Научная статья на тему 'Методология согласования федеральной и региональной налоговой политики'

Методология согласования федеральной и региональной налоговой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЦИЯ / РЕГИОН / НАЛОГИ / ПОЛИТИКА / РАСХОДНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ДОХОДНАЯ БАЗА / НАЛОГОВЫЙ ДОХОД / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чужмарова С.И.

В статье обосновывается актуальность совершенствования управления налоговыми доходами. Анализируются основные подходы к согласованию федеральной и региональной налоговой политики. Констатируется, что многообразие методов распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ не способствует росту доходной базы территориальных бюджетов при увеличивающихся расходных полномочиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология согласования федеральной и региональной налоговой политики»

МЕТОДОЛОГИЯ СОГЛАСОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

С. и. чужмарова,

кандидат экономических наук, доцент Сыктывкарский государственный университет

Налоги выступают в качестве одного из основных факторов социально-экономического развития северных территорий. От эффективности налоговой политики во многом зависит успех государственных реформ, их социальная направленность, уровень жизни и благосостояния населения. Система межбюджетного регулирования обусловлена неравномерностью социально-экономического развития территорий, концентрацией доходов и децентрализацией расходов. Необходимо усиление роли налоговой политики для выхода России из экономического кризиса, который в условиях Севера проявляется наиболее глубоко.

Для выполнения задач социально-экономического развития северных регионов бюджетным и налоговым законодательством определены специальные категориальные, содержательные, формально-технические приемы и способы, которые в своей совокупности образуют взаимосвязанную методологию согласования интересов федеральной и региональной налоговой политики.

Налоговая политика (англ. — tax policy) — система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть фискальной политики. Практическая реализация той или иной налоговой политики в зависимости от ее целей включает применение различных моделей фискального федерализма.

Неразделимость основных функций различных уровней, одинаково важных и для местного самоуправления, и для региона, и для федерации в целом (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, правопорядок) не позволяет говорить о какой-то единой модели фискального федерализма.

Основными подходами к согласованию федеральной и региональной налоговой политики являются:

1) введение специальных понятий и показателей, используемых в налоговом и бюджетном производствах;

2) установление правил формирования доходов бюджетов различных уровней;

3) определение методов первичного разграничения налоговых доходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ;

4) определение методов распределения собственных налоговых доходов между бюджетами иных уровней бюджетной системы.

В налоговом и бюджетном производствах введены специальные понятия и показатели:

• федеральный бюджет и система федеральных

налогов и сборов;

• региональный бюджет и система региональных

налогов;

• местный бюджет и система местных налогов.

Для определения уровня бюджетной системы,

в который должен зачисляться тот или иной налог, необходимо выделить характерные особенности объекта налогообложения, присущие федеральным, региональным и местным налогам:

1) принадлежность дохода от взимания налога по какому-либо объекту к определенному субъекту Федерации;

2) территориальная принадлежность на основе физического расположения или государственной регистрации движимого или недвижимого имущества к определенному субъекту Федерации;

3) потенциал доходности налога.

Объекты налогообложения федеральных налогов обладают свойством растяжимости по всей территории РФ. У региональных налогов, в отличие от федеральных, объекты налогообложения представлены, в основном, материальным движимым и недвижимым имуществом, имеющим четкую территориальную принадлежность на основе фи-

зического расположения или государственной регистрации, например, регистрации транспортных средств в органах ГИБДД, регистрации объектов игорного бизнеса в налоговых органах или регистрации сделок с недвижимым имуществом в органах юстиции и БТИ.

Потенциал доходности региональных налогов уступает по величине потенциалу доходности федеральных налогов из-за ограниченности совокупного размера их налоговой базы.

Основными правилами формирования доходов бюджетов различных уровней являются следующие:

• на основе величины ожидаемых поступлений налог закрепляется за определенным уровнем бюджетной системы РФ, соответствующем уровню органа власти, на финансирование деятельности которого направляется налог;

• собственные налоговые доходы возникают в случае полного зачисления налога на постоянной основе в бюджет, уровень которого в бюджетной системе соответствует уровню зачисляемого налога в налоговой системе;

• согласно потенциальной доходности налоги в налоговой системе разделяются по уровням, соответствующим уровням их бюджетов — получателей в бюджетной системе (тем самым возникает распределение налогов на федеральные, региональные и местные);

• часть собственных налоговых доходов, образованную в федеральном бюджете, федеральный уровень власти передает на заранее определенный или на неопределенный временной период региональным и местным бюджетам. В целях бюджетного регулирования законодательными (представительными) органами власти вышестоящего территориального уровня устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты нижестоящего территориального уровня на постоянной или временной основе.

