Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ И ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭВРИСТИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ'

КРИТЕРИИ И ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭВРИСТИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВРИСТИКА / МЕТОД / ТЕХНИКА / УПРАВЛЕНИЕ / КРИТЕРИЙ / ЭТАП / ПРОТОТИП / АЛЬТЕРНАТИВА / АНАЛОГ / РЕШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Юсупов А.Р.

В статье освещены основные критерия и этапы решения технической или управленеской творческой задачи с применением методов эвристических стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND STAGES FOR SOLVING A CREATIVE TECHNICAL OR MANAGEMENT PROBLEM USING HEURISTISTIC STRATEGIES

The article highlights the main criteria and stages of solving a technical or managerial creative problem using methods of heuristic strategies.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ И ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭВРИСТИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ»

Юсупов А.Р., кандидат технических наук

доцент

кафедра производства строительных материалов, изделий и конструкций Ферганский политехнический институт

КРИТЕРИИ И ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭВРИСТИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ

Аннотация: в статье освещены основные критерия и этапы решения технической или управленеской творческой задачи с применением методов эвристических стратегий.

Ключевые слова: эвристика, метод, техника, управление, критерий, этап, прототип, альтернатива, аналог, решение.

Yusupov A.R., candidate of technical sciences

associate professor

department of production of building materials, products and designs

Fergana Polytechnic Institute

Uzbekistan

CRITERIA AND STAGES FOR SOLVING A CREATIVE TECHNICAL OR MANAGEMENT PROBLEM USING HEURISTISTIC STRATEGIES

Abstract: the article highlights the main criteria and stages of solving a technical or managerial creative problem using methods of heuristic strategies.

Keywords: heuristics, method, technique, control, criterion, stage, prototype, alternative, analogue, solution.

Отражая динамику развития эпохи и используя метод проектирования и теоретического мышления, философия не просто фиксирует ее как существующий процесс; он стремится «предопределить» будущее, тем самым предсказывая, проектируя и эвристически делает [1].

Предсказательная функция философии связана с осуществлением предвидения, а функция проектирования — создавать последовательность событий, которые могут произойти в будущем, проектировать «возможные миры»; эвристическая функция связана с его участием в научных открытиях, получением научных знаний путем предвидения.

Возможности философской эвристики имеют объективные причины, связанные с эмпирической базой науки и ограниченностью возможности объяснения предшествующих теорий, важностью ненаучных компонентов

в процессах научного творчества и открытий, выходом научного познания за его пределы ограничения в поиске нового подхода и перспективы [2].

В философии истина соответствует комплексу концепций, при помощи которых можно отличить достоверное научное знание от недостоверного, исходя из того, как оно согласовывается с действительностью, а также из того, насколько оно является противоречивым или непротиворечивым логически. Ученые различают концепции (критерия) истины друг от друга.

Классический критерий (концепция Платона и Аристотеля). Истиной в ней выступает соответствие знаний человека тому, как все обстоит в реальном мире. Эта концепция самая популярная в научных и философских кругах, и служит основой диалектического материализма.

Априористский критерий. Здесь истиной служит доопытное познание рассудка и чувственности, которые составляют сознание человека. Именно они являются мерилом получаемой информации и истиной. Сознание - это источник правил внешнего мира, по причине чего эти правила подобны истине. Таких воззрений придерживались Иммануил Кант и его единомышленники.

Онтологический критерий. Истина - это вся действительность одновременно, и отдельные вещи истиной быть не могут. Целое здесь не является суммой частей, а потому достоверным может быть лишь знание, связующее все части. Приверженцами этой концепции были известный немецкий философ Мартин Хайдеггер и русский мистик и религиозный мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев.

Когерентный критерий. Согласно ей, истинное знание является упорядоченным и непротиворечивым, и истиной нужно считать логическую корректность и правильность. Также истиной может быть непротиворечивость предположений относительно фундаментального научного знания. Известные сторонники когерентной концепции: Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн и Альфред Тарский.

Прагматисткий критерий. Истинным может быть только то знание, которое может обеспечить определенный реальный результат. Т.е. истина здесь - это результативность и польза знания. Эти идеи в свое время разделяли философы Уильям Джеймс и Чарльз Пирс.

