Научная статья на тему 'Методы активации научно–исследовательской деятельности на предметах химии и биологии у студентов медицинского колледжа'

Методы активации научно–исследовательской деятельности на предметах химии и биологии у студентов медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-исследовательская деятельность / научно-исследовательская работа / среднее профессиональное образование / колледж / студенты / химия / биология / методология / методологическая база / research activity / research work / secondary vocational education / college / students / chemistry / biology / methodology / methodological base

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яцентюк Юлия Владимировна, Федоровская Людмила Андреевна, Згерская Елена Анатольевна, Ильгильдина Римма Наиловна, Кравченко Елена Сергеевна

В статье рассматриваются особенности сущности и практического применения различных методов активации научно-исследовательской деятельности на предметах химии и биологии у студентов медицинского колледжа. В частности, автор работы исследует отличительные характеристики методов активации научно-исследовательской деятельности именно на предметах химии и биологии, приводит конкретные примеры применения. В заключении автор представляет собственные рекомендации по совершенствованию методологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ACTIVATION OF RESEARCH ACTIVITIES IN THE SUBJECTS OF CHEMISTRY AND BIOLOGY AMONG STUDENTS OF THE MEDICAL COLLEGE

This article examines the features of the essence and practical application of various methods of activating research activities in the subjects of chemistry and biology among students of the medical college. In particular, the author of the work explores the distinctive characteristics of the methods of activating research activities specifically on the subjects of chemistry and biology, provides specific examples of application. In conclusion, the author presents his own recommendations for improving the methodology.

Текст научной работы на тему «Методы активации научно–исследовательской деятельности на предметах химии и биологии у студентов медицинского колледжа»

Методы активации научно-исследовательской деятельности на предметах химии и биологии у студентов медицинского колледжа

Яцентюк Юлия Владимировна,

преподаватель, кафедра «Химии», Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

E-mail: yatsentyukny@bk.ru Федоровская Людмила Андреевна,

старший преподаватель, кафедра химии, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

E-mail: Fedorovskaya-LA@yandex.ru Згерская Елена Анатольевна,

преподаватель, кафедра «Общей биологии и фармации», Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет «Синергия» E-mail: Elena_12_77@mail.ru

Ильгильдина Римма Наиловна,

старший преподаватель, кафедра «Общей биологии и фармации», Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет «Синергия» E-mail: rilgildina@mail.ru

Кравченко Елена Сергеевна,

старший преподаватель, кафедра «Общей биологии и фармации», Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет «Синергия» E-mail: Lirata@list.ru

В статье рассматриваются особенности сущности и практического применения различных методов активации научно-исследовательской деятельности на предметах химии и биологии у студентов медицинского колледжа. В частности, автор работы исследует отличительные характеристики методов активации научно-исследовательской деятельности именно на предметах химии и биологии, приводит конкретные примеры применения. В заключении автор представляет собственные рекомендации по совершенствованию методологии.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская работа, среднее профессиональное образование, колледж, студенты, химия, биология, методология, методологическая база

В теории и практике научно-исследовательской работы крайне важны для использования разного рода инструменты, подходы, методы, применяющиеся с целью мотивации субъектов реализации исследований, для стимулирования и дальнейшего поступательного развития самих научных исследований. В конечном итоге подобные методы призваны качественно повысить показатели эффективности, результативности самих научных исследований [3; 4].

Итак, прежде всего, рассмотрим сущность методов активации научно-исследовательской деятельности. Они являются ключевым элементом модели организации научно-исследовательской деятельности - в данном случае, студентов, направлены на способствование развитию научного мышления, качественное, системное стимулирование интереса к научной работе и т.д. (рис. 1).

о с

CJ

Рис. 1. Модель организации учебно-исследовательской деятельности (на примере студентов)

Методы активации научно-исследовательской деятельности обладают целым комплексом схожих признаков, характеристик, которые кратко рассмотрим далее.

Во-первых, это системность, которая подразумевает, что все применяемые методы активизации должны использоваться в совокупности, комплексно, что позволяет обеспечить максимально эффективный, последовательный результат.

Во-вторых, инновационность - крайне важная сегодня характеристика. Невозможно представить современные методологические базы без включения в них разного рода инновационных методик, с помощью которых можно развить креативность, творчество, стимулировать научные открытия [11].

