Научная статья на тему 'Инновационное развитие сферы культуры как фактор роста экономики страны'

Инновационное развитие сферы культуры как фактор роста экономики страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / CULTURAL INSTITUTION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / MANAGEMENT BY OBJECTIVES / FINANCIAL PLANNING / HUMAN CAPITAL ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусейнова Г. М., Гусейнов А. М.

Рассмотрены содержание, задачи, финансовое обеспечение государственных учреждений культуры, вопросы инновационного развития социально-культурной сферы; особое внимание уделено анализу экономических механизмов, позволяющих учреждениям культуры эффективно развиваться в условиях экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF CULTURAL SECTOR AS A FACTOR THE GROWTH OF THE ECONOMIC OF THE COUNTRY

The content, objectives, financial support of public institutions of culture, the problematic issues of the social and cultural sphere are described in this article. Special attention was given to the analysis of economic mechanisms that allow the cultural institutions to develop effectively in the context of the economic crisis.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие сферы культуры как фактор роста экономики страны»

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР РОСТА ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

Г.М. Гусейнова, кандидат экономических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. А.М. Гусейнов.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр»

Рассмотрены содержание, задачи, финансовое обеспечение государственных учреждений культуры, вопросы инновационного развития социально-культурной сферы; особое внимание уделено анализу экономических механизмов, позволяющих учреждениям культуры эффективно развиваться в условиях экономического кризиса.

Ключевые слова: учреждение культуры, инновационное развитие, программно-целевой метод, финансовое планирование, человеческий капитал

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF CULTURAL SECTOR AS A FACTOR THE GROWTH OF THE ECONOMIC OF THE COUNTRY

G.M. Guseinova. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. A.M. Guseinov. Saint-Petersburg State budgetary healthcare Institution «Medical information and analytical Center»

The content, objectives, financial support of public institutions of culture, the problematic issues of the social and cultural sphere are described in this article. Special attention was given to the analysis of economic mechanisms that allow the cultural institutions to develop effectively in the context of the economic crisis.

Keywords: cultural institution, innovative development, management by objectives, financial planning, human capital assets

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие каждого человека, как личности. В этом направлении значительная роль принадлежит культуре. «... Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» [1]. Для удовлетворения культурных потребностей населения в Российской Федерации функционирует множество учреждений культуры, деятельность которых регламентируется государством. В свою очередь, социально-культурная сфера оказывает прямое влияние на формирование человеческого капитала - основного социального и производственного фактора развития экономики и общества, что приобретает особую значимость в условиях необходимости вывода страны из экономического кризиса. Кроме того, современные реалии экономического кризиса создают необходимость и условия переориентации туристических направлений на внутренний рынок. Рассматриваемые вопросы приобретают особую актуальность в условиях предъявления санкций со стороны западных стран из-за ситуации вокруг Украины, Сирии, волатильности курса валют и необходимости привлечения дополнительных доходов в государственный бюджет, источников финансирования в экономику страны.

Переход к рыночным отношениям в России начиная с 90-х гг. предыдущего века, глобальные экономические кризисы последних лет глубоко затронули экономические, политические и социально-культурные аспекты страны, что вызвало необходимость

инновационного развития социально-культурной сферы. «Инновация - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком, является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации» [2].

К значительным инновациям в регулировании вопросов деятельности государственных учреждений культуры привело разграничение полномочий в рассматриваемой области между федеральными, региональными органами власти Российской Федерации и местным самоуправлением. Учреждения культуры имеют возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, что могло бы внести существенный вклад и в развитие экономики страны.

Возможность рассмотрения потенциала сферы культуры как существенного фактора укрепления устойчивости экономики страны обусловлен также следующим фактом: «...Россия занимает девятое место из 133 стран мира по числу культурных объектов. Однако богатейший природный и историко-культурный потенциал Российской Федерации используется, по экспертным оценкам, не более чем на 20 %. Это связано с тем, что культурно-исторические центры России плохо представлены в мировом информационном пространстве, и лишь малая часть культурно-исторических центров охвачена туристской инфраструктурой.» [3].

Все вышеперечисленное требует переосмысления и преобразования культурной политики страны - ее предмета, целей, задач, основных направлений, методов стимулирования и т.д. Особенно значимыми целями в развитии социально-культурной сферы стали развитие национальной культуры и туризма, организация досуга граждан, эффективное использование бюджетных средств.

