Научная статья на тему 'ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВА ПО СДЕРЖИВАНИЮ СНИЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПЕРИОД КОРОНАВИРУСНОЙ ЭПИДЕМИИ'

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВА ПО СДЕРЖИВАНИЮ СНИЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПЕРИОД КОРОНАВИРУСНОЙ ЭПИДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВО / КОРОНАВИРУС / ПРЕДПРИЯТИЕ / ECONOMY / STATE / CORONAVIRUS / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филинков Александр Михайлович, Белышева Галина Георгиевна

В данной статье рассматривается ситуация, сложившаяся в период коронавирусной эпидемии предприятий. Об экономических мерах государства по сдерживанию снижения прибыли предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВА ПО СДЕРЖИВАНИЮ СНИЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПЕРИОД КОРОНАВИРУСНОЙ ЭПИДЕМИИ»

34

"CHRONOS" ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ #3(28), 2020

—объём государственных вложений.

Антикризисные меры кредитно-денежной политики следующие:

—ограничения кредита;

—изменение условий кредитов (потребительского, биржевого, ипотечного);

—изменение учётной ставки ссудного процента;

—выкуп государством финансовых обязательств(краткосрочных);

—изменение правил обязательного резервирования для коммерческих банков.

Таким образом, главным стратегическим императивом антикризисной экономической политики является совершенствование всей социально-экономической системы России5. Реализацию антикризисных мер нельзя откладывать необходимо меры принимать сегодня.

Список литературы

1. Болатбекова Г.И. Антикризисное управление как новая парадигма управления / Г.И. Колатбекова / Сборник статей VI Международной научно-практической конференции «European Science Conference», Пенза, 2017 г. - с. 79-82.

2. Борисова С.Г., Толмачева В.С. Антикризисное управление организацией: особенности, диагностика и выбор стратегии // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2016. № 3. С. 13-17. 4. Давыдова Ю.Ю. Проблемы антикризисного управления предприятием // Символ науки. 2016. № 9. С. 91-93.

3. Евдокимова А.В., Крюкова О.Г. Превентивное антикризисное управление: цели, задачи, особенности // Стратегии бизнеса: анализ, прогноз, управление. 2015. № 2(10). с. 10-14. 6. Кучер С.Э. Антикризисное управление: сущность, функции, методы // Экономика и социум. 2016. № 12-3(31). С. 567572.

4. Масюкова Т.Г. Антикризисное управление как особый тип управления в условиях рынка / Т.Г. Масюкова / Сборник статей Международной научно-практической конференции «Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем», Уфа, 2017. - С. 14-16.

5. Рудакова О.Ю. Антикризисное управление организационными изменениями // Известия Алтайского государственного университета. 2015. № 86. том 1.- С. 151 - 157

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВА ПО СДЕРЖИВАНИЮ СНИЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПЕРИОД КОРОНАВИРУСНОЙ ЭПИДЕМИИ

Филинков Александр Михайлович

к.э.н., доцент кафедры «Экономики предприятий и организаций» ФГАОУ ВО «Севастопольский Государственный Университет»

Белышева Галина Георгиевна ассистент кафедры «Экономики предприятий и организаций» ФГАОУ ВО «Севастопольский Государственный Университет»

Аннотация. В данной статье рассматривается ситуация, сложившаяся в период коронавирусной эпидемии предприятий. Об экономических мерах государства по сдерживанию снижения прибыли предприятий.

Abstract. This article examines the situation that has developed during the coronavirus epidemic of enterprises. On economic measures of the state to curb the decline in profits of enterprises.

Ключевые слова: экономика, государство, коронавирус, предприятие.

Keywords: economy, state, coronavirus, enterprise._

В который раз мировая рыночная экономика попадает в сложную экономическую ситуацию, когда субъекты рыночного сектора не могут самостоятельно преодолеть трудности и единственным субъектом, на который возлагается надежда, выступает государство. Рассмотрим в тезисной форме отдельные положения, связанные с сокращением прибыли предприятий в период эпидемии коронавируса и предпринимаемых государством мер.

1.Период эпидемии коронавируса оказывает системное воздействие на все сферы общественной жизни, в том числе и на экономику. Цель рыночная экономика попадает получение прибыли. Но, следует констатировать, что в условиях коронавируса под угрозу ставится, в конечном счете, достижение именно данной целевой установки предприятий, следовательно, появляется еще один нерыночный фактор для фиаско рынка. И реальные факты подтверждают данную негативную тенденцию.

Как отмечено в одном источнике, доля убыточных организаций в I полугодии 2020 года, согласно данным Росстата, выросла на 3,9 процентного пункта по сравнению с показателем за аналогичный период 2019 года и составила 35,3%. Доля прибыльных организаций, соответственно, составила 64,7% [1].

5 Рудакова О.Ю. Антикризисное управление организационными изменениями // Известия Алтайского государственного университета. 2015. № 86. том 1.- С. 151 - 157

"СНРЮЫОБ" ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ #3(28), 2020

35

Таблица 1.1

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) [2]_

2020 г. Справочно 2019 г.