В-третьих, коллаборация. Еще одна из современных, качественно новых характеристик, которая, в частности, подразумевает, что методы активации направлены на сотрудничество, развитие

разных форм взаимодействия для обмена опытом, ресурсами, знаниями, технологиями.

В-четвертых, мультимедийность. Здесь мы рассматриваем активное, даже обязательное в какой-то степени применение различных мультимедийных технологий, без чего сложно представить современные научные исследования. И это действительно одна из наиважнейших с практической точки зрения характеристик.

В-пятых, нельзя также забывать о том, что каждый из таких методов и все вместе в своей совокупности должны быть направлены на достижение конкретного практического результата, т.е., так называемая «практическая направленность». В этом случае научное исследование имеет свое значение, реальную практическую ценность (рис. 2).

Познав ате льная деятельность

М отивы д еяте льно сти

Ус лошя д еяте льно сти

Биогенные Социогенные Стимгльные

Стремление к Убеждения, Награда,

активности, к идеалы, поощрение,

информации, к мировоззрение, ожидание,

повыш ению отношение к возможности.

своего уровня. обществу. наказание,

любопытство. представление о давление

любознательность, сеое, группы, угроза,

созидательная ценностные тресования

потребность ориентации

Исходный уровень Средства Методы Развивающее обучение Минимизация помех Эмоци ональ но е стиму лиров ани е

Входная Методи- Органи- Основы Психологи- Рейтинг, эмоции,

диагноста ческие, зацион- ориентирово ческий произведения

ка, литера ДИДЙКП1- ные, чной деятель комфорт, искусства.

тура. ческие. контро- но сти, алгори доступность, стимулы,

личный техничес лирую- тмы. удооство ассоциации

справоч- гае щие опорные

ник сигналы,

проолемные

4 4 4 ситуации 1 4

Мотивационные процессы под действием внутренних и внешних противоречий

Формирование позитивной мотивация 11 хочу, должен"

Создание оптимальног о комплекса благоприятных условий деятельности Формирование 'могу, умею"

Когнитивный рез огинс

Рис. 2. Сущность, особенности научно-исследовательской деятельности

Таким образом, кратко подытожим вышесказанное. Методы активации научно-исследовательской деятельности - это важная составляющая развития научного потенциала, стимулирования разного рода научных открытий и даже инноваций. По сути, именно эти методы в большей степени отвечают за движение науки вперед, за технический прогресс.

Обратимся непосредственно к предмету настоящего исследования. Учитывая ряд характерных особенностей таких учебных школьных и СПО предметов, как химия и биология, их общий смысл и явную практическую направленность, считаем актуальным назвать в числе методов активации следующие.

Лабораторные работы: заключается в проведении различных практических занятий непосредственно в помещении лаборатории, где студенты самостоятельно выполняют эксперименты, имеют возможность «вживую» наблюдать за их ходом и результатом, анализировать и делать выводы. Это несет в себе большой блок практикоориенти-рованности, позволяет качественно «закрепить» полученные теоретические знания, а также реализовать конкретную исследовательскую цель;

Проектная деятельность: один из самых распространенных методов сегодня. Проектный менеджмент уникален тем, что всесторонне, комплексно развивает студента, формирует системное мышление, обучает работать в команде, выполнять функции прогнозирования, планирования. Один из самых эффективных методов не только

для активации научно-исследовательской работы, но и любой другой профессиональной деятельности;

Кейс-методы: также является достаточно новым, но уже широко распространен на практике. Заключается в том, что научный руководитель предоставляет студентам возможность разбирать, анализировать, выдвигать версии и делать выводы относительно реальных практических ситуаций, которые не смоделированы, а существуют на практике. Также является одним из эффективных практикоориентированных методов [5];

Междисциплинарные проекты: сегодня довольно сложно реализовать какое-то научное исследование в одной, узко направленной области, поскольку синергия, универсальность - один из ярких признаков современности. Это поможет им расширить свои знания и навыки в различных областях и развить навыки сотрудничества и командной работы [9];

Применение современных инструментов, технологий: еще одна характеристика настоящего времени, без которой сегодня представить научно-исследовательскую деятельность невозможно. Выше уже разбирался такой признак, как «мультимедийность», который напрямую связан с данным пунктом. Даже банальное оформление результатов исследования, их представление широкой публике невозможно без минимального применения информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет и других. Поэтому при всех имеющихся тезисах о вреде ИКТ для школь-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ников и студентов, тем не менее, необходимо признать, что в качестве методов активации научно-исследовательской деятельности для детей и подростков современные технологии крайне важны и даже необходимы.

