ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
УДК 336
МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
О.Ю. КОЦЮРБА, ассистент кафедры финансов и планирования E-mail: [email protected] Кировоградский национальный технический университет, Республика Украина
В статье отмечается, что в связи с критическим состоянием жилищно-коммунального хозяйства Украины проблема финансового обеспечения модернизации ЖКХ приобрела первоочередное значение. Рассмотрены методы финансирования, которые могут быть применены в сфере ЖКХ, выделены условия успешной их реализации на основе зарубежного опыта. Сделан вывод о том, что удачное применение форфейтинга, концессии и акционирования возможно при поддержке со стороны государственных и местных органов самоуправления.
Ключевые слова: финансовое обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, методы, тариф, концессия, форфейтинг
В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Украины находится в удручающем состоянии: каждый третий жилой дом требует капитального ремонта, в аварийном состоянии -более 30% водопроводно-канализационных и тепловых сетей, насосного оборудования и котлов, что требует существенных затрат на их содержание, ремонт и является причиной частых масштабных аварий с трагическими последствиями. Объемы кредиторской и дебиторской задолженностей предприятий ЖКХ постоянно увеличиваются, а убыточными являются более половины из них. Все это свидетельствует о необходимости обновления и модернизации жилищно-коммунальных объектов. Решение данной проблемы возможно только при наличии больших объемов финансовых ресурсов,
существенная недостача которых наблюдается не только у предприятий ЖКХ, но в бюджетах всех уровней. Поэтому особую актуальность приобретают исследования новейших форм финансирования в целях определения возможности их применения в сфере ЖКХ для обеспечения его устойчивого развития.
Высокая энерго- и ресурсозатратность сферы ЖКХ диктует необходимость внедрения новых технологий, способствующих как снижению затрат ресурсов и энергии (следовательно, и себестоимости жилищно-коммунальных услуг), так и экологизации технологий, что также очень важно.
Основными источниками финансирования модернизации объектов ЖКХ являются:
- средства государственных и коммунальных предприятий;
- средства бюджетов разных уровней;
- частный капитал;
- средства специальных фондов.
Но следует отметить, что существует ограниченность указанных источников, обусловленная разными причинами:
- нехваткой бюджетных средств в стране вообще;
- несоответствием затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг тарифам на них вследствие социальной значимости сферы ЖКХ;
- нежеланием частных инвесторов вкладывать средства из-за правовой неурегулированности, неэ-
БАНК импортера
Импортер -предприятие ЖКХ
Региональный фонд инвестирования ЖКХ
ффективного менеджмента и убыточности жилищно-коммунальных предприятий и др.
Среди современных форм финансирования, которые могут быть успешно применены в сфере ЖКХ, следует выделить:
- форфейтинг;
- проектное финансирование;
- акционирование.
На практике форфейтинг как вид кредитования внешнеэкономических операций может осуществляться в форме выкупа у экспортера векселей и других долговых обязательств, акцептированных импортером. Форфейтинг, как правило, осуществляется при участии банковского учреждения и рассматривается как одна из форм трансформации коммерческого кредита в банковский. Договора форфейтинга заключаются в основном в долларах и евро.
Учитывая особенности жилищно-коммунальной сферы, схема организации форфейтинговой операции для предприятия ЖКХ может иметь следующий вид (рис. 1).
Рассмотрим представленную схему подробнее (в соответствии с нумерацией, представленной на рис. 1).
1. Обращение предприятия ЖКХ в региональный фонд инвестирования ЖКХ с технико-экономическим обоснованием необходимости использования нового оборудования, подписание договора о погашении части долга и процентов за оборудование.
2. Заключение экспортером и импортером сделки о поставке оборудования и порядке его оплаты.
3. Поиск экспортером форфейтора.
4. Оформление векселя импортером и обращение в банк относительно гарантии или авалирования данного векселя.
5. Направление в банк экспортера гарантированного или авалированного векселя.
6. Поставка оборудования.
7. Разрешение на передачу векселя экспортеру.
8. Передача векселя экспортеру.
9. Продажа векселя экспортером форфейтору.
