Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»)'

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основы православной веры / православная культура / предметы гуманитарного направления / методика преподавания / российская государственность / высшее образование / духовно-патриотическое воспитание / Fundamentals of the Orthodox Faith / Orthodox culture / humanities subjects / teaching methods / Russian statehood / higher education / spiritual and patriotic education

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Наделяева Екатерина Павловна

В статье предпринят теоретический анализ возможностей включения элементов православной культуры и православных ценностей в предметное поле нового учебно-методического комплекса «Основы российской государственности», созданного для студентов естественно-научных и инженерно-технических специальностей. Разработка этого курса происходила в рамках проекта «ДНК России», реализованного при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Значимым событием для преподавателей гуманитарных предметов в сентябре 2023 г. стал выпуск учебников и методических пособий «Основы российской государственности». Курс содержательно и функционально отличается от общепринятого в высшей школе комплекса предметов гуманитарного направления. О его информационном наполнении до сих пор ведутся споры между философами, историками, политологами, экономистами, но все специалисты сходятся в признании необходимости обновления содержания и пересмотра принципов преподавания социально-гуманитарных дисциплин, которые читаются не только в гуманитарных, но и в технических вузах. Вызовы текущего времени в сфере образования требуют адекватного ответа со стороны академического сообщества высшей школы — применения новых принципов осмысления фактического материала и организации познавательной деятельности студентов, наполнения существующих моделей преподавания новыми смыслами, включающими воспитательный духовно-патриотический потенциал. Целью настоящего исследования является осмысление перспектив формирования у студентов представлений о становлении российской государственности через призму христианских идеалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMING THE FOUNDATIONS OF ORTHODOX CONSCIOUSNESS AMONG STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES (ON THE EXAMPLE OF THE EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL COMPLEX “FUNDAMENTALS OF RUSSIAN STATEHOOD”)

The article undertakes a theoretical analysis of the possibilities of including elements of Orthodox culture and Orthodox values in the subject field of the new educational and methodological complex “Fundamentals of Russian Statehood”, created for students of natural science and engineering. The development of this course took place within the framework of the Project “DNA of Russia”, implemented with the support of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. A significant event for teachers of the humanities in September 2023 was the release of textbooks and methodological manuals “Fundamentals of Russian Statehood”. The course differs in content and functionality from the generally accepted complex of humanities-based university subjects. There are still disputes among philosophers, historians, political scientists, economists as to its information content; however, all experts agree that there is need to update the content and revise the principles of teaching social and humanities-related subjects, which are read not only at humanities-specialised, but also at technical universities. The challenges of the present day in the field of education require a reasonable response from the academic community: there is need for applying new principles of internalising factual material and organising educational activity of students, for filling the existing patterns of teaching with new meanings which include the spiritual and patriotic content. The aim of this article is to reflect on the prospects of shaping students’ understanding of the development of the Russian state through the prism of Christian ideals.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»)»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Наделяева Екатерина Павловна, канд. культурологии, доцент, Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) Долгопрудный, Россия nadeliaeva.ep@mipt.ru https://orcid.org/0009-0005-8162-4206

2023. Вып. 71. С. 68-78

Б01: 10.15382МшТС202371.68-78

Методы формирования

ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ (на примере учебно-методического комплекса «Основы российской государственности»)

Аннотация: В статье предпринят теоретический анализ возможностей включения элементов православной культуры и православных ценностей в предметное поле нового учебно-методического комплекса «Основы российской государственности», созданного для студентов естественно-научных и инженерно-технических специальностей. Разработка этого курса происходила в рамках проекта «ДНК России», реализованного при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Значимым событием для преподавателей гуманитарных предметов в сентябре 2023 г. стал выпуск учебников и методических пособий «Основы российской государственности». Курс содержательно и функционально отличается от общепринятого в высшей школе комплекса предметов гуманитарного направления. О его информационном наполнении до сих пор ведутся споры между философами, историками, политологами, экономистами, но все специалисты сходятся в признании необходимости обновления содержания и пересмотра принципов преподавания социально-гуманитарных дисциплин, которые читаются не только в гуманитарных, но и в технических вузах. Вызовы текущего времени в сфере образования требуют адекватного ответа со стороны академического сообщества высшей школы — применения новых принципов осмысления фактического материала и организации познавательной деятельности студентов, наполнения существующих моделей преподавания новыми смыслами, включающими воспитательный духовно-патриотический потенциал. Целью настоящего исследования является осмысление перспектив формирования у студентов представлений о становлении российской государственности через призму христианских идеалов.

