Научная статья на тему 'Методы арт-терапии в современной психиатрии'

Методы арт-терапии в современной психиатрии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
475
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / DEVIATING BEHAVIOUR / BOUNDARY CONDITIONS / АРТ-THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лавинская Е. С.

В статье рассмотрен ряд патогенных факторов, влияющие на психо-эмоциональное состояние школьников, а также современные методы арт-терапии, как способы коррекции отклоняющегося поведения детей в комплексной медико-психолого-педагогической коррекционной программе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы арт-терапии в современной психиатрии»

Лавинская Е.С. ©

Бакалавр педагогики, профиль подготовки: 540613 Психологическое сопровождение

образования лиц с проблемами в развитии

МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИАТРИИ

Аннотация

В статье рассмотрен ряд патогенных факторов, влияющие на психо-эмоциональное состояние школьников, а также современные методы арт-терапии, как способы коррекции отклоняющегося поведения детей в комплексной медико-психолого-педагогической коррекционной программе.

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, пограничные состояния, Арт-терапия. Keywords: deviating behaviour, boundary conditions, Арт-therapy.

Понятие «отклоняющееся поведение» при педагогическом подходе зачастую отождествляется с понятием «дезадаптация». Человек в обществе либо гармоничен и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация - всегда психосоматическая (души и тела) дезадаптация и протекает в трех формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной или капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения). [1, 2]

В более общем виде структуру школьной дезадаптации составляют: неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, конфликты с преподавателями, эмоциональные нарушения. Наиболее распространенные поведенческие отклонения, сочетающиеся со школьной дезадаптацией, - это дисциплинарные нарушения, прогулы, курение, хулиганство, воровство, гиперактивное и агрессивное поведение, оппозиционное поведение, ложь. Признаками более масштабной - социальной дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: совершение преступлений, побег из дома, регулярное употребление психоактивных веществ (летучие растворители, наркотики, алкоголь), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, фанатизм, зависимость от компьютерных игр или религиозных сект.

Дезадаптация у школьников проявляется, когда на первый план выступают трудности обучения и нарушения поведения. В подростковом возрасте данные отклонения могут стать причиной развития девиантного поведения. Девиантное поведение - это поведение, которое отклоняется от принятых в определенном обществе и в определенный период развития общества норм и ценностей, разделяемых большинством членов данного общества. Е. В. Змановская предлагает собственную классификацию поведенческих отклонений, основанную на таких ведущих критериях, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. В соответствии с этими критериями выделяются три основные группы отклоняющегося поведения: делинквентное (преступное), асоциальное (аморальное), аутодеструктивное (саморазрушительное). Все основные виды отклоняющегося поведения личности, безусловно, можно рассматривать как поведение разрушительное по своей сути, различающееся лишь по форме и направленности агрессивных действий - вовне или вовнутрь ( Змановская Е. В., 2003). [2, 27]

Среди детей и подростков увеличение численности лиц с отклонениями в развитии во многом обусловлено увеличением разнообразных отклонений в психофизическом развитии в целом. На современном этапе развития общества актуальность проблемы психологического и психофизического здоровья детей не вызывает сомнений. В последние годы неврологи, психотерапевты, практические психологи, педагоги отмечают рост количества детей, имеющих эмоциональные нарушения.

© Лавинская Е.С., 2016 г.

Эмоциональные нарушения - это нарушения, возникающие в эмоционально-волевой сфере в результате нарушения баланса между положительным и отрицательным переживанием ребенка.

В последнее время не только дети, обучающиеся в коррекционных учреждениях нуждаются в специализированной психолого-педагогической помощи, но также и воспитанники массовых школ и детских садов. У большинства таких детей не грубые, а стертые, пограничные формы отклонений, проявляющиеся в дефиците внимания, расстройствах эмоциональной сферы, характерологических, поведенческих девиациях и пр. Следствием этого становятся социальная дезадаптация , затруднения в формировании различных форм деятельности, прежде всего учебной, и нарушения процесса социализации.

