Научная статья на тему 'Методы формирования знаний об исторической периодизации фортепианного исполнительства у студентов ссуза'

Методы формирования знаний об исторической периодизации фортепианного исполнительства у студентов ссуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА / НАГЛЯДНОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД / МЕТОДЫ / ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ВНУШЕНИЕ / УБЕЖДЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / PIANO PERFORMANCE HISTORY / VISUAL MEANS / HISTORICAL METHOD / TRAINING METHODS / FORMS AND MEANS / TRAINING / SUGGESTION / PERSUASION / REGIONAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борейко Ирина Михайловна

Центральной проблемой исследования является разработка методики формирования представлений об исторической периодизации фортепианного исполнительства у студентов колледжа. Автором актуализируется роль поисковых методов, исторического метода, методов длительного педагогического воздействия (слушания) в формировании знаний об исторической периодизации фортепианного исполнительства у студентов ссуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods for Forming Knowledge about Historical Periods of Piano Performance among the Specialized Secondary Schools Students

The research central problem is to work out the methods for forming students' representations about piano performance historical periods. The author analyses the role of heurism, historical method, the prolonged pedagogical impact (hearing) methods in forming knowledge of piano performance historical periods among students of the specialized secondary schools.

Текст научной работы на тему «Методы формирования знаний об исторической периодизации фортепианного исполнительства у студентов ссуза»

№ 2, 2009

список

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вернадский, В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление / В. И. Вернадский. — М. : Наука, 1977. — 191 с.

2. Краевский, В. В. Содержание образования: вперед к прошлому / В. В. Краевский. — М. : Педагогическое общество России, 2001. — 36 с.

3. Попков, В. А. Теория и практика высшего профессионального образования / В. А. Попков, А. В. Коржуев. — М. : Академический проект, 2004. — 432 с.

4. Семин, Ю. Н. Теория и технология интеграции содержания профессиональной подготовки в техническом вузе : дис. ... д-ра пед. наук/ Ю. Н. Семин. — Екатеринбург : Изд-во Урал. проф.-пед. ун-та, 2001.

5. Чебышев, Н. Основа развития современной высшей школы / Н. Чебышев, В. Каган // Высш. образование в России. — 1998. — № 2. — С. 17— 22.

6. Чистикова, В. М. Основы интегративного подхода к содержанию профессиональной подготовки / В. М. Чистикова // Инновации в образовании. — 2008. — № 3. — С. 11—20.

Поступила 05.12.08.

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА У СТУДЕНТОВ ССУЗА

И. М. Борейко (Озерский колледж искусств,

Челябинская область)

Центральной проблемой исследования является разработка методики формирования представлений об исторической периодизации фортепианного исполнительства у студентов колледжа. Автором актуализируется роль поисковых методов, исторического метода, методов длительного педагогического воздействия (слушания) в формировании знаний об исторической периодизации фортепианного исполнительства у студентов ссуза.

Ключевыге слова: история фортепианного исполнительства; наглядность; исторический метод; методы, формы и средства обучения; обучение, внушение, убеждение; региональный компонент.

Курс «История фортепианного исполнительства» — один из важнейших компонентов цикла специальных дисциплин, включающий в себя наряду с изучением фортепианной литературы вопросы теории и истории исполнительства. Согласно Государственному образовательному стандарту Министерства образования РСФСР для ссузов указанная дисциплина содержит следующие дидактические единицы: возникновение, становление, преобразование инструмента; выявление закономерностей развития выразительных и технических его возможностей; этапные изменения художественных задач исполнительства, технических средств, функционирования искусства в обществе [3]. Следовательно, успешное изучение этой дисциплины учащимися зависит от умения преподавателя не только последовательно излагать факты

истории фортепианного исполнительства, но и проводить их историко-генетический анализ, исследование причинноследственных связей и отношений, многообразных действующих факторов [2, с. 98—100]. В историко-педагогическом процессе явления и факты могут быть раскрыты с противоположных позиций в виде концепции, в которой представлена целостная картина исторического процесса.

Любой метод обучения предполагает мысленное предвидение преподавателем желаемого результата, понимание того, зачем конструируется данная система действий. Он сопряжен также с тщательным отбором необходимых средств и путей достижения намеченной цели. Метод включает в себя и конкретные практические действия. Преподаватели дисциплины «История фортепианно-

© Борейко И. М., 2009

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

го исполнительства» чаще всего используют традиционные методы наблюдения, наглядности, беседы, анкетирования, тестирования и т. п. К основным этапам учебной работы относятся постановка задачи, поиск средств и способов ее решения, контроль и оценка хода и результатов работы.

