Научная статья на тему 'Методолого-теоретический анализ понятия «Социальное воспитание»'

Методолого-теоретический анализ понятия «Социальное воспитание» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
594
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕОРИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / SOCIAL EDUCATION / THEORY OF DYNAMIC INFORMATION SYSTEMS / SOCIAL PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аксютина З. А.

Обсуждается понятие «социальное воспитание» с позиции теории динамических информационных систем и современных научных исследований предметной области социальной педагогики. Социальное воспитание рассматривается путем обобщения качественных его состояний, а именно: отраслевой научной принадлежности к социальной педагогике, области социальной практики, сферы углубленной профессиональной подготовки. Социальное воспитание определяется как процесс деятельности социума по воспроизводству человека, готового к жизни в конкретном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology-theoretical analysis of the concept of «social education»

Discusses the concept of «social education» with the position of the theory of dynamic information systems and modern research of the subject area of social pedagogy. Social education is considered by compiling quality of its States, namely industrial scientific social pedagogy, social practices, the areas of in-depth training. Social education is defined as the process of activity of the society for reproduction of ready-to-life in a given society

Текст научной работы на тему «Методолого-теоретический анализ понятия «Социальное воспитание»»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИИ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 2. С. 146-151.

УДК 37.013.42 З.А. Аксютина

МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Обсуждается понятие «социальное воспитание» с позиции теории динамических информационных систем и современных научных исследований предметной области социальной педагогики. Социальное воспитание рассматривается путем обобщения качественных его состояний, а именно: отраслевой научной принадлежности к социальной педагогике, области социальной практики, сферы углубленной профессиональной подготовки. Социальное воспитание определяется как процесс деятельности социума по воспроизводству человека, готового к жизни в конкретном обществе.

Ключевые слова: социальное воспитание, теория динамических информационных систем, социальная педагогика.

Анализ исследовательского и практического опыта социального воспитания в последние два десятилетия позволяет рассматривать его в качестве приоритетного социально-педагогического знания. При этом выделим ряд важных для исследования позиций:

1. Научная организация социального воспитания предполагает полное интегрированное использование всего потенциала различных сфер социума посредством активизации микросоциума: семьи и школы.

2. Различные воспитательные институты, используя специфические методы воспитательного воздействия, обусловленные направленностью своей деятельности, имеют общие цели и задачи воспитания, которые определяются социально-образовательными заказами.

3. Начиная с младшего школьного возраста, дети перестают быть объектами воздействия, они становятся активными субъектами социальной жизни. Особо их деятельно-преобразовательная активность проявляется во внешкольной сфере, в общественных организациях. Особо хочется выделить сферу благотворительности, помощи и поддержки, где дети ведут себя подчас мудрее многих взрослых. Ярким примером этого может служить ситуация в 11-м классе московской школы № 405, связанная с помощью в лечении одноклассницы Риты Алькаевой [1].

4. Школа как социальный институт воспитания теряет свою главенствующую роль, в то время как в российском обществе происходят процессы коренных социальных изменений, которые пока не завершены. Специфика происходящих изменений такова, что их динамика в разных регионах страны неупорядочена, неоднородна, противоречива и наполнена различным содержанием, что актуализирует исследование социального воспитания.

5. Для формирования личности, способной жить в новых социальных условиях, в динамично развивающемся обществе, необходимо использовать все имеющиеся ресурсы социальной среды.

Исследование социального воспитания осуществим с помощью системного подхода, который предполагает рассмотрение объектов исследования в виде систем.

В современной науке к определению понятия «социальное воспитание» (СВ) обращается большое количество исследователей: Л.Н. Бурняше-ва, Ю.В. Василькова Т.А. Василькова, Г.А. Воронина, М.А. Галагузова, М.П. Гурьянова, И.К. Дракина, Г.Г. Енгалычев, В.И. Загвязинский, Л.В. Мардахаев, Н.Ф. Маслова, А.В. Мудрик, Д.Е. Мураткина, В.А. Никитин, М.М. Плоткин, Л.К. Синцова, Р. Соколов, Л.А. Титова, М.В. Шакурова, П.А. Шептенко и др.

© З.А. Аксютина, 2014

Совокупность определений указанных авторов позволяет утверждать, что в современной науке СВ не нашло однозначной трактовки. Существует несколько подходов к его определению:

1) СВ как социализация;

2) СВ как часть воспитания;

3) СВ как процессуальная сторона развития и поддержки человека.

