Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРБУЛЛИНГА КАК ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРБУЛЛИНГА КАК ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интернет-зависимость / буллинг / кибербуллинг / девиантное поведение / младший школьник / профилактика / Internet addiction / bullying / cyberbullying / deviant behavior / primary school student / prevention

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудакова Наталья Сергеевна

Несмотря на то, что Интернет имеет огромное значение в жизни современного человека и приносит большую пользу, в нем также таится угроза для младших школьников. Интернет-зависимость возникает по многим причинам, может выражаться в разных формах и быть основой отклонений в поведении. Одной из форм девиантного поведения является буллинг. Данная проблема становится актуальной и в начальной школе. Для ребенка-кибербуллера такой вид агрессии – одна из форм защиты. В Интернете он видит свободу и превосходство над другими. В связи с этим необходим целый комплекс мероприятий с учащимися по профилактике кибербуллинга как формы девиантного поведения среди младших школьников. Стремясь к систематизации профилактических мероприятий, мы видим возможность выделения четырех стратегий в профилактике буллинга. В данной статье рассматриваются некоторые причины появления кибербуллинга как одной из форм агрессии и девиантного поведения и возможности его профилактики, описаны стратегии профилактики рассматриваемого явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF CYBERBULLYING AS A FORM OF DEVIANT BEHAVIOR IN ELEMENTARY SCHOOL

Despite the fact that the Internet is of great importance in the life of a modern person and brings great benefits, it also poses a threat to younger students. Internet addiction occurs for many reasons, can be expressed in different forms and be the basis of behavioral deviations. One form of deviant behavior is bullying. This problem becomes relevant in elementary school. For a cyberbullying child, this type of aggression is one form of defence. In the Internet, he sees freedom and superiority over others. In this regard, a whole range of activities is needed with students to prevent cyberbullying as a form of deviant behavior among younger students. In an effort to systematize preventive measures, we see the possibility of identifying four strategies in the prevention of bullying. This article discusses some of the reasons for the emergence of cyberbullying as a form of aggression and deviant behavior and the possibility of its prevention, describes the prevention strategies for this phenomenon.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРБУЛЛИНГА КАК ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

2. Ахмадуллин Ш. Т., Шарафиева Д. Н. Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться. М. : Издательство «Билингва», 2016. 80 с.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Издательство «Питер», 2006. 512 с.

4. Касен Г. А., Айтбаева А. Б. Арт-педагогика и арт-терапия в инклюзивном образовании. Алматы : Казахский университет, 2019. 184 с.

5. Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. М. : Издательство «Смысл», 2002. 343 с.

6. Ломакина Г. Р., Лаер А. А. Раннее обучение иностранному языку : плюсы и минусы // Молодой ученый. 2014. № 20 (79). С. 597-599. URL: https://moluch.ru/archive/79/13756/ (дата обращения: 07.12.2022).

7. Матюхина М. В., Иванова Т. Ф. Мотивация достижения и настойчивость младших школьников. 2019. Рамблер. URL: http: //psychology/net/ru/experiments/motivations.html (дата обращения: 07.12.2022).

8. Немов Р. С. Общая психология. В 3 т. Том II. В 4 кн. Книга 1. Ощущения и восприятие: учебник и практикум для СПО 6-е изд., пер. и доп. М. : Издательство «Юрайт», 2019. 302 с.

9. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб. : Издательство «Питер», 1999. 416 с.

10. Ягодкин Н. А., Згода А. Н. Энциклопедия детской мотивации. М. : Издательство «Бомбора», 2022. 304 с.

УДК 371.313

ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРБУЛЛИНГА КАК ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Кудакова Н. С.

