42
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 330.142 О.В. Недолужко
НОВЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА ФЕНОМЕНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
В статье предлагается новый подход к исследованию сущностных аспектов интеллектуального капитала и конструированию понятийного пространства, описывающего указанный феномен. Для получения системы категорий, обеспечивающих полное и непротиворечивое описание объекта исследования, применяется новый, мало используемый в гуманитарных науках инструмент - метод мутаций в рамках категориально-системной методологии. Мутации понятий второго уровня, дешифрующих базовую категорию «интеллектуальный капитал», позволили определить основные условия создания интеллектуального капитала в организации. В результате использования метода выявлена базовая характеристика интеллектуального капитала - когнитивная активность, отражающая основное условие возникновения различных видов интеллектуального капитала в организации. Определены возможные типы когнитивной активности в организации (обучение, производственная рационализация, инновационная деятельность, клиентоориентированная рационализация, саморазвитие, вовлечение), что позволяет определенным образом влиять на них с целью получения необходимого результата в виде того или иного вида знания. Упорядочены характеристики интеллектуального капитала, выявлены и определены синтезированные категории, описывающие феномен интеллектуального капитала с необходимой и достаточной полнотой и системностью. Результаты выполненного исследования способствуют формированию системного представления об интеллектуальном капитале в рамках разработки научной теории интеллектуального капитала.
Ключевые слова: инновация, интеллектуальный капитал, метод двухуровневой триадической дешифровки, метод мутаций, когнитивная активность.
Интеллектуальный капитал является одним из ключевых факторов, обеспечивающих переход к развитому постиндустриальному обществу и формирование знаниевой экономики. В эпоху шестого технологического уклада важнейшую роль играют невещественные факторы производства, в частности, интеллектуальный капитал организации, который становится основным источником ее конкурентных преимуществ, способствует генерации продуктивных инноваций, направленных на трансформацию социально-экономической системы.
В настоящий момент данное направление исследования активно развивается. Ученые различным образом определяют феномен интеллектуального капитала. Э. Брукинг рассматривает интеллектуальный капитал как совокупность нематериальных активов, которые могут быть использованы для создания стоимости и без которых компания не может существовать и развивать конкурентные преимущества [1]. По определению В.В. Ермоленко, интеллектуальный капитал представляет собой взаимосвязь знаний, опыта и ключевых компетенций персонала корпорации, отношений корпорации с партнерами и клиентами, которая обеспечивает создание добавочной стоимости и уникальных конкурентных преимуществ корпорации на выбранном сегменте рынка [2]. Важным элементом анализа является определение составных элементов в структуре интеллектуального капитала. Согласно H. Saint-Onge, он включает в себя человеческий капитал (способность сотрудников удовлетворять потребности клиентов), потребительский капитал (рыночная доля, степень лояльности и выгодности клиентов для компании) и структурный капитал (потенциал реагирования на изменение рыночных потребностей) [3]. В.Г. Зинов выделяет в структуре интеллектуального капитала интеллектуальные ресурсы организации и систему отношений между экономическими субъектами по поводу производства, распространения и использования интеллектуальных ресурсов и знаний, необходимых для их эффективного функционирования [4]. В настоящее время предпринимаются попытки анализа возможности использования интеллектуального капитала в качестве системообразующего фактора развития экономики знаний. В частности, в работах Drucker [5], Stewart [6] обосновывается переход от индустриального производства, ориентирующегося на массовый спрос, к новой экономике, наиболее значимым ресурсом которой становится знание. Фактором перехода к экономике знаний является интеллектуальный капитал, рост которого обеспечивает конечный успех в ее инновационном развитии [7].
Вместе с тем, в существующих в рамках выбранной тематики научных трудах специфические черты интеллектуального капитала рассматриваются фрагментарно, несистемно. В частности, отсутствует система категорий, обеспечивающая формирование логически связанного понятийного аппа-
рата, что, в свою очередь, препятствует созданию стройной научной теории интеллектуального капитала, которая с необходимой и достаточной степенью полноты описывает объект её изучения и обеспечивает использование интеллектуального капитала в целях постиндустриальной трансформации экономической системы.
