Проблемы экономики и менеджмента
Е.А. Сурикова
канд. экон. наук, доцент, кафедра «Бухгалтерский учет и аудит на железнодорожном транспорте», ФГБОУВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск
АНАЛИЗ И КОНТРОЛЬ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИИ ВАГОНОРЕМОНТНОГО КОМПЛЕКСА НА ОСНОВЕ ГИБКОГО БЮДЖЕТА
Аннотация. Анализ расходов предприятий ведется с использованием различных методов и приемов. Действенным инструментом контроля затрат является применение гибкого бюджетирования. Гибкий бюджет обеспечивает прогнозные данные для разных уровней объема работ и четко обозначает связь между статичным бюджетом и фактическими результатами.
Ключевые слова: затраты, зависимость расходов, отклонение, переменные затраты, постоянные затраты, «право» на расходы, гибкий бюджет.
Е.А. Surikova, Siberian State Transport University, Novosibirsk
COSTS ANALYSIS AND CONTROL FOR ENTERPRISES OF CAR-REPAIR COMPLEX ON THE BASIS OF FLEXIBLE BUDGET
Abstract. The analysis of enterprises’ costs is carried out with various methods and approaches. The efficient instrument of costs control is application of flexible budgeting. The flexible budget provides expected data for various levels of the volume of work and indentifies the relationship between the static budget and factual results.
Keywords: costs, costs dependence, deviation, variable costs, fixed costs, «claim» for costs, flexible
budget.
Основной целью структурного реформирования вагоноремонтного комплекса является повышение конкурентоспособности вагонных ремонтных депо, формирование рыночных механизмов в активизации инвестиционной деятельности и повышение ее эффективности.
В настоящее время Компания ОАО «РЖД» особое внимание уделяет снижению и оптимизации затрат на производство и реализацию своих услуг. Этому способствует полноценный контроль расходов предприятий, информацию по которым управляющие звенья получают, в частности, и в системе бухгалтерского учёта.
Вертикально интегрированная Вагонная ремонтная компания - 1 была создана в результате реформирования вагонного хозяйства ОАО «РЖД» в соответствии с программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, предусматривающей выделение деятельности по ремонту грузовых вагонов в конкурентный сектор экономики, формирование товарного рынка ремонта.
Вагонная ремонтная компания планируют свою деятельность по определенным показателям: издержки производства по видам работ и элементам затрат,
себестоимость единицы работ, доходы от реализации. Согласно системе счетов бухгалтерского учета определяют сумму затрат на производство и реализацию продукции в целом и по отдельным статьям, что позволяет видеть размер денежных
36
№ 7 (35) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
средств, израсходованных на производство определенной продукции и направления их использования.
Вагонные ремонтные депо проводят плановые виды ремонта грузовых вагонов парка ОАО «РЖД» и собственности других организаций, модернизацию грузовых вагонов, а также капитальный и участковый ремонт колесных пар с использованием комплектующих деталей. Ремонтные депо являются материалоемкими производствами, т.е. имеют высокую долю затрат на сырье и основные материалы в издержках производства. Наибольший удельный вес в структуре затрат занимают материалы 60,5% в состав которых входят непосредственно материалы, а также затраты на топливо, электроэнергию и прочие материальные расходы. Второй по значимости элемент в структуре затрат - затраты на оплату труда рабочих (23,5%).
Анализ эксплуатационных расходов ведется на предприятиях традиционными методами:
• оценка состава, динамики и структуры затрат;
• факторный анализ затрат и себестоимости;
• оценка взаимосвязи «затраты - объем работы - прибыль»;
• оценка эффективности затрат.
Анализируя и оценивая затраты чаще всего определяются три вида отклонений фактических сумм от запланированных (или имевших место в предыдущем периоде): отклонений по объему производства, по ценам на ресурсы, удельным затратам ресурсов на одно изделие или одну производственную операцию.
Поскольку бюджетные данные включают затраты, рассчитанные для прогнозируемого объема реализации, а фактически произведенные затраты относятся к фактическому объему, то их сравнение некорректно. Превышение фактических затрат над плановыми не является мотивом для отрицательной оценки, если такие затраты явились результатом превышения фактического показателя объема деятельности над заложенным в бюджете. И наоборот, если уровень деятельности ниже, то ожидается и сокращение переменной части затрат. Это актуально как для предприятий, большая часть затрат которых является переменными (условно-переменными), так и для предприятий где значительный удельный вес условно-постоянных затрат.
