Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гаман С.А., Прохорова В.В.

Штатный состав региональной власти и органов местного самоуправления очень сильно влияет на эффективность реализации потенциала региона. Административная реформа, реализуемая в России, негативно отразилась на качестве специалистов, работающих в органах региональной власти и местного самоуправления. Регулярное сокращение числа сотрудников, функции которых невозможно заменить, техническими средствами и программными комплексами, а также использование большое количества ручного труда там, где можно применить технические средства и программные комплексы, привели к дезорганизации в деятельности органов региональной власти и местного самоуправления. В данной статье рассмотрены вышеуказанные институциональные факторы, как основные факторы позволяющие повысить потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FACTORS INCREASING THE POTENTIAL OF THE REGION

The staffing of regional authorities and local governments greatly influences the effectiveness of realizing the potential of the region. The administrative reform being implemented in Russia has had a negative impact on the quality of specialists working in regional authorities and local self-government. The regular reduction in the number of employees whose functions cannot be replaced by technical means and software systems, as well as the use of a large amount of manual labor where hardware and software systems can be used, led to disorganization in the activities of regional authorities and local self-government. This article discusses the above institutional factors as the main factors that allow increasing the potential of the region.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА»

EDN: PGRRFU

С.А. Гаман - аспирант, Кубанский государственный технологический университет, SerjAG@yandex.ru,

S.A. Gaman - postgraduate student, Kuban State Technological University;

В.В. Прохорова - д.э.н, профессор, Кубанский государственный технологический университет,

V.V. Prokhorova - Doctor of Economics sciences, professor, Kuban State Technological University.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА INSTITUTIONAL FACTORS INCREASING THE POTENTIAL OF THE REGION

Аннотация. штатный состав региональной власти и органов местного самоуправления очень сильно влияет на эффективность реализации потенциала региона. Административная реформа, реализуемая в России, негативно отразилась на качестве специалистов, работающих в органах региональной власти и местного самоуправления. Регулярное сокращение числа сотрудников, функции которых невозможно заменить, техническими средствами и программными комплексами, а также использование большое количества ручного труда там, где можно применить технические средства и программные комплексы, привели к дезорганизации в деятельности органов региональной власти и местного самоуправления. В данной статье рассмотрены вышеуказанные институциональные факторы, как основные факторы позволяющие повысить потенциала региона.

Abstract. the staffing of regional authorities and local governments greatly influences the effectiveness of realizing the potential of the region. The administrative reform being implemented in Russia has had a negative impact on the quality of specialists working in regional authorities and local self-government. The regular reduction in the number of employees whose functions cannot be replaced by technical means and software systems, as well as the use of a large amount of manual labor where hardware and software systems can be used, led to disorganization in the activities of regional authorities and local self-government. This article discusses the above institutional factors as the main factors that allow increasing the potential of the region.

Ключевые слова: институциональные факторы, потенциал, региональная власть, органы местного самоуправления, эффективность.

Keywords: institutional factors, potential, regional authorities, local governments, efficiency.

Экономические институты представляют собой некую часть общественно значимой сферы жизнедеятельности людей, а также общественных отношений, в виде взаимодействия не только разного рода организационно-управленческих структур, но наличия устоявшихся правил, обычаи, алгоритмы, механизмы поведения и взаимоотношений людей [1].

Непосредственно институциональные факторы - это группа факторов, связанных с управлением и регулированием отдельных сфер, областей экономических, общественных отношений. Как правило, к ним можно отнести научно-технические, финансовые, инвестиционные, социальные факторы, региональную и местную нормативно правовую базу, систему контроля их исполнения. К институциональным факторам также можно отнести систему управления региональной и местной власти и её структуру.

В классическом понимании общим потенциалом региональной экономики выступает совокупность природно-ресурсного, демографического, научно-технического, производственного, финансового, социального, трудового, экологического, инфраструктурного, которые расположены в административных границах субъекта Российской Федерации, которые используются или могут быть использованы для развития региона. Каждый из них имеет структуру, отличается специфическими характеристиками, особенностями использования и влияния на экономику региона.

