Научная статья на тему 'Методы формирования и развития ИКТ-компетентности военного специалиста в условиях интеграции базового и военно-профессионального образования'

Методы формирования и развития ИКТ-компетентности военного специалиста в условиях интеграции базового и военно-профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ICT-COMPETENCE / INTEGRATION / METHODS OF TRAINING / MILITARY EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешинский Игорь Юрьевич

Наиболее эффективными методическими приемами на завершающих этапах формирования и развития ИКТ-компетентности будущих военных специалистов являются методика, основанная на теории планомерного (поэтапного) и одновременного формирования знаний и практических навыков, методы программированного и проблемного обучения, а также метод проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепешинский Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of formation and development of ICT-competence of military specialist in conditions of integration of basic and military-vocational education

The most effective methods in the final stages of formation and development of ICT-competence of future military specialists is a technique based on the theory of planned (phased) and the simultaneous formation of knowledge and practical skills, methods of programmed and the problem of learning, as well as the method of projects.

Текст научной работы на тему «Методы формирования и развития ИКТ-компетентности военного специалиста в условиях интеграции базового и военно-профессионального образования»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

%

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 378:355:004 И. Ю. ЛЕПЕШИНСКИЙ

Омский государственный технический университет

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ БАЗОВОГО И ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ__________________________________________

Наиболее эффективными методическими приемами на завершающих этапах формирования и развития ИКТ-компетентности будущих военных специалистов являются методика, основанная на теории планомерного (поэтапного) и одновременного формирования знаний и практических навыков, методы программированного и проблемного обучения, а также метод проектов.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, интеграция, методы обучения, военный специалист.

Под ИКТ-компетентностью военного специалиста мы понимаем совокупность взаимосвязанных между собой компетенций, владение которыми предполагает способность мотивированно и эффективно использовать средства информатизации и новые информационные технологии для решения военно-профессиональных задач на разных уровнях регуляции профессиональной деятельности — операционном, тактическом, стратегическом. Она представляет систему профессионально значимых ка-

честв (знаний, навыков и умений), формируемых и развивающихся в процессе информатической подготовки в вузе и самообразовании в процессе военнопрофессиональной деятельности, а также включает в себя совокупность профессионально значимых позиций личности офицера к необходимости использования ИКТ для успешной реализации профессиональных функций. ИКТ-компетентность военного специалиста ориентирована на практическое использование информационных и коммуникационных

технологий в своей военно-профессиональной деятельности и не сводится только к овладению компонентами компьютерной грамотности.

Говоря о методах формирования и развития ИКТ-компетентности военных специалистов, необходимо отметить, что традиционные методы по схеме «рассказ — показ — тренировка» обеспечивают выполнение далеко не всех решающих психологических условий, лежащих в основе высокоэффективных методик подготовки студентов. Наиболее эффективными методическими приемами на завершающих этапах формирования и развития ИКТ-компетентности будущих военных специалистов являются методика, основанная на теории планомерного (поэтапного) и одновременного формирования знаний и практических навыков [1], методы программированного и проблемного обучения [2, 3], а также метод проектов, развивающий самостоятельность и креативность. Причем, при определении заданий проектного конструирования (курсовой проект, курсовая работа) обязательно должны учитываться такие принципы, как:

— принципы, адекватные дидактическим принципам интеграции содержательного блока структурнологической модели формирования и развития ИКТ-компетентности военных специалистов в условиях интеграции гражданского и военно-профессионального образования;

— направленность военно-учетной специальности. Например, студентам военно-учетной специальности «Эксплуатация и ремонт базовых машин бронетанковой техники» определяются задания по разработке трехмерных и двухмерных моделей агрегатов и узлов бронетанковой техники. Для специальности «Эксплуатация и ремонт электро- и спецоборудования и автоматики базовых машин бронетанковой техники» — двухмерные модели электрических схем, систем и комплексов боевых машин;

— предоставление достаточно широкого набора заданий проекта для реализации возможности реального выбора в зависимости от склонностей студента и уровня ИКТ-компетентности. Причем следует отметить, что проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными;

— обязательная законченность и целостность проделанной работы студентом в ходе выполнения проекта. Очень важно, чтобы завершенный проект стал достоянием не только студента и преподавателя, но и выставлен на обсуждение группы (военного учебного взвода). В этом случае наблюдается процесс взаимного обучения, что полезно и для преподавателя, и для студентов;

— ориентация на внедрение результатов проекта после прохождения соответствующей процедуры регистрации и возможность использования их для последующей проектной деятельности в вузе (выполнение квалификационной работы).