Ключевые слова: основы православной веры, православная культура, предметы гуманитарного направления, методика преподавания, российская государственность, высшее образование, духовно-патриотическое воспитание.

Е. П. Наделяева

© Наделяева Е. П., 2023.

Изучая материалы курса «Основы российской государственности», можно отметить, что его содержание в значительной степени основывается на православных ценностях, однако этот факт не исключает необходимости более детальной разработки данной темы. Таким образом, можно обозначить следующие задачи:

• соотнесение основ православного учения с основополагающими общечеловеческими, в том числе национальными, ценностями;

• анализ программы курса с учетом возможностей установления межпредметных связей в рамках таких дисциплин как история, философия, культурология, политология, экономика, география и др., на базе православной культуры;

• повышение уровня исторического самосознания обучающихся;

• всесторонний анализ исторического прошлого России, выявление тенденций построения актуальной модели ее общественного развития в связи с изменившимися текущими политическими и культурными реалиями. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью глубокого всестороннего анализа событий, происходящих сейчас в нашей стране, в политической, социальной и духовной сферах общества, а также противоречивых общественных процессов, детерминанты которых еще только предстоит изучить и понять.

Важны также генерация и реализация новых методологических принципов преподавания этого курса с учетом специфики учебного заведения (технического профиля), общего уровня развития целевой аудитории, социального опыта студентов. Сам учебно-методический комплекс, охватывающий различные предметные области, создавался в контексте существующих социальных приоритетов: в данный момент мы являемся свидетелями радикального пересмотра сложившихся культурных универсалий, во многом навеянных западной культурой. Поэтому обращение к традициям, в частности к православным, приобретает особую значимость. Идеалы и ценности современной молодежи складываются стихийно, а между тем у представителей академического сообщества, в особенности преподавателей вузов, есть широкие возможности для того, чтобы повлиять на формирование мировоззрения студентов. Результаты данного исследования могут быть использованы в методологических разработках заявленного курса, а также задействованы в процессе его преподавания.

В качестве основных методов исследования можно отметить анализ современных научных статей, нормативных документов в области образования, соотнесение результатов новейших научных изысканий с педагогическим опытом прошлого. В последние несколько лет выходит все больше публикаций, посвященных распространению религиозного образования в российском обществе. Этой теме посвятили свои работы С. Ю. Дивногорцева, В. М. Розин, Т. А. Ста-новская, О. А. Балабейкина и многие другие.

Методологическим основам преподавания религии посвящены работы С. Ю. Дивногорцевой, в которых идет речь о таких компонентах, как логика построения программ преподавания православного вероучения и православной культуры в школе, особенности работы с терминологией, отбор необходимой

литературы, формулировки заданий и др.1 Методические приемы, предложенные автором, могут успешно применяться и в вузах.

Т. А. Становская и О. А. Балабейкина анализируют проблемы и особенности методики преподавания православной культуры в дореволюционной России, прослеживая эволюцию и преемственность в этом процессе2. Эти знания приобретают особую значимость в связи с тем, что историческая тематика занимает существенное место в программе учебно-методического комплекса «Основы российской государственности».

Рассматривая понятие религии в широком контексте, В. М. Розин задается вопросом, что есть современная вера, отмечая при этом, что вера все больше превращается в один из типов социальности, что сакральные события превратились в виртуальный сценарий. Автор ищет пути возрождения православной духовности в процессе обучения3.

Ввиду изменения положения России в мире происходит обострение базовой категориальной оппозиции «Восток — Запад». Западная мировоззренческая парадигма несет в себе ценности секуляризованной цивилизации и, как следствие, индивидуализм и отчуждение. Ценностный релятивизм, формирующий расщепленное сознание индивида, плюрализм жизненных сценариев, не содержащих в своей основе нравственных оснований, толерантность, доходящая до абсурда, — все это приводит к деконструкции религии как цементирующего начала общества.

