Научная статья на тему 'Методология системного подхода в формировании адаптивного механизма управления организацией'

Методология системного подхода в формировании адаптивного механизма управления организацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология системного подхода в формировании адаптивного механизма управления организацией»

Окончание табл. 1

Наименования направлений Наименования специализаций

Управление персоналом Специалист по управлению персоналом (экономисты); Специалист по отбору персонала (кадровики); Специалисты по психологической поддержке

Перспектива трудоустройства является важным мотивом, обуславливающим выбор образовательных продуктов потребителем. Следовательно, достоверная информация о рынке труда, предоставляемая вузом покупателям его

образовательных продуктов, может увеличить спрос на те продукты, которые повышают возможность успешного трудоустройства в будущем [2].

Маркетинговые исследования рынка образования, как и исследования рынка труда в настоящее время в России если и проводятся, то в основном с целью продвижения образовательными учреждениями собственного продукта на рынок и, по преимуществу, исходя из спроса на профессии у абитуриентов, что не всегда является правильным и долгосрочным ориентиром, прежде всего для самих абитуриентов. Исследования же данных рынков на предмет соответствия реальным потребностям в определенных профессиях если и проводятся, то только в основном центрами занятости и некоторыми кадровыми агентствами. Но эти исследования всего лишь являются констатацией сложившейся ситуации, и прогнозы, на их основе высказываемые делаются, в основном, в форме суждений. В данном случае наличие научно обоснованной модели подобных исследований рынка с учетом сложившейся социально- экономической ситуации в стране с целью достоверного прогноза о состоянии рынков профессий позволило бы решить ряд проблем, связанных с трудоустройством выпускников учебных заведений и обеспечением экономики страны квалифицированными кадрами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Горшков А. К вопросу о реформировании высшей школы // Высшее образование в России. 1999. №5. С. 10-11.

2. СагиноваО.В. Маркетинг образовательных услуг. Маркетинг в России и за рубежом. 1999. №1. http://www.cfin.ru/press/marketing/1999-1/05.shtml

3. ШевченкДА. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. №4. С. 15-17.

4. Южный федеральный округ - 2003. Социально-экономические итоги: Информ.-анал.мат. / Ростоблкомстат. - Ростов н/Д, 2004. - 406с.

Д.В. Арутюнова

МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ

АДАПТИВНОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

В качестве методологической основы управления организацией многими исследователями выделяется системный подход, в рамках которого происходит отход от разрозненных частных моделей и изолированного рассмотрения экономических категорий к общей концепции, позволяющей видеть всю систему связей и отношений, весь комплекс параметров, определяющих наилучшие пути развития экономических процессов [2].

Разработка и применение методологии конкретных форм стратегического менеджмента представляют собой не только эволюцию теории и методов

управления: их возникновение вызвано объективными причинами, вытекающими из изменения характера внешней и внутренней среды функционирования организаций.

Динамичное состояние внешней среды видится как одна из главных детерминант организации, а также как источник неопределенности. Однако способность обеспечения экономической системой возможности эффективно функционировать в изменяющихся условиях не следует рассматривать как пассивное следование за изменениями и осуществление стратегии, направленной преимущественно на внутренние преобразования. В данном контексте система не следует, а активно взаимодействует с внешней средой, приспосабливая ее к реализации стратегии. А.Богданов подчеркивал, что “только активное использование внешней среды обеспечивает сохранность системы”. Система у А.Богданова не просто взаимодействует со средой, но будучи структурно связанной с ней, адаптируется к изменениям и эволюционирует со средой [6].

Поиски новой, более эффективной парадигмы управления привели к идее использования универсальных принципов эволюции естественных сложных систем, описываемых теорией хаоса и синергетикой. Примером служит популярная в последние годы книга П. Сэнджа "Пятая дисциплина: искусство и практика познания организации". По Сэнджу, основными проблемами управления являются хаос, сложность и, как следствие, - потеря цели (бесцельность).

В сложившихся условиях основополагающим принципом стратегического управления становится принцип адаптивности, реализуемый через системный подход.

Адаптацию в широком смысле понимают как приспособление системы к изменению условий [5]. В словаре современной экономической науки адаптивное управление определяется как «управление, когда желательное состояние системы определяется на основе предшествующего процесса управления» [3].