Методика проведения занятий поэтапного формирования знаний, основанная на теории П. Я. Гальперина, отличается от традиционных форм тем, что усвоение теоретических знаний и формирование навыков практической работы со средствами ИКТ будущих военных специалистов в профессиональной деятельности происходит не раздельно, а одновременно, в тесном единстве. Обыкновенное заучивание учебного материала, как отдельная фаза в подготовке студентов, отсутствует. Их работа организуется на основе схемы ориентировочной основы действий. Вся совокупность необходимых ориентиров и указаний представляется таким образом, чтобы содержа-

ние учебного материала было понятно обучаемым. При этом его элементы вели к конечной цели — достижению необходимого уровня ИКТ-компетент-ности по строгому логическому пути. Формы и способы задания схемы ориентировочной основы действий (учебно-тренировочной карты) могут меняться в зависимости от конкретных целей и задач обучения. Она либо дается студентам в готовом виде, либо разрабатывается совместно с преподавателем. Схема может быть либо линейной, сразу приводящей к конечному результату, либо разветвленной, включающей в себя несколько последовательных стадий достижения учебной цели.

Сильной стороной теории поэтапного формирования знаний является: сокращение времени формирования навыков и умений за счет показа студентам образцового выполнения разучиваемых действий; достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации.

Слабой стороной является: существенное ограничение возможностей усвоения теоретических знаний; сложность разработки методического обеспечения (подробные ориентировки с указанием строгой последовательности выполняемых операций); формирование у студентов стереотипных мыслительных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала.

Важным направлением повышения эффективности военной подготовки является интенсификация учебного процесса за счет активизации умственной и практической деятельности студентов. В условиях возрастающего объема научной информации при сохранении сроков обучения значительно повышается роль самостоятельной работы студентов. Деятельность же преподавателя смещается в сторону управления познавательным процессом, консультирования и разработки новых средств обучения. Следовательно, еще при обучении студентам должны прививаться навыки самостоятельной работы. Эти навыки впоследствии помогут выпускникам вузов успешно усваивать возрастающий объем научнотехнической информации, применять полученные знания в своей практической деятельности.

Среди методов и средств, формирующих навыки самостоятельной работы, важное место принадлежит программированному методу обучения. Под этим термином в современной военной педагогике понимается такая организация деятельности обучаемых, при которой осуществляется непрерывное программное управление их самостоятельной работой за счет установления обратных связей. Характерными чертами программированного обучения являются: осуществление обучения по разработанной программе, предписывающей обучаемому последовательность действий; установление постоянной обратной связи по усвоению каждой дозы информации за счет пооперационного контроля со стороны преподавателя или самоконтроля обучаемого; дозирование учебного материала по смысловому признаку; высокая степень индивидуализации учебного процесса в условиях массового обучения.

Указанные принципы программированного обучения находятся в полном соответствии с общими принципами дидактики. Программированное обучение не ставит целью полностью заменить традиционные методы обучения, а направлено на улучшение

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

Рис. 1. Вариант логической схемы линейного программирования

Рис. 2. Вариант логической схемы разветвленного программирования

обратной связи между обучающими и обучающимися. Это позволяет интенсифицировать учебный процесс, сделать его более управляемым, так как появляется возможность корректировки обучения в зависимости от глубины усвоения учебного материала.

Место программированного обучения должно быть определено частными методиками, указывающими, на каких занятиях, темах и разделах должны быть использованы элементы программированного обучения для повышения их эффективности. В одних случаях это будет самостоятельное изучение нового учебного материала по электронным учебникам (учебным пособиям), в других — выполнение заданий и решение задач с применением контролирующих и обучающих комплексов, в-третьих — работа на компьютерных тренажерах. Однако во всех случаях повышение эффективности достигается за счет непрерывного контроля (самоконтроля) знаний обучаемых. Индивидуализация обучения при этом методе дает возможность независимо от всей группы регулировать скорость и порядок прохождения учебного материала с учетом особенностей каждого обучаемого.

Основное средство реализации программированного обучения — специально разработанная обучающая программа. Она состоит из последовательных шагов, каждый из которых представляет собой микроэтап овладения студентами определенной единицы знаний или действий. Каждый шаг программы обычно включает три кадра:

— информационный, в котором даются необходимые сведения об изученном знании или действии;

— контрольный — в форме задания для самостоятельного выполнения; управляющий, в котором

обучающийся проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе к следующему шагу.

Таким образом, предусматривается логически и психологически обоснованная, сравнительно жесткая последовательность действий студентов.

В зависимости модульного принципа построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие ИКТ-компетентности будущего военного специалиста, целесообразно использовать следующие виды программ-алгоритмов: линейные, разветвленные и комбинированные. На рис. 1 и 2 изображены варианты логической схемы линейного и разветвленного (соответственно) программирования.

Комбинированное программирование сочетает в себе элементы линейности и разветвления как в предъявлении информации, так и в постановке контрольных вопросов и их оценке. При комбинированном программировании обучающие алгоритмы еще более усложняются, сочетая в учебном процессе как внутреннюю управляемость за счет направленности аналитического мышления обучаемого, так и внешнюю управляемость за счет анализа действий и успехов не только одного конкретного обучаемого, но и группы в целом, изучающей определенный материал. Практическая реализация такого программирования требует достижения студентами уровня специальной ИКТ-компетентности.