Россия — многоконфессиональная страна, и на ее территории мирно уживаются представители различных религий, каждая из которых служит мощным интегрирующим началом для отдельной народности, проживающей в Российской Федерации. Но при этом стоит отметить, что «русский народ исторически являлся системообразующим звеном в образовании государства как единства народов. Общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию»4.

Эта же идея четко прослеживается в пособии учебно-методического комплекса «Основы российской государственности» для студентов естественнонаучных и инженерно-технических специальностей, выпущенном коллективом авторов под руководством иеромонаха Романа (Ларионова): «В духовной жизни русских всегда играла особую роль Русская православная церковь. После периода

1 См.: Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания религии как наука и учебная дисциплина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 50—63.

2 См.: Балабейкина О. А. Развитие методики преподавания Закона Божия в Российской империи начала ХХ в. как направление деятельности православного духовенства: протоиерей Аполлоний Темномеров // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (6). С. 31—40; Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.: дис. ... канд. пед. наук. М., 2017.

3 См.: Розин В. М. Религия вчера и сегодня и о преподавании духовных дисциплин // Философские науки. 2011. № 2. С. 7—25.

4 О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения: 12.09.2023).

гонений и репрессий против Церкви и верующих в современной России произошел возврат религии в повседневную жизнь. Многие русские следуют традиции (крещение детей, венчание, отпевание). Самыми большими праздниками для православных русских остаются Пасха, Рождество, Троица. В начале XXI в. многие русские соблюдают посты, освящают дома и квартиры, читают религиозную литературу. Широко распространены паломнические поездки, крестные ходы и массовые моления. По экспертным оценкам, примерно 79% жителей РФ считают себя православными. Под православным вероисповеданием большая часть людей понимает не воцерковленность, а историко-культурные основы русской культуры»5.

Именно православие в России обладает огромным объединяющим потенциалом. Пребывая на стадии перехода от эпохи модерна к постмодерну, с его децентрализованным, релятивным, плюралистичным, атеистическим культурным пространством, нам стоит оглянуться на ценности традиционного общества, в котором «одной из важнейших функций религии является обеспечение этнокультурной целостности народа. Религия там способствует интеграции и поддержанию социального единства и порядка, устанавливает цели, легитимирует социальные регуляторы (традиции, мораль, правила поведения и т. п.) — и фактически служит той самой "духовной скрепой". Именно для традиционного общества характерна связка этнического, конфессионального и культурного в самовосприятии социума ("русский — значит православный")»6.

Теперь рассмотрим сам учебно-методический комплекс «Основы российской государственности». Первый раздел посвящен российской культуре. Огромное значение в этом сегменте может отводиться именно православной составляющей культуры, которая на территории Российской Федерации представлена широким спектром произведений церковного искусства: памятниками храмовой архитектуры, скульптуры и прикладного искусства, музыки, литературы, а также образцами иконописи и картин с религиозными сюжетами. Православная культура символична: символы присутствуют не только в церковной живописи, храмовых сооружениях и в культовых действиях. Многие из них прочно интегрировались в обыденную жизнь. Например, обычай печь кулич и красить яйца на Пасху многие люди соблюдали даже в Советском Союзе в периоды воинствующего атеизма. С помощью репрезентации символических форм христианской культуры, а также размышлений о том, какое преломление эти традиции нашли в семейном быте студентов, происходит неявное приобщение обучающихся к элементам национального православного самосознания.

Демонстрация произведений искусства призвана вызвать у студентов глубокий эмоциональный отклик. Особую роль в данном случае будет играть интерактивность. Помимо того, что интерактивность позволяет сделать учебный материал более ярким и запоминающимся, она стимулирует исследовательский дух,

5 Основы российской государственности: учеб. пособие для студентов естественнонаучных и инженерно-технических специальностей. М., 2023. С. 25.

6 Задорин И. В., Хомякова А. П. Религиозная самоидентификация респондентов в массовых опросах: что стоит за декларациями // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2019. № 3 (94). С. 162.

побуждает студентов более глубоко анализировать отдельные значимые аспекты изучаемых объектов и процессов, нюансов, которые ускользают от внимания при поверхностном рассмотрении. Особое место при изучении темы могут занять непревзойденные шедевры православной классической музыки в творчестве П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, А. Гречанинова, Г. Свиридова.

