Научная статья на тему 'НОВЫЕ ВЫЗОВЫ К АНТИКРИЗИСНЫМ МЕРАМ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ К АНТИКРИЗИСНЫМ МЕРАМ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
744
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ПРОТИВОКОВИДНЫЕ МЕРЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / CRISIS MANAGEMENT / COVID-19 PANDEMIC / ANTI COVID MEASURES / INVESTMENT CLIMATE / HR-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василенок В.Л., Алексашкина Е.И., Негреева В.В., Чайка В.Н.

Предметом данной статьи стали исследования применяемых антикризисных мер в хозяйствующих субъектах. Основополагающая цель представлена обоснованием влияния пандемии COVID-19 на внешние и внутренние факторы, формирующих антикризисный менеджмент как в организациях, так и в регионах, и в мировом масштабе в целом. Авторами определено, что кризис затронул не только хозяйственную деятельность организаций, но и различные другие сферы на институциональном, социально-экономическом, технократическом и эколого-биологическом уровнях. Последовательность изучения антикризисных мер начинается с государственной помощи бизнесу. Одно из управленческих решений связано с государственным регулированием, которое выступает макрорегулятором и стабилизатором бизнес-процессов и бизнес-среды. С введением противоковидных мер экономическая ситуация резко ухудшилась - резко снизилась деловая активность в стране, ряд запланированных участниками рынка, в том числе государством мероприятий не состоялся, упал рынок труда. В результате правительством был принят пакет законодательных решений, в том числе так называемый «Антикоронавирусный закон». Огромное значение имеют и другие функции государства: экономическая, политическая, культурная, функция охраны прав и свобод человека; функция содействия по обеспечению международного мира, функция сотрудничества с другими государствами и многие другие. Кроме того, авторами проведен анализ инвестиционного климата регионов и выявлено, что основные инвестиции были направлены на диверсификацию бизнеса непосредственно организациями или сотрудниками бизнес-структур. Особую важность имеет исследование адаптации компаний к изменениям в управлении персоналом в условиях коронакризиса. Отмечено, что малый бизнес наиболее гибко реагировал на сложную управленческую и экономическую ситуацию в условиях кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CHALLENGES TO ANTI-CRISIS GOVERNANCE IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC

The subject of this article is the study of the applied anti-crisis measures in business entities. The fundamental goal is presented by the rationale for the impact of the COVID-19 pandemic on external and internal factors that shape anti-crisis management both in organizations and in the regions, and globally as a whole. The authors determined that the crisis affected not only the economic activities of organizations, but also various other spheres at the institutional, socio-economic, technocratic and ecological-biological levels. The sequence of studying anti-crisis measures begins with state aid to business. One of the management decisions is related to government regulation, which acts as a macro-regulator and stabilizer of business processes and the business environment. With the introduction of counter-measures, the economic situation deteriorated sharply - business activity in the country sharply decreased, a number of events planned by market participants, including by the state, did not take place, and the labor market fell. As a result, the government adopted a package of legislative decisions, including the so-called "Anti-Coronavirus Law". Other functions of the state are also of great importance: economic, political, cultural, the function of protecting human rights and freedoms; the function of assistance to ensure international peace, the function of cooperation with other states and many others. In addition, the authors analyzed the investment climate of the regions and revealed that the main investments were aimed at business diversification directly by organizations or employees of business structures. Of particular importance is the study of companies' adaptation to changes in personnel management in the context of the coronavirus crisis. It is noted that small business reacted most flexibly to the difficult managerial and economic situation during the crisis.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ВЫЗОВЫ К АНТИКРИЗИСНЫМ МЕРАМ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

УДК 330; 65

Новые вызовы к антикризисным мерам управления в условиях пандемии

Д-р. экон. наук Василенок В.Л. fem1421@yandex.ru Алексашкина Е.И. ealexashkina@mail.ru Университет ИТМО 197101, Россия, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49 Канд. экон. наук Негреева В.В. v.negreeva@mail.ru

Канд. юр. наук Чайка В.Н. chaika_v@mail.ru Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 196105 Санкт-Петербург, Московский проспект 149

Предметом данной статьи стали исследования применяемых антикризисных мер в хозяйствующих субъектах. Основополагающая цель представлена обоснованием влияния пандемии COVID-19 на внешние и внутренние факторы, формирующих антикризисный менеджмент как в организациях, так и в регионах, и в мировом масштабе в целом. Авторами определено, что кризис затронул не только хозяйственную деятельность организаций, но и различные другие сферы на институциональном, социально-экономическом, технократическом и эколого-биологическом уровнях. Последовательность изучения антикризисных мер начинается с государственной помощи бизнесу. Одно из управленческих решений связано с государственным регулированием, которое выступает макрорегулятором и стабилизатором бизнес-процессов и бизнес-среды. С введением противоковидных мер экономическая ситуация резко ухудшилась - резко снизилась деловая активность в стране, ряд запланированных участниками рынка, в том числе государством мероприятий не состоялся, упал рынок труда. В результате правительством был принят пакет законодательных решений, в том числе так называемый «Антикоронавирусный закон». Огромное значение имеют и другие функции государства: экономическая, политическая, культурная, функция охраны прав и свобод человека; функция содействия по обеспечению международного мира, функция сотрудничества с другими государствами и многие другие. Кроме того, авторами проведен анализ инвестиционного климата регионов и выявлено, что основные инвестиции были направлены на диверсификацию бизнеса непосредственно организациями или сотрудниками бизнес-структур. Особую важность имеет исследование адаптации компаний к изменениям в управлении персоналом в условиях коронакризиса. Отмечено, что малый бизнес наиболее гибко реагировал на сложную управленческую и экономическую ситуацию в условиях кризиса.

Ключевые слова: антикризисное управление, пандемия COVID-19, противоковидные меры, инвестиционный климат, управление персоналом.