С одной стороны такая пестрота указывает на сложность рассматриваемого понятия и его неоднозначность, а с другой - четко высвечивается противоречивость данного явления, проявляющегося в его системной сложности. Для разрешения противоречий и выявления сущностной стороны СВ осуществим его логико-гносеологическое познание на основе аппарата категориально-системной методологии.

Отметим, что в научных исследованиях СВ можно выделить три его основные области: отрасль научного знания, практическая деятельность (социальная практика) и сфера профессиональной подготовки (дисциплины углубленной профессиональной подготовки), где СВ выступает в качестве инварианта. Данные области сопряжены, но имеют различные методологические основания в объекте, предмете и целях познания, что отражено в табл. 1.

Проведем процедуру теоретического описания СВ как объекта теоретикопедагогического исследования. Она предполагает наличие, помимо базового понятия и его определения, множества дополнительных понятий, необходимых для выстраивания соответствующей научной теории.

Считаем, что СВ уместнее всего представлять как процесс деятельности социума по воспроизводству человека, готового к жизни в условиях глобального общества, с учетом социально-образовательных потребностей личности, общества и государства.

Такое понимание СВ отличается высоким внутренним разнообразием, и этим порождаются проблемы сугубо научного толка:

1) стремление к полноте описания СВ ведёт к нечёткости в представлении его средства-

ми социально-педагогического моделирования; 2) редукционистский подход позволяет моделировать СВ, однако при этом снижается полнота, СВ как целостный процесс подменяется множеством аспектных моделей. Сходная ситуация имеет место в большинстве социально-педагогических исследований, вынужденных жертвовать полнотой ради моделирования, или наоборот. Обостряется также противоречие в задачах теоретизации в педагогике. Заметим, что несмотря на существующую в педагогической науке проблему обеспечения полноты знания об исследуемых феноменах, процессах, явлениях, она практически не находит отражения в научных публикациях. Редким исключением могут служить работы [2; 3], в которых затрагивается указанная проблема.

Решение проблемы исследования СВ можно начать с осмысления того, как оптимальным образом задавать полноту изучаемого объекта. Поэтому попытаемся показать, каким образом полнота СВ может быть реконструирована средствами динамических информационных систем (ДИС) и теории динамических информационных систем (ТДИС) [4-6], а также с учётом решения проблемы полноты исследования [7].

В познании сложных, гетерогенных объектов, каковым является СВ, весьма эффективным оказывается аппарат ТДИС, позволяющий организовать всё требуемое для работы с данным понятием с учётом оптимального баланса сохранения содержательно-смысловой специфики и математической строгости.

Заметим, что о неполноте знания в предметной области СВ свидетельствует сложившееся большое разнообразие концепций СВ. Соответственно, модели СВ, которые кладутся в основание развития СВ, обусловливают заведомо более низкую их эффективность. Помимо этого, научные теории, а также модели объектов, являющиеся их составными частями, предназначены для осуществления функции прогнозирования.

Таблица 1

Взаимосвязь инвариантов социального воспитания

Компоненты познания Качественные состояния социального воспитания

Социальное воспитание как отрасль научного знания Социальное воспитание как область социальной практики Социальное воспитание как сфера углубленной профессиональной подготовки

Объект познания Человек в социальной среде Взаимодействия человека в социальной среде Педагогические закономерности взаимодействия человека в социальной среде

Предмет познания Социальность как совокупность социальных потребностей, мотивов, представлений Социализация как результат социального формирования личности Социально-педагогическая компетентность как результат социально-педагогического образования в общем и углубленной профессиональной подготовки в частности

Цель познания Социально-воспитательные концепции и теории Гармонизация человека в социальной среде Повышение качества подготовки специалистов по гармонизации взаимодействия человека в социальной среде

Проблема полноты обостряется также в связи с нарастанием противоречий между практической деятельностью, в которую вовлечены представители разных социальных сфер и научных направлений, и наукой как социальным институтом, которая продолжает развиваться в рамках обособленных научных дисциплин, а междисциплинарные исследования в ней - не правило, а исключение. В данном контексте приобретает особое стратегическое значение сдвиг в науке от анализа к синтезу. Только в этом случае исследования смогут придать новый импульс познанию человеком природы, самого себя, а также общества [8, с. 30].

