что в свою очередь также является подтверждением того, что интернет, в частности социальные сети, наиболее «удобны» для «агрессора». На вопрос «наблюдатели ли Вы травлю в сети Интернет?» - 68% ответили утвердительно.
Опрашиваемые указали следующие причины, по которым человека могут подвергнуть травле: отличное от других мнение, предпочтения, особенности поведения, проявления характера, поступки, особенности внешности, а также увлечения, национальность, тендер и др.
Также респонденты указали обстоятельства, приведшие к роли «агрессора» в травле. Чаще других были названы следующие: «агрессором становятся для повышения самооценки»; «агрессором становятся из зависти к успеху других»; «агрессор выбирает интернет пространство из-за возможности скрыть себя - анонимности»; «агрессору нравиться то, чем он занимается, сам процесс и создаваемый им эффект».
Из числа опрошенных 28% имеют опыт в «роли агрессора» - оставили негативные комментарии под постами пользователей в социальных сетях. 15% подростков были подвергнуты унижению с применением фото-, видеоматериалов в свой адрес.
Полученные результаты достаточно красноречиво подтверждают, что подростки осведомлены о таком явлении как буллинг, кибуербуллинг, о причинах и мотивах его побуждающих. Также, в беседе, подростки подчеркнули, что недостаточно проводится работа по профилактике кибербуллинга.
Как показали результаты проведенного исследования большинство подростков (14-16 лет) утвердительно ответили на вопрос об имеющемся опыте буллинга. Также полученные результаты («жертва-преследователь-наблюдатель» - 22,7%) дают нам возможность предположить, что те из подростков, кто подвергся травле чаще всего становятся инициаторами троллинга в сети, давая выход своим негативным эмоциям. Как правило, это эмоционально неустойчивые подростки с низкой эмпатией.
Выводы. Кибербуллинг - травля детей и подростков, на современном этапе, с расширением сети интернет, социальных сетей стал одной из актуальных проблем. Кибербуллинг приводит к тяжелым последствиям. От года к году растет число потенциальных и реальных жертв кибербуллинга, включающего в себя агрессивное онлайн-поведение, кибершантаж, угрозы, включая физическую расправу, о чем свидетельствует возросшее количество звонков на телефон доверия.
Для решения данной проблемы наиболее эффективной формой представляется профилактическая работа, заключающаяся в формировании у подростков осознанного поведения в интернет пространстве, знаний о правилах и способах безопасного поведения в сети. Особую ответственность необходимо возложить не только на родителей или лиц их заменяющих, но и на образовательные организации. Проводимая работа будет способствовать сохранению не только физического, но и социального здоровья подрастающего поколения.
Литература:
1. Бочавер, A.A. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / A.A. Бочавер // Психология. Журнал ВШЭ. - 2014. - №3. - С. 177-191
2. Исследование: 55% подростков в России сталкивались с кибербуллингом [электронный ресурс]: - 2021. - URL: https://www.asi.org.ru/news/2021/04/26/issledovanie-55-podrotskov-v-rossii (дата обращения 25.05.2023)
3. Кузнецова, Е.В. Предупреждение криминогенного влияния информационного пространства сети Интернет на несовершеннолетних/Е.В. Кузнецова//Вестник экономической безопасности. -2016. -№1. -76 с.
4. Макарова, Е.В. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления [электронный ресурс] / Е.В. Макарова // Российский психологический журнал. - 2016. - Том 13-№3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologicheskie-osobennosti-kiberbullinga-kak-formy-internet-prestupleniya (дата обращения 15.01.2023)
5. Носова, Н.В. Профилактика кибербуллинга среди обучающихся образовательной организации / Н.В. Носова, Е.М. Калинкина, Н.Ю. Камракова.-Вологда: ВИРО, 2019. - 52 с.
6. Солдатова, Г.У. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладения / Г.У. Солдатова, А.Н. Ярмина // Национальный психологический журнал. - 2019. - Т.35.- № 3(35). - С. 17-31
7. Солдатова, Г.В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи [электронный ресурс]: Психологическая газета. -2020. - URL: https://psy.su/feed/9357/ (дата обращения 21.01.2023)
8. Черкасенко, О.С. Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте / О.С. Черкасенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. -2015. - № 6,- С. 52-54
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Аннотация. Современный этап развития высшей школы в России предполагает активизацию самостоятельной работы студентов. Это связано с тем, что обществу нужны люди, умеющие адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, способные оперативно принимать нестандартные решения, действовать творчески, самостоятельно. Именно поэтому одной из актуальных проблем высшего образования является формирование у студентов мотивации к самостоятельной работе. В статье рассматривается совокупность методов формирования мотивации студентов к самостоятельной работе. Ключевые слова: мотив, мотивация, самостоятельная учебная деятельность, обучающиеся вуза.
