Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА'

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РЕЛИГИИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ / ДИДАКТИКА / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дивногорцева Светлана Юрьевна

В системе современного российского образования вновь существует и развивается процесс обучения религии. Однако до сих пор в отечественной педагогике отсутствуют работы, посвященные научному анализу, обобщению и выработке экспериментально подтвержденных методических рекомендаций по осуществлению эффективного процесса религиозного образования. Цель статьи - анализ проблематики научно-педагогических исследований по проблеме религиозного образования, выявление и обозначение тех задач, решение которых будет способствовать становлению и развитию новой отрасли знания и учебной дисциплины вуза - методике преподавания религии. Ведущими методами исследования стал поиск и анализ проблематики научнопедагогических исследований, посвященных обозначенной проблеме, синтез, обобщение и сравнение материала по общим и частным дидактическим исследованиям. Поиск и анализ научных работ по методике преподавания религии, выполненных в Российской Федерации, привели автора статьи к констатации факта: отсутствуют педагогические исследования прежде всего в области преподавания религии в конфессионально-ориентированных образовательных учреждениях. Вместе с тем закрепившаяся практика религиозного обучения в России требует ее глубокого научного анализа и обобщения, с одной стороны, а с другой - разработки концептуальных позиций, подходов к преподаванию религии. Они могут быть разными в зависимости от тех задач, которые ученые будут видеть приоритетными в обучении религии, от возрастных особенностей обучающихся, от типов образовательных учреждений. Автор статьи предлагает считать приоритетным в разработке стратегии религиозного обучения школьников в конфессионально-ориентированных образовательных учреждениях задачу религиозно-нравственного развития и воспитания личности, обозначает возможные принципы, методы и технологии обучения, направленные на ее решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING RELIGION AS AN ACADEMIC DISCIPLINE AND EDUCATIONAL SUBJECT

In the system of the present-day Russian education, the process of teaching religion has been revitalised and is developing. However, there are still no publications in Russian educational science dealing with scienti c analysis, generalisation and development of experimentally con rmed methodological recommendations for the implementation of the e ective process of religious education. The purpose of this article is to analyse the problems in scienti c and pedagogical studies devoted to the religious education, to identify and indicate those tasks whose solution will contribute to the formation and development of a new branch of knowledge and a new academic discipline at universities, i.e. the methodology of teaching religion. The key research methods are the search and analysis of the problems of scienti c and pedagogical studies devoted to the indicated problem; synthesis, generalisation and comparison of materials on general and private didactic research. The search and analysis of scienti c works carried out in the Russian Federation have led the author of the article to a statement of the fact that there was no pedagogical research, primarily in the eld of teaching religion in confessional-oriented educational institutions. At the same time, the established practice of religious education in Russia requires deep scienti c analysis and generalisation, on the one hand, and, on the other, the development of conceptual positions and approaches to teaching religion. These may depend on the tasks that scholars see as priorities in teaching religion, on the age of students, on the types of educational institutions that o er religious education. The author of the article suggests that the task of religious and moral development of individuals is a priority in designing the strategy for religious education of schoolchildren in confessional-oriented educational institutions, indicates possible principles, methods and techniques of teaching aimed at carrying out speci c tasks.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

д-р пед. наук, зав. каф. педагогики ПСТГУ,

Дивногорцева Светлана Юрьевна,

2021. Вып. 63. С. 50-63

Б01: 10.15382Миг^202163.50-63

профессор кафедры педагогики

и психологии профессионального образования им. академика РАО В. А. Сластенина МПГУ 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23б

sdivnogortseva@mail. ги

ОИСГО: 0000-0002-4143-2614

Методика преподавания религии

КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА С. Ю. Дивногорцева

Аннотация: В системе современного российского образования вновь существует и развивается процесс обучения религии. Однако до сих пор в отечественной педагогике отсутствуют работы, посвященные научному анализу, обобщению и выработке экспериментально подтвержденных методических рекомендаций по осуществлению эффективного процесса религиозного образования. Цель статьи — анализ проблематики научно-педагогических исследований по проблеме религиозного образования, выявление и обозначение тех задач, решение которых будет способствовать становлению и развитию новой отрасли знания и учебной дисциплины вуза — методике преподавания религии. Ведущими методами исследования стал поиск и анализ проблематики научно-педагогических исследований, посвященных обозначенной проблеме, синтез, обобщение и сравнение материала по общим и частным дидактическим исследованиям.

Поиск и анализ научных работ по методике преподавания религии, выполненных в Российской Федерации, привели автора статьи к констатации факта: отсутствуют педагогические исследования прежде всего в области преподавания религии в конфессионально-ориентированных образовательных учреждениях. Вместе с тем закрепившаяся практика религиозного обучения в России требует ее глубокого научного анализа и обобщения, с одной стороны, а с другой — разработки концептуальных позиций, подходов к преподаванию религии. Они могут быть разными в зависимости от тех задач, которые ученые будут видеть приоритетными в обучении религии, от возрастных особенностей обучающихся, от типов образовательных учреждений.

Автор статьи предлагает считать приоритетным в разработке стратегии религиозного обучения школьников в конфессионально-ориентированных образовательных учреждениях задачу религиозно-нравственного развития и воспитания личности, обозначает возможные принципы, методы и технологии обучения, направленные на ее решение.

