Научная статья на тему 'КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ГОСУДАРСТВО'

КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ГОСУДАРСТВО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / КРИЗИС / СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРИЗИСНЫМ ТЕНДЕНЦИЯМ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ANTI-CRISIS MANAGEMENT / ECONOMY / ECONOMIC CYCLE / CRISIS / STRATEGY TO COUNTERACT CRISIS TRENDS / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пугачев Игорь Николаевич

Актуальность темы заключается в том, что кризисные ситуации проявляются в каждой из сфер общества. Кроме того, российская экономика уже в течение нескольких лет подвержена кризисным явлениям, которые влияют на общее состояние государства. В данной статье проведен анализ отечественного и зарубежного опыта влияния кризиса на экономику государства. Приведены меры государственного антикризисного управления, которые способствуют предотвращению последствий экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пугачев Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRISIS MANAGEMENT AS AN IMPERATIVE OF MODERN ECONOMIC POLICY

The relevance of the topic lies in the fact that crisis situations are manifested in each of the spheres of society's life. In addition, the Russian economy has been subject to crisis events for several years, which affect the overall state of the state. This article analyzes the domestic and foreign experience of the impact of the crisis on the state economy. Measures of state anti-crisis management that help prevent the consequences of the economic crisis are presented.

Текст научной работы на тему «КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ГОСУДАРСТВО»

ранжировании по отдельным экономическим признакам, в понимании степени однородности совокупности, в проведении дисперсионного анализа, в выявлении корреляционных взаимосвязей между эмпирическими данными, и т.д. [2].

Создавая группировку регионов по количеству предприятий в целом по всей экономике, возможно сформировать многомерную группировку, включающую каждый основной вид экономической деятельности. Число крупных и средних организаций несёт в себе прямую информацию о потенциале региона. Субъекты малого и среднего предпринимательства вместе с индивидуальными предпринимателями по своей численности измеряются несколькими миллионами, но они недолговечны и содержат в себе процент предприятий-однодневок. Однако и эти данные также возможно применить. Представляется, что изучение числа и экономических результатов крупных и средних предприятий в региональном распределении следует осуществлять отдельно от остальных хозяйствующих субъектов, как это практикуется в официальной статистике. Помимо отличия по масштабу и весу, крупные и средние предприятия имеют качественные особенности по своей внутренней структуре и организационному характеру [6].

Несмотря на то, что экспериментальная группировка регионов РФ оказывается сильно неоднородной, существует вероятность отыскания адекватных результатов и выводов. Есть также шансы формирования краткосрочного прогноза по основным экономическим показателям в региональном разрезе. При условии, что крупные города федерального значения оказывают большое влияние на неоднородность всей совокупности, и коэффициент вариации в таком случае составляет 120,7%, в настоящем исследовании невозможно игнорировать эти мегаполисы. Как отмечено, такая практика имеет место, и при элиминации из совокупности крупных региональных субъектов РФ показатели разброса данных снижаются. Представляется, что стоит осуществлять региональное исследование без устранения из поля зрения крупных городов.

Статистическая группировка макроэкономических показателей по основанию группировки числа крупных и средних предприятий создаёт дополнительное, альтернативное, поле исследований, целью которых является задача углублённого поиска причин и экономических противоречий размещения производительных сил и производственных отношений в масштабах всего государства.

Данная работа может быть продолжена путём системного анализа аналогичного группирования иных важнейших макроэкономических индикаторов.

Список использованной литературы:

1. Данные Росстата - www.gks.ru

2.Албегов М.М., Бурса Б.И., Истомина Р.П., Медведев В.Г., Онучак Т.С., Симонов А.Г., Тхайцухов А.А. (2001). Краткосрочное прогнозирование регионального развития в условиях неполной информации. / под ред. М.М. Албегова. - М.: Эдиториал УРСС. - 160 с.

3.Наринян Н.Е. Демография хозяйствующих субъектов в России - М.: Вестник ЦЭМИ, выпуск 2, 2018

4.Наринян Н.Е. Влияние результатов малого и среднего предпринимательства на макроэкономику -М.: Вестник ЦЭМИ, выпуск 3, 2019

5.Наринян Н.Е. Крупные и средние организации российской экономики в 2017 - 2019гг. - М.: Вестник ЦЭМИ, выпуск 4, 2019

6.Наринян Н.Е. Статистическая группировка регионов России // Труды X-й Юбилейной Международной школы-семинара. Цахкадзор / под ред. В.Л. Макарова. - М.: ЦЭМИ РАН, 2020 - 122 с.

