Научная статья на тему 'Методы бережливого производства при совершенствовании деятельности подразделения вуза'

Методы бережливого производства при совершенствовании деятельности подразделения вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образовательные услуги / потребитель / процесс обучения / концепция бережливого производства / educational services / consumer / learning process / concept of Lean production

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.С. Добролинский, Н.Г. Николаева, С.М. Горюнова, Р.Н. Исмаилова

Рассматривается возможность применения подходов и методов бережливого производства при анализе и совершенствовании деятельности кафедры, определяются семь категорий потерь по аналогии с категоризацией производственных потерь. Анализируются данные анкетирования профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала и опроса студентов, описываются потери образовательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.С. Добролинский, Н.Г. Николаева, С.М. Горюнова, Р.Н. Исмаилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Lean Production in Improving the Activities of the University Unit

We have shown the possibility of applying Lean production approaches and methods in analyzing and improving the activities of department. It’s one of the most important structural divisions of the university. Seven categories of losses are defined by analogy with the categorization of production losses. The analysis of the data of the questionnaire of the teaching staff, teaching and support staff and the survey of students was carried out. Based on the analysis, the losses of the educational process are described, taking into account the specifics of the process under consideration and the necessary adaptation. The scoring of all types of losses is conducted, the results are presented graphically. The most critical categories of losses have been identified. A fragment of the analysis on the category of Unnecessary movement is given, a description of losses is given, implementation at the department, an assessment is made, ways to minimize losses and recommendations. A pie chart is presented showing the ratio of estimates by loss categories in percentage terms. The analysis of losses estimated below four points, in particular, Poor workplace organization, was carried out. The application of the 5S Lean production method is shown. The object of research is the laboratory premises of the department. The current state of laboratories, as well as areas that require optimization, has been revealed. For each step of the 5S method, 5 criteria were identified, an assessment was carried out on a five-point system, comments were given, recommendations were given aimed at implementing the step and implementing this method. The results of the audit on four steps and a generalized petal diagram on five steps of the 5S method are presented.

Текст научной работы на тему «Методы бережливого производства при совершенствовании деятельности подразделения вуза»

Методы бережливого производства при совершенствовании деятельности подразделения вуза

Рассматривается возможность применения подходов и методов бережливого производства при анализе и совершенствовании деятельности кафедры, определяются семь категорий потерь по аналогии с категоризацией производственных потерь. Анализируются данные анкетирования профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала и опроса студентов, описываются потери образовательного процесса

С.С. Добролинский1

ФГБОУ ВО «КНИТУ», sergeykazan116@gmail.com

Н.Г. Николаева2

ФГБОУ ВО «КНИТУ», канд. хим. наук, natalia0205@yandex.ru

С.М. Горюнова2

ФГБОУ ВО «КНИТУ», канд. хим. наук, доцент, svetlanagoryunova@yandex.ru

Р.Н. Исмаилова2

ФГБОУ ВО «КНИТУ», канд. хим. наук, isma_70@mail.ru

1 магистрант кафедры, г. Казань, Республика Татарстан, Россия

2 доцент кафедры, г. Казань, Республика Татарстан, Россия

Для цитирования: Добролинский С.С., Николаева Н.Г., Горюнова С.М., Исмаилова Р.Н. Методы бережливого производства при совершенствовании деятельности подразделения вуза // Компетентность / Competency (Russia). — 2023. — № 3. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-3-38-43

ключевые слова

образовательные услуги, потребитель, процесс обучения, концепция бережливого производства

нализ требований работодателей и студентов, обсуждение которых было проведено в предыдущих статьях [1, 2], показал, что каждая сторона потребителей образовательных услуг, оказываемых кафедрой, заинтересована во внедрении в процесс обучения современного оснащения, новых приемов обучения, изучения различных методов управления качеством и предприятием и т.д.

С целью дальнейшего анализа и совершенствования деятельности кафедры, были использованы подходы и методы бережливого производства (БП). Следует отметить, что такие ме-

тоды достаточно успешно внедряются в том числе в социальных сферах, в частности в области образовательной деятельности [3-10]. Внимание концепции бережливого производства при создании ценности для потребителя сосредоточено на увеличении возможностей процессов и улучшении их характеристик. А это реализуется через выявление действий, создающих (добавляющих) и не создающих (не добавляющих) ценность процессам оказания образовательной услуги, а также сокращение всех видов потерь и вовлечение в работу персонала.

