Научная статья на тему 'Мобильное бюджетирование как инструмент анализа затрат инфраструктуры железной дороги'

Мобильное бюджетирование как инструмент анализа затрат инфраструктуры железной дороги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВА / КОЭФФИЦИЕНТЫ РЕАГИРОВАНИЯ ЗАТРАТ / МОБИЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / COST MANAGEMENT / PRODUCTION BUDGET / COST RESPONSE RATES / MOBILE ALLOCATION OF FUNDS / RAILWAY INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рассказова М.М., Абраменко А.Ю.

В связи с продолжающимся реформированием железнодорожной отрасли и созданием в ОАО «РЖД» блока управления бизнесом железнодорожных перевозок — дирекции инфраструктуры анализируется такой инструмент управления затратами, как мобильное бюджетирование. Приводятся примеры мобильных бюджетов подразделений РЖД, делаются выводы об эффективности данного инструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рассказова М.М., Абраменко А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mobile allocation of funds as an analysis instrument for spending on railway infrastructure

Mobile allocation of funds is analysed as a spending management instrument in connection with the ongoing reforming of the railway industry and creation of infrastructure directorate to manage the rail transportation business of the Russian Railways JSC. Examples of mobile budgets of Russian Railways subsidiaries are provided, and efficiency of the instrument is discussed.

Текст научной работы на тему «Мобильное бюджетирование как инструмент анализа затрат инфраструктуры железной дороги»

Мобильное бюджетирование как инструмент анализа затрат инфраструктуры железной дороги

М. М. РАССКАЗОВА, канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика транспорта», А. Ю. АБРАМЕНКО, аспирант, Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

Использование различных вариантов мобильных бюджетов затрат позволяет с достаточной степенью научной обоснованности анализировать и прогнозировать эксплуатационные расходы железнодорожных предприятий, выявлять недостатки планирования, контроля и учета расходов. Это, в свою очередь, дает возможность повысить эффективность управления затратами инфраструктуры железных дорог.

В настоящее время продолжается процесс перехода ОАО «РЖД» в новое целевое состояние, определяемое потребностями повышения эффективности производственной деятельности и управления затратами. В результате реформирования отрасли создан блок управления бизнесом железнодорожных перевозок — организационно обособленная вертикаль управления в виде дирекции инфраструктуры.

Инфраструктура железной дороги основывается на интеграции различных бизнес-процессов, которым желательно иметь единый вектор технического, технологического и экономического развития. Одним из таких

векторов может быть величина транспортных затрат (рис. 1).

Переход от преимущественно горизонтальной к преимущественно вертикальной организации управления холдингом позволяет унифицировать бюджетную систему на основе вертикальной организации бюджетного процесса, перейти к формированию бюджетов по видам деятельности, а не по территориям. Возникает потребность в создании инструментов бюджетирования, способствующих обоснованному анализу отклонений бюджетов с учетом влияния деятельности смежных транспортных структур.

Одним из важнейших вопросов управления затратами является выде-

ление переменной и постоянной составляющих в общих расходах железнодорожных предприятий. Изменение объема работы, наблюдаемое в последние 3 года и совпавшее с мировым кризисом, делает данное направление еще более актуальным с точки зрения научно обоснованного бюджетирования затрат территориальных филиалов.

В железнодорожном тарифе инфраструктурная компонента — одна из основных. Тем более важно учитывать, что все изменения показателей эксплуатационной работы влияют на динамику расходов (табл. 1).

Бюджет затрат — самая объемная и одна из наиболее проблемных частей бюджетной системы ОАО «РЖД».

Экономический анализ затрат по хозяйствам Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры показал, что по всем элементам расходов наблюдаются значительные отклонения фактических затрат относительно показателей жесткого бюджета (табл. 2).

В связи с этим был проведен сравнительный анализ динамики расходов

■ Хозяйство пути

■ Хозяйство автоматики и телемеханики

■ Хозяйство электрификации и энергоснабжения

■ Вагонное хозяйство

Хозяйство гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения

Рис. 1. Удельный вес затрат хозяйств Дирекции инфраструктуры Западно-Сибирской железной дороги

Рис. 2. Динамика затрат хозяйств инфраструктуры и тонно-километров брутто

Таблица 1. Характеристика тесноты связи зависящих расходов отраслевых хозяйств с измерителями работы

Автоматики

Измеритель

Коэффициент корреляции по хозяйству Электрификации

иалектро- Пути

снабжения

ФОТ Материальные затраты ФОТ Материальные затраты ФОТ Материальные затраты ФОТ Материальные затраты

Тонно-км, брутто - - - 0,58 0,92 0,55 - -

Поездо-км 0,35 0,64 - 0,64 0,90 0,70 - -

Вагоно-км - 0,55 - 0,54 0,32 0,56 - 0,77

Локомотиво-км линейные при электровозной тяге - - - 0,70 - - - -

Локомотиво-км линейные во всех видах движения - 0,70 - - 0,84 0,66 - -

Технические единицы 0,72 - 0,70 - - - - -

Количество приведенных вагонов - - - - - - 0,76

Таблица 2. Величина абсолютных отклонений по бюджету затрат, млн руб.