Материал и методика исследования. Традиционно используемые методы научного исследования позволяют получить ряд сущностных характеристик объекта исследования, но не полное и непротиворечивое его описание. С этой целью предлагается использование принципиально новой методологии - теории динамических информационных систем (ТДИС), разработанной в работах В.И. Разумова и В.П. Сизикова [8; 9]. В ТДИС на логико-математической основе доказывается, что требование полноты описания в сочетании с минимумом содержания выполняется посредством использования триады дешифрующих категорий. В числе конкретных методов, обеспечивающих полное и непротиворечивое описание объекта исследования, следует выделить метод двухуровневой триадической дешифровки и метод мутаций (перестановок) понятий, дешифрующих базовую категорию, полученных в результате использования предыдущего метода. Данные методы, несмотря на относительную новизну, активно применяются для конструирования понятийного пространства феноменов, исследуемых в самых различных предметных областях [10-15]. Метод двухуровневой триади-ческой дешифровки предполагает определение объекта исследования в трех категориях, наиболее полно отражающих его сущность; далее каждая из производных категорий подвергается такой же дешифровке. С помощью данного метода на предыдущем этапе работы была выполнена двухуровневая триадическая дешифровка категории «интеллектуальный капитал» [16].
Целью настоящего исследования является получение производных понятий, обеспечивающих в совокупности комплексное, полное и точное описание объекта исследования и задающих «каркас» научной теории исследуемого феномена. Данная цель может быть достигнута посредством использования метода мутаций периферийных понятий, полученных в результате двухуровневой триадиче-ской дешифровки базовой категории, именующей объект исследования. Целесообразность использования метода обусловлена возможностью формирования с его помощью системы понятийных единиц в количестве, достаточном для обеспечения необходимой полноты знания при описании исследуемой предметной области. Применяемый метод учитывает особенности человеческого мышления, способности восприятия объёмов информации [17] и позволяет как выявить новые фундаментальные характеристики объекта исследования, так и ввести в описывающее объект исследования понятийное поле новые категории и понятия.
Сущность метода состоит в перестановке периферийных понятий в строгой логико-математической последовательности [18; 8; 9], в результате чего могут быть получены новые триады периферийных понятий. Посредством использования метода анализа в составе исследуемого феномена выделяются базовые характеристики, затем, в рамках синтеза, появляется возможность системного осмысления феномена как совокупности характеристик, обозначенных триадами периферийных понятий, как производной, так и полученных в результате осуществления процедур мутаций. Каждая триада отражает синтезированную категорию, и все они в сочетании с базовой триадой образуют упорядоченный категориальный аппарат, который является важной частью научной теории исследуемого объекта.
Результаты и их обсуждение. На рис. 1 представлена авторская разработка исходной триади-ческой дешифровки феномена интеллектуального капитала и синтезированных автором категорий, которые были получены в результате использования метода мутаций понятий, дешифрующих базовую категорию. Выделение триад и формирование комплексов триад в рамках используемого метода обеспечивает подготовку описания и характеристики трех основных условий формирования и развития интеллектуального капитала: необходимого ресурса (интеллект), специфического воздействия на этот ресурс (когнитивная активность), результата, получаемого с помощью данного воздействия (знание, интеллектуальный капитал).
В табл. 1 с помощью соотнесения синтезированных категорий с комплексами вспомогательных понятий раскрывается сущность происходящих при формировании интеллектуального капитала процессов, что позволяет дать определение каждой синтезированной категории и тем самым обогатить предметное поле исследования новыми фундаментальными аспектами объекта исследования.
Далее выполнен анализ полученных перестановочных комплексов категорий.
Исходная дешифровка категории «интеллектуальный капитал» представлена на рис. 1, а и схемах а-1, а-2, а-3 таблицы. Сущность исходной дешифровки состоит в том, что формирование интеллекту-
ального капитала в организации происходит при наличии трех условий, представленных выше. Дешифрующие понятия второго уровня показывают, что создание интеллектуального капитала имеет многоаспектный характер и может осуществляться с использованием различных видов исходного ресурса (физиологическая основа интеллекта, психологическая основа интеллекта, социально-экономическая основа интеллекта), специфических процессов (стимульно-продуктивная активность, эвристическая активность, креативная активность) и обеспечивающих определенный результат в виде различных форм знания (человеческий капитал, организационный капитал, потребительский капитал).