кандидат педагогических наук, доцент

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал ННГУ Арзамас, Россия

Аннотация. Несмотря на то, что Интернет имеет огромное значение в жизни современного человека и приносит большую пользу, в нем также таится угроза для младших школьников. Интернет-зависимость возникает по многим причинам, может выражаться в разных формах и быть основой отклонений в поведении. Одной из форм девиантного поведения является буллинг. Данная проблема становится актуальной и в начальной школе. Для ребенка-кибербуллера такой вид агрессии - одна из форм защиты. В Интернете он видит свободу и превосходство над другими. В связи с этим необходим целый комплекс мероприятий с учащимися по профилактике кибербуллинга как формы девиантного поведения среди младших школьников. Стремясь к систематизации профилактических мероприятий, мы видим возможность выделения четырех стратегий в профилактике буллинга. В данной статье рассматриваются некоторые причины появления кибербуллинга как одной из форм агрессии и девиантного поведения и возможности его профилактики, описаны стратегии профилактики рассматриваемого явления.

Ключевые слова: Интернет-зависимость, буллинг, кибербуллинг, девиантное поведение, младший школьник, профилактика.

PREVENTION OF CYBERBULLYING AS A FORM OF DEVIANT BEHAVIOR IN ELEMENTARY SCHOOL

Kudakova N. S.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

N. I. Lobachevsky National Research Nizhny Novgorod State University,

Arzamas Branch of the UNN

Arzamas, Russia

Abstract. Despite the fact that the Internet is of great importance in the life of a modern person and brings great benefits, it also poses a threat to younger students. Internet addiction occurs for many reasons, can be expressed in different forms and be the basis of behavioral deviations. One form of deviant behavior is bullying. This problem becomes relevant in elementary school. For a cyberbullying child, this type of aggression is one form of defence. In the Internet, he sees freedom and superiority over others. In this regard, a whole range of activities is needed with students to prevent cyberbullying as a form of deviant behavior among younger students. In an effort to systematize preventive measures, we see the possibility of identifying four strategies in the prevention of bullying. This article discusses some of the reasons for the emergence of cyberbullying as a form of aggression and deviant behavior and the possibility of its prevention, describes the prevention strategies for this phenomenon.

Keywords: Internet addiction, bullying, cyberbullying, deviant behavior, primary school student, prevention.

За последние годы Интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Сегодня любой современный человек с младшего школьного возраста не менее раза в день для общения, выполнения учебных заданий или работы, поиска нужной информации посещает сетевые ресурсы.

Безусловно, Интернет имеет огромное значение в жизни современного человека и приносит большую пользу. Однако есть и отрицательная сторона взаимодействия человека с информационным миром.

В научных исследованиях нашли отражения различные аспекты влияния Интернета на подрастающее поколение. Так, в своем исследовании А. В. Гришина акцентирует внимание на психологических факторах, условиях и механизмах, определяющих особенности игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте [7]. Социально-психологические детерминанты компьютерной зависимости представлены в работах Д. И. Воронова [4], проблеме профилактики интернет-зависимости у младших подростков посвящены труды В. И. Рерке и Я. А. Портной [13], Н. Г. Оськиной [12].

Ученые по-разному называют данный феномен и выделяют синонимы зависимости от Интернета - «интернет-аддикция», «виртуальная аддикция», «кибераддикция», «нетаголизм» [16, с. 31].

Интернет-зависимость в настоящее время является одной из распространенных и значимых проблем в области изучения аддикций как одного из видов девиантного поведения. Она возникает по многим причинам и может выражаться в разнообразных формах. Сегодня психологи и исследователи проблем нетаголизма выделяют несколько основных видов влечения к онлайн погружениям. Например, один из крупнейших исследователей в рассматриваемой области К. Янг выделяет пять основных типов Интернет-зависимости: компьютерная зависимость, компульсивная навигация в Сети, перегруженность информацией, киберкоммуникативная зависимость, киберсексуальная зависимость.

Среди младших школьников наиболее распространенным типом виртуальной аддикции считается киберкоммуникативная зависимость, представляющая необходимость в

постоянном общении. Это может быть общение на форумах, в социальных сетях и различных чатах. Младшие школьники друг перед другом демонстрируют тот или иной заинтересовавший их клип, ради минутной славы среди сверстников сами снимают ролики, демонстрируя свои возможности. Например, на каком уровне остановился в игре, кто быстрее съест сосульку или чему научился в секции по дзюдо. Одобрение со стороны ровесников затягивает ребенка в сеть за новой порцией похвалы. Взрослые, в свою очередь, не уделяют внимание и не хвалят за такие мелочи своих детей, порой могут просто отмахнуться или даже поругать.

