Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ СЛОЖНОСТИ'

МЕТОДОЛОГИЯ СЛОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ГИБРИДИЗАЦИЯ / НОВАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ / VUCA-МИР

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тимощук Алексей Станиславович

Многие мыслители пытались доказать, что мы живём в простом мире, а человек его усложняет, однако это не так. Мир сложен независимо от нас. Во-первых, в мире много всего, во-вторых, он постоянно меняется и, в третьих, он неоднороден. Множественность, изменчивость и гетерогенность - уже достаточные признаки для того, чтобы признать сложность мира. Микро-, макрои мегауровни сложны от самого Большого взрыва. Если же брать социальную реальность, то здесь мы наблюдаем ещё и усложнение, связанное с ростом численности homo sapience на Земле. По мере роста демографических показателей увеличивается уровень конкуренции, устойчивые объекты становятся гибридами, истина - постправдой, а состояние общества - хаосмосом. Цель работы: представить методологию сложности в новом технологическом укладе. Применяемые методы исследования: структурный анализ, системный анализ, факторный анализ, синергетика. В результате проведенных исследований получены следующие результаты: 1) рассмотрена скорость как фактор усложнения; 2) рассмотрены когнитивные условия комплексности; 3) концептуализированы адаптивные возможности общества к сложности как к новой нормальности, представляющей конвергенцию современных социальных процессов при сохранении идентичностей и границ интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEXITY METHODOLOGY

Many thinkers have tried to prove that we live in a simple world, yet man complicates it, but this is not the case. The world is complex independently of us. Firstly, there is a plethora of objects in the world, secondly, it is constantly changing and, thirdly, it is heterogeneous. Plurality, versatility and heterogeneity are already sufficient qualities to recognize the complexity of the world. Micro, macro and mega levels are challenging from the Big Bang itself. If we take social reality, then here we also observe a complication associated with the increase in the number of homo sapience on Earth. As demographic indicators grow, the level of competition increases, sustainable objects become hybrids, verity becomes post-truth, and the state of society becomes chaosmos. Purpose of the work: to present a methodology of complexity in a new technological order. Applied research methods: structural analysis, system analysis, factor analysis, synergetics. As a result of the conducted research, the following Results were obtained: 1) speed is considered as a factor of complexity; 2) the cognitive conditions of complexity are considered; 3) the adaptive capabilities of society to complexity are conceptualized as a new normality, representing the convergence of modern social processes while preserving identities and boundaries of interpretation.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ СЛОЖНОСТИ»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

3-9 км имеется сильный ветер, в то время как в наземном слое ветра нет. Кучевые облака располагаются на высотах от 2 км и исключают аэрофотосъемку. БПЛА никогда не поднимается до таких высот, и кучевые облака не создают для него помехи. Кроме того, при облачной погоде днем имеет место рассеянный свет, который исключает повышенную контрастность наземных объектов и повышает качество съемки с БПЛА. Для съемки протяженных объектов применяют группы БПЛА.

2. Развитие геоинформатики с применением БПЛА

Развитие БПЛА в значительной степени переосмысливает геоинформатику, а также саму концепцию воздушной мощи. Сегодня беспилотные летательные аппараты обладают практически всеми характерными качествами пилотируемых летательных аппаратов, кроме того, они преодолевают некоторые физиологические и физические ограничения пилотов и полностью избегают человеческого риска. Отсутствие пилота в кабине позволяет эксплуатировать БПЛА на пределе их эксплуатационной возможности, тем самым повышая время в полете, полезную нагрузку, потолок высоты и скорость. Последние достижения в области пилотируемых авиационных систем были интегрированы с достижениями в области компьютеров, каналов передачи данных, систем управления и оптроники, чтобы сделать БПЛА мощным средством сбора, обработки и передачи данных. Кроме того, достижения в области микроэлектроники и бесконтактных/визуальных датчиков в сочетании с наличием детального картографирования ГИС привели к разработке микро-БПЛА, которые могут автономно работать на очень малых высотах в плотной городской среде и обеспечивать невероятный интеллект.

БПЛА до сих пор не были официально признаны авиационными машинами, и для сертификации/ стандартизации не было использовано никакой общей стандартной классификации БПЛА. Условно беспилотники обычно разделяют на три большие категории1:

- ДПЛА - беспилотные дистанционно-пилотируемые аппараты;

- автоматические БПЛА;

- неуправляемые БПЛА.

