Научная статья на тему 'Методы анализа эмоционального содержания текста'

Методы анализа эмоционального содержания текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1511
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы анализа эмоционального содержания текста»

О.А. Лисенкова, Т.Н. Синеокова

МЕТОДЫ АНАЛИЗА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА

Рабочая программа курса для студентов, обучающихся по специальности «Филология», специализация - «Лингвокриминалистика»

Пояснительная записка

1. Цель и задачи курса - формирование у студентов умений и навыков анализа эмоционального содержания текста: систематизация теоретических знаний о структуре текста; ознакомление со способами выражения эмоционального содержания, механизмами воплощения авторской интенции и особенностями восприятия эмоционального содержания читателем/слушателем; обучение моделям комплексного анализа эмотивного пространства текста.

Способность текста оказывать эмоциональное воздействие на слушателя или читателя считается его неотъемлемым свойством. Эмоциональное содержание текста находит отражение на всех языковых уровнях (фонетическом, графическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом); кроме того, доминантные эмоциональные смыслы выявляются на уровне семантики текста в целом. Для лингвиста особенно важным представляется умение вычленить и проанализировать речевые средства, с помощью которых тексту придается определенная эмоциональная окрашенность, а также овладеть арсеналом приемов, с помощью которых создается тот или иной эмоциональный эффект. Курс способствует углублению языковой компетенции студентов, а также улучшению навыков лингвистического и психолингвистического анализа текста.

2. Данный курс читается на четвертом году обучения студентов-филологов (лингвокриминалистов), поскольку он строится на систематизации и возможности практического применения теоретических знаний в различных областях лингвистики, приобретаемых на предшествующих курсах. Программа рассчитана на 44 часа (лекции - 8 часов, семинарские занятия - 8 часов, самостоятельная работа - 28 часов); форма контроля - зачет.

3. Курс является теоретико-практическим, состоит из 6 разделов и включает сведения о понятиях эмоциональности, эмотивности, интенсивности и оценочности; о способах шкалирования эмоций и особенностях их репрезентации в тексте; о единицах, принадлежащих к различным языковым уровням, используемых для выражения эмоционального содержания, как-то - графических приемах акцентуации содержания, эмотивных морфемах и морфологических формах эмфазы, тропах и фигурах речи и т.д., а также о специфике выражения эмоционального содержания в текстах различных жанров.

К программе курса прилагаются перечни примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, списки основной и дополнительной литературы. Поскольку курс читается для студентов лингвистического университета, ряд заданий выполняется на материале текстов англоязычных авторов.

Содержание курса

ТЕМА 1. Эмоциональность речи и эмотивность языковых знаков.

Общие характеристики речи в состоянии эмоционального напряжения. Функции речи в состоянии эмоционального напряжения. Понятия эмотивности, эмоциональности, оценочности, экспрессивности, интенсивности. Лингвистические и паралингвистические характеристики эмоциональной речи.

Речевой образ как способ воздействия на сферу чувств адресата: прямая и переносная передача образа.

Общая классификация эмоций. Способы репрезентации эмоций в тексте: прямое указание на испытываемое эмоциональное состояние, указание на физические проявления эмоций, метафорическая концептуализация эмоций и символические и мифопоэтические образы. Пропозициональный и экспрессивный способы выражения эмотивности. Типы соотношения рационально-логи-

ческого и эмоционального компонентов передачи информации в тексте.

ТЕМА 2. Классификация фонетических средств репрезентации эмоций и выражения эмоционального содержания в тексте (на материале русского и английского языков).

Фонетические сегментные и просодические, или супрасегментные, элементы (фразовое ударение, ритм, темп, паузация, мелодика, тембр, громкость, диапазон голоса). Фонетические средства речевой характеристики в речи персонажа (пропуск или замена звука / намеренные орфографические искажения на письме при изображении такой речи; логическое или эмфатическое ударение, паузация. Средства фонетической экспрессии в речи автора: аллитерация, ономатопея (парадигматическая и синтагматическая). Графические средства, используемые для репрезентации эмоций в тексте: вид и размер шрифта, знаки препинания.