7.РБК, 2020

8.Холл. Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. - СПб: Питер, 2001. - 512 с.

КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ГОСУДАРСТВО.

Пугачев Игорь Николаевич

СЗИУ РАНХи ГС студент.

CRISIS MANAGEMENT AS AN IMPERATIVE OF MODERN ECONOMIC POLICY

Реферат. Актуальность темы заключается в том, что кризисные ситуации проявляются в каждой из сфер общества. Кроме того, российская экономика уже в течение нескольких лет подвержена кризисным явлениям, которые влияют на общее состояние государства. В данной статье проведен анализ отечественного и зарубежного опыта влияния кризиса на экономику государства. Приведены меры государственного антикризисного управления, которые способствуют предотвращению последствий экономического кризиса.

Abstract. The relevance of the topic lies in the fact that crisis situations are manifested in each of the spheres of society's life. In addition, the Russian economy has been subject to crisis events for several years, which affect the overall state of the state. This article analyzes the domestic and foreign experience of the impact of the crisis on the state economy. Measures of state anti-crisis management that help prevent the consequences of the economic crisis are presented.

Ключевые слова: антикризисное управление, экономика, экономический цикл, кризис, стратегия противодействия кризисным тенденциям, государственное управление

Keywords: anti-crisis management, economy, economic cycle, crisis, strategy to counteract crisis trends, public administration

Введение. Актуальность темы обусловлена тем, что кризисные ситуации проявляются в каждой из сфер общества. Кроме того, российская экономика уже в течение нескольких лет подвержена кризисным явлениям, которые влияют на общее состояние государства. Непредсказуемые события и потрясения, связанные с экономическим кризисом, могут быть критичными для текущего состояния и развития страны. В связи с этим экономический кризис поднимает масштабную проблему обоснования антикризисных мер, которые способствуют результативной нейтрализации действий кризисных тенденция для экономики государства.

Постановка задачи.

Сегодня в России принято всего три вида антикризисных мер и общенациональный план деловой активности. Стоимость принятых мер составляет около 3,3 трлн. рублей, но как видно из практики исследований и опросов эти меры всего лишь малая часть. И, по мнению экспертов, длительное время экономика будет находиться в депрессивном состоянии, если не будут приняты более масштабные меры к решению проблем1. Так как меры, которые предприняты, не решают системных задач. Ситуация в мире сейчас не самая благоприятная. Ключевой глобальный риск связан с торговыми войнами и протекционизмом. В отношении нашей страны все это усугубляется санкциями.

Методика исследования.

Главной предпосылкой антикризисного управления служат эффективные связи между частно-корпоративным сектором и государством.

Такие связи помогают обеспечить оперативные реагирования на кризисные процессы. Антикризисная политика государства сформирована на изменении организационной структуры финансовой системы (национальной валюты).

Так же в условиях кризиса государство принимает активное участие в поддержке всех национальных субъектов и берет на себя социальные обязательства.

Государственная антикризисная политика — это:

—преодоление инфляционных ожиданий;

—нормативно-правовое регулирование;

—регулирование промышленного производства, и принятие мер для повышения конкурентоспособности.

Преодолеть кризисные процессы помогают антикризисные программы их сбалансированность по целям, затратам и результатам регулирования2.

Положительный эффект антикризисной политики складывается исторически определённой необходимостью создания безопасной экономической системы.

Мировой современный экономический кризис, имеет затянувшуюся продолжительность, что противоречит предварительным оценкам экспертов.

Государство зачастую при решении данной задачи ограничено рядом факторов, в частности:

- отсутствием адекватной информации (или наличием неадекватной);

- невозможностью удовлетворить интересы всех одновременно: меньшинство, как правило, всегда будет в проигрыше;

- приоритетом собственных интересов государственных служащих над интересами широкой публики или проблемой принципала-агента, которая характеризуется ассиметричностью информации, находящейся в распоряжении государственных чиновников, недостаточной заинтересованностью народных избранников в достижении всеобщего блага и невозможностью применения механизмов стимулирования и контроля, и коррупцией, распространенной на всех уровнях государственной власти.

В первую очередь государства требуется осуществление политики, направленной на защиту конкуренции, в частности создание антимонопольных и антитрестовых организаций.