Ключевые слова: религиозное образование, методика преподавания религии, методика преподавания православного вероучения, дидактика, принципы обучения, методы и технологии обучения.

© Дивногорцева С. Ю., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 50—63.

На протяжении более тридцати лет в нашей стране вновь разрешено и ведется религиозное образование, что в свое время вызвало и продолжает вызывать обсуждение и дискурс в научной среде, особенно в тех случаях, когда речь идет о преподавании религиозной культуры в школе. Вслед за выявлением в свое время проблемы актуальности и/или необходимости религиозного образования в современном обществе1 стали публиковаться работы, прежде всего характеризующие методологические основы, модели и опыт религиозного образования за рубежом2, а также исторический опыт методики преподавания православного вероучения в России3, что вполне понятно, поскольку развитие религиозного образования нуждалось и продолжает нуждаться в опоре на имевшие место и имеющиеся практики. Параллельно с этим примерно с начала 2000-х гг. начали появляться публикации, авторы которых описывали собственный опыт изучения и преподавания религии4, выявляли и характеризовали имеющиеся трудности5, предлагали те или иные пути и способы как обучения религии в целом, так и изучения отдельных вопросов, в школах — конфессиональных6 и государ-

1 См., например, об этом: Левин В. И. Проблема преподавания религии в государственной школе РФ // Известия Пензенского государственного педагогического университета им.

B. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 833—836; Барабанов В. В., Григоренко А. Ю. К вопросу о преподавании «Основ религиозных культур и светской этики» в школах // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 2. С. 92—102; Корскова А. В. «Должен ли быть в школе отдельный урок о религии?». Преподавание «Основ православной культуры» на примере муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 21» города Тамбова // Геродот Science. 2018. № 1. С. 67-70 и др.

2 См., например, об этом: Конвисер В. Л. Преподавание религии в школах Германии // Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 8. С. 58-62; Богомилова Н. Модели и «философия» преподавания религии в современной Европе // Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования. 2015. Т. 1. № 1 (3). С. 27-31; Борецкая В. К. Преподавание курса о религии в ситуации современного поликонфессионального польского общества // Религия и общество. Могилев, 2016. С. 284-286; Кабанова Х. А. Опыт преподавания религии в Греции // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. М., 2018. С. 48-53 и др.

3 См., например, об этом: Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале ХХ в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2017; Чичерина А. И. Концептуальные положения священномученика Фаддея (Успенского) о методике преподавания дисциплины «Закон Божий» // Вестник Науки и Творчества. 2018. № 5 (29).

C. 27-31; Балабейкина О. А. Развитие методики преподавания Закона Божия в Российской империи начала ХХ в. как направление деятельности православного духовенства: протоиерей Аполлоний Темномеров // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. 2021. № 1 (6). С. 31-40 и др.

4 См., например, об этом: Розин В. М. Религия вчера и сегодня и о преподавании духовных дисциплин // Философские науки. 2011. № 2. С. 7-25.

5 См., например, об этом: Алексеев В. Ю. Трудности преподавания религии в России // Наука и образование третьего тысячелетия. М., 2018. С. 131-132.

6 См., например, об этом: Становская Т. А. Изучение православного богослужения в школах России: история и современность // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 57-71; Балакина Е. И., Сидоренко Н. В. Система духовного образования детей в практике воскресной школы // Полипарадигмальность современного образования: подходы и направления: материалы научно-практической конференции. Барнаул, 2016. С. 162-164.

ственных7, в высших учебных заведениях — светских8 и духовных9, но, как правило, без опоры на те или иные методологические позиции, без обоснования эффективности предлагаемых методических приемов педагогическим экспериментом. Примерно такая же ситуация наблюдается и на секциях такого значимого для православного образования мероприятия, как Рождественские чтения, где имеющийся достаточно большой опыт докладывается, обсуждается, но не подвергается научно-педагогической экспертизе и обоснованию. Примечательно, что среди статей в базе РИНЦ, посвященных воскресным школам, практически нет ни одной по научно-педагогическому обоснованию путей и способов религиозного образования и просвещения в них; статьи, отражающие проблему религиозного образования в современных отечественных конфессионально-ориентированных общеобразовательных школах, нами не обнаружены.

Вместе с тем ряд авторов наряду с проблемой подготовки педагогов к осуществлению религиозного образования актуализирует вопросы развития методики преподавания религии или религиозной культуры, методологических основ, целей и задач, принципов организации религиозного образования10, определения предметного поля смежных с преподаванием религии дисциплин11, однако речь в них в основном идет о проблемах применительно к светским государственным школам и высшим учебным заведениям. Примечательно, что обращение к поисковику электронного каталога диссертаций Российской Государственной библиотеки по ключевому словосочетанию «преподавание религии» показал ноль результатов. Смена ключевого словосочетания на «религиозное образование» дала результат немногим более 20 работ, однако лишь одна из них была связана

7 См., например, об этом: Янушкявичене О. Л. Постижение смыслов и тишина на уроке православной культуры // Христианство и педагогика: история и современность. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2018. С. 113—120; Урба-нович Л. Н. Евангельские притчи в межпредметной интеграции школьного образования // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. № 4. С. 222—232.