В свою очередь в этих категориях разделяют микро-, мини-, средние и тяжелые БПЛА. Отношение беспилотника к тому или иному классу определяют по массе, дальности и высоте полета и времени, которое аппарат способен провести в воздухе:

- Тяжелые - имеют потолок до 20 км, могут провести в воздухе без дозаправок более 24 часов;

- Средние (иногда их называют «миди») - имеют массу до 1000 кг, способны провести в воздухе 10-12 часов и подняться на высоту до 9-10 км;

- Мини - 50 кг, несколько часов могут провести в воздухе, потолок ограничен 3-5 км;

- Микро - до 10 кг, около часа в воздухе и высота полета до 1 километра.

В данный момент беспилотные аппараты России в основном представлены БПЛА самолетного типа, однако в последнее время быстро развивается направление по созданию БПЛА вертолетного типа.

Помимо очевидных военных целей БПЛА могут использоваться в гражданской сфере для коммуникаций, картирования, мониторинга атмосферы, наблюдения за Землей, дополняя данные спутников дистанционного зондирования. Например, мини-БПЛА используются группами для съемки протяженной территории, в том числе, для мониторинга морского или океанического побережья [9]. В случае возникновения внештатных или чрезвычайных ситуаций БПЛА становятся незаменимыми, поскольку их потеря не несет угрозы для жизни людей. Они обеспечивают сбор, обработку данных в центр управления в режиме реального времени.

Типичный БПЛА, помимо его планера и двигательной установки, также требует наличия системы связи и системы управления. Система управления может быть полностью автономна, дистанционно и в режиме реального времени контролироваться или дистанционно пилотироваться/управляться в режиме реального времени [16].

1 Tecnocom.ru [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tecnocom.ru/stati/bespilotnye-letatelnye-apparaty-v-rossii (дата обращения: 25.03.2020).

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 1 (30)

85

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Управление БПЛА и полезной нагрузкой осуществляется через наземную станцию управления (Ground Control Station - GCS) по каналам передачи данных. GCS может быть контейнерной станцией, которая может быть наземной, на борту пилотируемого самолета, корабля, подводной лодки или в любом другом месте, или даже портативной станцией на базе ноутбука, которая может использоваться в любом месте в пределах диапазона управления. В обычных БПЛА системы навигации и наведения могут включать вспомогательные модули ГИС/GPS, в то время как более сложные БПЛА могут использовать дифференциальный GPS (DGPS) и модули согласования контуров местности.

В отсутствие летного состава на борту БПЛА отсутствует ситуационная осведомленность. Таким образом, полет БПЛА должен постоянно контролироваться внешними средствами, такими как радары или дополнительные датчики, которые размещаются на воздушном средстве и проектируют интерфейсы для включения их в нисходящую линию связи. Управление каналами передачи данных и нисходящие линии связи делают БПЛА уязвимыми к помехам и ограничению пропускной способности. Будучи беспилотными, БПЛА нуждаются в резервировании практически во всех системах, влияющих на безопасность полета, например, в командных звеньях, бортовых компьютерах, навигационных датчиках и системах, сервоприводах или системах посадки.

С учетом того, что сети на основе TCP IP используются в беспилотных летательных аппаратах, существующие наземные станции (GCS) уходят в прошлое или остаются автономной станцией [16]. Вместо GCS создается центральный центр управления, имеющий несколько контрольных станций, и данные, собранные со всех БПЛА, мгновенно интегрируются в одну систему. Это позволяет оператору (или системам) принимать решения на основе всесторонних данных. Управление БПЛА может быть передано на любую станцию управления в сети, независимо от физического местоположения БПЛА. Кроме того, технически становится возможным управлять некоторыми функциями БПЛА в полете с помощью мобильного устройства. Это дает возможность управлять БПЛА или его полезной нагрузкой из любой точки мира.

3. Технологическая реализация съемки

Беспилотные летательные аппараты применяются для решения геодезических задач и геомониторинга и последующего пространственного моделирования, входящего в геодезическое или геоинформационное обеспечение. В настоящее время существуют три основных направления применения БПЛА: сбор геоданных, экстренная поддержка в чрезвычайных ситуациях, регулярный геомониторинг [18] или геотехнический [6] мониторинг. Съемка включает две дополняющие группы задач: задачи управления и задачи получения информации. Задачи управления основаны на теории управления подвижными объектами [14] и теории многоцелевого управления [11; 15] для групп БПЛА. Основные этапы съемки и пространственного моделирования с использованием БПЛА представлены на рисунке 1.

