Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА'

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
263
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЗРОСЛЫЙ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ / ПЕНСИОНЕРЫ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / SYSTEM ADDITIONAL EDUCATION / ADULT / EVALUATION CRITERIA / INFORMATION CULTURE / THIRD AGE / PENSIONERS / COMPUTER LITERACY / INFORMATION LITERACY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Грохотова Екатерина Вячеславовна

Среди огромного количества публикаций, посвященных информационной культуре, вопросам оценки ее уровня уделена небольшая часть. Анализ научных исследований, позволил выявить, что в большинстве работ упоминается о показателях, характеризующих низкий уровень информационной культуры, как общества в целом, там и отдельных социальных групп. Данное явление хоть и трудно объяснимо, но весьма показательно, т.к. обилие информационных потоков присутствующих и ежедневно появляющихся в нашей жизни обязывает педагогов дополнительного образования совершенствоваться самим и помогать людям пенсионного и предпенсионного возраста адаптироваться к жизненным реалиям. При этом нет четкого понимания и методик по обучению, а также методик позволяющих оценить уровень информационной культуры. Актуальность данного вопроса подтверждается обилием информационных потоков присутствующих и ежедневно появляющихся в нашей жизни, с каждым днем все больше изолируя пожилых людей от социального участия в общественной жизни страны. Все более ранние исследования под информационной культурой понимают в большинстве своем умение пользоваться библиотечным каталогом для подбора необходимой литературы, но современность заставляет пересмотреть отношение к данному определению. В настоящее время, действительно информационно-культурной личностью может быть человек, уверенно пользующийся компьютером и поиском, посредством сети Интернет. Поэтому важно научить, не только пользоваться компьютером (компьютерная грамотность), не только где искать (информационная грамотность), но и как оценивать достоверность информации представленной на найденном ресурсе, его надежность, а также умение создавать свою информацию. Но как оценить, достаточно ли у вас знаний и умений, чтобы называться информационно-культурной личностью или нет? В статье отражен основной результат нашего изыскания по оценке уровня сформированности информационной культуры личности на примере людей третьего возраста, определены нормативно-оценочные критерии и обозначены необходимые структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR ASSESSING THE FORMATION LEVEL INFORMATION CULTURES PEOPLE THE THIRD AGE

Among the huge number of publications devoted to information culture, a small part is devoted to the assessment of its level. The analysis of scientific researches allowed revealing that in the majority of works the indicators characterizing low level of information culture as society as a whole and separate social groups are mentioned. This phenomenon is associated with a large number of information flows daily appearing in our lives. Therefore, teachers of additional education have a task to help pensioners adapt to modern life. Today, there are no methods by which it would be possible to assess the level of information culture. Early research under information culture more often understand the ability to use a library catalog, but modernity forces to reconsider the attitude to this definition. Our study is devoted to this question. At present, only a person who confidently uses a computer and searches through the Internet can be considered an information culture person. But how to assess whether you have enough knowledge and skills to be such a person? The article is devoted to the search for mechanisms to assess the level of information culture of older people. Criteria and necessary structural components are defined.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»

педагогические науки

Грохотова Екатерина Вячеславовна КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ...

