Научная статья на тему 'Методы эффективной мотивации персонала в сфере дополнительного образования работников культуры'

Методы эффективной мотивации персонала в сфере дополнительного образования работников культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
887
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕРСОНАЛ / КУЛЬТУРА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ КУЛЬТУРЫ / MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY / PERSONNEL / CULTURE / LEGISLATION / FORMS OF ADDITIONAL EDUCATION / TRAINING OF MANAGERS OF CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камнев Александр Валерьевич

Данная статья посвящена проблеме мотивации персонала в сфере дополнительного образования работников культуры, в частности, менеджеров. Анализируются некоторые показатели расходования денежных средств на образовательную деятельность работников культуры из федерального бюджета. Определены пути решения поставленной проблемы. Рассмотрены возможные пути решения проблемы мотивации персонала с точки зрения законодательства РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of effective motivation of personnel in the sphere of additional education of cultural workers

This article is devoted to a problem of motivation of the personnel in the sphere of additional education of cultural workers, in particular, of managers. Some indicators of an expenditure of money on educational activity of cultural workers from the federal budget are analyzed. Solutions of the put problem are defined. Possible solutions problems of motivation of the personnel from the point of view of the legislation of the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «Методы эффективной мотивации персонала в сфере дополнительного образования работников культуры»

УДК 371.39:008

А. В. КАМНЕВ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ

Данная статья посвящена проблеме мотивации персонала в сфере дополнительного образования работников культуры, в частности, менеджеров. Анализируются некоторые показатели расходования денежных средств на образовательную деятельность работников культуры из федерального бюджета. Определены пути решения поставленной проблемы. Рассмотрены возможные пути решения проблемы мотивации персонала с точки зрения законодательства РФ.

Ключевые слова: мотивация образовательной деятельности, персонал, культура, законодательство, формы дополнительного образования, подготовка менеджеров культуры.

Совершенно верно отмечает В. Р. Веснин, что «человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Под потребностями понимается его внутреннее состояние, отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо, который вызывает ощущение дискомфорта. Последнее влияет на чувства, поведение и мышление людей» [1, с. 128].

По мнению учёного, «экономические стимулы связаны с дополнительными выгодами, которые люди получают в результате выполнения предъявляемых им требований.

Выгоды эти могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (свободное время, позволяющее заработать в другом месте)» [2, с. 134].

Проблемы мотивации педагогического персонала в России являются на сегодняшний день первоочередными. В первую очередь это касается государственных и муниципальных организаций.

Большинство сотрудников государственных организаций выделяют следующие проблемы стимулирования:

— низкая заработная плата;

— плохие условия труда;

— отсутствие современной материально-технической базы.

Уровень заработной платы в некоммерческой сфере остаётся на среднем — низком уровне по сравнению с коммерческой сферой. Приведём соответствующие примеры. На рис. 1 видно, что уровень среднемесячной заработной платы в сфере культуры практически не превышает 10 000 руб. В контексте развития по годам — уровень заработной платы увеличивается, но не на много [3].

На рис. 2 мы также наблюдаем уменьшение количества расходов из федерального бюджета на культуру. Проект 2012 г. — 86,2 млрд руб.; проект 2013 г. — 84,6 млрд руб.; проект 2014 г. — 82,7 млрд руб.

Проанализируем следующие показатели. В структуре общего объема расходов федерального бюджета первое место занимают расходы, направляемые на социальную политику (2012 год — 30,8 %, 2013 год — 30,3 %, 2014 год — 28,6 %), второе место — расходы на национальную оборону (2012 год — 14,6 %, 2013 год — 17 %, 2014 год — 18,8 %), третье место — расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (2012 и 2013 годы — 14,4 %, 2014 год — 14,2 %) [4].

В связи с этим необходимо определить пути решения данной проблемы.

В первую очередь, государственным и муниципальным организациям необходимо осуществлять приносящую доходы деятельность: аренда помещения и оборудования; предоставление платных услуг; участие в конкурсах проектов; организация и проведение фестивалей, выставок; организация и проведение мастер-классов, семинаров и т.д.

Подобного рода деятельность возможна и с точки зрения законодательства. Так, в Законе РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» говорится о том, что «государственные и муниципальные организации культуры вправе вести приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации» [2, ст. 47].

Кроме того, «организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выручка от продажи произведений современного изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства, от исполнительской деятельности в странах с расчетом в свободно конвертируемой валюте распределяется между авторами, исполнителями и посредниками по договору, заключенному между ними, и подлежит

0 от

Е

Т

2009 год 2010 год 2011 год

Рис. 1. Анализ сферы культуры

Проект 2014 г Проект 2013 г. Проект 2012 г

I В % к ВВП I Млрд руб.

0 20 40 60 80 100

Рис. 2. Структура расходов федерального бюджета на 2011—2014 годы

Рис. 3. Рекомендованное распределение средств, сформированных за счёт приносящей доход деятельности

налогообложению в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Организации культуры в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, могут пользоваться кредитом отечественных и зарубежных банков, продавать и приобретать валюту» [2, ст. 51].

