Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОНЛАЙН-КУРСА: ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ'

МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОНЛАЙН-КУРСА: ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5219
920
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн-курс / онлайн-инструменты / коммуникация / интерфейс / мессенджеры / видеоуроки / карта курса / online course / online tools / communication / interface / messengers / video tutorials / course map

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т С. Рогожина

статье приводится сравнительный анализ между традиционными образовательными курсами и курсами в режиме онлайн, отмечаются их общие и отличные составляющие. Предлагается методология образовательных онлайн-курсов, которая позволяет выстраивать обучение таким образом, чтобы результат соответствовал целям курса. Автор пошагово рассматривает процесс создания курса, характеризует особенности синхронного, асинхронного курса и дистанционного обучения; предлагает пример онлайн-курса «Физика через визуализацию». Значительное внимание в статье уделяется описанию функционала онлайн-инструментов, проводится их систематизация в зависимости от типов решаемых задач. Методология, предлагаемая в данной статье, применима как для создания, например, магистерских программ, так и для образовательных курсов и вебинаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR CREATING AN ONLINE EDUCATIONAL COURSE: FROM IDEA TO IMPLEMENTATION

The article provides a comparative analysis between traditional educational courses and online courses, noting their common and distinct components. The methodology of online educational courses is proposed, which allows building training in such a way that the result corresponds to the goals of the course. The author examines the process of creating a course step by step, describes features of synchronous, asynchronous courses and distance learning; offers an example of an online course “Physics through visualization”. Considerable attention is paid to the description of the functionality of online tools. Their systematization is carried out depending on the types of tasks to be solved. The methodology proposed in this article is applicable for creating, for example, master’s programs, as well as for educational courses and webinars.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОНЛАЙН-КУРСА: ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ»

УДК 378.016

Rogozhina T.S., Cand of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

METHODOLOGY FOR CREATING AN ONLINE EDUCATIONAL COURSE: FROM IDEA TO IMPLEMENTATION. The article provides a comparative analysis between traditional educational courses and online courses, noting their common and distinct components. The methodology of online educational courses is proposed, which allows building training in such a way that the result corresponds to the goals of the course. The author examines the process of creating a course step by step, describes features of synchronous, asynchronous courses and distance learning; offers an example of an online course "Physics through visualization". Considerable attention is paid to the description of the functionality of online tools. Their systematization is carried out depending on the types of tasks to be solved. The methodology proposed in this article is applicable for creating, for example, master's programs, as well as for educational courses and webinars. Key words: online course, online tools, communication, interface, messengers, video tutorials, course map.

Т.С. Рогожина, канд. физ.-мат. наук, доц., Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительного университет, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]

МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОНЛАИН-КУРСА: ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ

В статье приводится сравнительный анализ между традиционными образовательными курсами и курсами в режиме онлайн, отмечаются их общие и отличные составляющие. Предлагается методология образовательных онлайн-курсов, которая позволяет выстраивать обучение таким образом, чтобы результат соответствовал целям курса.

Автор пошагово рассматривает процесс создания курса, характеризует особенности синхронного, асинхронного курса и дистанционного обучения; предлагает пример онлайн-курса «Физика через визуализацию». Значительное внимание в статье уделяется описанию функционала онлайн-инструментов, проводится их систематизация в зависимости от типов решаемых задач. Методология, предлагаемая в данной статье, применима как для создания, например, магистерских программ, так и для образовательных курсов и вебинаров.

Ключевые слова: онлайн-курс, онлайн-инструменты, коммуникация, интерфейс, мессенджеры, видеоуроки, карта курса.