Удовлетворение требования полноты знания применительно к разрабатываемой предметной области СВ достигается путём разработки не относительно обособленных производных понятий, а их системы, в которой они связаны между собой на основе ТДИС.

Информационными единицами, объектами, которыми оперирует ТДИС, являются мысленные образы, понятия. Между понятиями могут быть установлены связи типа «первообразное - производное». Любое понятие может быть дешифровано в триаду, при этом возникают ровно три его первообразных. Продолжение дешифровки, во-первых, даёт первообразные высших порядков для исходного понятия, во-вторых, приумножает число первообразных первого порядка за счёт образования дополнительных триад, в-третьих, формирует много производных и у первообразных высших порядков. Для дешифровки понятия предназначена обратная операция - свертка. В ТДИС имеется возможность строить из понятий и связей

между ними геометрические конструкции, которые могут служить шаблонами для рассуждений, и в силу этого обстоятельства они названы смысловыми схемами. В частности, для смысловых схем определена группа операций мутации, заключающаяся в перестановках периферийных понятий, совпадающих по модулю 3. Мутации отражают разные аспекты осмысления воспринимаемого явления. Кроме того, существует стандарт из фундаментального (относительно универсального) набора понятий [4-6]. Все схемы предстают как частные случаи (значения) этого фундаментального стандарта, что позволяет ориентировать пользователя при их проработке. Фактически здесь возникает расслоение (многозначность) фундаментальных понятий, что позволяет привлекать к анализу разнообразные интерпретации, в частности, склеивать их в фундаментальные понятия.

Схема двухуровневой триадической дешифровки исходного понятия (СВ), дополненная процедурами мутаций триад, выступает в качестве «каркаса» теории СВ, своеобразной её «дорожной картой». Понятия, вводимые для её описания, выступают в качестве платформы для текста теории СВ. Формируемая система понятий обеспечивает, таким образом, полноту абстрактной модели, отражающей объективный феномен СВ.

Первоначально предпримем триадическую дешифровку исходного понятия - СВ. Затем, в согласии с правилами [4, с. 123139], выполним мутации триад, в результате чего образуются шесть категориальных схем (КС) (рис.).

Генерация понятий в комплексном описании предметной области СВ:

00 - компонент теории и практики социальной педагогики; 01 - категория социальной педагогики; 02 - понятие социально-педагогической деятельности; 10 - воспитание; 11 - помощь детям, имеющим проблемы во включении в общественную жизнь; 12 - социальность; 20 - способность взаимодействовать с миром; 21 - помощь в совершенствовании себя; 22 - обеспечение общественного прогресса и преемственности поколений; П - подходы; С - сущность; СП - понимание; СПв - социально-педагогическое взаимодействие; СПп - социально-педагогическая поддержка; СПс - социально-педагогическое сопровождение; Си - социальная интеграция; Сц - социализация; Са - социальная адаптация

Схема СФ отражает разные типы социального воспитания. Она может быть интерпретирована также как социально-педагогическое взаимодействие (00-10-20), социально-педагогическая поддержка (01-1121) или социально-педагогическое сопровождение (02-12-22). Данный комплекс понятий при задании параметра времени становится логикой саморазвития СВ: от социально-педагогического взаимодействия к социально-педагогической поддержке и далее к социально-педагогическому сопровождению.

Таким образом, схема СФ задаёт обособленный аспект СВ, подлежащий исследованию - процесс саморазвития личности, его взращивание.

Схема СМ может быть интерпретирована как социальная интеграция (00-22-11), социализация (01-20-12) и социальная адаптация (02-21-10). Способность в процессе саморазвития к расширенному воспроизводству этой цепочки и реализация прогрессивной ветви развития также видится нам обособленной исследовательской задачей.

В схеме ПрФл присутствуют понятия исходной схемы - подходы, сущность, понимание, но в ином порядке. Здесь имеет смысл исследование того, может ли СВ сформироваться путём, отличным от классического: не маршрутом «Подходы ^

Сущность ^ Понимание», а маршрутом «Подходы ^ Понимание ^ Сущность». Попытка перестановки вторичных понятий в базовой понятийной схеме даёт этот неожиданный ракурс СВ. Подобный сценарий формирования структур СВ, очевидно, может быть реализован в рамках искусственных проектов социального воспитания, что требует детального изучения.