DOI: 10.17586/2310-1172-2020-13-4-113-124

New challenges to anti-crisis governance in the conditions of the pandemic

D.Sc. Vasilenok V.L. fem1421@yandex.ru Senior Lecturer Aleksashkina E.I. ealexashkina@mail.ru ITMO University 197101, Russia, St. Petersburg, Kronverksky pr., 49 Ph.D.Negreeva V.V. v.negreeva@mail.ru Ph.D. Chaika V.N. chaika_v@mail.ru Saint-Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia 196105 St. Petersburg, Moskovsky Prospect 149

The subject of this article is the study of the applied anti-crisis measures in business entities. The fundamental goal is presented by the rationale for the impact of the COVID-19 pandemic on external and internal factors that shape anticrisis management both in organizations and in the regions, and globally as a whole. The authors determined that the

crisis affected not only the economic activities of organizations, but also various other spheres at the institutional, socio-economic, technocratic and ecological-biological levels. The sequence of studying anti-crisis measures begins with state aid to business. One of the management decisions is related to government regulation, which acts as a macro-regulator and stabilizer of business processes and the business environment. With the introduction of counter-measures, the economic situation deteriorated sharply - business activity in the country sharply decreased, a number of events planned by market participants, including by the state, did not take place, and the labor market fell. As a result, the government adopted a package of legislative decisions, including the so-called "Anti-Coronavirus Law". Other functions of the state are also of great importance: economic, political, cultural, the function of protecting human rights and freedoms; the function of assistance to ensure international peace, the function of cooperation with other states and many others. In addition, the authors analyzed the investment climate of the regions and revealed that the main investments were aimed at business diversification directly by organizations or employees of business structures. Of particular importance is the study of companies' adaptation to changes in personnel management in the context of the coronavirus crisis. It is noted that small business reacted most flexibly to the difficult managerial and economic situation during the crisis.

Key words: crisis management, covid-19 pandemic, anti covid measures, investment climate, HR-management.

Введение

Современные реалии в мировом масштабе характеризуются обострением всех политических, экономических, гуманитарных сторон жизни. Произошла активизация всех факторов и условий, создающих кризисное состояние в экономических системах.

Кризисная ситуация, которая явилась следствием факторов внешней среды и, соответственно, воздействующая на внутреннюю среду организации. Исследования, проводимые пять-десять лет назад, показали, что в зарубежных странах перераспределение внешних и внутренних факторов, вызывающих неопределенность и нестабильность организаций, возникает в среднем на 25-30% из-за внешних факторов и на 70-75% из-за внутренних, связанных с неумелым, нерациональным управлением. В России это соотношение составляет 50^50 %% [1]. Пандемия показывает некоторое уравнивание этих факторов как в России, так и за рубежом. Следовательно, для начала определим два направления, которые будут способствовать стабилизации коронавирусной ситуации в стране.

Первое направление связано с государственным регулированием, так как в процессе восстановительного роста на всех уровнях институциональном, социетальном, технократическом и эколого-биологическом, решение всех проблем становится безотлагательным [2]. Среди них отметим следующие:

• недостаток или полное отсутствие правового регулирования кризиса, связанного с пандемией;

• смещение центра ответственности за решение проблем на регионы и бизнес-структуры;

• инфодемия, приводящая к дестабилизации психоэмоционального состояния граждан и, как следствие,

неадекватное восприятие и понимание политической, социально-экономической, гуманитарной и эколого-биологической ситуации в стране и мире;

• изменение инфраструктуры при создании инвестиционных объектов.

Таким образом, сложилась сложная многофакторная кризисная ситуация, которая требует быстрого и правильного решения для стабилизации, а в дальнейшем улучшения обстановки.

Влияние пандемии на внешние и внутренние факторы в условиях кризисного управления

Изучение современного кризисного менеджмента следует начать с исследования влияния пандемии на внешние и внутренние факторы его формирующие (рис. 1).

Международные:

Общеэкономические факторы, стабильность международной политики, международная конкуренция:

Национальные:

Политические, экономические, социально-демографические, культурные

Информационные:

Цифровые технологии, оповещение, реклама

Правовые:

Государственное регулирование на федеральном, региональном уровнях

Рыночные:

Формы конкуренции, научно-технические факторы, психографические

Г N

Экологические: развитие и сохранение

экосистем Природно-климатические: ресурсное обеспечение регионов

V_А

Социально-экономические Конкурентная среда и позиция фирмы Принципы деятельности

Ресурсы и их использование:

Трудовые, производственные, финансовые, материально-техническое обеспечение, маркетинговая политика

Организационные:

Внешние

Разрыв экономических связей со странами ближнего зарубежья и соответственно между предприятиями Изменения условий экспорта и импорта товаров

Внутренние

Неэффективность и нерациональность организации производственного процесса.

Неясность стратегической перспективы ее развития. Утрата собственного капитала в

обороте. Сбои в поставках материальных ресурсов.

Рис. 1. Влияние пандемии на внешние и внутренние факторы в условиях кризисного управления

Анализ рисунка показывает, что пандемия COVID-19 является наиболее довлеющим фактором на все элементы макро- и микросреды. В связи с этим необходимо определить какие возможные пути решения социально-экономических, эколого-биологических проблем могут быть применены и уже действуют в первую очередь. Ряд исследований, которые уже появились в экономической литературе прогнозируют несколько вариантов решения данной проблемы [3].

Одно из управленческих решений связано с государственным регулированием, которое выступает макрорегулятором и стабилизатором бизнес-процессов и бизнес-среды в целом. Но здесь возникает некая дилемма, так как проблемы, возникшие в результате внутреннего кризиса организации, должен решать топ-менеджмент или собственник бизнес-структуры, то есть нести полную ответственность за выход из кризиса. Тем не менее, ниже приведены ряд решений, принятых на государственном уровне для обеспечения стабилизации социально-экономических процессов в условиях кризиса, связанного с последствиями COVID-19.

Коронавирусная инфекция включена в МКБ (Международная классификация болезней) решением ВОЗ ООН и Международным комитетом по таксономии вирусов 11 февраля 2020 года. Таким образом, у ВОЗ возникло право объявления дополнительных мер применительно к международной обстановке, декларирования призывов государств к принятию стратегии реагирования на происходящее, связанное с распространением коронавирусной инфекции в мировом масштабе.

