Научная статья на тему 'АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ'

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВРИСТИКА / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ / ФИЛОСОФИЯ НАУКИ / ИНТУИТИВИЗМ / НАУЧНЫЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупов А.Р.

В статье приводятся суждения о перспективах применения эвристических стратегий в самостотельном образовании и научно-творческой деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTERNATIVE STRATEGIES FOR SELF-EDUCATION OF STUDENTS

The article provides judgments about the prospects for the use of heuristic strategies in independent education and scientific and creative activities

Текст научной работы на тему «АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ»

Юсупов А.Р., кандидат технических наук

доцент

кафедра производства строительных материалов, изделий и

конструкции

Ферганский политехнический институт

Узбекистан

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация: в статье приводятся суждения о перспективах применения эвристических стратегий в самостотельном образовании и научно-творческой деятельности

Ключевые слова: эвристика, эвристические стратегии, теория познания, философия науки, интуитивизм, научные и управленческие решения, логический подход, эвристический подход, самостоятельное образование, творчество.

Yusupov A.R., candidate of technical sciences

associate professor

department of production of building materials, products and designs

Fergana Polytechnic Institute

Uzbekistan

ALTERNATIVE STRATEGIES FOR SELF-EDUCATION OF

STUDENTS

Annotation: the article provides judgments about the prospects for the use of heuristic strategies in independent education and scientific and creative activities

Key words: heuristics, heuristic strategies, theory of knowledge, philosophy of science, intuitionism, scientific and managerial decisions, logical approach, heuristic approach, independent education, creativity.

Способность или способность к получению самостоятельного образования с применением эвристических стратегий и методов определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого человека, с точки зрения образовательного учреждения, каждого преподавателя и ученика (студента), эта способность, в свою очередь, является умением работать с источниками данных, общий анализ и самоанализ, свою работу и она формируется и совершенствуется в процессе наблюдения за деятельностью коллег.

Самостоятельное образование человека - это:

- необходимое условие профессиональной деятельности, ¡которой руководит лицо, желающее стать обладателем профессии, и направленное на приобретение, закрепление и расширение знаний;

- наука, техника, технология, производство, образование, сервис, культура; в политической жизни и др. заключается в приобретении знаний и навыков самостоятельно, но на систематической основе [2].

Основными направлениями самостоятельного образованияс применением эвристической стратегии могут быт вопросы широкого масштаба [1]:

- профессиональные, в области знаний (в предмете образования и учебы);

- психолого-педагогическая ((ориентирована на отношения с учащимися и родителями);

- психологические (имидж, общение, искусство воздействия, лидерские качества и др.);

- методические (методические, педагогические технологии, формы, стили и направления обучения);

- научно-теоретическая;

- юридически-правовой;

- этико-эстетическая;

- гуманитарно-культурный;

- историко-топономический;

- политико-социология;

- иностранные языки и т.д.

К конкретным формам, источникам и результатам самостоятельного образования эвристического или твореского характера можно отнести [2]: ознакомление с дополнительной научно-технической, научно-технической, научно-популярной литературой по специальности, самостоятельное нахождение и изучение действующих нормативных документов, непосредственное ознакомление с деятельностью современного промышленного производства, строительные коронки; натурное исследование строительных конструкций и изучение процессов испытаний, составление научно-технических отчетов; получение информации с интернет-сайтов, просмотр и изучение видео- и аудиоматериалов через различные носители; чтение периодических изданий, связанных с сетью, подготовка обзоров на основе интернет -информации по изучаемой науке, педагогике, психологии, информационным и профессиональным технологиям; писать и защищать научные диссертации в качестве независимого исследователя; подготовка научных докладов, статей и тезисов статей, подготовка к творческим конкурсам, научным олимпиадам и участие в них; участие в семинарах, тренингах, конференциях, занятиях коллег; дебаты, советы и обмен идеями с коллегами; овладение современными педагогическими методами в ходе

итеративного обучения; Изучение иностранных языков; Иизучение информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий и т.д.

Термин «эвристика» происходит от греческого слова «heuresko», что означает «ищу», «открываю» В настоящее время этот термин используется и понимается по-разному:

- теоретико-практическая наука, изучающая творческую деятельность (в то же время следует отметить, что создатели ее теории и признанных основных правил официально не зафиксированы);

- способы принятия решений по проблемным (творческим, нестандартным, креативным) вопросам в условиях неопределенности, такие способы обычно противопоставляют формальным методам, опирающимся на точные математические алгоритмы;

- образовательный метод;

- методы творческого поиска и научного поиска [3].

Благодаря непомерной скорости отбора и принятия познавательного или научного решения, эвристические алгоритмы широко применяются в областях искусственного интеллекта, научного творчества. Эвристические методы основаны на интеллектуальном поиске стратегий интуитивного, компьютерного и автоматизированного решения проблемы с использованием одновременно нескольких альтернативных, например, экспериментальных и теоретических подходов [4].

Целью включения альтернативных вопросов эвристической интерпретации в самостоятельное обучение является создание плодотворной почвы развития у студентов навыков творческого мышления и моделирования [5]. При этом желательно, чтобы каждая проблема предназначалась для решения как алгоритмически, так и эвристически. Студент, решившийся задачу на эвристическом уровне, высоко оценивается.

Проблема 1 типа. Дается предметный тест и ему присваивается

соответствующая шкала оценок:

№ Содержание задачи Самая высокая оценка за выполнение этапа задачи

1 Решите тест! 3

2 По понятиям темы теста составьте 5 глоссарий! 4

3 В пределах темы составьте тест соответствия из 5 позиций.! 5

Проблема 2 типа. Приводится задача кейс-стади по конкретной теме и дается соответствующий критерий оценки._

№ Содержание задачи Самая высокая оценка за выполнение этапа задачи

1 Решайте кейс-стади! 3

2 По теме кейс-стади составьте глоссарий на 5 определений! 4

3 Составьте кейс стади по смежной теме, с ответом! 5

Использованные источники:

1. Глущенко В.В., Глущенко И.И.Разработка управленческого решения. Прогнозирование - планирование. Теория проектирования эксперментов: Учебник для ВУЗов. - М.ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 456 с.

2. Медведев И.Ф. Концепция самообразования: основные понятия и структура // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 3 С.42-46.

3. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений. /Пер. с англ. Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Банки и биржи, 2010 - 819 с.

4. Tojiev R.J., Yusupov A.R.. Rajabova N.. Qurilishda metrologiya, standartlashtirish va sertifikatlashtirish. Darslik. T., "Yosh avlod", 2022, 464 b.

5. Юсупов А.Р. Эвристические стратегии интеллектуального образования. "Экономика и социум" №11(102) 2022, www.iupr.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.