Перед каждым преподавателем, как начинающим свою педагогическую деятельность, так и проработавшим в образовании много лет, при разработке нового обучающего курса возникает вопрос: с чего начать проектирование курса? Методология создания образовательных продуктов в своих глобальных составляющих не меняется в зависимости от того, какого формата курс создается. Логика построения, начиная от задумки и заканчивая его реализацией, после шагов проектирования и анализа, едина. Это может быть программа магистратуры, программа бакалавриата, программа переподготовки или, возможно, тренинг. Вся структура и вся методология создания образовательных продуктов одинакова, но в то же время имеются значительные различия в тех инструментах и подходах, которые используются.

Общие методологические принципы

Перед созданием образовательного курса или программы нужно ответить на вопрос: что мы пытаемся сделать? Мы пытаемся наших слушателей, наших студентов чему-то научить. Учение - деятельность человека, направленная на усвоение знаний, умений и навыков разных форм общественно-исторического опыта и их применение к решению новых (теоретических и практических) задач в результате сознательного процесса обучения или через жизненный опыт [1]. Это процесс изменения индивидуального опыта субъекта. То есть, по сути, мы пытаемся внедриться в его индивидуальный опыт, в содержание его психики и каким-то образом её видоизменить, для того, чтобы получить целевой результат, который мы закладываем в наш образовательный курс. Опыт - совокупность знаний, навыков, умений, вынесенных из жизни, практической деятельности и т.п. [2]. И если говорить об учении в целом, то человек учится всю свою жизнь, т.к. опыт меняется постоянно, с момента рождения. Опыт включает в себя несколько аспектов, это то, что человек узнает о себе, о субъектах, которые окружают, и об объектах. Процесс учения происходит, например, когда человек приходит на конференцию как слушатель. В этом случае человек узнает о себе, о людях вокруг и событиях внешнего мира. В то же время докладчик, выступающий на конференции, видоизменяет свой опыт и тоже чему-то учится. Однако между учением и обучением есть различия. Когда мы говорим о том, что наш опыт постоянно видоизменяется, и всю нашу жизнь мы учимся, мы говорим о процессе учения. Учение - это не всегда целенаправленный процесс, он может быть стихийным и нерефлексивным, который мы не осознаем, специально не выстраиваем и не структурируем. Мы открываем новые знания, но не всегда делаем это специально. Обучение - это структурированный, рефлексированный процесс, который специально выстроен для того, чтобы каким-то образом изменить наш опыт и, как следствие, наше поведение. Потому что с изменением нашего опыта неминуемо меняется наше поведение, наше восприятие и наш образ мысли. Соответственно, задача преподавателя, который структурирует образовательную программу, -это превратить учение в обучение. При этом недостаточно имеющиеся знания разбить на темы для занятий и предложить их слушателям. Если информация не будет выстроена таким образом, чтобы изменить опыт слушателя и содержание его психики, обучение не будет успешным и цель, которую задумывал автор курса, может быть не достигнута. В данной статье предлагается методология образовательных курсов, которая позволяет выстраивать обучение таким образом, чтобы результатом был гарантированный определенный образовательный результат, который соответствует целям курса.

