Научная статья на тему 'Значение программированного обученияДля формирования и развития ИКТ-компетентности военного специалиста'

Значение программированного обученияДля формирования и развития ИКТ-компетентности военного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепешинский И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение программированного обученияДля формирования и развития ИКТ-компетентности военного специалиста»

УДК 004:355:378

И.Ю. Лепешинский четырехтактного двигателя

Омский государственный технический университет, г. Омск

ЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Среди методов и средств, формирующих навыки самостоятельной работы, важное место принадлежит программированному методу обучения. Под этим термином в современной военной педагогике понимается такая организация деятельности обучаемых, при которой осуществляется непрерывное программное управление их самостоятельной работой за счет установления обратных связей.

Характерными чертами программированного обучения являются:

- осуществление обучения по разработанной программе, предписывающей обучаемому последовательность действий;

- установление постоянной обратной связи по усвоению каждой дозы информации за счет пооперационного контроля со стороны преподавателя или самоконтроля обучаемого;

- дозирование учебного материала по смысловому признаку;

- высокая степень индивидуализации учебного процесса в условиях массового обучения.

Указанные принципы программированного обучения находятся в полном соответствии с общими принципами дидактики. Программированное обучение не ставит целью полностью заменить традиционные методы обучения, а направлено на улучшение обратной связи между обучающими и обучающимися. Это позволяет интенсифицировать учебный процесс, сделать его более управляемым, так как появляется возможность корректировки обучения в зависимости от глубины усвоения учебного материала.

Место программированного обучения должно быть определено частными методиками, указывающими, на каких занятиях, темах и разделах должны быть использованы элементы программированного обучения для повышения их эффективности. В одних случаях это будет самостоятельное изучение нового учебного материала по электронным учебникам (учебным пособиям), в других - выполнение заданий и решение задач с применением контролирующих и обучающих комплексов, в-третьих - работа на компьютерных тренажерах. Однако во всех случаях повышение эффективности достигается за счет непрерывного контроля (самоконтроля) знаний обучаемых. Индивидуализация обучения при этом методе дает возможность независимо от всей группы регулировать скорость и порядок прохождения учебного материала с учетом особенностей каждого обучаемого.

Основное средство реализации программированного обучения в учебном военном центре (на военной кафедре) - специально разработанная обучающая программа. Она состоит из последовательных шагов, каждый из которых представляет собой микроэтап овладения студентами определенной единицы знаний или действий. Каждый шаг программы обычно включает три кадра: информационный, в котором даются необходимые сведения об изученном знании или действии; контрольный - в форме задания для самостоятельного выполнения; управляющий, в котором обучающийся проверяет свое решение задания и на основе ре-

47

зультатов проверки получает указание о переходе к следующему шагу. Таким образом, предусматривается логически и психологически обоснованная, сравнительно жесткая последовательность действий студентов. В зависимости от рассмотренного выше модульного принципа построения учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие ИКТ-

компетентности будущего военного специалиста, целесообразно использовать следующие виды программ-алгоритмов: линейные, разветвленные и комбинированные.

Так для инвариантного блока и на этапе формирования и последующего развития ключевой ИКТ-компетентности характерно линейное программирование (рис. 1).

Рис. 1. Вариант логической схемы линейного программирования

При линейном программировании учебный материал разбивается на небольшие «дозы», логически следующие одна за другой и содержащие некоторую завершенную часть информации. Размеры доз определяются как сложностью самой информации, так и подготовленностью обучаемых. После проработки очередной дозы информации обучаемому предлагается пройти тестирование - ответить на вопросы или решить задачу. Положительный результат возможен лишь при достаточно полном усвоении материала. При правильном ответе обучаемый переходит к изучению материала следующей дозы, при неправильном - возвращается к неусвоенному им материалу. Этот процесс автоматизируется за счет внедрения в учебный процесс электронных методических материалов.

Для установления обратной связи необходимо анализировать ответы студентов, данные в любой форме (в том числе и неполные ответы), выделять их логическую сущность и глубину. На основе этих ответов корректировать процесс усвоения и устанавливать более глубокую систему оценки обученности. На приведенной логической схеме (рис. 1) дополнительные связи обозначены пунктирной линией. Практическая реализация такого положения возможна только в условиях интеллектуального диалога человека с электронной вычислительной машиной, позволяющей анализировать различные формы представления ответов обучаемых.

Метод разветвленных учебных программ (рис. 2), как более сложная разновидность программированного обучения, характерен для базового блока, предполагающего формиро-

48

вание и развитие базовой ИКТ-компетентности. В отличие от линейных программ здесь, помимо основной последовательности перехода от одной дозы к другой, возможно обращение к дополнительной информации, возвращение к ранее изученному материалу, получение дополнительных контрольных вопросов и т.д. Очередной шаг обучаемого здесь определяется в зависимости от его реакции на предшествующий, т.е. обучаемый в соответствии с уровнем своих знаний и способностей направляется по определенному пути, наиболее подходящему для него.

Рис. 2. Вариант логической схемы разветвленного программирования

Для завершающего этапа базового блока характерно комбинированное программирование, сочетающее в себе элементы линейности и разветвления как в предъявлении информации, так и в постановке контрольных вопросов и их оценке. При комбинированном программировании обучающие алгоритмы еще более усложняются, сочетая в учебном процессе как внутреннюю управляемость за счет направленности аналитического мышления обучаемого, так и внешнюю управляемость за счет анализа действий и успехов не только одного конкретного обучаемого, но и группы в целом, изучающей определенный материал. Практическая реализация такого программирования требует достижения студентами уровня специальной ИКТ-компетентности.

Достоинство программированного обучения - индивидуализация учебного процесса; сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности студентов; большая их самостоятельность и активность, наличие продуктивной обратной связи между военным преподавателем и обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.