10. Поступление средств от проданного векселя.
■О
-о-
БАНК экспортера
■о-
Экспортер - производитель оборудования
ФОРФЕИТОР (может быть банк экспортера)
Рис. 1. Схема организации операции форфейтинга для предприятия ЖКХ с использованием векселя
Но вся эта схема не имеет смысла без участия регионального фонда инвестирования жилищно-коммунального хозяйства, поскольку предприятия ЖКХ не в состоянии самостоятельно нести финансовое бремя задолженности.
Средства регионального фонда инвестирования ЖКХ должны формироваться за счет:
- взносов учредителей;
- взносов участников (части прибыли предприятий ЖКХ, амортизационных отчислений, части оплаты за жилищно-коммунальные услуги юридическими лицами, тарифы для которых в разы выше тарифов для населения);
- средств инвесторов;
- средств бюджетов всех уровней;
- добровольных взносов;
- взносов международных финансовых институций.
Также в связи с тем, что в ходе организации и реализации форфейтинговой операции осуществляется гарантирование (авалирование) векселя, для активизации привлечения банков к форфейтингу необходимо законодательное обеспечение налоговых льгот банку-гаранту (авалисту) в зависимости от объемов гарантирования (авали-рования).
Основными преимуществами использования форфейтинга для жилищно-коммунальных предприятий являются:
- возможность получения специального новейшего, дорогостоящего оборудования, аналогов которому нет в Украине;
- снижение финансовой нагрузки за счет частичного погашения долга, комиссии и дисконта региональным фондом инвестирования ЖКХ;
- приобретение оборудования с отсрочкой платежа;
- возможность получения дополнительных доходов за счет снижения расхода ресурсов.
Не менее перспективным для широкого использования в сфере ЖКХ считается такой метод финансового обеспечения, как проектное финансирование. Основная особенность проектного финансирования -это то, что за объектом кредитования стоит конкретный замысел, т.е. бизнес-идея, проект (инвестиционный, инновационный и т.п.), в отличие от коммерческого кредитования, где объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность заемщика. Стороны, которые предоставляют необходимый капитал, оценивают, в первую очередь, способность проекта стабильно генерировать денежные потоки. Именно эти средства становятся источником для обслуживания и возврата долга, выплаты дохода на капитал, инвестированный в проект. То есть в проектном финансировании гарантией для инвестора выступает экономический эффект от реализации проекта, а оценка финансового состояния заемщика становится второстепенной, что немаловажно для жилищно-коммунальных предприятий, учитывая нестабильность их финансового состояния. Кроме того, исключение рыночного принципа, который предусматривает детальный анализ конъюнктуры рынка будущей продукции и проводится для определения динамики цен на период эксплуатации объекта, облегчает реализацию проектного финансирования для предприятий ЖКХ, так как рынок сбыта жилищно-коммунальных услуг заранее известен и стабилен, а динамика изменения тарифов прогнозируема и не зависит от спроса.
Важность проектного финансирования на концессионной основе для развития экономики страны и, в частности, ЖКХ подтверждена законом Украины от 16.07.1999 N° 997-Х1У «О концессиях» и законом Украины от 01.07.2010 № 2404-У1 «О государственно-частном партнерстве». Но следует отметить, что в сложившихся в большинстве городов условиях реализация концессионных проектов на предприятиях жилищно-коммунального комплекса имеет несколько существенных преград, которые уменьшают гарантии защиты интересов потенциального концессионера. Среди факторов, которые препятствуют реализации концессионных проектов в сфере ЖКХ Украины, следует выделить следующие:
- предоставление государством льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг определенным категориям населения;
- недостаточная обеспеченность информационной базы, необходимой для процесса инвестирования;
- низкий уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением;
- отсутствие у инвестора твердых гарантий стабильности своего бизнеса и возврата инвестированных средств из-за возможных противоречий с местными органами власти;
- риск для местных органов власти потерять контроль за увеличением тарифов.
Для преодоления данных препятствий представляется необходимым обосновать оптимальную концессионную схему инвестирования ЖКХ на основе зарубежного опыта.