Технология съемки использует три канала: фотограмметрический, телевизионный и сенсорный [12]. Эти каналы интегрированы в общую технологию съемки, где они являются комплементарными [8]. На основе съемки получают данные, которые преобразуются в модели.

На первом этапе осуществляют комплексную съемку и на ее основе получают данные о трех качественно разных пространственных объектах. На втором этапе строят модели пространственных объектов на основе полученных точечных измерений. Модели формируют из множества связанных точек. При этом используют семантическое моделирование или конструирование [3]. Затем разрозненные модели сводят в единую интегрированную пространственную модель. При учете особенностей некоторых пространственных объектов удалось разработать специальный алгоритм [10] построения пространственной модели.

Применение БПЛА создало новые возможности для пространственного моделирования, поскольку БПЛА может не только собирать информацию массовым способом, но и по специальному техническому заданию собирать информацию о конкретной модели: объекта или отдельного фрагмента. При этом важно, что такой сбор может контролироваться с земли и оператор может выбирать ракурс съемки и взаимное расположение датчика и объекта.

86

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 1 (30)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рисунок 1 - Основные этапы съемки и пространственного моделирования с использованием БПЛА

4. Методы и приемы пространственного моделирования по информации, собираемой при помощи БПЛА

Пространственное моделирование включает несколько разновидностей: дискретное, аналоговое, цифровое, геоинформационное, образное, структурное, топологическое, виртуальное моделирования. Одно из назначений пространственного моделирования с помощью БПЛА (ПМ БПЛА) - это исследование сложных объектов и процессов и упрощение их для простого анализа и прогнозирования. ПМ БПЛА должны упрощать представление ситуации или объекта, несмотря на сложность исходной информации. В этом аспекте пространственное моделирование является одним из методов редукции «больших данных». При исследовании устойчивого развития территорий ПМ БПЛА привязывают к конкретной местности. В этом случае речь идет о локальном моделировании [13]. Примером такого моделирования является геостатистическое моделирование, которое широко применяют в геологии, экологии и даже кадастре. ПМ БПЛА не только отображает явления и процессы реального мира, но и является объективным практическим критерием проверки истинности знаний о конкретной пространственной ситуации. Пространственное моделирование создает в итоге информационные пространственные модели и информационные ресурсы. В научном плане ПМ БПЛА помогает формировать картину мира, исследуя закономерности пространственных явлений и процессов. Моделирование позволяет описать процессы взаимодействия реального объекта и внешней среды и выявить критерии оптимизации этого взаимодействия. Особенностью пространственного моделирования является использование пространственных отношений. Пространственные отношения присутствуют в модели в явной или неявной форме.

При исследовании динамики явлений и процессов предпочтительным является математическое моделирование. Математическая модель представляет собой совокупность формальных описаний, отражающих реальную динамику ситуации. При исследовании структуры явлений и процессов предпочтительным является топологическое моделирование. Особенностью пространственного моделирования является использование пространственной реальной топологии. При исследовании пространствен-

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 1 (30)

87

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ных отношений явлений и процессов предпочтительным является теоретико-множественное моделирование. При исследовании моделей конструкций причинно-следственной связи применяют логическое моделирование.

При исследовании трехмерных объектов широко применяют цифровое моделирование. В широком смысле слова цифровая модель (ЦМ) - это информационная дискретная модель, сформированная для обработки информации об объекте на компьютере. В узком смысле термин «цифровая пространственная модель» - это дискретная модель пространственных объектов, которой заменяют непрерывные аналоги объектов.

По аспекту пространственных отношений в ЦМ выделяют метрическую и атрибутивную типы информации. Метрическая информация определяет координацию, конфигурацию, размеры. Координационная часть ЦМ зависит от выбора системы координат и точек отсчета. Конфигурационная часть ЦМ не зависит от выбора координатной системы. Атрибутивная информация в ЦМ определяет принадлежность объекта к определенному классу объектов. Семиотический аспект позволяет, рассматривая ЦМ как информационную модель, вводить известные в информатике оценки: коэффициент информативности и коэффициент содержательности цифровой модели. Семантическая часть ЦМ определяет ее содержание. Синтаксическая часть ЦМ определяет набор правил и ограничений манипулирования данными. Она связана с классификацией и правилами построения моделей.