В рамках концепции БП примени-

Таблица

Результаты опроса и анализа по категории «Излишние перемещения» (фрагмент)

[Results of the survey and analysis for the category Extra movements fragment)]

Описание потерь [Description of losses] Реализация на кафедре [Implementation at the department] Оценка, балл [Evaluation, point] Способы минимизации потерь [Ways to minimize losses]

Дефицит аудиторий, необоснованная смена аудитории, вынужденный поиск аудиторий в перерывах По данным анкетирования ППС, 12 из 21 человека (57 %) высказали мнение, что такая проблема стоит крайне остро. Необходимость в определенной аудитории связана с ее оснащенностью (например, оргтехникой или мультимедийными устройствами) 2 Предварительная проверка оснащенности аудиторий,согласование расписания, четкое следование расписанию

Отсутствие и поиск необходимых материалов/вещей для проведения занятия По данным анкетирования, 91 % ППС и 25 % УВП отметили критичность данной проблемы и связанные с ней потери времени занятий (добавляющего ценность), информативности и качества занятий 2 Применение метода 5S, предварительная проверка оснащенности аудиторий в соответствии с закрепленной ответственностью

Нестыковка между местоположением аудитории и временем занятия Потери возникают как у преподавателей, так и у студентов из-за удаленности корпусов, необоснованной минимизации времени на переезд 4 Оптимизация расписания занятий с учетом местоположения студентов, преподавателя

Плохая организация рабочего места Проблема плохой организации рабочего места отмечена УВП (25 %), это снижает эффективность лабораторных работ и занятий (неудобное расположение материалов, реактивов или инструментов, отсутствие маркировки и инструкций у рабочих стендов) 3 Внедрение метода 5S

Компетентность / Competency (Russia) 3/2023 lyyii—I II—П\|-^1УУ11—I 1~Г 1Q

DOI: 10.24412/1993-8780-2023-3-38-43 МСПСДЖМЕП! 39

Балл 5

4

3 2 1

Категория «Перепроизводство»

" ■ Невостребованность специальностей

■ Избыточный выпуск специалистов на рынок

_ I Дублирование бумажных документов в электронный формат

_ I Дублирование задач/документации

Перепроизводство научных знаний

Потери

Балл 5

Категория «Излишнее перемещение»

I Дефицит и необоснованная смена аудитории, вынужденный поиск аудиторий в перерывах

I Отсутствие и поиск необходимых материалов/вещей для проведения занятия

Нестыковка между местоположением аудитории и временем занятия

Плохая организация рабочего места

Потери

Балл 5

Категория «Ожидание»

I Задержка в актуализации научных и учебных материалов

I Простой из-за неисправности оборудования

Нестыковки в расписании и отмена занятий

Невозможность замены преподавателя или лаборанта в его отсутствие

Несовершенство коммуникации

Потери

0

4

3

2

0

Балл 5

4

3 2

1 0

Категория «Излишняя обработка»

Потери

I Большое количество документации/ отчетов, необходимых для организации образовательного процесса

I Ошибки в документации и их исправление

Неоптимальная последовательность в дисциплинах/дублирование части знаний

Выполнение студентами большего объема работ, чем требуется работодателю

Балл 5

Категория «Излишние запасы»

Потери

I Потенциал ППС используется неэффективно: менее квалифицированные преподаватели читают ключевые курсы

Неравномерная нагрузка на преподавателя при приеме заданий от студентов

Избыток неиспользуемой оргтехники, приборов, реактивов, посуды

Чрезмерно большое количество информации без ранжирования по важности для студентов

Балл 5

Категория «Дефекты и брак»

Потери

Доля выпускников, чья компетентность оценивается работодателями как неудовлетворительная

Снижение качества подготовки специалиста из-за несовершенной системы контроля сформированности компетенций