Рис. 1. Понятийный комплекс феномена интеллектуального капитала, дополненный производными понятиями (разработано автором)
Таблица 1
Перестановочные комплексы понятий, описывающие феномен интеллектуального капитала
Схема Сочетание вспомогательных понятий Синтезированная категория
а-1 [00] физиологическая основа [01] психологическая основа [02] социально-экономическая основа Интеллект
а-2 [10] стимульно-продуктивная активность [11] эвристическая активность [12] креативная активность Активность
а-3 [20] человеческий капитал [21] организационный капитал [22] потребительский капитал Знания
б-1 [00] физиологическая основа [10] стимульно-продуктивная активность [20] человеческий капитал Обучение
б-2 [01] психологическая основа [11] эвристическая активность [21] организационный капитал Производственная рационализация
б-3 [02] социально-экономическая основа [12] креативная активность [22] потребительский капитал Инновационная деятельность
в-1 [00] физиологическая основа [22] потребительский капитал [11] эвристическая активность Клиентоориентиров анная рационализация
в-2 [01] психологическая основа [20] человеческий капитал [12] креативная активность Самосов ершенств ов ание
в-3 [02] социально-экономическая основа [21] организационный капитал [10] стимульно-продуктивная активность Вовлечение
г-1 [00] физиологическая основа [01] психологическая основа [02] социально-экономическая основа Интеллект
г-2 [22] потребительский капитал [20] человеческий капитал [21] организационный капитал Знания
г-3 [11] эвристическая активность [12] креативная активность [10] стимульно-продуктивная активность Активность
д-1 [00] физиологическая основа [10] стимульно-продуктивная активность [20] человеческий капитал Обучение
д-2 [22] потребительский капитал [02] социально-экономическая основа [12] креативная активность Инновационная деятельность
д-3 [11] эвристическая активность [21] организационный капитал [01] психологическая основа Производственная рационализация
е-1 [00] физиологическая основа [11] эвристическая активность [22] потребительский капитал Клиентоориентированная рационализация
е-2 [10] стимульно-продуктивная активность [02] социально-экономическая основа [21] организационный капитал Вовлечение
е-3 [20] человеческий капитал [12] креативная активность [01] психологическая основа Самосовершенствование
Мутация периферийных понятий второго уровня в соответствии с методом мутаций позволила получить новые триады понятий и синтезированные категории, обеспечивающие выявление новых фундаментальных аспектов объекта, не попавших ранее в поле зрения исследователей. Полученные комплексы и новые понятия обеспечивают системное описание исследуемого феномена с выделением его базовой характеристики. Удовлетворение требованию полноты знания в отношении к разрабатываемой в статье предметной области достигается посредством разработки не относительно обособленных производных понятий, а их системы, в которой они связаны между собой на основе ТДИС. Данные триады представлены на рис. 1, б, в, г, д, е и схемах б, в, г, д, е таблицы. Выделение триад осуществляется на категориальном уровне, то есть выполняется их качественный анализ.
Фундаментальной характеристикой феномена интеллектуального капитала является когнитивная активность, которая представляет собой различные способы восприятия и переработки внешней информации, проявляющиеся через совокупность психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, эмоции) и психических состояний (убеждения, желания, намерения) личности [19]. Выделение триад и формирование комплексов триад в рамках используемого метода обеспечивает подготовку описания и характеристики трех основных условий формирования и развития интеллектуального капитала: необходимого ресурса (интеллект), специфического воздействия на этот ресурс (когнитивная активность), результата, получаемого с помощью данного воздействия (знание, интеллектуальный капитал). Само по себе наличие интеллекта как ресурса организации не обязательно предполагает формирование интеллектуального капитала и, соответственно, не может являться базовой характеристикой исследуемого феномена. Компоненты интеллектуального капитала также не могут рассматриваться в качестве такой характеристики, поскольку они формируются как результат когнитивной активности. Таким образом, в качестве базовой характеристики феномена интеллектуального капитала может рассматриваться когнитивная активность как источник использования имеющегося в наличии у организации ресурса с целью получения результата в виде интеллектуального капитала.
Синтезированные понятия, приведенные на схемах б-е таблицы, отражают разные виды когнитивной активности, которая может осуществляться под воздействием различных стимулов и приводит к созданию разных видов знаний в организации.