Другой причиной появления зависимости в младшем школьном возрасте, являющейся разновидностью, на наш взгляд, киберкоммуникативной зависимости, является невозможность самовыражения в реальном мире. Человек, с трудом высказывающий свои мысли, неспособный отстоять точку зрения, испытывающий страх при ответах у доски, боящийся осуждения класса, неуверенный в себе, в сети может спокойно высказать то, что накипело, не боясь неодобрения и непонимания. Он ищет поддержку и признание в виртуальном мире. Такие люди могут стать инициаторами буллинга или кибербуллинга по отношению к знакомым или одноклассникам. Стремление быть лучше, показать свою силу, свое первенство является мотивом к оскорблению тех, кто сильнее, увереннее в реальном мире. В современной научной литературе (В. Н. Бутенко, И. В. Волкова, С. В. Кривцова, Д. А. Лэйн, О. А. Сидоренко и др.) буллинг рассматривается как форма насилия, проявляющаяся в систематических целенаправленных актах агрессии по отношению к лицам, более слабым по статусу, физически или психологически.

Как отмечает в своем исследовании Т. Г. Гришина, «буллинг в современном обществе - довольно часто встречающаяся проблема в структуре взаимодействия различных коллективов: трудовых, ученических, воинских и других объединений, формируемых социальным взаимодействием» [7, с. 4].

Кибербуллингу в социальных сетях уделяется внимание в трудах А. А. Бочавер, Е. Ю. Зотовой, Г. В. Солдатовой, К. Д. Хломова и др. Кибербуллинг на практике - это попытки скомпрометировать человека перед знакомыми, оскорбляя его и выражая угрозы через мессенджеры, игровые порталы, социальные сети, видеохостинги, форумы, звонки или смс-сообщения. Г. Солдатова и А. Ярмина (МГУ имени М. В. Ломоносова) в своих исследованиях отмечают, что агрессоры часто оказываются активными пользователями социальных сетей и мессенджеров. Половина из них подвергалась травле в сети ранее, и киберагрессия для них - способ справиться со своими переживаниями. Клинический и системный семейный психолог Ольга Бочкова отмечает, что люди присоединяются к травле, так как не до конца понимают последствия, хотят привлечь к себе внимание, поддаются эффекту толпы. Кроме того, как уже было сказано, массовость и анонимность в Интернете, как кажется обидчику, снимает ответственность. Человек, который является буллером, не чувствует, что от его комментария что-то зависит, ведь таких, как он, много, и он не понимает, какую боль может причинить пострадавшему [6].

О широком распространении кибербуллинга среди младших школьников в своей статье говорит группа специалистов под руководством доктора педагогических наук, профессора Е. Ю. Волчегорской [3]. Авторы отмечают, что каждый третий выпускник начальной школы получал неприятные сообщения в чатах и около 50% российских детей и молодых людей в возрасте от 8 до 17 лет подвергались онлайн действиям, которые могли быть охарактеризованы как насильственные.

Анонимность сети, возможность представить себя в роли супергероя, ощущая полную безнаказанность дает возможность проявить себя и быть сильнее в виртуальном мире, демонстрируя всю ненависть и агрессивность по отношению к окружающим. Ощущение безнаказанности провоцирует появление троллинга, когда жертве намеренно пишут провокационные сообщения, выводят его из себя. Агрессивно

настроенные подростки постоянными насмешками в сети, мессенджерах специально вовлекают в психологическую игру, подлавливают на ответах и высмеивают спокойного, уравновешенного человека. Тем самым успешный становится сам агрессивным, зависимым от виртуального обидчика, что естественно, еще усугубляет ситуацию и агрессор, чувствуя вседозволенность и безнаказанность, ищет для себя новых жертв, закрепляя свои позиции в виртуальном мире.

