Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ'

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС COVID-19 / СЕМЬЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СТАНДАРТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ / МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CORONAVIRUS COVID-19 / FAMILY / INFORMATION LITERACY / INFORMATION LITERACY STANDARD / INFORMATION LITERACY GENERATION METHOD / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Шу, Емельянова Ирина Евгеньевна

Коронавирус COVID-19 разразился в Китае в 2020 году и затронул большинство стран мира. Распространение коронавируса оказало большое влияние на все сферы жизни общества, включая производство, связь и образование. Дети не могут ходить в школу и детский сад, поэтому повышение их информационной грамотности стало насущной проблемой в семейном воспитании. В статье анализируются стандарты зарубежной информационной грамотности и образовательных технологий для детей дошкольного возраста, а также представлены разработанные нами стандарты для детей дошкольного возраста и соответствующие методы формирования информационной грамотности детей в период самоизоляции в семье:1) Научить детей понимать и знать основные компоненты компьютера; 2) Объяснять детям, что компьютер - это инструмент необходимый людям для получения информации и выполнения работы, который может снизить трудовую нагрузку на людей и повысить эффективность их работы; 3) Научить детей различать достоверность и качество информации в Интернете, чтобы они узнали, что существует поразительное изобилие разнообразных информационных материалов; 4) Научить детей распознавать и использовать простые офисные программы, программы для рисования и т.д.; 5) Научить детей сравнивать характеристики различных носителей информации; 6) Познакомить детей с обычным социальным программным обеспечением; 7) Научить детей пользоваться камерой и видео функциями мобильного телефона, подвести детей к сравнение преимущества и недостатки онлайн-социальных и личных социальных сетей, как выбрать социальные сети; 8) Помогать детям сформировать привычку правильно пользоваться Интернетом, включая время использования, продолжительность, положение сидя и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чжан Шу, Емельянова Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR THE FORMATION OF INFORMATION LITERACY OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE PERIOD OF SELF-ISOLATION IN THE FAMILY

Coronavirus COVID-19 erupted in China in 2020 and affected most countries of the world. The spread of coronavirus has had a great impact on all spheres of society, including production, communication and education. Children cannot go to school and kindergarten, so increasing their information literacy has become an urgent problem in family education. The article analyzes the standards of foreign information literacy and educational technologies for preschool children, and also presents the standards we developed for preschool children and the appropriate methods for the formation of information literacy of children during self-isolation in the family: 1) Teach children to understand and know the basic components of a computer; 2) Explain to children that a computer is a tool people need to receive information and perform work, which can reduce the workload of people and increase their work efficiency; 3) To teach children to distinguish the reliability and quality of information on the Internet, so that they learn that there is a striking abundance of a variety of information materials; 4) To teach children to recognize and use simple office programs, drawing programs, etc.; 5) Teach children to compare the characteristics of different media; 6) To teach children to get acquainted with the usual social software; 7) Teach children to use the camera and video functions of a mobile phone, tell children to compare the advantages and disadvantages of online social and personal social networks, how to choose social networks; 8) To help children from the habit of using the Internet correctly, including time of use, duration, sitting position, etc.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ»

педагогические науки

Чжан Шу, Емельянова Ирина Евгеньевна МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ...

УДК 373.2

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0061

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ

© 2020

Чжан Шу, аспирант

SPIN-код: 5086-8821

AuthorID: 532291

Емельянова Ирина Евгеньевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии детства Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454005, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: yanova_77@mail.ru)

Аннотация. Коронавирус COVID-19 разразился в Китае в 2020 году и затронул большинство стран мира. Распространение коронавируса оказало большое влияние на все сферы жизни общества, включая производство, связь и образование. Дети не могут ходить в школу и детский сад, поэтому повышение их информационной грамотности стало насущной проблемой в семейном воспитании. В статье анализируются стандарты зарубежной информационной грамотности и образовательных технологий для детей дошкольного возраста, а также представлены разработанные нами стандарты для детей дошкольного возраста и соответствующие методы формирования информационной грамотности детей в период самоизоляции в семье:1) Научить детей понимать и знать основные компоненты компьютера; 2) Объяснять детям, что компьютер — это инструмент необходимый людям для получения информации и выполнения работы, который может снизить трудовую нагрузку на людей и повысить эффективность их работы; 3) Научить детей различать достоверность и качество информации в Интернете, чтобы они узнали, что существует поразительное изобилие разнообразных информационных материалов; 4) Научить детей распознавать и использовать простые офисные программы, программы для рисования и т.д.; 5) Научить детей сравнивать характеристики различных носителей информации; 6) Познакомить детей с обычным социальным программным обеспечением; 7) Научить детей пользоваться камерой и видео функциями мобильного телефона, подвести детей к сравнение преимущества и недостатки онлайн-социальных и личных социальных сетей, как выбрать социальные сети; 8) Помогать детям сформировать привычку правильно пользоваться Интернетом, включая время использования, продолжительность, положение сидя и пр.