В адаптивной модели управления в результате изменения характеристики внутренних и внешних свойств объекта, происходящего в условиях неопределенности, обычно меняются параметры объектов-участников процесса и характеристик окружающей их среды. Поэтому в системе управления должен присутствовать некоторый регулятор, алгоритм работы которого, изменяясь в ходе процесса, сам адаптируется таким образом, что качество работы системы в целом продолжает удовлетворять определенным критериям.

В качестве основы реализации адаптивных регуляторов экономических процессов рассматривается способность их участников к самоорганизации, которая выражается, прежде всего, в стремлении группироваться вокруг наиболее выгодных (перспективных) направлений хозяйственной деятельности, изменяя тем самым параметры естественных регуляторов обратной связи [1].

Теория самоорганизации построена на тезисе о том, что любая открытая система способная к обмену информацией, способна и к самоорганизации. Самоорганизация есть закономерность функционирования систем. Настоящее время данной закономерности уделяется большое внимание, так как она затрагивает основы, причины, условия возникновения и развития систем.

С точки зрения теории самоорганизации в сложных иерархических системах управляющие уровни необходимы для фиксации внешних возмущений, и отбора внутренних импульсов, которые позволяют системе адаптироваться к внешним воздействиям. Каждый из уровней системы управления обеспечивает определенный тип реакции. Если соответствующие ему внешние импульсы отличаются постоянством, то данный уровень управления также становится постоянным элементом иерархической структуры. В случае же, когда внешний импульс оказывается разовым, соответствующий уровень управления утрачивается после исчезновения внешнего воздействия.

Таким образом, происходит адаптация системы к новым условиям деятельности, сохраняется ее идентичность самой себе. Появление новых, непривычных импульсов порождает в системе дополнительные связи. Под угрозой разрушения внутренней структуры происходит самоорганизация системы, приводящая, в частности, к формированию у нее нового иерархического уровня управления. По данной схеме организация адаптируется к внешней среде, а, следовательно, достигает своих целей, что и является задачей систем управления согласно классическому определению теории.

В [4] используется выражение Г.Моргана: "... время "организованных

организаций" прошло... , основная компетенция менеджера заключается в осознании важности самоорганизации и всемерном стимулировании ее". В этой фразе на уровне вербализации выражена одна из сложнейших проблем -соотношение целенаправленного организующего воздействия и самоорганизации. В связи с этим основным признаком, свидетельствующим о самоорганизующемся характере систем, являются относительная автономность и активность элементов системы. В процессе самоорганизации экономический субъект приспосабливается (адаптируется) к меняющейся внешней среде, формируя, таким образом, согласованную стратегию, которая исходит из взаимодействия централизованной работы и оперативного принятия решений на местах, а, следовательно, из симбиоза горизонтальных и вертикальных организационных структур. Факторы, способствующие развертыванию процессов самоорганизации, можно условно разделить на три крупных блока:

- позиция руководителей. Переход даже отдельных элементов на принципы самоорганизации - это существенная инновация, затрагивающая всю организацию в целом, поскольку речь идет о существенном перераспределении реальной власти в организации. Самоорганизацию нужно рассматривать не как цель, а как средство решения проблем;

- готовность рядовых сотрудников, так как высококвалифицированный персонал - необходимое условие (и одна из причин) перехода на принципы самоорганизации;

- органичная включенность в организацию. Самоорганизующиеся ячейки создаются не на пустом месте, а в рамках формальной организации. Их жизнеспособность во многом зависит от того, удастся ли (и эта задача также лежит на плечах управленцев) их органично "вписать" в существующую организацию, не потеряется ли целостность. Для этого необходим рациональный механизм перераспределения задач внутри организации с тем, чтобы включить новые элементы в процесс достижения общих целей, наличие актуальных целей, по отношению к которым самоорганизация станет соразмерной, адекватной формой их достижения.

Показателем эффективного управления на основе самоорганизации может служить сформированный набор индикаторов, который определяет параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться.

Определение приоритетных направлений развития и формирование соответствующей системы индикаторов, а, следовательно, само индикативное регулирование представляют собой косвенное воздействие, обеспечивающее сочетание контроля и саморегулирования деятельности. Причем описанный механизм должен быть сформирован при условии разделения оперативного и стратегического управления, с выделением индикаторов соответствующего уровня. Целесообразность введения того или иного индикатора (или определения его порогового значения) будет проверяться потоками обратной связи, представленными на рис. 1.

