Научная статья на тему 'Методы экономического анализа в оценке бюджета затрат предприятий вагоноремонтного комплекса'

Методы экономического анализа в оценке бюджета затрат предприятий вагоноремонтного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ЗАТРАТ / ЗАВИСИМОСТЬ РАСХОДОВ / ОТКЛОНЕНИЕ / ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ / "ПРАВО" НА РАСХОДЫ / БЮДЖЕТ ЗАТРАТ / ГИБКИЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сурикова Е. А.

Анализ расходов предприятий ведется с использованием различных методов и приемов. Действенным инструментом контроля затрат является применение гибкого бюджетирования. Гибкий бюджет обеспечивает прогнозные данные для разных уровней объема работ и четко обозначает связь между статичным бюджетом и фактическими результатами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы экономического анализа в оценке бюджета затрат предприятий вагоноремонтного комплекса»

на территории РФ не присутствует ни одного прямого филиала иностранной КО, чтобы смягчить условия корпоративного кредитования. Эта мера, действующая в рамках стратегии развития РБС на период до 2015 года, позволяет поддержать «отечественного производителя».

Список литературы:

1. Воловник А.Д., Зиядуллаев Н.С. Базель-Ш: испытание надёжности банковской системы России в условиях глобальной конкуренции // Экономика мегаполисов и регионов. - 2011. - № 3 (39). - 49 с.

2. «Базель-3» как «санитар леса» [20.09.2013] [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gazeta.ru/business/2013/09/20/5661653.shtml (дата обращения: 5.11.2013).

3. Количество банков, у которых отозваны лицензии с 2001 по 2014 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.combanks.ru/nolicense/? q=2014 (дата обращения: 29.03.2014).

4. Ключевая ставка ЦБ РФ [25.04.2015] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bankirsha.com/klyuchevaya-stavka-banka-rossii-na-tekushchiy-period.html (дата обращения: 26.05.2014).

МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ОЦЕНКЕ БЮДЖЕТА ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЙ ВАГОНОРЕМОНТНОГО КОМПЛЕКСА

© Сурикова Е.А.*

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

Анализ расходов предприятий ведется с использованием различных методов и приемов. Действенным инструментом контроля затрат является применение гибкого бюджетирования. Гибкий бюджет обеспечивает прогнозные данные для разных уровней объема работ и четко обозначает связь между статичным бюджетом и фактическими результатами.

Ключевые слова: методы анализа затрат, зависимость расходов, отклонение, переменные затраты, постоянные затраты, «право» на расходы, бюджет затрат, гибкий бюджет.

Основной целью структурного реформирования вагоноремонтного комплекса является повышение конкурентоспособности вагонных ремонтных депо, формирование рыночных механизмов в активизации инвестиционной деятельности и повышение ее эффективности.

* Доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит на железнодорожном транспорте», кандидат экономических наук, доцент.

В настоящее время Компания ОАО «РЖД» особое внимание уделяет снижению и оптимизации затрат на производство и реализацию своих услуг. Этому способствует полноценный контроль расходов предприятий, информацию по которым управляющие звенья получают, в частности, и в системе бухгалтерского учёта.

Вертикально интегрированная Вагонная ремонтная компания - 1 была создана в результате реформирования вагонного хозяйства ОАО «РЖД» в соответствии с программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, предусматривающей выделение деятельности по ремонту грузовых вагонов в конкурентный сектор экономики, формирование товарного рынка ремонта.

Вагонная ремонтная компания планируют свою деятельность по определенным показателям: издержки производства по видам работ и элементам затрат, себестоимость единицы работ, доходы от реализации. Согласно системе счетов бухгалтерского учета определяют сумму затрат на производство и реализацию продукции в целом и по отдельным статьям, что позволяет видеть размер денежных средств, израсходованных на производство определенной продукции и направления их использования.

Вагонные ремонтные депо проводят плановые виды ремонта грузовых вагонов парка ОАО «РЖД» и собственности других организаций, модернизацию грузовых вагонов, а также капитальный и участковый ремонт колесных пар с использованием комплектующих деталей. Ремонтные депо являются материалоемкими производствами, т.е. имеют высокую долю затрат на сырье и основные материалы в издержках производства. Наибольший удельный вес в структуре затрат занимают материалы 60,5 % в состав которых входят непосредственно материалы, а также затраты на топливо, электроэнергию и прочие материальные расходы. Второй по значимости элемент в структуре затрат - затраты на оплату труда рабочих (23,5 %).