Количество (доля)отчисленных студентов

Плохая оснащенность современным оборудованием

4

3

2

0

4

3

2

0

Балл Категория ««Неиспользованный человеческий потенциал»

5 4 3

I

2 1 0

Потери

Слабая связь между руководством и сотрудниками, сотрудниками и студентами

I Отсутствие применения учебно-методических и научных разработок

тельно к производственным процессам рассматриваются 7 видов потерь, по предложению Тайити Оно: перепроизводство, излишняя обработка, излишнее перемещение, излишние запасы, ожидание, дефекты и брак, неиспользованный человеческий потенциал. Конечно, образовательный процесс

имеет свою специфику, поэтому адаптация при выявлении потерь необходима [3, 6], однако названия категорий потерь были оставлены прежними, поскольку такая категоризация является понятной и общепринятой.

На основании данных анкетирования профессорско-преподаватель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Оценки по семи категориям потерь [Estimates for seven loss categories]

справка

Тайити Оно (1912-1990) — выдающийся японский бизнесмен, с 1978 г. — председатель совета директоров компании Toyota Spinning and Weaving.

Был сотрудником корпорации Toyota и постепенно поднялся по служебной лестнице до руководителя компании. Будучи инженером, Тайити Оно разработал систему управления затратами «канбан», бережливое производство (метод Lean), метод «Точно в срок». Этой системы компания придерживается до сих пор

ского состава и учебно-вспомогательного персонала, результатов опроса студентов, данных отчетов различных структурных подразделений вуза были сформулированы и описаны потери, сгруппированные по 7 видам (категориям).

Кроме того, потери также были оценены респондентами, им были присвоены баллы от 1 до 5, где 1 балл означает, что данная проблема/потери присутствуют, а 5 баллов — отсутствуют. Результаты анализа с оценками по 7 видам (категориям) потерь представлены на рис. 1 в виде столбчатых графиков.

Были выявлены две наиболее критичные категории потерь: «Излишнее перемещение» и «Ожидание». Пример фрагмента анализа по категории «Излишнее перемещение» представлен в таблице (без конкретизации).

Подобный анализ был проведен по всем категориям потерь, особое внимание уделялось тому, как данные потери проявляются на кафедре и какие возможности их снижения существуют.

Соотношение оценок по категориям потерь представлено на круговой диаграмме (рис. 2). Более трети видов потерь (65 %) имеют высокие баллы, что означает отсутствие потерь, их минимальное значение или возможность решения минимальными усилиями.

Потери, которые набрали меньшее количество баллов (три или два балла) и составляют 35 %, требуют дальнейшей детальной проработки.

Поскольку среди потерь были выделены «Плохая организация рабочего места» и связанное с этим «Отсутствие и поиск необходимых материалов/ вещей для проведения занятий», был применен метод 5S. Этот метод, наряду со стандартизацией и картированием потока создания ценности (VSM), является одним из наиболее часто применяемых. Как правило, он применяется одним из первых, поскольку позволяет практически без затрат сокращать потери и трудностей с его внедрением нет. Кроме того, метод 5S направлен на мотивацию и вовлечение персонала в процесс улучшений.

В качестве объекта исследования выбрано семь лабораторных помещений кафедры. В них проходят практические и лабораторные занятия со студентами, а также ведутся научно-исследовательские работы. Внедрение 5S в лабораториях может существенно повысить безопасность, качество и удобство проведения работ, а также снизить потери. Был проведен осмотр и фотосъемка лабораторий, опрос сотрудников, ответственных за данные лаборатории.

Рис. 2. Соотношение оценок по 7 категориям потерь

[Ratio of estimates for seven loss categories]

1) Потери, связанные

с большим количеством документов, отчетов, необходимых для организации образовательного процесса