8 См., например, об этом: Евсеев Н. Н. Особенности преподавания курса «История религий» в рамках теологического образования // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2019. № 4-2. С. 37-38.

9 См., например, об этом: Иванов И. А. К вопросу о методологии преподавания истории нехристианских религий в духовных школах // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2020. № 1 (5). С. 64-72.

10 См., например, об этом: Козырев Ф. Н. Методологические ресурсы повышения качества преподавания религии в средней школе// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. Т. 6. № 14. С. 191-204; Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 34 (27). С. 7-12; Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. № 2 (37). С. 89-97; Алфеев Г. В. Теология и преподавание религии в школе // Церковь и время. 2018. № 1 (82). С. 19-28 и др.

11 См., например, об этом: Бокова О. А., Карандашов В. Д. О некоторых вопросах преподавания дисциплины «Современная философия религии» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 3. С. 212-220; Чумаков М. В., Чумакова Д. М. Психология религии в университете: особенности преподавания // Стратегические ориентиры современного образования. Екатеринбург, 2020. С. 251-253 и др.

с вопросами методики преподавания религии12, в остальных либо давался обзор и сравнение религиозного образования (воспитания) за рубежом13, либо философский анализ феномена религиозного образования14, либо исторический15.

Между тем развитие и закрепление позиций религиозного образования в системе современного отечественного образования, накопление опыта и практики его обсуждения требуют осмысления, анализа и обобщения материала в научной деятельности. А это значит, что сегодня наряду с теологией должна существовать наука о преподавании религии, вестись соответствующая подготовка педагогов и должен быть разработан учебный курс методики преподавания религии. Сразу же заметим: если в случае, когда мы говорили о методике преподавания религиозной культуры в школе еще могли быть дискурсы и сомнения по поводу того, может ли один человек на культурологической основе преподавать основы всех религий или нет, может ли быть одна методика преподавания религиозной культуры или нет16, то в случае, когда мы говорим о преподавании религии как вероучения, как богословия, разумеется, не может быть одного, общего для всех религий, курса методики преподавания, хотя это не исключает, скорее всего, выработки основополагающих общих установок и принципов. Поэтому в содержание методики преподавания любой религии должны, на наш взгляд, входить как общие теоретические основы, так и частные, касающиеся особенностей преподавания отдельных тем. Предварительный просмотр интернет-ресурсов показал, что в ряде вузов имеются рабочие программы дисциплин по преподаванию той или иной религиозной культуры (но не вероучения), но в основном в своем содержании они повторяют темы общей дидактики и включают такие дидактические единицы, как нормативные основы, методологические основы, цель и задачи, содержание, общеизвестные методы, формы и средства обучения и лишь в небольшой степени конкретизируются в отношении преподавания религиозной культуры. Глубоких научных работ в этом отношении нет, есть лишь

12 Метлик И. В. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005.

13 Зайцева О. Р. Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2005; Козырев Ф. Н. Неконфессиональное религиозное образование в зарубежной школе: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006; Блинкова А. О. Образование в области религии в школе в России и странах Европейского союза: сравнительный анализ: автореф. дис. ... канд. философ. наук. СПб., 2018 и др.

14 Демидов Г. В. Религиозное образование в постсекулярном обществе: автореф. дис. ... канд. философ. наук. М., 2018; Бигнова М. Р. Религиозное образование как социальный феномен: философский анализ: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Уфа, 2015; Колодин А. В. Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемы реализации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. философ. наук. М., 2007.

15 Ермошин А. В. Религиозное обучение в светских средних учебных заведениях Казанского учебного округа в 1864—1918 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2014; Синельников С. П. Православное религиозное образование в РСФСР в 1918—1929 гг.: на материалах Царицынской, Саратовской губерний и Донской области: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2011.

16 Отметим, что мы всегда разделяли и разделяем мнение о том, что подготовка педагогов, развитие методики должны вестись по направлению одной религиозной культуры на выбор.

попытка автоматически перенести известные положения и идеи дидактики на методику преподавания нового предмета.

Собственно, отсутствует та или иная концептуальная позиция, подход к преподаванию религии в целом или, например, православного вероучения в частности. При этом, безусловно, и концепции, и подходы к выстраиванию методики преподавания религии могут быть различными. Прежде всего они могут зависеть от возрастных характеристик целевой аудитории, уровня получения образования (основное общее или высшее), характеристики института образования (воскресная школа, православная общеобразовательная школа, кафедра теологии в светском вузе, православный университет или колледж, духовная семинария, академия) и, соответственно, от тех задач религиозного образования, которые будут при этом ставиться в приоритете, — формирование знания о религии, религиозно-нравственное воспитание учащихся и т. д.

Если обратиться к проблеме преподавания православия, то приходится констатировать, что на сегодняшний день мы не можем ответить на вопрос о том, какой или какие научные подходы составляют или даже должны составить теоретическую основу разработки методики преподавания курса православного вероучения. Этот предмет исследования — научно-методические основы проектирования содержательного и процессуального компонентов курса основ православного вероучения, обеспечивающего достижение тех или иных целей, — ждет своих разработчиков, своих авторов.