Культура (от латинского cultura - воспитание, развитие, почитание) - определенный историей уровень общества, человеческих способностей и творческих сил, который выражен в разнообразных формах деятельности людей, включая создаваемые ими материальные и духовные ценности.

Учреждение - унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера [4, ст. 123.21].

Таким образом, учреждение культуры - это организации культуры, которые созданы для выполнения определенной культурной миссии. Цели учреждений культуры определяются стратегическими интересами общества в сфере культуры, культурной политикой Российской Федерации.

Деятельность учреждений культуры регламентируется, в том числе, Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Организация культуры возмещает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений. Учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного и автономного учреждения:

а) осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного и автономного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату;

б) обеспечивает в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование расходов на содержание, сохранение и пополнение государственной части Музейного фонда Российской Федерации, библиотечных, архивных фондов, а также сохранение и использование объектов культурного наследия, переданных бюджетному и автономному учреждению.

Право организации культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от российских и зарубежных юридических и физических лиц, международных организаций не ограничивается [5, ст. 46]. Государственные и муниципальные организации

культуры вправе также вести приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации [5, ст. 47]. Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом организации культуры.

Авторы считают необходимым обратить внимание на особенности финансового планирования деятельности учреждений культуры в зависимости от их статуса. При планировании финансовой деятельности муниципальных и государственных учреждений культуры бюджетную смету составляют лишь получатели бюджетных средств, такие как: казенные учреждения, бюджетные учреждения, в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Планы финансово-хозяйственной деятельности составляют бюджетные учреждения, которым предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг из соответствующего бюджета бюджетной системы в соответствии с муниципальным или государственным заданием, а также автономные учреждения. В Санкт-Петербурге, например, финансовое обеспечение государственных учреждений культуры на 80 % состоит из государственных субсидий на выполнение государственных заданий. Государственное задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ) [6, ст. 6].

В финансировании культуры, как и других отраслей, в последние годы широко применяется программно-целевой метод бюджетного финансирования развития культуры и туризма. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 317 утверждена государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг., целью которой является реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию [7].

Цель программы предполагает решение следующих задач:

1) сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации;

2) повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма;

3) создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма [7].

Целевые индикаторы и показатели программы:

а) доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения;

б) прирост количества культурно-просветительских мероприятий, проведенных организациями культуры в образовательных учреждениях, по сравнению с 2012 г.;

в) количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 г.;

г) прирост числа лауреатов международных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2012 г. и др.

На реализацию программы из федерального бюджета предусмотрены значительные суммы финансирования. Общий объем бюджетных ассигнований составляет 907 894 323,8 тыс. руб.

Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» культуру и туризм относит к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому участие субъектов Российской Федерации в реализации запланированных мероприятий является одним

из важнейших условий эффективности программы. Объем бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на решение задач программы предусмотрен в сумме 1 920 747 089,87 тыс. руб. [8].

В современном российском обществе важнейшая роль в управлении развитием культуры принадлежит экономическим методам государственного регулирования. В частности, для улучшения финансового состояния учреждений культуры предусмотрены льготы по налогу на добавленную стоимость [9, ст. 149] и таможенным платежам [10]. Так, в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса Российской федерации (НК РФ) многие услуги, оказываемые учреждениями культуры и искусства, освобождаются от обложения НДС:

1) предоставление на прокат аудио- и видеоносителей, находящихся в фондах учреждений культуры, музыкальных инструментов, звукотехники, театральных костюмов, реквизита, обуви, бутафории, сценических постановочных средств, культурного инвентаря; звукозапись зрелищно-развлекательных и культурно-просветительских мероприятий, театральных зрелищ, изготовление копий звукозаписей, находящихся в фонотеке; изготовление копий в учебных целях, изготовление учебных пособий, фото-и ксерокопирование, репродуцирование, микрокопирование с музейных экспонатов, печатной продукции, документов, находящихся в фондах учреждений культуры; составление справок, каталогов и списков экспонатов, материалов и других предметов из фондов учреждений культуры; предоставление в аренду концертной или сценической площадки иному бюджетному учреждению культуры и искусства, а также реализация билетов;

2) реализация входных билетов и абонементов на театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия, аттракционы в зоопарках, парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, формы которых утверждены в качестве документов строгой отчетности;

3) реализация программ, буклетов, каталогов на концерты и спектакли.

К учреждениям культуры и искусства в целях применения гл. 21 НК РФ относятся кино-концертные организации и коллективы, театры, концертные и театральные кассы, библиотеки, выставки, музеи, цирки, дома и дворцы культуры, дома (в частности, кино, литератора, композитора), клубы, планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро, ботанические сады и зоопарки, заповедники, национальные, природные и ландшафтные парки.