Для такого ученика быть буллером - определенная защита, которая может исчезнуть со временем, если он самоутвердится в реальном обществе и будет осознавать, что он полезен. Поэтому так важно учителю не упускать из виду ни одного ребенка, дать возможность проявить инициативу и показать значимость каждого школьника. Совместные коллективные мероприятия позволят реализовать свои способности каждому ученику и сформировать уважение по отношению ко всем одноклассникам.

Проявления флейминга, вспышки гнева в Интернет-пространстве в комментариях, -только первый шаг на пути к кибербуллингу. Однако при его проявлении необходимо вовремя и грамотно отреагировать. Ведь мгновенная кратковременная вспышка агрессии может повлечь за собой аутинг и диссинг - распространение личной информации без разрешения ее владельца. О последствиях таких публикаций младший школьник не задумывается. Он, как правило, действует спонтанно и не осмысливает свои действия.

Тиражирование новостей учителем в мессенджерах и желание скрытого агрессора в классе привлечь к себе внимание или проявить демонстративно неприязнь к однокласснику дает основу для бойкота по отношению к последнему. Игнорирование жертвы в соцсетях или обрывание с ней связи является также одной из форм онлайн-травли. Такую форму самовыражения может проявить посредственный ученик по отношению к ребенку, который находится, например, на домашней форме обучения или проявляет склонности к изучению отдельных предметов. Возможные встречи, например, в онлайн-формате, одноклассников с такими детьми способствуют становлению коллектива, укреплению взаимовыручки и дружбе.

Как показывают данные исследований [5], полученные в школьном возрасте психологические травмы могут обернуться вполне серьезными взрослыми проблемами в будущем, существенно влияющими на образ жизни и возможности в самореализации всех участников кибербуллинга. Данный факт свидетельствует о том, что травля в эти годы не проходит бесследно для всех её участников (жертвы, преследователя (преследователей), наблюдателей) и её последствия сказываются почти на протяжении всей жизни каждого из них. Не случайно в специальной литературе В. А. Плешаковым введён термин «киберсоциализация». В связи с этим необходим целый комплекс мероприятий с учащимися по профилактике кибербуллинга как формы девиантного поведения среди младших школьников: в научных исследованиях отмечается, что эффективны «комплексные антибуллинговые программы, охватывающие учебную, семейную, досуговую сферы жизнедеятельности субъектов образовательного процесса, нацеленные как на традиционный буллинг, так и на кибербуллинг как его часть» [2, с. 5]. Такой комплексный подход создает условия, при которых кибербуллинг как явление становится невозможен.

Изучение предложенных в научной литературе мер по профилактике буллинга и кибербуллинга позволило нам выделить ряд стратегий, которые предлагаются различными исследователями. Однако прежде чем остановиться на них, отметим, что до сих пор не наблюдается системности в вопросе профилактики буллинга, нет единого описания работы учителя в этом направлении. Стремясь к систематизации профилактических мероприятий, мы видим возможность выделения четырех стратегий в профилактике буллинга в целом и кибербуллинга в частности: цифровая, личностная, психолого-педагогическая

иинформационно-деятельностная. Нельзя сказать, что эти стратегии абсолютно изолированы, они могут пересекаться, имея общую зону для деятельности учителя.

Итак, цифровая стратегия, имеющая ресурсом для работы «саму цифровую среду» [2, с. 10]. В данном случае Интернет выступает помощником. Поскольку не все жертвы кибербуллинга готовы делиться своими проблемами с родителями, то учитель может взять на себя право посоветовать ученику обратиться к онлайн-сервисам помощи жертвам киберагрессии [подробнее о таком сервисе см. 2]. Сам учитель также может выступить в роли такого собеседника, но в этом случае речь идет об уже налаженном личном контакте. Это уже вторая, личностная, или контактная, стратегия. В ситуации профилактики кибербуллинга большая роль отводится личному контакту учителя и ученика, ученика и ученика, когда снимается психологический зажим общения со старшими и сверстниками. Личностная стратегия охватывает и сферу семьи, когда ребенок может обратиться со своей проблемой к родителям, братьям и сестрам [14, с. 143]. Следует отметить, что это сложная для реализации стратегия, поскольку, как показывают результаты опроса, проведенного Е. И. Беспаловым, 23 % 6-9-летних детей не обратились бы к родителям при возникновении такой проблемы [1].