Если проанализировать отечественный исторический опыт преподавания Закона Божия, то приходится констатировать, что хотя официально в документах Синода и ставилась цель религиозно-нравственного воспитания учащихся, в практике преподавания она трансформировалась в формирование прочных знаний о православном вероучении. В контексте гербартовской дидактики, служившей основой выстраивания образования в XIX — начале XX в., считалось, что приобретение прочных знаний в соединении с приучением учащихся к дисциплине будет способствовать их нравственному совершенствованию. Однако практика и история показали иные результаты. В дальнейшем прот. Василий Зеньковский счел гербартовскую установку неверной, указывая на то, что в школе ведущую роль должно занимать воспитание личности, а обучение быть лишь средством для этого. В школе, считал он, должен происходить процесс обучающего воспитания17. Отметим, что и в современных реалиях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз четко и однозначно отмечал: задача православного образовательного учреждения — привести человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию, что, конечно, невозможно сделать без изучения православного вероучения. Но при этом нередко возникали и продолжают возникать ситуации, когда знания даются ради знаний, и они никак не влияют на дальнейшее духовное и нравственное развитие личности. С другой стороны, разумеется, изучение православного вероучения не должно превращаться в одну лишь назидательную беседу, переходящую в форму проповеди.

Поэтому, думается, что наиболее оптимальным вариантом выстраивания стратегии религиозного образования, по крайней мере, для конфессионально-

17 Зеньковский В. В. Педагогика. М.; Париж, 1996. С. 138-139.

ориентированной школы, будет признание религиозно-нравственного развития личности высшей, конечной целью религиозного образования, но реализующейся на основе неразрывного соединения в преподавании учебной и воспитательной задач, что в том числе предполагает усвоение обучающимися определенного содержания материала. То есть направление жизнедеятельности личности должно строиться не только на словах, пусть даже это будет превосходная проповедь священника, но на определенных истинах Закона Божия, на ясных и твердых убеждениях. И вот здесь, в реализации этой цели, заключается большая проблема, поскольку существует опасность формального следования этим задачам, когда часть урока посвящена изучению программы, а другая часть отведена для назидательной беседы, меж тем как, например, преподавание православного вероучения и религиозно-нравственное воспитание личности должны составлять все-таки неразрывное целое. В этом и заключается наибольшая трудность, которая стоит перед современным учителем и которую ему и должны помочь решить научно-педагогические исследования и разработки ученых-методистов: как раскрыть истины православного вероучения, с каких сторон, с помощью каких методов их изложить, чтобы они не превратились в сухой пересказ, но сами по себе оказывали влияние на религиозно-нравственное развитие детей? Как сделать так, чтобы эти истины были бы и прочно усвоены умом ребенка, и овладели его сердцем? При каких условиях знание православного вероучения перестанет быть холодным, мертвым и возбудит в детях живую веру, спасительную для них, направляющую их жизнедеятельность, помогающую решать жизненные проблемы?

С одной стороны, содержание материала по православному вероучению настолько разнообразно, что, казалось бы, несложно поставленную выше задачу выполнить. Но, к сожалению, практика обучения детей до сих пор показывает обратные результаты. Педагоги, как правило, даже искусственно не могут присоединить к содержанию урока те или иные нравственные выводы, превращая его, урок, в простое изложение сведений по той или иной теме, не говоря уже о том, чтобы органично связать догматику и нравоучение. Поэтому ключевым из трех основополагающих вопросов любой частной дидактики — зачем? что конкретно надо изучать? как надо преподавать? — для методики преподавания православного вероучения является последний. Причем для религиозного образования этот вопрос конкретизируется следующим образом: как преподавать так, чтобы полученные знания способствовали религиозно-нравственному развитию личности или как в преподавании православного вероучения учебные цели соединить с воспитательными? Для ответа на этот вопрос нужен поиск адекватных и эффективных методов и средств преподавания, а также разработка системы учебных ситуаций, приводящих к смысловому наполнению услышанного, осознанию, интериоризации ценностей православия, способствующих религиозно-нравственному развитию личности с одной стороны и усвоению понятий и истин православия — с другой.

Не менее важно определиться с содержанием религиозного образования. С одной стороны, есть устоявшийся курс Закона Божия, есть стандарт теологии. Но относительно школьного образования вопрос с содержанием касается того,

как это содержание распределить по годам обучения, в какой логической последовательности и почему, какой способ построения программ выбрать. Вопрос этот широко обсуждался еще до революции, и также, как и на сегодняшний день, к единому мнению не пришли. Выделяли три основных способа построения программ по Закону Божию: поступательный, совместный и концентрический.

Поступательный способ заключался в последовательном изучении материала, начиная со Священной истории Ветхого Завета, которая, по словам приверженцев этого способа, подготавливает учащихся к новозаветному учению, а учение проходит систематично и последовательно. Но изучение Ветхого Завета могло затягиваться, и нередко происходило так, что к концу первого или даже второго года обучения учащиеся еще ничего не знали об Иисусе Христе.

Альтернативой многим виделся совместный способ обучения, когда одновременно изучались все основные содержательные линии Закона Божия. При всей привлекательности данного способа минус его состоял в том, что рядовой учитель испытывал трудности с построением урока, ему трудно было провести между всеми частями содержания предмета «органические параллели». Поэтому данный способ построения программы вполне приемлем при условии, что учеными-методистами будут подробнейшим образом разработаны и предложены учителям способы и варианты соединения при построении уроков различных содержательных линий в изучении православного вероучения. На наш взгляд, нечто подобное сейчас предлагается в новом курсе изучения православия в греческих школах.