Ключевые слова: коронавирус COVID-19, семья, информационная грамотность, стандарт информационной грамотности, метод формирования информационной грамотности, дети дошкольного возраста.

METHODS FOR THE FORMATION OF INFORMATION LITERACY OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE PERIOD OF SELF-ISOLATION IN THE FAMILY

© 2020

Zhang Shu, grаduаtе studеnt Yemelyanova Irina Yevgenievna, Doctor of Sciences (Education), Associate Professor, Professor Department of Pedagogy and Psychology of Childhood South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454005, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: E-mail: yanova_77@mail.ru)

Abstract. Coronavirus COVID-19 erupted in China in 2020 and affected most countries of the world. The spread of coronavirus has had a great impact on all spheres of society, including production, communication and education. Children cannot go to school and kindergarten, so increasing their information literacy has become an urgent problem in family education. The article analyzes the standards of foreign information literacy and educational technologies for preschool children, and also presents the standards we developed for preschool children and the appropriate methods for the formation of information literacy of children during self-isolation in the family: 1) Teach children to understand and know the basic components of a computer; 2) Explain to children that a computer is a tool people need to receive information and perform work, which can reduce the workload of people and increase their work efficiency; 3) To teach children to distinguish the reliability and quality of information on the Internet, so that they learn that there is a striking abundance of a variety of information materials; 4) To teach children to recognize and use simple office programs, drawing programs, etc.; 5) Teach children to compare the characteristics of different media; 6) To teach children to get acquainted with the usual social software; 7) Teach children to use the camera and video functions of a mobile phone, tell children to compare the advantages and disadvantages of online social and personal social networks, how to choose social networks; 8) To help children from the habit of using the Internet correctly, including time of use, duration, sitting position, etc.

Keywords: coronavirus COVID-19, family, information literacy, information literacy standard, information literacy generation method, preschool children.

ВВЕДЕНИЕ

В январе 2020 года в Китае разразился коронавирус под названием COVID-19, а через два месяца он начал распространяться в странах Азии, таких как Южная Корея, Япония и Сингапур. Впоследствии страны всего мира были неизбежно заражены одна за другой [1]. В России Первый случай заражения произошел 2 марта 2020 года, а к концу этого месяца число случаев превысило 500. 30 марта для предотвращения и контроля развития новой эпидемии коронавируса президент В.В. Путин поручил всей стране начать «отпуск» на одну неделю. 2-го числа он был продлен до конца апреля. После 15 апреля ситуация с коронавирусом в России стала более тяжелой. На данный момент, карантин имеет тенденцию к продолжению.

Распространение коронавируса оказало большое вли-

яние на все сферы жизни общества, включая производство, связь и образование. Учебные заведения для людей всех возрастов закрыты, обучающиеся и их родители заключены дома, и соответственно изменились учеба и их образ жизни. Детям запрещено выходить на улицу, они могут заниматься только дома в десятках квадратных метров каждый день. Они не могут общаться лицом к лицу с друзьями, родственниками или учителями и не могут ходить в библиотеки, музеи и парки. К счастью, у нас есть Интернет, который приносит нам большую пользу в обучении и общении.

Тем не менее, Интернет похож на обоюдоострый меч, имеющий как преимущества, так и недостатки. Если не пользоваться им грамотно, то дети будут одержимы Интернетом, что приведет к таким проблемам, как снижение зрения и ухудшение здоровья, а также может

Zhang Shu, Yemelyanova Irina Yevgenievna pedagogical

METHODS FOR THE FORMATION OF INFORMATION ... sciences

привести к напряженности в отношениях между родителями и детьми [2]. Только когда мы правильно используем Интернет, он станет нашим инструментом.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для детей дошкольного возраста эта проблема крайне значима. Некоторые родители запрещают своим детям пользоваться интернетом, потому что они обеспокоены его содержанием и влиянием. Родители должны понимать, что в современном обществе невозможно запретить детям пользоваться Интернетом [3]. Не прошедшие соответствующее обучение люди не могут эффективно использовать возможности доступа к информационным ресурсам. Это подтверждено рядом исследований в данной области [4]. В условиях интенсивного развития компьютерных и коммуникационных технологий мы должны активно учить наших детей правильному использованию Интернета. Дети — активные обучающиеся. «Впитывающий разум» Монтессори хорошо иллюстрирует это: дети впитывают своё непосредственное окружение, культуру, язык, привычки, обычаи, жизненные установки, поэтому дошкольный возраст — важнейший этап развития и воспитания [5, с. 24].