УДК 371.39:338.46:37

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0020

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА

© 2020

AuthorID: 970132

SPIN: 4550-0270

ORCID: 0000-0003-4588-3532

Грохотова Екатерина Вячеславовна, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Сибирский государственный университет путей сообщения (630049, Россия, Новосибирск, улица Дуси Ковальчук, 191, e-mail: nev@ro.ru) Аннотация. Среди огромного количества публикаций, посвященных информационной культуре, вопросам оценки ее уровня уделена небольшая часть. Анализ научных исследований, позволил выявить, что в большинстве работ упоминается о показателях, характеризующих низкий уровень информационной культуры, как общества в целом, там и отдельных социальных групп. Данное явление хоть и трудно объяснимо, но весьма показательно, т.к. обилие информационных потоков присутствующих и ежедневно появляющихся в нашей жизни обязывает педагогов дополнительного образования совершенствоваться самим и помогать людям пенсионного и предпенсионного возраста адаптироваться к жизненным реалиям. При этом нет четкого понимания и методик по обучению, а также методик позволяющих оценить уровень информационной культуры. Актуальность данного вопроса подтверждается обилием информационных потоков присутствующих и ежедневно появляющихся в нашей жизни, с каждым днем все больше изолируя пожилых людей от социального участия в общественной жизни страны. Все более ранние исследования под информационной культурой понимают в большинстве своем умение пользоваться библиотечным каталогом для подбора необходимой литературы, но современность заставляет пересмотреть отношение к данному определению. В настоящее время, действительно информационно-культурной личностью может быть человек, уверенно пользующийся компьютером и поиском, посредством сети Интернет. Поэтому важно научить, не только пользоваться компьютером (компьютерная грамотность), не только где искать (информационная грамотность), но и как оценивать достоверность информации представленной на найденном ресурсе, его надежность, а также умение создавать свою информацию. Но как оценить, достаточно ли у вас знаний и умений, чтобы называться информационно-культурной личностью или нет? В статье отражен основной результат нашего изыскания по оценке уровня сформированности информационной культуры личности на примере людей третьего возраста, определены нормативно-оценочные критерии и обозначены необходимые структурные компоненты.

Ключевые слова: система дополнительного образования, взрослый, критерии оценки, информационная культура, третий возраст, пенсионеры, компьютерная грамотность, информационная грамотность.

CRITERIA FOR ASSESSING THE FORMATION LEVEL INFORMATION CULTURES PEOPLE THE THIRD AGE

© 2020

Grokhotova Ekaterina Viacheslavovna, competitor of a scientific degree of candidate of pedagogical Sciences Siberian State University of Railway Engineering (630049, Russia, Novosibirsk, Dusi Kovalchuk Street, 191, e-mail: nev@ro.ru) Abstract. Among the huge number of publications devoted to information culture, a small part is devoted to the assessment of its level. The analysis of scientific researches allowed revealing that in the majority of works the indicators characterizing low level of information culture as society as a whole and separate social groups are mentioned. This phenomenon is associated with a large number of information flows daily appearing in our lives. Therefore, teachers of additional education have a task to help pensioners adapt to modern life. Today, there are no methods by which it would be possible to assess the level of information culture. Early research under information culture more often understand the ability to use a library catalog, but modernity forces to reconsider the attitude to this definition. Our study is devoted to this question. At present, only a person who confidently uses a computer and searches through the Internet can be considered an information culture person. But how to assess whether you have enough knowledge and skills to be such a person? The article is devoted to the search for mechanisms to assess the level of information culture of older people. Criteria and necessary structural components are defined.

Keywords: system additional education, adult, evaluation criteria, information culture, third age, pensioners, computer literacy, information literacy.

ВВЕДЕНИЕ

В результате реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] в нашей стране переопределены все элементы социального пространства. В результате этих преобразований и технологических возможностей создается новая социальная реальность, ориентированная на подготовку специалистов по компетенциям цифровой деятельности [2].

Эти переходы связаны с активно внедряемыми цифровыми процессами в жизнь страны и ее населения, а также с активно внедряемой в производство автоматизацией процессов и постепенного ухода от ручного труда, но возникает необходимость повышения квалификации и переподготовки кадров. Таким образом, система дополнительного образования ориентированная на под-

готовку и переподготовку взрослых людей с учетом их индивидуально-типологических особенностей, интеллектуальных возможностей и уровня профессионального развития становится одним из наиболее важных направлений. Но если для работоспособного населения, созданы условия для получения новых знаний, то люди предпенсионного и пенсионного возраста остаются за чертой инновационного развития страны, не представляя интереса для своих бывших работодателей.