Наконец, до революции, и все чаще теперь, предлагается концентрический способ изложения материала. То есть содержание материала расширяется от более краткого к более подробному изложению, углублению изученного ранее. Основным риском в такого рода изучении православного вероучения может быть отсутствие у учащихся интереса к предмету, поскольку из года в год изучаются одни и те же темы. Но здесь также встает задача перед методической наукой — разработать содержательные линии таким образом, чтобы изученное ранее выступало той точкой опоры, с которой действительно произойдет углубление и расширение темы, и обучающиеся получат новые сведения по ней.

Решение проблемы пути построения программы обучения влияет на решение вопроса о том, быть или не быть учебнику по основам православного вероучения, каким ему быть.

Наконец, отметим еще один важный момент. Методика преподавания православного вероучения, претендующая на свое построение на научной основе, должна опираться на выработанные наукой и доказанные практикой правила обучения или, как мы называем общепризнанные и широко использующиеся из них, принципы обучения. Причем это может быть как опора на общеизвестные и устоявшиеся в общей дидактике принципы, так и выработка и доказательство использования специфических, свойственных, возможно, для преподавания любой религии, с одной стороны, и также исключительно для преподавания православного вероучения — с другой.

Например, среди общеизвестных принципов дидактики в преподавании православного вероучения важен принцип наглядности. И возможности со-

временных технических средств обучения позволяют использовать наглядность довольно часто. Но, с другой стороны, частое использование наглядности, постоянная опора на нее задерживает развитие абстрактного мышления ребенка и не дает развиться его воображению. Поэтому, чтобы не сдерживать развитие абстрактного мышления учащихся, необходимо сочетать применение наглядности со специальным мысленным формированием понятий, соблюдать в использовании наглядности чувство меры; важно не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием.

Что касается другого ранее общепризнанного принципа обучения — прочности знаний, то сегодня, в связи с отходом от знаниевой парадигмы обучения, он теряет свое значение в образовании. Однако в отношении изучения православного вероучения он может оставаться актуальным в том плане, что некоторые христианские истины все же должны заучиваться наизусть, чтобы не было их искажения, собственной трактовки, их субъективного восприятия и представления.

Известный принцип доступности также будет актуальным для преподавания православного вероучения. И дело не в упрощении содержания, а в разработке таких методических подходов, в такой дидактической обработке богословского материала, которая бы способствовала лучшему усвоению учащимися материала. Здесь важным будет избежать двух крайностей — слишком сложной подачи материала и его чрезмерного упрощения. И то, и другое ослабляет волевые усилия учащихся, снижает их мотивационный настрой и интерес к обучению.

Поэтому наряду с принципом доступности важное значение имеет принцип сознательности. Он говорит нам о том, что обучение должно быть выстроено таким образом, чтобы у учащихся формировались осознанные представления, чтобы они понимали смысл и суть материала, в том числе применительно к выстраиванию своей жизнедеятельности.

Принцип научности означает в нашем случае опору в преподавании православного вероучения на теологическое знание, с одной стороны, а с другой — возможность применения в процессе освоения содержания курса православного вероучения таких методов научного познания, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия и проч. Возможен в этом контексте и проблемный подход, и проектный метод обучения. Тогда принцип научности невозможен без опоры на другой — принцип активности и самостоятельности в обучении. Задача методики преподавания православного вероучения в этом контексте — выработать и установить адекватные изучаемому содержанию пути активизации обучающихся. Например, диспут, соревнование. Это известные пути активизации учащихся. Но вот насколько они соответствуют изучаемому контексту? Не хотелось бы, чтобы мы изучали православие вне его содержательного поля, вне контекста православной педагогики и нравственного богословия.

Поэтому важнейшим для преподавания православного вероучения будет принцип связи теории с практикой. И это прежде всего относится к духовной и нравственной жизни обучающихся, где чрезвычайно важной проблемой является применение полученных знаний в повседневной жизни, руководство тем содержанием, которое дети получают на уроках православного вероучения в по-

следующей жизнедеятельности личности, при принятии ею тех или иных жизненных решений.

Еще одним важным и актуальным принципом для преподавания любой религии, на наш взгляд, должен быть принцип личного примера. И дело здесь не столько во «внешней нравственности» и моделях поведения, хотя они, безусловно, играют большую роль, сколько в глубинной информации, идущей от взрослого к детям, которую можно донести до детей, если она глубоко укоренена в личности взрослого, ведь миссия педагогической деятельности учителя религии — создание условий для религиозно-нравственного становления человека, что предполагает развитие его духовности и нравственности как личностных характеристик. Следовать по пути духовного и нравственного совершенствования можно за тем, кто обладает неоспоримым авторитетом, кому дети доверяют. При наличии авторитетного учителя ученики чувствуют прилив сил, видят и понимают то, что сами по себе они не способны были бы видеть и понимать.