Нормативы отчислений определяются Бюджетным кодексом либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, передающим налоговые доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, распределяющим переданные ему налоговые доходы из бюджета другого уровня.

Субъекты РФ и органы местного самоуправления не обладают полномочиями вторгаться в регулирование элементов федеральных налогов и поэтому не могут воздействовать на потенциально возможный объем доходов от их взимания.

В соответствии со ст. 47 Бюджетного кодекса РФ к собственным доходам бюджетов относятся налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах.

При взимании регионального налога в бюджетах субъектов РФ образуются собственные налоговые доходы. Изменение налоговых ставок и перечня налоговых льгот по региональным налогам находится в компетенции законодательных органов власти субъектов РФ. Только на региональном уровне возможно управление общим объемом поступлений от взимания регионального налога.

Объем доходов, поступающих в местные бюджеты в процессе межбюджетного распределения, является производной величиной от управляемого на региональном уровне общего объема налоговых доходов. Все местные налоги и сборы аккумулируются в местных бюджетах как собственные налоговые доходы. Это говорит о полномочиях органов местного самоуправления изменять элементы местных налогов в пределах, допустимых федеральным законом, в целях регулирования объемов доходных поступлений.

Межбюджетное распределение доходов вышестоящих бюджетов в направлении нижестоящих по уровню бюджетов обусловлено необходимостью регулирования объемов финансирования функций, выполняемых органами власти, уровню которых принадлежат бюджеты — получатели налоговых доходов.

В мировой практике передача вышестоящим бюджетом части собственных налоговых доходов нижестоящим по уровню бюджетам на краткосрочной основе используется для бюджетного регулирования, но широкого распространения не имеет. Например, в Германии поступления налога на добавленную стоимость с 1995 г. делятся между федеральным бюджетом и бюджетом земель в соотношении 56: 44. Величина соотношения устанавливается на долговременной основе. Для ее изменения требуется серьезная причина: устойчивое возрастание финансовых потребностей федерального бюджета или бюджетов земель, если оно не может быть компенсировано за счет краткосрочных мероприятий. Так, в 1992—1994 гг. земли, в целом, получали 33 % данного налога, увеличение до 44 % с 1995 г. связано с необходимостью финансовой поддержки восточных земель. Из доли НДС, передаваемой в распоряжение земель, 3/4 ее распределяется между ними исходя из доли численности населения страны. Остальная часть

НДС — 1/4 — направляется на выравнивание налогового потенциала «слабых» земель, у которых душевые налоговые доходы ниже 95 % среднего уровня.

Основными методами первичного разграничения налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации являются следующие.

1. Метод первичного разграничения на постоянной основе налоговых доходов между бюджетами разных уровней — включение налога в состав федеральных, региональных или местных, обусловленное его доходностью.

Сумма налоговых доходов консолидированного бюджета РФ (ЩДБ) определяется по формуле:

ЪНДБ = IФН + ТРН + ШН = IСНДФБ + +IСНДРБ + IСНДМБ.

Сумма собственных налоговых доходов федерального бюджета (1СНДФБ) соответствует сумме федеральных налогов (1ФН), собственных налоговых доходов регионального бюджета (1СНДРБ) — сумме региональных налогов (1РН), собственных налоговых доходов местного бюджета (1СНДМБ) — сумме местных налогов (1МН).

Так как финансовая основа бюджетов всех уровней бюджетной системы формируется в основном из налоговых поступлений, возникает необходимость в первичном разграничении на постоянной основе налоговых доходов между бюджетами различных уровней. Эта необходимость обусловлена объективным процессом мобилизации в бюджетах требуемого объема денежных средств. Включение налога в состав федеральных, региональных или местных обосновывается, прежде всего, с точки зрения его доходности. Доходность налога находится в прямой зависимости:

• от частоты возникновения объекта налогообложения;

• от величины постоянства стоимостной либо количественной характеристики возникшего объекта налогообложения.