В ГК РФ также говорится о том, что «бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради кото-

рых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения» [5].

На рис. 3 показано рекомендованное распределение средств, сформированных за счёт приносящей доход деятельности.

Таким образом, возможность осуществлять приносящую доход деятельность есть. Многое в данном контексте зависит от уровня квалификации персонала. Но и это тоже не проблема. Существует достаточное количество способов профессионального развития менеджеров-работников культуры:

— курсы повышения квалификации;

— различные мастер-классы, семинары, конференции;

— тренинги;

— стажировки;

— вебинары, мозговые штурмы.

Так, В. В. Кафидов отмечает, что «подготовка, переподготовка кадров и повышение квалификации педагогических кадров — важное звено в обеспечении сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, в поддержании и развитии человеческих ресурсов и человеческого капитала. Принятая стратегия развития может потребовать изменения структуры и компетенций персонала. Соответственно, следует изменять и профессиональную направленность подготовки, уровень необходимой квалификации» [6, с. 173].

Во многих источниках по менеджменту подробно описаны достижения разных школ и ученых. Мы ограничимся кратким описанием сложившихся научных подходов к управлению.

К настоящему времени оформились три основных подхода к управлению: процессный, системный и ситуационный.

Процессный подход основывается на концепции, согласно которой управление есть процесс, состоящий из взаимосвязанных между собой управленческих функций, каждая из которых тоже представляет собой процесс, состоящий из связанных между собой управленческих действий.

Системный подход является главным методологическим подходом к управлению. В основе его лежит рассмотрение организации как целостной единой системы, в которой координируется работа всех её подсистем и элементов, а также учитываются и регулируются многообразные связи с внешней средой.

Ситуационный подход может рассматриваться как один из видов системного подхода. При ситуационном подходе главное внимание органа управления сосредоточивается на конкретной проблемной ситуации, для разрешения которой подбираются конкретные методы управления.

Дело обстоит следующим образом: каждой ситуации соответствуют свои методы управления, меняется ситуация — меняются методы. Но сначала проводят ситуационный анализ, для которого разработаны свои методы, например, метод «мозгового штурма», метод экспертных оценок, кейс-метод и др. Затем определяются наиболее значимые ситуационные факторы, способные повлиять на результаты будущей деятельности. Например, планирование изменения только одного важного фактора в работе профессионального лицея, а именно, введения в его учебный план дополнительной ступени, позволяющей учащимся на базе начального профессионального образования на конкурсной основе получать среднее профессиональное образование, может кардинально изменить многое в работе учебного заведения. Поэтому эксперты должны просчитать изменение сопутствующих ситуационных факторов: насколько потребуется продлить срок обучения, какие понадобятся новые преподаватели, какие потребуются новые учебные кабинеты, лабо-

ратории, учебники и пособия, как освоить новые формы (курсовое и дипломное проектирование) и новые технологии обучения, где найти источник финансирования и т.д. Прогнозируются также ожидаемые последствия: значительное усложнение образовательного процесса, возможно, нежелание некоторых педагогов перестроиться, возникновение почвы для конфликтов и др.; вместе с тем появление новых, и очень сильных, мотивов учебной деятельности, повышение значимости и эффективности образования, возрастание роли моральных стимулов в работе педагогов (при стабильном действии материальных). На основании полученных данных планируется будущая деятельность профессионального лицея.

При ситуационном подходе наиболее эффективными считаются те методы, которые являются наиболее подходящими для данной управленческой ситуации, а принимаемые решения должны наиболее адекватно учитывать влияние факторов внешней и внутренней среды [7].

Библиографический список

1. Веснин, В. Р. Менеджмент : учеб. [Текст]. — 3-е изд., перераб. и доп. / В. Р. Веснин. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.

2. Российская Федерация. Законы. Основы законодательства Российской Федерации о культуре : федер. закон РФ [от 09.10.1992 г. № 3612-1] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req = doc (дата обращения: 13.10.2014).

3. Анализ сферы культуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://dooword.ru/docs/1105/index-3603.html. page = 6 (дата обращения: 13.10.2014).

4. Структура расходов федерального бюджета к общему объему расходов в 2011 — 2014 годах [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://refdb.ru/look/2176193-p5.html (дата обращения: 12.12.2014).

5. Гражданский кодекс РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.gk-rf.ru/statia298 (дата обращения: 12.12.2014).

6. Кафидов, В. В. Управление персоналом : учеб. пособие [Текст] / В. В. Кафидов. — СПб. : Питер, 2009. — 240 с.

7. Пернай, Н. В. Проблемы образовательного менеджмента // Научные подходы к управлению [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.pl63.edu.ru/arhiv/7/menedg.html (дата обращения: 25.12.2014).

>

КАМНЕВ Александр Валерьевич, аспирант кафедры социально-культурной деятельности Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского; преподаватель Омского областного колледжа культуры и искусств.

Адрес для переписки: prime-omsk@ya.ru

Статья поступила в редакцию 26.12.2014 г. © А. В. Камнев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.