Annotation. The current stage of development of higher education in Russia involves the activation of independent work of students. This is due to the fact that society needs people who are able to adapt to changing life situations, who are able to quickly make non-standard decisions, act creatively, independently. That is why one of the urgent problems of higher education is the formation of students' motivation to work independently. The article considers a set of methods for the formation of students' motivation for independent work.
Key words: motive, motivation, independent educational activity, university students.
Введение. На современном этапе своего развития система высшего профессионального образования переживает период модернизации. Потребность в кардинальных изменениях национальных образовательных систем, ставших
традиционными, вызвана состоянием современной социокультурной ситуации, анализ которой позволяет осознать, что профессиональная школа, объединяющая высшие учебные заведения всех уровней, должна измениться для решения сложных проблем современности.
Анализ публикаций отечественных и зарубежных ученых относительно проблем развития образования позволяет сформулировать основные постулаты, на которых должна основываться образовательная деятельность в учреждениях, реализующих программы высшего профессионального образования. К таким постулатам отнесем:
- обеспечение интеллектуального развития личности обучающегося;
- обучение студентов эффективным методам самостоятельной познавательной деятельности;
- соответствие системы образования потребностям социально-экономического развития общества;
- формирование у будущих специалистов высоких морально-духовных качеств, основывающихся на общечеловеческих и национальных ценностях;
- формирование высокого уровня экологической культуры обучающихся, ответственного и бережного отношения к окружающей среде.
Процесс модернизации высшего образования требует учета общих тенденций развития систем высшего образования в контексте глобализационных мировых процессов, среди которых ведущими являются индивидуализация и дифференциация обучения.
Современная система отечественного высшего профессионального образования развивается в условиях реформирования и поиска наиболее эффективных образовательных моделей.
В современных условиях постиндустриального общества возникает потребность не только в непрерывном, но и в опережающем образовании, представляющем собой психологически детерминированный и целенаправленно-организованный процесс.
Учет современных тенденций развития современного глобального информационного пространства позволяет видеть, что общество ориентировано на создание наукоемких культурных продуктов. В связи с этим реализация высшего профессионального образования не может осуществляться по типовым экстенсивным моделям и нуждается в существенном реформировании.
Современному обществу необходимы специалисты, способные оперативно принимать нестандартные решения, действовать творчески, самостоятельно. Особая роль при этом отводится ответственности самих студентов за результаты обучения, их усердия, готовности принимать активное участие в сферах, нужных обществу, социальной практике. Наряду с этим остается актуальным развитие собственно познавательных мотивов и интересов, которые обеспечивают самостоятельность и творчество студента в обучении и других видах деятельности. Одним из современных требований общества является воспитание подлинной мотивации, то есть воплощение «известных мотивов», которые являются действующими, что может обеспечить активную социальную позицию человека, единство слова и дела [1].
Изложение основного материала статьи. Термин «мотивация» в широком смысле используется во всех областях психологии, которые исследуют причины и механизмы целенаправленного поведения человека.
На основе анализа научных источников можно констатировать, что на сегодняшний день в психолого-педагогической литературе существует значительное количество определений понятий «мотив», «мотивация». Рассмотрим лишь некоторые из них.
Мотив - (от лат. movere - двигать, толкать): 1) то, что объективно побуждает человека к деятельности, побудительная причина действий и поступков (то есть то, что принуждает человека к действиям); 2) это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, что изнутри побуждает к определенным действиям; 3) то, что побуждает деятельность человека, ради чего она осуществляется; 4) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность объекта и определяющих ее направленность; 5) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности [7].
Что же касается определений понятия «мотивация», то в психолого-педагогической литературе можно встретить следующие: 1) совокупность побудительных факторов, определяющих активность личности; мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, побуждающие поведение человека; 2) совокупность причин психического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность; 3) система мотивов, определяющая их конкретные формы, поведение и поступки; 4) осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели [7].