На схемах б-1 и д-1 таблицы отражен процесс обучения, которое представляет собой когнитивную активность, не выходящую за рамки заданного способа, осуществляемую на физиологической основе и ведущую к созданию человеческого капитала. В данном случае в качестве исходного ресурса выступает наличие мозга как материального носителя интеллекта. Вместе с тем деятельность сотрудников компаний осуществляется под влиянием стимулов, получаемых извне, в результате чего работник обретает знания, необходимые для выполнения текущих задач.
На схемах б-2 и д-2 таблицы показан процесс производственной рационализации, который представляет собой когнитивную активность, предполагающую поиск оптимальных способов решения задачи в рамках выбранной стратегии, осуществляемую на психологической основе и ведущую к созданию организационного капитала. Исходным ресурсом в этом случае является психологическая основа интеллекта, когда мотивация отдельных работников связана со стремлением к реализации высших психических функций, потенциала. Такие работники имеют определенную свободу выбора решения поставленной задачи, что позволяет создавать новое знание относительно способов выполнения организационных процессов.
На схемах б-3 и д-2 таблицы представлен процесс инновационной деятельности - когнитивной активности, предполагающей выход за пределы предлагаемых ситуацией альтернатив, осуществляемой на социально-экономической основе и ведущей к созданию потребительского капитала. Исходными условиями, необходимыми для реализации этого сценария, являются потребность в реализации общественного предназначения человека в сочетании с готовностью оставить предложенную извне деятельность и начать деятельность, мотивированную изнутри. Результатом этого процесса является новое знание, которое может быть коммерциализовано (потребительский капитал).
На схемах в-1 и е-1 таблицы отражен процесс клиентоориентированной рационализации - когнитивной активности, предполагающей поиск оптимальных способов решения задачи, осуществляемой на физиологической основе и ведущей к созданию потребительского капитала. В этом случае физиологическая основа интеллекта используется в целях поиска наиболее эффективных способов решения задач в рамках выбранной стратегии организации, что приводит к более эффективному взаимодействию организации с внешней средой.
На схемах в-2 и е-3 таблицы показан процесс самосовершенствования - когнитивной активности, предполагающей пересмотр стратегии, выход за пределы предлагаемых ситуацией альтернатив, осуществляемой на психологической основе и ведущей к созданию человеческого капитала. Стремление работников к реализации высших психических функций, потенциала сочетается с готовностью оставить предложенную извне деятельность и начать новую деятельность, мотивированную изнутри и нацеленную на создание нового личного знания (человеческий капитал).
На схемах в-3 и е-2 таблицы представлена ситуация вовлечения - когнитивной активности, не выходящей за рамки заданного способа, осуществляемой на социально-экономической основе и ведущей к созданию организационного капитала. Работник использует существующие шаблоны выполнения текущих операций, испытывая при этом потребность в общественной самореализации, что способствует созданию знания в области организационных процессов.
Схема г таблицы содержит дешифрующие категории исходной схемы, но расположенные в ином порядке: Интеллект - Знания - Активность. Смысл такой перестановки заключается в том, что, очевидно, знания могут выступать не только в качестве конечного результата при формировании интеллектуального капитала, но и являться ресурсом, который в сочетании с различными видами интеллекта позволяет осуществлять тот или иной тип когнитивной активности.
Таким образом, в процессе исследования с целью формирования понятийного аппарата феномена интеллектуального капитала была выполнена перестановка дешифрующих понятий второго уровня двухуровневой триадической дешифровки базового объекта, в результате чего были получены производные триады, объединенные в синтезированные категории. Комплекс полученных категорий позволяет с необходимой и достаточной полнотой описать феномен интеллектуального капитала.
В ходе исследования получены следующие результаты.
1. Определены основные условия создания интеллектуального капитала в организации;
2. Выявлена базовая характеристика интеллектуального капитала - когнитивная активность, отражающая основное условие возникновения различных видов интеллектуального капитала в организации, познавательную деятельность, которая осуществляется посредством различных психических процессов и состояний;
3. Выявлены возможные типы когнитивной активности в организации (обучение, производственная рационализация, инновационная деятельность, клиентоориентированная рационализация, самосовершенствование, вовлечение);
4. Упорядочены характеристики интеллектуального капитала, выявлены и определены синтезированные категории, описывающие феномен интеллектуального капитала с необходимой и достаточной полнотой и системностью.
