Научная статья на тему 'Методология статистического исследования процессов приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации'

Методология статистического исследования процессов приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
501
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВАТИЗАЦИЯ / СИСТЕМА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Генгут Юлия Леонидовна

Рассматриваются принципы создания системы статистических показателей приватизационных процессов на территории Российской Федерации на основе исследования экономикоправовых составляющих данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF STATISTICAL RESEARCH OF PROCESSES OF PRIVATIZATION OF THE STATE AND MUNICIPAL PROPERTY IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article the principles of creation of system of statistics of privatization processes in the territory of the Russian Federation on the basis of research of economical and legal components of this category are considered.

Текст научной работы на тему «Методология статистического исследования процессов приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации»

Региональное развитие • № 2 • 2014

УДК 311

МЕТОДОЛОГИЯ

СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2014 Генгут Юлия Леонидовна кандидат экономических наук Самарский государственный экономический университет Е-mail: yuligengut@mail.ru

Ключевые слова: приватизация, система статистических показателей, государственное и муниципальное имущество.

Рассматриваются принципы создания системы статистических показателей приватизационных процессов на территории Российской Федерации на основе исследования экономикоправовых составляющих данной категории.

METHODOLOGY OF STATISTICAL RESEARCH OF PROCESSES OF PRIVATIZATION OF THE STATE AND MUNICIPAL PROPERTY IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

© 2014 Yulia Leonidovna Gengut candidate of Economics Samara State University of Economics Е-mail: yuligengut@mail.ru

Keywords: privatization, system of statistics, state and municipal property.

In article the principles of creation of system of statistics of privatization processes in the territory of the Russian Federation on the basis of research of economical and legal components of this category are considered.

Одним из направлений государственной российской политики на ближайший период по-прежнему является приватизация государственного и муниципального имущества. Эта острая для российской экономики и правовой культуры проблема была затронута в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2012 г. Тема приватизации рассматривалась в связи с планами по упорядочению действующего законодательства, обеспечению прозрачности деятельности бизнеса и формированию "доверия общества к действиям государства"1. Качество приватизации рассматривалось как фактор "появления по-настоящему легитимного, уважаемого собственника"2.

Процесс приватизации в силу возложенных на него задач требует постоянного государственного мониторинга, а также научной 112

и практической оценки его экономической эффективности и качества проведения.

Оценка эффективности приватизационных процессов на территории РФ не может быть осуществлена без системы индикаторов, отражающих структуру и динамику исследуемого процесса, существующие внутренние и внешние взаимосвязи и закономерности. Только так запущенный государством процесс может быть не просто изучен с точки зрения науки, но и стать "управляемым" с позиций практического применения. При этом под "управлением" в данном случае понимается осознанное достижение поставленных количественно определенных результатов, плановых значений. Применение статистической методологии к процессу государственного контроля и управления приватизацией в РФ можно представить в виде схемы на рис. 1. В соответствии с представленной

Статистика. Демография. Социология

схемой на первом этапе необходимо исследование экономико-правового содержания приватизационного процесса и особенностей его проведения в РФ.

Приватизацию характеризуют как процесс, в результате которого происходит смена правообладателя объектов государственной собственности. Практика показывает, что объектом приватизации могут выступать самые разнообразные виды имущества (земельные участки, промышленные предприятия, банки и другие финансовые учреждения, средства транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных ценностей3, жилье, природные ресурсы и т.п.), многие из которых относятся к недвижимому.

мездный, так и безвозмездный характер. Обязательным участником со стороны про-давца/дарителя выступает государство или муниципальное образование в лице органов государственной власти и местного самоуправления; со стороны покупателя/ одаряемого - представитель частного капитала в виде физических или юридических лиц, объединений. Вещные права, возникающие у новых собственников, включают в себя правомочия владения, пользования и распоряжения в объемах, установленных действующим законодательством.

Перед приватизационным процессом поставлены как экономические, так и политические задачи.

Рис. 1. Схема государственного управления приватизационными процессами с использованием статистической методологии

Приватизация может осуществляться в любой отрасли экономики страны (электроэнергетика, газовая и телекоммуникационная отрасли5, железнодорожный транспорт6 и т.д.). При этом процесс может иметь как воз-

К экономическим задачам относят:

1) увеличение доходов государства или уменьшение государственных обязательств или издержек управления государственной собственностью;

113

Региональное развитие • № 2 • 2014

2) увеличение эффективности деятельности объектов приватизации;

3) привлечение частных инвестиций в экономику, в широком смысле интеграция

7

населения в экономические процессы .