2) Неравномерная нагрузка на преподавателя при приеме заданий от студентов

3) Невозможность замены преподавателя или лаборанта в его отсутствие

4) Количество (доля) отчисленных студентов

5) Нестыковки в расписании и отмена занятий

6) Плохая организация рабочего места

[ПРОЦЕНТ] 4 балла

65 %

[ПРОЦЕНТ] 5 баллов

1) Отсутствие и поиск необходимых материалов/вещей для проведения занятий

2) Несовершенство коммуникации

3) Плохая оснащенность современным оборудованием

4) Дефицит аудиторий, необоснованная смена аудитории

МЕНЕДЖМЕНТ 41

Балл

5

Балл

5

4 3 2 1 0

Критерии

«1С» Сортировка

" ■ В рабочих зонах нет лишних,

поврежденных или с истекшим — сроком службы вещей/приборов/ реактивов

■ Количество необходимых предметов/реактивов не превышает установленную норму в инструментальных тумбочках

■ Отсутствует не используемая по назначению мебель и оргтехника

I Личные вещи находятся в специально отведенных местах хранения

Инструкции актуальны и соответствуют требованиям

«3С» Содержание в чистоте

Критерии

I Содержатся в чистоте все инструменты, приспособления, оборудование, приборы

Отсутствуют скопления грязи, пятен, протечек в шкафах, на оборудовании

Все осветительные приборы исправны и включаются при работе. Провода закреплены, не спутаны, не мешают проходу (исключена возможность травм и повреждений)

Содержатся в чистоте элементы здания (стены, система вентиляции, окна, трубопроводы)

График уборки выполняется регулярно

Балл

5

4

«2С» Соблюдение порядка

Балл

5

4 3 2 1 0

Критерии

Присутствует навигация (схемы помещения)

Очевидное назначение шкафов, стеллажей, тумбочек с маркировкой Имеются указатели в местах хранения предметов. Указатели соответствуют предметам, которые там находятся Способ хранения исключает смешивание годной и бракованной продукции, хранение реактивов в неоригинальной упаковке и без оригинальной маркировки Места потенциальной опасности выделены

«4С» Стандартизация

Критерии

Применяются визуально понятные актуальные стандарты (рабочих мест, закрепления зон ответственности, СОП и др.)

I Доски информации содержат данные об ответственных лицах и их контактах, график уборки и т.д. Документы имеют определенные места хранения, в том числе электронные документы Назначены ответственные за соблюдение порядка и существуют планы действий по ликвидации причин загрязнений Используются визуальные средства определения

Для первичной систематизации ответов был подготовлен чек-лист проведения аудита. За основу взят стандартизованный список вопросов, представленный в ГОСТ Р 56906 [11]. Этот список доработан с учетом специфики исследуемого объекта. Ответы позволили выявить текущее состояние лабораторий и те области, которые требуют оптимизации.

По каждому шагу метода 5S было выделено по 5 критериев, выставлена оценка по пятибалльной системе, приведены комментарии, подтвержденные в ряде случаев фотографиями лабораторных помещений, даны рекомендации, направленные на реализацию шага и внедрение данного метода. При выработке рекомендаций частично опирались на ответы анкетирования, организованного среди учебно-вспомогательного персонала.

Результаты проведенного аудита по четырем шагам и обобщенной лепест-

1S

5S

4S

Текущее значение Максимальное значение

2S

3S

ковой диаграмме по всем пяти шагам метода 5S представлены на рис. 3. Визуализация оценок позволила выделить наиболее проблемные места при внедрении данного метода. Баллы по каждому шагу распределились следующим образом: ^ — 18 баллов, 2S — 13 баллов, 3S — 23 балла и 4S — 20 баллов.

Рис. 3. Результаты аудита по методу 5S [5S audit results]

3

2

0

справка

Кайдзен — это концепция, относящаяся к деловой деятельности, которая постоянно совершенствует все функции и вовлекает всех сотрудников, от генерального директора до рабочих. Философия кайдзен предполагает, что наша жизнь в целом должна быть ориентирована на постоянное улучшение

Статья поступила в редакцию 15.02.2023

Из рис. 3 следует, что поскольку по шагу 2S («Соблюдение порядка») было набрано меньшее количество баллов — 13, он является самым критичным. Из пяти критериев три оценены на 2 балла, что говорит о необходимости незамедлительной разработки и внедрения корректирующих действий, поскольку плохая организация работы кафедры по такому критерию, как «Исключено хранение реактивов в неоригинальной упаковке и без оригинальной маркировки», влечет за собой не только снижение эффективности ее функционирования, но и непосредственную угрозу здоровью студентов и сотрудников.