Следующая из обозначенных стратегий, психолого-педагогическая, касается работы с классом, коллективом детей. Она связана с комплексом мероприятий, направленных на создание доверительной, дружеской атмосферы в классе. Эффективность реализации данной стратегии во многом зависит от учителя. Но не забываем, что в данной стратегии велика роль семьи, поэтому обращение за помощью к родителям также является гарантией эффективности стратегии. В систему мероприятий входят не только беседы с учащимися по профилактике Интернет-зависимости, но и проведение цикла психолого-педагогических тренингов по формированию и развитию коммуникативных умений и качеств личности детей, сплочению школьного коллектива, организации совместно с родителями мероприятия, поездки в музеи, на природу, литературные гостиные по обсуждению произведений о дружбе, взаимовыручке и взаимоподдержке.

Результатом психолого-педагогической стратегии является и создание психологически комфортных условий для ребенка, когда он чувствует себя частью команды и может удовлетворить свои социальные потребности: потребность принадлежности к группе, потребность в уважении, а также интеллектуальных потребностей [15]. Это будет способствовать развитию у ребенка, во-первых, уверенности в себе, он станет более стрессоустойчивым, а во-вторых, коммуникативного навыка. Учителю важно регулярно проводить беседы, читать совместно с детьми произведения о дружбе, взаимовыручке, смотреть видеофильмы, показывающие, как сказанное слово может ранить другого, организовать поездки в приют для животных и оказать им помощь. Дать детям понять, что негативные проявления во взаимоотношениях влекут за собой безвозвратные действия.

Немаловажными является и привлечение на такие мероприятия детей, находящихся на домашнем или индивидуальном обучении. В последнее время становится популярным общение между классами школ, находящихся в разных городах. В этом случае, благодаря видеоформату встреч дети из крупных городов могут узнать, как живут их сверстники, например, в сельской местности. А жители малых населенных пунктов узнают, как живут и чем занимаются в свободное время ученики в крупных городах. Такая Интернет-дружба поможет каждому ученику раскрыть свои личностные качества.

Четвертая стратегия профилактики кибербуллинга - это информационно-деятельностная, когда учитель в классе и родители дома воспитывают в ребенке навык быстрой работы с гаджетами. Важным условием в профилактике компьютерной зависимости, согласно этой стратегии, является включение в работу Интернет-таймера [11, с. 83]. Сущность данной программы заключается в том, что работа с Интернет-

ресурсами ограничено по времени как в процессе работы на уроке, так и во внеучебное время. Ограничение работы на уроке может задаваться высоким его темпом. При частой смене видов деятельности ученик работает с Интернет-ресурсами 3-5 минут, затем переключается, например, на работу в тетради или работу с раздаточным материалом, задержка на предыдущем этапе урока влечет за собой потерю внимания и невыполнение следующего задания и, следовательно, неусвоение материала. Постоянная работа в классе в высоком темпе работы способствует развитию умения переключаться с одного вида деятельности на другой и ограничивать время нахождения в Сети. Интернет-таймер должен поддерживаться и в домашних условиях. Родители либо специально устанавливают на домашний гаджет или компьютер ограничитель времени, предупреждающий о временных границах использования, либо договариваются с ребенком о продолжительности пребывания в Сети.

В решении проблемы кибербуллинга, необходимо подключать психолога школы и социального работника, которые профессионально могут помочь квалифицированным советом или оказать помощь. Весь ход реализации профилактических мероприятий кибербуллинга как формы виртуальной аддикции у младших школьников в условиях образовательного процесса осуществляется последовательно, в соответствии с основными этапами - от диагностики поведения детей от норм, прогноза развития возможных отклонений, комплекса мероприятий по их предотвращению или нивелированию, к проведению итоговой (завершающей) диагностики, показывающей успешность проведенной системы мер и коррекции дальнейшего поведения детей.