В то же время следует отметить, что у дошкольников ещё ограничены познавательные способности и наличествует низкая способность отличать правильное от неправильного, поэтому во время изоляции помощь детям дошкольного возраста в формировании хороших привычек пользования Интернетом и повышение их информационной грамотности стали насущной проблемой в семейном воспитании [6, 7].

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ

В 1974 году президент Ассоциации индустрии программного обеспечения и информации Полом.Г. Зурковски (Paul.G.Zurkowski) написал доклад от имени Национального комитета по библиотекам и информатике, в котором он впервые представил концепцию «информационной грамотности». Зурковски использовал этот термин для описания «техник и навыков», усвоенных информационно грамотным «для использования широкого спектра информационных инструментов, а также первоисточников при формировании информационных решений своих проблем» и провел относительно твердую грань между «грамотными» людьми и «информационно грамотными».

Термин «информационная грамотность» базируется на двух исходных понятиях: «информация», «грамотность».

Информация (от лат.Иогтайб) - разъяснение, представление, понятие о чём-либо. В английском языке слово «информация» - это понятие, которое объединяет несколько дефиниций, включая информацию, новости, отчеты, уведомления, знания, информацию и др.

Традиционно, принято понимать грамотность, как «уменье читать и писать», что связано с традиционной технологией печати энергетического и материального индустриального общества и культурой текстовых СМИ. До 80-х годов XX века словари русского языка и учебно-методические пособия выражают понятие грамотность следующим образом: «Грамотность преимущественно понимается как умение читать и писать, и является определённой степенью знания законов и правил родного языка в сочетании с навыками устной и письменной речи». С развитием мультимедиа и компьютерных информационных технологий возникла мультимедийная и информационная культура, и «грамотность» приобрела новое значение. Соответственно, в русском языке происходит расширение объема понятия «грамотность». Один из самых авторитетных словарей. И. Ожегова (1987) объясняет понятие «грамотный» следующим образом:

1. Умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок;

2. Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-н. области;

3. Выполненный без ошибок, со знанием дела».

Интерпретация ЮНЕСКО термина «Literacy» заключается в следующем: «Beyond its conventiona lconceptas a set of reading, writing and counting skills, literacy is now understood as a means of tidentification, understanding, interpretation, creation, and communication in an increasingly digital, text-mediated, information-rich and fast-changing world».

Данные, с которыми мы ознакомились, показывают, что очень мало исследований по системе стандартов информационной грамотности для детей дошкольного возраста. Данныетак же показывают, чтов США, Великобритании, Австралии — странах, являющихся лидерами на международном образовательном рынке, чьи университеты занимают верхние позиции в мировом рейтинге образовательных учреждений, существуют стандарты информационной грамотности преимущественно для высшего образования. В целом система стандартов информационной грамотности этих стран была разработана Ассоциацией образовательных и научных библиотек (Association of Colleges and Research Libraries) в отношении выявления информационной потребности, стратегии и поиска, оценки, применения информации и т.д. Возьмем США в качестве примера, их система стандартов информационной грамотности высшего образования состоит из пяти стандартов:

1. Знания и умения, позволяющие сформулировать информационные потребности для решения конкретной задачи или проблемы;

2. Компетенции, позволяющие работать в информационном поле с учетом законодательных и этических норм;

3. Оценка полученной информации;

4. Знания и умения оценивать полученную информацию;

5. Использование найденной информации для решения конкретной задачи или проблемы [8].

В тоже время, мы рассмотрели «Национальные стандарты образовательных технологий для учеников» (Na tional Educational Technology Standards for Students), разработанные Американской международной ассоциацией образовательных технологий (International Society for Technology in Education), которые предлагают соответствующие стандарты технической грамотности для детей, начиная с детского сада и до 12 класса старшей школы. Стандарт гласит, что учащиеся дошкольной и начальной школы должны выполнять следующие действия:

1) Использовать устройства ввода (например, мышь, клавиатура) и устройства вывода (монитор, принтер), хорошо владеть компьютерами, видеомагнитофонами и другим техническим оборудованием.