Услуги в сфере культуры также освобождены от таможенных пошлин и налогов, что направлено на оказание содействия развитию внешнеэкономических связей между странами. При оказании услуг часто применяется процедура временного ввоза (допуска) и временного вывоза. Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предусмотрено в отношении перечня товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки». Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется на срок не более одного года. В случае продления срока временного ввоза товаров, указанных в перечне, свыше одного года, применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Временный вывоз - таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории Таможенного союза с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта, то есть товары, вывозимые в связи с мероприятиями в сфере культуры, временно вывозятся без уплаты таможенных платежей.

Следует указать также льготы, предусмотренные по налогу на имущество организаций для объектов культурного наследия федерального [9] и регионального значения [11].

Финансирование в сфере культуры характеризуется следующими показателями:

1) доля бюджетного финансирования в структуре доходов организаций культуры достигает 80 %;

2) реальная потребность в капитальных вложениях, связанных с содержанием и реконструкцией объектов культурного наследия оценивается в 100-600 млрд руб., что более чем в 10 раз превышает объемы, предусмотренные бюджетом;

3) ежегодные невосполнимые потери по разрушающимся и утраченным объектам составляют миллиарды рублей;

4) более 90 % занятых в сфере культуры (около 1200 тыс. чел.) являются работниками бюджетной сферы. Средняя заработная плата работников учреждений культуры значительно ниже средней заработной платы работающего населения по России в целом [3].

Вышеизложенные факты требуют поиска дополнительных решений, которые могли бы обеспечить возможность сохранения объектов культуры и культурных ценностей, а также создали бы такие экономические механизмы, которые позволили бы культуре развиваться в условиях глобального мирового экономического кризиса с большей эффективностью. В условиях ограниченности финансовых ресурсов государство не готово должным образом финансировать государственные учреждения культуры и поэтому дальнейшее развитие этой отрасли в Российской Федерации напрямую зависит от привлечения в данную сферу негосударственных организаций, которые способны вложить финансовые средства в дополнение к бюджетным источникам. Один из таких инновационных способов - это государственно-частное партнерство, то есть взаимодействие государства и экономических субъектов для достижения общих целей экономического развития социально-культурной сферы.

К числу основных причин заинтересованности частного бизнеса в государственно -частном партнерстве можно отнести следующие мотивы:

- возможность доступа в те сегменты экономики, где раньше роль бизнеса была минимальна;

- поддержка государства при реализации крупномасштабных проектов с большими сроками окупаемости и недостаточно высокой рентабельностью;

- повышение роли бизнеса в ключевых направлениях политики в сфере культуры [12].

В российской сфере культуры и туризма накоплен значительный потенциал,

не имеющий должной реализации на практике. Для создания новой волны развития отечественной культуры, продвижения новых продуктов культуры и их сохранения необходимо создание условий для такого партнерства государства и частного капитала, которое было бы выгодно обеим сторонам. Необходимы поиски моделей согласования стратегических целей социально-культурной политики государства и ориентирование бизнеса на прибыль. Успех внедрения государственно-частного партнерства главным образом зависит от законодательного регулирования на федеральном уровне. Новизна поставленной задачи предполагает разработку концепции развития государственно-частного партнерства в отрасли культуры, ее утверждение в качестве основополагающего документа, определяющего политику Министерства культуры в данном направлении.

Экономическая безопасность и устойчивость развития отдельных регионов в совокупности является одним из решающих факторов экономического роста страны в целом. Регион (лат. regio - «страна», «область») - определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов; в России используется в значении территориальной единицы государства как общее название субъекта Федерации. Каждый регион обладает уникальным географическим положением [13]. При обеспечении устойчивого развития каждого отдельно взятого региона необходимо учитывать его

экономический и социальный потенциал. В частности, Республика Башкортостан, Алтайский край обладают уникальным ландшафтом и природными объектами, Москва и Санкт-Петербург - памятниками культурно-исторического наследия. Учитывая огромный потенциал Санкт-Петербурга в сфере культуры, авторы выбрали в качестве объекта анализа именно названный регион, проанализировали потенциальные возможности развития сферы культуры как важного фактора роста экономики региона.