В схеме ПрФ так же, как и в предыдущем случае, присутствуют понятия, уже имевшие место, - социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическое сопровождение, социально-педагогическое взаимодействие, но расположены они в иной последовательности. Данная карта понятий побуждает предпринять попытку ответить на вопрос, может ли СВ реализовывать такую неклассическую траекторию развития:

Социально-педагогическое взаимодействие ^ Социально-педагогическое сопровождение ^ Социально-педагогическая поддержка.

Нам представляется, что для развитой социально-педагогической деятельности такое положение дел вполне возможно и даже может быть распространённым, а значит, исследование СВ в данном контексте весьма актуально.

Последняя из анализируемых схем -ПрМ - так же, как и два предыдущих случая, представляет собой изменение последо-

вательности полученных на предыдущих этапах понятий.

Здесь задан следующий маршрут: Социальная интеграция ^ Социальная адаптация ^ Социализация.

В данном случае требуется самоосмыс-ленное формулирование вопроса о специфике социального воспитания.

Семейство КС (рис.), с одной стороны, формирует пространство исследовательских вопросов и задач, с другой стороны, генерирует сферу потенциально возможных ответов. Более того, как показал последний случай, некоторые вопросы - дело, возможно, не настоящего времени, а будущего, т. е. возникают перспективные исследовательские задачи.

Итак, в целях формирования понятийного аппарата для описания предметной области СВ нами была выполнена перестановка вспомогательных понятий, использованных при формулировании определения СВ. В результате получено семейство понятий, составляющих систему. Все они отражают разные характеристики связанности СВ, что обусловлено её фундаментальной ролью для феномена СВ в педагогике, как и в природе вообще.

В табл. 2 сведены вспомогательные понятия, участвующие в мутациях триад, и синтезированные понятия, полученные в результате данной процедуры.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1) структурированы основания возникновения и существования феномена СВ (условия возникновения - подходы, сущность, понимание; предпосылки возникновения -взаимодополняемость в области социальнопедагогического взаимодействия, социальнопедагогической поддержки и социальнопедагогического сопровождения; факторы, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие, - связанность социальной интеграции, социализации и социальной адаптации);

2) определена базовая характеристика СВ - связанность, что даёт формальные основания относить СВ к классу интеграционных объединений социально-педагогической деятельности;

3) выявлены типы связанности между участниками СВ, что даёт возможность оказывать на них воздействие и обеспечивать развитие СВ в направлении достижения требуемых качественных характеристик с точки зрения целей социального воспитания;

4) найдена возможность упорядочивать эмпирический материал, обеспечивая полноту, системность, строгость описания СВ, а также других социально-педагогических феноменов;

Таблица 2

Перестановочные комплексы вспомогательных понятий, описывающие предметную область социального воспитания, и синтезированные понятия

Индекс схем Триадические комплексы вспомогательных понятий Синтезированное понятие Интерпретативное соответствие

СФл 00 - компонент теории и практики социальной педагогики; 01 - категория социальной педагогики; 02 - понятие социально-педагогической деятельности Подходы Комплексный подход

10 - воспитание; 11 - помощь детям, имеющим проблемы во включении в общественную жизнь; 12 - социальность Сущность Комплексное соответствие

20 - способность взаимодействовать с миром; 21 - помощь в совершенствовании себя; 22 - обеспечение общественного прогресса и преемственности поколений Понимание Комплексное понимание

СФ 00 - компонент теории и практики социальной педагогики; 10 - воспитание; 20 - способность взаимодействовать с миром Социально- педагогическое взаимодействие Комплексное взаимодействие

01 - категория социальной педагогики; 11 - помощь детям, имеющим проблемы во включении в общественную жизнь; 21 - помощь в совершенствовании себя Социально- педагогическая поддержка Поддерживающее взаимодействие

02 - понятие социально-педагогической деятельности; 12 - социальность; 22 - обеспечение общественного прогресса и преемственности поколений Социально- педагогическое сопровождение Сопровождающее взаимодействие

СМ 00 - компонент теории и практики социальной педагогики; 22 - обеспечение общественного прогресса и преемственности поколений; 11 - помощь детям, имеющим проблемы во включении в общественную жизнь Социальная интеграция Социальная интегрированность

01 - категория социальной педагогики; 20 - способность взаимодействовать с миром; 12 - социальность Социализация Социальность