2) Использовать различные медиа и технические ресурсы для самостоятельной учебной деятельности.

3) Использовать точную и соответствующую терминологию, соответствующую возрастной стадии, для общения о технологиях.

4) Использовать мультимедийные ресурсы (такие как интерактивные книги, учебные программы), которые подходят для возраста, чтобы поддержать обучение.

5) При использовании технического оборудования сотрудничать со сверстниками, членами семьи и другими.

6) При использовании технологий демонстрировать позитивное социальное и этическое поведение.

7) Использовать технические ресурсы (такие как интеллектуальные игрушки, программы логического мышления, инструменты для письма, цифровые камеры, инструменты для рисования при решении задач, общения друг с другом и предоставления примеров идей, мнений и сюжетов).

8) С помощью учителей, членов семьи и сверстников, с помощью телекоммуникационных технологий, собирать информацию и общаться с другими [9,c.12.].

педагогические науки

Чжан Шу, Емельянова Ирина Евгеньевна МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ...

Хотя техническая грамотность не равна информационной грамотности, но «способность использовать технологии» является частью информационной грамотности, мы ссылаемся на вышеупомянутую стандартную систему технической грамотности в сочетании с иностранной системой стандартов информационной грамотности высшего образования, с учетом возрастных характеристик дошкольников. Система стандартов информационной грамотности детей дошкольного возраста:

Первый стандарт. Позитивная привычка использования Интернета. Например, просмотр мультфильмов в определенное время каждый день, контроль времени использования сети в течение 1 часа и т. д.

Второй стандарт. Знание того, что компьютеры являются инструментом получения информации, может снизить нагрузку людей и поможет осознать необходимость использования компьютерных сетей для решения проблем. Например, когда вы сталкиваетесь с неясным вопросом (почему птицы исчезают зимой? Почему сосны не опадают зимой или осенью?), вы знаете, как использовать сеть, чтобы найти ответ.

Третий стандарт. Знания о компьютере и его основных компонентах, умение называть их (например, клавиатура, мышь, дисплей и пр.) и часто используемое программного обеспечения (например, WhatsApp, социальное программное обеспечение, такое как VK, офисное программное обеспечение, например Word, PowerPoint).

Четвертый стандарт. Пользование мультимедийными ресурсами, соответствующими возрасту. Например, используйте инструменты рисования, чтобы украсить свои собственные рисунки, найдите книгу, которую вы хотите прочитать (когда бумажная книга недоступна), с помощью взрослого, посмотрите научно-популярное видео и общайтесь с другими людьми по поводу информации, которую вы получили.

Пятый стандарт. Понимание характеристики сетевых информационных ресурсов. Зная, что сетевые ресурсы характеризуются большим объемом информации и неравномерным качеством, вы должны научиться отличать хорошее от плохого, когда пользуетесь сетевыми ресурсами.

Шестой стандарт. Понимание преимуществ и недостатков социальных сетей и личных социальных сетей, а также использование сетей преимущественно для общения с другими людьми и расширения круга общения. Например, отправьте видео или голосовой запрос друзьям в вашем детском саду, чтобы сообщить о своем текущем положении, поприветствовать дальних родственников через Интернет и т. д.

Седьмой стандарт. В процессе использования Интернета важно соблюдать этику, как в реальной жизни. Например, при общении с другими людьми через Интернет используйте уважительный язык, вежливо приветствуйте его в начале чата и прощайтесь с ним до конца чата, не размещайте оскорбительные выражения или другие символы, изображения в Интернете.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Итак, информационная грамотность, которой должны обладать дети во все более цифровом, текстовом, насыщенном информацией и быстро меняющемся мире, можем ли мы развивать её у детей в семье? Ответ — да. Дети научатся пользоваться Интернетом так же, как они чистят зубы и умываются самостоятельно, если у нас будет достаточно терпения и методов обучения в данной области [10]. Сравнивая вышеуказанные стандарты систем информационной грамотности детей дошкольного возраста, мы предлагаем следующие методы:

1) Научить детей понимать и знать основные компоненты компьютера (например, клавиатуру, мышь и т. д.), включать и выключать его. Вы можете поставить компьютер на письменный стол (или даже его собственный столик), сядьте рядом с ним за стол и представьте ребенку основные компоненты компьютерного оборудования

и его функции, например: «Это компьютер мамы, я работаю с ним, мы также можем использовать его для поиска информации и просмотра любимых мультфильмов, а это клавиатура, которая используется для управления компьютером. Это мышь, и её можно использовать для выбора текста ... «. В этом процессе вы должны объяснить детям операции и компоненты использованием простого языка.