ТЕМА 3. Классификация морфологических средств репрезентации эмоций и выражения эмоционального содержания в тексте (на материале русского и английского языков).

Формы степеней сравнения прилагательных и наречий с разграничением элатива и суперлатива; употребление оператора (или эмфатического) вспомогательного глагола; употребление форм продолженного вида. Эмотивные морфемы. Чисто оценочные и экспрессивные морфемы. Морфемы-интенсификаторы.

ТЕМА 4. Классификация лексических средств репрезентации эмоций и выражения эмоционального содержания в тексте (на материале русского и английского языков).

Эмотивное значение слова и коннотация. Эмоционально-экспрессивная лексика. Усилительные префиксы, словосложение, усилительные слова-интенсификаторы. Слова с постоянным значением интенсивности качественного признака. Идиомы, клише, фразеологические единицы. Употребление лексических синонимов. Употребление междометий, междометных слов. Стилистически значимое употребление местоимений (указательных, возвратных, притяжательных, апеллятивное употребление личного местоимения II лица). Стилистическая лексикология: классификация Ю.М. Скребнева. Стилистическая семасиология: фигуры замещения (тропы) и фигуры совмещения.

ТЕМА 5. Классификация синтаксических средств репрезентации эмоций и выражения эмоционального содержания в тексте (на материале русского и английского языков).

Виды повторов; парцелляция; инверсия; транспозиция; эмфатические структуры; многосоюзие/бессоюзие; параллелизм. Вопрос о коммуникативных типах предложения. Классификация синтаксических стилистических средств Ю.М. Скребнева.

ТЕМА 6. Речевые жанры и специфика выражения в них эмоционального содержания. Эмотивное пространство текста.

Специфика ораторской речи: вербальное отождествление оратора с аудиторией с помощью употребления местоимения первого лица множественного числа; использование эмоционально нагруженных образов; частое использование вопросов и призывов к слушателю, апеллятивность и т.д. Специфика функций эмоциональной речи и особенности выражения категории оценочности в публицистике.

Способы изучения эмотивного пространства текста. Понятие эмоционально-смысловой доминанты в тексте.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

ТЕМА 1. Эмоциональность речи и эмотивность языковых знаков.

1. Какими характеристиками отличается речь в состоянии эмоционального напряжения? Назовите функции речи в состоянии эмоционального напряжения.

2. В чем различие между эмотивностью и эмоциональностью? Что принято понимать под оценочностью? Как соотносятся понятия экспрессивности и интенсивности?

3. Прокомментируйте различные точки зрения на соотношение понятий эмоциональности и оценочности (А.В. Филиппов,

Э. Сепир; Е.М. Вольф, И.В. Арнольд, В.Н. Телия; В.И. Шаховский).

4. Прокомментируйте различные точки зрения на соотношение понятий эмотивности и экспрессивности (Г. Гийом, О. Есенина, А.В. Филиппов; Е.М. Вольф, В.А. Звегинцев; В.И. Шаховский,

В.Н. Телия).

5. Приведите примеры прямой передачи образа (звукоподражание, словообразовательная интенсификация, синтаксические приемы выразительности) и переносной передачи образа (тропеическая система выразительности).

6. Приведите примеры различных способов репрезентации эмоций в тексте: прямое указание на испытываемое эмоциональное состояние, указание на физические проявления эмоций, метафорическая концептуализация эмоций и символические и мифопоэтические образы.

7. Проиллюстрируйте примерами понятия пропозиционального и экспрессивного способов выражения эмотивности.

ТЕМА 2. Классификация фонетических средств репрезентации эмоций и выражения эмоционального содержания в тексте (на материале русского и английского языков).

1. Назовите графическое средство в следующих примерах по-английски. Определите, какая именно просодическая (супрасегментная) черта приобретает особую значимость. Пример задания: "How Like Them" (A.A. Milne).