Важным элементом управления затратами является анализ бюджета затрат предприятий вагоноремонтного комплекса. В первую очередь анализ выполняется перед составлением бюджета расходов и способствует его обоснованию, а затем во вторую - проводится в ходе выполнения бюджета и по окончании планового периода для выявления отклонений и причин, на них повлиявших.

Оба направления взаимосвязаны, так как при проведении прогнозно-аналитических процедур перед составлением плана учитываются результаты оценки степени выполнения плановых заданий предыдущих периодов, отклонений и факторов, на них повлиявших.

Первое направление предполагает стратегический и текущий анализ. Составляющие его методик включают анализ безубыточности, анализ с целью обоснования ассортиментной структуры, цен и др. При этом виде анализа велико значение нормативов, так как в основе планирования статей

затрат лежат нормы расхода материалов, электроэнергии, планово-предупредительного ремонта, трудовые. Для проведения предпланового анализа используется широкий спектр экономико-математических методов, включая методы элементарной математики, регрессионного анализа, моделирования и др.

Второе направление анализа связано с необходимостью контроля за исполнением бюджета. Результаты анализа можно успешно использовать для ликвидации последствий нежелательных отклонений, корректировки бюд-жгтов, в целях мотивации.

Анализ исполнения бюджетов проводится по традиционным направлениям - статьи и элементы затрат, виды деятельности, структурные подразделения, центры финансовой ответственности, операции, процессы. Для проведения анализа исполнения бюджетов традиционно используются следующие методы и приемы: сравнительный, факторный, трендовый; отклонений.

Сравнительный анализ - позволяет выразить характеристику изучаемого явления через другие однородные явления. В качестве базы сравнения могут выступать бюджетные данные, показатели предшествующих периодов, среднеотраслевые данные, лучшие достижения конкурентов, аналогичные показатели зарубежных предприятий.

Использование метода сравнения предполагает сопоставимость сравниваемых показателей, а именно единство измерителей, период сравнения, сезонные особенности и географические условия работы. Применение рассмотренного приема анализа позволяет выявить наиболее и наименее доходные подразделения, обнаружить наиболее и наименее прибыльные услуги, сравнивать доходы и расходы разных подразделений по заданной статье бюджета. Результаты сравнительного анализа доходов и расходов различных подразделений могут быть использованы для разработки технологии минимизации затрат, а также для обоснования организационных решений.

Факторный анализ - это оценка влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Применительно к оценке исполнения бюджетов - факторный анализ определяет обстоятельства, повлиявшие на изменение значения исследуемых бюджетных показателей. Факторный анализ, применительно к бюджетам железнодорожного транспорта дает возможность определить влияние бюджетов каждого структурного подразделения на общий генеральный бюджет в целом, проанализировать состояние бюджетной статьи, исходя из состояния подстатей ее образующих, оценить долю подразделений в формировании значения исследуемой бюджетной статьи.

Трендовый анализ заключается в сравнении каждой позиции бюджета с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя (статьи бюджета), очищенной от случайных влияний и особенностей отдельных периодов. Тренд создается на осно-

вании предварительно сформированной выборки статей бюджета или бюджетных показателей, требующих постоянного контроля над их состоянием. Трендовый метод предполагает использование корреляционного и регрессионного методов анализа.

Анализ отклонений является традиционным и наиболее часто применяемым на практике методом оценки исполнения бюджетов и заключается в том, чтобы определить разницу между двумя значениями определенного показателя, причем значения могут браться в самых разнообразных разрезах хозяйственной деятельности в зависимости от решаемой задачи. Частный случай анализа отклонений - это план-фактный анализ.

