Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ЭВРИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ПОЗНАНИЯ'

МЕТОДЫ ЭВРИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ПОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
211
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВРИСТИКА / ИНТУИТИВИЗМ / МЕТОД / РЕШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Юсупов А. Р.

Статья посвящена разъяснению методов эвристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF HEURISTIC STRATEGIES KNOWLEDGE

The article is devoted to the explanation of heuristic methods.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ЭВРИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ПОЗНАНИЯ»

Юсупов А.Р., кандидат технических наук

доцент

кафедра производства строительных материалов, изделий и конструкций Ферганский политехнический институт

МЕТОДЫ ЭВРИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ПОЗНАНИЯ

Аннотация: статья посвящена разъяснению методов эвристики.

Ключевые слова: эвристика, интуитивизм, метод, решение.

Yusupov A.R., candidate of technical sciences

associate professor

department of production of building materials, products and designs

Fergana Polytechnic Institute

Uzbekistan

METHODS OF HEURISTIC STRATEGIES KNOWLEDGE

Abstract: the article is devoted to the explanation of heuristic methods.

Keywords: heuristics, intuitivism, method, solution.

Эвристика считается молодой развивающейся наукой, ее основные понятия в настоящий момент недостаточно определены. Особенно это относится к понятию «эвристический метод» [1]. Под эвристическим методом большинство исследователей понимают способ решения задачи с определенной эффективностью, но недостаточной надежностью. Эвристические методы решения нестандартных задач представляют собой эффективные алгоритмы, которые позволяют рационализировать различные стороны поисковой деятельности. Эти методы опираются на активизацию творческой деятельности человека и развитие его творческих способностей на основе интуитивных процедур деятельности, фанта -зии, аналогий и др [2].

1) Метод «мозговой штурм»

Термин «мозговой штурм» или «мозговой штурм» предложил американский ученый А. Ф. Осборн. Когда два типа людей, творческие и критикующие, собираются вместе в спорных дискуссиях, они уничтожают друг друга. Имея это в виду, Осборн рекомендовал разделить процессы генерации идей и их обсуждения. Первая группа, получив задание, занимается только формированием и продвижением идей, даже если идея находится в фантастических формах. Вторая группа мобилизуется для анализа представленных идей.

2) Командный метод поиска оригинальных идей

Коллективный метод поиска оригинальных идей основан на следующих психолого-педагогических закономерностях и принципах: творческое сотрудничество в процессе решения задач, поощрение фантазии и неожиданных ассоциаций, поддержка рождения оригинальных идей, опора на демократический стиль.; верить в творческие силы и способности друг друга, чтобы все участники находились в равных условиях; используя подходящее сочетание интуиции и логики [2].

3) Метод эвристических вопросов

Метод эвристических вопросов целесообразно использовать для сбора дополнительной информации в условиях сортировки имеющихся данных в процессе решения проблемной ситуации или творческой задачи. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, служат для формирования новой стратегии и тактики для решения творческой задачи. Рекомендуются задавать и искать ответы на следующие семь ключевых (эвристических) вопросов, чтобы собрать достаточно информации о любом событии: Кто? Какая? Почему? Где? С чем? Как? Когда? [3].

4) Метод многомерных матриц

Основная идея метода многомерных матриц отражается при решении творческих задач следующим образом. Поскольку каждая инновация представляет собой различное сочетание известных элементов (приборов, процессов, идей и т. д.) или сочетание известного и неизвестного, метод многомерных матриц позволяет делать это целенаправленно и систематически, а не методом проб и ошибок.

5) Метод свободных ассоциаций

При формировании ассоциаций отмечаются необычные связи между компонентами проблемы, и элементами окружающего мира, а также компонентами творческого опыта людей, участвующих в решении проблемы. В процессе рождения новых ассоциативных связей возникают и творческие идеи решения проблемы.

6) Инверсионный метод

Метод инверсии опирается на законы и соответствующие принципы дуализма, диалектической целостности и оптимального использования противоположных подходов творческого мышления: анализа и синтеза, логического и интуитивного, статического и динамического, внутреннего и внешнего аспекта объекта. Если окончательное решение не достигается, используется сквозное решетельное и так далее.