При этом нельзя не отметить, что с появлением информационно-коммуникационных технологий, активно вошедших в нашу жизнь, мировоззрение большинства людей пенсионного и предпинсионного возраста значительно поменялось в отношении повышения степени своего участия в социально-культурной жизни общества. Нынешние пенсионеры более активны, предприимчивы, у них отмечается тяга к новым знаниям, путешествиям,

Grokhotova Ekaterina Viacheslavovna CRITERIA FOR ASSESSING ...

pedagogical sciences

общению, участию в общественной деятельности региона, в котором они проживают. Тем самым стереотипный образ пожилого человека, который многие годы нам прививался, идет в разрез с современными реалиями. В связи с попытками изменения социального имиджа пенсионеров в глазах общественности государство приняло ряд мер, одной из которых стало повышение возраста выхода на пенсию до 65 лет, как для мужчин, так и для женщин. Данные меры обществом были восприняты негативно, т.к. они приводят не только к проблеме нехватки рабочих мест, но и к необходимости пересмотра отношения к повышению квалификации сотрудников пенсионного возраста. Стоит отметить, что современные информационно-коммуникационные технологии позволяют как сотрудников предпенсионного возраста, так и пенсионеров превратить в весьма продуктивный информационный ресурс общества.

Именно поэтому последние десять лет на пике популярности курсы компьютерной грамотности для людей третьего возраста, традиционно называемых пенсионерами. Безусловно, компьютерная грамотность, является важным умением для современного человека, знакомя его с основными программами, но не учит пользоваться информацией. Нельзя сбрасывать со счетов важность процесса взаимодействия человека с информацией, знание механики процесса по ее поиску, обработке и анализу. Успешное приобретение данных навыков позволяет, их обладателю не только работать с большими массивами информационных потоков, но и создавать новую информацию, формируя информационно-культурную личность.

МЕТОДОЛОГИЯ

Несмотря на то, что термин «информационная культура личности» появился в первой половине 1970-х годов, сама наука по формированию информационной культуры является довольно новой и непрерывно претерпевает изменения под воздействием новых запросов общества, диктуемых изменениями в сфере информационных технологий. Стоит отметить, что как отечественные (Н.Б. Зиновьева [4], Ю.С. Зубов [5], и др. [6-7]), так и зарубежные (К. Мэрилл [8], Р. Казаллас [9], Л. Ванг [9] и др. [10-25]) авторы уделяют особое внимание определению «информационная культура личности», однако анализ литературы выявил немаловажный аспект, что кроме трудов А.П. Суханова, посвященных формированию уровней нормативно-оценочных критериев информационной культуры личности, данный вопрос ни кем не рассматривался. Решению данной проблемы посвящено наше изыскание.

А.П. Суханов выделяет три уровня (высокий, средний, низкий) нормативно-оценочных критериев, подразделяя личность на активных пользователей информации, владеющих различными способами продуцирования переработанной и осмысленной информации; активных пользователей информации и пассивных потребителей информации [3, с. 54-56]. Бесспорно, проведенное А.П. Сухановым исследование имеет колоссальную важность для отечественной науки в области формирования информационной культуры личности. В свою очередь нельзя не учитывать тот факт, что с момента исследования прошло свыше 30 лет, и если тогда основным источником информации являлся преимущественно библиотечный фонд, то современные реалии диктуют нам тренд получения информации посредством сети Интернет. Особенно актуально данное направление в отношение малозащищенных групп лиц, таких как представители людей третьего возраста. Таким образом, перед нами возникла необходимость разработки комплексной методики оценки уровня сформированности информационной культуры людей третьего возраста с выделением показателей позволяющих произвести данную оценку. В ходе исследования, нами была составлена критериальная оценка, представленная в таблице 1, с градацией по уровням информационной культуры, а

также выделены показатели, позволяющие оценить итоговую подготовку обучающихся.

В свою очередь перед нами стояла задача, научить анализировать и сопоставлять поставленной задаче информацию из глобальной сети.