Поэтому при реализации данного шага требуется не только найти «дом» для каждого нужного предмета, но и зафиксировать это место,

разработав схемы навигации, составив списки оборудования/реактивов/ посуды. Фактически стандартизация начинается уже на данном этапе. Безусловно, это потребует значительных временных затрат при внедрении, однако в последующем минимизирует количество перемещений, исключит потери времени при поиске предметов, обеспечит требования безопасности. Поскольку важно, чтобы любой сотрудник лаборатории (в том числе и новый) или студент мог легко ориентироваться в лаборатории, опираясь на визуализацию, стандартизацию, четкую организацию рабочего пространства. Все это способствует мотивации сотрудников, вовлечению их в непрерывный процесс улучшений и снижения потерь за счет внесения предложений кайдзен. ■

Список литературы

1. Горюнова С.М. и др. Анализ и оценка деятельности структурного подразделения вуза / С.М. Горюнова [и др.] // Компетентность. — 2022. — № 9-10.

2. Добролинский С.С. Функциональное моделирование процессов структурного подразделения вуза // Вестник технологического университета. — 2022. — Т. 25. — № 12.

3. Глущенко В.В. и др. Методические аспекты бережливого производства образовательных услуг в университетах // Современные научные исследования и инновации. — 2021. — № 1.

4. Бурнашева Э.П. Использование инструментов бережливого производства в проектировании образовательного процесса // Интеграция образования. — 2016. — Т. 20. — № 1.

5. Лихошерстова Г.Н. Алгоритм формирования современной системы «Бережливое производство в вузе» // Научный результат. Экономические исследования. — 2019. — Т. 5. — № 1.

6. Владыка М.В., Горбунова Е.И., Полевой И.Н. Применение инструментов бережливого производства в системе высшего образования // Научный результат. Экономические исследования. — 2019. — Т. 5. — № 1.

7. Ваганова О.В., Кумаргей А.С. Повышение качества образовательных услуг на основе внедрения технологий бережливого производства в НИУ «БЕЛГУ» // Научный результат. Экономические исследования. — 2019. — Т. 5. — № 1.

8. Аджиенко В.Л. Бережливый вуз — инновационная модель управления университетом // Новые технологии. — 2021. — Т. 17. — № 2.

9. Тхориков Б.А., Захаров В.М. Инструменты бережливого управления кафедрой университета (Lean production): система 5S, канбан // Научный результат. Экономические исследования. — 2019. — Т. 5. — № 1.

10. Акмаева Р.И. и др. Практика применения философии БП в организациях высшего образования // Вестник АГТУ. Сер. Экономика. — 2019. — № 1.

11. ГОСТ Р 56906-2016. Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S) / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации; https://internet-law.ru/gosts/gost/61881/.

МПЕТЕНТНОСТЬ

ПО ОБЪЕДИНЕННОМУ КАТАЛОГУ «ПРЕССА РОССИИ»

Kompetentnost / Competency (Russia) 3/2023

ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-3-38-43

MANAGEMENT 43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Methods of Lean Production in Improving the Activities of the University Unit

S.S. Dobrolinskiy1, FSBEI HE Kazan National Research Technological University (FSBEI HE KNRTU), sergeykazan116@gmail.com

N.G. Nikolaeva2, FSBEI HE KNRTU, PhD (Chem.), natalia0205@yandex.ru

S.M. Goryunova2, FSBEI HE KNRTU, Assoc. Prof. PhD (Chem.), svetlanagoryunova@yandex.ru

R.N. Ismailova2, FSBEI HE KNRTU, PhD (Chem.), isma_70@mail.ru

1 Master's Student of Department, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia

2 Associate Professor of Department, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia

Citation: Dobrolinskiy S.S., Nikolaeva N.G., Goryunova S.M., Ismailova R.N. Methods of Lean Production in Improving the Activities of the University Unit, Kompetentnost' / Competency (Russia), 2023, no. 3, pp. 38-43. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-3-38-43

1. Goryunova S.M. et al. Analiz i otsenka deyatel'nosti strukturnogo podrazdeleniya vuza [Analysis and evaluation of the activity of the structural unit of the university], Kompetentnost', 2022, no. 9-10, pp. 11-15.