Хозяйство

Затраты Пути Автоматики и телемеханики Электрификации и электроснабжения Вагонное Всего

На оплату труда 37,81 5,12 -19,85 -15,55 7,53

Отчисления на социальные нужды 39,67 1,02 -1,67 2,13 41,16

Материальные —45,18 -12,34 -9,19 -15,25 -81,96

Амортизационные отчисления -5,63 -10,47 -22,31 -11,36 —49,77

Прочие 33,28 -2,1 -7,91 —46,29 -23,02

Всего 59,95 -18,77 -60,92 -86,33 -106,07

Таблица 3. Стандартный мобильный бюджет хозяйств Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры за 2010 г.

Показатель

Электрификации и электроснабжения

Автоматики

Всего по

хозяйствам

Грузооборот брутто, план на 2010 г., млн т-км 418550 418550 418550 418550 418550

Расходы по исходному бюджету, млн р., 10358,26 3145,13 2604,51 4400,16 20508,06

Переменные расходы, % 27,65 27,65 27,65 27,65 -

— переменные 2864,06 869,63 720,15 1216,64 5670,48

— постоянные 7494,20 2275,50 1884,36 3183,52 14837,58

Фактический грузооборот брутто в 2010 г., млн т-км 426604 426604 426604 426604 426604

Фактические расходы, млн р. 10418,21 3084,20 2585,74 4313,83 20401,98

Расходы по бюд жету, скорректированные на фактическое выполнение плана по объему работы, млн р. 10413,37 3161,86 2618,37 4423,57 20617,17

— переменные 2919,17 886,36 734,00 1240,06 5779,59

— постоянные 7494,20 2275,50 1884,36 3183,52 14837,58

Отклонение расходов от исходного бюджета, млн р. 4,84 -77,66 -32,63 -109,74 -215,19

Примечание. Коэффициент выполнения плана по грузообороту 1,02.

инфраструктурного сектора и комплексного показателя объема работы, в качестве которого выбраны тонно-километры брутто (рис. 2). Анализ показал, что не во всех хозяйствах ЗападноСибирской железной дороги динамика объемного показателя подобна динамике затрат.

Эффективно управлять затратами означает, прежде всего, контролировать, своевременно выявлять факт отклонения, его причину, давать объективную оценку случившемуся. Действенным инструментом анализа и контроля затрат является мобильное бюджетирование.

Мобильный бюджет затрат составляется исходя из планируемых расходов предприятия, скорректированных на фактически выполненный объем работы. Так как в мобильных и фактических бюджетах используется одна и та же базовая информация, анализ отклонений фактического бюджета от мобильного дает гораздо более полезную информацию, чем анализ отклонений фактического бюджета от планового.

Таким образом, для корректного сравнения плановые и фактические показатели затрат должны относиться к одному уровню деловой активности, и прежде чем принимать решение об ответственности за отклонения, следует пересчитать бюджетные данные, скорректировав их для фактического объема работ. Общую формулу мобильного бюджета можно представить в следующем виде:

ТС = ТУС х К + ГБС, где ТС — общие затраты; ТУС — переменные затраты; К—уровень деловой активности предприятия на соответствующем релевантном уровне; ТЕС — постоянные затраты.

К =

Я*

где ¡1 — деловая активности отчетного периода;

¡0 — деловая активности планового периода.

При составлении стандартного мобильного бюджета в качестве базиса обычно выступает объем работ. Это возможно в том случае, когда объемный показатель достаточно определен и по существу только он характеризует объем работы предприятия.

Стандартный мобильный бюджет, базирующийся на действующей методике расчета зависящих расходов, фактического изменения объема работы, а также отклонения фактических затрат, представлен в табл. 3.

Таблица 4. Коэффициенты реагирования затрат для хозяйств инфраструктуры

Хозяйство База корректировки Затраты реагирования

Путь Тонно-км, брутто На оплату труда 0,67

Поездо-км Материальные 0,96

Автоматика Технические единицы На оплату труда 0,73

и телемеханика Линейные локомотиво-км Материальные 1,05

Электрификация Технические единицы На оплату труда 0,73

и электроснабжение Линейные локомотиво-км Материальные 0,90

Вагонное Приведенные вагоны На оплату труда 0,68

Вагоно-км Материальные 0,82

Таблица 5. Мобильный бюджет затрат хозяйств инфраструктуры с использованием множественной базы корректировки на 2010 г.