Наконец, что касается специфических, свойственных исключительно методике преподавания православного вероучения, принципов, то однозначно можно говорить о том, что имеет место опора на принцип христоцентричности, поскольку Христос есть главный центр, основание, идеал и цель жизни в православии. Сложность вопроса заключается в том, как этот идеал донести до обучающихся, какие адекватные методы и рекомендации для этого нужно дать.

Пока мы говорим лишь приблизительно о возможности применения тех или иных принципов обучения или формулировке новых применительно к методике преподавания православного вероучения. Однако доказательной научно-методической базы под нашими размышлениями нет. И это тоже может и должно стать предметом научно-методических исследований.

Таким образом, для того, чтобы произошло становление методики преподавания религии (в нашем случае мы говорим о православном вероучении) как науки и учебной дисциплины перед нами стоят следующие метазадачи применительно к разным типам образовательных учреждений: определение концептуальных основ проектирования содержательного и процессуального компонентов курса основ православного вероучения — цель, задачи, принципы, содержательно-методических основ изучения тех или иных частных тем; создание учебников и методических рекомендаций учителям и студентам; проведение экспериментальной проверки эффективности теоретических идей и разработанных практических рекомендаций.

Эти и другие, более частные вопросы — например изучение православия в разновозрастных группах в условиях воскресных школ, связь изучения православия с устроением и системой воспитания в школе, межпредметные связи, общее и особенное в преподавании православной культуры и православного вероучения могут стать темами научно-педагогических исследований с тем, чтобы на их базе сформировалась, а затем пополнялась и развивалась наука о преподавании православного вероучения, а на ее основе — методика преподавания православного вероучения как учебная дисциплина.

Список литературы

Алексеев В. Ю. Трудности преподавания религии в России // Наука и образование третьего тысячелетия. М., 2018. С. 131—132.

Алфеев Г. В. Теология и преподавание религии в школе // Церковь и время. 2018. № 1 (82). С. 19-28.

Балабейкина О. А. Развитие методики преподавания Закона Божия в Российской империи начала ХХ в. как направление деятельности православного духовенства: протоиерей Аполлоний Темномеров // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. 2021. № 1 (6). С. 31-40.

Балакина Е. И., Сидоренко Н. В. Система духовного образования детей в практике воскресной школы // Полипарадигмальность современного образования: подходы и направления: материалы научно-практической конференции. Барнаул, 2016. С. 162164.

Барабанов В. В., Григоренко А. Ю. К вопросу о преподавании «Основ религиозных культур и светской этики» в школах // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 2. С. 92-102.

Бигнова М. Р. Религиозное образование как социальный феномен: философский анализ: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Уфа, 2015.

Блинкова А. О. Образование в области религии в школе в России и странах Европейского союза: сравнительный анализ: автореф. дис. ... канд. философ. наук. СПб., 2018.

Богомилова Н. Модели и «философия» преподавания религии в современной Европе // Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования. 2015. Т. 1. № 1 (3). С. 27-31.

Бокова О. А., Карандашов В. Д. О некоторых вопросах преподавания дисциплины «Современная философия религии» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 3. С. 212-220.

Борецкая В. К. Преподавание курса о религии в ситуации современного поликонфессионального польского общества // Религия и общество. Могилев, 2016. С. 284-286.

Демидов Г. В. Религиозное образование в постсекулярном обществе: автореф. дис. ... канд. философ. наук. М., 2018.

Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. № 2 (37). С. 89-97.

Евсеев Н. Н. Особенности преподавания курса «История религий» в рамках теологического образования // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2019. № 4-2. С. 37-38.

Ермошин А. В. Религиозное обучение в светских средних учебных заведениях Казанского учебного округа в 1864-1918 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2014.

Зайцева О. Р. Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2005.

Зеньковский В. В. Педагогика. М.; Париж, 1996.

Иванов И. А. К вопросу о методологии преподавания истории нехристианских религий в духовных школах // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2020. № 1 (5). С. 64-72.

Кабанова Х. А. Опыт преподавания религии в Греции // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. М., 2018. С. 48-53.

Козырев Ф. Н. Методологические ресурсы повышения качества преподавания религии в средней школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. Т. 6. № 14. С. 191-204.

Козырев Ф. Н. Неконфессиональное религиозное образование в зарубежной школе: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006.

Колодин А. В. Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемы реализации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. философ. наук. М., 2007.

Конвисер В. Л. Преподавание религии в школах Германии // Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 8. С. 58—62.

Корскова А. В. «Должен ли быть в школе отдельный урок о религии?». Преподавание «Основ православной культуры» на примере муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 21» города Тамбова // Геродот Science. 2018. № 1. С. 67-70.

Левин В. И. Проблема преподавания религии в государственной школе РФ // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 833-836.

Метлик И. В. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005.

Розин В. М. Религия вчера и сегодня и о преподавании духовных дисциплин // Философские науки. 2011. № 2. С. 7-25.

Синельников С. П. Православное религиозное образование в РСФСР в 1918-1929 гг.: на материалах Царицынской, Саратовской губерний и Донской области: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2011.

Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7-12.

Становская Т. А. Изучение православного богослужения в школах России: история и современность // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 57-71.

Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале ХХ в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2017.