2. Приведите собственные примеры построенных на принципе аллитерации поговорок и заглавий (модель (а): cool as a cucumber; модель (б): "Woe from Wif («Горе от ума»)).

3. Проанализируйте ремарки и глаголы речи в нижеприведенных отрывках (отрывки из прозы). Пример задания: "What, me!" I ejaculated. (Ch. Bronte). Укажите, какая просодическая (супрасегментная) черта подчеркивается автором. Найдите собственные примеры из художественных произведений и прокомментируйте их (на материале книг для индивидуального или домашнего чтения). Составьте список английских (10 шт. минимум) и русских (10 шт. минимум) глаголов речи, отражающих эмоциональное состояние говорящего.

4. Анализ текста. Прочитайте рассказ "Bliss" (автор Katherine Mansfield). Проанализируйте содержащиеся в нем:

а) графические средства, призванные выразить особенности произношения героев;

б) средства, указывающие на просодические особенности;

в) средства разных языковых уровней, выражающие доминантное эмоциональное содержание - радость (восторг, блаженство...);

г) средства различных языковых уровней, выражающих другие эмоциональные состояния.

ТЕМА 3. Классификация морфологических средств репрезентации эмоций и выражения эмоционального содержания в тексте (на материале русского и английского языков).

1. Приведите примеры эмотивных морфем, оценочных и экспрессивных морфем, морфем-интенсификаторов.

2. Приведите примеры морфологических средств выражения эмоционального содержания.

3. Внесите изменения в приведенные ниже нейтральные высказывания, употребив морфологические средства для придания высказыванию эмоциональной окраски. Пример задания: She always nags me. => She is always nagging me.

4. При помощи морфемных средств придайте следующим словам эмоциональную окраску. Пример задания: hero => superhero. Проанализируйте разницу в оттенках значения слов в случае употребления русских и интернациональных морфем (сверх- и архи-, супер-, гипер- и т.д.).

ТЕМА 4. Классификация лексических средств репрезентации эмоций и выражения эмоционального содержания в тексте (на материале русского и английского языков).

Парадигматическая лексикология.

1. Приведите английские эквиваленты терминов, обозначающих тропы (обратите внимание на их правильное произношение).

2. Используя словарь, разнесите слова по степени деградации/ элевации и назовите традиционными стилистическими терминами.

Образец: voila - barbarism; superneutral; medial/minimal degree of elevation

3. Используя словарь, объясните разницу в оттенках значения следующих слов из каждой словарной статьи тезауруса (стилистическая принадлежность, образность, коннотации). Пример задания: imitator: echo, follower, impersonator; impressionist; mimic; parrot; shadow

4. Используя словарь, объясните, почему в языке существует следующая закрепленность (emotive charge). Пример задания: You can call a woman a kitten but not a cat.

Синтагматическая лексикология.

5. Проанализируйте следующие отрывки и заголовки из российской прессы. Пример задания: «Яблоко» грызут со всех сторон» (Общая газета. 1999. №49, декабрь)

6. Прочитайте рассказ 'The Monkey's Paw' (автор W.W. Jacobs). Выделите эмоциональную доминанту текста. Проследите, как эмоциональное содержание выражается на различных языковых уровнях. Сравните способы его выражения в авторской и в персонажной речи.

ТЕМА 5. Классификация синтаксических средств репрезентации эмоций и выражения эмоционального содержания в тексте (на материале русского и английского языков).

1. Прокомментируйте различные точки зрения на вопрос о коммуникативных типах предложения.

2. Подготовьте доклады о различных подходах к классификации синтаксических стилистических средств (О.В. Добрунова, Э.М. Береговская и др., см. список рекомендованной литературы).

3. Расскажите о классификации синтаксических стилистических средств Ю.М. Скребнева. Проиллюстрируйте классификацию Ю.М. Скребнева примерами из художественной литературы.

