Научная статья на тему 'ВОПРОС К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВОПРОС К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

197
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PRESCHOOL CHILDREN / INFORMATION LITERACY / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Шу

В данной статье рассматриваются предпосылки обучения информационной грамотности для детей дошкольного возраста и раскрывается ситуация в других странах мира. В современном обществе IT-технологии развиваются быстрыми темпами, образ жизни людей претерпел кардинальные изменения, а также изменились стили обучения и игры дошкольников, а воспитание информационной грамотности дошкольников стало основной задачей, стоящей перед дошкольным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTION TO THE FORMATION OF INFORMATION LITERACY OF PRESCHOOL CHILDREN

This article discusses the prerequisites for teaching information literacy for preschool children and reveals the situation in other countries of the world. In modern society, IT technologies are developing rapidly, the lifestyle of people has undergone dramatic changes, as well as the learning styles and games of preschoolers, and the education of information literacy of preschoolers has become the main task facing preschool education.

Текст научной работы на тему «ВОПРОС К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 37

Чжан Шу

ЮУрГГПУ, Челябинск, Россия Ниндэский профессионально-технический институт, Ниндэ, Китай.

ВОПРОС К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

QUESTION TO THE FORMATION OF INFORMATION LITERACY OF

PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация: В данной статье рассматриваются предпосылки обучения информационной грамотности для детей дошкольного возраста и раскрывается ситуация в других странах мира. В современном обществе IT-технологии развиваются быстрыми темпами, образ жизни людей претерпел кардинальные изменения, а также изменились стили обучения и игры дошкольников, а воспитание информационной грамотности дошкольников стало основной задачей, стоящей перед дошкольным образованием.

Abstract: This article discusses the prerequisites for teaching information literacy for preschool children and reveals the situation in other countries of the world. In modern society, IT technologies are developing rapidly, the lifestyle of people has undergone dramatic changes, as well as the learning styles and games of preschoolers, and the education of information literacy of preschoolers has become the main task facing preschool education.

Ключевые слова: Дети дошкольного возраста; Информационная грамотность; Информационные технологии

Keywords: Preschool children; Information literacy; Information Technology.

В современном мире стремительное развитие ИКТ отражается на каждом человеке. Еще в 1980-х годах Н. Постман раскрыл влияние электронных устройств на детей в своей книге «Исчезновение детства», по словам автора «детство» было изобретено печатными СМИ. Их появление установило разделительную черту между детьми, которые не умели читать, и взрослыми, которые могли это делать. Эта черта становилась все более и более жесткой под сильным воздействием электронных СМИ. В смуте то самое

понятие «детство» постепенно исчезает. Более 40 лет спустя противоречие между развитием ребенка и использованием новых медиа все еще существует. Беспокойство по поводу того, что информационное общество оказывает негативное влияние на детей, и призыв к запрету использования ими цифровых устройств, неосуществимы, это так же смешно, как и возмущение машинистов поезда при появлении автомобилей. Марксистская философия рассматривает противоречия как вещи, которые способствуют развитию и прогрессу всех вещей, и только путем противостояния, анализа противоречий и правильного их разрешения мы можем способствовать развитию.

Вскоре после появления сетевых технологий люди начали задумываться о проблеме «информационной грамотности». В 1969 году в США была создана сеть под названием ARPANET, которая считается прототипом Интернета. 5 лет спустя, в 1974 году президент Ассоциации индустрии программного обеспечения и информации Полом. Г. Зурковски (Paul.G.Zurkowski) написал доклад от имени Национального комитета по библиотекам и информатике, в котором он впервые представил концепцию «информационной грамотности». Зурковский использовал этот термин для описания «техник и навыков», усвоенных информационно грамотным «для использования широкого спектра информационных инструментов, а также первоисточников при формировании информационных решений своих проблем» и провел относительно твердую грань между «грамотными» людьми и «информационно грамотными». В 1983 году американский ученый-информатик Хортон (Horton) предложил, чтобы отдел образования организовал курсы информационной грамотности, для улучшения умений и навыков людей в области электронной почты, анализа данных и библиотечных сетей.

Термин «информационная грамотность» базируется на двух исходных понятиях: «информация», «грамотность».

Информация (от лат. Informatiö) —разъяснение, представление, понятие о чём-либо». В английском языке слово «информация» —это понятие, которое

объединяет несколько дефиниций, включая информацию, новости, отчеты, уведомления, знания, информацию, отчеты и т. д.

С тех пор, как была введена концепция «информационной грамотности», многие страны, включая Соединенные Штаты, начали обучение информационной грамотности и сформулировали её стандарты. В 1998 году Американская ассоциация библиотек обучения и Американская ассоциация образовательных коммуникационных технологий (AASL, AECT) выпустили «Стандарты информационной грамотности для обучения учащихся» в разделе «Информация: создание партнеров для обучения» и предложили информационную грамотность для учащихся от детского сада до старшей школы. В том же году Международная ассоциация образовательных технологий (ISTE) опубликовала книгу под названием «Национальные стандарты образовательных технологий для учащихся» («National Educational Technology Standards for Students»), в которой изложены технические показатели, достижения воспитанников детских садов необходимые до перехода в школу.

В 1970-х годах в библиотеках начальных и средних школ Австралии проводились мероприятия по обучению информационной грамотности, а затем во многих докладах правительства Австралии поднималась концепция информационной грамотности. В 2000 году Австралийская библиотечная ассоциация (CAUL) разработала Стандарты информационной грамотности. Япония — первая страна в Азии, которая придает большое значение воспитанию умственной грамотности студентов. Концепция «способности использовать информацию» была предложена на конференции по предварительному обзору образования 1986 года.

В последние годы правительство Китая усердно работало над тем, чтобы содействовать информатизации дошкольного образования, что, безусловно, поможет воспитанию информационной грамотности среди дошкольников. В декабре 2011 года «Профессиональные стандарты для воспитателей детских

садов», обнародованные Министерством образования Китайской Народной Республики, предусматривали, что учителя дошкольных учреждений должны «иметь определенные знания современных информационных технологий». В марте 2012 года Министерство образования обнародовало «Десятилетний план развития информатизации образования (2011-2020 годы)» и постановило, что учебные заведения всех уровней, включая детские сады, обязаны внедрять информатизацию инфраструктуры, учебных ресурсов, программных средств и возможностей приложений.

С точки зрения обучения информационной грамотности для учащихся в разных странах мира, особенно в развитых странах, хотя содержание обучения информационной грамотности в каждой стране разное, все больше внимания уделяется именно такому обучению. Это чрезвычайно полезно для личностного роста, повышения уровня жизни и обучения

Библиографический список:

1. Islamova S.H. Need in formation of information culture of pupils // Topical issues of modern pedagogics. Ufa, Lime, 2013. PP. 162-164.

2. Когаловский М. Р. и др. Глоссарий по информационному обществу / Под общ. ред. Ю. Е. Хохлова. — М.: Институт развития информационного общества, 2009. — 160 с.

3. Когаловский М. Р. и др. Глоссарий по информационному обществу / Под общ. ред. Ю. Е. Хохлова. — М.: Институт развития информационного общества, 2009. — 160 с.

4. Ахаян А.А. и др. Зарубежный опыт развития информационной компетентности учащихся / А.А. Ахаян, О.А. Кизик // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. -Декабрь 2007, ART 1220. - СПб., 2007. - [Электронный ресурс] URL: http://www.emissia.org/offline/2007/1220.htm . (дата обращения 12.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.