Отклонения можно классифицировать как:

- абсолютные, разница, полученная путем вычитания одной величины из другой;

- относительные отклонения, рассчитанные по отношению к другим величинам и выраженные в процентах. Применение относительных отклонений повышает уровень информативности проводимого анализа и позволяет более отчетливо оценить изменения;

- селективные отклонения предполагают сравнение контролируемых величин во временном разрезе: квартал, месяц, день. Сравнение исследуемых величин за определенный месяц текущего года с аналогичным периодом предшествующего года может быть гораздо информативнее сравнения с предыдущим месяцем рассматриваемого бюджетного периода. Метод расчета селективных отклонений используется для анализа причин изменения бюджетных показателей, характеризующих «сезонность» продукции, услуг железнодорожного транспорта;

- кумулятивные отклонения определенные как разница между кумулятивными показателями. Кумулятивные отклонения позволяют оценить степень выполнения бюджета за прошедшие периоды и возможную разницу к концу планового периода. Возникающие в отдельных периодах случайные колебания бюджетных показателей могут привести к значительным отклонениям на коротком отрезке времени. Кумуляция дает возможность компенсировать случайные отклонения и более точно выявить тренд.

Отклонения бывают благоприятные и неблагоприятные. Первые положительно влияют на финансовую результативность организации - рост выручки, прибыли, снижение затрат и т.д.

Рекомендуется анализировать только значимые отклонения (5 % от бюджетной статьи или абсолютной установленной величины).

Анализировать следует не только неблагоприятные отклонения, но и благоприятные, чтобы не упустить выгодные обстоятельства, влияющие на положительные отклонения. Особого внимания заслуживают повторяющиеся

регулярно отклонения одних и тех же показателей - это может говорить об организационных проблемах - низкая квалификация нормативов или разработчиков бюджетов, недостоверные прогнозы рыночной ситуации, неверная методология планирования, проявляющаяся в виде бюджетных «зазоров».

Анализируя и оценивая затраты чаще всего определяются три вида отклонений фактических сумм от запланированных (или имевших место в предыдущем периоде): отклонений по объему производства, по ценам на ресурсы, удельным затратам ресурсов на одно изделие или одну производственную операцию.

Гибкое бюджетирование это еще один вид анализа и контроля затрат. Поскольку бюджетные данные включают затраты, рассчитанные для прогнозируемого объема реализации, а фактически произведенные затраты относятся к фактическому объему, то их сравнение некорректно. Превышение фактических затрат над плановыми не является мотивом для отрицательной оценки, если такие затраты явились результатом превышения фактического показателя объема деятельности над заложенным в бюджете. И наоборот, если уровень деятельности ниже, то ожидается и сокращение переменной части затрат. Это актуально как для предприятий, большая часть затрат которых является переменными (условно-переменными), так и для предприятий где значительный удельный вес условно-постоянных затрат.

Для корректного сравнения плановые и фактические показатели должны относиться к одному объему работы, поэтому, прежде чем принимать решения о распределении ответственности между выделенными центрами ответственности за отклонения, следует скорректировать бюджетные данные, пересчитав их для фактического объема работы. На учете влияния именно этого фактора - объем работы основано применение гибких бюджетов. Общую формулу гибкого бюджета, определяющую общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности предприятия вагоноремонтного комплекса можно представить в следующем виде:

Еобщие (гб) еперем (0) * У1 + Епост (1)

или

Еобщие (гб) Еперем (0) * VI / Ус + Е

пост

(2)

где Еобщие (Гб) - общие затраты гибкого бюджета;

еперем(о) - переменные затраты на единицу продукции планового (базисного) периода;

Еперем(0) - общие переменные затраты планового (базисного) периода; - объем производства или уровень деловой активности предприятия вагоноремонтного комплекса в отчетном (текущем) или плановом (базисном) периоде соответственно;

Епост - постоянные затраты.

еперем (0) * VI = Еперем (0) * VI / Уо = Е'перем - скорректированные на уровень деловой активности (объема работ) переменные затраты.

Гибкий бюджет является действенным инструментом контроля за затратами. Он обеспечивает прогнозные данные для разных уровней объема работ и четко обозначает связь между статичным бюджетом и фактическими результатами.

На первом этапе применения гибкого бюджетирования необходимо определится с тем какие затраты являются зависящими от объема ремонта в депо, а какие являются постоянными. Анализ показал достаточно тесную связь между затратами на оплату труда и объемом выполненного ремонта (коэффициент корреляции составил 83 %) и затратами на материалы и объемом ремонта (коэффициент корреляции 78 %) (рис. 1 и рис. 2).

Зависимость затрат по статье «Амортизация» и статье «Прочие затраты» от объема ремонта колесных пар незначительная (коэффициент корреляции 18 % и 22 % соответственно).

