Научная статья на тему 'Применение индикативного планирования в угольной промышленности Российской Федерации'

Применение индикативного планирования в угольной промышленности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение индикативного планирования в угольной промышленности Российской Федерации»

нако эти преимущества фактически не используются. Образовательный потенциал уходит в виде утечки мозгов, неэффективность доходов от природных ресурсов иллюстрируется тем, что дополнительные доходы от нефти почти исчерпаны и при этом повышаются налоги.

Экономика знаний сможет внести значительный вклад в ВВП страны только тогда, когда будет расти производство знаний, с одной стороны, и потребление этих знаний предпринимателями и инженерами, с другой стороны. Для выполнения этого условия нужны новые технологии, способные превращать фундаментальное знание в деньги. Природа таких технологий заключается в консолидации усилий изобретателей, предпринимателей и инвесторов с учетом требований международных стандартов. Такая консолидация создает синергетический эффект быстрее, чем с помощью инноградов.

Что нужно сделать для преодоления опасности дезинтеграции и значительного отставания России от многих стран в области высоких технологий и ухода от сложившейся сырьевой модели экономики? Прежде всего, вывести экспертизу проектов на новый качественный глобальный уровень. Для этого необходимо разработать и внедрить новые четкие профессиональные критерии для вертикальных, горизонтальных, локальных, международных и глобальных категорий компетенций экспертов и менеджеров, участвующих в независимом рецензировании проектов.

Нужно внедрить системы управления знаниями на предприятиях, в госучреждениях так, как это делается в глобальных инновационных супермаркетах, гарантирующих высокое качество преобразования знаний в коммерческую продукцию. Совместными усилиями власти и общества нужно сделать невозможным существование компаний, выпускающих неконкурентную продукцию с невысокой добавленной стоимостью и не использующих знания о проектах шестой технологической волны.

Нужно перевести банки и иные финансовые институты, осуществляющие инвестиции в экономику, на работу с системами эффективного контроля инвестиций с помощью глобальных инвестиционных стандартов. Необходимо усилить взаимодействие экономик разных стран, направленное на увеличение вклада в ВВП за счет производства знаний, с одной стороны, и потребления этих знаний предпринимателями и инженерами, с другой стороны.

Для выполнения этих условий нужно использовать мировой инновационный опыт стартапов и инновационных супермаркетов. К этому нужно добавить настрой на успех модернизации страны гражданского общества, усиление борьбы с коррупцией, высокую мотивацию инновационных менеджеров к М, дешевую и добросовестную рабочую силу, способную работать на современном оборудовании и эффективную государственную бюрократию.

Список литературы

1. Арнольд В.И. Теория катастроф. - М., 1990.

2. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения - избранные труды. - М.: Экономика, 2002.

3. Мун Ф. Хаотические колебания / Пер. с англ. - М., 1990.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946.

5. Хакен Г. Синергетика / Пер. с англ. - М.,1985.

6. Шустер Г. Детерминированный хаос / Пер. с англ. - М., 1988.

7. Эйген М., Винклер Р. Игра жизнь. - М.: Наука, 1979. - С. 53.

8. Моисеев Н.Н. Человек. Среда. Общество. - М., 1982.

9. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. - М., 1974.

10. Николае Г. Самоорганизация в неравновесных системах. - М., 1979.

11. Овчинников В.В. Глобальная конкуренция. - М.: ИНЭС, 2008

12. Материалы Всемирного экономического форума. - Давос. 2001-2010.

13. Овчинников В.В. Системы управления в плоских сетевых структурах. Учебное пособие для инновационных менеджеров. - Пекин: Университет бизнеса, 2009.

14. Овчинников В.В. Финансовый менеджмент. Учебное пособие для международных проектных семинаров «Финансовый менеджмент с использованием международных инвестиционных стандартов». - М.: ИНЭС, 2009.

15. Овчинников В.В. Менеджмент качества. Учебное пособие. - М.: ИНЭС, 2009.

16. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильямс, 2001.

17. Кристенсон К. Дилемма инноватора. - Осло: ИРПР, 2008.

Плакиткина Л. С.