Кроме этого, необходим определенный комплекс мероприятий с родителями, на которых уделялось бы внимание проблеме опасности проявления любых форм агрессии детей. Важно указать на возможные последствия длительного пребывания ребенка в Интернете и объяснить, что ребенок в сети может не только играть. Обратить особое внимание взрослых на то, каким образом можно помочь детям, если те оказались в роли жертв кибербуллинга, а также тем, кто проявляет в сети себя агрессивно и выступает буллером по отношению к другим.

Таким образом, профилактика кибербуллинга как одной из форм агрессии и девиантного поведения предполагает комплекс мероприятий как с детьми, так и с их родителями. Она должна проводиться в трех направлениях - проведение психолого-педагогических тренингов, совместных мероприятий и использование Интернет-таймера. Проводимая психолого-педагогическая работа базируется на принципах партнёрства, защищённости, единства психосоциальных методов, добровольного участия, гуманизма, ценности внутреннего мира каждого человека, учёта возрастно-психологических, гендерных и индивидуальных особенностей.

Список литературы

1. Беспалов Е. И. Результаты онлайн-исследования «Юный интернет-пользователь» в 2010 году. URL: http://www.friendlyrunet.ru/files/281/110530-otchet.pdf (дата обращения: 07.12.2022).

2. Вихман А. А., Волкова Е. Н., Скитневская Л. В. Традиционные и цифровые возможности профилактики кибербуллинга // Вестник Мининского университета. 2021. Том 9. № 4 (37). URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1293/0 (дата обращения: 05.12.2022).

3. Волчегорская Е. Ю., Жукова М. В., Шишкина К. И., Фролова Е. В. Подверженность кибербуллингу детей младшего школьного возраста // Ученые записки университета

Лесгафта. 2019. № 10 (176). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podverzhennost-kiberbullingu-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.11.2022).

4. Воронов Д. И. Социально-психологические детерминанты компьютерной зависимости и ее профилактика средствами физической рекреации и психокоррекции : дис. ... канд. псих. наук: 13.00.04. Санкт-Петербург, 2016. 266 с.

5. Гребенникова О. А., Добролюбова М. И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников // Концепт: научно-методический электр. журнал. 2017. № 59. С. 1-5. URL: http://e-koncept.ru/2017/470113.htm (дата обращения: 19.11.2022).

6. Гришина А. В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07. Н. Новгород, 2011. 196 с.

7. Гришина Т. Г. Социально-психологические факторы ролевого поведения подростков в ситуации буллинга: дис. ... канд. псих. наук : 19.00.05. М., 2021. 208 с.

8. Кибербуллинг: как обезопасить ребенка в сети // Журнал Учи.ру (uchi.ru). URL: https://uchi.ru/journal/Wysclid =lapnt8jtya219489515 (дата обращения: 20.11.22).

9. Кон И. С. Что такое кибербуллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15-18.

10. Кудакова Н. С. Стример - профессия будущего или новый вид экстремизма? // Современные тенденции развития молодежной среды: проблемы, вызовы, перспективы: Материалы межвузовской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 17 марта 2021 г. Нижний Новгород : Белый цвет, 2021. С. 136-139.

11. Обжорин А. М. Профилактика компьютерной и интернет-зависимости в современной школе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 1 (6). С. 79-84.

12. Оськина Н.Г. Профилактика интернет-зависимости у младших школьников : новая модель // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 07. URL:

hhttp://w.w.w.school2100.com/upload/iblock/4bd/4bd403c3129ac7740f2ef116ba1f9557.pdf (дата обращения: 01.12.2022).

13. Рерке В. И., Портная Я. А. Интернет-зависимость младших подростков: изучение и организация профилактики // ОмГУ. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-mladshih-podrostkov-izuchenie-i-organizatsiya-profilaktiki (дата обращения: 01.12.2022).

14. Санина Е. И., Дегтярев Е. А. Профилактика кибербуллинга как цель социализации подростков в условиях цифровой среды // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 4 (68). С. 141-144.

15. Хилько О. В. Практический подход к профилактике компьютерной зависимости у подростков // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2015. Т. 13. С. 56-60.

16. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография. Днепропетровск : Пороги, 2006. 1 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.