Млрд., рублей в % к соответствующему периоду предыдущего года Млрд., рублей в % к соответствующему периоду предыдущего года

Январь 1238,7 76,0 1630,5 124,7

Январь-февраль 1847,4 70,4 2623,7 143,4

I квартал 1569,9 41,5 3782,3 149,0

Январь-апрель 2509,1 45,6 5508,2 151,4

Январь- май 3246,0 48,4 6702,0 136,5

2. Если рынок, как регулятор экономики, сокращает свое влияние под воздействием эпидемии, то, соответственно, должна возрасти роль и влияние второго основного регулятора - государства. И надо сказать, что, в целом государственные меры носят достаточно системный характер.

Но при этом государство должно учитывать наработанные наукой многочисленные факторы величины прибыли. В тех или иных условиях первоочередными являются различные факторы. Но всегда основополагающими выступают цены товаров и затраты предприятий. Если исходить из того, что важнейшими факторами величины выступают цена и затраты предприятий, то следует констатировать, что весьма незначительно влияние государства на цены товаров и услуг (так как экономика рыночная),

и в большей степени можно влиять на величину затрат. Поэтому основные государственные меры должны быть связаны (и связаны, как об этом можно судить по принимаемым мерам) с затратами предприятий и только в качестве резерва что-то может быть предпринято в сфере ценообразования.

3. К конкретным мерам поддержки предприятий относятся такие как:

- определение (и расширение) списка отраслей, пострадавших от эпидемии. Перечень наиболее пострадавших от коронавируса отраслей с кодами ОКВЭД утвердило Правительство РФ;

- выделение средств на поддержку судоходных компаний, аэропортов, туроператоров и предприятий других отраслей;

- принятие «Правил работы отраслей экономики в условиях сохранения рисков в период пандемии»;

- льготное кредитование и изменении условий погашения кредитов и другие меры.

- расширение перечня расходов на обеспечение нормальных условий труда и др.

4. Что касается воздействия на изменение величины затрат предприятий, то здесь следует отметить двойственность. С одной стороны, часть мер позволяет снизить затраты или увеличить доходы предприятий, с другой часть мер ведет к повышению затрат. Например, повышение затрат происходит закономерно, если увеличен перечень расходов на обеспечение нормальных условий труда. Также к увеличению затрат ведет появление расходов на проведение тестирования работников на коронавирус, которые являются обоснованными и экономически оправданными. Организация вправе учесть их в составе прочих расходов в качестве расходов на обеспечение нормальных (безопасных) условий труда [3].

Большая часть мер (особенно по налогообложению) ведет к увеличению доходов, следовательно, соответственно, сокращает затраты.

5. В свете принимаемых государством мер следует обратить внимание на то, что в составе затрат предприятий увеличивается та их доля, которые регулируются государством и, соответственно снижается та их часть, которая определяется рыночными условиями. В связи с этим возникает проблема, о которой мы ранее отмечали в своих работах,а именно проблема определения соотношения рыночного и государственного регулирования затрат предприятий. Напомним, как определяется данное соотношение [4].

В простейшем случае на примере затрат предприятий данная количественная характеристика может быть представлена в качестве отношения той части затрат, величина которых определена различного рода государственными мерами к той части затрат, которые всецело формируются под воздействием рынка. Данный показатель может быть назван коэффициентом регулируемости затрат. Надо сказать, что во многих ситуациях для определения степени развитости того иного экономического явления используется подобная методика. Например, наукоемкость продукции определяется удельным весом затрат на НИОКР в себестоимости продукции в целом.

Разумеется, что данный коэффициент будет различным для предприятий различных форм собственности и для различных этапов становления рынка. Более того, учитывая то обстоятельство, что затраты на регулируемые предприятием и нерегулируемые им, а также то, что органами регулирования могут выступать органы регулирования экономикой различного уровня, можно также указанный

36

''CHRONOS'' ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ #3(28), 2020

коэффициент определять в зависимости от субъекта регулирования. Так, процесс регулирования может быть разграничен на регулирование общегосударственное, отраслевое, региональное. И, соответственно, может быть определена та или иная величина затрат, определяемая на основе такого регулирования (в том числе и степень ограничения увеличения затрат по сравнению с объективно необходимой). Поэтому может быть рассчитано несколько показателей регулирования затрат, в зависимости от уровня государственного (нерыночного) регулирования.

6. Принятие мер государством должно идти параллельно мерам по снижению затрат, которые принимаются на предприятиях. Собственно, реализации государственных мер должен предшествовать анализ систем управления затратами. Знают ли предприятия что-то об этих системах, есть ли кадры, подготовленные для этой работы. Что сделано для сокращения затрат. У нас подготовлена большая армия экономистов, которые могли бы выполнить эту работу. В противном случае государственные средства будут косвенно поддерживать существующие затратные системы предприятий.

Литература:

1. Доля убыточных организаций в России в I полугодии 2020 года // https://tass.ru/ekonomika/9297597 URL: https://tass.ru/ekonomika/9297597 (дата обращения: 30.11.2020).

2. О финансовых результатах деятельности организаций в I полугодии 2020 года" // https://nangs.org/analytics/rosstat-o-finansovykh-rezultatakh-deyatelnosti-organizatsij URL: https://nangs.org/analytics/rosstat-o-finansovykh-rezultatakh-deyatelnosti-organizatsij (дата обращения: 30.11.2020).

3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.11.2020) ,пп. 7 п. 1 ст. 264

4. , ( Филинков А.М. Рыночное и государственное регулирование затрат предприятий:монография/ А.М. Филинков. - Севастополь: Изд- во СевНТУ,2010.- с.41).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.