Научная статья на тему 'ЭВРИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВРИСТИКА / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ / ФИЛОСОФИЯ НАУКИ / ИНТУИТИВИЗМ / НАУЧНЫЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупов А.Р.

В статье приводятся суждения о перспективах применения эвристических стратегий в бразовании и научно-творческой деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEURISTIC STRATEGIES FOR INTELLECTUAL EDUCATION

The article provides judgments about the prospects for the use of heuristic strategies in education and scientific and creative activities.

Текст научной работы на тему «ЭВРИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Юсупов А.Р., кандидат технических наук

доцент

кафедра производства строительных материалов,

изделий и конструкции Ферганский политехнический институт

Узбекистан

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье приводятся суждения о перспективах применения эвристических стратегий в бразовании и научно-творческой деятельности

Ключевые слова: эвристика, эвристические стратегии, теория познания, философия науки, интуитивизм, научные и управленческие решения, логический подход, эвристический подход, творчество, креативность.

Yusupov A.R., candidate of technical sciences

associate professor department of production of building materials,

products and designs Fergana Polytechnic Institute

Uzbekistan

HEURISTIC STRATEGIES FOR INTELLECTUAL EDUCATION

Annotation: The article provides judgments about the prospects for the use of heuristic strategies in education and scientific and creative activities.

Key words: heuristics, heuristic strategies, theory of knowledge, philosophy of science, intuitionism, scientific and managerial decisions, logical approach, heuristic approach, creativity, creativity.

Каждый из нас, наверное, встречал такого человека, который удивлял нас своим необычайно развитым мышлением, оригинальным, интуитивным мышлением. Такого человека называют творческой личностью. Если в обществе будет больше творческих людей, развитие приобретает массавый характер и прогресс общества ускорится коренным образом.

Хотя мы это знаем, мы не можем сказать, что развитию интуиции учащихся, способности быстро усваивать новые идеи, способности быстро усваивать новые идеи в средних школах, высших и средних специальных учебных заведениях уделяется достаточное внимание. Педагоги

ориентируются на логические методы даже при решении творческих задач [1].

Эвристические методы широко используются в учебных заведениях многих развитых стран, в различных курсах по бизнесу и менеджменту. Эвристические стратегии стремительно входят в систему образования наших стран. Опираясь на эвристические методы, эффективно решаются задачи образовательного процесса, научных исследований, управления и корпоративного сотрудничества.

Эвристическая стратегия заранее отбрасывает нелогичные варианты и не анализирует все варианты исход из здравого смысла. В результате количество опций, включенных в набор выбора, будет уменьшено как минимум в 3 раза.

Если же необходимо разделить существующие способы решения творческих задач по приоритету логико-эвристических (интуитивных) подходов и сопутствующих им правил деятельности, то их можно разделить на две большие группы:

а) логические методы - такие методы, в которых приоритетными являются логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и дедукции;

б) эвристические методы

Термин «эвристика» происходит от греческого слова «heuresko», что означает «ищу», «открываю» В настоящее время этот термин используется и понимается по-разному:

- теоретико-практическая наука, изучающая творческую деятельность (в то же время следует отметить, что создатели ее теории и признанных основных правил официально не зафиксированы);

- способы принятия решений по проблемным (творческим, нестандартным, креативным) вопросам в условиях неопределенности, такие способы обычно противопоставляют формальным методам, опирающимся на точные математические алгоритмы;

- образовательный метод;

- методы творческого поиска и научного поиска [2].

Согласно одним источникам, понятие «эвристика» впервые появилось в трудах Папы Александрийского, жившего во второй половине III в. первый раз. Имеются также сведения о том, что учение об эвристических методах впервые было применено на практике Сократом.

Ряд авторов упоминают, что Раймунд Луллия (ок. 1235-1315) внес большой вклад в эвристику, он пытался создать машину на основе общей классификации понятий для поиска решений различных задач еще в 14 веке.