Сумма налоговых доходов регионального бюджета (1НДРБ) определяется по формуле:

1НДРБ = I СНДРБ +1ФНРБ, где 1ФНРБ — сумма федеральных налогов, направленных в региональные бюджеты.

Сумма налоговых доходов местного бюджета (1НДМБ) определяется по формуле:

1НДМБ = I СНДМБ + IФНМБ + 1РНМБ, где !ФНМБ — сумма федеральных налогов, направленных в местные бюджеты; !РНМБ — сумма

региональных налогов, направленных в местные бюджеты.

2. Метод передачи вышестоящим бюджетом на долгосрочной основе части собственных налоговых доходов нижестоящим по уровню бюджетам. Сумма доходов бюджета от взимания федеральных налогов определяется по формуле:

IФН = IФНФБ + I ФНРБ, где !ФНФБ — сумма федеральных налогов, поступающая в федеральном бюджете; !ФНРБ — сумма федеральных налогов, направленных в региональные бюджеты.

В соответствии со ст. 56 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты субъектов РФ на долгосрочной основе подлежат зачислению налоговые доходы от ряда федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами:

• налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 100 %;

• акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья и на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 %;

• акцизов на алкогольную продукцию и пиво — по нормативу 100 %;

• налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 5 %;

• налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых — по нормативу 100 % и др.

3. Метод передачи вышестоящим бюджетом на временной краткосрочной основе части собственных налоговых доходов нижестоящим по уровню бюджетам. При данном методе собственные налоговые доходы! федерального бюджета распределяются между бюджетами различных уровней на краткосрочный период Законом о бюджете на соответствующий финансовый год, устанавливающим нормативы зачислений федеральных налогов в федеральный и региональный бюджеты.

Сумма доходов бюджета от взимания федерального налога (!ФНа) определяется по формулам: ^Н = ^Н * NФБ + ^Н * ^Б,

а а а

NФБ + ^РБ = 100 %, где NФБ — норматив зачисления федерального налога в федеральный бюджет; ^Б — норматив зачисления федерального налога в региональный бюджет.

В ст. 2 Закона РФ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24.11.2008 № 204-ФЗ установлены нормативы рас-

пределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ на соответствующий период. В части погашения задолженности прошлых лет акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 % (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады, в части сумм по расчетам за 2003 г. поступают в федеральный бюджет в размере 50 %; в бюджеты субъектов Российской Федерации — 50 %. Платежи за добычу подземных вод в части погашения задолженности прошлых лет поступают: в федеральный бюджет — 40 %, в бюджеты субъектов РФ — 60 %.

4. Метод закрепления налога за определенным уровнем бюджетной системы на долгосрочной основе и нераспределения его по различным уровням бюджетов. Сумма доходов бюджета от взимания федерального налога, полностью поступающего в федеральный бюджет (ЕФНвФБ), определяется по формуле:

ТФНв = ТФНФБ.

Данный метод можно назвать «один налог — один бюджет». Доходы, образуемые налогом определенного уровня налоговой системы, поступают напрямую и только в тот бюджет, уровень которого в структуре бюджетной системы соответствует уровню этого налога в налоговой системе.

Например, налог на добавленную стоимость (НДС) является собственным налоговым доходом федерального бюджета. В настоящее время в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ НДС в полном объеме поступает в федеральный бюджет. Глава 21 Налогового кодекса РФ и положения Бюджетного кодекса РФ не устанавливают каких-либо пропорций распределения доходов от НДС между бюджетами различных уровней бюджетной системы. Это свидетельствует об отсутствии зафиксированных законом на постоянной основе межбюджетного распределения этого налога.

5. Метод распределения налоговых доходов на долгосрочной основе между бюджетами различных уровней с помощью фиксированной системы налоговых ставок и единой налоговой базы. Сумма доходов бюджета от взимания федерального налога, распределяемого между бюджетами различных уровней с помощью фиксированной системы налоговых ставок и единой налоговой базы (НБФНс), определяется по формуле:

ТФН = НБФН * СФН ФБ +

с с с

+ НБФН * СФНРБ,

сс

где СФНсФБ — ставка с—го федерального налога, закрепленного за федеральным бюджетом;

СФНсРБ — ставка с—го федерального налога, закрепленного за региональным бюджетом.