Урбанович Л. Н. Евангельские притчи в межпредметной интеграции школьного образования // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. № 4. С. 222-232.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чичерина А. И. Концептуальные положения священномученика Фаддея (Успенского) о методике преподавания дисциплины «Закон Божий» // Вестник Науки и Творчества. 2018. № 5 (29). С. 27-31.

Чумаков М. В., Чумакова Д. М. Психология религии в университете: особенности преподавания // Стратегические ориентиры современного образования. Екатеринбург, 2020. С. 251-253.

Янушкявичене О. Л. Постижение смыслов и тишина на уроке православной культуры // Христианство и педагогика: история и современность. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2018. С. 113-120.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2021. Vol. 63. P. 50-63 DOI: 10.15382/sturIV202163.50-63

Doctor of Sciences in Education, Head of the Department of Pedagogy, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities,

Professor at the Department

Svetlana Divnogortseva,

of Pedagogy and Psychology of Professional Education,

Moscow State Pedagogical University 23B Novokuznetskaya ul., Moscow

115184, Russian Federation sdivnogortseva@mail.ru

ORCID: 0000-0002-4143-2614

Methods of Teaching Religion as an Academic Discipline and Educational Subject

S. Divnogortseva

Abstract: In the system of the present-day Russian education, the process of teaching religion has been revitalised and is developing. However, there are still no publications in Russian educational science dealing with scientific analysis, generalisation and development of experimentally confirmed methodological recommendations for the implementation of the effective process of religious education. The purpose of this article is to analyse the problems in scientific and pedagogical studies devoted to the religious education, to identify and indicate those tasks whose solution will contribute to the formation and development of a new branch of knowledge and a new academic discipline at universities, i.e. the methodology of teaching religion. The key research methods are the search and analysis of the problems of scientific and pedagogical studies devoted to the indicated problem; synthesis, generalisation and comparison of materials on general and private didactic research. The search and analysis of scientific works carried out in the Russian Federation have led the author of the article to a statement of the fact that there was no pedagogical research, primarily in the field of teaching religion in confessional-oriented educational institutions. At the same time, the established practice of religious education in Russia requires deep scientific analysis and generalisation, on the one hand, and, on the other, the development of conceptual positions and approaches to teaching religion. These may depend on the tasks that scholars see as priorities in teaching religion, on the age of students, on the types of educational institutions that offer religious education. The author of the article suggests that the task of religious and moral development of individuals is a priority in designing the strategy for religious education of schoolchildren in confessional-oriented educational institutions, indicates possible principles, methods and techniques of teaching aimed at carrying out specific tasks.

Keywords: religious education, methods of teaching religion, methods of teaching Orthodox faith, didactics, principles of teaching, teaching methods and techniques.

References

Alekseev V. (2018) "Trudnosti prepodavaniia religii v Rossii" [Difficulties in teaching religion in Russia], in Nauka i obrazovanie tret'ego tysiacheletiia [Science and education of the third millennium]. Moscow, pp. 131-132 (in Russian).

Alfeev G. (2018) "Teologiia i prepodavanie religii v shkole" [Theology and teaching of religion at school]. Tserkov'i vremia, 2018, vol. 1 (82), pp. 19-28 (in Russian).

Balabeikina O. (2021) "Razvitie metodiki prepodavaniia Zakona Bozhiia v Rossiiskoi Imperii nachala XX v. kak napravlenie deiatel'nosti pravoslavnogo dukhovenstva: protoierei Apollonii Temnomerov" [Development of the methodology for teaching religion in the Russian Empire at the beginning ofthe 20th century as the direction of activity ofthe Orthodox clergy: Archpriest Apollonii Temnomerov"]. Vestnik Istoricheskogo obshchestva Sankt-Peterburgskoi Dukhovnoi Akademii, 2021, vol. 1 (6), pp. 31-40 (in Russian).

Balakina E., Sidorenko N. (2016) "Sistema dukhovnogo obrazovaniia detei v praktike voskresnoi shkoly" [The system of spiritual education of children in the practice of Sunday school], in Poliparadigmal'nost' sovremennogo obrazovaniia: podkhody i napravleniia: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Polyparadigmality of modern education: approaches and directions. Conference materials]. Barnaul, pp. 162-164 (in Russian).

Barabanov V., Grigorenko A. (2013) "K voprosu o prepodavanii «Osnov religioznykh kul'tur i svetskoi etiki» v shkolakh" ["On the issue of teaching Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics at schools"]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta, 2013, vol. 2, pp. 92-102 (in Russian).

Bogomilova N. (2015) "Modeli i «filosofiia» prepodavaniia religii v sovremennoi Evrope" ["Models and «philosophy» of teaching religion in modern Europe"]. Nauchnyi rezul'tat. Seriia: Sotsial'nye igumanitarnye issledovaniia, 2015, vol. 1, no 1 (3), pp. 27-31 (in Russian).

Bokova O., Karandashov V. (2016) "O nekotorykh voprosakh prepodavaniia distsipliny «Sovre-mennaia filosofiia religii»" [On some issues in teaching the discipline "Modern philosophy of religion"]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 2016, vol. 3, pp. 212-220 (in Russian).

Boretskaia V. (2016) "Prepodavanie kursa o religii v situatsii sovremennogo polikonfessional'nogo pol'skogo obshchestva" ["Teaching religion in the situation of modern multi-denominational Polish society"]. in Religiia i obshchestvo [Religion and society]. Mogilev, pp. 284-286 (in Russian).