В марте 2020 года ВОЗ объявила «пандемию», вызванную распространением коронавируса, и указала на связанные с этим негативные последствия для экономической и торговой сфер. Что фактически не может не отразится на жизнедеятельности как практически любого отдельно взятого государства, так и его гражданах. 30

марта 2020 года было принято совместное заявление генеральных директоров ФАО , ВОЗ и ВТО «Смягчение последствий СОУГО-19 для торговли и рынков продовольствия», в котором все государства были призваны сделать равнодоступной и открытой полную информацию о мерах в области торговли, производства, потребления и запасов продовольствия, а также продовольственных ценах, позволить местным производителям и торговым предприятиям принимать информированные решения, сдерживать паническую скупку и создание запасов товаров. На что ряд стран приняли серьезнейшие меры по борьбе с коронавирусом, сопровождающиеся карантинными мероприятиями и ограничением прав граждан.

В России, как и в ряде смежных стран, ситуация с коронавирусом обострилась в марте 2020 года. В связи с чем федеральными органами власти были закрыты внешние границы, введен режим «самоизоляции» для граждан. Последнее подразумевало добровольное нахождение граждан по месту их проживания или пребывания в данный момент, запреты на посещение работы, учебы, общественных мест. Были закрыты магазины (кроме продуктов и аптек), в вузах и школах введено дистанционное обучение (образование), детские сады работали на прием детей тех родителей, чья работа требовала непосредственного нахождения для исполнения своих профессиональных обязанностей. В ряде субъектов Российской Федерации были введены санкции за нарушение режима так называемой «повышенной готовности».

Вследствие изложенных выше противоковидных мер экономическая ситуация резко ухудшилась - резко снизилась деловая активность в целом, ряд запланированных участниками рынка, в том числе государством мероприятий не состоялся, упал рынок труда. Под угрозой банкротства оказались многие организации (предприятия). В то же время вырос спрос на оказание дистанционных услуг во многих сферах жизнедеятельности.

В это же время был принят пакет законодательных решений, в том числе так называемый «Антикоронавирусный закон» - Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Также были расширены полномочия Правительства РФ в части инициативного введения режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности по такому новому основанию, как распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, с правом устанавливать обязательные для исполнения организациями (предприятиями) правил поведения в таких условиях (Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»). Был подписан указ Президента РФ о продлении «нерабочих дней» в России, с предоставлением главам регионов дополнительных полномочий по определению того, насколько жестким должен быть у них на местах этот режим (например, приостановление работы компаний независимо от формы их собственности), что вызвало дополнительную обеспокоенность среди экономистов и правоведов.

В то же время были введены долгожданные кредитные каникулы предпринимателям, попавшим из-за коронавируса в сложные экономические условия. Были определены свыше двадцати отраслей российской экономики, признанных наиболее пострадавшими в сложившихся условиях пандемии. Им должна быть оказана адресная поддержка со стороны государства.

Было введено такое понятие как «национальная гарантийная система поддержки малого и среднего предпринимательства». Она означает системное предоставление поручительств и гарантий по частным обязательствам при обращении к кредитным и иным финансовым ресурсам (Федеральный закон от 01.04.2020 № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства»). Также, до конца 2020 года были продлены временные запреты на банкротство по заявлению кредиторов, на повышение арендных платежей по государственному имуществу, а также запрет на проведение налоговых, таможенных и иных проверок в отношении малого и среднего предпринимательства.

Вышеизложенные меры были прописаны в Плане первоочередных мероприятий Правительства РФ от 17 марта 2020 года.

Верховный суд РФ выпустил разъяснения о применении российского законодательства в условиях действия пандемии (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) № 1. Утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г. В частности, в данном документе говорится о договорах, непреодолимой силе, исковой давности, процессуальных сроках, банкротстве, уголовной и административной ответственности. Было разрешено сдвигать сроки исполнения обязательств, если эпидемия стала для должника обстоятельством непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Но при этом Суд подчеркнул, что важно доказать именно чрезвычайность и непредотвратимость обстоятельств, связанных с эпидемией, и связь неисполнения обязательства этими обстоятельствами. Также должнику вменялось в обязанность четко показать, что он реально предпринимал разумные меры для снижения негативных последствий эпидемии. Помимо этого, было позволено восстанавливать процессуальные сроки,

пропущенные из-за коронавируса. Было дано важное разъяснение об автоматическом моратории на банкротство, независимо от того, связаны ли были причины банкротства с эпидемией или нет.

Необходимо констатировать, что приостановление действий по ряду направлений жизнедеятельности государства привело к тому, что ряд предприятий бизнеса и сектора малого предпринимательства просто не выжили из-за приостановки своей работы. Ухудшился так называемый кредитный портфель крупных банков России.

По факту в РФ не было принято решение о введении «карантинного режима», «режима повышенной готовности» или «режима чрезвычайной ситуации» (на основании ст. 8 Закона РФ о чрезвычайной ситуации). Тем не менее, введение схожих по характеру мер было передано главам регионов. Таким образом, во многих регионах РФ было установлено ограничение права граждан на свободу передвижения. И как результат происходит несомненное снижение экономического развития, ведущие к состоянию высокого уровня неопределенности - это в лучшем случае, а наиболее худший сценарий - это банкротство бизнес-структур.

Огромное значение имеют и другие функции государства: экономическая, политическая, культурная, функция охраны прав и свобод человека; функция содействия по обеспечению международного мира, функция сотрудничества с другими государствами и многие другие.

Особенно актуальными данные функции становятся при решении глобальных проблем человечества, затрагивающих все мировое сообщество. К числу основных глобальных проблем, сформировавшихся в период XX - начала XXI века, ученые относят:

• нарастающую угрозу третьей мировой войны с использованием ядерного, химического, бактериологического оружия;

• формирование однополярного мира, крах биполярной мировой системы;

• катастрофическое загрязнение окружающей среды: почвы, рек, озер, морей, мирового океана и даже околокосмического пространства;

• не снижающуюся проблему бедности и голода населения многих государств;

• масштабную добычу природных ресурсов и полезных ископаемых, многие из которых невозобновляемы;

• экономическую нестабильность и мировые кризисы в социально-политической и экономической сферах;

• стремительный рост населения в странах «третьего мира» и падение рождаемости в развивающихся государствах;

• масштабную безработицу, вызванную научно-техническим прогрессом;

• появление такого явления, как международный терроризм;

• распространение наркомании и других форм немедицинского потребления психоактивных веществ;

• появление ранее неизвестных человечеству болезней и патологий: СПИДа, коронавируса, тяжелых форм гриппа, иных распространяющихся инфекций;

• активное нарастание суицидальных тенденций практически во всех развитых государствах и ряд других.