Таблица 2 - Нормативно-оценочные критерии уровня информационной культуры*

v Критерии оценки уровня информационной культуры

ni Урови ик Компьютерная грамотность Информационная грамотность Информационно-культурная личность

1. Высокий 1. Знание понятийного 1. Умение подключать 1.Использовать в своей

аппарата информатики. компьютер и иную работе и повседневной

2. Предназначение, устройство компьютерную технику к сети жизни компьютерную

и функции компьютера н Интернет, Wi-R. информацию.

компьютерной техники 2.Знание наиболее 2. Понимание и умение

3.Знание операционных р а спр о стр аненных бр аузер об, пользоваться современными

систем, особенностей их особенности их интерфейса, гаджетами в повседневной

интерфейса и владение умение в них работать. жизни.

основными командами. 3. Знание наиболее популярных 3. Умение критически

4. Знание пакета Microsoft поисковых порталов, умение с оценить получаемую

Office, умение работать с его нимнработатьи анализировать информацию, принимать

основными программами. полученную из них решения в соответствии с

5.Основы программирования. информацию. ситуацией.

й.Умение пользоваться 4.Умение работать с 4. Создавать свою

пр нкл а дными пр oip амма ми информацией: добывать, качественно новую

утилитарного назначения. хранить, архивировать. информацию понятную

передавать. другим пользователям сети.

5. Понимание виртуального 5. Умение добывать

пр о стр анства, принципов необходимую информацию

появления и извлечения без сети Интернет.

информации из виртуального

б. Умение создавать свою

информацию и передавать ее

посредством сети Интернет.

7.Знание видов сетей

(Интернет, Ишранет и т д.)

2. Средний 1. Знание понятийного 1. Умение пользоваться 1.Использовать в своей

аппарата информатики. браузером. работе и повседневной

2. Предназначение, устройство 2. Знание наиболее популярных жизни компьютерную

и функции компьютера и поисковых порталов, умение с информацию.

компьютерной т es ники ними работать. 2. Знать о наличии

3.Знание операционных 3.Умение работатьс современных гаджетов и их

систем, особенностей их информацией: добывать, назначение.

интерфейса и владение хранить, архивировать. 3.Умение анализировать

основными командами. передавать. входящую информацию.

4. Знакомство с пакетом 4. Умение создавать свою 4. Активно использовать

Microsoft Office, умение информацию и передавать ее социальные сети в

р аботать с текстовым посредством сети Интернет. повседневной жизни.

редактором Word. 5 Умение пользоваться

ггр нкл а днымн пр oip амма ми

утилитарного назначения.

3. Низкий 1.Знакомство с основными 1. Умение пользоваться 1. Знать о наличии

функциями компьютера. браузером. современных гаджетов.

2.Поверхностные знания о 2.Умение пользоватьсяхотябы 2. Получать новую

видах операционных систем, и одним поисковым порталом. информацию об

владение основными 3.Умение пользоватьсяхотябы окружающем мир е.

командами. одной социальной сетью. 3. Создавать новую

3.Знакомство с текстовым информацию в социальных

редактором Word. сетях.

* составлено автором

РЕЗУЛЬТАТЫ

Для оценки уровня информационной культуры, помимо нормативно-оценочных критериев представленных в таблице 1, нами была разработана бальная система, позволяющая количественно оценить качественные аспекты каждого из показателей. Стоит отметить, что каждый показатель подразумевает под собой конкретные умения по взаимодействию обучаемого с компьютером, компьютерной техникой и работой с информацией. Для достоверности результатов в ходе исследования нами была разработана автоматизированная система, позволяющая принимать и обрабатывать большие массивы данных, что в свою очередь позволяет провести огромное количество итераций, получив статистически достоверный результат.