Ставки федеральных налогов устанавливаются фиксированными. Исключительное право управления системой федеральных налогов и элементами этих налогов подразумевает, прежде всего, четкую определенность на федеральном уровне всех параметров федеральных налогов, в том числе и конкретного размера налоговой ставки.

При разработке механизма исчисления и взимания федерального налога законодатель может четко определить конкретный размер налоговой ставки, которая позволила бы получить расчетную величину налогового дохода.

Когда пропорции распределения налоговых доходов между бюджетами разного уровня бюджетной системы установлены соответствующей статьей Налогового кодекса РФ о конкретном налоге или в соответствующих статьях Бюджетного кодекса РФ, то это говорит о более долговременном или постоянном характере установленных пропорций.

Налог на прибыль организаций формирует собственные налоговые доходы федерального бюджета. Механизм распределения доходов от взимания налога на прибыль организаций между бюджетами различных уровней бюджетной системы заключен в системе ставок данного налога. Статьей 284 Налогового кодекса РФ с 01.01.2009 г. налоговая ставка налога на прибыль организаций, установленная в размере 20 %, распределяется на две отдельные налоговые ставки: 2 % зачисляется в федеральный бюджет; 18 % — в бюджеты субъектов РФ. При этом налоговая база для исчисления налога, поступающего в федеральный и региональный бюджеты, остается неизменной. Ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 %. Для местных бюджетов ставка налога на прибыль организаций не предусмотрена. Величина дохода от налога на прибыль организаций, зачисляемого по установленным налоговым ставкам в региональные бюджеты, является производной от запланированного федеральным уровнем общего объема поступлений данного налога.

6. Метод установления максимальных налоговых ставок региональных и местных налогов, в пределах которых субъект РФ и органы местного самоуправления устанавливают конкретные ставки налога. Сумма доходов бюджета от взимания регионального налога (ЕРН ) определяется по формуле:

ХРНЛ = НБРНЛ * СРН,

д д о'

где НБРНд — налоговая база д-го регионального налога; СРНа — ставка д-го регионального налога, установленная Законом субъекта Российской Федерации в пределах, установленных федеральным законодательством о налогах и сборах.

Предельная величина налоговой ставки свойственна региональным и местным налогам. Субъектам федерации и органам местного самоуправления гарантируется определенная самостоятельность в решении изменения одного из элементов налога — налоговой ставки.

В соответствии со ст. 380 гл. 30 Налогового кодекса РФ ставки регионального налога на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 %.

Сумма доходов бюджета от взимания местного налога (ЕМНе) определяется по формуле:

ШН = НБМН * СМН ,

е е е'

где НБМНе — налоговая база е-го местного налога; СМНе — ставка е-го местного налога, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных федеральным законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 394 гл. 31 Налогового кодекса РФ ставки местного земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 % в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 % в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных ставок земельного налога в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

7. Метод установления минимальных и максимальных ставок региональных налогов, в пределах которых субъекты РФ устанавливают конкретные ставки налога. Сумма регионального налога, по которому законодательством о налогах и сборах установлены минимальные и максимальные ставки (ЕРН), определяется по формулам:

ЕРН = НБРН * СРН,

е е е'

min СРН < СРН < max СРН ,

е е е

где НБРНе—налоговая база е-го регионального налога; СРНе—ставка е-го регионального налога, установленная Законом субъекта РФ, в пределах минимальных и максимальных ставок, установленных федеральным законодательством о налогах и сборах.

Механизм исчисления регионального налога на игорный бизнес, введенный гл. 29 Налогового кодекса РФ, обладает определенной спецификой в виде входящих в его структуру минимальных и максимальных налоговых ставок. В соответствии со ст. 369 налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов РФ, они устанавливаются в минимальных размерах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Метод установления ставок региональных налогов, увеличенных или уменьшенных на ограниченную величину. Сумма регионального налога, по которому законодательством о налогах и сборах установлены налоговые ставки, увеличенные или уменьшенные на ограниченную величину (ЕРНх), определяется по формуле:

ХРН = НБРН * СРН * x,

ж ж ж '

где СРНх * x — ставка х-го регионального налога, увеличенная или уменьшенная на ограниченную величину x, установленную Законом субъекта РФ

0 налогах и сборах.