При отсутствии социальной справедливости - грамотная социальная политика (обеспечение социального страхования, стимулирующие и компенсационные выплаты, продвижение и поддержка частной благотворительности и пр.), а также продуманная политика перераспределения доходов,

1 Масюкова Т.Г. Антикризисное управление как особый тип управления в условиях рынка / Т.Г. Масюкова / Сборник статей Международной научно-практической конференции «Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем», Уфа, 2017. - С. 14-16.

2 Борисова С.Г., Толмачева В.С. Антикризисное управление организацией: особенности, диагностика и выбор стратегии // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2016. № 3. С. 13-17. 4. Давыдова Ю.Ю. Проблемы антикризисного управления предприятием // Символ науки. 2016. № 9. С. 91-93.

учитывающая, в том числе и интересы меньшинства. Коррекция внешнего влияния - решение внешних проблем- осуществляется с помощью интернализации и социальных норм3.

Результаты и их обсуждение.

Усилий одного государства недостаточно для достижения целей национальных проектов. Поэтому необходимо налаживать партнерство государства и общества в решении социально-значимых задач, привлекать к этому частные инвестиции. Необходимо использовать государственные ресурсы для достижения конкретных эффектов.

С учетом получения положительного опыта, планируется распространить подобный подход на всю систему государственных программ. Система принятия антикризисных решений становится более гибкой, соединяя стратегическое и бюджетное планирование, а также, финансовый контроль4.

Эти меры направлены на повышение эффективности государственных инвестиций.

Правительством будет продолжаться работа и по привлечению частных вложений в экономику. Высокое внимание будет уделяться на нескольких направлениях: на реформировании в сфере контроля и надзора, так как система норм и требований должна быть удобной, эффективной.

Важно сосредоточить управленческие и финансовые ресурсы на создании благоприятных условий для бизнеса, что приблизит Россию к цели - вхождению в пятерку ведущих экономических стран. В России имеются стабильные условия для бизнеса, в том числе налоговые, наблюдается макроэкономическая стабильность.

Новые инвестиции в отечественную экономику дадут результат и принесут доход. Так же важно учитывать потенциал развития регионов, многие из них сегодня проводят большую хозяйственную работу, развивают инфраструктуру, а вложение инвестиций в города дает намного больший эффект по сравнению с другими территориями.

Отсутствие бизнес-модели экономического роста страны приводит к сложности в управлении Россией. Важно определиться с моделью и создать рабочую систему управления. В России есть конкретные цели, так же существуют всё необходимое для их достижения, но видимо механизмы и методы требуют корректировки.

Мировые кризисные атаки становятся неизбежными. Экономики развивающихся стран восприимчиво относятся к изменениям экономического цикла. Антикризисные меры должны приниматься с учётом антициклических принципов экономического развития.

Предпосылкой для стабильного экономического роста является снижение процентных ставок по банковским кредитам для предприятий, использующих кредиты для инвестиций.

Глобальный экономический кризис подтвердил важность антициклического регулирования управления внутренним спросом в развитых странах.

Для создания финансовой программы необходимо принятия мер:

-для частных и корпоративных инвесторов предоставлять льготные ставки;

- поддерживать корпоративных субъектов;

-предоставить предпринимательству доступ к кредитным продуктам;

- для инвестиционных кредитов снижение процентной маржи;

- упрощение таможенных процедур;

-укрепление институционального взаимодействия государства и частного, корпоративного сектора;

- финансовая поддержка инфраструктурных проектов.

Система управления рисками должна быть именно системой, определяющей постоянство и систематичность — это и будет успешное управление рисками.

Итак, главными императивами антикризисной политики России:

- бюджетная поддержка отраслей должна на долгосрочное развитие;

- финансирование объектов инфраструктуры;

- обеспечение гибкого трудового законодательства;

-снижение налогов для субъектов малого и среднего предпринимательства;

Важно обратить внимание, что антикризисной политики России в сегодняшних условиях необходимо наращивание социального и человеческого капитала, увеличение доходов населения.

Повышение государственных расходов во время кризиса может быть эффективным средством. Главными способами влияния государства являются кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги.

Антикризисная политика государства в сфере налогово-бюджетного регулирования имеет следующие параметры:

—оплата труда государственных служащих;

—объём государственных закупок;

—налоговые ставки;

3 Евдокимова А.В., Крюкова О.Г. Превентивное антикризисное управление: цели, задачи, особенности // Стратегии бизнеса: анализ, прогноз, управление. 2015. № 2(10). с. 10-14. 6. Кучер С.Э. Антикризисное управление: сущность, функции, методы // Экономика и социум. 2016. № 12-3(31). С. 567-572.

