов, системы внутреннего ценообразования, разработать национальную стратегию промышленного развития и обеспечить подготовку кадров, адекватных требованиям современной экономики. Резюмируя комплекс антикризисных мер, которые были и могут быть использованы в условиях реалий современной действительности, целесообразно отметить, что наиболее эффективными являются меры, связанные с инвестициями и государственными заказами, которые позволяют поддержать рыночный механизм экономики. Наименее эффективными стоит признать меры, связанные с представлением трансфертов и субсидий, но
они очень важны для поддержки финансовой стабильности во время рецессии и негативных факторов внешней среды.
1. Захаров В. Я. Антикризисное управление. Теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 395 с.
2. Основы антикризисного управления предприятиями / под ред. Н. Н. Кожевникова.
- М. : Академия, 2007. - 496 с.
3. Попов Р. А. Антикризисное управление : учебник. - М. : Высшая школа, 2004. -429 с.
4. Родионова Н. В. Антикризисный менеджмент. - М., 2001. - 257 с.
5. Антикризисное управление / под ред. Э. М. Короткова. - М. : ИНФРА-М, 2007. -620 с.
6. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. - 2009. - № 1. - С. 9-27.
7. Декларация саммита «Группы двадцати» по финансовым рынкам и мировой экономике // Президент России : официальный сайт.
- URL : http://archive.kremlin.ru/events/articles/ 2008/11/209291/209303.shtml.
8. Альпидовская М. Л. Проблема обострения неравномерного социально-экономического развития стран в современных условиях // Теоретическая экономика. - 2014. - № 4. -С.46-50.
9. ВВП России в 2014 г. вырос на 0,6 % / Интерфакс. - URL : http://www.mterfax.ru/busi-ness/421178 (дата обращения: 30.01.2015).
10. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов : одоб. Советом директоров Банка России 6 октября 2014 г. / Центральный банк Российской Федерации. - URL : http://www.cbr.ru/publ/ondkp/ on_2015(2016-2017).pdf.
11. Глазьев С. Ю. Сделать знание силой. Правильная теория - необходимое условие достижения целей развития экономики // Информационно-аналитический проект «Однако». -URL : http://www.odnako.org/blogs/sdelat-znanie-siloy-pravilnaya-teoriya-neobhodimoe-uslovie-dos-tizheniya-celey-razvitiya-ekonomiki/.
12. Юсим В. Первопричина мировых кризисов // Вопросы экономики. - 2009. - № 1. -С.28-39.
13. Реиндустриализация экономики России в условиях новых угроз / под ред. С. Д. Ва-лентея. - М. : РЭУ им Г.В. Плеханова, 2015. -
54
О. В. Сергиенко
Вып. 2. - URL : http://www.rea.ru/ru/Docu-ments/Doc/Nauchnyj_doklad_Reindustrializaciya _ekonomiki_Rossii_v_usloviyax_novyx_ugroz. pdf.
14. Mirkin Y., Kuznetsova O., Kuznetsov A. The Financial Depth of Emerging Markets: The Case of Russia // Competition and Change. - 2013. - Vol. 17, № 2. - P. 156-175.
15. Чувахина Л. Г. Приоритеты американской финансовой политики в условиях глобальной нестабильности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. - № 39. - С. 34-41.
16. Бештоев М. И. О цели государственной экономической поддержки стратегических организаций // Эффективное антикризисное управление. - 2013. - № 4 (79). - С. 42-49.