Пространственное моделирование широко используется при исследовании распределенных объектов, при оценке территориального распределения ресурсов. Пространственная модель служит важным инструментом управления [7]. В современном управлении территориальными комплексами и транспортом большое значение имеет пространственная информация. Координаты местоположения на земной поверхности - это неотъемлемый атрибут объекта недвижимости, который определяет, среди многих характеристик, его рыночную стоимость. При оценке эффективности инновационных проектов пространственный фактор влияет на диффузию инноваций и требует выявления и анализа. При перемещении материальных потоков пространственный фактор также влияет на стоимость перевозки. Не случайно за рубежом появилось новое направление в экономике - пространственная экономика, которое отличается от региональной экономики и имеет свои методы и задачи, основанные на геоинформатике и геоинформационных моделях.

Применительно к проектированию, строительству, мониторингу и экономической деятельности пространственное моделирование выполняет следующие функции.

Измерительная функция. Она используется для пространственных измерений, последующих различных расчетов и для получения метрических, проектных и экономических оценок.

Интегрирующая функция заключается в том, что пространственная модель объединяет и интегрирует разные виды информации в единую систему.

Аналитическая функция пространственного моделирования состоит в дополнительной возможности анализа разных видов информации за счет интеграции их на основе пространственной информации.

Прогностическая функция пространственного моделирования состоит в дополнительной возможности прогнозирования явления за счет использования геоданных, которые включают временную компоненту и позволяют проводить ретроспективный и перспективный (прогностический анализ).

Геотехническая функция. Важная функция пространственного моделирования, которая связана с возможностью мониторинга и анализа геотехнических систем для оценки их состояния и жизненного цикла.

Пространственное моделирование позволяет создавать информационное поле, связанное с пространством, на основе которого можно делать глобальные полевые оценки, применяемые в научных исследованиях, в принятии решений и управлении. Пространственное моделирование характеризует не только локальные факторы состояния, но и распределенные факторы, например, распределение природных и других видов ресурсов. Пространственное моделирование дает возможность оценить потенциал этих ресурсов и прогнозировать использование ресурсов в будущем. ПМ БПЛА вносит важный вклад в решение этих задач и осуществление функций пространственного моделирования.

88

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 1 (30)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Заключение

Пространственное моделирование и его основной вид - геоинформационное моделирование позволяют решать широкий круг задач, которые с помощью других методов моделирования решить нельзя. Пространственное моделирование является ключевым в цепочке получения пространственных знаний. Пространственное моделирование является обязательным компонентом при территориальном управлении, планировании и прогнозировании. Для получения данных пространственного моделирования эффективной технологией является съемка с применением БПЛА. Съемка с применением БПЛА создает больше возможностей для моделирования, чем съемка с авианосителей. Применяют разные типы БПЛА в зависимости от высоты и целей съемки. При съемке с помощью БПЛА главную роль играет фактор экономической целесообразности. Технология съемки с помощью БПЛА является комплексной технологией, включающей разные каналы сбора информации и разные режимы, включая интерактивные и режимы онлайн.

Съемка с применением БПЛА и последующее моделирование имеет более широкий разброс вариантов. Ее недостаток - ограничение полетного времени. Ее достоинство - съемка объектов с разных высот и с разных ракурсов. Эта технология применима для решения многих задач. Она применяется при контроле сооружений, оценке риска и последствия природных и техногенных катастроф [2] и др. Съемка с применением БПЛА имеет сходство и различие со многими видами съемки с воздушных и космических носителей. Ее принципиальным отличием является возможность построения пространственной модели или сбора информации для конкретной пространственной модели, а также исследования высотного объекта на расстоянии до одного метра и построение пространственной модели фрагмента, что невозможно при применении других технологий. По сути, ПМ БПЛА создает модель при съемке, в то время как другие виды съемок осуществляют сбор информации, которая затем подвергается первичной и вторичной обработке, после чего становится пригодной для моделирования и анализа. Большое значение ПМ БПЛА имеет для образовательных целей. Обучающиеся с помощью БПЛА, в основном по телевизионному каналу, могут изучать особенности пространственных объектов и давать свои рекомендации по выбору режима съемки и последующей обработки. Съемка с БПЛА легко моделируется в виртуальном пространстве и может изучаться обучающимися и специалистами при помощи тренажеров. Съемка с применением БПЛА использует глобальные навигационные спутниковые системы. Это требует от обучающихся освоения и этой области исследований и способствует широте их образования. В целом ПМ БПЛА можно рассматривать как новый информационный ресурс в практических исследованиях и в образовании.