Таким образом, результаты выполненного исследования способствуют формированию системного представления об интеллектуальном капитале в рамках разработки научной теории интеллектуального капитала. Кроме того, обогащается методология использования за счет применения методов двухуровневой триадической дешифровки и мутаций понятий, дешифрующих базовую категорию, в составе методов теории динамических информационных систем.
В настоящее время ряд зарубежных компаний активно применяет различные методы и показатели измерения интеллектуального капитала с целью выявления областей неэффективного использования внутриорганизационных знаний и повышения эффективности их использования. В частности, такие компании, как Skandia, Dow Chemical и Canadian Imperial Bank of Commerce, дополняют приложения к годовым отчетам с традиционными финансовыми показателями детализированной оценкой стоимости интеллектуального капитала, а также приводят в отчетах для внутреннего пользования характеристики интеллектуального капитала, соответствующие специфике их деятельности. Канадский банк Bank of Montreal также осуществляет собственный мониторинг показателей интеллектуального капитала с целью поиска возможностей более эффективного использования имеющихся ресурсов. Строительная компания Rockwater в своей оценке интеллектуального капитала делает акцент на измерении ценности, заключенной в ее взаимоотношениях с потребителями. Фармацевтическая компания Glaxo Wellcome в качестве критерия успешного распределения ресурсов использует результативность затрат на НИОКР. Консультационные компании Booz-Allen & Hamilton, Price Waterhouse, KPMG и The Technology Broker рассматривают концептуальные основы интеллектуального капитала как средство, дающее клиентам возможность понимания скрытой структуры своих нематериальных активов, особенно той их части, которая наиболее тесно связана с ключевыми факторами успеха в конкретных отраслях [20].
В российских организациях освоение концепции интеллектуального капитала с целью ее практического использования осуществляется менее успешно, что обусловлено рядом причин, в числе которых можно рассматривать сложности перехода к применению принятых в международной практике показателей измерения интеллектуального капитала, специфический характер восприятия исследований в области интеллектуального капитала представителями руководящего звена российских компаний, неустойчивость законодательства, регулирующего процессы институционализации интеллектуального капитала, неэффективность правил и норм в сфере создания и функционирования человеческого капитала, защиты интеллектуальной собственности. Названные обстоятельства создают затруднения на пути к формированию экономики знаний в России.
Формирование системы взаимосвязанных категорий и понятий, комплексно описывающих интеллектуальный капитал, позволит выявить эволюционную последовательность этапов его формирования, обеспечить управление процессом его создания и развития в организации. Определение комплекса сущностных черт, характеризующих феномен интеллектуального капитала, обособляющих его от других видов капитала организации, может быть использовано при формировании проектных мероприятий федеральных, региональных и местных органов власти по реализации инновационного пути развития экономики и трансформации экономических систем в направлении перехода к экономике, основанной на знаниях. Данные элементы позволят сформировать комплекс инструментов, стимулирующих развитие интеллектуального капитала на мезо- и микроуровне и его использование в качестве системообразующего фактора становления экономики, основанной на знаниях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Brooking A. Intellectual Capital: Core Asset for the Third Millennium Enterprise. London: Thompson International Business Press, 1996. 224 p.
2. Ермоленко В.В., Попова Е.Д. Интеллектуальный капитал корпорации: сущность, структура, стратегии развития и модель управления // Человек. Сообщество. Управление. 2012. №2. С. 110-122.
3. Saint-Onge, H. Tacit Knowledge: the Key to the Strategic Alignment of Intellectual Capital? // Strategy and Leadership. 1996. P. 10-14.
4. Зинов В.Г. Интеллектуальная собственность современного предприятия: правовые и экономические аспекты в свете перспективы вступления России в ВТО // Материалы НПК «Интеллектуальная собственность как инструмент рыночной экономики». Ч. 1. Тверь: ТИИТП, 2007.
5. Drucker P.F. Post-Capitalist Society. New York: HarperCollins, 1993. 240 p.
6. Stewart T. Intellectual Capital: The new wealth of organization. New York: Crown Business Group, 1999. 320 p.
7. Ваганян О.Г. Менеджмент интеллектуального капитала - эффективный инструмент стратегического управления в России в условиях экономики знаний // Креативная экономика. 2007. № 5(5). С. 66-73; № 6(6). С. 3844; № 7(7). С. 42-47.