Данные проблемы, которые существовали прежде как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху общепланетарный характер.

Отдельным примером антикризисной эпохи следует привести ситуацию с Законом о самозанятых гражданах, история которого начинается с 2013 года. За последние несколько лет данный закон претерпел ряд изменений. Так, в начале 2018 года говорилось о патенте для самозанятых, который выдавался бы после авансовой оплаты за разрешение на труд. Эта идея не нашла поддержки ни среди чиновников, ни среди населения. Осенью был принят к рассмотрению другой законопроект о налоге на профессиональный доход (НПД) самозанятых граждан. С каждым годом вносились новые поправки и коррективы. И на сегодняшний день, в свете «ковидных» изменений, когда все больше граждан остаются без работы и обустраивают свою трудовую деятельность через интернет, либо перестраивают свой бизнес таким образом, что работают удаленно или осуществляют работу выездного характера, данный Закон приобретает особую актуальность.

История легализации самозанятых в России тянется с 2013 года. После долгих обсуждений власти пришли к тому, что изменения для самозанятых нужно вводить постепенно. Распоряжением правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р государство запланировало это направление одним из приоритетных в политике на будущего.

30 ноября 2016 года федеральным законом №401-ФЗ законодательство определило круг профессий, относящихся к понятию «самозанятый». На тот момент в него вошли всего лишь 3 направления:

• сиделки и няни;

• домработницы и уборщицы;

• репетиторы.

Если рассмотреть категорию «самозанятые» более подробно, возможно сделать вывод, что обязательным условием попадания в нее является отсутствие работодателя и наемных работников.

То есть помимо принадлежности к одной из трех профессий, человек должен работать в одиночку, не прибегая к помощи сторонних лиц, а также не может состоять в каком-либо юридическим кругу лиц.

В период с 1 января 2018 по 31 декабря 2018 года для граждан РФ был проведен эксперимент: добровольная регистрация и полное освобождение от налогов и сборов. Чиновники рассчитывали, что это привлечет самозанятых выйти из тени. Но до конца надежды не оправдались, что связано, в том числе, с особенностями российского правового сознания - традиционно невысокое недоверие к решениям чиновников. Правовая культура населения должна измениться, но это требует времени и определенной работы со стороны власти, пропагандистской деятельности.

В 2019 году значительно дополнился список профессий для самозанятых. Также было в планах ввести патент на право трудовой деятельности для каждого вида отдельно. Патент для самозанятых граждан — это документ, который дает владельцу право на получение дохода от предпринимательской деятельности без оформления ИП. Правила и порядок получения патента регулируются государством.

Прогнозируемую цену патента озвучивали в 20 000 руб. на год без учета взносов в социальные фонды. Однако, данная попытка не принесла успеха, самозанятые граждане по-прежнему регистрируются не слишком охотно.

Неуспешность инициативы с идеей добровольной регистрации самозанятых заставила чиновников искать новые пути решения. 21 сентября 2018 года в Госдуме впервые был представлен к рассмотрению новый законопроект, разработанный МИНФИН совместно с ФНС. Текст имел множество поправок. Через 3 дня после внесения проекта закона по самозанятым было решено обсудить и принять его на осенней сессии парламента.

Закон о самозанятом населении вступил в силу с 1 января 2019 года и первоначально действовал в 4 субъектах РФ:

• Татарстане;

• Москве;

• Калужской области;

• Московской области.

В 2020 году была расширена территория действия закона о самозанятости, добавились новые регионы РФ.

Проект вводится экспериментально, как было указано выше, на 10 лет. После внедрения в этих регионах планируется распространить его по всей стране.

Первое чтение законопроекта в Государственной Думе состоялось 25 октября 2018 года. Были рассмотрены правовые аспекты регулирования труда самозанятых граждан. По его итогам было решено штрафовать самозанятых при попытке скрыть доход в первый раз на 20% от заработка, но не менее 1000 руб. А при повторном нарушении на всю величину неотбитого клиенту чека, но не менее 5000 руб.

Однако, на втором чтении закона, состоявшемся 13 ноября, минимальные суммы штрафов исчезли. Также в ходе чтений были приняты нормативы распределения налоговых поступлений по бюджетам:

• в бюджет субъектов РФ - 63%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• в ОМС - 37%.

Были рассмотрены рекомендации по продлению налоговых каникул для самозанятых. Освобождение от уплаты налогов и сборов для самозанятых было продлено вплоть до конца 2019 года.

Закон вступил в силу 15 ноября 2018, Президент РФ подписал запрет на изменение условий законопроекта в течение действия эксперимента. Это означает, что ни ставки, ни штрафы внезапно вырасти не смогут. Также утверждалось, что нормативно-правовое регулирование деятельности самозанятых лиц останется неизменным вплоть до 2028 года. Тем не менее, новости по проекту закона о самозанятых гражданах появляются в прессе регулярно. Были рассмотрены поправки для будущих клиентов самозанятых. Для организаций предусмотрены особые условия при сотрудничестве с ними. При определении налоговой базы предполагается не учитывать расходы, связанные с приобретением товаров и услуг у самозанятых лиц, если нет кассового чека. В случае утверждения эта поправка в текст законопроекта МИНФИНа приведет к существенному изменению всего налогового кодекса.