Каждый вид потенциала региональной экономики невозможно эффективно и рационально реализовать без надлежащего управления такими потенциалами. Оно позволяет увязать между собой все потенциалы региона и рассматривать их с учетом всех аспектов в настоящем и будущем времени. Это, в свою очередь, требует создания условного баланса потенциалов, уравновешивающего их между собой, исходя из потребностей других потенциалов. Такое управление осуществляют законодательные и исполнительные органы субъектов России и органы местного самоуправления.

При таком подходе эффективность общего потенциала региона и его любого элемента зависит от профессиональной компетенции сотрудников региональной власти и органов местно-

Естественно-гуманитарные исследования № 40 (2), 2022_53

го самоуправления, их мотивации, состояния их физического и психологического здоровья.

Немаловажным фактором выступает передовое и инновационное техническое и программное оснащение структур региональной власти и органов местного самоуправления, навыков его использования в своей работе сотрудниками таких структур. Штатный состав региональной власти и органов местного самоуправления также значительно влияет на эффективность реализации потенциала региона.

С учетом возрастающих потребностей общества в настоящее время региональная власть и органы местного самоуправления не всегда надлежащим образом реализуют возложенные на них функции и обязанности в установленные сроки, то есть имеется ненулевая возможность роста эффективности их деятельности.

Движущей силой экономические успехи региона в большей степени формируются за счет предпринимательской активности хозяйствующих субъектов. Функция региональной и муниципальной властей - осуществление регулирования и корректировки развитию бизнеса. С учетом этого обстоятельства, одним из основных требований к власти является гибкость, обладание актуальной информацией об экономической и социальной ситуации на соответствующей территории.

При таком положении дел управленческий и кадровый потенциалы органов региональной власти и местного самоуправления также можно рассматривать как ключевые институциональные факторы повышения потенциала региона.

Управленческий потенциал представляет собой способность эффективно решать задачи и функции.

К сожалению, изучение управленческих процессов в системе государственного и муниципального управления дает основания полагать, что их конструкция и реализация не всегда являются достаточно эффективной.

Государственные и муниципальные руководители зачастую не всегда надлежащим образом детально организуют координацию общественно-экономических отношений, сосредотачиваясь лишь на текущих задачах.

В качестве трудовых ресурсов региональной власти и органов местного самоуправления выступают государственные и муниципальные служащие таких органов [2].

Кроме понятия «трудовые ресурсы» в науке и практике экономико-управленческих, социологических наук с 1980-х гг. стал применяться термин «трудовой потенциал» по отношению к обществу, организации, отдельным работникам. Это понятие является более объемным, разносторонним, поскольку включает в себя понятие потенциала - источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели. Трудовой потенциал представляет собой обобщающую характеристику меры и качества совокупной способности к труду трудовых ресурсов, их динамизм как непрерывный, развивающийся, многоплановый процесс. Трудовой потенциал отдельного человека - это часть его индивидуального, человеческого потенциала, более широкого и всестороннего, на масштабы и глубину которого влияют разнообразные факторы: природные способности, воспитание, окружающая среда (природная, бытовая, духовно-нравственная) [2].

В настоящее время в части трудового потенциала региональной власти и органов местного самоуправления наметилась негативная тенденция выражающаяся замедлении притока кадров, обладающих повышенным трудовым потенциалом.

Причины указанной ситуации видятся в увеличении диспропорции между ростом трудовых усилий и функциональной нагрузки на государственных и муниципальных служащих по сравнению с оплатой их труда. Сложившееся положение снижает как мотивацию к труду действующих работников, так и желание трудоустройства в государственные и муниципальные органы молодых специалистов.

В качестве дополнительного антистимула для последних выступают также социальные особенности молодых людей поколения «миллениалов» и «зумеров», в поведенческом

смысле ориентирующихся на концепцию «брать от жизни все» и не желающих совершать излишние трудовые усилия [3].

Указанные обстоятельства приводят к замедлению работы органов, снижению их качества и высокой «текучести кадров». В с ограниченностью возможностей по увеличению заработной платы государственным и муниципальным служащим отсутствуют также возможности формирования полноценного кадрового резерва [4].

