Научная статья на тему 'МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА'

МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ТРЕНИНГИ / ПЕРСОНАЛ / ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕЛОВЫЕ И РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / РАЗБОР ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ / БАСКЕТ-МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорян В.В.

В данной статье рассмотрена методика организационного обучения, а также ее влияние на формирование профессиональных компетенций персонала организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ACTIVE INSTITUTIONAL STAFF TRAINING

This paper describes a method for organizational learning and its influence on the formation of professional competences of the staff of the organization.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА»

УДК 658

Григорян В.В. студент 1года обучения направление подготовки 38.04.03 Управление персоналом магистерская программа Управление персоналом организации

научный руководитель: Коптева К.В., к. э.н.

доцент

кафедра маркетинга и управления персоналом ФГБОУ ВО Курский государственный университет МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ПЕРСОНАЛА

Аннотация: в данной статье рассмотрена методика организационного обучения, а также ее влияние на формирование профессиональных компетенций персонала организации.

Ключевые слова: обучение, персонал, тренинги, программированное обучение, компьютерное обучение, деловые и ролевые игры, поведенческое моделирование, разбор практических ситуаций, баскет-метод.

Grigoryan V., a student of 1 year of study in the direction of training 38.04.03 personnel Management, masters program in personnel Management

organization of the Kursk state University Supervisor: Kopteva K. V., candidate of Economics, associate Professor of marketing and management personnel of the Kursk state University METHODS OF ACTIVE INSTITUTIONAL STAFF TRAINING

Abstract: this paper describes a method for organizational learning and its influence on the formation of professional competences of the staff of the organization.

Key words: training, staff, training, programming training, computer training, business and role-playing, behavioral modeling, analysis of practical situations, basket-method.

Магура М. И., Курбатова М.Б в своей работе «Организация обучения персонала» утверждали, что «все возрастающий поток информации в наше время требует новых форм обучения, которые позволяли бы за достаточно короткое время передавать обучающимся довольно большой объем знаний, давали бы возможность обеспечить высокий уровень присвоения слушателями изучаемого материала и закрепить его на практике. Бизнес-образование предполагает практическое использование знаний и навыков, которые слушатели получают в процессе обучения. Знать менеджмент в теории и уметь управлять на практике - совершенно разные вещи. Поэтому менеджмент надо преподавать иначе, чем традиционные дисциплины. Активные методы обучения большое внимание уделяют именно практической отработке передаваемых слушателям знаний, навыков и умений [4.c.78].

В настоящее время известно огромное количество форм активного обучения персонала, но следует остановиться на наиболее распространенных, которые активно используются в современных организациях России: тренинги; программированное обучение; компьютерное обучение; деловые и ролевые игры; поведенческое моделирование; разбор практических ситуаций;

баскет-метод.

1.Тренинги.

Под тренингами понимается такое обучение, в котором теоретические блоки материала минимизированы, и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. В ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций, обучающиеся получают возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые модели поведения, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе. В тренингах обычно широко используются разнообразные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.

Посттренинговое сопровождение - целый комплекс мероприятий и занятий, с актуализацией тем прошедшего тренинга, который направлен на поддержание, закрепление и усиление тренинговых эффектов [2.С.12-15].

2.Программированное и компьютерное обучение.

При программированном обучении информация предъявляется небольшими блоками в печатном виде либо на мониторе компьютера. После прочтения каждого блока материала обучающийся должен ответить на вопросы, призванные оценить глубину понимания и степень усвоения изучаемого материала.

Интерактивные мультимедийные программы на компакт-дисках сочетают преимущества программированного обучения с богатейшими возможностями компьютерной техники. Обучающимся могут предъявляться рабочие ситуации, которые должны быть отработаны в ходе занятий (например, неисправный мотор, требующий починки, или пожар на химическом складе).

3.Деловые игры.

Деловые игры - это такая форма обучения, когда отработка учебной тематики происходит на основе ситуаций и материала, моделирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности слушателей. Деловая игра предполагает наличие определенного сценария, правил работы и вводной информации, определяющей ход содержание игры.

4.Ролевые игры.

Ролевые игры также относятся к методам активного обучения. Этот метод становится все более популярным при обучении руководителей разных уровней и кандидатов на занятие руководящих должностей. Чаще всего ролевые игры используются в ходе тренингов различного рода.