От заданного преподавателем уровня усвоения учебного материала зависит методика его изучения. Методы формирования представлений о каком-либо явлении включают в себя разносторонние воздействия на сознание, чувства и волю обучаемого. Огромное значение в процессе формирования представлений принадлежит самой личности учащегося. Влияния среды, общества, родителей, учителей — это внешние факторы развития личности. Природные склонности и влечения, чувства и переживания, которые возникают под влиянием внешних обстоятельств, а также генетический компонент, или наследственность, — факторы внутренние. Развитие и формирование представлений происходят в результате взаимодействия внешних и внутренних факторов. Они взаимообусловлены, в случае ущербности одного из них может пострадать весь процесс развития индивида. Таким образом, преподавателю необходимо учитывать не только фенотип учащегося, но и его возрастную специфику. Наиболее соответствующими особенностям возраста студента ссуза следует признать поисковые методы, которые обеспечивают его определенную самостоятельность, столь желанную в этом возрасте (написание реферата на тему, остро интересующую студента, самостоятельное изучение литературы, исполнительский анализ шедевров фортепианной музыки и др.).

Наглядность в обучении музыке — дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных музыкальных слуховых образах, непосредственно воспринятых учащимися. Наглядность обогащает круг их представлений, облегчает восприятие учеб-

ного материала, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубокому и прочному усвоению понятийного аппарата дисциплины. К соответствующей группе методов относятся беседа, рассказ, лекция, диспут и музыкальные иллюстрации. При применении этих методов эффективными формами организации учебных занятий становятся учебные дискуссии, участие в конференциях студенческого научного общества, совместное с преподавателем посещение филармонических концертов с их последующим обсуждением.

Большое значение в формировании стойкого интереса студента к учебной дисциплине придается методам длительного педагогического воздействия (систематическому слушанию музыки; системности обучения; постоянному общению преподавателя с учащимися).

По характеру воздействия на учащегося методы формирования представлений делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

Убеждение предполагает умение преподавателя логически доказывать необходимость понятия музыкального историзма, на основе которого учащиеся могут сформировать систему взглядов на историю фортепианного исполнительства. Убеждение как метод в процессе формирования представлений об исторической периодизации фортепианного исполнительства реализуется через разные формы. В частности, преподавателем предлагаются к прослушиванию фортепианные произведения различных стилей в различных интерпретациях, а затем проводится их коллективное обсуждение, в процессе которого определяется принадлежность каждого произведения конкретной художественной эпохе. Для реализации метода убеждения педагогу чрезвычайно важно знать мнение студентов по обсуждаемому вопросу, а также факты и явления, которые их волнуют. Применяя метод убеждения, педагог должен быть уверен, что у студентов достаточно знаний для ответов на поставленные вопросы.

11111111111* № 2,

Эффективность метода убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований. К ним относятся высокий авторитет преподавателя у воспитанников, искренность, конкретность и доступность его высказываний. Необходимы также учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов, ориентация на их слуховой опыт.

Немалую роль в воспитании молодого музыканта играет региональная специфика, социокультурная среда, в которой он ежедневно находится. Например, в относительно небольших городах, не являющихся областными центрами, музыкальные училища и колледжи искусств становятся культурообразующими объектами. Это требует повышенной активности всего преподавательского состава учебного заведения, чтобы отчасти компенсировать дефицит непосредственных культурных впечатлений у студентов. Практическая деятельность обучающихся организуется через различные формы педагогической работы: студенты выезжают на филармонические концерты в соседние крупные центры, готовят доклады по различным вопросам исполнительства, выступают на научнопрактических конференциях. Результаты подобной работы могут фиксироваться в форме студенческих печатных работ. Так, в Озерском колледже искусств были опубликованы материалы научно-практической конференции к 100-летию Д. Шостаковича (доклад «Об особенностях исполнения второго концерта Д. Д. Шостаковича»), в Миасском колледже культуры и искусства — материалы научно-практической студенческой конференции «О влиянии российских школ на мировую культуру» (доклад «А. Г. Рубинштейн — молодым»).

Особого внимания заслуживает информационный потенциал дисциплины «История фортепианного исполнительства», включающей в себя широчайший круг художественных явлений. Их познанию студентами способствуют многочисленные публикации последних лет, вы-

шедшие в различных издательствах страны, статьи в специальных журналах: «Музыка и время», «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Фортепиано» и др.

Задача педагога состоит в том, чтобы стремиться овладеть эффективной методикой преподавания своей дисциплины и добиться оптимальной организации педагогического процесса. Разнообразные виды обучающей деятельности (познавательная, исполнительская, художественная, аналитическая) могут принимать самые разные организационные формы: викторины, концерты, конкурсы, творческие презентации, конференции и т. д. Большим подспорьем для преподавателя должны стать технические средства обучения: аудио- и видеоматериалы, а также использование возможностей компьютерных технологий.

Педагог каждый раз выбирает наиболее рациональный для данного урока комплекс задач формирования у студентов представлений об исторической периодизации фортепианного исполнительства, делая акцент на особенностях музыкального мышления определенной художественной эпохи и специфике его воплощения в различных интерпретационных решениях. Подобный подход позволяет студентам среди вариантной множественности интерпретаций обнаружить некую инвариантную общность, которая станет объективным ориентиром для формирования историчности мышления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко ; Урал. гос. пед. ун-т ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 298 с.

2. Государственный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство» [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. — М., 2002. — 1 электрон. опт. диск.

Поступила 28.10.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.