Ставки транспортного налога, указанные в п.

1 ст. 361 гл. 28 Налогового кодекса РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.

9. Метод распределения налоговых доходов между федеральными и региональными бюджетами в виде минимальной ставки налога, поступающей в федеральный бюджет и не ограниченной по размерам региональной надбавки. Сумма доходов бюдхета от взимания регионального налога по минимальной налоговой ставке и неограниченной надбавке (ЕРН) определяется по формуле:

ТзРН = НБРН * min СРН ФБ + НБРН *

з з з з

* СРНРБ * z,

где НБРНз — налоговая база з-го регионального налога; min СРН ФБ — минимальная ставка

з-го регионального налога, закрепленного за федеральным бюджетом; СРНзРБ * z — ставка з-го регионального налога, закрепленного за региональным бюджетом, увеличенная в z раз.

Данный метод применялся при исчислении налога на игорный бизнес в соответствии с отмененным в настоящее время Федеральным законом от 31.07.1998. Сумма налога, определяемая по минимальной величине ставки, зачислялась в федеральный бюджет. Размер региональной надбавки к минимальной величине налоговой ставки ограничен не был. Распределение и перечисление сумм налога в части, соответствующей минимальному размеру налоговой ставки, перечислялась в федеральный бюджет, а в части, соответствующей превышению над минимальным размером ставки налога, в бюджет субъекта федерации, на территории которого находилось игорное заведение. Данный метод нарушает принцип формирования одного из основных элементов налога — налоговой ставки.

Характеризируя межбюджетные отношения между федеральным центром и субъектами федерации, возникающие на завершающей стадии первоначального разграничения налоговых доходов, определим методы распределения собственных налоговых доходов между бюджетами иных уровней бюджетной системы.

1. Метод централизованного распределения исчисленной в полном объеме суммы налога между бюджетами различных уровней состоит в том, что налог исчисляется и уплачивается налогоплательщиком единой суммой на счета органов федерального казначейства для последующего распределения налоговых доходов между бюджетами всех уровней бюджетной системы и бюджетами государственных внебюджетных фондов.

Сумма единого налога, поступающая на счета органов федерального казначейства (Т,ЕНиФК), распределяемая централизованно между бюджетами разных уровней бюджетной системы, определяется по формуле:

ТЕНФК = Z ЕНФБ + ТеЕНРБ + ЪЕНМБ +

+ ZEH БГВСФ = ЕНФК* х%ФБ + ЕНФК*

и и и

* у %РБ + ЕН ФК* z %МБ + ЕНФК*

ии

* n %БГВСФ.

Сумма и-го единого налога, зачисляемая в федеральный бюджет (~ЕЕНиФБ), определяется как произведение исчисленной суммы единого налога и норматива х %ФБ.

Сумма и-го единого налога, зачисляемая в региональный бюджет (ZEH РБ), определяется как

произведение исчисленнои суммы единого налога и норматива у %РБ.

Сумма и-го единого налога, зачисляемая в местный бюджет (ЕЕНиМБ), определяется как произведение исчисленнои суммы единого налога и норматива z %МБ.

Сумма и-го единого налога, зачисляемая в бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов (ЕЕНиБГВСФ) определяется как произведение исчисленной суммы единого налога и норматива п %БГВСФ.

Нормативы зачисления единого налога в федеральный бюджет (х %ФБ), в региональный бюджет (у %РБ), в местный бюджет ^ %МБ), в бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов (п %БГВСФ) установлены Бюджетным кодексом РФ.