В научной литературе выделяют 2 основных типа приватизации, главным различием между которыми являются сроки ее проведения8. Исследователями осуществлен сравнительный анализ типов приватизации по их задачам, условиям, формам, способам, масштабу9.

Приватизация в крупных масштабах впервые была предпринята в Великобритании правительством М. Тэтчер после 1979 г. В частные руки были переданы электроэнергетика, газовая и телекоммуникационная отрасли10. Этому примеру последовали Франция, Италия, Чехия, США, Япония и другие страны.

В РФ приватизационные процессы официально начались с приятием Закона СССР от 30.06.1991 г. "Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий", Закона РСФСР от 03.07.1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".

В РФ возмездность или безвозмездность приватизации определяется видом имущества. В частности, различают безвозмездную однократную приватизацию жилья и возмездную приватизацию остального государственного имущества.

В соответствии с ФЗ РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц. Также законом закреплены разрешенные механизмы приватизационного процесса, т.е. способы приватизации, которые схематично отражены на рис. 2.

Цели приватизационного процесса в РФ закреплены нормативно-правовыми актами и представлены на рис. 3.

На втором этапе мониторинга и управления приватизационными процессами с использованием статистической методологии

114

необходима разработка системы статистических показателей. Надо сказать, что в экономической науке Российской Федерации данная тема является достаточно разработанной: только за последние 10 лет было защищено около 15 диссертационных работ, полностью посвященных приватизации и приватизационным процессам. Однако в большинстве работ количественные индикаторы рассматриваются, в первую очередь, лишь в качестве иллюстративного материала, а задача построения системы показателей, отражающих внутреннюю структуру и динамику института приватизации, не ставится. Таким образом, по-прежнему актуальной проблемой является разработка системы статистических показателей, которая должна быть логическим продолжением научно-теоретических концепций института приватизации государственного и муниципального имущества.

Для формирования целостной системы статистических показателей причинноследственные закономерности изучаемого явления необходимо отразить через структурное разделение на факторные и результативные блоки.

Заполнение результативного блока показателей (блок 1), с одной стороны, обусловлено целями государственной экономической политики в данной сфере, а с другой - объективными социально-экономическими последствиями приватизации для государства и общества в целом. Таким образом, результативный блок показателей должен быть разделен на два подблока: подблок 1.1 "Целевые индикаторы приватизационного процесса" и подблок 1.2 "Социально-экономические последствия приватизации" (рис. 4).

При формировании факторной части системы статистических показателей (блок 2) следует иметь в виду тот факт, что процесс приватизации функционирует в результате тесного симбиоза экономических и институциональных факторов, влияющих друг на друга как абстрактные категории содержания и формы. С экономической точки зрения, современному российскому государству требуется эффективный управленец активов, которым по экономической традиции является частный собственник, непосредственно заинтересованный в получении прибыли. В то же время

Рис. 2. Институциональные формы приватизации государственного и муниципального имущества на основе

действующего российского законодательства

сл

Статистика. Демография. Социология

116

Рис. 3. Система целевых направлений государственной политики в области приватизации государственного и муниципального имущества

Региональное развитие • № 2 • 2014

117

Блок 1. Результативные показатели приватизационного процесса

Подблок 1.1 "Целевые индикаторы Подблок 1.2 "Социально-экономические последствия

приватизационного процесса" приватизации"

Подблок 2.1 "Экономические показатели Подблок 2.2. "Институциональные показатели

приватизационного процесса" приватизации"

ч.

Блок 2. Факторные показатели приватизационного процесса

Рис. 4. Концептуальная схема системы статистических показателей процессов приватизации государственного и муниципального имущества на территории РФ

Система статистических показателей исследования института приватизации государственного и муниципального имущества

на территории РФ в разрезе ее субъектов в 2011 г.

Условное обозначение Наименование показателя

1 2

Блок 1. Результативные показатели

Подблок 1.1. Целевые индикаторы приватизационного процесса

71 Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества в федеральный бюджет, тыс. руб.

72 Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества в бюджеты субъектов Российской Федерации, тыс. руб.

73 Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества в муниципальные бюджеты, тыс. руб.

74 Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества, всего, тыс. руб.