Для возникновения различных вариантов пограничных состояний большое значение имеет так называемая органическая неполноценность, на которую обращал пристальное внимание П.Б. Ганнушкин, считавший, что в основе психопатий лежит «соматическая база». Понимание значения «органической неполноценности» в формировании психопатических характеров становится наиболее отчетливым при учете роли возрастного фактора в их развитии.

Как отмечает Г.Е. Сухарева (1970), в процессе развития ребенка приспособительные (адаптивные) механизмы оказываются недостаточными при незаконченном развитии различных органов и систем, прежде всего головного мозга, и при бурном росте, определяющем дисгармоническое развитие в периоды переходных фаз. Вследствие незаконченности онтогенетического развития мозга дети раннего возраста обладают повышенной чувствительностью к различным экзогенным воздействиям, определяемой неустойчивостью мозгового метаболизма. Результатом подобных воздействий оказывается появление микроорганической симптоматики и формирование дисгармоничных, инфантильных («ювенильных») черт характера. В последующем на этой «базе» легко развиваются психопатические личности.

Подходя к данному вопросу с эволюционно-генетических позиций, С.Н. Давиденков (1947) обращал внимание на младенчество, а также на периоды полового созревания, когда проявляются наследственно закрепленные и онтогенетически проявляемые дезадаптационные невротические механизмы. В результате формируется функциональная предрасположенность к возникновению пограничного состояния.

Здесь находит свое подтверждение точка зрения Л.С. Выготского (1960), согласно которой поражение определенной области мозга в раннем детстве системно влияет на «надстраивающиеся над нею» в процессе развития более высокие зоны коры и может привести к системному недоразвитию высших процессов и определяемой ими функциональной деятельности. Поражение этой же области в зрелом возрасте обычно вызывает лишь частные дефекты в системной деятельности, не затрагивающие уже сформированные виды активности функциональной системы, определяющей ту или иную сторону психической деятельности.

В основном симптомокомплекс любого пограничного состояния ограничивается гиперстеническими, гипостеническими нарушениями (неврастения), психастеническими, истерическими, циклотимическими расстройствами, навязчивостями, сенестоипохондрией, различными нарушениями сна и полиморфными вегетативными дисфункциями. Перечисленные основные симптомокомплексы дополняются (главным образом в детской практике) так называемыми моносимптоматическими невротическими расстройствами в виде анорексии, энуреза, заикания (логоневрозы), а также поведенческими реакциями типа реакций «протеста» и различными видами патологического развития личности. [3, 4]

Предпосылки школьных трудностей отмечаются уже с дошкольного возраста. Имеет место функциональная незрелость мозговых структур, и включает в себя: моторную неловкость, двигательную расторможенность, повышенную утомляемость, негативизм, рассеянность, инфантилизм, импульсивность, агрессию.

Причинами всего перечисленного могут выступать разнообразные патогенные факторы в виде расстройств центральной нервной системы, многочисленные хронические соматические заболевания, неблагоприятные социально-психологические условия в виде тяжелых эмоциональных переживаний, чаще всего связанных с неправильным семейным воспитанием, ситуациями вынужденного переселения, насилия и т. д.

Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Особенностями развития психики являются необратимость изменений, их направленность, закономерный характер. [4,84]

Наиболее детально разработанной является систематика психического развития ребенка, предложенная известным психиатром Г.К.Ушаковым(1973). [5,64] Если заглянуть в медицинские справочники, станет очевидно, что

выраженные психические расстройства встречаются от 2% до 5% населения. Разнообразие их весьма велико. В большинстве случаев в психиатрии принято деление заболеваний на "эндогенные", то есть возникшие, исходя из внутренних причин (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения), и "экзогенные", спровоцированные воздействием окружающей среды.

Влияние различных патогенных внутренних и внешних факторов приводит к нарушениям в развитии, изменяет морфологические и функциональные отношения в нервной системе организма ребенка. [4, 68]

Известно, что большинство патологических психологических состояний и психических болезней впервые появляются в кризисные периоды развития ребенка. Кризис 1 года, 3 лет, 7 лет, 12-13 лет и 14-17 лет. (Возрастные ступени отличаются относительностью и индивидуальностью). В тех случаях, когда отклонения поведения значительны и сопровождаются клиническими симптомами, дети нуждаются в консультации невропатолога, психиатра и иных специалистов.

Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе развития, но у этого единства есть две особенности: во-первых, оно изменяется в процессе развития; во-вторых, каждый из этих факторов имеет разный удельный вес в становлении различных психических функций. В развитии более простых психических функций велика роль биологических, наследственных факторов, в развитии более сложных психических функций - социокультурные.

Чем раньше возникли неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития. [4, 85]

У детей из семей с высоким социально-экономическим статусом последствия пре- и перинатальной патологии в основном исчезают к школьному возрасту, тогда как у детей из семей с низким социально-экономическим статусом они продолжают сохраняться (Н.Н.Заводенко, 2005). Ряд авторов отмечает влияние типа семьи на состояние здоровья детей. Так, по данным А.С.Григорьева и др.(1998), заболеваемость детей в неполных семьях в 1,7 раза выше, чем в полных семьях, особенно уязвимы дети из семей, в которых один из родителей находится или находился в заключении. Большое влияние на здоровье детей оказывает уровень образования родителей: чем ниже уровень образования родителей и социальное положение матери, тем выше вероятность низких показателей физического развития ребенка.

Одним из факторов риска, неблагоприятно влияющих на развитие и здоровье детей, являются различные варианты неправильного воспитания ребенка, которые требуют своевременного выявления. А.Е.Личко (1983) было подчеркнуто значение следующих видов неправильного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, противоречивое воспитание, воспитание ребенка вне семьи. Е.С. Ивановым (1980) также описываются определенные стили неправильного воспитания ребенка: воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, условия жестоких взаимоотношений, повышенной моральной ответственности, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи. [5,163-164]

Неправильное воспитание в семье и конфликты как ведущие источники психогений у детей и подростков с неврозами признаются большинством исследователей (Захаров А. И., 1972, 1982; Лебедев С. В, 1979; Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф., 1985). Большинство установок и комплексов родом из детства, как говорил Зигмунд Фрейд: «Невроз возникает на пороге отчего дома».

Психогенные изменения формирующейся личности детей обусловлены неудачно и драматически переживаемым опытом межличностных отношений, отсутствием возможности создания приемлемой "Я-концепции" с вытекающей из этого неустойчивостью самооценки, болезненно-чувствительным, эмоционально-неустойчивым и тревожно-неуверенным "Я". Навязанный и тем более внушенный опыт не может быть отторгнут усилием воли ребенка. Его можно пережить или переболеть им, когда он, подобно инородному телу, может быть отторгнут посредством невроза, выражением чего является аффект - эмоциональное расстройство. [6, 205]

На сегодняшний день можно выделить три крупных подхода к изучению проблемы неврозов и невротических расстройств - биологический, психологический и социокультурный.

Особую проблему представляет оценка качества жизни в тех случаях, когда ребенок воспитывается в условиях сиротского учреждения (Шипицына Л.М., 2007). Приводятся данные, по которым до 90% детей обнаруживают признаки различных форм замедленного темпа физического и / или нервно-психического развития, осложненных многочисленными видами хронических заболеваний, и лишь около 10% детей-сирот могут быть отнесены к группе так называемой "психофизической нормы". Отставание в нервно-психической сфере хотя бы по одному показателю отмечается у 98% детей-сирот младшего дошкольного возраста: чаще всего страдает речь, сенсорное развитие, действия с предметами, игра, изобразительная деятельность, мышление, память и внимание. У 44% детей-сирот выявляется энурез, у 33% - энкопрез. Для оценки механизма формирования такого состояния здоровья детей, помимо социальных сведений, необходимо знание генеалогического и биологического анамнеза. [5,165]