7) Метод эмпатии (стиль личной аналогии)

В основе метода лежит процесс эмпатии, исследователь отождествляет себя с объектом и субъектом наблюдения, «проживает» в образе изобретения, как если дать ему свои личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, мыслить и т.д.

8) Синектический метод

На начальных этапах метода синектики происходит процесс обучения «механизмам творчества», часть из которых рекомендуют развивать в процессе обучения. Деталь называется «приводные механизмы». Они включают прямые, личные и символические аналогии. Начинать обсуждение с анализа определенных признаков, что служит для выяснения сути и само собой приводит к ситуации постановки проблемы.

9) Метод организованных стратегий

Одним из основных психологических препятствий в решении творческих задач является наблюдательная инерция, то есть лицу, принимающему решение, трудно отказаться от привычных, к которым он привык, способов и найти новый подход и новые направления в поиске идеи решения. Даже если мы выбрали правильное направление (стратегию), остается риск, что мы не упустили что-то важное, возможно, оригинальную стратегию, идею.

10) Метод Дельфи

Метод предполагает проведение многоэтапных анкетных опросов, при которых результаты анкетного опроса представляются экспертам, работающим отдельно друг от друга. Экспертам даются вопросы и неаргументированные формы ответов, например, числовые значения параметров. Эксперты будут уведомлены о результатах первого тура обработки опроса, где будет указана позиция каждого эксперта. Эксперт рассуждает, насколько оценка отклоняется от среднего значения.

11) Метод дерева решений

Метод дерева решений используется в ситуациях, когда результаты одного решения влияют на будущие решения. Этот метод позволяет систематизировать и визуализировать, проблема визуализируется в виде дерева. Ветви дерева обозначают выборы, дальнейшая классификация ветвей отражает возможные результаты действий, каждому из которых присваивается определенная вероятность наступления. Важным аспектом этого метода является то, что "деревья решений" и "деревья ожиданий" рассматриваются вместе и взаимозаменяемо.

12) Метод сценария.

Суть метода: анализируемые экспертами возможные сценарии развития проблемной ситуации записываются на конкретное время, затем обсуждаются экспертами, а данным при помощи модели дается количественная оценка.

13) Метод SWOT-анализа.

Метод предполагает определение сильных и слабых сторон внутренней среды (организации), а также выявление возможностей и угроз внешней среды. Анализ взаимосвязей между этими параметрами создает возможность для принятия решения.

14) Метод коллективного блокнота

Сотрудники, участвующие в обсуждении проблемы, в указанное время вносят идеи и предложения по решению проблемы, фиксируют их в коллективной тетради и совершенствуют. Лидер выбирает лучшее из полученных мнений и отношений и принимает решение [4]. 15) Метод личного блокнота.

Идеи решения проблемы, возникающие в любое время, записываются в личный блокнот. Лидер выбирает лучшие из идей и принимает решения на их основе.

Вышеупомянутые методы не являются исчерпающими, можно называть ещё многие эвристические методы, присущие различным изобретателям и открывателям [4], которые на сей день и нам предоставляют возможности для отбора и принятия решений [3] в условиях неопределенности объекта бытия, науки и управления [5].

Использованные источники:

1. Юсупов А.Р. Эвристические стратегии интеллектуального образования. "Экономика и социум" №11(102) 2022. www.iupr.ru.

2. Юсупов А., Сирожиддинов Х. Рекомендации по оптимизации математического и иного моделирования строительных конструкций, зданий и сооружений. Международная научная и научно -техническая конференция: «Инновации в строительстве, сейсмическая безопасность зданий и сооружений». Республика Узбекистан, г. Наманган, 15-17 декабря 2022 года. E-mail: pgsnauka@gmail.com; https://t.me/nammqi_xalqaro _konf_2022

3. Юсупов А.Р. Альтернативные стратегии самостоятельного образования студентов. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

4. Юсупов А.Р. Усиление елезобетонного перекрытия. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Хронология изобретений человечества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.