Распределение между бюджетами всех уровней бюджетной системы в соответствии с отсылочными к бюджетному законодательству РФ правовыми нормами соответствующих глав Налогового кодекса РФ применяется по специальным налоговым режимам. Доходы от уплаты единого сельскохозяйственного налога (п. 6 ст. 346.9 Налогового кодекса РФ), единого налога при упрощенной системе налогообложения (ст. 346.22 Налогового кодекса РФ), единого налога на вмененный доход (ст. 346.33 Налогового кодекса РФ) распределяются централизованно. Суммы единого налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

В соответствии со ст. 56 Бюджетного кодекса РФ единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджеты субъектов федерации поступает по нормативу 90 %, в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов — 10 %. В соответствии со ст. 61.1. Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 90 %, в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов — 10 %. В данном случае применяется норматив 90: 10.

2. Метод нецентрализованного распределения собственных налоговых доходов федерального бюджета состоит в том, что исчисленная в полном объеме сумма федерального налога уплачивается налогоплательщиком по установленным федераль-

РЕгиомьнАя экономика: теория и практика 39

ным законодательством ставкам в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Сумма собственных налоговых доходов федерального бюджета от взимания федерального налога, распределяемая и уплачиваемая налогоплательщиком в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (СНФБк), определяется по формуле:

1сСНФБк = НБФНк * СФБ + НБФНк * СПФ +

+ НБФН * СФСС + НБФН * СФФМС +

кк

+ НБФН * СТФМС,

где НБФНк — налоговая база к-го федерального налога;

СФБ — ставка к-го федерального налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет; СПФ — ставка к-го федерального налога, подлежащего зачислению в Пенсионный фонд РФ; СФСС — ставка к-го федерального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования РФ;

СФФМС — ставка к-го федерального налога, подлежащего зачислению в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ; СТФМС — ставка к-го федерального налога, подлежащего зачислению в территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

В соответствии со ст. 243 Налогового кодекса РФ сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд (в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования РФ, в территориальные Фонды обязательного медицинского страхования РФ и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

В настоящее время применение данной методики распределения исчисленной суммы единого социального налога не согласуется с классическим принципом налогообложения — принципом удобности или максимального учета возможностей и интересов налогоплательщиков. Налогоплательщики обязаны исчислять общую сумму налога и разбивать ее для федерального бюджета и каждого государственного внебюджетного фонда, уплачивать сумму налога отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет и в каждый государственный внебюджетный фонд, составлять и предоставлять налоговую отчетность не только

в налоговые органы, но и в социальные внебюджетные фонды, проводить сверку исчисленной и уплаченной суммы налога с налоговыми органами и с каждым внебюджетным фондом.

В целях упрощения процедуры зачисления суммы федерального единого социального налога возможно изменение данного метода на метод централизованного распределения исчисленной в полном объеме суммы налога, при котором налог исчисляется и уплачивается налогоплательщиком единой суммой на счета органов федерального казначейства для последующего распределения налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами государственных социальных внебюджетных фондов.

3. Метод нецентрализованного распределения собственных доходов федерального бюджета состоит в том, что налогоплательщику может быть предписано федеральным законом уплачивать федеральный налог, исчисленный по единой ставке, несколькими разными суммами, разделенными в пропорции распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы (ТСДФБФН):

ТСДФБФНл = ТФНл * п%ФБ +

+ТФНл * г %РБ, где п % ФБ — норматив, установленный федеральным законом для уплаты л-го федерального налога в федеральный бюджет; г %РБ — норматив, установленный федеральным законом для уплаты л-го федерального налога в региональный бюджет.

Возможно применение двух методов распределения региональных налогов, при которых налогоплательщику не предписано федеральным законом, кто производит распределение доходов от взимания региональных налогов между региональными и местными бюджетами.

По региональным налогам возможно:

1) централизованное его зачисление в региональные бюджеты с последующим распределением доли налоговых доходов в местные бюджеты;

2) разделение исчисленной суммы налога самостоятельно налогоплательщиком на две части и их уплата в разные бюджеты.

4. Метод распределения собственных доходов регионального бюджета состоит в том, что налог уплачивается общей суммой в региональный бюджет для его последующего распределения в региональный и местный бюджеты по нормативам, установленным законом субъекта РФ. Следует учесть, что региональный орган исполнительной власти является ответственным за исполнение регионального бюджета.