Что касается особенностей правового положения самозанятых граждан, то самозанятый человек в понимании налогового кодекса - это физическое лицо, занимающееся предпринимательством в одиночку, без найма работников и находящееся территориально в одном из указанных регионов. В законе ничего не сказано о прописке (регистрации, месте постоянного проживания) человека. Он может приехать из любого другого региона, например, в Москву и оформиться там как самозанятый, если будет работать на территории города. Это касается и тех людей, которые зарабатывают в интернете. Регистрация и снятие с учета самозанятых должна производиться посредством мобильного приложения «Мой налог». Для этого нужно лишь загрузить в него файлы заявления, фото и копии паспорта. Электронно-цифровая подпись не требуется.

Перейти на новый режим смогут не только частные лица, но и индивидуальные предприниматели (ИП). Но при переходе они должны уведомить ИФНС об этом в письменной форме в течение 1 месяца со дня постановки на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Если они не известят налоговую, то переход не засчитывается и налоги будут начисляться по прежней системе.

Но также существуют ограничения по видам деятельности. Новый режим не может применяться при следующих условиях:

• торговля подакцизными товарами;

• перепродажа товаров и имущественных прав, за исключением собственного имущества;

• добыча и продажа полезных ископаемых;

• лица, работающие по агентским договорам в интересах других людей;

• лица, чей заработок превышает 2,4 млн руб в год.

Новый налоговый режим нельзя совмещать с другими режимами. Согласно НК РФ предприниматель на упрощенке или ЕНВД может либо перейти на налогообложение профессионального дохода, либо остаться работать по старой системе.

Согласно Закону налогоплательщики, применяющие налогообложение на профессиональный доход, не будут платить НДФЛ по итогам года. Для них предусмотрен единый налог по итогам месяца:

• 4 % при работе с частными лицами;

• 6% при работе с организациями.

В эти проценты отчисления уже входят взносы на медицинское страхование в размере 37% от уплаченной суммы налога. А пенсионные взносы согласно законопроекту самозанятый сможет платить добровольно и в таком размере, как ему хочется. Про социальное страхование сказано, что самозанятый не признается плательщиком таких взносов.

Утвержденный срок уплаты по новому налогу - 25 число каждого месяца, следующего после отчетного. То есть, к примеру, налог за январь 2020 уплачивается в срок до 25 февраля того же года. При этом налогоплательщику не придется вручную считать сумму налога: мобильное приложении «Мой налог» делает это за него и 10 числа отчетного месяца присылает уведомление с готовой суммой к уплате. А если сумма к уплате меньше 100 рублей, то она переносится на следующий период (месяц). При этом датой свершения сделки признается день получения дохода. Именно в этот день самозанятый должен зарегистрировать сделку в мобильном приложении и сформировать чек на продажу. Чек можно передать клиенту как в бумажном варианте, так и в электронном посредством СМС или электронной почте.

Каждый десятый работоспособный гражданин в РФ является самозанятым работником. В условиях ситуации с ковидом хотелось бы попытаться проанализировать ситуацию, в которой оказались самозанятые граждане в условиях пандемии и изоляции. В России для нераспространения коронавирусной инфекции были введены ограничительные меры, устанавливающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, а также ограничения граждан (об этом мы писали выше). В стране были закрыты места скопления людей (весна 2020 года). Прекратили работу кафе, рестораны и т.п., кинотеатры, спортзалы, салоны бытовых услуг и т.д. Ограничено транспортное сообщение. Граждане, в т. ч. самозанятые, попали под режим самоизоляции.

Это оказалось тяжелее всего - у самозанятых граждан отсутствуют социальные гарантии. Однако, была разрешена работа курьеров, таксистов. Многие самозанятые в результате перешли на удаленную работу. Значительное количество консультационных услуг стало оказываться посредством интернета. Повысился спрос на услуги в сфере компьютерной, бытовой техники. По оценкам специалистов самым значимым спросом пользуются курьеры, репетиторы, консультанты, психологи, юристы, бухгалтеры.

Безусловно, одна из задач государства - благосостояние граждан, поэтому среди антикризисных мер в целях безопасности развития криминального рынка государством принимаются следующие меры помощи занятым:

Самозанятые имеют упрощенный порядок оформления пособия по безработице (при этом нужно отказаться от статуса самозанятого). Принимаются меры к тому, чтобы для малого и среднего бизнеса стали доступны льготные условия по кредитам, льготные условия лизинга (если это «основные средства»), предоставление на льготных условиях возможности арендовать имущество, принадлежащее государству. Также предусматривается отсрочка по уплате платежей за аренду федерального имущества. В том случае, если доход физического лица, взявшего кредит, сократился на 30% - предусматривается реструктуризация долга. При этом льготы для самозанятых регулируются на уровне отдельно взятого субъекта РФ. Предусматриваются и другие меры поддержки.

Снятие ограничений на работу самозанятых граждан регулируют региональные власти, как было сказано выше, исходя из ситуации в данном регионе. Все это должно работать на усиление безопасности страны в целом, поскольку принимаемые государством меры в период пандемии относительно правового положения самозанятых граждан являются составной частью экономической безопасности.

Изменение инфраструктуры при создании инвестиционных объектов

Несмотря на сложность и критическую ситуацию в стране, регионы стараются успешно справляться со сложившейся ситуацией. Основой для процедуры решения вопросов, связанных с развитием индустриальных парков, технопарков, социальной инфраструктуры, служит принципиальный подход к оценке экономической

эффективности комплексного развития регионов. Особую важность приобретают принципы государственной поддержки комплексного развития территорий регионов и принцип софинансирования, взаимообязанности и синхронизации при участии с инвестиционными программами и в процессе их реализации [4]. В связи с этим проанализируем инвестиционный климат в регионах, который имеет относительно положительную динамику, несмотря на все трудности, возникшие перед административными и хозяйствующими субъектами в 2020 г.

Инвестиционный климат российских предприятий во многом влияет на трансформацию производственных систем от традиционных к логистически организованным, что увеличивает их конкурентоспособность [5]. Пристальное внимание этому направлению уделено на основании его востребованности в развитии всей инфраструктуры регионов в целом, в том числе, и социальной инфраструктуры. Такое развитие требует инвестиций в инфраструктуру, которую можно классифицировать на «мягкую» и «твердую» (табл. 1).