Список литературы

1. Карпович М., Герштейн Л.М., Паневин Н.В., Карпович А.М. Применение БПЛА при проведении топографо-геодезических изысканий // Транспортная стратегия - XXI век. - 2013. - № 22. - С. 66-68.

2. Лёвин Б.А., Бугаев А.С., Ивашов С.И., Разевиг В.В. Дистанционно-пилотируемые летательные аппараты и безопасность пути // Мир транспорта. - 2013. - Т 11, № 2 (46). - С. 152-157.

3. Мордвинов В.А., Братусь Н.В., Кутузов М.В. Семантическое конструирование информационно-методического обеспечения образовательных технологий в инструментальной среде QR-кодирования // Славянский форум. - 2018. - № 4 (22). - С. 31-38.

4. Нгуен В.Н., Чан Ч.Т., Нгуен Т.Ч., Ву В.Т. Применение БПЛА с целью построения 3D-крупномасштабных карт // Славянский форум. - 2015. - № 4 (10). - С. 224-231.

5. Савиных В.П., Цветков В.Я. Геоинформационный анализ данных дистанционного зондирования. -М.: Картоцентр-Геодезиздат, 2001. - 224 с.

6. Цветков В.Я. Геоинформационный геотехнический мониторинг // Науки о Земле. - 2012. - № 4. -С. 54-58.

7. Цветков В.Я. Комплементарность информационных ресурсов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 2. - С. 182-185.

8. Цветков В.Я. Развитие технологий управления // Государственный советник. - 2015. - № 4 (12). -С. 5-10.

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 1 (30)

89

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

9. Цветков В.Я., Ознамец В.В., Дегбеньон О., Пьеретт А. Исследование абразии береговой линии Республики Бенин // Науки о Земле. - 2018. - № 2. - С. 67-81.

10. Цветков В.Я., Ознамец В.В., Филатов В.Н. Определение условной береговой линии по снимкам беспилотного летательного аппарата // Информация и космос. - 2019. - № 1. - С. 126-131.

11. Blackburn M.R., Bailey R., Lytle B. Improved mobility in a multi-degree-of-freedom unmanned ground vehicle // Unmanned Ground Vehicle Technology VI. - International Society for Optics and Photonics, 2004. -Vol. 5422. - P. 124-134.

12. Owens K., Matthies L. Passive night vision sensor comparison for unmanned ground vehicle stereo vision navigation // Proceedings IEEE Workshop on Computer Vision Beyond the Visible Spectrum: Methods and Applications (CVBVS’99). - IEEE, 1999. - P. 59-68.

13. Shi H. Local spatial modeling of white-tailed deer distribution // Ecological Modelling. - 2006. - Vol. 190, No. 1. - P. 171-189.

14. Tsvetkov V.Ya. Information Management of Mobile Object // European Journal of Economic Studies. -2012. - No. 1 (1). - P. 40-44.

15. Tsvetkov V.Ya. Multipurpose Management // European Journal of Economic Studies. - 2012. - No. 2 (2). -P. 140-143.

16. UAVs-Redefining Geoint [Электронный ресурс] // Geospatial world. - 2011. - URL: https://www. geospatialworld.net/article/uavs-redefining-geoint (дата обращения: 12.03.2020).

17. Valasek J. et al. Intelligent motion video guidance for unmanned air system ground target surveillance // Journal of Aerospace Information Systems. - 2016. - Vol. 13, No. 1. - P. 10-26.

18. Witayangkurn А., NagaiM., HondaK., DaileM., ShibasakiR. Real-time monitoring system using unmanned aerial vehicle integrated with sensor observation service // International Archives of the Photogrammetry, Remote Sensing and Spatial Information Sciences (14-16 September 2011). - Zurich, 2011. - Vol. XXXVIII-1/ C22. - P. 107-112.