Бальная оценка формировалась с учетом андрагоги-ко-акмеологического подхода. При оценке уровня информационной культуры возрастной аудитории, данный подход, позволяет адекватно оценить технический уровень владения информацией, умение взаимодействовать с компьютером, а также учесть психологические, физиологические и личностные особенности каждого слушателя. На итоговую оценку результата по уровню сфор-мированности информационной культуры влияют также и показатели здоровья, получаемые с браслета здоровья каждого слушателя. Сама методика оценки базируется на упражнениях разделенных, на четыре блока:

- вопросы по компьютерной грамотности;

- вопросы по информационной грамотности;

- ситуационные задачи;

- вопросы о здоровье.

Вопросы о здоровье опрашиваемого чередуются с вопросами по предмету изучения, причем вопросы, касающиеся здоровья, служат неким отвлекающим маневром, позволяющим снять напряжение тестируемых. Все результаты попадают на сервер, где в последствии

82

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)

педагогические науки

Грохотова Екатерина Вячеславовна КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ...

в автоматизированном режиме определяют конечный результат по уровню информационной культуры слушателя прошедшего тест. Такой большой массив данных и показателей, позволяет дать максимально достоверный результат, с выявлением «проблемных» областей в предметной области.

ВЫВОДЫ

Таким образом, нами была достигнута поставленная цель - разработка комплексной методики оценки уровня информационной культуры, которая легла в основу разработанной нами автоматизированной аналитической системы, представляющей собой инструмент, для сбора, анализа и хранения информации, позволяющий выявлять проблемные блоки, требующие повторной проработки.

В заключении, хотелось бы акцентировать внимание на необходимости поддержки обществом стремления пенсионеров быть полноценными гражданами общества, особенно в период активной цифровизации всех социально-значимых структур. На текущий 2019 год ранее планировалась перепись населения, которая впоследствии была перенесена на 2020 год. Отличительной чертой данной переписи, станет сбор информации не только привычным для всех, но и электронным способом. В дальнейшем в планах Правительства РФ полный переход на электронный сбор данных о жителях страны, а это значит, что необходимость помочь людям пенсионного и предпенсионного возраста адаптироваться к жизненным реалиям достаточна велика. А главное, что ежегодно набирающие популярность по всей стране различные компьютерные академии и школы для пожилых людей лишний раз свидетельствуют о появлении желания меняться у рассматриваемой группы лиц, и наша задача помочь им в этом, при этом не навредив.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 « О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — URL: https://www. garant.ru/. Дата обращения: 03.11.2019.

2. Матвеев В.В., Тарасов В.А. / Государственное регулирование и поддержка цифровой экономики в России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 4 (38), 2019. — С. 185-191.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Суханов А.П. Информация и прогресс. — Новосибирск : Наука : Сиб. отд-ние, 1988. - С. 62-64.

4. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: введение в курс: учебное пособие для вузов культуры и искусств/Н.Б. Зиновьева Краснодар: КГАК, 1996,- 136 с.

5. Зубов Ю.С. Информатизация и информационная культура/ Ю.С. Зубов // Проблемы информационной культуры: сб. статей. М., 1994. - С. 6-11.

6. Кашурникова Т. М. Формирование информационной культуры учащихся в образовательной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. М. Кашурникова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, 2006. - 19 с.

7. Гендина Н.И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова. Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999. - Ч. 1.-143 с.

8. Akfayir, M., Akfayir, G. (2017). Advantages and challenges associated with augmented reality for education: A systematic review of the literature. (pp.1-11). Educational Research Review 20, USA: Sage Publication.

9. Bal, A., Trainor, A.A. (2016). Culturally Responsive Experimental Intervention Studies: The Development of a Rubric for Paradigm Expansion. (pp.319-359). Review of Educational Research 86(2), USA: Sage Publication.

10. Belland, B.R., Walker, A.E., Kim, N.J., Lefler, M. (2017). Synthesizing Results From Empirical Research on Computer-Based Scaffolding in STEM Education: A Meta-Analysis. (pp. 309-344). Review of Educational Research 87(2), USA: Sage Publication.