Таблица 1

Классификация инфраструктуры при логистическом развитии

«Мягкая» инфраструктура «Твердая» инфраструктура

• информационные сети; • знания и навыки, способности к управлению; • стандарты; • логистические стратегии; • институциональные рамки. • авто, железнодорожные, внутренние водные артерии и воздушные сети; • порты (морские, речные, воздушные); • логистические центры; • грузовые терминалы, склады; • оборудование.

Источник: [6]

Инвестиции в современную инфраструктуру позволяют менять бизнес-модели в производственном цикле, непосредственно его длительность и атрибуты готовой продукции. Но здесь возникает дилемма. С одной стороны, возникают новые проблемы, связанные с дополнительным ресурсным обеспечением производства, обновленной номенклатурой и ассортиментом. С другой, расширяются возможности менеджмента для принятия управленческих решений, например, при инвестировании в уберизацию, коммуникации, информационные технологии, программное обеспечение, транспортные средства, оборудование и т.п.

Для аргументации наших выводов ниже представлен национальный рейтинг инвестиционного климата топ-15 регионов РФ, представленный Агентством стратегических инициатив за 2016-2020 гг. (табл. 2). В рейтинг включено 44 показателя и рассчитывает по четырем направлениям [7]:

• регуляторная среда;

• институты для бизнеса;

• инфраструктура и ресурсы;

• поддержка малого предпринимательства.

Таблица 2

Сравнительный анализ инвестиционного климата по регионам РФ за 2016-2020 гг. [8]

№ Регион Место в рейтинге Динамика развития 2020/2019

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

1 Москва 10 3 2 1 1 0

2 Республика Татарстан 1 1 3 2 2 0

3 Тюменская область 5 6 1 3 12 -9

4 Калужская область 3 5 13 4 8 -4

5 Санкт-Петербург 22 17 4 5 4 +1

6 Тульская область 4 4 5 6 3 +3

7 Московская область 21 9 9 7 5 +2

8 Белгородская область 2 23 11 8 7 +1

9 Ленинградская область 34 20 12 9 13 -4

10 Краснодарский край 7 7 6 13 6 +7

11 Новгородская область 29 14 11 +3

12 Воронежская область 23 8 7 15 15 0

13 Республика Башкортостан 20 13 23 16 9 +7

14 Ханты-Мансийский автономный округ -Югра 9 30 14 17 14 -3

15 Ярославская область 25 17 18 10 +8

По сравнению с 2019 г. из топ-15 регионов ушли такие, как Чувашская Республика, Ульяновская область, Тамбовская область. Как видно из таблицы, несмотря на сложную ситуацию, связанную с пандемией в двух регионах наблюдается инвестиционно-стабильное положение, это г. Москва, Республика Татарстан и Воронежская область. Наибольший скачок инвестиций произошел в Краснодарском крае, Ярославской области, Республике Башкортостан.

В 2020 г. особое внимание было уделено развитию социальной инфраструктуры в сфере здравоохранения. Министерством Обороны построено 29 медицинских центров в 22 субъектах Российской Федерации [9].

Нестабильность и неопределенность обстановки вынудила бизнес-структуры диверсифицировать свою деятельность, что стало наиболее актуальным. Такой подход к трансформации бизнеса требует инвестиций в ряд новых технологий, но только в быстрореализуемые цифровые технологии. Наиболее востребованные из них: автоматическая идентификация и сенсоры; ИТ-инструменты для оптимизации; предиктивная аналитика; роботизация и автоматизация; интернет вещей (IoT). Статистика показывает, что приблизительно 70% компаний собираются внедрять различные цифровые платформы; около 30% бизнес-структур рассматривают возможность инвестировать в big data и предиктивную аналитику; примерно 20% в среднесрочной перспективе планируют использовать блокчейн [10].

Некоторые аспекты для разрешения кризисной ситуации

Для выхода из кризисной ситуации, связанной с пандемией сначала необходимо определить из каких отраслей экономики компании пострадают в большей степени. Перечень таких отраслей и компаний в эпоху глобализации и уберизации экономики может оказаться максимально широким, в большей степени последствия пандемии могут затронуть сектор услуг, ритейла, в том числе логистическая деятельность, рынок event-площадок, на котором задействована широкая сеть креативных пространств. Например, сеть пространств Soulfulloft на рынке г. Москвы в начале года имела более 1200 площадок, на сегодняшний день их осталось 700 [11]. Причиной явился запрет на организацию массовых мероприятий.

Еще в самом начале установки запретов, мало кто представлял тот объем убытков, какие будут иметь место в условиях пандемии [12]. В первую очередь выявлены такие основные проблемы, как слаборазвитое или полностью отсутствующее законодательное регулирование; расширение обстоятельств, при которых организации, предпринимательские структуры попадают под процедуру банкротства и другие (рис. 2). В том случае, если организация находится в состоянии неплатежеспособности или на грани банкротства, то следует определиться, как провести реструктуризацию долгов для сокращения во времени действия моратория [13].

Анализируя рисунок, следует отметить, что создавшаяся кризисная ситуация в период пандемии охватывает всех бизнес-партнеров и контрагентов, а не только одну отдельно взятую организацию. В связи с этим первостепенной задачей становится проведение переговоров со всеми участниками бизнес-процесса не только по реструктуризации долгов, но и по другим возникающим вопросам, в том числе, и по снижению уровня рисков [14]. Превентивными мерами следует отметить следующие: необходимость проведения юридического аудита; реструктуризация активов и пассивов компании; внедрение инновационных моделей по выходу компании из кризиса с учетом всего комплекса мер, анонсированного президентом и правительством РФ; оптимизация кадрового менеджмента, без остановки работы компании и массовых увольнений с учетом объявленных фискальных мер поддержки малых и средних предприятий.