Теперь рассмотрим предложенные методы активации, а также некоторые иные на конкретной группе респондентов - обучающихся медицинского колледжа.

Внедрение этих методов активации научно-исследовательской деятельности на предметах химии и биологии поможет студентам медицинского колледжа развить свои научные навыки, интерес к исследованиям и подготовиться к дальнейшей научной работе или профессиональной деятельности в медицинской сфере [6].

Перспективы развития методов активации научно-исследовательской деятельности на предметах химии и биологии у студентов медицинского колледжа являются обнадеживающими и предлагают широкий спектр возможностей для улучшения образовательного процесса. Далее приведем несколько наиболее актуальных практических примеров:

интеграция современных технологий: с развитием информационных и коммуникационных технологий становится возможным внедрение в образовательный процесс новых средств и методов, таких как виртуальные лаборатории, компьютерные моделирования и симуляции. Это позволяет студентам практически применять теоретические знания и развивать навыки работы с современными технологиями, что является важным в современной научной деятельности;

междисциплинарные исследования: студенты медицинского колледжа имеют возможность сотрудничать с другими специалистами, такими как химики, биологи и физиологи, для проведения междисциплинарных исследований. Это позволяет расширить область исследования и развить навыки командной работы, а также способствует развитию новых подходов и методов в научной деятельности;

применение новых методов анализа данных: с появлением новых методов анализа данных, таких как машинное обучение и биоинформатика, студенты могут использовать эти инструменты для обработки и анализа больших объемов данных, полученных в ходе исследований. Это позволяет им получать более точные и достоверные результаты и развивать навыки работы с современными методами анализа данных;

участие в научных конференциях и публикации: предоставление студентам возможности участвовать в научных конференциях и публиковать „ свои исследования может стать мощным стиму-с= лом для развития научно-исследовательской де-~ ятельности. Это позволяет им представить свои сэ идеи и получить обратную связь от других ученых, ,_ а также делиться своими результатами с научным ^ сообществом;

поддержка научных наставников: важным аспектом развития научно-исследовательской деятельности студентов является наличие опытных научных наставников, которые могут оказывать поддержку, руководство и помощь в проведении исследований. Повышение квалификации преподавателей и научных руководителей в области химии и биологии способствует созданию благоприятной среды для развития научно-исследовательской деятельности студентов [1; 8].

Подводя итог рассмотренному в статье вопросу, кратко обозначим ключевые итоги.

Методы активации научно-исследовательской деятельности важны и актуальны вне зависимости от конкретного направления или применяемой сферы научной работы, поскольку именно они приводят к повышению качества, эффективности научной деятельности, развитию, появлению новых элементов, что в своей совокупности буквально «двигает вперед» научный прогресс. При этом, в зависимости от конкретного направления, используемые методы отличаются, поскольку имеют разную конечную цель применения. Это касается также и методов активации научной деятельности, реализуемых в школах и колледжах [10].

Развитие приведенных выше перспективных направлений активации позволит студентам медицинского колледжа активно участвовать в научных исследованиях, развивать свои навыки и интерес к науке, а также подготовиться к дальнейшей научной или профессиональной деятельности в медицинской сфере.

Литература

1. Блюмин, А.М. Управление знаниями в научно-исследовательской работе: учебник / А.М. Блюмин. - 2-е изд. - Москва: Дашков и К, 2022. - 296 с. - ISBN 978-5-394-049019. - Текст: электронный. - URL: https://znanium. com/catalog/product/1927317 (дата обращения: 11.12.2023). - Режим доступа: по подписке.