Процесс создания курса начинается с анализа. Прежде всего, необходимо проанализировать как минимум два аспекта. Первый - это анализ образовательных потребностей, который подразумевает выяснение проблемы, которая может быть решена посредством обучения. Второй аспект - это потребности аудитории, которые должны быть удовлетворены при помощи этого обучения. Этот анализ позволяет определить основное звено образовательной программы, скелет, вокруг которого будет выстраиваться вся образовательная программа. Далее необходимо проанализировать целевую аудиторию, выявить её особенности, мотивацию, её интересы, барьеры, которые не позволяют эффективно обучаться; знания и навыки, которыми обладает аудитория к моменту старта курса. Это необходимо для того, чтобы правильно выбрать уровень, с которого нужно начать обучение и адаптировать образовательный курс под конкретную аудиторию. Данный подход особенно хорошо работает при проектировании не масштабных образовательных программ, а курсов для группы студентов, например, курсов для отстающих студентов или тренинга для подготовки к участию в предметных олимпиадах. Анализ аудитории позволяет сделать курс максимально эффективным, максимально интересным, и это гарантирует то, что слушатели вовлекутся в него. Также для целевой аудитории необходимо выяснить барьеры, которые могут препятствовать эффективному освоению курса, причем это могут быть барьеры как внешние, так и внутренние. Внешние барьеры - это техническое оснащение, программное обеспечение, скорость Интернета, временные аспекты и т.д. Внутренние барьеры - недостаток знаний и компетенций, отсутствие умения учиться, психологические аспекты, например, недостаток мотивации. Мотивы, которые будут способствовать обучению слушателей, также бывают внешние и внутренние. Внешние мотивы - это новые знания, новая должность, высокая заработная плата, репутация, доступ к определенным административным возможностям и т.д. Внутренние мотивы - это потребность в социализации, поиске единомышленников, друзей, желание узнать что-то новое, потребность в самореализации, самоактуализации, в результате которой повышается самооценка, и т.д. Далее необходимо получить информацию о знаниях и умениях слушателей, поскольку нередки случаи, когда слушатели теряют интерес к курсу, т.к. он очень легкий для них или слишком сложный, и слушатель не справляется. И, наконец, необходим анализ возраста аудитории, т.к. при разработке курса необходимо учитывать особенности возрастной психологии.

Для того чтобы эффективно проанализировать аудиторию, можно дополнительно использовать карту эмпатии. Однако целесообразно её применять после того, как были проведены интервью и опросы. Карта эмпатии позволяет поставить себя на место слушателя и таким образом представить его особенности: что он думает, что происходит в его жизни, какие у него есть проблемы, какие ценности, какие мотивы и т.д.

Собранная информация позволяет сблизить курс с теми барьерами и мотивами, которые были выявлены.

Для повышения мотивации можно внедрить в образовательный курс несколько аспектов, которые повысят его ценность для студентов. При этом такие достижения, как получение знаний, формирование определенных компетенций, возможность решать какие-то задачи, которые они не могли решать до обучения, - не вызывают сомнения. Речь идет о бонусах, капиталах, [3] некоторой дополнительной ценности курса. Например, в курс можно внедрить проект, кото-

рый студент выполняет и заканчивает курс с готовой разработкой. Социальный капитал - это приобретаемые на курсе знакомства, связи, общение в социальных сетях, чатах и т.д. Административный капитал - это доступ к должности или доступ к ресурсам, например, гарантия трудоустройства, символический капитал -это репутация, статусность той программы или того учебного заведения, которое человек оканчивает

На втором этапе необходимо сформировать цели курса. Цель образовательного курса - это масштабная проблема, которую он должен решать. Вопросы, которые нужно решить на этом этапе, - как изменится слушатель к концу обучения, что он будет знать, что он будет уметь, какие задачи и проблемы он сможет решать. У цели есть определенные критерии: а) она должна быть достижимой, б) должна быть понятной слушателям, в) цель должна быть проверяемой.

После определения цели курса можно переходить к третьему этапу - проектированию образовательных результатов. Образовательные результаты - это те составляющие, на которые разбивается «путь» к цели. Образовательные результаты удобно формировать на основании проблем и задач, которые планирует решить слушатель по окончании курса. Большое количество подходов для этого используют обращение к экспертам, особенно это хорошо работает при создании прикладных образовательных программ. Интервьюируется некоторое количество экспертов, выясняют, с какими проблемами сталкивается специалист в своей работе, и формируются задачи, которые затем разбиваются на подзадачи, и далее идет разбивка на те компетенции, знания, умения, которые необходимы для решения задачи. Происходит формирование образовательных результатов с отталкиванием от тех задач и проблем, которые, предполагается, человек будет решать в своей деятельности. Подобный подход может применяться в инженерных и гуманитарных сферах, и называется он проектированием задач. Задача описывается подробно, разрабатывается алгоритм ее решения, и под каждый шаг прописывается компетенция или те знания и умения, которые должны быть сформированы у человека для того, чтобы пройти все шаги по пути решения задачи.