За рубежом хорошо известен пример успешной реализации концессионного проекта водоснабжения и водоочистки в столице Аргентины - Буэнос-Айресе, результатом которого стали снижение тарифов на 26,9%, существенное улучшение работы системы водоснабжения и канализации, качества услуг и снижение потерь воды. Успех проекта, в первую очередь, связан с участием международного консорциума Aguas Argentinas, который имеет большой опыт реформирования ЖКХ на основе концессии [1].
С учетом зарубежного опыта схема передачи объектов ЖКХ в концессию должна быть построена в следующей последовательности (рис. 2).
Но практическая реализация указанной схемы возможна только при декларировании в качестве обязательных следующих условий участия в концессионном конкурсе:
- создание консорциума с выбором лидера из числа иностранных инвесторов, которые имеют успешный опыт реформирования ЖКХ на основе концессии. Иностранные компании дорожат деловой репутацией, что существенно снижает риск «тенизации» финансовых потоков, которые формируются в ходе модернизации и использования объекта концессии;
- сохранение существующего уровня жилищно-коммунальных тарифов с последующим их снижением;
- использование новейшего оборудования и устройств.
Обязательным пунктом концессионного договора должны быть гарантии снижения налоговой нагрузки на участников консорциума.
Перспективным методом финансирования, который может быть успешно применен в сфере ЖКХ Украины, является акционирование.
Рис. 2. Схема передачи объектов ЖКХ в концессию
- расчет коммунальных услуг, который осуществлялся на основе нормативов потребления, а не на основании показателей приборов учета;
- предоставление жилищно-коммунальных услуг низкого качества.
После объединения вся сфера ЖКХ была передана в частные руки, но вместе с тем были обеспечены прозрач -ные схемы деятельности предприятий.
На базе государственных межрегиональных предприятий сформировали городские и коммунальные компании в форме акционерных товариществ. Собственность таких компаний была смешанной, они специализировались на предоставлении полного спектра услуг: электроэнергии, тепло-энергии и газа. Подобные организации имеют холдинговую структуру,
Акционирование жилищно-коммунальной сферы получило распространение в Германии, а его использование обеспечило финансовую стабилизацию и техническую модернизацию жилищно-коммунальных предприятий, вследствие чего одна из признанных миром моделей реорганизации ЖКХ получила название немецкой.
Реформирование ЖКХ ФРГ началось в 1990 г. после объединения Западной и Восточной Германии. Жилищно-коммунальному хозяйству последней были присущи:
- плохое техническое состояние внутридомо-вых и коммунальных инфраструктур, что приводило к большим потерям ресурсов;
- система тарифного ценообразования, которая не позволяла покрывать расходы;
что позволяет осуществлять финансирование менее развитых или социально важных направлений за счет более успешных. Создание многопрофильного предприятия с гибкой структурой позволяет им достигать «синергетических» эффектов в технических, организационных, финансово-экономических направлениях [3].
В целях достижения конкурентных преимуществ предприятия начали уделять особое внимание современным технологиям и автоматизации, совершенствованию управления. Предоставление широкого спектра основных и дополнительных услуг, использование различных методик начисления платежей, охват большой территории обслуживания и работа с разными слоями населения требовали использования комплексных разработок, способ-
ных осуществлять поддержку всех процессов на предприятиях.
Перед предприятиями ЖКХ Германии стояли конкретные задачи:
- повышение ликвидности (обеспечивалось за счет осуществления точного расчета потребления, контроля платежей, быстрого поступления средств);
- достижение прозрачности и эффективности финансовых потоков на предприятии (обеспечивалось грамотным планированием инвестиций, бухгалтерской отчетностью, контролем над движением денежных средств);
- сокращение расходов и потерь, повышение качества предоставляемых услуг (обеспечивалось управлением основными фондами, планированием ремонтных работ и замены оборудования, контролем за хозяйственными процессами на предприятии и за его границами) [2].
То есть при разработке четкой стратегии реорганизации ЖКХ и неотступной ее реализации вполне реальным становится обеспечение безубыточной и эффективной деятельности жилищно-коммунальных предприятий на основе предоставления качественных услуг.