Сумма собственных доходов регионального бюджета, поступившая в региональный бюджет и в последующем распределенная в соответствии с законом субъекта федерации в региональный и местный бюджет (I СДРБРНм), определяется по формуле:

IСДРБРН -1РН * п %РБ = 1РН * z %МБ,

м м м

где !РНм — общая сумма исчисленного м-го регионального налога по единой ставке и поступившая в региональный бюджет; п %РБ — норматив, установленный законом субъекта РФ для зачисления м-го регионального налога в региональный бюджет; z %МБ — норматив, установленный законом субъекта РФ для зачисления м-го регионального налога в местный бюджет.

5. Метод распределения собственных доходов регионального бюджета состоит в том, что законом субъекта РФ предписано уплачивать региональный налог разными суммами, разделенными в пропорции распределения налоговых доходов от взимания региональных налогов между региональным и местным бюджетами.

Сумма собственных доходов регионального бюджета, разделенная между региональным и местным бюджетами по нормативу, установленному законом субъекта РФ (1СНРБРНн), определяется по формуле:

!СНРБРНи = I РНи * х %РБ +!РНи * у %МБ, где х %РБ — норматив, установленный законом субъекта РФ для уплаты н-го регионального налога в региональный бюджет; у %МБ — норматив, установленный законом субъекта РФ для уплаты н-го регионального налога в местный бюджет.

Налогоплательщик самостоятельно разделяет исчисленную сумму налога на две части для уплаты в региональный и местный бюджеты.

Данный метод межбюджетного распределения налоговых доходов применим в отношении как собственных налоговых доходов регионального бюджета, так и в отношении налогов вышестоящего федерального бюджета, зачисляемых в региональный бюджет, поскольку пропорция распределения налогового дохода в условиях данного метода может

быть как постоянной, установленной Налоговым кодексом РФ или Бюджетным кодексом РФ, так и временной, зафиксированной законом о бюджете.

При распределении собственных налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы возможна замена одного метода распределения другим без потери экономического смысла.

Многообразие методов распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ не способствует росту доходной базы территориальных бюджетов при увеличивающихся расходных полномочиях. Покажем это на примере Республики Коми.

Прирост поступлений в бюджетную систему РФ по Республике Коми показан в табл. 1.

Из данных табл. 1 видно, что прирост налоговых поступлений в бюджетную систему РФ по Республике Коми в 2008 г. составил лишь 33,2 %, а федеральных налогов — 35,7 %, региональных и местных налогов — 28,9 %.

Наибольший прирост достигнут по федеральному налогу на добычу полезных ископаемых — 55,7 %. При этом следует отметить, что сумма платежей за пользование природными ресурсами, поступающая в федеральный бюджет Российской Федерации, год от года увеличивается, а сумма поступлений в бюджет Республики Коми снижается.

Доля налогов, поступивших в федеральный и региональный бюджеты по Республике Коми, представлена на рис. 1.

Из представленных данных видно, что доля налогов, поступающих в федеральный бюджет по Республике Коми, увеличилась с 48,66 % в 2001 г. до 65,14 % в 2008 г., доля налогов, поступающих в территориальные бюджеты, уменьшилась с 51,34 % в 2001 г. до 34,86 % в 2008 г. Доходы территориального бюджета формируются как за счет собственных налоговых доходов, так и за счет налогов вышестоящего уровня бюджетной системы.

Доля собственных налогов территориального бюджета и федеральных налогов, зачисляемых в региональный бюджет, в общей сумме налоговых доходов территориального бюджета Республики Коми показана на рис. 2.

Прирост налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации по Республике Коми за 2001—2008 гг., %

Таблица 1

Показатель Год

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Налоговые доходы 75,5 7,4 12,3 26,3 48,0 27,0 1,6 33,2

Федеральные налоги 93,0 18,6 16,2 27,2 73,7 29,4 -2,9 35,7

Региональные и местные налоги 61,7 -3,2 7,8 25,3 15,3 22,6 10,7 28,9

%

40-

20-

10-

Доля федеральных налогов, зачис- % ляемых в территориальный бюджет, в общей сумме налоговых доходов территориального бюджета Республики Коми увеличилась с 77,43 % в 2001 г. до 84,57 % в 2008 г. Доля собственных налогов в общей сумме налоговых доходов территориального бюджета Республики Коми уменьшилась с 22,57 % в 2001 г. до 15,43 % в 2008 г.