Мотивация является одной из составляющих компетентности будущего специалиста. Знание - высшая форма проявления восприятия данных и информации, оно является активным по своей сути и формируется не только на основе фактов, но и на основе анализа различных типов логического вывода. Навыки - усовершенствованные путем многократных управлений компоненты умений, проявляющиеся в автоматизированном выполнении действий. Умение возникает там, где знание дела становится показателем к быстрому и успешному его выполнению. Умение - это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность.
Ценности - представление о том, что в жизни важно. Ценности направляют другие составляющие жизни человека. Это способность к переориентации на новые ценности, переоценке ценностей уже существующих и доминирующих в сознании людей. Выделяют, например, культурные ценности, ценности свободы, прав человека, формирование ценностной системы, которая принята большинством членов общества, является важнейшим принципом его существования и, в то же время, основным инструментом общественных реформаций.
Мотивация занимает особое место в структуре компетентности еще и потому, что относится как к фундаментальным сущностям, так и к способностям, поскольку непременно включает в себя внешнюю и внутреннюю компоненты. Например, для студента внешняя мотивация - это страх перед преподавателем, стремление получить высокий балл и т.п., а внутренняя - заинтересованность процессами и результатами профессионального становления.
В условиях современных тенденций развития отечественного социума и системы образования обосновывается актуальность проблемы достижения педагогами, в частности вузовскими преподавателями, наивысших уровней педагогического профессионализма. Данная актуальность обосновывается осознанием того факта, что от конструктивного решения указанной проблемы зависит результат осуществляемых на современном этапе инновационных преобразований в области профессионального образования будущих специалистов.
Одна из проблем отечественной государственной образовательной политики заключается в обеспечении соответствия состояния российского образования мировым образовательным стандартам и требованиям современного сообщества. Данная потребность обусловила необходимость поиска продуктивных путей решения данной проблемы. Одним из таких путей стало осознание эффективности и практическое применение технологии компетентностного подхода в отечественном образовании, в частности в системе профессиональной подготовки педагогов в высшей школе. Поэтому в ключе совершенствования системы профессиональной подготовки будущих педагогов особое значение отведено разработке и
реализации последовательных мер, которые направлены на трансформацию традиционной системы обучения и воспитания в высшей школе в компетентностную модель профессиональной подготовки будущих специалистов, в частности в области образования.
Структура и составляющие компетентности представлены следующим образом [2]:
1. Коммуникабельность - умение общаться, налаживать отношения, готовность человека к полноценному межличностному общению. Эти способности развиваются и формируются в общении и закрепляются в структуре личности как своеобразная жизненная позиция, которая влияет на жизненную перспективу человека и выполняет функцию дальнейшего совершенствования реального коммуникативного поведения.
2. Способность к синергетическим проявлениям. Рассматривая личность как систему, способную к самоорганизации, созданию, поддержке, распаду структур в системах разной природы, под синергетическим проявлением понимается способность личности выйти на качественно новый уровень обобщения, осознания и возможностей реализации задач, предстающих перед человеком. Например, несколько человек могут иметь сравнительно одинаковые способности, жить в одинаковых условиях, общаться с одними и теми же людьми, иметь одних учителей, но лишь немногие из них, достигнув определенной точки, выходят на качественно новый уровень профессиональных достижений.
3. Способность к масштабированию и интерпретации. Масштабирование позволяет решать любые задачи с разной степенью детализации. В качестве примера можно рассмотреть способность педагога объяснять конкретный материал студентам с разным уровнем подготовки или способностей.
4. Способность к саморазвитию - возможность изменять собственные интеллектуальные инфраструктуры, непосредственно к преобразованию собственной ментальности.
5. Способность к интеграции предполагает способность личности использовать знания из различных предметных областей для создания новых знаний, умений, навыков, путей решения поставленных задач.
6. Способность к переносу знаний из одной предметной области в другую предполагает не просто перенос на уровне фактов, а умение обобщать, строить абстракции, которые в последующем переносить на другую предметную отрасль [4].
Формирование мотивации должно опираться на ту или иную психологически подчеркнутую и системную модель целостной мотивации. Процесс формирования мотивации заключается в том, что преподаватель пытается во время целенаправленного воздействия вызвать те или иные изменения в мотивационной сфере. Чтобы эти действия не носили случайного и бессистемного характера, нужно ориентировать процесс на совокупность и совпадение различных сторон мотивации, которые должны быть получены, ориентировать их не только на изолированные особенности мотивации в отдельном проявлении, но и на перспективу, принимая во внимание возрастные особенности, динамику, влияние развития мотивации обучения и отдельных мотивов, которые ее вызывают [5].