к.т.н., зав. лабораторией Института энергетических исследований РАН

ПРИМЕНЕНИЕ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Формы индикативного планирования и индикативных планов

Индикативное планирование (от лат. «indicator» - указатель) - это советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне, которое является способом вовлечения самостоятельных субъектов рынка на паритетных началах с государством в разработку и реализацию программ развития. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), которые характеризуют состояние и развитие как отдельных отраслей, так и экономики страны в целом, соответствующие государственной социально-экономической

политике, а также становление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов. Составленные плановые документы содержат лишь общие контуры государственного прогноза о желаемом развитии экономики, а также включают решения о государственных расходах и капиталовложениях. В отличие от директивного планирования индикативное планирование предусматривает равноправное взаимодействие хозяйствующих субъектов, их непосредственную вовлеченность в процесс управления экономикой при приоритете государственных интересов.

Таким образом, индикативное планирование - это разновидность государственного регулирования, которое носит характер прогноза и представляет собой программы, составляемые с целью помочь хозяйствующим субъектам РФ ориентироваться при разработке собственных планов на видение экономического будущего государственными органами и привлеченными ими научными организациями. Это способ регулирования экономических процессов с помощью определения рекомендуемых целей развития производства и создания государством финансовых и других стимулов для тех компаний, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями.

Главные достоинства индикативного планирования - снижение неопределенности при принятии решений, увеличение стабильности экономики. По своему содержанию процесс индикативного планирования схож с процессом консультирования, основными функциями которого являются: обоснование целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики, информирование, ориентация и стимулирование компаний.

Индикативные планы позволяют органично и взаимосвязано соединить в едином документе концепции социально-экономической политики страны, прогнозы функционирования экономики, как отдельных отраслей, так и страны в целом, и систему экономических регуляторов с программами и намерениями субъектов РФ и компаний.

В соответствии с поставленными целями выделяют следующие основные формы индикативных планов:

- план конъюнктурного характера, направленный на тесную увязку параметров бюджета с прогнозом социально-экономического развития и инфляции;

- план стратегического характера, направленный на определение главных приоритетов экономики с определением роли государства в их выполнении.

С точки зрения горизонта планирования выделяют три формы индикативных планов:

♦♦♦ стратегические долгосрочные индикативные планы - разрабатываются на срок 10-15 лет. Они имеют четкую целевую направленность, стратегический характер и представляют собой комплексные прогнозы основных параметров развития экономики, использования и сбережения природных ресурсов, научно-технического прогресса, показателей качества жизни населения;

♦♦♦ стратегические среднесрочные индикативные планы - разрабатываются на срок 3-5 лет в форме определенных целей и характеризующих их индикаторов на планируемый период, а также основных механизмов и рычагов воздействия государства на экономику для достижения индикаторов;

♦♦♦ текущие краткосрочные индикативные планы - разрабатываются на очередной год и носят конъюнктурный характер (регулирование рынков, государственный заказ, государственные программы, субсидирование населения и субсидирование предприятий как элемент регулирования предложения товаров и услуг).

Базовым понятием системы индикативного планирования является индикатор - интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики процесса. Индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться.

В отличие от «показателя», дающего лишь количественную констатацию, индикатор имеет векторный, направленный характер. Индикаторы ограничивают предельные пороговые (минимальные и максимальные) значения, например, в отношении уровня прибыльности, налоговых ставок и прочих показателей. Внутри предельных границ образуется так называемый коридор - необходимый и достаточный для принятия управленческого решения, но при этом необходимо установить адекватные пороговые значения коридора.

Формирование индикаторов - это процесс, увязанный во временном аспекте. В этом случае ставится целью получение единого индикатора, характеризующего состояние объекта управления. При этом актуальным является вопрос о величине удельного веса каждого из отдельных регуляторов при их агрегировании.

Анализ существующих моделей индикативного планирования в зарубежной практике

С точки зрения соотношения государственного регулирования экономики и рыночного саморегулирования в зарубежной практике применяются четыре разновидности индикативного планирования.

Первая разновидность (китайская модель) индикативного планирования предусматривает преобладание государственного сектора экономики с наличием частного сектора. В этом случае наблюдается господство централизованного планирования макроэкономических процессов и основных стратегических направлений на мезо- и микроуровнях, что предполагает определенную самостоятельность предприятий. Подобное сочетание близко к директивному планированию и, в определенной степени, соответствует понятию «полного хозяйственного расчета» предприятий в условиях централизованного народнохозяйственного планирования. Суть современной интерпретации данной разновидности индикативного планирования может быть кратко сформулирована следующим образом: это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной социально-экономической политике, а также установление мер государственного воздействия на протекание социальных и экономических процессов с целью достижения указанных параметров.