Особенно полезны ролевые игры при обучении навыкам

межличностного общения, поскольку предполагают воспроизведение ситуаций, близких по своему содержанию к тем, в которые слушатели попадают в процессе межличностного взаимодействия с коллегами, руководством и подчиненными.

Игровые ситуации обычно моделируют или воспроизводят реальные или типичные рабочие ситуации, где несколько обучающихся играют определенные роли (например, начальника и подчиненного, клиента и продавца) в определенных обстоятельствах, стараясь добиться решения поставленной учебной задачи. Участие в ролевых играх помогает увидеть типичные ошибки, допускаемые в ситуациях [1.С.102].

5.Поведенческое моделирование.

Поведенческое моделирование - это относительно новый метод обучения навыкам межличностного общения и изменения установок. Преимущественно этот метод используется в рамках тренингов, предполагающих более широкое использование методов активного обучения, к которым относится и данный метод.

Поведенческое моделирование проводится либо на индивидуальной основе в паре ученик - наставник, либо в небольших учебных группах до 12 участников [3.С.17-18].

4.Разбор практических ситуаций (case-study)

Разбор практических ситуаций - это один из самых старых и испытанных методов активного обучения навыкам принятия решений и решения проблем.

Основное назначение метода case-study - закрепление и углубление знаний, выработка алгоритмов анализа типичных ситуаций, позволяющих быстро узнавать аналогичные ситуации в практике своей работы и принимать по ним наиболее действенные решения, а также активизация обмена опытом между слушателями.

5.Баскет-метод

Баскет-метод - это метод обучения на основе имитации ситуаций, часто встречающихся в практике работы руководителей. Обучаемому предлагают выступить в роли руководителя, которому требуется в срочном порядке разобрать накопившиеся на его столе деловые бумаги (письма, докладные записки, телефонограммы, факсы, отчеты и т.п.) и предпринять по ним определенные действия. Данный метод развивает у слушателей способность к анализу, к отбору наиболее важных фактов и их классификации с учетом важности, и срочности, к формулированию путей решения различных проблем.

Таким образом, в настоящее время существует много различных методов обучения персонала. Активные методы обучения персонала имеют ряд преимуществ над традиционными. Каждый из этих методов обладает как достоинствами, так и недостатками.

Использованные источники: 1. Аксенова Е. А. Управление персоналом / Е. А. Аксенова. - Изд. 2-е,

перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 102 с.

2. Носырева И. Г. Современные формы и методы обучения персонала // Управление развитием персонала. - 2012. - № 1. - С. 12-15.

3. Носырева И. Г. Современные формы и методы обучения персонала // Управление развитием персонала. - 2012. - № 1. - С. 17-18.

4. Магура М. И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2013. - 78 с.

Григорян С.А., к.э.н.

Бунтовский С.Ю.

Кубанский Государственный Аграрный Университет

Grigoryan S. A.

Ph. D. Buntovsky S. Yu.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ THE MAIN PROBLEMS OF MODERN RUSSIAN EDUCATION

SYSTEM

Аннотация: Статья посвящена основным проблемам, присутствующим в современной российской системе образования. Предложены пути их решения.

Abstract: the Article is devoted to the main problems present in the modern Russian education system. The ways of their solution.

Ключевые слова: образование, модернизация, корупция, высшая школа, система образования.

Keywords: education, modernization, corruption, higher education, system of education.

В современном мире образование выступает одним из главных и эффективных каналов социальной мобильности, является фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. От уровня полученного образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики страны в целом. Поэтому необходимость модернизации системы образования в современных условиях выходит на первый план. Современное образование должно дать возможность обеспечить наше государство высококвалифицированными работниками, которые в свою очередь смогут повысить производительность труда, внедрить новые технологии и способствовать экономическому прогрессу страны.

Нынешнее реформирование отечественной системы образования, а именно введение обязательного единого государственного экзамена, двухуровневой системы высшего образования вызывает множество сомнений и споров как в педагогическом сообществе, так и в российском обществе в целом [4, 5]. Высказываются опасения, что новые стандарты образования вряд ли способны дать специализированное образование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.