Для корректного сравнения плановые и фактические показатели должны относиться к одному объему работы, поэтому, прежде чем принимать решения о распределении ответственности между выделенными центрами ответственности за отклонения, следует скорректировать бюджетные данные, пересчитав их для фактического объема работы. На учете влияния именно этого фактора - объем работы основано применение гибких бюджетов. Общую формулу гибкого бюджета, определяющую общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности предприятия вагоноремонтного комплекса можно представить в следующем виде:
или
Еобщие (гб) еперем (0) *V1 + Ег
(1)
Еобщие (гб) Еперем (0) *V l/V 0 + Е п
(2)
№ 7 (35) - 2014
37
Проблемы экономики и менеджмента
где Еобщие (гб) - общие затраты гибкого бюджета;
еперем(0) - переменные затраты на единицу продукции планового (базисного) периода;
Еперем(0) - общие переменные затраты планового (базисного) периода;
Vi,o - объем производства или уровень деловой активности предприятия вагоноремонтного комплекса в отчетном (текущем) или плановом (базисном) периоде соответственно;
Епост - постоянные затраты;
еперем (0) *Vi = Еперем (0) *Vi/Vo = Е7 перем - скорректированные на уровень деловой активности (объема работ) переменные затраты.
у - 8.481*- 7121 R2 - 0,688
♦ затраты на oruiaiy труда
---Линейная (затраты на
оплату труда}
0 500 1000 1500
объем ремонта
Рисунок 1 - Зависимость затрат на оплату труда от объема ремонта
Рисунок 2 - Зависимость затрат на материалы от объема ремонта Г ибкий бюджет является действенным инструментом контроля за затратами. Он обеспечивает прогнозные данные для разных уровней объема работ и четко обозначает связь между статичным бюджетом и фактическими результатами.
На первом этапе применения гибкого бюджетирования необходимо определится с
38
№ 7 (35) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
тем какие затраты являются зависящими от объема ремонта в депо, а какие являются постоянными. Анализ показал достаточно тесную связь между затратами на оплату труда и объемом выполненного ремонта (коэффициент корреляции составил 83%) и затратами на материалы и объемом ремонта (коэффициент корреляции 78%) (рис. 1 и рис. 2).
Зависимость затрат по статье «Амортизация» и статье «Прочие затраты» от объема ремонта колесных пар незначительная (коэффициент корреляции 18% и 22% соответственно).
Итак, затраты на оплату труда, социальные взносы и материалы являются зависящими и будут скорректированы на процент выполнения плана по объему работ в гибком бюджете, а затраты на амортизацию и прочие можно признать условнопостоянными и не подвергать их корректировке в гибком бюджете.
Гибкий бюджет затрат, скорректированный на коэффициент выполнения плана по объему работ, равный 1,012 представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Гибкий бюджет затрат, тыс. р.
Наименование показателя Бюджет затрат Откло- нение Г ибкий бюджет Отклонение фактических расходов от расходов гибкого бюджета
Планируе мая величина Фактическое выполнение
Затраты 115561,6 116514,8 953,2 116892,0 -377,2
в том числе:
Затраты на оплату труда 34832,7 34670,1 -162,6 35250,7 -580,6
Страховые взносы 11042 10990,4 -51,6 11174,5 -184,1
Материалы 64988,9 65643,1 654,2 65768,8 -125,7
Амортизационн ые отчисления 1446,3 1492,3 46 1446,3 46,0
Анализ выполнения статичного бюджета затрат, показывает перерасход затрат на 953,2 тыс. р, однако, необходимо отметить, что увеличение объема ремонта на 1,2%, привело к относительной экономии затрат в размере 377,2 тыс. р. Полученный результат оценивается положительно и предприятие имеет обоснование перерасхода средств и увеличения «право» на расходы в том же объеме (377,2 тыс. р).
Применение гибких бюджетов, позволяет правильно и мобильно планировать затраты. Его использование становится необходимым следствием при переходе на ремонт вагонов по фактическому состоянию. В свою очередь ремонт по фактическому состоянию является наиболее экономичным, так как основывается на достоверной информации о техническом состоянии узлов и агрегатов вагона.
Использование гибких бюджетов дает возможность быстро и детально выполнить пересчет производственных показателей в соответствии со специфицированными нормами расхода сырья, материалов в разрезе технологических
№ 7 (35) - 2014
39
Проблемы экономики и менеджмента
операций и цехов, создание технологических маршрутов и технологических карт на отдельные технологические операции. На основе фактически определенного объема работ производится расчет потребности в ремонтных рабочих для проведения деповского ремонта и технического обслуживания вагонов и калькуляция фактических затрат на ремонт.
Список литературы:
1. Абрамов А.П. Гибкие сметы: цели и сферы применения // Экономика железных дорог. - 2001. - № 4.
2. Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях. - М., 2005. - 272 с.
3. Журавель А.И. Себестоимость железнодорожных перевозок. - Новосибирск, 2000. - 304 с.
40
№ 7 (35) - 2014