Вторая разновидность (модель США) индикативного планирования предполагает, что общегосударственное планирование социально-экономического развития страны осуществляется в форме государственных программ, которые формально не являются законом для хозяйствующих субъектов других форм собственности. В этом случае основная функция индикативного планирования сводится к информационно-ориентирующей, а, по сути, - к мотиваци-онной и предполагает ориентирование и мобилизацию частных предприятий на выполнение задач, сформулированных государством, в общенациональных интересах. План, как таковой, вообще не формируется, но каждая задача развития экономики страны, отдельной отрасли принимается к исполнению федеральным правительством, закрепляется специальным федеральным бюджетным законом, сроком от 10 до 20 лет. Поэтому, практика индикативного планирования в США может быть условно названа адаптивной.

Третья разновидность (японская модель) индикативного планирования имеет две отличительные особенности:

- наличие обязательных заданий для государственного сектора экономики;

- установление желаемых параметров, с помощью которых предприятия частного сектора экономики ориентируются на планы государства, даже если это для них не является обязательным.

Практика планирования в Японии свидетельствует о том, что подавляющее число японских компаний (преимущественно крупных) способствуют реализации общегосударственного плана и планируют свою деятельность, исходя из его показателей и ориентиров.

Использование преимущественно неформальных методов государственного регулирования, таких, как переговоры и компромиссы, потребовало организации непрерывного обмена мнениями между правительством и бизнесом. Причем в определенной степени такое сотрудничество осуществляется через сеть соответствующих организаций, обеспечивающих посредничество между государством и частными компаниями.

Вследствие этого государственный план может рассматриваться как система, состоящая из двух групп показателей:

I группа - показатели, предназначенные для органов государственной власти и реализующие централизованное управление. Это директивные показатели, которые включают государственный заказ, лимиты и экономические регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы);

II группа - показатели, косвенно регулирующие развитие различных секторов национальной экономики (или ориентирующие показатели, выступающие в форме контрольных цифр, имеющие информационное значение для предприятий всех форм собственности и регионов).

Для России может быть достаточно полезен японский опыт. Представляется, что его главная ценность заключается в том, что японская система управления развивалась как синтез национальных идей и лучших достижений западного мира.

Четвертая разновидность (французская модель) индикативного планирования предполагает, что оно может являться не только механизмом информационного обеспечения, но и механизмом координации действий и интересов государства, а также других субъектов экономики. В этом случае правительство, в основном, воздействует на экономические процессы посредством координации и обмена информацией о взаимно совместимых планах, что заинтересовывает всех участников (предприятия, отрасли, регионы) в их выполнении.

Французские индикативные планы составляются, как правило, на пятилетний период и носят аналитический характер. Они включают проекты, предусматривающие совместное их финансирование партнерами - предпринимателями, центральными и местными властями, профсоюзами и другими институтами. В них фиксируются общие черты желаемого экономического и социального развития. Индикативный план включает формулировки среднесрочных целей развития экономики Франции, прогнозные показатели и тенденции, концептуальные алгоритмы преобразования структурных пропорций. Ключевые разделы плана касаются экономического роста, инвестиций, финансовых потоков, сбалансированности экономики, инфляции и конкуренции. В большинстве случаев стратегические задачи выражаются в конкретных (количественно определенных) плановых заданиях, но последние носят второстепенный характер.

Представленный выше зарубежный опыт свидетельствует о широком использовании различных моделей индикативного планирования в экономике. В качестве модели индикативного планирования (в данном случае угольной отрасли) может быть использован симбиоз американской и французской моделей, с использованием позитивно зарекомендовавших себя элементов японской и китайской моделей, адаптированных под условия развития российского угольного бизнеса.

Анализ применения отраслевого контракта между государством, администрацией субъекта РФ и бизнесом (угольными компаниями) как инструмент синхронизации отраслевых программ при реализации партнерства между государством и частным бизнесом

В зарубежной практике синхронизация производственных программ крупных отраслевых компаний происходит, как правило, при активном участии государства. Для крупного бизнеса характерна иная, более высокая, чем у среднего и мелкого бизнеса, социально - экономическая ответственность перед государством за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности. Реализуя стратегию партнерства между государством и частным бизнесом, развитые страны при синхронизации производственных программ крупных отраслевых компаний успешно сочетают рыночные механизмы саморегулирования с государственным прогнозированием развития экономики. Как правило, такая синхронизация осуществляется с использованием двух взаимодополняющих элементов: государственного контракта и индикативного планирования. Считается, что партнерство государства и частного бизнеса, реализуемое через отраслевые контракты, позволяет повысить конкурентоспособность отрасли в целом.