References

1. Karpovich M., Gershtejn L.M., Panevin N.V., Karpovich A.M. Primenenie BPLA pri provedenii topografo-geodezicheskih izyskanij // Transportnaya strategiya - XXI vek. - 2013. - № 22. - S. 66-68.

2. Lyovin B.A., Bugaev A.S., Ivashov S.I., Razevig V.V. Distancionno-pilotiruemye letatel’nye apparaty i bezopasnost’ puti // Mir transporta. - 2013. - T. 11, № 2 (46). - S. 152-157.

3. Mordvinov V.A., Bratus ’ N.V., Kutuzov M.V. Semanticheskoe konstruirovanie informacionno-metodicheskogo obespecheniya obrazovatel’nyh tekhnologij v instrumental’noj srede QR-kodirovaniya // Slavyanskij forum. -2018. - № 4 (22). - S. 31-38.

4. Nguen V.N., Chan Ch.T., Nguen T.Ch., Vu V.T. Primenenie BPLA s cel’yu postroeniya 3D-krupnomasshtabnyh kart // Slavyanskij forum. - 2015. - № 4 (10). - S. 224-231.

5. Savinyh V.P., Cvetkov V.Ya. Geoinformacionnyj analiz dannyh distancionnogo zondirovaniya. - M.: Kartocentr-Geodezizdat, 2001. - 224 s.

6. Cvetkov V.Ya. Geoinformacionnyj geotekhnicheskij monitoring // Nauki o Zemle. - 2012. - № 4. - S. 54-58.

7. Cvetkov V.Ya. Komplementarnost’ informacionnyh resursov // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental’nyh issledovanij. - 2016. - № 2. - S. 182-185.

8. Cvetkov V.Ya. Razvitie tekhnologij upravleniya // Gosudarstvennyj sovetnik. - 2015. - № 4 (12). - S. 5-10.

9. Cvetkov V.Ya., Oznamec V.V., Degben’on O., P’erett A. Issledovanie abrazii beregovoj linii Respubliki Benin // Nauki o Zemle. - 2018. - № 2. - S. 67-81.

10. Cvetkov V.Ya., Oznamec V.V., Filatov V.N. Opredelenie uslovnoj beregovoj linii po snimkam bespilotnogo letatel’nogo apparata // Informaciya i kosmos. - 2019. - № 1. - S. 126-131.

11. Blackburn M.R., Bailey R., Lytle B. Improved mobility in a multi-degree-of-freedom unmanned ground vehicle // Unmanned Ground Vehicle Technology VI. - International Society for Optics and Photonics, 2004. -Vol. 5422. - P. 124-134.

12. Owens K., Matthies L. Passive night vision sensor comparison for unmanned ground vehicle stereo vision navigation // Proceedings IEEE Workshop on Computer Vision Beyond the Visible Spectrum: Methods and Applications (CVBVS’99). - IEEE, 1999. - P. 59-68.

90

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 1 (30)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

13. Shi H. Local spatial modeling of white-tailed deer distribution // Ecological Modelling. - 2006. - Vol. 190, No. 1. - P. 171-189.

14. Tsvetkov V.Ya. Information Management of Mobile Object // European Journal of Economic Studies. -2012. - No. 1 (1). - P. 40-44.

15. Tsvetkov V.Ya. Multipurpose Management // European Journal of Economic Studies. - 2012. - No. 2 (2). -P. 140-143.

16. UAVs-Redefining Geoint [Elektronnyj resurs] // Geospatial world. - 2011. - URL: https://www. geospatialworld.net/article/uavs-redefining-geoint (data obrashcheniya: 12.03.2020).

17. Valasek J. et al. Intelligent motion video guidance for unmanned air system ground target surveillance // Journal of Aerospace Information Systems. - 2016. - Vol. 13, No. 1. - P. 10-26.

18. WitayangkurnA., NagaiM., HondaK., DaileM., ShibasakiR. Real-time monitoring system using unmanned aerial vehicle integrated with sensor observation service // International Archives of the Photogrammetry, Remote Sensing and Spatial Information Sciences (14-16 September 2011). - Zurich, 2011. - Vol. XXXVIII-1/ C22. - P. 107-112.

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 1 (30)

91

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.