Данная проблема особенно остро стоит в органах местного самоуправления ввиду выраженного процесса урбанизации.

Таким образом можно сделать вывод, что одними из фундаментальных институциональных факторов повышения потенциала региона выступают управленческий потенциалы и трудовые ресурсы региональной власти и органов местного самоуправления, из которых складывается «здоровая» система управления, способная выполнять все возложенные на неё функции.

Авторами предлагаются следующие меры для решения рассмотренных проблем.

1. Изыскание возможности по приобретению органами региональной власти и местного самоуправления современных технических и программных комплексов, автоматизирующих деятельность сотрудников. Направление высвободившихся трудовых ресурсов по результатам внедрения программно-технических комплексов на усиление подразделений органов региональной власти и местного самоуправлении, где заменить ручной труд не представляется возможным.

2. Обучение сотрудников современными методами работы и осуществление контроля за применением таких методов в работе.

3. Обеспечение достойной заработной платой специалистов органов региональной власти и местного самоуправлении. Представляется также необходимым ввести дополнительные стимулы для сотрудников сельских и районных органов местного самоуправления с целью снижения трудовой миграции в региональный центр специалистов, осуществляющих свою деятельность в области государственного и муниципального управления. Такими стимулами могут быть обеспечение служебным жильем, беспроцентная ипотека на жилье, льготное предоставление земельного участка для строительства и т.п.

Вышеуказанные меры помогут улучшить функционирование системы управления регионом, более качественно и эффективно реализовать потенциал региона, повысить престиж работы в органах региональной власти и местного самоуправления, что снизит текучесть и позволит обучать высококлассных специалистов.

Источники:

1. Институциональная экономика в синергии развития: монография / под ред. И. К. Ларионова. - 2-е изд. - Москва: Дашков и К, 2019. - 405 с. - ISBN 978-5-394-03382-7. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/ product/1428069 (дата обращения: 22.10.2021). - Режим доступа: по подписке.

2. Кибанов, А. Я. Экономика и социология труда: учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Л.В. Ивановсккая; Под ред. А.Я. Кибанова. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 584 с.: - (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16003458-4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/989373 (дата обращения: 25.12.2021). - Режим доступа: по подписке.

3. Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление: учебник / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. - Москва: ИНФРА-М, 2020. - 416 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-005795-8. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1039249 (дата обращения: 22.10.2021). - Режим доступа: по подписке.

4. Jagaciak А., Fink В. Shifts from Generation Y to Generation Z. Электронный источник. URL: https://medium.com/the-future-of-things/shifts-from-generation-y-to-generation-z-43c353730b72.

5. С.А. Гаман, В.В. Прохорова К вопросу о реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности территорий // Естественно-гуманитарные исследования № 36 (4), 2021. С. 103-105. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47083020 (дата обращения: 22.03.2022).

References:

1. Institutional economics in the synergy of development: monograph / edited by I. K. Larionov. - 2nd ed. - Moscow: Dashkov and K, 2019. - 405 p. - ISBN 978-5-394-03382-7. - Text: electronic. - URL: https://znanium.com/catalog / product/1428069 (accessed: 10/22/2021). - Access mode: by subscription.

2. Kibanov, A. Ya. Economics and sociology of labor: textbook / A.Ya. Kibanov, I.A. Batkaeva, L.V. Ivanovskkaya; Edited by A.Ya. Kibanov. - Moscow: SIC INFRA-M, 2019. - 584 p.: - (Higher education: Bachelor's degree). - ISBN 978-5-16-003458-4. -Text: electronic. - URL: https://znanium.com/ catalog/product/989373 (accessed: 12/25/2021). - Access mode: by subscription.

3. Fetisov, G. G. Regional economics and management: textbook / G. G. Fetisov, V. P. Oreshin. - Moscow: INFRA-M, 2020 -416 p. - (Higher education: Bachelor's degree). - ISBN 978-5-16-005795-8. - Text: electronic. - URL:

Естественно-гуманитарные исследования № 40 (2), 2022_55

https://znanium.com/catalog/product/1039249 (accessed: 10/22/2021). - Access mode: by subscription.