ооъемремонта

Рис. 1. Зависимость затрат на оплату труда от объема ремонта

ооъемремонта

Рис. 2. Зависимость затрат на материалы от объема ремонта

Итак, затраты на оплату труда, социальные взносы и материалы являются зависящими и будут скорректированы на процент выполнения плана по объему работ в гибком бюджете, а затраты на амортизацию и прочие можно признать условно-постоянными и не подвергать их корректировке в гибком бюджете.

Гибкий бюджет затрат, скорректированный на коэффициент выполнения плана по объему работ, равный 1,012 представлен в табл. 1.

Анализ выполнения статичного бюджета затрат, показывает перерасход затрат на 953,2 тыс.р., однако, необходимо отметить, что увеличение объема ремонта на 1,2 %, привело к относительной экономии затрат в размере 377,2 тыс.р. Полученный результат оценивается положительно и предприятие имеет обоснование перерасхода средств и увеличения «право» на расходы в том же объеме (377,2 тыс.р.).

Таблица 1

Гибкий бюджет затрат, тыс.р.

Наименование показателя Бюджет затрат Отклонение Гибкий бюджет Отклонение фактических расходов от расходов гибкого бюджета

Планируемая величина Фактическое выполнение

Затраты 115561,6 116514,8 953,2 116892,0 -377,2

в том числе:

Затраты на оплату труда 34832,7 34670,1 -162,6 35250,7 -580,6

Страховые взносы 11042 10990,4 -51,6 11174,5 -184,1

Материалы 64988,9 65643,1 654,2 65768,8 -125,7

Амортизационные отчисления 1446,3 1492,3 46 1446,3 46,0

Применение гибких бюджетов, позволяет правильно и мобильно планировать затраты. Его использование становится необходимым следствием при переходе на ремонт вагонов по фактическому состоянию. В свою очередь ремонт по фактическому состоянию является наиболее экономичным, так как основывается на достоверной информации о техническом состоянии узлов и агрегатов вагона.

Использование гибких бюджетов дает возможность быстро и детально выполнить пересчет производственных показателей в соответствии со специфицированными нормами расхода сырья, материалов в разрезе технологических операций и цехов, создание технологических маршрутов и технологических карт на отдельные технологические операции. На основе фактически определенного объема работ производится расчет потребности в ремонтных рабочих для проведения деповского ремонта и технического обслуживания вагонов и калькуляция фактических затрат на ремонт.

Список литературы:

1. Абрамов А.П. Гибкие сметы: цели и сферы применения // Экономика железных дорог. - 2001. - № 4.

2. Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях. - М., 2005. - 272 с.

3. Журавель А.И. Себестоимость железнодорожных перевозок. - Новосибирск, 2000. - 304 с.

ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ РИСКА ПОТЕРИ ЛИКВИДНОСТИ И РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Фабриций М.В.*

Балаковский институт экономики и бизнеса (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Балаково

В статье рассматривается взаимосвязь степени риска потери ликвидности и уровня оборотного капитала, поиск компромисса для снижения уровня риска.

Ключевые слова оборотный капитал, риск, левосторонний риск, правосторонний риск, ликвидность, платежеспособность, рентабельность.

Оборотный капитал - это денежное выражение всей совокупности текущих активов, представляющих собой часть имущества предприятия, используемых для обеспечения процесса производства и реализации продукции и для приращения доходов путем вложения в краткосрочные инструменты финансового рынка [3].

Исходя из этого, целевой установкой политики управления чистым оборотным капиталом является определение объема и структуры оборотных активов, источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия. Взаимосвязь данных факторов и результатных показателей вполне очевидна, поскольку хроническое неисполнение обязательств перед кредиторами может привести к разрыву экономических связей со всеми вытекающими отсюда последствиями [2].

Сформулированная целевая установка имеет стратегический характер; не менее важным является поддержание оборотных средств в размере, оптимизирующем управление текущей деятельностью. С позиции повседневной деятельности важнейшей финансово-хозяйственной характеристикой предприятия являются его ликвидность и платежеспособность, т.е. способность вовремя гасить краткосрочную кредиторскую задолженность. Для

* Преподаватель кафедры Бухгалтерского учета и финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.