2) Объяснять детям, что компьютер — это инструмент необходимый людям для получения информации и выполнения работы, который может снизить трудовую нагрузку на людей и повысить эффективность их работы, а Интернет даёт людям удобство при получении информации и социальной коммуникации. Например, когда ребенок задает вопрос «Почему идет дождь, когда светит солнце», если вы не знаете ответа на него, скажите ему честно: «Не знаю, почему? А как мы можем найти ответ?». (Даже если вы знаете ответ на вопрос, вы можете непрямо сказать ребенку ответ, а подсказать ему найти способ получить ответы). После того, как ребенок предлагает решение, вы пытаетесь по очереди: листать книги, просматривать Интернет и т.д. Найдя ответ на вопрос, обобщите ответы, которые вы получили с ребенком (рисунки, фотографии, видео и т.д.), и объясните свои выводы другим членам семьи.

3) Научить детей различать достоверность и качество информации в Интернете, чтобы они узнали, что существует поразительное изобилие разнообразных информационных материалов, все они различаются по степени точности, надежности и ценности, качество информации может варьироваться от «очень хороших» до «очень плохих». Например, в последнее время появилось много информации об устойчивости имбиря к коронавиру-су. Защищает ли имбирь от коронавирусаСОУГО-19? Имбирь резко подорожал, а в магазинах его найти трудно. По слухам, эта пряность служит «блокатором коронавируса», а люди, употребляющие имбирный чай надежно защищены от заражения. Но так ли это? Мы можем ответить на этот вопрос, чтобы просмотреть информацию в Интернете, проанализировать различную информацию, найти правильную и достоверную информацию и научить детей задумываться, почему вообще существует неправильная информация? Почему публикуют неверную информацию и т. д.

4) Научить детей распознавать и использовать простые офисные программы, программы для рисования и т.д. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» гласит: «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме...)» [11,с.66]. Мы можем использовать компьютер для реализации этой цели. Возьмем в качестве примера Word. Вы можете создать новый документ, чтобы дети ввели цифры (или буквы), которые они знают, и прочитали их, или вы можете назвать цифры, чтобы дети ввели их. Таким образом, вы можете проверить, знает ли ребёнок эти цифры, в то же время, так можно и вызвать их интерес к цифрами. Также можно научить детей пользоваться инструментом рисования Photoshop, чтобы они редактировали свои собственные рисунки, например, инструментами раскраска, корректировка цвета и т. д.

5) Научить детей сравнивать характеристики различных носителей информации, таких как бумажные и электронные, печатные и письменные версии. Объяснить им, что информация существует в разнообразных формах (текст, изображение или статистические данные, электронный или бумажный формат). Вы можете распечатать цифры, введенные ребенком в Word, и написать одни и те же цифры на той же бумаге формата А4, чтобы ребенок мог сказать их собственные характеристики. (Напечатанные цифры очень четкие, а формы чисел, написанных каждым человеком, имеют свои особенности

Zhang Shu, Yemelyanova Irina Yevgenievna

METHODS FOR THE FORMATION OF INFORMATION .

pedagogical sciences

и т. д.).

6) Научить детей знакомиться с обычным социальным программным обеспечением (например, WhatsApp, УК и т. д.), подсказать детям, сравнить преимущества и недостатки онлайн-социальных и личных социальных сетей, как выбрать социальные сети. Научить детей пользоваться социальным программным обеспечением для общения с родственниками и друзьями, а также для расширения их общения. Важно дать знать, что при общении с другими людьми через Интернет им также следует обращать внимание на использование вежливого языка: поздороваться в начале чата и прощаться в конце чата, не вводить оскорбительные выражения или другие символы в Интернете.

7) Научить детей пользоваться камерой и видео функциями мобильного телефона. Родители часто делают фотографии и снимают видео детей, следует также дать и самим детям телефон, чтобы они снимали интересные или ценные события в семье, такие как их собственные работы, процесс уборки комнаты мамой, отправляли видео и фотографии друзьям или родственникам.