4. Jagaciak A., Fink V. Shifts from Generation Y to Generation Z. Electronic source. URL: https://medium.com/the-future-of-things/shifts-from-generation-y-to-generation-z-43c353730b72.

5. S.A. Gaman, V.V. Prokhorova On the implementation of measures to increase the investment attractiveness of territories // Natural-Humanitarian Studies No. 36 (4), 2021. pp. 103-105. https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 47083020 (accessed: 03/22/2022).

EDN: OVXIIA

Т.В. Гапоненко - к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», gaponenko.t@mail.ru,

T.V. Gaponenko - Candidate of Economics, Associate Professor of the department of Economics and Management, FSBEI HE Don State Technical University;

Н.А. Осадчая - к.э.н., доцент кафедры организации строительства, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», natasha-gricenkova@yandex.ru,

N.A. Osadchaya - Candidate of Economics, Associate Professor of the department of Organization of construction, FSBEI HE Don State Technical University;

C.A. Гавриленко - старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», sofia77728@yandex.ru, S.A. Gavrilenko - Senior lecturer of the department of Economics and Management, FSBEI HE Don State Technical University.

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ VALUE-BASED MANAGEMENT HUMAN CAPITAL OF THE ORGANIZATION

Аннотация. Человеческий капитал образуют знания, профессиональные навыки и умения персонала организации, поэтому управлять человеческим капиталом - это значит управлять формированием и развитием трудовых навыков работников. Проблема в том, как лучше всего мотивировать работников на развитие своих умений и навыков. Одним из современных методов нематериальной мотивации персонала является управление по ценностям. Это означает, что контроль за действиями работников проводится косвенно, через систему их ценностей. Это новая концепция управления, ее методологический аппарат нуждается в развитии, что и определяется актуальность темы исследования. Применены общие и специальные методы теоретического и эмпирического исследования: анализ документов (научной литературы), методы сбора и сравнительного анализа данных (анкетирование, интервьюирование, методы аналогий, контентного анализа, экспертного анализа). В статье представлены результаты исследования, посвященного разработке методического обеспечения для управления человеческим капиталом организации на основе ценностно-ориентированного подхода. В частности, представлена оригинальная классификация ценностей как базы ценностно-ориентированного управления, разработана методика изучения корпоративных и персональных ценностей работников, предложена система показателей оценки результативности ценностно-ориентированного управления человеческим капиталом. Внедрение результатов исследования будет способствовать более эффективному регулированию поведения работников через ценности, обеспечивая рост качества и результативности управления организацией.

Abstract. Human capital is formed by the knowledge, professional skills and abilities of the organization's personnel, therefore, managing human capital means managing the formation and development of workers' labor skills. The problem is how best to motivate employees to develop their skills and abilities. One of the modern methods of non-material motivation of personnel is management by values. This means that control over the actions of employees is carried out indirectly, through the system of their values. This is a new management concept, its methodological apparatus needs to be developed, which determines the relevance of the research topic. General and special methods of theoretical and empirical research are applied: analysis of documents (scientific literature), methods of data collection and comparative analysis (questionnaires, interviewing, methods of analogies, content analysis, expert analysis). The article presents the results of a study devoted to the development of methodological support for the management of human capital of an organization based on a value-oriented approach. In particular, an original classification of values as the basis of value-oriented management is presented, a methodology for studying corporate and personal values of employees is developed, a system of indicators for evaluating the effectiveness of value-oriented human capital management is proposed. The implementation of the research results will contribute to more effective regulation of employee behavior through values, ensuring an increase in the quality and effectiveness of the organization's management.

Ключевые слова: управление по ценностям, корпоративные ценности, персональные ценности, человеческий капитал, эффективность управления, инвестиции в человеческий капитал.

Keywords: values management, corporate values, personal values, human capital, management efficiency, investment in human capital.

Введение. Современный мир переживает системный кризис, который ведущие ученые связывают с завершением одного масштабного экономического цикла, основанного на индустриализации, и переходом к следующему циклу, в котором экономические и общественные отношения определяются информатизацией и информационно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.