4. Приведите английские эквиваленты терминов, обозначающих синтаксические фигуры речи (обратите внимание на их правильное произношение).

ТЕМА 6. Речевые жанры и специфика выражения в них эмоционального содержания. Эмотивное пространство текста.

1. Проанализируйте следующие отрывки из судебных выступлений героев Эрла Стэнли Гарднера. Укажите, какими средствами говорящий добивается нужного эффекта (воздействия на слушателей) и в чем именно заключается этот эффект.

2. Прочитайте англоязычные статьи и комментарий, относящиеся ко времени 0лимпиады-2004, и проанализируйте средства, с помощью которых авторы обосновывают свое мнение и оказывают воздействие на читателя. Сравните тон и средства, используемые авторами статьи (a) и статьи (b). Сравните, как в (а) описываются Карли Паттерсон и Светлана Хоркина, их выступления и манера поведения. Попробуйте разграничить

объективное и субъективное в оценке. Выпишите примеры эмоционально-экспрессивной лексики с разным знаком оценки.

3. Прослушайте песню А.Н. Вертинского «То, что я должен сказать». Попробуйте сформулировать, какими лингвистическими средствами автор добивается воздействия на слушателя.

4. Прочитайте текст; проанализируйте используемые автором средства различных языковых уровней. Найдите в тексте проявления таких категорий, как эмотивность, экспрессивность, интенсивность, оценочность; прокомментируйте, как в тексте отражается психологическая категория эмоциональности. Проанализируйте, с помощью каких средств автор высказывает оценку героям и событиям (прямая и косвенная оценка). Как можно определить позицию автора? Что привносит анализ заголовка? Обратите внимание, как в тексте реализуется категория лица (определенность - неопределенность). Какой эффект достигается при помощи повтора? При помощи выделения отдельных слов заглавными буквами?

5. Проанализируйте рассказ Э. По 'The Tell-Tale Heart'. Выделите эмоционально-смысловую доминанту текста. Проследите ее реализацию на различных языковых уровнях.

Библиографический список

Основная литература

Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста : практикум / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003.

Кухаренко В.А. Практикум по интерпретации текста. - Л., 1987.

Кухаренко В.А. Интерпретация текста. - М. : Просвещение,

1988.

Шаховский В.И. Парадигмы эмотивности // Языковые парадигмы и их функционирование : сб. науч. тр. - Волгоград : ВГПУ, 1992.

Шаховский В.И. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингвоэкология) / В.И. Шаховский, Ю.А. Сорокин, И.В. Томашева. - Волгоград : Перемена, 1998.

Дополнительная литература

Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. -Л., 1966.

Васильев В.А. Фонетика английского языка / В.А. Васильев и др. - М., 1980.

Волгина А.С. УМП по курсу «Лингвистический анализ текста» для студентов IV курса филологического факультета. 2-е изд., изм. и доп. / А.С. Волгина, О.А. Кузнецова, Т.Н. Синеокова. - Нижний Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2005.

Кузнец М.Д. Стилистика современного английского языка / М.Д. Кузнец, Ю.М. Скребнев. - Л., 1960.

Туранский И.И. Средства интенсификации высказывания в английском языке : учеб. пособие к спецкурсу для студентов пед. ин-тов и фак. иностранных языков. - Куйбышев : ГПИ, 1987.

A Glossary of Literary Terms. M.H. Abrams. - 1985 by Holt, Rine-hart and Winston, Inc. Orlando, Florida.

Blokh M.Y. A Course in Theoretical English Grammar. - M., 1983.

Galperin I.R. Stylistics. - M., 1971.

Literature. An Introduction to Reading and Writing. Edgar V. Roberts, Henry E. Jacobs. - 1986 by Prentice Hall, New Jersey.

Perrine L. Story and Structure. - Brace & World, 1966.

Skrebnev Y.M. Fundamentals of English Stylistics. - M., 1994.

Quirk R.et all. A University Grammar of English. - M., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.