Хозяйство

Показатель Пути Автоматики и телемеханики Электрификации и алектроснаб-жения Вагонное Всего

Общая величина расходов по плану, млн р., в т. ч.: 10358,26 2604,51 3145,13 4400,16 20508,06

— фонд оплаты труда 5180,56 1361,24 1348,98 2112,08 10002,86

— материалы 1933,94 376,66 393,06 1434,01 4137,67

— прочие 3243,76 866,61 1403,09 854,07 6367,53

Коэффициенты реагирования:

— фонд оплаты труда 0,67 0,73 0,73 0,68

— материалы 0,96 1,05 0,90 0,82

Скорректированный бюджет, млн руб., 10460,78 2631,24 3170,89 4452,40 20715,31

— фонд оплаты труда 5247,35 1380,36 1367,93 2140,80 10136,44

— материалы 1969,67 384,27 399,87 1457,53 4211,34

— прочие 3243,76 866,61 1403,09 854,07 6367,53

Фактические расходы, млн руб. 10418,21 2585,74 3084,20 4313,83 20401,98

— фонд оплаты труда 5258,04 1367,38 1327,46 2098,65 10051,53

— материалы 1887,76 364,32 383,87 1418,76 4054,71

— прочие 3272,41 854,04 1372,87 796,42 6295,74

Отклонение фактических расходов от мобильного бюджета, млн р. —42,57 —45,50 -86,69 -138,57 -313,33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание. План грузооборота 418550 млн т-км брутто; фактический грузооборот 426604 млн т-км брутто; выполнение 1,02 млн руб.

Если в рамках одного бюджета намечен выпуск (реализация) нескольких видов продукции (услуг) или просто показатели носят разноплановый характер, разработка мобильного бюджета требует иного подхода. В таком случае можно составить мобильный бюджет с применением коэффициентов реагирования затрат на различные измерители. Коэффициент реагирования затрат можно представить в виде отношения: _ кТС/ТС _ АТС/Ад ЛР АО/я тс/Я '

где ТС — общие эксплуатационные затраты; Q — уровень деловой активности.

При составлении мобильного бюджета использованы коэффициенты реагирования затрат. Для их определения мы рассматривали наличие связи между расходами по элементам затрат от измерителей работы (поездо-километры, вагоно-километры, технические единицы, локомотиво-километры), т. е. была предложена множественная база формирования мобильных бюджетов. На основании полученных эмпирических зависимостей рассчитаны коэффициенты реагирования затрат на оплату труда и расходы на материалы (табл. 4). Результаты использованы при составлении мобильного бюджета.

Мобильные бюджеты существенно отличаются друг от друга. Анализ жесткого бюджета показывает положительные результаты: видна экономия расходов по сравнению с плановой величиной. Использование мобильных бюджетов стандартного типа и бюджета с коэффициентами реагирования также позволяют сделать вывод о положительном характере отклонений расходов для данного предприятия. При этом использование коэффициентов реагирования, учитывающих чувствительность затрат для конкретных условий, дает большее значение положительного отклонения.

Использование мобильных бюджетов с применением множественной базы корректировки (табл. 5) позволяет получить точные и обоснованные результаты для планирования, прогнозирования и анализа исполнения затрат.

Исследования показали, что мобильные бюджеты обладают следующими достоинствами:

• позволяют определить, какие хозяйства инфраструктуры нуждаются в улучшении деятельности, и выразить это количественной мерой на основании сравнения с жестким (фактическим) бюджетом;

• предоставляют руководителям каждого хозяйства оперативную информа-

цию о показателях деятельности и затратах для своевременного принятия мер и коррекции отрицательных отклонений;

• помогают определить набор контрольных показателей для анализа исполнения бюджета;

• предоставляют возможность корректировки бюджета затрат с помощью коэффициентов, рассчитанных для конкретных групп расходов;

• наглядно показывают зависимость расходов от конкретных измерителей работы.

Различия в оценке исполнения мобильных бюджетов затрат стандартного типа и мобильных бюджетов с использованием множественной базы корректировки позволяют утверждать, что мобильные бюджеты затрат с при-

менением множественной базы корректировки являются более точными, так как не только учитывают изменения тонно-километровой работы — одного из ключевых показателей деятельности железнодорожного транспорта, но и включают в себя систему измерителей эксплуатационной работы, таким образом делают процесс бюджетирования более корректным.

Литература

1. Абрамов А. П. Гибкие сметы: цели и сферы применения // Экономика железных дорог. 2001. № 4.

2. Расходы инфраструктуры железнодорожного транспорта: учеб. пособие / Н. П. Тереши-на, Н. Г. Смехова, С. М. Иноземцева, В. А. Токарев. М.: Учеб.-метод. центр по образованию на ж/д транспорте, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.