Особенности структуры онлайн-курса

Подойдя к созданию структуры онлайн-курса, сначала нужно определиться, что мы будем понимать под онлайн-курсом: курс, который записан в форме видеолекций, и который можно смотреть в любое время. При этом онлайн-курс может быть как синхронным, так и асинхронным. Синхронный онлайн-курс подразумевает, что, например, если курс проходит понедельно, то в первую неделю открывается первая лекция, которую можно смотреть в удобное время, проводится контроль в виде теста или письменного опроса, возможно, в виде расширенного отзыва, эссе. В следующую неделю открывается следующая лекция и соответствующий контроль. Синхронность заключается в том, что слушатели двигаются последовательно во времени. Асинхронный онлайн-курс предполагает неограниченное во времени прохождение и не зарегулированный организатором темп прохождения. Такого рода курсов много на проекте массового онлайн-об-разования Coursera. Есть еще один вид онлайн-курсов - дистанционное обучение, включающее контактные часы. При этом преподаватель и слушатели в одно время выходят на связь в форме вебинара и могут что-то обсуждать, решать вопросы и взаимодействовать на курсе.

Рассмотрим, как выстроить последовательность действий при проектировании онлайн-курса. Многие из этих принципов применимы для дистанционного обучения. В первую очередь необходимо определиться с форматом: синхронный или асинхронный. Во-вторых, составить карту или паспорт курса, в которой детально проработать его структуру (модули) и содержание. Начинается составление карты с пунктов: а) название курса; б) описание; в) ограничения; г) противоречия. Под ограничениями понимают лимит по времени, ограничения, связанные с особенностями студентов и т.д. В этом пункте важно очертить рамки, в которых проектируется курс. Пункт «противоречия» полезен в связи с тем, что формулировка проблемы в форме противоречия часто позволяет её решить. Пример противоречия - курс должен быть асинхронным, но при этом слушатели должны общаться или курс должен быть рассчитан на небольшое количество часов, но при этом включать весь материал за год.

Далее определимся с целевой аудиторией. Подходы к анализу аудитории онлайн-курса ничем не отличаются от любого образовательного курса и были рассмотрены выше.

Блок «учебные цели» включает в себя информацию о том, что должен знать и чему в итоге курса должен научиться студент, какие навыки приобрести. Если с этими вопросами определиться на этапе формирования курса, то при подборе содержания курса можно постоянно возвращаться к целям и сопоставлять, точно ли созданы условия для того, чтобы навык сформировался.

«Взаимодействие» - блок, который в онлайн-курсе имеет свои особенности. Необходимо продумать, какого формата будет контент, - это могут быть лонгриды, видео, подборки. Как будет осуществляться обратная связь с преподавателем, например, через мессенджеры или очные встречи. Если же курс асинхронный, то взаимодействие с преподавателем не предусматривается. Как будет выстроено взаимодействие между участниками внутри курса, будет ли это общий чат, совместная работа или взаимооценка. И еще один аспект взаимодействия -это взаимодействие студента с самим собой, что подразумевает самостоятельную работу, рефлексию и самопроверку.

Форматы контента могут быть аудиальными, визуальными (презентации, видео), кинестетическими (создание макетов), социальными (игры, общение) и вербальными (общение в мессенджерах). Далее необходимо продумать среду, а именно, с какими интерфейсами будет сталкиваться пользователь (LMS, мессен-джер, Kahoot и т.д.); расписать навигацию по курсу, т.е. дать четкое понимание, когда курс начинается, когда он заканчивается, сроки сдачи, определить единую точку входа, т.е. ссылку, по которой пользователь заходит и далее может найти все ссылки на остальные интерфейсы.