Принятие управленческого решения

• проведение экспертной оценки устойчивости бизнеса;

• определение слабых мест;

• выявление ресурсов, необходимых для переориентации бизнеса;

• применение ряда антикризисных мер, в том числе:

- поиск новых рынков;

- новые форматы взаимодействия с потребителями;

- ведение переговоров с контрагентами по реструктуризации долгов

Тесное взаимодействие бизнес-партнеров

Рис. 2. Процесс разрешения кризиса по реструктуризации долгов

В связи со сложившейся ситуацией уже 38% ^-компаний в коронакризис сменили подход к управлению персоналом на более гибкий и свободный [15]. Новое исследование, проведенное в период 20 ноября - 10 декабря 2020 г. сервисом SuperJob, показало следующие результаты в кадровом менеджменте. 41% работодателей планируют усилить контроль и дисциплину, из них 23% уже провели такого плана организационные мероприятия, но оставшиеся 18% выбрали политику свободы и гибкости. При этом в исследовании отмечается, что малый бизнес с численностью в штате менее 100 сотрудников быстрее реагирует на организационные изменения в управлении персоналом, чем компании, в которых численность персонала превышает 100 человек. Это соотношение составляет 44% и 39%, соответственно (табл. 2).

Таблица 2

Адаптация компаний к изменениям в управлении персоналом в условиях коронакризиса

Малый бизнес с численностью до 100 чел. Средний бизнес с численностью от 100 до 1000 чел. Крупный бизнес с численностью более 1000 чел.

Вносят изменения в управление персоналом (гибкий подход) 44% 20% 39%

Выбор политики усиления контроля (жесткий подход) 24% 19% 27%

Если анализировать компании по сферам деятельности, то гибкие практики выбирают 63% 1Т-компаний и 52% логистических компаний, которые предоставляют своим сотрудникам больше свободы - 38 и 29%, соответственно. Противоположность составляют строительство (30%), торговая сфера (27%) и в производстве (23%). В этих отраслях отмечается жесткий подход в управлении персоналом.

Выводы

В заключение следует отметить, что проблемы вызывает чрезвычайное нормотворчество в РФ на фоне всемирной пандемии, длящейся с весны 2020 года, вводимые ограничительные практики. Востребованными оказались и долгосрочная поддержка бизнес-структур, и меры по так называемой «заморозке» отечественной экономики.

Основные проблемы

• полностью отсутствующее законодательное регулирование;

• расширение обстоятельств, при которых организации попадают под процедуру банкротства, например, обвал продаж

Кроме того, особое внимание вызывает инвестиционный климат регионов, что непосредственно связанно с диверсификацией деятельности бизнес-структур.

Также уделено внимание различным антикризисным мерам в условиях пандемии, которые компании применяют в своей деятельности и приводят к модернизации технологий. Такой подход поможет большему числу компаний различных отраслей быть гибкими в принятии управленческих решений и позволит оптимизировать работу сотрудников в дистанционном формате.

Таким образом, следует уделять особое внимание развитию современной науки управления, проблемам функционирования хозяйствующих субъектов, явлениям макро- и микросреды для разработки новых антикризисных мер в условиях пандемии.

Литература

1. Алексашкина Е.И., Мартыненко О.В., Негреева В.В., Печеневская М.А., Салманов А.Б., Чайка В.Н. Антикризисное управление и экономическая безопасность: Учебное пособие. / СПб.: СПБУ ГПС МЧС России, 2020. - C. 19-26.

2. Шапиро Н. А. Основания для восстановительного роста бизнеса после пандемии COVID-19 // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». Выпуск 2(41), 2020. - с.58-64 / DOI 10.17586/2310-1172-2020-13-2-58-64

3. Шапиро Н. А. Пандемия covid-19 - фактор разрушения образовательных рутин. / Современное общество: проблемы, противоречия, решения. Сборник научных трудов Межвузовского научного семинара 29 мая 2020 г. / Санкт-Петербургский горный университет. СПб, 2020. 313 с. cc.308- 312

4. План создания инвестиционных объектов инфраструктуры [Электронный ресурс] URL: https://asi.ru/government_officials/rating/investment/ (дата обращения: 10.12.2020 г.)

5. Василенок В.Л., Круглова А.И., Алексашкина Е.И., Негреева В.В., Пластунова С.А. Основные тренды цифровой логистики // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент -2020. - № 1(40). - С. 69-78.

6. ЖмайлоА.Ф. Оценка инвестиционных проектов в логистической системе / А.Ф. Жмайло. - СПб., 2013.

7. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах. Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс] URL: https://asi.ru/government_officials/rating/ (дата обращения: 13.12.2020 г.)

8. Шпакович Д.К., Алексашкина Е.И., Негреева В.В. Инвестиционная привлекательность предприятия и методы ее оценки // Modern Economy Success - 2019. - № 3. - С. 127-133.

9. Брацкий Я. Шойгу заявил, что с начала года МО РФ построило 29 медицинских центров [Электронный ресурс] URL: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/20201221615-SmA6D.html (дата обращения: 20.12.2020 г.)

10. Марчук А. В какие технологии инвестируют логистические компании. Дата обновления: 7 октября 2020. [Электронный ресурс] URL: https://pro.rbc.ru/news/5e2e55c69a7947036973ec6f (Дата обращения: 06.12.2020)

11. Сапожников П. Антивирусный менеджмент: в результате пандемии компании становятся эффективнее [Электронный ресурс] URL: https://billionaireschool.ru/antivirusnyj-menedzhment-v-rezultate-pandemii-kompanii-stanovjatsja-jeffektivnee/ (дата обращения: 11.12.2020 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Двойченков П. Антикризисные меры в условиях пандемии [Электронный ресурс] URL: https://pravo.ru/opinion/219970/ (дата обращения: 10.12.2020 г.)

13. Кризис-менеджмент в условиях пандемии Covid-19 [Электронный ресурс] URL: crisis-management-covid-19.pdf (дата обращения: 09.12.2020 г.)

14. Martynenko O.V., Domnin A.D., Makarova O.N. Management of the Economic Subject and Minimization of Accounting Risks // Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, materials of the 33rd international cjnference on April 10-11 2019, Spain 1995-1958 p.