В качестве методов может быть использована исследовательская и проектная деятельность, направленная на постижение основных принципов научного поиска, на реализацию творческого потенциала обучающихся. Работа над проектом позволит студентам собрать обширный материал о православной культуре своего края. На примере произведений искусства и литературы (с привлечением ресурсов, используемых самими студентами, например, фотографий, зарисовок, коллажей и проч.) учащийся может сделать доклад об утраченных памятниках церковной культуры, о выдающихся подвижниках своей малой Родины (возможно, канонизированных Православной Церковью), чьи поступки способствовали сохранению христианских ценностей. Проектная работа может быть дополнена рефлексивной деятельностью, например участием в экспертных группах. При этом рассматриваемая тема разбивается на смысловые блоки, и каждая группа отрабатывает свой сегмент. По результатам исследовательской деятельности проводится дискуссия.

Значительный воспитательный потенциал содержит в себе тема «Выдающиеся персоналии (герои)». Советская система образования и по сей день имеет своих апологетов и своих критиков. Мы не ставим перед собой цель оценить ее достоинства и недостатки. Стоит лишь отметить, что, несмотря на отчетливо прослеживаемую атеистическую направленность, советская педагогика старалась прививать подрастающему поколению принципы взаимопомощи, патриотизма, жертвенности посредством обращения к героическим образам прошлого и примеру литературных героев. Но с крушением советского строя для системы образования открылся еще один неисчерпаемый источник православного знания — агиографическая литература, которая изобилует примерами личностей, достигших небывалых высот в своем духовном подвиге. Они могут стать иллюстрацией отдельных нравственных качеств, таких, как: жертвенность, братская любовь (свв. страстотерпцы Борис и Глеб); служение Отечеству (св. благоверный князь Александр Невский); подвиг отречения от мира (преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский); деятельное сострадание — препо-добномученица великая княгиня Елизавета, основавшая Марфо-Мариинскую обитель, и др.

В рамках православной тематики целесообразно затронуть вопрос пастырского служения военного духовенства. Можно упомянуть факты из истории подвигов священников на фронте. Например, рассказать о подвиге протоиерея Стефана Щербаковского во время Русско-японской войны. Священник после гибели командира с крестом в руках поднял в атаку русских воинов. Это воодушевило солдат и заставило японцев отступить. В этом бою отец Стефан был дважды ранен.

Представитель нашей эпохи священнослужитель Иоанн Тихонов полагает, что «в современном бою с его мощными средствами поражения священник на

передовой будет только мешать профессиональным военным и может стать легкой мишенью для снайпера. Поэтому в современных условиях такие подвиги военного духовенства невозможны»7. Нельзя в полной мере согласиться с автором. Присутствие священнослужителя в горячей точке безусловно оставляет место подвигу. В связи с этим вспоминается личность протоиерея Михаила Васильева, героически погибшего 6 ноября 2022 г. Отец Михаил был награжден Орденом Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и участвовал не только в СВО, но и во многих других миротворческих операциях на Северном Кавказе, в Боснии, Косово, Абхазии, Сирии. При этом все же следует подчеркнуть, что именно священникам принадлежит особая роль в оказании моральной поддержки и в первую очередь поднятии духа военнослужащих, обращении их к праведной жизни.

Стоит затронуть еще один немаловажный фактор: священники проводят колоссальную духовную и психологическую работу в армии, предотвращая попытки самоубийства. Например, согласно статистике Министерства обороны по Приволжско-Уральскому военному округу, в частях, где работают священники, число попыток добровольно расстаться с жизнью уменьшилось в 10—12 раз.