Изучая влияние пренатальной депривации на организм ребенка, Т.Я.Сафонова и др.(1990) отметили, что задержка внутриутробного развития плода в 1,6 раза чаще отмечалась при нежелательной беременности. Имеются сведения о выявлении перинатальной патологии у каждого второго ребенка, родившегося в результате нежелательной беременности и оставленного без родительской опеки с самого рождения. Примерно у 25-27% детей, родившихся в состоянии тяжелой асфиксии, имеются врожденные пороки развития мозга. На развитие и здоровье детей неблагоприятное влияние оказывает еще один важный фактор - отсутствие грудного вскармливания. Нежеланные дети характеризуются повышенным риском последующего возникновения психической патологии. [5,170-171]

Недостаточность общения и эмоционального тепла, особенно в первые годы жизни, весьма пагубно сказывается на психическом развитии ребенка. Последствиям детской эмоциональной депривации посвящено огромное количество исследований, одно из первых и наиболее полных среди них принадлежит Анне Фрейд и Шарлоте Бюлер. Именно они описали феномен, получивший название синдром госпитализма.

Указанные обстоятельства говорят о том, что депривационные ситуации - серьезная причина выраженных отклонений в развитии ребенка. Именно поэтому некоторые авторы вполне справедливо выделяют особую форму дизонтогенеза, обозначая термином «депривационные повреждения».

Если ребёнку недостаёт любви, возникают так называемые «психические отклонения», трудности характера, дефекты личности вплоть до душевных заболеваний. Дефицит внимания приводит к агрессивному и асоциальному поведению ребёнка как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых.

Социальная дезадаптация современных школьников - одна из проблем в обществе на сегодняшний день. Внешние социальные условия также являются важным фактором, действующим на поведение личности. К ним относятся:

• расовая и классовая принадлежность, этнические установки, социальный статус, субкультура, социальная группа, в которую включена личность;

• уровень и стиль жизни семьи, личности родителей, характер взаимоотношений в семье, психологический климат в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые взрослые люди;

• социально-экономическая ситуация в стране, государственная политика, традиции, мода, СМИ.

Психотерапия - это профилактика и коррекция нарушений формирования личности, психических и соматических последствий психической травматизации, коррекция систем притязаний, ценностей, потребностей, жизненного замысла и образа жизни с целью реабилитации и реадаптации дезадаптированного человека. [1,1] В связи с этими задачами и была создана данная программа.

В медико-психолого-педагогической коррекционной программе подробно рассмотрены следующие вопросы:

Глава 1. Патологические психологические состояния и психические заболевания в детском и подростковом возрасте на современном этапе развития общества ( признаки заболеваний, в зависимости от локализации поражения мозга, классификации вариантов дизонтогенеза, синдром госпитализма, дисгармоническое психическое развитие, психопатия, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, патологическое формирование личности, невропатия, невроз)

Глава 2. Актуальность вопроса дезадаптации современных школьников (психологические причины и факторы, влияющие на отклоняющееся поведение личности, происхождение и развитие невроза в детском возрасте, психотерапия в решении проблем дезадаптации детей)

Глава 3. Современные направления психотерапии в медико-психолого-педагогической программе

Глава 4. Использование сказкотерапии, мудротерапии, рисования, аппликации из цветной бумаги и занятий в технике оригами, в том числе модульного оригами в качестве методов арт-терапии

Приложения программы содержат: статус воспитанников школ-интернатов и детских домов и их психологические особенности; конспекты занятий; конструктор сказок; информацию для родителей; информационный уголок для детей.

Цель комплексной медико-психолого-педагогической коррекционной

программы направлена на коррекцию неадекватных реакций и форм поведения, улучшение межличностных отношений больного ребенка, что, в свою очередь, ведет к улучшению субъективного самочувствия и социального функционирования.

Основные задачи программы: снизить утомление, негативные эмоциональные состояния; формирование у пациента способности адекватно реагировать на возникающие психотравмирующие ситуации; развитие эмоционально-волевой регуляции поведения; формирование и совершенствование коммуникативных возможностей; коррекция межличностных отношений больного ребенка; коррекция самооценки, системы ценностей, потребностей, приведение притязаний в соответствие с психофизическими возможностями; формирование у детей способности к эмпатии, оптимистического отношения к реальности, позитивных интересов; формирование у пациента творческого познавательного интереса к окружающему миру; способствовать творческому самовыражению, развитию воображения; формирование эстетических чувств; повысить социальные адаптационные способности ребенка.