02 - понятие социально-педагогической деятельности; 21 - помощь в совершенствовании себя; 10 - воспитание Социальная адаптация Социальная адапти-рованность

ПрФл 00 - компонент теории и практики социальной педагогики; 01 - категория социальной педагогики; 02 - понятие социально-педагогической деятельности Подходы Комплексный подход

22 - обеспечение общественного прогресса и преемственности поколений; 20 - способность взаимодействовать с миром; 21 - помощь в совершенствовании себя Понимание Комплексное понимание

11 - помощь детям, имеющим проблемы во включении в общественную жизнь; 12 - социальность; 10 - воспитание Сущность Комплексное соответствие

ПрФ 00 - компонент теории и практики социальной педагогики; 10 - воспитание; 20 - способность взаимодействовать с миром Социально- педагогическое взаимодействие Комплексное взаимодействие

22 - обеспечение общественного прогресса и преемственности поколений; 02 - понятие социально-педагогической деятельности; 12 - социальность Социально- педагогическое сопровождение Сопровождающее взаимодействие

11 - помощь детям, имеющим проблемы во включении в общественную жизнь; 21 - помощь в совершенствовании себя; 01 - категория социальной педагогики Социально- педагогическая поддержка Поддерживающее взаимодействие

ПрМ 00 - компонент теории и практики социальной педагогики; 22 - обеспечение общественного прогресса и преемственности поколений; 11 - помощь детям, имеющим проблемы во включении в общественную жизнь Социальная интеграция Социальная интегрированность

10 - воспитание; 02 - понятие социально-педагогической деятельности; 21 - помощь в совершенствовании себя; Социальная адаптация Социальная адапти-рованность

20 - способность взаимодействовать с миром; 12 - социальность; 01 - категория социальной педагогики Социализация Социальность

5) получено основание для идентификации СВ - условия его возникновения, трактуемые в данном контексте как признаки социально-воспитательных структур.

Таким образом, теория СВ обогащается системой понятий для описания её предмета. Получает развитие также инструментальная база изучения социально-педагогических объектов за счёт привлечения методологии ТДИС и категориально-системной методологии.

СВ определено как процесс деятельности социума по воспроизводству человека, готового к жизни в условиях глобального общества, с учетом социально-образовательных потребностей личности, общества и государства.

Выделение рассмотренных в ходе исследования компонентов, входящих в состав СВ, позволит в процессе осуществления образовательных программ углубленной профессиональной подготовки в высших учебных заведениях более четко структурировать содержание социально-педагогического образования в предметной области СВ с учетом определенных нами аспектов, содержания, структуры и в итоге позволит избежать системных ошибок в подборе необходимой для региона образовательной программы.

Проведенный методолого-теоретический анализ понятия «социальное воспитание» позволил обозначить основные понятия, входящие в комплексное описание предметной области СВ: социально-педагогическое взаимодействие; социально-педагоги-

ческая поддержка; социально-педагогическое сопровождение; социальная интеграция;

социализация; социальная адаптация.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Танькова Я. Дети отказались от выпускного, чтобы спасти одноклассницу от смерти // Комсомольская правда. 2012. 3 октября. Ш1_: http://www.kp.ru/daily/25959/2899931.

[2] Ромм Т. А. Исторический генезис теоретических образов социального воспитания за рубежом : монография. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2007. 170 с.

[3] Синцова Л. К. Социально-философский анализ социального воспитания: теоретико-методологический аспект : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Барнаул, 2007. 36 с.

[4] Разумов В. И., Сизиков В. П. Информационные основы синтеза систем : монография : в 3 ч. Ч. I: Информационные основы системы знаний. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2007. 266 с.

[5] Разумов В. И., Сизиков В. П. Информационные основы синтеза систем : монография : в 3 ч. Ч. II: Информационные основы синтеза. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008. 344 с.

[6] Разумов В. И., Сизиков В. П. Информационные основы синтеза систем : монография : в 3 ч.

Ч. III: Информационные основы имитации.

Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. 628 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Разумов В. И., Сизиков В. П. Полнота: мета-теоретический и инструментальный аспекты // Философские науки. 2010. № 2. С. 3-20.

[8] Боуш Г. Д., Разумов В. И. Формирование систем понятий для изучения объектов в экономике: опыт применения аппарата теории динамических информационных систем к бизнес-кластерам // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия «Философия». 2011. № 4. С. 30-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.