8. Разумов В.И., Сизиков В.П. Категориальный аппарат развития теоретического знания // Вестн. Омск. ун-та. 2003. Вып. 2. С. 37-40.
9. Разумов В.И., Сизиков В.П. Информационные основы синтеза систем: в 3 ч. 4.I. Информационные основы системы знаний. Омск: ОмГУ. 2007. 266 с.
10. Аксютина З.А. Методолого-теоретический анализ понятия «социальное воспитание» // Вестн. Омск. ун-та. 2014. Вып. 2. С. 146-151.
11. Бойко П.Д. Применение категориального аппарата в разработке административно-правовой процедуры развития агропромышленного комплекса Омской области // Вестн. Омск. ун-та. 2013. Вып. 4. С. 235-241.
12. Боуш Г.Д., Разумов В.И. Формирование систем понятий для изучения объектов в экономике: опыт применения аппарата теории динамических информационных систем к бизнес-кластерам // Вестник НГУ. 2011. Серия: Философия. Т. 9, вып. 4. С. 30-37.
13. Козлова К.С. Постиндустриальное общество как социально-философский объект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопр. теории и практики. Тамбов: Грамота. 2012. № 5 (19): в 2 ч. Ч. 1. С. 82-88.
14. Петрук Г.В., Боуш Г.Д. Формирование системы категорий для описания феномена знаниевых кластеров с применением аппарата теории динамических информационных систем // Научное обозрение. № 14. 2015. С. 330-335.
15. Недолужко О.В. Конструирование дефиниции категории «интеллектуальный капитал». Журнал экономической теории. 2015. №2. С. 29-36.
16. Рыженко Л.И. Подход к смысловой организации информационных баз данных // Вестн. Омск. ун-та. 2010. № 4. С. 279-292.
17. Разумов В.И., Сизиков В.П. Основы теории динамических информационных систем. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 212 с.
18. Боуш Г.Д. Бизнес-кластеры: категориально-системное представление: монография. Омск: ОмГУ, 2011. 244 с.
19. Коротаева Е.В., Нефедова А.Н. Развитие когнитивной активности у старших дошкольников // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 176-180.
20. Голубкин В.Н., Клеева Л.П., Патока Л.В. Интеллектуальный капитал в эпоху глобализации мировой экономики // Бизнес-образование. 2005. №1 (18). URL: https://www.ou-link.ru/pub/business_obraz_1_18.html.
Поступила в редакцию 11.01.16
O. V. Nedoluzhko
A NEW APPROACH TO FORM THE CONCEPTUAL SPACE OF THE PHENOMENON OF THE INTELLECTUAL CAPITAL FOR AN ORGANIZATION
The article presents a new approach to study the essential aspects of the intellectual capital and to construct the conceptual space describing the specified phenomenon. A new tool, little used in the humanities, - a method of mutations within the categorical-system methodology - is applied to receive a system of concepts providing a complete and consistent description of the object of research. Mutations of second-level terms that decode the fundamental category «intellectual capital» gave us an ability to define basic conditions for the creation of the intellectual capital in an organization. Using this method, cognitive activity has been revealed as a fundamental feature of the intellectual capital. Cognitive activity reflects a primary condition of various kinds of intellectual capital to originate in an organization. Various types of cognitive activity have been defined: training, engagement, production rationalization, self-cultivation, client-oriental rationalization, innovation activity. This allows to affect them in certain way to achieve the result as one or another kind of knowledge. Characteristics of intellectual capital have been put in order; synthesized categories that describe intellectual capital phenomenon with necessary and sufficient fullness and consistency have been identified and defined. Results of the research performed facilitate the formation of a systematic picture of intellectual capital within the development of a scientific theory of intellectual capital.
Keywords: innovation, intellectual capital, two-tier triadic decryption method, method of mutations, cognitive activity.
Недолужко Ольга Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента
ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» 690014, Россия, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41 E-mail: [email protected]
Nedoluzhko O.V.,
Candidate of Economics, Associate Professor at Department of economy and management
Vladivostok State University of Ecomomics and Service Gogolya st., 41, Vladivostok, Russia, 690014 E-mail: [email protected]