В преподавании курса необходимо уделить внимание еще такому аспекту, как роль православных священнослужителей в развитии отечественной науки и культуры. Здесь, на наш взгляд, было бы весьма уместным познакомить студентов с примером выдающегося религиозного деятеля-философа и ученого — члена Президиума Всесоюзного энергетического комитета, отца Павла Флоренского. Вот что пишет о нем Е. Ю. Перова: «В сфере науки П. А. Флоренский опередил эпоху на полстолетия, заложил основы новой научной дисциплины (мерзлотоведения), им был сконструирован "новый математический прибор" — прототип современного компьютера. Некоторые предположения ученого Павла Флоренского до сих пор не проработаны (например, источники энергии движения Луны и Земли). Он ставил вопрос о технических, нравственных и онтологических последствиях "взрыва материи", атомной реакции»8. С 1918 по 1920 г. отец Павел входил в комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, находившуюся в подчинении у музейного отдела Наркомата просвещения, был ученым секретарем комиссии и хранителем ризницы лавры. «Понимая, что у Церкви все отбирают, стремился к тому, чтобы дорогие для русской истории сокровища Лавры не ушли за ее пределы, и чтобы сохранить уклад ее жизни»9. Необходимо подчеркнуть, что этот человек, даже будучи репрессированным и заключенным в Соловецком лагере, находил возможность заниматься наукой: он добывал йод и агар-агар из морских водорослей. Пребывая под стражей, он сумел сделать более десяти запатентованных научных открытий и изобретений. Фигура отца Павла может вызвать особый интерес именно у сту-

7 См.: Тихонов И., свящ. Специфика пастырской деятельности военного духовенства // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2020. № 14. С. 192—200.

8 Перова Е. Ю. Тема защиты сакральных памятников в работах священника Павла Флоренского // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 8 (799). С. 297.

9 Там же. С. 299.

дентов технических вузов в связи с чем целесообразно остановиться подробнее на его естественно-научной деятельности и обстоятельствах его жизни. «Место, где трудился отец Павел, по его словам, "называется Филипповским скитом", т. е. называлось, а теперь зовется Биосадом. В XVI в. здесь жил Филипп Колычев, впоследствии митрополит Московский, которого удушил Малюта Скуратов. Находясь на Соловках, Филипп проявил большую энергию и хозяйственность: соорудил систему каналов между бесчисленными здешними озерами, механизировал разные предприятия — мельницы, возку, подъем тяжестей, вообще занимался строительной и инженерной деятельностью»10. Здесь стоит обратить внимание студентов на удивительные параллели, которые прослеживаются в судьбах двух незаурядных личностей, двух священнослужителей, подвергшихся ссылке на Соловецкие острова за свою преданность христианским идеям — митрополита Филиппа (Колычева) и священника Павла Флоренского. Оба в периоды произвола и беззакония со стороны властей продолжали активную деятельность, оба оставались верны христианским принципам и со смирением и кротостью приняли мученическую смерть. Сохранилось немало фотографий отца Павла, но особым очарованием обладает его образ на картине Сергея Нестерова «Философы. П. Флоренский и С. Булгаков», которая позволяет студентам познакомиться с обликом философа и ученого посредством изобразительного искусства. Можно также предложить обучающимся провести психологический анализ личности отца Павла, сравнивая нестеровский образ Флоренского с его портретом, написанным Владимиром Комаровским в 1924 г.

В настоящее время можно встретить публикации, где говорится о критичном отношении русских философов и литературных деятелей к церковному, догматическому учению. В частности, об этом говорит И. И. Евлампиев11. Не отрицая этого факта, все же следует подчеркнуть огромную роль представителей русской классической литературы в обращении читателей к ценностям православия, отметить их близость к православной культуре. В связи с этим вспоминается А. С. Пушкин с его стихотворением «Отцы пустынники и жены непорочны...», в основании которого находится великопостная молитва св. Ефрема Сирина. Путь Александра Сергеевича к вере не был гладок. Относясь к православию без пиетета значительную часть своей жизни, Пушкин в последние годы своего земного существования часто обращался к Евангелию и читал молитвы. После дуэли с Дантесом поэт стремился исповедоваться и причаститься. Это чрезвычайно важный факт. Личность Пушкина известна каждому русскому человеку, и его позднее обращение к религии, его путь к Богу может послужить красноречивым примером личностного преображения.

То же можно сказать и о Федоре Михайловиче Достоевском — о перипетиях его жизни, философских поисках. После ареста за участие в тайном обществе петрашевцев, гражданской казни на Семеновском плацу и тяжелой сибирской каторги Федор Михайлович нашел в себе силы возродиться к новой духовной жизни и старался увидеть этот потенциал в других. В центре внимания писа-

10 Дмитриев В. Г. Восхождение «...к низинам» о. Павла Флоренского. М., 2015. С. 45.