В карте курса необходимо сформулировать оценку эффективности курса, где нужно отразить как промежуточные результаты (контрольные точки, дедлай-ны), так и итоговые результаты (проект, контрольная работа, итоговый тест и т.д.). После чего можно перейти к проектированию «Пути пользователя». Студент должен пройти путь от зависимого до самоуправляемого, и наставнику необходимо провести его по такому пути. Это является одной из задач преподавателя вуза. Необходимо, чтобы по окончании курса студент научился брать ответственность за результаты своего обучение на себя. В любом курсе пользователь, согласно модели Гроу (GROW) [4; 5; 6], проходит через четыре стадии: 1) зависимый - работающий по четким инструкциям и правилам. Начиная обучение, любой пользователь находится в позиции зависимого. Преподаватель на этом этапе - лидер, который дает понятные инструкции, необходимые к выполнению; 2) заинтересованный. Здесь преподаватель выступает в роли мотиватора, ставит цели, направляет дискуссии, создает пространство для совместной работы; 3) вовлеченный -преподаватель напрямую не контролирует процесс, дает возможность выбора, ставит задачу, создает среду для работы, управляет групповой динамкой, но не влияет на конечные результаты. Если до этой стадии все слушатели двигались по одному контенту, то здесь возможно разделение; 4) самоуправляемый. Студенты сами планируют, когда им встретиться, что обсудить, но при этом знают, что к преподавателю можно обратиться, и он всегда может поддержать. На этом этапе важно поддерживать инициативы.

После составления карты курса можно перейти к её наполнению. Этот этап включает в себя работу с контентом, создание текстов, разработку заданий, создание слайдов, конспектов и рабочих тетрадей, размещение курса на ЛМС (LMC - Learning Management System, с англ. - система управления обучением) - это хранилище учебных материалов: видеоуроков, лекций, презентаций, книг и курсов, доступ к которым можно получить с любого устройства и в любой точке мира. Примерный план карты онлайн-курса приведен в табл. 1.

Таблица 1

Пример карты онлайн-курса

Название курса Физика через визуализацию

Тип курса Синхронный

Цель курса Сформировать компетенции по физике путем визуализации физических объектов и явлений

Ограничения и противоречия Трудно подобрать удобное для всех слушателей время занятий. Недостаточный уровень овладения ПК студентов

Целевая аудитория Студенты нефизических специальностей СПО и ВПО, а также студенты, проявляющие интерес к физике

Мотивация Простой и наглядный формат изложения. Приобретение знаний простым и доступным способом и, как следствие, повышение успеваемости

Взаимодействие С контентом, преподавателем, участниками, самостоятельно

Форматы контента Аудиальный, визуальный, социальный

Интерфейс Google-формы для тестовых заданий; Geogebra для 2D, 3D-рисунков; Miro для совместной работы; Kahoot для вовлечения; PowerPoint для презентаций; Google Data Studio для сбора цифрового следа; Moodle для размещения

Бонусы Для желающих. Возможность разработки проекта с последующим выступлением на студенческой конференции

Оценка эффективности Промежуточная: рефлексия, опрос. Итоговый контроль: тест

Путь пользователя онлайн-курса вместе с фрагментом доски Miro схематически представлен на рис. 1.

Рис. 1. Фрагмент работы с программой Miro

Онлайн-инструменты

Создание обучающего онлайн-курса невозможно без владения в той или иной мере онлайн-инструментами. В настоящее время интернет-ресурсы располагают огромным количеством программ,позволяющих сделать обучение для студента более приятным и легким, использовать игропрактики (геймификацию) и другие инструментывовлечения, парулельно решить вопросовладения нс-выми программами и оптимизировать процесс обучения. Выбор инструментов диктуется задачами, которые должны быть решены.

Всерасим о^ечнолздпсь инструмеиты прчдпллагнют выгрузку рлзультатов работы, следовательно, в ходе работы с ними рождается цифровой след, который моыио быдытинтеыпрнтырональпрупрыдыленна1мпоаазатеыям .