8) Помогать детям сформировать привычку правильно пользоваться Интернетом, включая время использования, продолжительность, положение сидя и пр. Особенно, для контроля времени использования Интернета с напоминанием взрослых. В программном заявлении Американской академии педиатрии (AmericanAcademyofPediatrics, 2016). «Медиа и молодые умы» (MediaandYoungMinds) рекомендуется, чтобы дети в возрасте 2-5 лет пользовались цифровыми медиа менее 1 часа [12]. В связи с этим родители могут использовать следующие методы: со своими детьми составить график дневных занятий и указать продолжительность использования сети, использовать цифровые устройства со своими детьми (например, смотреть мультики вместе), когда время подходит к концу, родители должны быть готовы к переходным действиям, таким как согласование с ребенком просмотра мультфильма в период с 9:00 до 10:00, затем в 9:50 родители заканчивают свою работу, а после окончания анимации дают ребенку другое задание или занятие.

При реализации вышеуказанных методов следует придерживаться следующих принципов:

Принцип первый, от «большого» к «малому». «Маленький» и «большой» имеются в виду размер экрана цифровых устройств. В настоящее время наиболее распространенными цифровыми устройствами в семье являются мобильные телефоны, планшеты, компьютеры и т. д. При выборе цифровых устройств для детей следует соответствующим образом использовать экраны большего размера. Например, если компьютер может решить эту проблему, то стоит не использовать мобильный телефон.

Принцип второй, когда дети используют цифровые устройства, взрослые должны сопровождать их. Сопровождение детей может уменьшить негативное влияние цифровых устройств на детей, и в то же время, это также может улучшить отношения между родителями и детьми.

Принцип третий, постепенный и упорядоченный прогресс. Привычка хорошо использовать цифровые устройства не будет сформирована в течение короткого периода времени. Это постепенный процесс. Мы должны позволить детям делать ошибки в этом процессе и помогать им исправлять их.

ВЫВОДЫ

Элементы образовательной деятельности включают образовательные объекты, контент и среду. Когда любой из этих элементов изменяется, мы должны скорректировать образовательную деятельность [13],[14]. Во время изоляции образовательная среда для детей школьного возраста менялась от детского сада к семье. Но и здесь есть свои плюсы, можно использовать самоизоляцию как возможность для обучения информационной

грамотности детей дошкольного возраста, с учетом их личностных и психологических особенностей развития и разрабатывать методы, подходящие конкретно вашему ребёнку, чтобы расширить знания детей в области информации, улучшить их способность использовать информационные инструменты и в конечном итоге улучшить их информационную грамотность. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ян Минцзян. Прогнозирование эпидемической тенденции развития новой коронавирусной пневмонии// Журнал вирусологии.2019. №4.С.1-5.

2. Днепровская Н. Стандарты информационной грамотности// Высшее образование в России.2007.№9.С.110-115.

3. От рождения до школы/ под ред.Веракса Н. Е. и дрМ.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.349 с.

4. ЩедринаМА. Социологический анализ как элемент системы мониторинга информационного поведения пользователей // Науч. итехн. б-ки.2007. №8. -С.32-38.

5. Монтессори Мария. Помоги мне сделать это самому/Мария МонтессориМ.: Издат. дом «Карапуз», 2000. 272 с.

6. Зотова И. В., Фадеева Н. В. Особенности процесса формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста//Проблемы современной науки и образования.2017. №21.С.88-92.

7. Батенова Ю.В., Волчегорская Е.Ю., Емельянова И.Е. Современная социальная ситуация развития и формирование информационной культуры дошкольника // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 13-16.

8. Хань Донг. Информационная грамотность Образование/Хань Донг, Фу Бинг [М].: Пекинский институт технологической прессы, 2017.196 с.

9. Васильева Л.Л. Развитие информационных технологий в сфере дополнительного образования взрослых и детей // Проблемы современного образования.2019. №4.С.24б-249.

10. Американская международная ассоциация образовательных технологий, команда проекта. Национальные стандарты образовательных технологий, перевод Чжу Житинг. Американские национальные стандарты образовательных технологий для учеников. М.: Издательство Центрального радио и телевидения. 2000. 325 с.

11. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета //Психологический журнал. 2004. №1. С. 90-101.

12. Гуляева Е.В., Соловьева Ю.А. Компьютерные игры в жизни дошкольников // Психологическая наука и образование. 2012. №2. С. 5-12.

13. Ван Сюэан. Обзор и просвещение Руководящих принципов использования технологий детьми дошкольного возраста в Америке// Журнал Шэньси Дошкольного Формального Колледжа.2019. №9.С.29-30.

14. Санникова Л. Н. Образовательный процесс как элемент внутренней системы дошкольной образовательной организации// Концепт.2016. №9. С. 1-3.

15. Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.2011. №3.С. 133-138.

Статья поступила в редакцию 15.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.