Особенно сильно контрактная система развита в США. При этом следует отметить, что в соответствии с зарубежной практикой, система отраслевых контрактов не подразумевает прямого финансирования отрасли. Отраслевой контракт - это соглашение между государством и отраслью, где на стороне государства выступает соответствующее министерство, а на стороне отрасли - группа компаний.

Поэтому, для угольной промышленности инициирование отраслевого контракта может быть осуществлено путем подачи заявки от одной или нескольких отраслевых компаний.

Отраслевой контракт может состоять из следующих частей:

- намерений отраслевого бизнеса (в данном случае компаний по добыче угля);

- намерений администраций субъектов РФ;

- намерений государства (в данном случае Минэнерго России);

- взаимосогласованного индикативного плана развития между угольными компаниями, субъектами РФ и Минэнерго России.

В качестве основных намерений бизнес-компаний (угольных компаний) могут быть:

- достижение определенного объема производства за задаваемый период времени;

- достижение определенного объема экспорта/импорта за задаваемый период времени;

- обязательства по модернизации производства и др.

Государство (в данном случае Минэнерго России), или (и) администрация субъектов РФ в целях стимулирования развития своего бизнес-партнера (в данном случае угольных компаний) может взять на себя следующие обязательства:

- обеспечение мер по созданию благоприятного таможенного и налогового режимов;

- организация долгосрочного кредитования экспортных поставок оборудования с длительным сроком изготовления;

- обеспечение привлечения внешних инвестиций под государственные гарантии;

- предоставление лицензий;

- обеспечение мер по созданию благоприятного амортизационного режима и т д.

- организацию лизинговой компании для отрасли;

- регулирование тарифов государственных монополий, в частности, тарифов РЖД на транспортировку продукции с целью обеспечения ее конкурентоспособности.

Работа по отраслевому контракту, как правило, координируется специальным отраслевым советом, состав и функции которого приведены в следующем разделе.

Ядром государственного контракта является индикативный план, который представляет собой свод взаимосогласованных параметров развития отрасли (в данном случае угольной отрасли). Процесс индикативного планирования направлен на поиск консенсуса между отдельными сторонами отраслевого контракты (угольными компаниями, администрациями субъектов РФ и Минэнерго РФ), на вовлечение в процесс разработки и принятия решений сторон представителей науки и общественности, включая профсоюзы.

Вышеприведенное позволяет решить проблему согласования интересов развития угольных компаний, администраций субъектов РФ и государства (в данном случае в лице Минэнерго России).

Предложения по использованию отраслевых контрактов и согласованных индикативных планов для синхронизации программ развития угольной отрасли с развитием смежных отраслей экономики

В соответствии с анализом зарубежного опыта синхронизация производственных программ угольной отрасли с развитием смежных отраслей экономики возможна на основе разработки отраслевых контрактов. Сторонами контракта, в случае угольной отрасли, могут выступать Минэнерго России и администрации субъектов Российской Федерации, представляющие интересы государства. Сторонами, представляющими интересы бизнеса, должны выступать угольные компании.

Для координации действий в рамках реализации отраслевого контракта необходимо создать координационный совет из представителей:

- государства (в лице Минэнерго России и администрации субъектов Российской Федерации);

- угольных компаний;

- горно-металлургических компаний, связанных с угольным бизнесом;

- электроэнергетических компаний, связанных с угольным бизнесом;

- сельскохозяйственных компаний, связанных с угольным бизнесом;

- коммунально-бытовых компаний, связанных с угольным бизнесом;

- научно-технической общественности;

- профсоюзов.

Отдельным вопросом, требующим решения, является участие в координационном совете профсоюзов. Это решение в известной степени будет зависеть от объемов социальных обязательств бизнеса и государства в соответствующих отраслевых контрактах.