4 Рудакова О.Ю. Антикризисное управление организационными изменениями // Известия Алтайского государственного университета. 2015. № 86. том 1.- С. 151 - 157

—объём государственных вложений.

Антикризисные меры кредитно-денежной политики следующие:

—ограничения кредита;

—изменение условий кредитов (потребительского, биржевого, ипотечного);

—изменение учётной ставки ссудного процента;

—выкуп государством финансовых обязательств(краткосрочных);

—изменение правил обязательного резервирования для коммерческих банков.

Таким образом, главным стратегическим императивом антикризисной экономической политики является совершенствование всей социально-экономической системы России5. Реализацию антикризисных мер нельзя откладывать необходимо меры принимать сегодня.

Список литературы

1. Болатбекова Г.И. Антикризисное управление как новая парадигма управления / Г.И. Колатбекова / Сборник статей VI Международной научно-практической конференции «European Science Conference», Пенза, 2017 г. - с. 79-82.

2. Борисова С.Г., Толмачева В.С. Антикризисное управление организацией: особенности, диагностика и выбор стратегии // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2016. № 3. С. 13-17. 4. Давыдова Ю.Ю. Проблемы антикризисного управления предприятием // Символ науки. 2016. № 9. С. 91-93.

3. Евдокимова А.В., Крюкова О.Г. Превентивное антикризисное управление: цели, задачи, особенности // Стратегии бизнеса: анализ, прогноз, управление. 2015. № 2(10). с. 10-14. 6. Кучер С.Э. Антикризисное управление: сущность, функции, методы // Экономика и социум. 2016. № 12-3(31). С. 567572.

4. Масюкова Т.Г. Антикризисное управление как особый тип управления в условиях рынка / Т.Г. Масюкова / Сборник статей Международной научно-практической конференции «Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем», Уфа, 2017. - С. 14-16.

5. Рудакова О.Ю. Антикризисное управление организационными изменениями // Известия Алтайского государственного университета. 2015. № 86. том 1.- С. 151 - 157

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВА ПО СДЕРЖИВАНИЮ СНИЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПЕРИОД КОРОНАВИРУСНОЙ ЭПИДЕМИИ

Филинков Александр Михайлович

к.э.н., доцент кафедры «Экономики предприятий и организаций» ФГАОУ ВО «Севастопольский Государственный Университет»

Белышева Галина Георгиевна ассистент кафедры «Экономики предприятий и организаций» ФГАОУ ВО «Севастопольский Государственный Университет»

Аннотация. В данной статье рассматривается ситуация, сложившаяся в период коронавирусной эпидемии предприятий. Об экономических мерах государства по сдерживанию снижения прибыли предприятий.

Abstract. This article examines the situation that has developed during the coronavirus epidemic of enterprises. On economic measures of the state to curb the decline in profits of enterprises.

Ключевые слова: экономика, государство, коронавирус, предприятие.

Keywords: economy, state, coronavirus, enterprise._

В который раз мировая рыночная экономика попадает в сложную экономическую ситуацию, когда субъекты рыночного сектора не могут самостоятельно преодолеть трудности и единственным субъектом, на который возлагается надежда, выступает государство. Рассмотрим в тезисной форме отдельные положения, связанные с сокращением прибыли предприятий в период эпидемии коронавируса и предпринимаемых государством мер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Период эпидемии коронавируса оказывает системное воздействие на все сферы общественной жизни, в том числе и на экономику. Цель рыночная экономика попадает получение прибыли. Но, следует констатировать, что в условиях коронавируса под угрозу ставится, в конечном счете, достижение именно данной целевой установки предприятий, следовательно, появляется еще один нерыночный фактор для фиаско рынка. И реальные факты подтверждают данную негативную тенденцию.

Как отмечено в одном источнике, доля убыточных организаций в I полугодии 2020 года, согласно данным Росстата, выросла на 3,9 процентного пункта по сравнению с показателем за аналогичный период 2019 года и составила 35,3%. Доля прибыльных организаций, соответственно, составила 64,7% [1].

5 Рудакова О.Ю. Антикризисное управление организационными изменениями // Известия Алтайского государственного университета. 2015. № 86. том 1.- С. 151 - 157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.