Использовались следующие виды работы:

Когнитивная психотерапия; Гештальт-терапия; Рациональная психотерапия; Имаготерапия (методы игровой психотерапии); Арт-терапия; Сказкотерапия; Библиотерапия; Кинотерапия; Групповая психотерапия; Семейная психотерапия; Использование техник оригами и мудро-терапии для развития мелкой моторики рук ребенка.

Применялись следующие методы в работе: эмоционально-активирующие (ролевые игры, рефлексия занятий); тренинговые; релаксирующие; коммуникативные; творческие; а также методы, направленные на отреагирование.

При составлении медико-психолого-педагогической программы были использованы готовые занятия предложенные такими авторами как В.И. Гарбузов, В.Ю. Слабинский,, Н. Б. Шевченко.

Условия проведения занятий, возрастной и количественный состав группы: Наиболее целесообразны следующие возрастные границы формирования групп: 5-6, 7-11, 12-15 и 16-18 лет. Количественный состав группы - 8-12 человек. Предпочтительны разнополые группы. Рекомендуемая продолжительность занятия - 1,5 часа. В одной группе могут сотрудничать дети с психосоматическими заболеваниями, страдающие неврозом и имеющие отклонения в поведении. Противопоказанием к участию в группе является психомоторное возбуждение, нарушение сознания и тяжелые депрессивные состояния, а так же стойкий отказ пациента. Количество занятий подбирается специалистами с учетом набранной группы детей. Список занятий, игр и упражнений можно дополнять, изменять. Главное, чтобы они соответствовали целям и задачам коррекционной программы.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражение и самопознания, а также в улучшении социальной адаптации детей и, соответственно, повышении качества их жизни.

Выводы: Все большую популярность в психиатрии приобретает Арт-терапия, которая является интересным и многофункциональным методом в реабилитации детей с отклоняющимся поведением. Арт-терапия способствует быстрому установлению контакта и проведению терапии на более глубоком уровне в психотерапевтическом процессе. Это делает ее широко применяемой в лечении пациентов с психическими расстройствами, что является важной ступенью в стремлении к переходу к биопсихосоциальной модели лечения пациентов (Биопсихосоциальная модель является наиболее универсальной и отражает рассмотрение пациента с точки зрения единства его психических, личностных и социальных особенностей).

В реабилитационной работе осваиваются новые техники и формы арт-терапии, что делает ее более привлекательной на современном этапе развития общества. Повышению качества проводимой работы способствует образование психологов и психотерапевтов по арт-терапии.

Грамотно организованная ранняя медико-психолого-педагогическая коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии. К ним относятся тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, речь, произвольная регуляция деятельности. Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебно-коррекционных и педагогических мероприятий и особенно психическая депривация.

Конечной целью медико-психолого-педагогической реабилитации является повышение адаптационных возможностей ребенка. Необходимая при этом гармонизация личности теснейшим образом связана с условиями воспитания в семье. Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование личности. Данная программа позволяет установить взаимопонимание между членами семьи и проблемным ребенком, вырабатываются новые навыки взаимодействия с социальным окружением, снижается риск школьной дезадаптации.

Учитывая вышеизложенное, и подтверждая важность арт-терапии в комплексной реабилитации ребенка, рекомендуем включать методы арт-терапии в разделы

«Мероприятия по психолого-педагогической реабилитации детей» и «Мероприятия по социокультурной реабилитации детей».

Литература

1. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - Санкт-Петербург. АО «Сфера», 1994.-160 с.

2. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издатель—ский центр «Академия», 2003. - 288 с.

3. Александровский Ю.А. Пограничная психические состояния. Учебное пособие - Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2007. -714 с.

4. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - 4-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 400 с.

5. Кельмансон И.А. Основы педиатрии для детского клинического психолога. - СПб.: Речь, 2010. -348 с.

6. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. -М.: Медицина, 1982. - 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.