Самыми многочисленными учреждениями культуры в Российской Федерации являются театры, музеи, библиотеки. Анализ деятельности многих театров, функционирующих на территории Санкт-Петербурга, позволил авторам разработать ряд предложений по улучшению их финансового состояния путем привлечения большего количества зрителей. Авторы предлагают театрам применять более современные технологии для оформления сценографии:

- применение инновационных технологий, таких как 3ё-эффект декораций, достигающихся с помощью прозрачной «стены», на которую проецируется изображение;

- применение 3ё-экрана, при котором зрители смотрят спектакль в специальных

очках;

- включение в состав труппы известных медийных артистов.

Особое внимание необходимо уделить тщательному подбору репертуара. Учитывая значение человеческого капитала, можно предложить театрам нанимать на работу талантливых режиссеров, которые уже не раз показали свой высокий уровень мастерства на других площадках страны.

Подобные исследования актуальны и на примере музеев, парков отдыха, так как совершенствование их деятельности имеет особую значимость в современных условиях необходимости развития внутреннего туризма, поиска дополнительных источников доходов бюджета, привлечения частного капитала в целях более полного использования социального и экономического потенциала сферы культуры для обеспечения экономической безопасности страны.

Литература

1. Конституция Рос. Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с изм. от 21 июля 2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Инновация // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 05.10.2016).

3. Государственное управление и экономика в сфере культуры: современное состояние и перспективы развития: материалы Межвуз. науч.-практ. конф. СПб.: СевероЗападный ин-т повышения квалификации ФНС России, 2013. 135 с.

4. Гражданский кодекс Рос. Федерации (часть первая): Федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 3 июля 2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон Рос. Федерации от 9 окт. 1992 г. № 3612-I (с изм. от 28 нояб. 2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Бюджетный кодекс Рос. Федерации: Федер. закон от 31 июня 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. от 3 июля 2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы: Постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апр. 2014 г. № 317. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации: Федер. закон от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ (с изм. от 3 июля 2016 г.) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Налоговый кодекс Рос. Федерации (часть вторая): Федер. закон от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. от 3 июля 2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки: Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 331 (с изм. от 1 сент. 2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. О налоге на имущество организаций: Закон Санкт-Петербурга от 26 нояб. 2003 г. № 684-96 (с изм. от 25 дек. 2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Гусейнов А.М., Гусейнова Г.М. Потенциал сферы культуры как фактор устойчивости регионов // Экономика МЧС России. Управление. Инновации. Ресурсы. 2015. № 2. С. 19-23.

13. Регион // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 16.02.2016).

References

1. Konstitucija RF (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g. (s izm. ot 21.07.2014 g.). Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

2. Innovacija // Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (data obrashhenija: 05.10.2016).

3. Gosudarstvennoe upravlenie i jekonomika v sfere kul'tury: sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija. Materialy mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. goda. SPb.: Severo-Zapadnyj institut povyshenija kvalifikacii FNS Rossii, 2013. 135 s.

4. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaja): Federal'nyj zakon ot 30.11.1994 № 51-FZ (s izm. ot 03.07.2016 g.). Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

5. Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o kul'ture: Zakon RF ot 9.10.1992 g. № 3612-I (s izm. ot 28.11.2015 g.). Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

6. Bjudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 31.06.1998 № 145-FZ ( s izm. ot 03.07.2016 g.). Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

7. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie kul'tury i turizma» na 2013-2020 gody: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 317. Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

8. Ob obshhih principah organizacii zakonodatel'nyh (predstavitel'nyh) i ispolnitel'nyh organov vlasti sub#ektov Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 06.10.1999 g. № 184-FZ (s izm. ot 03.07.2016 g.). Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

9. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraja): Federal'nyj zakon ot 05.08.2000 g. № 117-FZ (s izm. ot 03.07.2016 g.). Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

10. Ob utverzhdenii perechnja tovarov, vremenno vvozimyh s polnym uslovnym osvobozhdeniem ot uplaty tamozhennyh poshlin, nalogov, a takzhe ob uslovijah takogo osvobozhdenija, vkljuchaja ego predel'nye sroki: Reshenie Komissii Tamozhennogo sojuza ot 18.06.2010 № 331 (s izm. ot 01.09.2015). Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

11. O naloge na imushhestvo organizacij: Zakon Sankt-Peterburga ot 26.11.2003 g. № 684-96 (s izm. ot 25.12.2015 g.). Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

12. Guseinov A.M., Guseinova G.M. Potencial sfery kul'tury kak faktor ustojchivosti regionov // Jekonomika MChS Rossii. Upravlenie. Innovacii. Resursy. 2015. № 2. S. 19-23.

13. Region // Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (data obrashhenija: 16.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.