Содержание отраслевого контракта базируется на декларируемых намерениях представителей бизнеса и государства, реализуемых в определенный период времени. В рассматриваемом случае в качестве такого периода может быть взят пятилетний период времени. Намерения бизнеса отражаются в разработанных им производственных программах по угольной, электроэнергетической и сельскохозяйственной отраслям, металлургии, а также коммунально-

бытовому сектору экономики страны и отдельных субъектов РФ. Эти программы должны согласовываться под эгидой государства (Минэнерго России и администраций субъектов Российской Федерации) с целью дальнейшей их синхронной реализации. Результирующие параметры такого согласования должны отражаться в индикативном пятилетнем плане, являющемся неотъемлемой частью отраслевого контракта. В качестве намерений государства в реализации согласованных пятилетних производственных программ могут выступать:

- принятие мер по созданию рационального налогового и таможенного режима;

- осуществление действий государственных органов власти по защите экспортного потенциала отраслей, представленных в контракте;

- представление благоприятного амортизационного режима;

- обеспечение мер по софинансированию отраслевых инвестиционных проектов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- предоставление государственных гарантий под экспортные поставки;

- обеспечение лизинговой формы привлечения инвестиций и др.

Учитывая, что обязательства государства, предусмотренные в контракте, могут превышать полномочия Минэнерго России, утверждение контракта должно предваряться его согласованием в администрациях субъектов РФ и других федеральных органах исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. Такими федеральными органами, как правило, будут являться Министерство финансов России, Министерство экономического развития, Министерство природных ресурсов России, Федеральная антимонопольная служба.

Помимо намерений сторон, в отраслевом контракте должен быть предусмотрен механизм годовой корректировки принятых согласованных пятилетних решений.

Фактически, государственный контракт и пятилетний индикативный план представляют собой сводный документ, в котором на основе расчетов, связанных с формированием пятилетних индикативных планов, представлены не только параметры синхронного развития угольной, металлургической, электроэнергетической, сельскохозяйственной отраслей экономики страны и отдельных субъектов РФ, но и взаимные обязательства государства и бизнеса, направленные на их реализацию.

Синхронизация производственных отраслевых программ должна производиться на основе согласования в рамках подготовки индикативного плана ниже приведенных показателей.

По электроэнергетическому, металлургическому, сельскохозяйственному, коммунально-бытовому комплексам должны быть приведены, как минимум, следующие показатели развития по годам пятилетки:

- годовой спрос на уголь - всего, в том числе для секторов экономики:

♦♦♦ электроэнергетического;

♦♦♦ металлургии;

♦♦♦ сельскохозяйственного;

♦♦♦ коммунально-бытового;

- годовой импорт угля и цены его приобретения;

- годовой экспорт угля и экспортные цены на уголь;

- оценка рыночных цен на поставляемый уголь для электроэнергетического, металлургического, сельскохозяйственного, коммунально-бытового секторов экономики.

Все эти показатели в режиме согласования должны быть представлены электроэнергетическими, металлургическими, сельскохозяйственными, коммунально-бытовыми компаниями администрациям субъектов РФ и Минэнерго России для проведения первичных работ по их своду и «доведения» до масштабов отраслевых оценок. Проведение сводных работ должно выполняться в Минэнерго России соответствующим департаментом (например, Угольной и торфяной промышленности) или привлеченной научно-исследовательской организацией.

Сводные показатели по электроэнергетическому, металлургическому, сельскохозяйственному, коммунально-бытовому секторам экономики должны быть направлены Минэнерго России и администрациями субъектов РФ угольным компаниям, являющимся стороной отраслевого контракта.

Параллельно с подготовкой сводных показателей на базе программ развития электроэнергетических компаний в рамках разработки индикативного плана должно осуществляться формирование ниже следующих показателей развития тепло- электроэнергетики (по годам пятилетнего периода):

- годовое производство электроэнергии и тепла;

- цены на электроэнергию и тепло;

- годовое производство электроэнергии и тепла, вырабатываемых на угольной генерации;

- удельный расход угля на выработку электроэнергии и тепла на угольных электростанциях;

- годовой спрос на уголь на объектах тепловой и электрической генерации;

- рыночные цены на закупку угля;

- годовой импорт угля и цен на его приобретение;

- объемы перевозимого угля для производства тепла и электроэнергии;

- тарифы на железнодорожные перевозки.

Все эти показатели в режиме согласования должны быть представлены электроэнергетическими компаниями в Минэнерго России для проведения первоначальных работ по их своду.

Минэнерго России, в соответствии с установленными процедурами, должно обобщить предоставленные показатели до отраслевого уровня (электроэнергетики с выделением топливной энергии), в том числе по субъектам РФ.