Психологическая модель мотивации включает в себя построение мотивации, ее место в структуре личности, основные этапы возрастного и индивидуального развития.
Мотивация, как и другие высшие психологические функции, социально обусловленное явление, которое возникает и изменяется в жизнедеятельности человека, его личной психологической деятельности.
Учебная деятельность является эффективной, если у студента сформировано положительное отношение к обучению, если есть четкое осознание поставленной цели и понимание того, для чего нужны те или иные знания. Должны быть также познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, что возможно только тогда, когда у студента возникает чувство ответственности и долга.
Педагогической наукой накоплен огромный опыт методов и приемов, направленных на формирование положительных мотивов обучения (методы эмоционального стимулирования методик развития познавательного интереса, методы формирования ответственности и обязательности). Основную, ведущую роль в стимулирующих методах всегда играют личные отношения преподавателя и студента. Использование влияния личных отношений со студентом приводит к формированию у него положительного или отрицательного отношения к процессу обучения в целом [6].
Методы мотивации - методы, направленные на формирование положительных мотивов обучения, стимулирующие познавательную активность и способствующие обогащению студентов учебной информацией [8].
К методам мотивации, по мнению М.М. Фицулы, относятся:
1. Метод учебной дискуссии - спор, обсуждение любого вопроса учебного материала. Этот метод основывается на обмене мнениями между студентами, преподавателями и студентами, учит самостоятельно мыслить, развивает умение практического анализа и тщательной аргументации выдвинутых положений, уважения к мнению других. Учебная дискуссия используется при совместном решении проблемы группой студентов, ее цель - обсуждение научных положений, данных, требующих непосредственной подготовки студентов по источникам более широким, чем материал учебника. Во время обсуждения студенты взаимно обогащаются образовательной информацией [8].
2. Метод обеспечения успеха в обучении - метод, предусматривающий помощь преподавателя отстающему студенту, развитие у него интереса к знаниям, стремление закрепить успех. Этот метод эффективен при работе со студентами, у которых есть проблемы с обучением. Обеспечение успеха в учебе эффективнее, когда у студента есть вера в собственные силы, чувство собственного достоинства [8].
3. Метод создания ситуации новизны учебного материала предполагает, что в процессе преподавания педагог создает такую морально-психологическую атмосферу, в которой студенты получают моральное удовлетворение от того, что обогащают свой багаж знаний, словарный запас, свою личность.
4. Методы стимулирования ответственности в обучении предусматривают объяснение студентам общественной и личной значимости учения; выдвижение требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего долга.
Выводы. Современное высшее профессиональное образование, согласно инновационной образовательной парадигме, направлено на максимальное раскрытие индивидуальных способностей, уникальных особенностей психики и интеллекта каждого студента. В том числе задачей инновационного образования является обеспечение реальной, а не номинальной приоритетности высшего профессионального образования.
На современном этапе своего развития отечественное высшее педагогическое образование переживает период модернизации. Процессы модернизации образование коренным образом влияют на изменение содержательной стороны профессиональной подготовки педагогов. Так, концептуальной основой современного педагогического образования является компетентностный подход.
Изменения, возникающие в связи с модернизацией высшего педагогического образования, касаются не только содержательной линии подготовки, но и форм, технологий и методов ее реализации. Так, на современном этапе существуют различные формы получения профессионального педагогического образования, число и сущность которых постоянно изменяется.
На основе вышесказанного можно констатировать, что на сегодня проблема формирования мотивации студентов к самостоятельной работе является достаточно актуальной. Постоянно осуществляется поиск новых и усовершенствование
существующих методов формирования мотивов учебной деятельности молодежи. Именно поэтому в перспективе предполагается исследование вопроса повышения мотивации студентов к самостоятельной работе средствами информационно-коммуникационных технологий.
Литература:
1. Ковалевский, И. Организация самостоятельной работы студентов / И. Ковалевский // Высшее образование в России. -2000.-№ 1.-С. 114-115
2. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики/И.А. Колесникова. - СПб., 2001. -288 с.
3. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер. - 2001. - 992 с.
4. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Левина. - М., 2001. - 272с.