15. Исследовательский центр портала Superjob.ru. 38% IT-компаний в коронакризис сменили подход к управлению персоналом на более гибкий и свободный [Электронный ресурс] URL: https://www.superj ob.ru/research/articles/ 112582/38/?utm_source=rassylka-issledovaniya&utm_medium=email&utm_campaign=20201216-rassylka-issledovaniya-17916&utm_content=120708025-1000001-1 (дата обращения: 18.12.2020 г.)

16. Негреева В.В., Замятина А.А., Шпакович Д.К., Шаронова А.Д. Использование цифровых технологий в логистике // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент - 2020. - № 2(41). - С. 94-102.

17. Шапиро Н.А. Мезохозяйственная система как инструмент разработки технологий обеспечения конкурентоспособности территорий / Технологическое развитие как стратегический приоритет формирования конкурентоспособной экономики Казахстана: [Монография]/ под. редакцией Болгауова Т.А.,

Кайгородцева А.А., Абылайхановой Т.А. - Усть — Каменогорск: Восточно-Казахстанский государственный университет им. С.Аманжолова, 2017, с.40-51

References

1. Aleksashkina E.I., Martynenko O.V., Negreeva V.V., Pechenevskaya MA., Salmanov A.B., CHajka V.N. Antikrizisnoe upravlenie i ekonomicheskaya bezopasnost': Uchebnoe posobie. □ SPb.: SPBU GPS MCHS Rossii, 2020.- C. 19-26.

2. SHapiro N. A. Osnovaniya dlya vosstanovitel'nogo rosta biznesa posle pandemii COVID-19// Nauchnyj zhurnal NIU ITMO. Seriya «Ekonomika i ekologicheskij menedzhment». Vypusk 2(41), 2020. - s.58-64 / DOI 10.17586/2310-1172-2020-13-2-58-64

3. SHapiro N. A. Pandemiya covid-19 - faktor razrusheniya obrazovatel'nyh rutin. / Sovremennoe obshchestvo: problemy, protivorechiya, resheniya. Sbornik nauchnyh trudov Mezhvuzovskogo nauchnogo seminara 29 maya 2020 g. / Sankt-Peterburgskij gornyj universitet. SPb, 2020. 313 s. cc.308- 312

4. Plan sozdaniya investicionnyh ob"ektov infrastruktury Elektronnyj resurs] URL: https://asi.ru/government_officials/rating/investment/ (data obrashcheniya: 10.12.2020 g.)

5. Vasilenok V.L., Kruglova A.I., Aleksashkina E.I., Negreeva V.V., Plastunova S.A. Osnovnye trendy cifrovoj logistiki // Nauchnyj zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskij menedzhment - 2020. - № 1(40). - S. 69-78.

6. ZHmajlo A.F. Ocenka investicionnyh proektov v logisticheskoj sisteme / A.F. ZHmajlo. - SPb., 2013.

7. Nacional'nyj rejting sostoyaniya investicionnogo klimata v regionah. Agentstvo strategicheskih iniciativ [Elektronnyj resurs] URL: https://asi.ru/government_officials/rating/ (data obrashcheniya: 13.12.2020 g.)

8. SHpakovich D.K., Aleksashkina E.I., Negreeva V.V. Investicionnaya privlekatel'nost' predpriyatiya i metody ee ocenki //Modern Economy Success - 2019. - № 3. - S. 127-133.

9. Brackij YA. SHojgu zayavil, chto s nachala goda MO RF postroilo 29 medicinskih centrov [Elektronnyj resurs] URL: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/20201221615-SmA6D.html (data obrashcheniya: 20.12.2020 g.)

10. Marchuk A. V kakie tekhnologii investiruyut logisticheskie kompanii. Data obnovleniya: 7 oktyabrya 2020. [Elektronnyj resurs] URL: https://pro.rbc.ru/news/5e2e55c69a7947036973ec6f (Data obrashcheniya: 06.12.2020)

11. Sapozhnikov P. Antivirusnyj menedzhment: v rezul'tate pandemii kompanii stanovyatsya effektivnee [Elektronnyj resurs] URL: https://billionaireschool.ru/antivirusnyj-menedzhment-v-rezultate-pandemii-kompanii-stanovjatsja-jeffektivnee/ (data obrashcheniya: 11.12.2020 g.)

12. Dvojchenkov P. Antikrizisnye mery v usloviyah pandemii [Elektronnyj resurs] URL: https://pravo.ru/opinion/219970/ (data obrashcheniya: 10.12.2020 g.)

13. Krizis-menedzhment v usloviyah pandemii Covid-19 [Elektronnyj resurs] URL: crisis-management-covid-19.pdf (data obrashcheniya: 09.12.2020 g.)

14. Martynenko O.V., Domnin A.D., Makarova O.N. Management of the Economic Subject and Minimization of Accounting Risks // Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, materials of the 33rd international cjnference on April 10-11 2019, Spain 1995-1958 p.

15. Issledovatel'skij centr portala Superjob.ru. 38% IT-kompanij v koronakrizis smenili podhod k upravleniyu personalom na bolee gibkij i svobodnyj [Elektronnyj resurs] URL: https://www.superj ob.ru/research/articles/ 112582/38/?utm_source=rassylka-issledovaniya&utm_medium=email&utm_campaign=20201216-rassylka-issledovaniya-17916&utm_content=120708025-1000001-1 (data obrashcheniya: 18.12.2020 g.)

16. Negreeva V.V., Zamyatina A.A., SHpakovich D.K., SHaronova A.D. Ispol'zovanie cifrovyh tekhnologij v logistike // Nauchnyj zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskij menedzhment - 2020. - № 2(41). - S. 94-102.

17. SHapiro N.A. Mezohozyajstvennaya sistema kak instrument razrabotki tekhnologij obespecheniya konkurentosposobnosti territorij / Tekhnologicheskoe razvitie kak strategicheskij prioritet formirovaniya konkurentosposobnoj ekonomiki Kazahstana: [Monografiya]/ pod. redakciej Bolgauova T.A., Kajgorodceva A.A., Abylajhanovoj T.A. - Ust' — Kamenogorsk: Vostochno-Kazahstanskij gosudarstvennyj universitet im. S.Amanzholova, 2017, s.40-51.

Статья поступила в редакцию 17.09.2020 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.