2. Dobrolinskiy S.S. Funktsional'noe modelirovanie protsessov strukturnogo podrazdeleniya vuza [Functional modeling of the processes of the structural unit of the university], Bulletin of Technological university, 2022, vol. 25, no. 12, pp. 122-129.

3. Glushchenko V.V. et al. Metodicheskie aspekty berezhlivogo proizvodstva obrazovatel'nykh uslug v universitetakh [Methodological aspects of Lean production of educational services at universities], Modern scientific research and innovation, 2021, no. 1, p. 34.

4. Burnasheva E.P. Ispol'zovanie instrumentov berezhlivogo proizvodstva v proektirovanii obrazovatel'nogo protsessa [The use of Lean production tools in the design of the educational process], Integration of education, 2016, vol. 20, no. 1, pp. 105-111.

5. Likhosherstova G.N. Algoritm formirovaniya sovremennoy sistemy Berezhlivoe proizvodstvo v vuze [Algorithm for the formation of a modern system of Lean production in higher education], Scientific result. Economic research, 2019, vol. 5, no. 1, pp. 33-42.

6. Vladyka M.V., Gorbunova E.I., Polevoy I.N. Primenenie instrumentov berezhlivogo proizvodstva v sisteme vysshego obrazovaniya [Application of Lean production tools in the higher education system], Scientific result. Economic research, 2019, vol. 5, no. 1, pp. 11-19.

7. Vaganova O.V., Kumargey A.S. Povyshenie kachestva obrazovatel'nykh uslug na osnove vnedreniya tekhnologiy berezhlivogo proizvodstva v NIU BELGU [Improving the quality of educational services based on the introduction of Lean production technologies in the NRU BELSU], Scientific result. Economic research, 2019, vol. 5, no. 1, pp. 3-10.

8. Adzhienko V.L. Berezhlivyy vuz — innovatsionnaya model' upravleniya universitetom [Lean university — innovative model of university management], New technologies, 2021, vol. 17, no. 2. pp. 111-120.

9. Tkhorikov B.A., Zakharov V.M. Instrumenty berezhlivogo upravleniya kafedroy universiteta (Lean production): sistema 5S, kanban [Instruments of lean management of the university department (Lean production): 5S system, kanban], Scientific result. Economic research, 2019, vol. 5, no. 1, pp. 60-76.

10. Akmaeva R.I. et al. Praktika primeneniya filosofii BP v organizatsiyakh vysshego obrazovaniya [The practice of applying the philosophy of LP in higher education organizations], Bulletin of ASTU. Ser. Economy, 2019, no. 1, pp. 96-112.

11. GOST R 56906-2016 Lean production. Organization of the workspace (5S); https://internet-law.ru/gosts/gost/61881/.

educational services, consumer, learning process, concept of Lean production

References

We have shown the possibility of applying Lean production approaches and methods in analyzing and improving the activities of department. It's one of the most important structural divisions of the university. Seven categories of losses are defined by analogy with the categorization of production losses. The analysis of the data of the questionnaire of the teaching staff, teaching and support staff and the survey of students was carried out. Based on the analysis, the losses of the educational process are described, taking into account the specifics of the process under consideration and the necessary adaptation. The scoring of all types of losses is conducted, the results are presented graphically. The most critical categories of losses have been identified. A fragment of the analysis on the category of Unnecessary movement is given, a description of losses is given, implementation at the department, an assessment is made, ways to minimize losses and recommendations. A pie chart is presented showing the ratio of estimates by loss categories in percentage terms. The analysis of losses estimated below four points, in particular, Poor workplace organization, was carried out. The application of the 5S Lean production method is shown. The object of research is the laboratory premises of the department. The current state of laboratories, as well as areas that require optimization, has been revealed. For each step of the 5S method, 5 criteria were identified, an assessment was carried out on a five-point system, comments were given, recommendations were given aimed at implementing the step and implementing this method. The results of the audit on four steps and a generalized petal diagram on five steps of the 5S method are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.