2. Буренина, В.И. Практика по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (учебная практика): учебно-методическое пособие / В.И. Буренина, Л.С. Арсенькина. - Москва: МГТУ им. Баумана, 2020. - 20 с. - ISBN 978-5-7038-54990. - Текст: электронный. - URL: https://znanium. com/catalog/product/2031721 (дата обращения: 11.12.2023). - Режим доступа: по подписке.

3. Даниленко, О.В. Теоретико-методологические аспекты подготовки и защиты научно-исследовательской работы: учебно-методическое пособие / О.В. Даниленко, И.Н. Корнева, Я.Г. Тихонова. - 3-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2021. - 182 с. - ISBN 978-5-9765-27119. - Текст: электронный. - URL: https://znanium. com/catalog/product/1280459 (дата обращения: 11.12.2023). - Режим доступа: по подписке.

4. Методология организации научно-исследовательской деятельности. Коммерциализация и управление интеллектуальной собственностью: учебное пособие / сост. В.В. Кондратьев, И.В. Вишнякова; Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2022. - 172 с. - ISBN 978-5-78823170-9. - Текст: электронный. - URL: https:// znanium.com/catalog/product/2067270 (дата обращения: 11.12.2023). - Режим доступа: по подписке.

5. Научно-методическая деятельность: учебно-методическое пособие / сост. С.Ю. Махов. -Орел: МАБИВ, 2019. - 123 с. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/prod-uct/1510905 (дата обращения: 11.12.2023). -Режим доступа: по подписке.

6. Новоселов, С.В. Теоретическая инноватика: научно-инновационная деятельность и управление инновациями: Учебное пособие / Новоселов С.В., Маюрникова Л.А. - СПб: ГИОРД, 2017. - 416 с. ISBN 978-5-98879-190-4. -Текст: электронный. - URL: https://znanium. com/catalog/product/858253 (дата обращения: 11.12.2023). - Режим доступа: по подписке.

7. Оганесян, Л.О. Основы научно-исследовательской деятельности: Учебно-методическое пособие / Оганесян Л.О., Попова С.А. -Волгоград: Волгоградский государственный аграрный университет, 2016. - 40 с.:. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/ catalog/product/1007521 (дата обращения: 11.12.2023). - Режим доступа: по подписке.

8. Сафронов, А.И. Получение первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности: Сборник задач для проведения аудиторных занятий по Учебной практике: учебно-методическое пособие / А.И. Сафронов, Н.Н. Зольникова, В.Г. Новиков. - Москва: РУТ (МИИТ), 2019. - 91 с. -Текст: электронный. - URL: https://znanium. com/catalog/product/1895043 (дата обращения: 11.12.2023). - Режим доступа: по подписке.

9. Чиченев, Н.А. Организация и выполнение курсовых научно-исследовательских и проектно исследовательских работ: методические указания / Н.А. Чиченев, Н.В. Пасечник, А.Ю. За-рапин. - Москва: ИД МИСиС, 2006. - 17 с. -Текст: электронный. - URL: https://znanium. com/catalog/product/1221138 (дата обращения: 11.12.2023). - Режим доступа: по подписке.

10. Чмыханова, С.В. Учебная научно-исследовательская работа: методические рекомендации / С.В. Чмыханова. - Москва: Изд. Дом МИСиС, 2015. - 25 с. - ISBN 978-5-87623-9167. - Текст: электронный. - URL: https://znanium. com/catalog/product/1246484 (дата обращения: 11.12.2023). - Режим доступа: по подписке.

11. Электронно-библиотечная система «Знани-ум» [Электронный ресурс] - Режим доступа: -URL: https://znanium.com/ (дата обращения: 11.12.2023). - Режим доступа: по подписке.

METHODS OF ACTIVATION OF RESEARCH ACTIVITIES IN THE SUBJECTS OF CHEMISTRY AND BIOLOGY AMONG STUDENTS OF THE MEDICAL COLLEGE

Yatsentyuk Yu.V., Fedorovskaya L.A., Zgerskaya E.A., Ilgildina R.N., Kravchenko E.S.

Moscow University of Industry and Finance «Synergy»

This article examines the features of the essence and practical application of various methods of activating research activities in the subjects of chemistry and biology among students of the medical college. In particular, the author of the work explores the distinctive characteristics of the methods of activating research activities specifically on the subjects of chemistry and biology, provides specific examples of application. In conclusion, the author presents his own recommendations for improving the methodology.