В зависимости от типов решаемых задач онлайн-инструменты можно си-стематнзарнвапь нн сыедствн для кoшмyникасии, иннтрумпноысопмезтпого при ектирования, хранения информации, структурирования учебных материалов и средства вовлечения (игропрактики). Кратко рассмотрим некоторые из них.

Коммуникация. Самыми распространенными являются «бытовые» мессен-джеры: WhatsApp, Telegram, Viber. Удобным является то, что сообщение сразу приходит на телефон, однако если происходит общение с группой в 20 - 30 человек, то возникает хаос. Четкой структуры в «бытовых» мессенджерах нет, нельзя создать «ветку» чата.

Мессенджер Slack часто используется программистами и в деловых сферах является основной коммуникативной средой. В Slack можно создавать каналы, которые подсвечиваются, когда в них приходят сообщения. Если упоминают Вас, то появляется значок, показывающий, сколько раз упомянули. Таким образом можно настроить общение с проектными командами студентов. Slack отличается от discord тем, что сообщения не теряются, под каждым сообщением можно разворачивать соответствующую ему «ветку» переписки. В Slack можно создавать боты (микропрограммки), например, регулярное напоминание о домашнем задании. Однако Slack не позволяет делать трансляции или общаться голосом.

Программа Discord позволяет создать отдельный сервер и пригласить на него неограниченное количество людей. Этот мессенджер прост в использовании, разрешает сегментировать общение и настраивать роли, в общем чате персонально отвечать на вопросы и выражать своё отношение эмоционально, с помощью эмодзи (смайликов). Имеется возможность осуществлять демонстрацию рабочего стола, проводить онлайн-видео и аудиотрансляции. Discord дает возможность обратиться сразу ко всем пользователям в чате, разослать оповещения всем пользователям выбранного канала.

Часто в качестве средств коммуникаций выступают среды транслирования Zoom, Microsoft Teams, «Видеозвонки Mail.ru» и т.д. Они уже вошли в наш привычный образовательный процесс.

Инструменты совместного проектирования

Онлайн-инструмент Miro (miro.com) решает задачу совместного проектирования и совместной деятельности в один период времени на общем пространстве. По сути, это виртуальная доска, на которой пользователь получает доступ к неограниченному количеству пространства. На доску можно добавить видео, сообщения, написать комментарии, причем работать над поставленной задачей можно одновременно. Для наглядного структурирования информации имеются шаблоны; много вариантов по проектированию и созданию различных схем, что способствует вовлеченности студентов в данный процесс. Miro позволяет делать выгрузку для получения и последующей обработки цифрового следа. Выгрузка

осуществляется в формате Excell и позволяет увидеть, кто и что делал. Схема на рис. 1 выполнена в Miro.

Инструмент Trello (trello.com) предназначен для совместного ведения проектных задач, имеет простой интерфейс, за счет ботов позволяет создавать различные уведомления, карточки для проектных команд, ставить задачи, прописывать роли, вводить дедлайны. Структура Trello состоит из досок, которые разделены на списки с карточками. Доски можно выделять под конкретные группы или проекты. При этом вся информация находится в одном месте, её можно сегментировать ивидетьдинамику.

Хранение информации

Одними из самых популярных во всем мире систем являются сервисы и инструменты Google. Google имеет центральное хранилище данных и продуманный интерфейс. Под одним аккаунтом возможен доступ к любому сервису Google. Система позволяет хранить данные, создавать презентации, текстовые и табличные документы, тесты и рисунки.

Программа Dropbox (dropbox.com) дает возможность хранить большие объёмы данные, раскладывать их по папкам, настраивать доступы и передавать ссылки, но не дает возможности совместно работать над документами.

Для структуризации информации по принципу Википедии можно использовать программу Notion (notion.so). Она предлагает огромное разнообразие вариантов представления информации, позволяет вставлять видео, чек-листы и при этом проста в освоении. В Notion можно создавать гиперссылки, которые удобны, чтобы просмотреть домашние задания по конкретным дням или по конкретным студентам, можно создавать базу знаний и путь из гиперссылок, проходя по которым студент будет углубляться в изучение материала.