Chicherina A. (2018) "Kontseptual'nye polozheniia sviashchennomuchenika Faddeia (Uspen-skogo) o metodike prepodavaniia distsipliny «Zakon Bozhii»" ["Conceptual provisions of Hieromartyr Faddei (Uspensky) on the methodology of teaching religion"]. Vestnik Nauki i Tvorchestva, 2018, vol. 5 (29), pp. 27-31 (in Russian).

Chumakov M., Chumakova D. (2020) "Psikhologiia religii v universitete: osobennosti prepodavaniia" ["Psychology of religion at university: features of teaching"], in Strategicheskie orientiry sovremennogo obrazovaniia [Strategic guidelines of modern education]. Ekaterinburg, pp. 251-253 (in Russian).

Divnogortseva S. (2015) "Metodika prepodavaniia pravoslavnoi kul'tury kak novaia oblast' didakticheskoi nauki" ["Methods of teaching Orthodox culture as a new area of didactic science"]. VestnikPSTGU. Ser. IV:Pedagogika. Psikhologiia, 2015, no. 2 (37), pp. 89-97 (in Russian).

Evseev N. (2019) "Osobennosti prepodavaniia kursa "Istoriia religii" v ramkakh teologicheskogo obrazovaniia" ["Features of teaching History of Religions in the framework of theological education"]. Tul'skoe obrazovatel'noeprostranstvo, 2019, vol. 4-2, pp. 37-38 (in Russian).

Ianushkiavichene O. (2018) "Postizhenie smyslov i tishina na uroke pravoslavnoi kul'tury" ["Comprehension of meanings and silence in the lesson of Orthodox culture"], in Khristian-

stvo ipedagogika: istoriia i sovremennost'. Materialy IVMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Christianity and pedagogy: History and modernity. Conference materials]. Penza, pp. 113-120 (in Russian).

Ivanov I. (2020) "K voprosu o metodologii prepodavaniia istorii nekhristianskikh religii v du-khovnykh shkolakh" ["Methodology of teaching the history of non-Christian religions in theological schools"]. Trudy kafedry bogosloviia Sankt-Peterburgskoi dukhovnoi akademii, 2020, vol. 1 (5), pp. 64-72 (in Russian).

Kabanova Kh. (2018) "Opyt prepodavaniia religii v Gretsii" ["The experience of teaching religion in Greece"], in Pedagogika i psikhologiia v sovremennom mire: teoreticheskie i prakticheskie issledovaniia [Pedagogy and psychology in the modern world: theoretical and practical studies]. Moscow, pp. 48-53 (in Russian).

Konviser V. (2008) "Prepodavanie religii v shkolakh Germanii" ["Teaching religion in schools in Germany"]. Prepodavanie istorii iobshchestvoznaniia vshkole, 2008, vol. 8, pp. 58-62 (in Russian).

Korskova A. (2018) "«Dolzhen li byt" v shkole otdel'nyi urok o religii?». Prepodavanie «Osnov pravoslavnoi kul'tury» na primere munitsipal'nogo avtonomnogo obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniia «Litsei № 21» goroda Tambova" ["Should there be a specific lesson about religion at school?" Teaching Fundamentals of Orthodox Culture at Lyceum 21 in Tambov]. Gerodot Science, 2018, vol. 1, pp. 67-70 (in Russian).

Kozyrev F. (2006) "Metodologicheskie resursy povysheniia kachestva prepodavaniia religii v srednei shkole" ["Methodological resources for improving the quality of teaching religion at a secondary school"]. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, 2006, vol. 6, no 14, pp. 191-204 (in Russian).

Levin V. (2012) "Problema prepodavaniia religii v gosudarstvennoi shkole RF" ["The problem of teaching religion in the state school of the Russian Federation"]. Izvestiia Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo, 2012, vol. 28, pp. 833-836 (in Russian).

Rozin V. (2011) "Religiia vchera i segodnia i o prepodavanii dukhovnykh distsiplin" [Religion yesterday and today and the teaching of theological disciplines]. Filosofskie nauki, 2011, vol. 2, pp. 7-25 (in Russian).

Skliarova T. (2012) "Teoriia i metodika prepodavaniia religioznoi kul'tury v shkole" ["Theory and methods of teaching religious culture at school"]. Vestnik PSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psikhologiia, 2012, vyp. 4 (27), pp. 7-12 (in Russian).

Stanovskaia T. (2020) "Izuchenie pravoslavnogo bogosluzheniia v shkolakh Rossii: istoriia i sovremennost'" ["The study of Orthodox worship in Russian schools: history and modernity"]. Vestnik PSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psikhologiia, 2020, vyp. 56, pp. 57-71 (in Russian).

Urbanovich L. (2015) "Evangel'skie pritchi v mezhpredmetnoi integratsii shkol'nogo obrazovaniia" ["Gospel parables in the interdisciplinary integration of school education"]. Vestnik Russkoi Khristianskoigumanitarnoi akademii, 2015, vol. 16, no. 4, pp. 222-232 (in Russian).

Zen'kovskii V. (1996) Pedagogika [Pedagogy]. Moscow; Paris (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.