Имре Лакатос (1922 - 1974) в своем исследовании природы научных открытий ввел понятия положительной и отрицательной эвристики. В кругах научной школы некоторые правила определяют, по каким путям

следует идти в дальнейших дискуссиях. Эти правила являются положительной эвристикой. Другие правила указывают, каких путей следует избегать, это отрицательная эвристика.

В целом основы эвристики составляют современная философия науки, а также развивающаяся отрасль психологии, конкретно их творческое или продуктивное мышление. Например, в вычислительной технике использование эвристических методов технического творчества (прямой и обратный мозговой штурм, эвристические методы, морфологический анализ и синтез) помогает учащимся развивать техническое воображение и способности, делать первые шаги к изобретательству, создавать новые технические идеи. дает возможность создавать решения. Если эвристические пути являются предметом эвристической логики как готовые схемы действий, то реальные процессы эвристической деятельности являются предметом психологии. Но эвристические способы могут быть представлены как форма определенной логической схемы, то есть выражены математическим языком, и в то же время следует отметить, что на современном этапе развития науки эвристическая деятельность не имеет свою полную математическую интерпретация, которую необходимо подчеркнуть.

В результате проведенного исследования были сформированы следующие выводы:

- повышение эффективности принимаемых решений в сфере управления является важным ресурсом повышения эффективности всего общественного производства;

- эвристическая стратегия заранее отбрасывает нелогичные, необоснованные варианты, взамен количество вариантов, входящих в набор выбора в процессе принятия решения, сокращается не менее чем в 3 раза, в результате значительно сокращается время, необходимое для принятия решения сокращено, обходя стереотипы, создавая возможности для необычайно новых, неожиданных и оригинальных персонажей;

- эвристические методы повышают вероятность создания работоспособного решения, но не всегда могут гарантировать приемлемое решение по творческой работе, этого не позволяет неполнота той или иной теории, неполные и недостоверные данные;

- ориентация на объяснение и объяснение происходящих явлений означает уникальность эвристических методов, соответственно, на начальных этапах научного исследования появляются эвристические методы, а на заключительных этапах научного исследования, как правило, приоритетными становятся алгоритмические методы;

- эвристические стратегии эффективно используются в современных интерактивных методах обучения и других инновациях. Дебатные клубы (клубы), действующие в ведущих высших учебных заведениях Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Германии, Италии,

Японии и Южной Кореи, привлекают большое количество студентов. Научные семинары, проводимые известными учеными в Московском политехническом музее, имеют многовековую историю, в которых широкое место отводится дебатам и другим методам эвристических стратегий;

- стоит отметить важность методов эвристической стратегии в формировании известных научных школ и достижении комплексных результатов. Величайшие открытия и изобретения являются результатом взаимного обмена идеями, непрерывных споров и дискуссий внутри научных школ и между смежных школ;

- Эвристические стратегии сыграли важную роль в развитии восточной мудрости и научного мышления. В Хорезмской академии Маъмуна, багдадской астрономической школе Байтул-Хикмаси, Ахмада Фаргани и Улугбека эвристические методы эффективно использовались при решении научных проблем и экономических и социальных вопросов

[4];

Использованные источники:

1. Глущенко В.В., Глущенко И.И.Разработка управленческого решения.

Прогнозирование - планирование. Теория проектирования эксперментов:

Учебник для ВУЗов. - М.ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 456 с.

Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений. /Пер. с англ. Под

ред. И.И. Елисеевой. - М.: Банки и биржи, 2010 - 819 с.

А.Р. Юсупов, М.А. Рахмонбердиева. Этапы принятия научных и

архитектурных решений в эвристическом стиле. Проблемы прочности,

надежности и сейсмобезопасности современной архитектуры, зданий и

сооружений. Сборник материалов республиканской научно-практической

конференции. г. Наманган, 2-4 мая 2019 г. 63-65 с.

Р.Ж. Тожиев, А.Р. Юсупов. Метрология, стандартизация или контроль качества. Учебное пособие. Фергана. 2004. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.