"См.: Евлампиев И. И. Поиски «истинного христианства» в истории русской религиозной мысли // Соловьевские исследования. 2022. № 2 (74). С. 176—185.

теля — человек: страстный, мятущийся, неистовый, страдающий. Иной образ человека мы находим в князе Мышкине или Алеше Карамазове. Достоевский стремился разглядеть образ Божий в каждом своем персонаже: «Можно возродить и воскресить в этом каторжном человеке замершее сердце, можно ухаживать за ним годы и выбить наконец из вертепа на свет уже душу высокую, страдальческое сознание, возродить ангела, воскресить героя!», — писал Федор Михайлович12.

Современным российским преподавателям предстоит сломать аксиологическую парадигму, сложившуюся в студенческой среде. В качестве доминирующей тенденции здесь можно отметить стремление во всем достичь максимальной выгоды, где успешность индивида характеризуется лишь финансовым благополучием и возможностью обрести известность, зачастую скандальную. Алеша Карамазов (Алексей Федорович, как уважительно называет его автор на протяжении всего повествования) и князь Мышкин, к сожалению, не смогут возглавить рейтинг «героев» современной молодежи, и возможно, даже не попадут в него. Перед представителями академического сообщества стоит нелегкая задача повлиять на моральные установки студентов, наделяя христианские ценности, которые в сознании многих молодых людей стали отвлеченными архаичными идеями, новым смыслом, придать им иное звучание, актуализировать их. Рассматривая в диалоге с преподавателем критические экзистенциальные ситуации, возникающие в жизненных перипетиях исторических персонажей и литературных героев, подсознательно экстраполируя их на свою жизнь, обучающиеся смогут по-настоящему глубоко осознать и даже внутренне постичь экзистенциальный смысл таких, как многим из них кажется, «старомодных» понятий, как вера, справедливость, сострадание. Это область имплицитного, неочевидного знания, как платоновский мир идей, существует в пространстве духовного опыта, и прикоснуться к этому знанию можно, лишь прилагая немалые внутренние интеллектуальные усилия. Особая сложность заключается в том, что студент должен как минимум ориентироваться в сюжетной канве произведения. Отсылая его к тому или иному образу литературного героя, необходимо быть уверенным, что он имеет представление об этом персонаже. Если же это не так (что наиболее вероятно) — преподаватель должен найти такие слова для характеристики личности, избранной им в качестве эталона, которые заставят молодого человека начать самостоятельно искать информацию о «герое».

Обращение к православной культуре может составить новый этап в духовном развитии современных студентов, потребляющих в огромных количествах плоды достижений массовой культуры и зачастую не склонных к самостоятельному мышлению и даже элементарному анализу. Под рукой всегда есть гаджет, который предоставит ответ на любой вопрос, в том числе — вопрос мировоззренческого характера. Но то, что не до конца понято и прочувствовано за недостатком жизненного опыта и кругозора в школьные годы, можно наверстать в сократическом диалоге с преподавателем во время лекции с элементами обсуждения, а также участвуя в работе тематических и проблемных семинаров, творческих площадок (где обучающийся в техническом вузе может попробовать себя

12 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 15. Л., 1975. С. 31.

как автор и литературный критик); конференций, встреч с известными деятелями культуры. Не все эти мероприятия может организовать преподаватель вуза, но именно он способен придать изначальный импульс духовному развитию своих студентов.

Список источников

Балабейкина О. А. Развитие методики преподавания Закона Божия в Российской империи начала ХХ в. как направление деятельности православного духовенства: протоиерей Аполлоний Темномеров // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (6). С. 31-40. Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания религии как наука и учебная дисциплина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 50-63. Дмитриев В. Г. Восхождение «...к низинам» о. Павла Флоренского. М., 2015. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 15. Л., 1975. Евлампиев И. И. Поиски «истинного христианства» в истории русской религиозной