Решение проблем - принятие решений с использованием эвристических методов состоит из последовательных этапов. Процесс решения проблемы (ПРП) может быть представлен как состоящий из пяти шагов, но на самом деле количество шагов определяется сложностью проблемы. При этом прежде всего назначаются, что на какой критерий истины следовать и применять какие методы эвристических стратегий в поиске оптимального решения. Ниже мы объясняем 8 этапов (стадий) ПРП на примере задачи, связанной с техническим творчеством [3[.

Первая стадия выбора решения заключается в постановке вопроса о техническом творчестве. На этом этапе осуществляется сбор, обработка и анализ данных. Основная задача этого этапа (решаемая аналитиками) -своевременно заметить признаки затруднений в функциональном процессе и зафиксировать их причины, довести до лиц, принимающих решения [4].

Второй шаг - диагностика проблемы. Основным шагом к решению проблемы является ее идентификация. Есть два взгляда на проблемную ситуацию. Согласно первому, ситуация недостижения поставленных целей является проблемой. Согласно второму, неиспользованный потенциал также считается проблемой [5].

Третая стадия - уточнение ограничений и критериев принятия решений. Например, проблема, связанная с управлением, решения многих проблем, существующих на предприятиях, не реализуются, причина этого в том, что у руководителя предприятия или предприятия недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. В таких ситуациях необходимы координирующие действия ограничения, которые сужают возможности принятия решений. В дополнение к выявлению ограничений менеджер также должен установить стандарты для оценки альтернативных вариантов. Такие стандарты называются критериями принятия решений.

Четвертая стадия - стадия выяснения и подбора альтернативных решений. На этом этапе формируется множество альтернативнх решений, наставник (модератор), как правило, ограничивает количество вариантов, чтобы серьезно рассмотреть несколько наиболее объективных альтернатив.

Пятый шаг - оценка альтернатив. При оценке решений руководитель сравнивает преимущества и недостатки вариантов, а также определяет возможные последствия в целом. Для этого менеджеру необходима нформация о результатах первоначальной оценки каждого варианта.

Шестой шаг - выбор альтернативы. Если проблема определена правильно, альтернативы решения продуманы и оценены, то сделать выбор, то есть принять решение, сравнительно легко [6].

Седьмой этап - реализация. Решение проблемы не заканчивается выбором альтернативы, но ограничение выбора образа действия не имеет большого значения для организации. Чтобы решить проблему или извлечь выгоду из решения, как правило, оно должно быть сначала реализовано

[7].

Восьмая стадия — обратная связь. Получение подробной информации о том, что произошло в функциональном процессе до и после принятия решения, позволяет руководителю своевременно внести коррективы в решение и предотвратить вредные, регрессивные последствия [8].

Использованные источники:

1. Falsafa asoslari [Matn]: o'quv qollanma / Q.Nazarov [va boshq.]. - Toshkent: 0 'zbekiston faylasuflari milliy jamiyati, 2018. - 380 b.

2. Юсупов А.Р. Эвристические стратегии интеллектуального образования. "Экономика и социум" №11(102) 2022. www.iupr.ru.

3. Юсупов А., Сирожиддинов Х. Рекомендации по оптимизации математического и иного моделирования строительных конструкций, зданий и сооружений. Международная научная и научно -техническая конференция: «Инновации в строительстве, сейсмическая безопасность зданий и сооружений». Республика Узбекистан, г. Наманган, 15-17 декабря 2022 года. E-mail: pgsnauka@gmail.com; https://t.me/nammqi_xalqaro _konf_2022

4. Юсупов А.Р. Альтернативные стратегии самостоятельного образования студентов. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

5. Юсупов А.Р. Усиление железобетонного перекрытия. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

6. Юсупов А.Р. Высокоэффективная, ресурсосберегающая технология восстановления конструкций совмещенных кровельных покрытий большепролетных зданий. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

7. Юсупов А.Р. Предпосылки, гипотезы расчета сейсмостойкости и сейсмоустойчивости железобетонных каркасных зданий по методу предельного состояния.

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Хронология изобретений человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.