Целью индикативного регулирования является создание финансовоэкономического механизма, способного обеспечить максимальное использование внутренних возможностей во взаимодействии с внешней средой, т.е. совмещая различные побудительные инструменты воздействия, осуществлять косвенное регулирование деятельности автономных подсистем, создать саморазвивающуюся систему.

Рис. 1. Формирование стратегической и операционной обратной связи при реализации индикативного регулирования

Процесс индикативного регулирования сводится к определению:

- характеристики желаемых состояний объекта управления в опорных точках (контрольных индикаторов-показателей, характеризующих оптимальное состояние системы, причем данные индикаторы могут отображать как количественные, так и качественные характеристики системы);

- характеристики способов достижения данных состояний (регуляторов -особых механизмов поддержания оптимального функционирования процессов).

Индикатор носит векторный, направленный характер и пороговые (минимальные и максимальные) значения. использование пороговых значений индикаторов призваны приближении критического состояния объекта управления

имеет предельные Определение и сигнализировать о и необходимости

изменения стратегии развития объекта. Внутри предельных границ образуется так называемый коридор - необходимый и достаточный для принятия управленческого решения, при этом залогом рационального управления является установление адекватных пороговых значений коридора.

Таким образом, способность экономических систем к самоорганизации приводит к необходимости проводить стратегические решения по коридорам безразличия. Коридор безразличия есть поле выбора, не затрагивающего интересы заинтересованных групп. Как отмечено в [7], реализация стратегии по коридору безразличия направляет сам процесс управления в нужную сторону.

Переход к управлению на основе самоорганизации не подразумевает ломки исполнительной вертикали, а имеет своей целью дополнить полезные свойства

вертикали полезными свойствами горизонтальных связей [7]. Таким образом, механизм самоорганизации делает возможным формирование согласованных решений и целостность развития организации в условиях информационной перегруженности и учета множества факторов.

В связи с этим формирование стратегии на основе самоорганизации может решить следующие проблемы:

- проблемы адекватного механизма финансирования подразделений;

- проблемы формирования маркетинговой политики, выхода на рынок, переориентации на перспективный спрос рынка;

- проблемы внутрифирменной организации: проблемы обработки

информации, распределения полномочий между уровнями управления;

- проблемы упущенной выгоды;

- проблемы организационной культуры.

Опираясь на способность к самоорганизации возможен переход на качественно новый уровень формирования стратегии - управление не предприятием, а его процессами самоорганизации. В процессе самоорганизации предприятие адаптируется к изменяющимся условиям и формирует согласованную стратегию.

Основными направлениями адаптивного управления и управленческого обеспечения самоорганизации являются:

- поддержание процессов самоорганизации, не теряя единой цели функционирования организации;

- формирование и реализация адаптивного управления через индикативное регулирование самоорганизующихся подсистем;

- правильная организация социального пространства - перераспределение задач, делегирование полномочий, развитие горизонтальных связей;

- формирование единого культурного поля организации;

- развитие субъектного потенциала (готовность и желания сотрудников).

Адаптивное управление, основанное на принципах самоорганизации и

индикативном регулировании, решают основную задачу управления организацией в современных динамических условиях. Рассматриваемые принципы управления позволяют не только планировать цели и задачи на основе возможных «возмущений», но главное - реализовывать сам процесс управления, контролировать его, а, следовательно, корректировать исходя из новых задач, диктуемых изменениями внешней среды и внутренней структуры. Тем самым, активно взаимодействуя с внешней средой, организация приспосабливает ее к реализации намеченной стратегии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Багриновский К.А. О методах адаптивного управления в переходной экономике//^^^ socionet.ru.

2. Голубков Е.П. Системный анализ как методологическая основа принятия решений// Менеджмент в России и за рубежом. 2003.№3.

3. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. Словарь современной экономической науки. - М.: Дело, 2003.

4. Сивова С.В. Нуждается ли самоорганизация в управленческом обеспечении?// Проблемы теории и практики управления. 1997. №3.

5. Скурихин В.И., Забродский В.А., Копейченко Ю.В. Проектирование систем адаптивного управления производством. - Харьков: Вища школа, 1984.

6. Тарасов В. Тектология А.Богданова и неоклассическая теория организаций -предвестники эры реинжиниринга// Проблемы теории и практики управления. 1998. №4.

7. Тренев Н.Н. Стратегическое управление предприятием на основе самоорганизации// www.cfin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.