75 Доля денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества и перечисленных в федеральный бюджет, %

76 Доля денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества и перечисленных в бюджеты субъектов Российской Федерации, %

Статистика. Демография. Социология

00

Окончание табицы

1 2

77 Доля денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества и перечисленных в муниципальные бюджеты, %

Блок 2. Факторные показатели приватизационного процесса

Подблок 2.1. Институциональные характеристики приватизации государственного и муниципального имущества

Л Число открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий

12 Размер уставного капитала открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий

13 Число открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования унитарных предприятий, в отношении которых принято решение об использовании специального права "золотая акция"

14 Число приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий, ед.

Подблок 2.2. Экономические характеристики способов приватизации государственного и муниципального имущества

XI Начальная цена (цена первоначального предложения) продажи имущественного комплекса унитарного предприятия

Х2 Цена сделки приватизации (рыночная стоимость) имущественного комплекса унитарного предприятия, тыс. руб.

хз Получено средств от покупателей акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе

Х4 Получено средств от покупателей акций открытых акционерных обществ через организатора торговли

Х5 Получено средств от покупателей акций открытых акционерных обществ, находящихся в государственной собственности, за пределами территории РФ

Х6 Получено средств от покупателей акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления

XI Получено средств от покупателей государственного или муниципального имущества на аукционе

Х8 Получено средств от покупателей государственного или муниципального имущества на конкурсе

Х9 Получено средств от покупателей государственного или муниципального имущества, проданного посредством публичного предложения

XI0 Получено средств от покупателей государственного или муниципального имущества, проданного без объявления цены

Региональное развитие • № 2 • 2014

Статистика. Демография. Социология

государство должно предложить такую процедуру доступа к своим активам, которая обеспечила бы качественный выбор будущего собственника и способ приобретения актива. "Качественный" в данном случае означает выбор такого способа приватизации, в результате которого были бы максимально достигнуты поставленные государством перед данным процессом цели. Способы приобретения собственности, или способы приватизации, при этом выступают как вариации экономико-правового института приватизации на территории РФ.

Таким образом, систему факторных показателей целесообразно представить в виде следующих подблоков: подблок 2.1 "Экономические показатели приватизационного процесса" и подблок 2.2 "Институциональные показатели приватизации".

Подблоки 1.1, 1.2, 2.1 наполнены показателями и данными Федеральной службы государственной статистики и представлены в таблице.

Таким образом, данная система статистических показателей, построенная в соответствии с особенностями экономико-правового процесса приватизации, учитывающая политические и экономические цели и последствия приватизационных процессов, может выступать эффективным информационным способом государственного управления. Статистическая оценка количественных характеристик приватизационного процесса требует дальнейшего исследования. 1

1 Анохина О.А. Российская приватизация в исследованиях зарубежных ученых // Современные научные исследования: теория, методология, практика. - 2011. - Т. 1 - № 1. - С. 156-162. - URL: http://eHbrary.ru/item.asp?id=16943772. - Загл. с экрана.

2 Ашинов С.А., Букреев В.В., Рудык Э.Н Приватизация в России: поиски эффективных решений // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2008. - № 12. - С. 47-57. - URL: http://eHbrary.m/item.asp?id=11744951. - Загл. с экрана.

3 Коптев В.И. Российская приватизация и формирование национальной модели управления предприятием // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - Челябинск, 2011. - № 31. - С. 88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Муртузалиева Т.В. Приватизация как одна из форм управления собственностью // Вопросы структуризации экономики. - 2000. - № 6. - С. 40-44. -URL: http://elibrary.m/item.asp?id=17714257. - Загл. с экрана.

5 Политика. Толковый словарь / Д. Андер-

хилл [и др.]; общ. ред. И.М. Осадчей. - М. : ИНФРА-М; Весь Мир, 2001. - URL:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/poHtology/2266/Прива-тизация#Приватизация0 . - Загл. с экрана.

6 Политическая наука: словарь-справочник / сост. И.И. Санжаревский. 2010 г. - URL: http:// dic.academic.m/dic.nsf/politology/2266/Приватиза-ция#Приватизация0. - Загл. с экрана.

7 Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 12.12.2012 г. - URL: http://base.consultant.m/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc; base=LAW;n=138990. - Загл. с экрана.

8 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. -2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с. -URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/19096. -Загл. с экрана.

9 Войфел Ч. Энциклопедия банковского дела

и финансов. - URL: http://www.vocable.ru/

dictionary/416/word/privatizacrja. - Загл. с экрана.

10 Блэк Дж. Экономика. Толковый словарь / общ. ред. И.М. Осадчей. - М.: ИНФРА-М; Весь мир, 2000. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ econ_dict/19096. - Загл. с экрана.

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.