Достоинство программированного обучения — индивидуализация учебного процесса; сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности студентов; большая их самостоятельность и активность, наличие продуктивной обратной связи между военным преподавателем и обучающимися.

При многих положительных чертах программированного обучения нельзя не отметить некоторые его недостатки.

К основным недостаткам относятся:

— отсутствие управления внутренней психической деятельностью обучаемых;

— ограниченность воспитательного воздействия;

— определенное однообразие в приемах обучения приводит в основном к интенсивной эксплуатации памяти обучаемых;

— не учитываются особенности предшествующего уровня подготовленности студентов.

Для того чтобы обучение носило воспитательный и креативный характер, необходимо ставить целью научно-обоснованную систему действий, которая бы сообразовывалась с его психологическими данными, способностью к самостоятельному творческому поиску необходимых знаний и умений.

В русле ассоциативно-рефлекторной концепции формирования и развития ИКТ-компетентности будущего военного специалиста мы выделяем проблемное обучение, представляющее собой совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможность творческого участия студентов в процессе усвоения новых знаний, формирование креативного мышления и познавательных интересов личности.

Центральными категориями проблемного обучения являются проблемная ситуация, проблема и проблемная задача. Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой студенты должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучающимися к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу. Последняя отличается от проблемы тем, что в ней заведомо ограничено поле поиска решения. Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта креативной деятельности.

Проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям студентов. С этой целью предусматриваются различные уровни проблемности, соотнесенные нами с этапами формирования и развития ИКТ-компе-тентности будущих военных специалистов:

— ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ (этап формирования ключевой компетентности) характеризуется тем, что преподаватель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет студентов на самостоятельный поиск путей решения;

— на ВТОРОМ УРОВНЕ (этап формирования базовой компетентности) военный педагог вместе с обучающимися анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют проблемную задачу и решают ее;

— ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ (этап формирования специальной компетентности) предполагает доведение до студентов проблемной ситуации, а ее анализ, выявление проблемы, формулировка задачи и выбор оптимального решения они осуществляют самостоятельно.

Основной целью проблемного обучения в учебном военном центре (УВЦ) является активизация познавательной деятельности студентов. Создание

проблемной ситуации в этом случае выступает в качестве способа достижения названной цели. Важным признаком создания проблемной ситуации в обучении является возникновение трудности, преодолеть которую студент может лишь собственной мыслительной деятельностью (активностью). При этом проблемная ситуация должна быть значимой для обучающегося и по возможности связанной с его интересами, предшествующим опытом и будущей военно-профессиональной деятельностью.

Педагогическими условиями успешности проблемного обучения в УВЦ являются создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям студентов; обеспечение их совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации; формирование у студентов операционных умений в решении проблемных задач. Все это составляет основные положения проблемного обучения, главное достоинство которого — развитие творческого потенциала студентов.

Использование компетентностного подхода к профессиональной подготовке военного специалиста определяет профессиональную компетентность как способность решать типичные военно-профессиональные задачи, в нашем конкретном случае с использованием средств ИКТ. Для понимания тенденций и перспектив применения информационных технологий в военно-профессио-нальной деятельности необходим анализ характера профессиональных задач, на решение которых нацеливается подготовка военного специалиста в вузе. Проектируемый перечень военно-технических задач, с которыми будет сталкиваться в своей будущей профессии выпускник по квалификационному предназначению «инженер», ориентированный на выполнение функциональных обязанностей, предполагает весьма высокий уровень базовых и специальных компетенций как в прикладной информатике, так и в сфере ее использования в военно-профессиональной деятельности. Таким образом, планомерная практическая работа военных преподавателей со студентами по решению и выполнению указанных задач, организованная в соответствии с реализацией в учебно-воспитательном процессе блоков структурно-логической модели посредством использования соответствующих форм, методов и средств обучения, будет служить основанием для эффективного формирования и последующего развития ИКТ-компетентности будущего военного специалиста.

Библиографический список

1. Гальперин, П. Я. Современная теория поэтапного формирования умственных действий / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. — М, 1979. — 185 с.

2. Беспалько, В. П. Программированное обучение: Дидактический аспект / В. П. Беспалько. — М. : Педагогика, 1970. — 300 с.

3. Гальперин, П. Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения / П. Я. Г аль-перин. — М., 1967. — 236 с.

ЛЕПЕШИНСКИЙ Игорь Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), начальник военной кафедры.

Адрес для переписки: lepeshinskiiu@yandex.rn

Статья поступила в редакцию 30.10.2012 г.

© И. Ю. Лепешинский

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.