мысли // Соловьевские исследования. 2022. № 2 (74). С. 176-185. Задорин И. В., Хомякова А. П. Религиозная самоидентификация респондентов в массовых опросах: что стоит за декларациями // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2019. № 3 (94). С. 161-184. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения: 12.09.2023). Основы российской государственности: учеб. пособие для студентов естественнонаучных и инженерно-технических специальностей. М., 2023. Перова Е. Ю. Тема защиты сакральных памятников в работах священника Павла Флоренского // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 8 (799). С. 295-303. Розин В. М. Религия вчера и сегодня и о преподавании духовных дисциплин // Философские науки. 2011. № 2. С. 7-25. Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.: дис. ... канд. пед. наук. М., 2017. Тихонов И., свящ. Специфика пастырской деятельности военного духовенства // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2020. № 14. С. 192-200.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2023. Vol. 71. P. 68-78 DOI: 10.15382/sturIV202371.68-78

Ekaterina Nadelyaeva, Candidate of Sciences in Culture Studies, Associate Professor, Moscow Institute of Physics and Technology Dolgoprudny, Russia nadeliaeva.ep@mipt.ru https://orcid.org/0009-0005-8162-4206

Methods of Forming the Foundations of Orthodox Consciousness Among Students of Technical Universities (on the Example of the Educational and Methodological Complex "Fundamentals of Russian Statehood")

Abstract: The article undertakes a theoretical analysis of the possibilities of including elements of Orthodox culture and Orthodox values in the subject field of the new educational and methodological complex "Fundamentals of Russian Statehood", created for students of natural science and engineering. The development of this course took place within the framework of the Project "DNA of Russia", implemented with the support of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. A significant event for teachers of the humanities in September 2023 was the release of textbooks and methodological manuals "Fundamentals of Russian Statehood". The course differs in content and functionality from the generally accepted complex of humanities-based university subjects. There are still disputes among philosophers, historians, political scientists, economists as to its information content; however, all experts agree that there is need to update the content and revise the principles of teaching social and humanities-related subjects, which are read not only at humanities-specialised, but also at technical universities. The challenges of the present day in the field of education require a reasonable response from the academic community: there is need for applying new principles of internalising factual material and organising educational activity of students, for filling the existing patterns of teaching with new meanings which include the spiritual and patriotic content. The aim of this article is to reflect on the prospects of shaping students' understanding of the development of the Russian state through the prism of Christian ideals.

Keywords: Fundamentals of the Orthodox Faith, Orthodox culture, humanities subjects, teaching methods, Russian statehood, higher education, spiritual and patriotic education.

E. Nadelyaeva

References

Balabeikina O. (2021) "Razvitie metodiki prepodavaniia Zakona Bozhiia v Rossiiskoi imperii nachala XX v. kak napravlenie deiatel'nosti pravoslavnogo dukhovenstva: protoierei Apollonii Temnomerov". Vestnik Istoricheskogo obshchestva Sankt-Peterburgskoi Dukhovnoi Akademii, 2021, no. 1 (6), pp. 31-40 (in Russian).

Divnogortseva S. (2021) "Metodika prepodavaniia religii kak nauka i uchebnaia distsiplina". VestnikPSTGU. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia, 2021, vol. 63, pp. 50-63 (in Russian).

Dmitriev V. (2015) Voskhozhdenie "...knizinam"o. Pavla Florenskogo. Moscow (in Russian).

Evlampiev I. (2022) "Poiski "istinnogo khristianstva" v istorii russkoi religioznoi mysli". Solo-v'evskie issledovaniia, 2022, no. 2 (74), pp. 176-185 (in Russian).

Perova E. (2018) " Tema zashchity sakral'nykh pamiatnikov v rabotakh sviashchennika Pavla Florenskogo". Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 2018, no. 8 (799), pp. 295-303 (in Russian).

Rozin V. (2011) "Religiia vchera i segodnia i o prepodavanii dukhovnykh distsiplin". Filosofskie nauki, 2011, no. 2, pp. 7-25 (in Russian).

Tikhonov I., priest (2020) "Spetsifika pastyrskoi deiatel'nosti voennogo dukhovenstva". Trudy Saratovskoipravoslavnoi dukhovnoi seminarii, 2020, no. 14, pp. 192-200 (in Russian).

Zadorin I., Khomiakova A. (2019) "Religioznaia samoidentifikatsiia respondentov v massovykh oprosakh: chto stoit za deklaratsiiami". Politiia: Analiz. Khronika. Prognoz (Zhurnal poli-ticheskoi filosofii i sotsiologiipolitiki), 2019, no. 3 (94), pp. 161-184 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 29.09.2023

The article was submitted 29.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.