11. Buitrago Flórez, F., Casallas, R., Hernández, M., (...), Restrepo, S., Danies, G. (2017). Changing a Generation's Way of Thinking: Teaching Computational Thinking Through Programming. (pp.834-860). Review of Educational Research 87(4), USA: Sage Publication.

12. Clark, D.B., Tanner-Smith, E.E., Killingsworth, S.S. (2016). Digital Games, Design, and Learning: A Systematic Review and Meta-Analysis. (pp.79-122). Review of Educational Research 86(1), USA: Sage Publication.

13. Dado, M., Bodemer, D. (2017). A review of methodological applications of social network analysis in computer-supported collaborative learning. (pp.159-180). Educational Research Review 22, USA: Sage Publication.

14. Heers, M., Van Klaveren, C., Groot, W., Maassen van den Brink,

H. (2016). Community Schools: What We Know and What We Need to Know. (pp.1016-1051). Review of Educational Research 86(4), USA: Sage Publication.

15. Khalifa, M.A., Gooden, M.A., Davis, J.E. (2016). Culturally Responsive School Leadership: A Synthesis of the Literature. (pp.12721311). Review of Educational Research 86(4), USA: Sage Publication.

16. Kulik, J.A., Fletcher, J.D. (2016). Effectiveness of Intelligent Tutoring Systems: A Meta-Analytic Review. (pp.42-78). Review of Educational Research 86(1), USA: Sage Publication.

17. Malec, M. (2011). Poszukiwanie recepty na starosc - wyzwaniem dla edukacji dorosiych. Refleksja nad uczeniem siq starosci przez cale zycie [Search for recipes for old age — a challenge for adult education: Reflection on the learning age throughout life]. In M. Malec (Ed.), Edukacyjne, kulturowe i spoieczne konteksty.

18. Merrill, K.L., Smith, S.W., Cumming, M.M., Daunic, A.P. (2017). A Review of Social Problem-Solving Interventions: Past Findings, Current Status, and Future Directions. (pp.71-102). Review of Educational Research 87(1), USA: Sage Publications.

19. Poon, O.Y., Kodama, C., Byrd, A., (...), Chan, J., Bishundat, D. (2016). A Critical Review of the Model Minority Myth in Selected Literature on Asian Americans and Pacific Islanders in Higher Education. (pp.469502). Review of Educational Research 86(2), USA: Sage Publication.

20. Richert-Kazmierska, A., & Forkiewicz, M. (2013). Ksztaicenie osob starszych w koncepcji aktywnego starzenia siq [Training of older people in the concept of active ageing]. In A. Rqczaszek & W. Koczur (Eds.), Problemy edukacji wobec rozwoju spoiecznogospodarczego [Problems of education towards socio-economic development] (pp. 127—139). Katowice: Wydawnictwo Uniwersytetu Ekonomicznego.

21. Scammacca, N.K., Williams, K.J., Roberts, G., (...), Roberts, G.J., Cho, E. (2016). A Century of Progress: Reading Interventions for Students in Grades 4-12, 1914—2014. (pp.756-800). Review of Educational Research 86(3), USA: Sage Publication.

22. Schuster, L., Glavas, C. (2017). Exploring the dimensions of electronic work integrated learning (eWIL). (pp.55-66). Educational Research Review 21, USA: Sage Publication.

23. Steuden, S. (2011). Psychologia starzenia siq i starosci [Psychology of ageing and old age]. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN.

24. Zhao, J., Wang, L.L., Beckett, G.H (2017). Evaluating the Research Quality of Education Journals in China: Implications for Increasing Global Impact in Peripheral Countries. (pp.583-618). Review of Educational Research 87(3), USA: Sage Publication.

25. Zheng, B., Lin, C.H., Chang, C., Warschauer, M. (2016). Learning in One-to-One Laptop Environments: A Meta-Analysis and Research Synthesis. (pp.1052-1084). Review of Educational Research 86(4), USA: Sage Publication.

Статья поступила в редакцию 11.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.