Структурирование и организация учебных материалов

Одной из самых распространенных систем являются, конечно, различные Google forms. Google позволяет создавать тесты, делать рассылку и получать обратную связь, но функционал этих тестов достаточно ограничен.

Все варианты реализации учебных тестов и интерактивных рабочих листов доступны в приложении Liveworksheets (liveworksheets.com). Однако недостатком является то, что приложение вызывает трудности в освоении.

Приложение Padlet (padlet.com) - очень простой и функциональный инструмент, позволяет легко структурировать учебный материал. Это виртуальная доска для совместного использования, на которую можно добавлять текстовые и визуальные блоки, позволяет настраивать роли, определять доступ. Padlet можно использовать для оценивания студентами друг друга. Программа позволяет выгружать цифровой след для последующей обработки.

Core (coreapp.ai) - платформа, созданная для школьных педагогов, но может быть использована и вузовскими преподавателями. Позволяет создать не только полноценное занятие онлайн с видео, изображениями, упражнениями, но и целый онлайн-курс.

Работа с вовлечением (неформальная коммуникация)

Mentimeter (mentimeter.cop) - платформа, которая в настоящее время широко используется для опросов. Бесплатный функционал ограничен, но в большинстве случаев достаточен. Программа интуитивно понятна и легка в использовании.

Kahoot (Kahoot.com) - инструмент, позволяющий проводить опросы в игровой форме, вносящий в занятие соревновательный эффект. По структуре его можно назвать игрой, содержание которой наполняет преподаватель. Использо-

вание этой программы вносит в занятие позитив, выполняет функцию вовлечения, и студенты его очень любят Пример окна для предварительного просмотра приведен на рис. 2. Kahoot не является программой для опроса и оценивания в привычной нам форме, здесь нет проигравших, есть только победители.

Какой вид колебаний происходит, когда мы раскачиваем качели?

Рис. 2. Вид вопроса в онлайн-программе «Kahoot» Библиографическийсписок

Spatial.chat - это интерактивная среда для организации интерактивного общения. Участники в онлайн создают пространство, напоминающее реальные комнаты. Группа находится в комнате, и каждый участник может перемещаться в пределах комнаты, точнее, перемещать своё изображение, которое транслируется с его видеокамеры. Участники могут «подходить», разговаривать, что-то показывать, играть на гитаре и т.д. Среда подходит для бесед по интересам в неформальной обстановке, позволяет создать внутри группы уютную атмосферу в условиях удаленного обучения, когда учащиеся или студенты разделены друг с другом. Такой, слабо относящийся к обучению подход оказывается эффективен, он позволяет переключиться и понять, что даже в контексте удаленного обучения у группы может быть что-то общее, хоть как-то компенсирующее недостаток простого человеческого тепла.

Около года назад преподаватели оказались в ситуации, когда пришлось создавать онлайн-курсы, не имея для этого значительного опыта. За короткий промежуток времени было освоено огромное количество программ и получен бесценный опыт, которым теперь можем делиться и относиться к ситуации не как к случившейся с нами неприятности, а как к шансу узнать новый, неведомый нам мир цифровых технологий. Сейчас, возвращаясь к аудитории, хочется верить, что мы возьмем с собой всё самое лучшее и полезное, что так щедро дал нам цифровой мир, и традиционные занятия «заиграют новыми красками».

Описанные в статье инструменты могут быть широко использованы преподавателями. Они интуитивно понятны, в большинстве своём бесплатны или условно бесплатны, т.е. имеют достаточно большой бесплатный функционал. Обзор составлен для программ, которые предполагают возможность выгрузки цифрового следа с последующей его обработкой и визуализацией. Но это уже следующая ступень в развитии образования.

1. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. Москва: Высшая школа, 2004.

2. Словарь русского языка: в 4-х т. Под редакцией А.П. Евгеньевой. Москва: Русский язык; Полиграфресурсы, 1999.

3. Радаев В.В. Понятиекапитала,формы капиталовиих конвертация. Экономическая социология.2002; № 3 (4).

4. Passmore J. Association for Coaching. Excellence in coaching: the industry guide. London; Philadelphia: Kogan Page, 2010.

5. Fine A., MerrillR. Youalreadyknowhowto begreat: asimpleway toremoveinterferenceandunlock your greatest potential. New York: Portfolio Penguin, 2010.

6. Landsberg M. The tao of coaching: boost your effectiveness at work by inspiring and developing those around you. London: Profile Books, 2003.

References

1. Polonskij V.M. Slovar'po obrazovaniyu ipedagogike. Moskva: Vysshaya shkola, 2004.

2. Slovar'russkogoyazyka:v4-ht.Podredakciej A.P. Evgen'evoj.Moskva: Russkijyazyk;Poligrafresursy, 1999.

3. Radaev V.V. Ponyatie kapitala, formy kapitalov i ih konvertaciya. 'Ekonomicheskaya sociologiya. 2002; № 3 (4).

4. PassmoreJ. AssociationforCoaching.Excellence incoaching:the /ndustrygu/de.London;Philadelphia:Kogan Page, 2010.

5. Fine A., Merrill R. You already know how to be great: a simple way to remove interference and unlock your greatest potential. New York: Portfolio Penguin, 2010.

6. LandsbergM. Thetaoofcoaching: boostyoureffectivenessatworkbyinspiringanddeveloping thosearound you. London: Profile Books, 2003.

Статья поступила в редакцию 08.02.21

УДК 378

Rybakova I.A., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian

Federation(Moscow, Russia),E-mail: [email protected]

ON THE QUESTION ABOUT THE PROBLEM OF TEACHING ORGANIZATION FOREIGN LANGUAGE IN THE FRAMEWORK OF DISTANCE LEARNING.

The article deals with the main problems that arise in the organization of the educational process during online learning and reveals their most significant aspects. The author provides data from a statistical survey of teachers and students on the difficulties they encountered in the new educational format and analyzes the causes and consequences of these data. In addition, the author places special emphasis on the need to develop a fundamentally new approach to learning, taking into account the challenges of the digital age, as well as improving both teaching methods and the contents of academic disciplines. Among other things, attention is paid to the psychological aspect of the problem: ill-preparedness of students and teachers to the distance format and ways to overcome this ill-preparedness. It is concluded that educational goalscanbeachievedwiththefullsupportofstudentsandteachers.

Key words: online learning, digital environment, learning difficulties, interactive approach.

ИА.Рыбакова, ст. преп.,Департаментанглийского языкаипрофессиональнойкоммуникации ФГБОУ ВО Финансовый университет

при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]

КВОПРОСУО ПРОБЛЕМЕОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Данная статья рассматривает основные проблемы, возникающие при организации образовательного процесса во время онлайн-обучения, и раскрывает наиболее существенные их аспекты. Автор приводит данные статистического опроса преподавателей и студентов на предмет трудностей, с которыми они встретились в новом образовательном формате, и анализирует причины и следствия, исходя из этих данных. Кроме того, автор делает особый акцент на необходимости выработки принципиально нового подхода к обучению с учетом вызовов цифровой эпохи, а также усовершенствования как методики преподавания, так и содержания учебных дисциплин. Среди прочего уделяется внимание психологическому аспекту проблемы: неготовность студентов и преподавателей к дистанционному формату и способы преодоления этой неготовности. Делается вывод о том, что образовательные цели вполне могут быть достигнуты при условии всесторонней поддержки студентов и преподавателей.

Ключевые слова: онлайн-обучение, цифровая среда, трудности обучения, интерактивный метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.