Keywords: research activity, research work, secondary vocational education, college, students, chemistry, biology, methodology, methodological base

References

1. Blyumin, A.M. Knowledge management in research work: textbook / A.M. Blyumin. - 2nd ed. - Moscow: Dashkov and K, 2022. - 296 p. - ISBN 978-5-394-04901-9. - Text: electronic. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1927317 (access date: 12/11/2023). - Access mode: by subscription.

2. Burenina, V.I. Practice in obtaining primary professional skills, including primary skills in research activities (educational practice): educational manual / V.I. Burenina, L.S. Arsenkina. - Moscow: MSTU im. Bauman, 2020. - 20 p. - ISBN 978-5-70385499-0. - Text: electronic. - URL: https://znanium.com/catalog/ product/2031721 (access date: 12/11/2023). - Access mode: by subscription.

3. Danilenko, O.V. Theoretical and methodological aspects of preparation and defense of scientific research work: educational and methodological manual / O.V. Danilenko, I.N. Korneva, Ya.G. Tikhonova. - 3rd ed., erased. - Moscow: Flinta, 2021. -182 p. - ISBN 978-5-9765-2711-9. - Text: electronic. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1280459 (access date: 12/11/2023). - Access mode: by subscription.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Methodology for organizing research activities. Commercialization and management of intellectual property: textbook / comp. V.V. Kondratiev, I.V. Vishnyakova; Ministry of Education and Science of Russia, Kazan. national research technol. univ. - Kazan: KNRTU Publishing House, 2022. - 172 p. - ISBN 978-57882-3170-9. - Text: electronic. - URL: https://znanium.com/ catalog/product/2067270 (access date: 12/11/2023). - Access mode: by subscription.

5. Scientific and methodological activities: educational and methodological manual / comp. S. Yu. Makhov. - Orel: MABIV, 2019. - 123 p. - Text: electronic. - URL: https://znanium.com/ catalog/product/1510905 (access date: 12/11/2023). - Access mode: by subscription.

6. Novoselov, S.V. Theoretical innovation: scientific and innovative activity and innovation management: Textbook / Novose-lov S.V., Mayurnikova L.A. - SPb: GIORD, 2017. - 416 p. ISBN 978-5-98879-190-4. - Text: electronic. - URL: https://znani-um.com/catalog/product/858253 (access date: 12/11/2023). -Access mode: by subscription.

7. Oganesyan, L.O. Fundamentals of scientific research activities: Educational and methodological manual / Oganesyan L.O., Popova S.A. - Volgograd: Volgograd State Agrarian University, 2016. - 40 p.:. - Text: electronic. - URL: https://znanium.com/ catalog/product/1007521 (access date: 12/11/2023). - Access mode: by subscription.

8. Safronov, A.I. Obtaining primary professional skills and abilities in research activities: Collection of tasks for conducting classroom lessons in educational practice: educational manual / A.I. Safronov, N.N. Zolnikova, V.G. Novikov. - Moscow: RUT (MIIT), 2019. - 91 p. - Text: electronic. - URL: https://znanium. com/catalog/product/1895043 (access date: 12/11/2023). - Access mode: by subscription.

9. Chichenev, N.A. Organization and implementation of course research and design research works: methodological instructions / N.A. Chichenev, N.V. Pasechnik, A. Yu. Zarapin. - Moscow: Publishing House MISiS, 2006. - 17 p. - Text: electronic. -

C3

о

CO

-a

I=i А —i о

C3 t; о

m О

от

З

ы о со

URL: https://znanium.com/catalog/product/1221138 (access date: 12/11/2023). - Access mode: by subscription.

10. Chmykhanova, S.V. Educational research work: methodological recommendations / S.V. Chmykhanova. - Moscow: Publishing house. House of MISiS, 2015. - 25 p. - ISBN 978-5-87623916-7. - Text: electronic. - URL: https://znanium.com/catalog/

product/1246484 (access date: 12/11/2023). - Access mode: by subscription.

11. Electronic library system "Knowledge" [Electronic resource] -Access mode: - URL: https://znanium.com/ (access date: 12/11/2023). - Access mode: by subscription.

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.