Таким образом, на первом этапе разработки индикативного плана в Минэнерго РФ (или под его руководством, или в одной из привлеченных Минэнерго РФ научно-исследовательских организаций) формируется система сводных

показателей по электроэнергетическому, металлургическому, коммунально-бытовому и сельскохозяйственному секторам экономики страны, определяющим спрос и цены на угольную продукцию.

Угольные компании, в свою очередь, в рамках работ по разработке индикативного плана, в соответствии со своими производственными программами и с учетом сводных показателей по электроэнергетическому, металлургическому, коммунально-бытовому и сельскохозяйственному секторам экономики, должны представить в Минэнерго России и в администрацию своего региона информацию о своих намечаемых объемах производства, ценам и инвестициям (по годам пятилетки), а именно:

- объем добычи угля - всего, в т. ч. коксующегося и энергетического;

- объем поставок угля на экспорт;

- прогнозные цены угля - всего, в том числе для производства тепла и электроэнергии (нужд электроэнергетики), коммунально-бытового сектора и сельского хозяйства, нужд металлургии;

- прогнозные экспортные цены угля;

- прогнозные цены угля на внутреннем рынке, в том числе:

♦♦♦ прогнозные цены угля для электроэнергетики;

♦♦♦ прогнозные цены угля для коммунально-бытового сектора;

♦♦♦ прогнозные цены угля для сельского хозяйства;

♦♦♦ прогнозные цены угля для нужд металлургии;

- текущие затраты на добычу угля (себестоимость);

- инвестиционные затраты на добычу угля;

- прогнозные тарифы на перевозку угля на экспорт и внутренний рынок;

- прогнозные мощности предприятий угольной отрасли.

Этот минимальный по угольной отрасли объем показателей должен направляться в администрацию субъекта РФ, в котором он расположен, а оттуда - в Минэнерго России для свода и последующего анализа.

Свод объемных показателей должен осуществляться в Минэнерго России на основе формирования варианта баланса угля по годам пятилетки.

Сбалансированные объемы добычи угля должны проверяться на наличие заявленных сводных производственных мощностей и инвестиций, требуемых для их необходимого наращивания.

Ценовой ряд, получаемый на основе сводного прогноза цен от угольных компаний и администраций субъектов РФ, должен сопоставляться с предложениями по ценовому ряду на уголь, полученному от отдельных секторов экономики. Необходимо отметить, что разработка пятилетнего плана должна предусматривать итерационные процессы, реализуемые на основе системы возвратных планов, при которых между участниками контракта поэтапно должны согласовываться баланс угля и цены на уголь.

При разработке индикативного пятилетнего плана возможно проведение вариантных расчетов в отношении цен и объемов добычи угля для формирования оптимального индикативного плана и, соответственно, индикативного баланса угля. Как правило, для этого достаточно провести расчетные оценки по нескольким вариантам.

Параметры рационального варианта развития угольной отрасли должны составлять основу индикативного плана, в том числе индикативного баланса угля.

Предлагаемые процедуры согласования дают возможность для синхронизации отраслевых программ угольного, металлургического, электроэнергетического, коммунально-бытового и сельскохозяйственного секторов экономики. Для их реализации необходимо разработать:

- отраслевой контракт;

- показатели пятилетнего индикативного планирования;

- методику подготовки пятилетних индикативных планов;

- методику согласования предложений угольных компаний для разработки индикативных планов (система возвратных планов);

- методику мониторинга индикативных планов и годовой их корректировки;

- методику принятия и утверждения индикативных планов развития угольной отрасли.

Запуск механизмов отраслевого контракта и индикативного планирования позволяет не только синхронизировать отраслевые производственные программы, но и за счет сформированных в контракте обязательств сторон, невыполнение которых сопровождается ежегодным анализом их причин, выявить «точки» потенциальных конфликтов между государством (Минэнерго РФ и администрацией субъектов РФ) и угольными компаниями. Выявление «точек» конфликтов относительно причин невыполнения пунктов контракта и плана является основой для принятия последующих корректирующих действий, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.

Предлагаемая система документов и процедур отраслевого контракта и индикативного планирования позволяет синхронизировать взаимоотношения угольного бизнеса с бизнесом смежных отраслей в рамках реализации партнерства между государством и частным бизнесом. Аналогично система документации может быть разработана и для других отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.