5. Лежнева, Н.В. Личностно-ориентированное образование в начальной школе: Монография / Н.В. Лежнева. -Челябинск: МРТ, 2000. - 236 с.
6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.,1995. - 637 с.
7. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, Л.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.ж: Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
8. Фицула, М.М. Педагогика / М.М. Фицула. - К.: Академвидав, 2006. - 560 с.
Педагогика
УДК 376.1
кандидат педагогических наук, доцент Викжанович Светлана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)
ТЕХНОЛОГИИ ПРОТИВОБУЛЛИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация. В статье проанализирован опыт зарубежных и отечественных исследователей антибуллинговых технологий. Описаны этапы работы, направленные на профилактику буллинга в инклюзивной школьной практике. Раскрыт опыт организации индивидуальной коррекционной работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей структуры дефекта. Освещен алгоритм предупреждения процесса виктимизации. Освещены положения коррекционной работы с обучающимися с деструктивным поведением. Изложен алгоритм организации диалога предполагаемой жертвы и агрессора. Структурированы правила взаимодействия ребенка с патологией в развитии с нормотипичными одноклассниками Рассмотрены техники по воспитанию у арессивных школьников чувства эмпатии к сверстнику с ограниченными возможностями здоровья. Проиллюстрированы примеры тренинговых заданий на устранение агрессии по отношению к однокласснику с нарушенным развитием. Сформулированы выводы по предупреждению возникновения травли в школьной инклюзивной практике.
Ключевые слова: инклюзивная школьная среда, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, структура дефекта, буллинг, антибуллинговая программа, виктимизация.
Annotation. The article analyzes the experience of foreign and domestic researchers of anti-bullying technologies. The stages of work aimed at the prevention of bullying in an inclusive school are described. The experience of organizing individual correctional work with a disabled child is disclosed, taking into account the characteristics of the defect. An algorithm for preventing the process of victimization is highlighted. The provisions of corrective work with a child with destructive behavior are highlighted. An algorithm for organizing a dialogue between the alleged victim and the aggressor is outlined. The rules of interaction of a child with a developmental pathology with normotypical classmates are structured. Techniques for educating in agressive schoolchildren a sense of empathy for a peer with disabilities are considered. Examples of training tasks for the elimination of aggression towards a classmate with impaired development are illustrated. Conclusions are formulated to prevent the occurrence of bullying in school inclusive practice.
Key words: inclusive school environment, child with disabilities, defect structure, bullying, anti-bullying program, victimization.
Работа выполнена в рамках государственного задания на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Профилактика буллинга и формирование инклюзивной культуры в школе» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУВО «ОмГПУ» № 073-03-2923-018/4 от 19.06.2023)
Введение. В инклюзивной школьной практике именно буллинг вызывает у общественности достаточно яркую негативную реакцию. Следует отметить, что в отечественной коррекционной педагогике на сегодняшний день отсутствуют противобуллинговые технологии относительно школьников с ограниченными возможностями здоровья, что несомненно доказывает актуальность данной проблемы. Зарубежные авторы (М. Adam Messinger, D. Olweus, E. Menesini, A. Nocentini) подробно излагают опыт антибуллинговых стратегий в школьной среде с нормотипичными обучающимися [4, 5, 61. Доказали свою эффективность в мировой педагогической практике противобуллинговые программы, которые были созданы и внедрены в образовательный процесс по запросу государства (ОВРР, KiVa, Bulli&Pupe, ViScn, SAVE, Friendly Schools др.). Объединяет эффективные антибуллинговые программы общая концепция направлений работы: индивидуальная коррекция поведения участников предполагаемого конфликта, групповая работа с классом, вовлечение в процесс профилактики травли родителей школьников и общественных деятелей, обучение навыкам предупреждения буллинга педагогов, психологов и администрации школы. Важно отметить, что наиболее эффективным вектором профилактики школьной травли является компенсация агрессивного поведения у обучающихся, которые инициируют конфликтные ситуации и предупреждение процесса виктимизации у предполагаемой жертвы. Воспитание чувства сполоченности в школьном коллективе, гибкая система наставничества, создание безопасной среды в интернет-ресурсах также доказали свою эффективность в профилактике школьной травли.
Однако использование в полном объеме зарубежных методик в школьной практике с нормотипичными обучающимся и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья оказалось не продуктивным, так как необходимо учитывать специфику этнического менталитета участников конфликта.