В завершение отметим, что проведенный анализ позволяет определить основные направления совершенствования управления налоговыми доходами в целях согласования интересов федеральной и региональной налоговой политики.

Во-первых, для социально-экономического развития северных территорий необходимо внедрение новых методологических подходов к согласованию федеральной и региональной налоговой политики, которые, на наш взгляд, заключаются в усилении роли регулирующей функции налогов, обоснованном разграничении на постоянной основе налоговых доходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ в соответствии с объемами их расходных полномочий.

Во-вторых, в бюджет северных субъектов федерации должны поступать не только региональные, но и федеральные налоги. Закрепление за бюджетом каждого уровня только тех налоговых доходов, которые формируются при взимании налогов и сборов, приведет:

• к образованию в бюджетах только собственных налоговых доходов;

• исключению возможности распределения налоговых доходов, формирующихся в бюджете одного уровня, между бюджетами других уровней бюджетной системы;

• лишению бюджетной системы механизмов оперативного и долговременного перелива финансовых средств по уровням бюджетов в зависимости от степени сложности социально-экономического развития северных тер-

¿64

ЙГ ЩГ «¡Г Г^ _

Г

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Год

□ федеральный бюджет ^территориальный бюджет

Рис. 1. Доля налогов, поступивших в федеральный и территориальные бюджеты по Республике Коми, за 2001—2008 гг., %

.5-26 1

672

Год

□ Федеральные налоги, зачисляемые в территориальный бюджет, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Собственные налоговые доходы, %

Рис. 2. Доля федеральных налогов, зачисляемых в территориальный бюджет, и собственных налогов в общей сумме налоговых доходов территориального бюджета Республики Коми за 2001—2008 гг., %

риторий и характера изменений поставленных перед разными уровнями власти задач; • раздробленности бюджетной системы на отдельные фрагменты, каждый уровень бюджета начнет функционировать изолированно и вне системной связи с бюджетами других уровней. Это противоречит реализации принципов организации государственных и муниципальных финансов, выражающихся в постоянном и непрерывном движении денежных средств в ходе распределения и перераспределения налоговых доходов вышестоящих бюджетов между бюджетами нижестоящих уровней.

В-третьих, необходимо внести поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Бюджет-

2003

2004

2005

2006

2007

2008

ный кодекс РФ должен стать нормативным актом прямого действия, в котором должны найти отражение интересы северных территорий и федерации в целом. В настоящее время три нормативных акта устанавливают порядок распределения налогов между различными уровнями бюджетной системы Российской Федерации: Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, закон о бюджете на территориальном уровне.

В-четвертых, в целях учета классических принципов налогообложения — максимального учета возможностей и интересов налогоплательщиков, упрощения механизма исчисления и уплаты налога, необходимо в отношении налогов, поступающих в разные уровни бюджетной системы и в государственные внебюджетные фонды (единый социальный налог), установить метод централизованного распределения исчисленной в полном объеме суммы налога, при котором налог исчисляется и уплачивается налогоплательщиком одной суммой на счета органов федерального казначейства для последующего распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы и бюджетами государственных внебюджетных фондов.

В-пятых, в процессе разграничения налоговых доходов между бюджетами всех уровней для

предупреждения финансовых затруднений территориальных бюджетов и предотвращения перехода проблемной ситуации в кризисную стадию важное значение имеет укрепление финансовой основы региональных и местных бюджетов путем их обеспечения на постоянной основе собственными источниками доходов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березин М. Ю. Иной взгляд на классификацию налоговых доходов бюджетов. / Финансы и кредит. 2003. №24 (138). С. 61.

2. Бюджетный кодекс РФ. Закон РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 № 310-ФЗ).

3. Налоговый кодекс РФ. Закон РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 13.10.2008 № 172-ФЗ).

4. Статистические отчеты Управления федеральной налоговой службы РФ по Республике Коми. — Сыктывкар.

5. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А. Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика. 2002. — 1168 с.

6. Чужмарова С. И. Обеспечение социально-экономического развития северных регионов в условиях реформирования налогообложения природопользования. / Региональная экономика. 2009. № 9 (102).

Подписка eUBRAIty.RU

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.