Преимуществами акционирования для предприятий ЖКХ являются:
- заинтересованность как мелких, так и корпоративных владельцев в результатах деятельности предприятия;
- возможность привлечения дополнительных средств;
- возможность управления предприятием посредством корпоративного владения акциями;
- ответственность в рамках акционерного капитала.
Недостатками акционирования для предприятий ЖКХ являются:
- громоздкость и продолжительность оформления акционирования;
- необходимость платы дивидендов;
- необходимость постоянного доведения информации о финансовом состоянии, что обременительно для предприятия, но дает возможность общественного контроля со стороны потребителей.
Использование любых методов финансирования жилищно-коммунальной сферы не имеет смысла без установления приоритетов финансирования. В на-
стоящее время приоритетный характер приобретают энерго- и ресурсосберегающие проекты, о чем свидетельствует закон Украины от 11.06.2009 № 1511 -VI «Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы», которым предусмотрено:
- техническое переоснащение отрасли на основе широкого использования отечественных и зарубежных научно-технических достижений (в частности, в энерго- и ресурсосбережении);
- внедрение экологически чистых технологий.
Например, в декабре 2012 г. в Национальном
ботаническом саду им. Н.Н. Гришко была установлена система обогрева из 5 котлов, которые функционируют на пилетах. Благодаря данной системе отапливается 50 тыс. м2 оранжерей. Ее стоимость -приблизительно 5 млн гривен. Однако экономистами Ботанического сада был определен ежегодный объем экономии в размере приблизительно 2 млн гривен.
Такие методы финансирования являются достаточно перспективными для реализации в жилищно-коммунальной сфере, благодаря их внедрению может быть решено большее количество социально-экономических проблем. Активизация использования таких методов возможна только при выполнении ряда условий:
- законодательном закреплении их приоритетности и налоговых льгот участникам;
- создании региональных фондов инвестирования ЖКХ;
- обеспечении прозрачности тендеров и создании специальной информационной базы, главной целью которой будет полное информационное обеспечение действующих и потенциальных участников рынка жилищно-коммунальных услуг.
Список литературы
1. Гайко Е.Ю. Проектное финансирование коммунальной инфраструктуры: мировая практика // Экономика и прогнозирование. 2008. № 1. С. 145-154.
2. Логвиненко В.И. Развитие конкурентных механизмов функционирования ЖКХ на региональном и муниципальном уровнях // Менеджер. 2008. № 4. С. 10-15.
3. Осипенко И.Н., Дорофиенко В.В. Менеджмент в ЖКХ. Харьков: Основа. 1999. 356 с.
Regional economics: theory and practice Foreign experience
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
METHODS OF FINANCIAL SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
Ol'ga Yu. KOTSYURBA
Abstract
The article notes that, in view of the critical state of the housing and communal services of Ukraine the problem of financial security of modernization of housing and communal services has become a priority. The paper considers methods of financing that can be applied in the sphere of housing and communal services and conditions of their successful realization on the basis of foreign experience . The author makes a conclusion that successful use of forfaiting, concessions and privatization are quite possible with support from State and local government institutions
Keywords: financial security, housing and communal services, methods, tariff, concession, forfaiting
References
1. Gaiko E.Yu. Proektnoe finansirovanie kommunal'noi infrastruktury: mirovaya praktika
[Project financing of municipal infrastructure: the world practice]. Ekonomika iprognozirovanie - Economy and forecasting, 2008, no. 1, pp. 145-154.
2. Logvinenko V.I. Razvitie konkurentnykh me-khanizmov funktsionirovaniya ZhKKh na regional 'nom i munitsipal'nom urovnyakh [Development of competitive mechanisms of functioning of housing and communal services at regional and municipal levels]. Menedzher - Manager, 2008, no. 4, pp. 10-15.
3. Osipenko I.N., Dorofienko V.V. Menedzhment v ZhKKh [Management in housing and communal services]. Khar'kov, Osnova Publ., 1999, 356 p.
Ol'ga Yu. KOTSYURBA
Kirovograd National Technical University, Kirovograd, Ukraine Kotsyurbaolga@ukr. net